РАЗДЕЛ VII ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
УДК 371
Головин Александр Федорович
Кандидат педагогических наук, доцент БГПУ, заслуженный учитель РФ, директор Первомайской средней общеобразовательной школы, Амурская область, [email protected], Тында
КОЧЕВАЯ ШКОЛА КАК СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ: ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
Golovin Alexander Fedorovich
Candidate of pedagogy, senior lecturer, Blagoveshensk State Pedagogical University, Honored Teacher of the Russian Federation, Headmaster of the Pervomaysk Secondary School, the Amur Region, iveni [email protected], Tynda
NOMADIC SCHOOL AS SOCIAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATION OF THE FAR NORTH EDUCATION SYSTEM: PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT
История первой кочевой школы для детей-эвенков на севере Амурской области начинается с 1920 г., задолго до того, когда, осмеливаемся заявить, ни о каком практическом современном опыте работы таких школ не могло быть и речи. В то же время имеется опыт кочевых школ в ранние периоды становления Советской власти.
«Первые советские школы для детей народов Севера, - писал Ф. Кронгауз, - стали возникать с первых дней установления Советской власти в северных районах. По мере организации в центре и на местах комитетов Севера, с возникновением культбаз, в составе которых находилась и школа, начиная с 1925-1926 гг. растет сеть школ и интернатов в наиболее отдаленных уголках Крайнего Севера»1.
Реальную картину тех лет он образно обрисовал так: «От стойбища к стойбищу бредет на собаках и оленях... учитель, врач, охотовед, кооператор...»2.
Тогда начала развиваться и сеть кочевых школ. Учитель, перекочевывал вместе с населением, во время стоянок обучал детей в яранге, чуме или юрте (традиционное передвижное жилище), где, понятно, не было элементарных условий для нормального обучения и воспитания детей. Учителю и учащимся приходилось заниматься сидя на корточках в дымном чуме, и тем не менее они добивались определенных совместных успехов.
Цели и задачи создания кочевой школы четко определены в учебных программах. В «Программе для школ Северной зоны РСФСР» говорится,
что школа «.. .должна давать такого рода образование, которое не оторвет от хозяйственной обстановки, не отлучит от обычной трудовой промысловой деятельности, система обучения и воспитания должна быть строго согласована с местными обычаями, укладом экономической жизни без нарушения северных промыслов»3.
Кочевая школа тогда сыграла организующую роль в деле образования и культурного роста кочевого населения, в котором центральной фигурой был учитель. Советское правительство форсировало создание школ среди населения в районах Крайнего Севера.
Следует особо подчеркнуть, что в первоначальном варианте в системе обучения детей кочевого населения учитель находился в составе возникших тогда, как объективная реальность, культурно-просветительская баз (культбазы). По понятиям сегодняшней социальной педагогики, учитель кроме образовательных функций по обучению детей выполнял функции социально-бытового назначения в работе со всем кочевым населением.
Если в 1929/30 учебном году на всей территории Крайнего Севера России было 123 школы (с охватом 20 % от общего числа детей школьного возраста), то в 1932/33 учебном году было уже 296 школ с контингентом учащихся из народов Севера около 3000 чел., т.е. за год количество школ увеличилось в 2,4 раза, а в 1937/38 учебном году - 555 школ, в которых обучалось около 1000 детей народов Севера. С этого времени сеть школ на Севере и контингент учащихся примерно стабилизировались4.
По отдельным национальным округам рост сети кочевых школ в то время был бурным. Например, в Ямало-Ненецком национальном округе в 1930/31 учебном году обучалось 35 детей местного населения, а в следующем (1931/32) контингент увеличился до 544 детей, т.е. в 15,5 раза, а в 1940/41 учебном году - до 1834 детей ненцев, хантов и коми5, т.е. через 10 лет-в 52,5 раза.
В Чукотском национальном округе в 1930/31 учебном году насчитывалось 9 школ, в 1931/32 учебном году - 15 школ.
В эвенкийском национальном округе в 1930 г. было 3 начальные школы.
В Корякском округе в 1931/32 учебном году было 15 национальных школ, где обучалось 660 детей6.
По данным академика В.А. Роббек, в эти же годы стали открываться кочевые школы для детей эвенков, эвенов, чукчей, юкагиров и долган в Якутии.
