Научная статья на тему 'Кочевая школа как мобильная форма школьной сети в условиях Севера'

Кочевая школа как мобильная форма школьной сети в условиях Севера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
866
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЧЕВАЯ ШКОЛА / НАРОДЫ СЕВЕРА / РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ / ТРАДИЦИИ / ХОЗЯЙСТВО / САМОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА / СПЕЦИФИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОЧЕВОЙ УКЛАД ЖИЗНИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроев Николай Дмитриевич, Неустроева Анна Николаевна

В начале 90-х гг. ХХ века начался новый этап в развитии этнической идентичности у коренных малочисленных народов Севера. Новые социально-экономические преобразования в стране привели их к традиционным истокам, возрождению самобытной культуры, хозяйства, истории и языка. Появились молодые кочевые семьи и родовые общины. Возникла необходимость создания сети кочевых школ для развития родного языка, семейного воспитания и преемственности поколений. Традиционные отрасли хозяйствования стали системно поддерживаться государством. Организация образовательного процесса в кочевых школах имеет свою специфику с учетом кочевого уклада жизнедеятельности народов Севера. Созданные учебно-методические базы кочевых школ включают набор программ и видов деятельности, направленных на преобразование школы в социокультурный институт. Речь идет о соединении социального и культурного, исторического и современного. В этой ситуации просматривается ряд культурно-образовательных стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nomadic School as a Mobile Form of a School Network in the Conditions of the North

The early 1990s saw the beginning of a new stage in the development of self-determination and ethnic identity in the indigenous peoples of the North. New social and economic transformations in the country led them to traditional sources, there was a need of revival of original culture, economy, history and language. There appeared young nomadic families and tribal communities, and thus a need of a network of nomadic schools for development of the native languages, family education, and continuity of generations The state established a systemic support of the traditional branches of economy. The organization of educational process at nomadic schools has specifics due to the nomadic way of living of the peoples of the North. The created educational and methodical bases of the nomadic schools include a set of curricula and activities directed on transformation of school into a sociocultural institution. It is a matter of connecting the social and cultural, historical and modern. In this situation, there is a number of cultural and educational strategies.

Текст научной работы на тему «Кочевая школа как мобильная форма школьной сети в условиях Севера»

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

УДК 373.018.532(571.56) Н. Д. Неустроев, А. Н. Неустроева

КОЧЕВАЯ ШКОЛА КАК МОБИЛЬНАЯ ФОРМА ШКОЛЬНОЙ СЕТИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА

В начале 90-х гг. ХХ века начался новый этап в развитии этнической идентичности у коренных малочисленных народов Севера. Новые социально-экономические преобразования в стране привели их к традиционным истокам, возрождению самобытной культуры, хозяйства, истории и языка. Появились молодые кочевые семьи и родовые общины. Возникла необходимость создания сети кочевых школ для развития родного языка, семейного воспитания и преемственности поколений. Традиционные отрасли хозяйствования стали системно поддерживаться государством. Организация образовательного процесса в кочевых школах имеет свою специфику с учетом кочевого уклада жизнедеятельности народов Севера. Созданные учебно-методические базы кочевых школ включают набор программ и видов деятельности, направленных на преобразование школы в социокультурный институт. Речь идет о соединении социального и культурного, исторического и современного. В этой ситуации просматривается ряд культурно-образовательных стратегий.

Ключевые слова: кочевая школа, народы Севера, родовые общины, традиции, хозяйство, самобытная культура, специфика, образовательный процесс, кочевой уклад жизни, социокультурный институт, образовательно-культурные стратегии.

N. D. Neustroev, A.N. Neustroeva

Nomadic School as a Mobile Form of a School Network in the Conditions of the North

The early 1990s saw the beginning of a new stage in the development of self-determination and ethnic identity in the indigenous peoples of the North. New social and economic transformations in the country led them to traditional sources, there was a need of revival of original culture, economy, history and language. There appeared young nomadic families and tribal communities, and thus a need of a network of nomadic schools for development of the native languages, family education, and continuity of generations The state established a systemic support of the traditional branches of economy. The organization of educational process at nomadic

НЕУСТРОЕВ Николай Дмитриевич - д. п. н., профессор кафедры начального образования ПИ СВФУ им. М. К. Аммосова.

E-mail: [email protected]

NEUSTROEV Nikolay Dmitrievich - Doctor of pedagogical sciences, Professor of the department of primary education of the pedagogical institute, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov.

E-mail: [email protected]

НЕУСТРОЕВА Анна Николаевна - к. п. н., доцент, заведующий кафедрой начального образования ПИ СВФУ имени М. К. Аммосова».

E-mail: [email protected]

NEUSTROEVA Anna Nikolaevna - Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Chair of the department of primary education of the pedagogical institute, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov.

E-mail: [email protected]

schools has specifics due to the nomadic way of living of the peoples of the North. The created educational and methodical bases of the nomadic schools include a set of curricula and activities directed on transformation of school into a sociocultural institution. It is a matter of connecting the social and cultural, historical and modern. In this situation, there is a number of cultural and educational strategies.

Keywords: nomadic school, peoples of the North, tribal communities, traditions, economy, original culture, specifics, educational process, nomadic tenor of life, sociocultural institute, educational and cultural strategy.

Введение

Жизнь и деятельность кочевых коренных малочисленных народов Севера непосредственно связаны с природой. Они создали веками традиционную культуру бережного природопользования, уникальные отрасли хозяйствования (охота, рыболовство, оленеводство) и умение жить в экстремальных условиях Севера. На территории Республики Саха (Якутия) проживают 5 коренных малочисленных народов Севера: эвенки, эвены, юкагиры, долганы, чукчи, которые, сохраняя исконные территории предков, ведут кочевой и полукочевой образ в тайге, тундре и горной местности.

В начале 90-х гг. ХХ века начался новый этап возрождения и развития коренных малочисленных народов Севера. Социальная ситуация тех времен привела народы Севера к возвращению традиционным истокам: к самобытной культуре, быту, истории и языку. Появились новые формы хозяйствования - родовые общины. Для обеспечения конституционных прав на образование создаются кочевые образовательные учреждения для детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни.

Цель кочевых школ - обеспечение доступности образования в условиях кочевья. Именно с такой целью появились первые кочевые школы в 20-30-х гг. ХХ века до создания соответствующей системы школьного образования на Севере. Современные кочевые школы - это новые модели мобильного образовательного учреждения, которые адаптируют систему школьного образования в условиях кочевья с использованием инновационных образовательных технологий. В частности, в связи с переходом к рыночным отношениям, новым формам хозяйствования, расширением сферы обитания в бескрайних просторах тундры и лесотундры сохраняется кочевой и полукочевой образ жизни [1].

Проблемы и специфика кочевой школы

В 90-е гг. вновь создаваемые кочевые школы имели много проблемных вопросов: разработку нормативно-правовой базы, особенности организации деятельности кочевой школы; слабую учебно-материальная оснащенность, несоответствие учебного помещения, оборудования к условиям кочевья; нехватку профессионально подготовленных педагогических кадров. Социокультурная роль кочевой школы приобрела государственное и международное значение. Социальный заказ народов Севера на создание сети кочевых школ для развития языка и культуры, семейного воспитания и преемственности поколений, традиционных отраслей хозяйствования стал поддерживаться государством. В условиях современной экологической ситуации требовались существенные дополнения и изменения по формированию у учащихся экологического сознания, ответственности за судьбу окружающей природной среды, стремления к активной деятельности по ее защите [2, 3].

Организация образовательно-воспитательного процесса в кочевых школах имеет свою специфику с учетом кочевого уклада жизнедеятельности народов Севера: особый годовой график и режим учебной деятельности в зависимости от вида той или иной традиционной отрасли хозяйства [2, 3].

В частности, основная особенность организации урока в кочевой школе заключается в одновременной работе с учащимися различных классов с 1 по 4. Например, в кочевой школе 9 учащихся, из них первоклассников 3, второклассников - 2, третьеклассников - 2, четвер-токлассников - 2. По расписанию у них обычно разные предметные уроки (русский язык, чтение, математика, окружающий мир). У них совместные уроки: труд, физкультура, рисование. Разумеется, что учителю очень сложно работать со всеми классами в течение 45 минут. Фактически урок распадается на ряд уроков по классам, образуются как бы уроки в уроке.

С одной стороны, учитель озабочен логикой развертывания большого урока, согласованностью и слаженностью его частей при переходе с одного класса к другому. При этом меньше приходится обращать внимание на маленькие уроки. С другой стороны, для ученика большой урок не представляет никакого интереса, для него существует только часть его, тот маленький урок на десяток минут, в котором он должен участвовать - работать и получать знания. Как видно, большую часть времени большого урока каждый класс занимается самостоятельно.

Есть другая особенность урока в кочевой школе, которую можно считать как ее преимущество - это малая наполняемость (малочисленность) класса. Учитель имеет возможность чаще общаться с каждым учащимся, мимоходом спрашивать и быстро обнаруживать недочеты в течение большого урока. При этом считается как позитивное и то, что ребята вынужденно приучаются к самостоятельной работе, которая, помимо учебных целей, имеет большое воспитательное значение. Она укрепляет волю учащегося, воспитывает организованность и исполнительность; учит быстро приниматься за работу и проверять ее результаты.

Важной и ответственной особенностью кочевой школы является грамотное составление расписания учебных занятий. При множестве условий, влияющих на работоспособность учащихся в течение учебного дня, самыми результативными являются второй и третий уроки. Поэтому уроки менее трудные и связанные преимущественно с движением и практической деятельностью детей, физкультуры, труда, рисования, пения и другие, учитель постарается включить первым или четвертым уроком.

Успешная плодотворная работа учителя с несколькими классами - это планирование уроков с учетом ряда особенностей:

- уровня подготовки каждого класса, навыков самостоятельной работы;

- ситуации, когда в одном классе изучение нового материала, а в другом закрепление или повторение;

- степени трудности изучаемого или повторяемого материала.

Часть общего времени большого урока следует выделять на обучение приемам самостоятельной работы. Значительную часть уроков, осваивая самостоятельно, учащиеся должны овладеть постепенно такими общими приемами самостоятельной работы, как ясное представление ее цели, выполнение, проверка и исправление ошибок. Для самостоятельной работы наряду с учебником следует систематически использовать и другие справочные, вспомогательные материалы. Задания часто даются каждому учащемуся индивидуально, речь идет о дифференциации их с учетом возможностей и способностей каждого учащегося.

При организации учебно-воспитательной работы кочевой школы есть и такая нестандартная ситуация, когда во время долгого пути кочевья учитель работает с детьми уже в природных условиях. Все занятия строятся на основе того, что видят и слышат ребята по пути кочевания. Идет непринужденное живое общение детей с учителем. Все стараются сообщить о своих впечатлениях и мыслях, пишут или изображают что-то прямо на снегу. Это тоже интересно и своеобразно.

Факторы и условия, обеспечивающие результативность деятельности кочевой школы

На эффективность и результативность реализации программ развития кочевых школ влияют ряд факторов: социокультурная ситуация на местах; заинтересованность хозяйств; специальная подготовка педагогических кадров; материально-техническая, учебно-методическая обеспеченность образовательного учреждения. Все эти факторы, взаимодействуя в совокупности, непосредственно влияют на эффективность реализации ФГОС по формированию этнокультурной личности гражданина России, способной к творческому саморазвитию [4, 5]. Родной язык, ценности, традиции, люди, как источники и живые носители содержания образования, заключены в социокультурном контексте образования [5, 6].

Рассмотрим эти факторы на примере деятельности эвенской кочевой школы «Нергэт» (первые зеленые травы) - структурного подразделения МБОУ «Себян-Кюельская средняя общеобразовательная школа имени П. А. Ламутского», открытой в 2001 г. на базе оленеводческой бригады №5 ГУП «Себян». Это продиктовано производственной необходимостью традиционной отрасли хозяйства - развитием оленеводства, а также приобщением детей к самобытной

этнической культуре, обычаям и традициям родного народа в условиях семьи и окружающей природы, в процессе кочевого образа жизни, повседневного труда и общения с родителями.

Ламынхинский наслег с центром в с. Себян-Кюель имеет 766 человек населения, т.е. это типичный показатель сравнительно хорошей демографической ситуации в условиях Севера. Из них учащихся 185, детей дошкольного возраста - 91; оленеводов - 96, чумработников - 45, кочевых семей - 35. В 2006 г. Родилось 13 детей, что свидетельствует о постепенном росте населения. Основное занятие населения - оленеводство. ГУП «Себян» имеет 21000 оленей в 11 оленеводческих бригадах. Частично ведется коневодство, создано производство кожно-меховых изделий.

Первыми учителями были Шадрина Екатерина Игоревна (образование высшее, ЯГУ, 11 лет педстажа) и Степанова Надежда Алексеевна (образование высшее, ЯГУ, 20 лет педста-жа, отличник образования РС (Я), участник международного форума «Устойчивое развитие стран Арктики и северных регионов РФ в контексте образования, науки, культуры», 2006 г.).

Организация учебно-воспитательной работы основана на личностно-ориентированном подходе к учащимся, по-существу является продолжением реальных жизненных событий, затрагивая их душу, личный опыт и ценностные позиции. Применяются методы развивающего обучения и воспитания. Воспитывающее обучение связано с решением практических жизненных задач на основе приобретенных научных знаний по принципу: «от простого к сложному, от родного кочевья к далеким странам, от особенного к общему».

Основные результаты деятельности кочевой школы и успехи учащихся заключаются в следующем. В 2006 г. проект «Кочевая школа» вошел в международный проект под эгидой ЮНЕСКО «Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным народам, путем укрепления потенциала системы общинного образования у коренных народов Севера РС (Я)» и получил грант на 3000 долларов для улучшения учебно-материальной базы. В 2007 г. кочевая школа участвовала в научно-практической конференции: «Развитие личности учащегося в условиях этнокультурного образования» в рамках юбилейных мероприятий МБОУ «Себян-Кюельская национальная эвенская СОШ имени П. А. Ламутского».

О воспитанности и развитии учащихся в условиях кочевья, семьи и родной стихии свидетельствует рассказ ученика 6 класса Димы Никитина (11 лет): «Я люблю свой родной край. Люблю мои высокие прекрасные горы, реки и цветы. Каждое лето я еду отдыхать в мое любимое стадо со своими родными. Помогаю братьям пасти оленей. Природа - это моя стихия. Я сам - дитя природы, тянусь к ней с самого детства. Горжусь тем, что сохранилось мое родословное детство. Мой дедушка - знатный оленевод. Он является примером для молодого поколения. Я тоже хочу быть, как он. Когда я был маленьким, дедушка рассказывал мне про трудную работу оленеводов. И я тогда понял, что их работа самая трудная из всех работ. Несмотря на это они работают всю жизнь, чтобы сохранить традиционный труд оленеводов. Мы, учащиеся кочевой школы, уже кое-что умеем и хотим продолжать этот тяжелый труд оленеводов в родных просторах. Я думаю, что это наше счастливое будущее, судьба родного народа».

В свою очередь, родители кочевых семей выражают удовлетворенность деятельностью кочевой школы и благодарность ее учителям. Родители Кривошапкин В. В., Захарова И. Н., Захаров Н. Н., Степанова А. И. говорят следующее: «Наши дети учатся в кочевой школе, которая находилась в оленеводческом стаде. Дети с удовольствием ходили на занятия, выполняли домашние задания. Максим, ученик 4 класса, должен был сдать экзамены за курс начальной школы. Учительница провела с ним много занятий и консультаций. Экзамены сдал в поселке хорошо, это для нас общая радость и жизненный стимул. Кочевая школа для нас необходима, мы постоянно кочуем, редко бываем в поселке. Дети должны быть с родителями, особенно в младшем возрасте. Живя вместе с родителями, они хорошо знакомятся с бытом оленеводов, с их нелегким трудом, учатся умениям и навыкам кочевого образа жизни. Хотелось бы, чтобы всегда была учебно-материальная база: здание, оборудование, мебель, компьютерная техника и т. д.».

Администрация ГУП «Себян» отмечает значительную роль кочевой школы в развитии традиционной отрасли хозяйства - оленеводства и в улучшении социокультурной жизни оле-

неводов: «Из года в год около 80 детей воспитываются в кочевой школе, все они вносят свой посильный труд в оленеводческих стадах. Старшие подростки с 14 лет по договору с предприятием работают наравне со взрослыми, получают зарплату за производительный труд. Детям младшего и среднего возраста для стимулирования их труда предусмотрена денежная премия. Кочевая школа во многом способствует объединению производства и семьи, повышает работоспособность, трудовую дисциплину, укрепляет семью и духовно-нравственный подъем оленеводов. Мы всячески поддерживаем проект ЮНЕСКО по развитию кочевой школы в создании нового опыта в мировом сообществе».

В настоящее время в решении проблем деятельности кочевой школы доминирующими условиями в основном остаются укрепление учебно-материальной базы и обеспечение высококвалифицированными педагогическими кадрами согласно требованиям ФГОС нового поколения. В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) «О кочевом жилье для работников традиционных отраслей Севера Республики Саха (Якутия)», согласно статьи 3 «Основные требования к стандартам кочевого жилья» школьное здание должно быть мобильным и удобным для транспортировки различными видами транспорта, легко и быстро собираться и разбираться; выдерживать снеговые и ветровые нагрузки, быть влагонепроницаемым и морозоустойчивым; отвечать противопожарным и гигиеническим требованиям; оборудованным и обеспеченным интернет-связью [2, 3, 7]. С открытием и полноценной работой кочевой школы одновременно решаются производственно-жилищные проблемы оленеводов, охотников, рыбаков; укрепляется семья. Учащиеся не отрываются от родителей, семейного очага. В семейном кругу в детях воспитывается чувство хозяина-труженика на родной земле с малых лет. В традиционном воспитании народов Севера очень ценится жизненный пример отца и матери, всех близких людей. У ребят возникает сознание того, что оленевод - профессия зачастую наследственная, передается от отца к сыну, от матери к дочери. В настоящее время по государственной программе при создании благоприятных жилищно-бытовых условий молодежь сознательно идет в село, убеждаясь в том, что и в условиях кочевья можно жить культурно, творчески и созидательно работать.

С другой стороны, идет подготовка учителя широкого профиля для малокомплектных и кочевых школ в Педагогическом институте СВФУ им. М. К. Аммосова по системе бакалавриата «Начальное образование и тьюторство в основной малокомплектной и кочевой школе Севера». В перспективе изучается вопрос подготовки учителей по циклу профильных предметов. Установление межпредметных связей по циклам способствует интенсивному развитию учащихся на основе обобщенных логических понятий и формированию у них рациональных способов мыслительной деятельности, универсальных учебных действий. Это, в свою очередь, предполагает общую теоретическую, методическую и психолого-педагогическую подготовку учителя [6, 8]. При этом методологической основой такой специальной подготовки учителей являются этнокультурное образование и этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса.

Необходимость подготовки учителя широкого профиля востребована:

- во-первых, тенденцией увеличения численности и сохранения малокомплектных и кочевых школ;

- во-вторых, противоречием между возрастающими требованиями социального заказа общества и ограниченными возможностями учебно-воспитательного процесса, которыми располагает небольшая сельская школа (трудоемкость работы учителя, связанная с многопред-метностью преподавания, разновозрастными группами и хозяйственными заботами);

- в-третьих, интенсификацией творческого потенциала учителя: постоянным поиском адекватных форм, методов и средств по повышению качества учебно-воспитательного процесса в условиях малой наполняемости классов разновозрастного состава;

- в-четвертых, подготовка педагогических кадров широкого профиля будет квалифицированно расширять потенциальные возможности одного учителя вместо двух-трех учителей и воспитателей.

Следует отметить, что кочевая школа и ее учителя представляют социокультурный фактор в условиях кочевья. Все общественно-политические, культурно-массовые мероприятия проводятся в школе и их инициаторами и организаторами являются в основном учителя. В частности, речь идет о просветительской работе учителей с родителями и молодежью. Важным является то, что при приеме и подготовке учителей для малокомплектных и кочевых школ Севера предпочтение отдается абитуриентам из арктических улусов.

Заключение

В системе модернизации образования Российской Федерации необходимо новое измерение, в котором этнические и общечеловеческие, социальные и культурные реалии преломлялись бы в содержании и организации деятельности школы. Региональное многообразие, этнические устои и способы деятельности национального опыта позволяют добиваться колоссальных успехов в культуре и образовании всего сообщества. Ключевые основания современной модернизации образования, включая переход от системы к сфере, от ведомственного к государственно-общественному, находят своеобразные вопросы и ответы в этнорегиональ-ном, социокультурном измерении [8, 9].

С этих позиций уникальный этнорегиональный и социокультурный опыт кочевых школ Республики Саха (Якутия) в рамках международной программы ЮНЕСКО по созданию нового опыта в деле функционирования локальных форм распространения грамотности и развития образования среди населения ряда стран мира становится все более востребованным и имеет большое прогрессивное мировое значение.

На примере эвенской кочевой школы «Нергэт» раскрываются возможности и необходимость открытия кочевых школ для детей народов Севера, ведущих с родителями кочевой и полукочевой образ жизни. Оленеводческие хозяйства глубоко заинтересованы и довольны тем, что кочевая школа укрепляет семью, воспитывает детей-северян в атмосфере родной стихии, в условиях традиционного уклада жизни и деятельности, самобытной этнической культуры своего народа. Кочевая школа, функционируя в оленеводческих бригадах, способствует производственному расширению пастбищных угодий и увеличению поголовья оленей в бескрайных просторах тундры, лесотундры, тайги и горной местности. Оленеводы, охотники, рыбаки очень рады тому, что семья и дети всегда с ними, ребята воспитываются с ранних лет истинными носителями языка и культуры родного народа, хозяевами-тружениками на родной земле. Именно эти дети представляют собой будущее в развитии традиционных отраслей хозяйства и самобытной этнической культуры народов Севера.

Литература

1. Роббек В.А. Научные основы создания системы образования кочевых народов Севера / В.А. Роб-бек. - Новосибирск: Наука, 2007. - 58 с.

2. Неустроев Н.Д., Егоров В.Н., Акимов В.В. Малокомплектная кочевая школа как мобильная форма школьной сети в условиях Севера. - Якутск, 1998. - 105 с.

3. Неустроев Н.Д. и другие. Модель кочевой школы: метод. пособие. - Якутск: Офсет, 2006. - 36 с.

4. Неустроев Н.Д., Егоров В.Н. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера. - М.: Academia, 2003. - 221 с.

5. Неустроев Н.Д. Сельская малокомплектная школа Якутии в условиях инновационного развития. -Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. - 241 с.

6. Неустроев Н.Д., Саввин А.С. Национальные традиции российского образования в контексте Бо-лонского процесса. - М.: Academia, 2009. - 223 с.

7. Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным народам, путем укрепления потенциала системы общинного образования у кочевых народов севера Республики Саха (Якутия) / Центр развития кочевых образов. учреждений при Институте национальных школ Республики Саха (Якутия). Под общ. ред.: Ф.В. Габышевой и др. - Якутск: CMYK-master, 2007. - 128 с.

8. Цирульников А.М. Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях. -СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2007. - 288 с.

9. Концепция модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера РФ / Под ред. проф. Насилова Д.М. - М.: ИНПО, 2001. - 72 с.

References

1. Robbek V.A. Nauchnye osnovy sozdanija sistemy obrazovanija kochevyh narodov Severa / V.A. Robbek. - Novosibirsk: Nauka, 2007. - 58 s.

2. Neustroev N.D., Egorov V.N., Akimov V.V. Malokomplektnaja kochevaja shkola kak mobil'naja forma shkol'noj seti v uslovijah Severa. - Jakutsk, 1998. - 105 s.

3. Neustroev N.D. i drugie. Model' kochevoj shkoly: metod. posobie. - Jakutsk: Ofset, 2006. - 36 s.

4. Neustroev N.D., Egorov V.N. Specifika dejatel'nosti malokomplektnyh i kochevyh shkol v uslovijah Severa. - M.: Academia, 2003. - 221 s.

5. Neustroev N.D. Sel'skaja malokomplektnaja shkola Jakutii v uslovijah innovacionnogo razvitija. -Jakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2013. - 241 s.

6. Neustroev N.D., Savvin A.S. Nacional'nye tradicii rossijskogo obrazovanija v kontekste Bolonskogo processa. - M.: Academia, 2009. - 223 s.

7. Sodejstvie rasprostraneniju gramotnosti sredi shkol'nikov, prinadlezhashhih k korennym narodam, putem ukreplenija potenciala sistemy obshhinnogo obrazovanija u kochevyh narodov severa Respubliki Saha (Jakutija) / Centr razvitija kochevyh obrazov. uchrezhdenij pri Institute nacional'nyh shkol Respubliki Saha (Jakutija). Pod obshh. red.: F.V. Gabyshevoj i dr. - Jakutsk: CMYK-master, 2007. - 128 s.

8. Cirul'nikov A.M. Sistema obrazovanija v jetnoregional'nom i sociokul'turnom izmerenijah. - SPb.: Agentstvo obrazovatel'nogo sotrudnichestva, 2007. - 288 s.

9. Koncepcija modeli jetnicheskoj (nacional'noj) shkoly dlja korennyh malochislennyh narodov Severa RF / Pod red. prof. Nasilova D.M. - M.: INPO, 2001. - 72 s.

^Hír^ír

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.