Первые такие школы для детей-эвенков открыты в 1925 г. в местности Томмот Алданского района, в 1927 г. - в местности Тяня Олекминского улуса, в 1934 г. - в местностях Оленек и Жилинда Оленекского улуса (17 учащихся). В 1931 г. в Анабарском районе открыта школа для долган. В 1924 г. появились школы для детей-эвенков в пос. Арылах, Среднеколымского (ныне Верхнеколымског улуса), в 1927 г. - в Булунском, Усть-Янском улусах, в 1928 г. - в Аллаиховском районе, в январе 1929 г. - в местности Батагай-Алыта Саккырырского района (ныне Эвено-Бытантайского улуса), в 1930 г, - в местности Хону, в 1932 г. - в местно-
сти Кулун Елбут Момского улуса, в 1933-1934 гг. - в местности Чубуку-лах Среднеколымского района. В 1931 г. открыли школу для детей-юкагиров в местности Нелемное, в 1933 г. - в с. Верхнеколымск Верхнеколымского улуса7.
Многочисленные материалы из истории советской северной школы говорят о неимоверных трудностях работы первых учителей в период 1925-1936 гг. в условиях кочевья.
По данным статистики, начиная с середины 30-х годов в политике государства наблюдается ослабленное внимание к дальнейшему развитию кочевого образа жизни коренного населения, что в свою очередь не могло не отразиться на образовании. В связи с переводом народов Севера на оседлый образ жизни и вступлением подавляющего большинства коренного населения в коллективные хозяйства (колхозы, совхозы) кочевые школы закрывались и в местах компактного проживания народов Севера стали открываться стационарные школы.
Следовательно, с позиций сегодняшней национальной политики государства в образовании мы говорим о втором рождении кочевых школ на Крайнем Севере в новых социально-экономических условиях, призванных восстановить утраченное и создавать новое.
По признанию академика В.А. Роббек, несмотря на многие позитивные преобразования по улучшению жизни коренных народов, принятым правительством решении в 60-е годы о переводе в ближайшие годы всего кочевого населения районов крайнего Севера и приравненных к ним отдельных местностей на оседлый образ жизни, был нанесен трудновоспол-нимый урон вековому образу жизни оленевода со всеми вытекающими отсюда отрицательными социальными последствиями для этноса8.
Опираясь на данные самих малочисленных народов Севера, академик продолжает: «... их сохранение, возрождение в первую очередь зависят от восстановления кочевого уклада жизни и традиционных форм хозяйствования, умелой организации образовательного процесса.
Народы Севера сохранили единство этнических признаков: язык в письменной и устной форме, самобытную этническую культуру, кочевой уклад жизни, традиционные формы хозяйствования (оленеводство, охота, рыболовство).
Есть социальная база: по состоянию на 01.01.2007 г. в традиционных отраслях в северных и арктических улусах республики трудятся 1890 оленеводов, 1993 охотника, 985 рыбаков и 216 звероводов. Все они представители коренных малочисленных народов севера.
В этих хозяйствах работает 1482 семьи, из них кочевых семей - 403. детей работников традиционных отраслей насчитывается 1515. в летнее время 782 ребенка выезжают к родителям в оленеводческие стада, рыболовные бригады и охотничьи угодья»9.
Проблема организации обучения детей в местах их постоянного обитания в таежных условиях встала особенно полно в конце 80-х - начале 90-х годов. Одной из причин этого стала полная нивелировка эвенкийских школ области, они перестали отличаться от школ русскоязычного
населения. Этому способствовало разрушение системы социального развития эвенкийского села в целом. Когда места проживания эвенков в селах Уркима, Первомайское, Усть-Нюкжа Тындинского района, с. Ивановка Селемджинского района, с. Бомнак Зейского района Амурской области, с. Иенгра Республики Саха (Якутия) и многих других безжалостно и бесконтрольно осваивались строителями БАМа, лесозаготовителями и золотодобытчиками. Следствие этого - разрушенные тысячи гектаров оленьих пастбищ, уничтоженные рыбные запасы северных рек, резко сниженная численность соболя.
В 60-е годы традиционными народными промыслами в Амурской области и Республики Саха (Якутия) занималась каждая эвенкийская семья, каждая вторая родительница наших учащихся выделывала шкуры, шила унты, сапоги, рукавицы, шапки. Этим же ремеслом овладевала значительная часть детей.
Из-за отсутствия в Амурской области глубоко продуманной целевой программы социального развития эвенкийских сел зажиточные и самостоятельные колхозы в 80-е годы вдруг были реорганизованы в совхозы с огромным для села управленческим аппаратом (в аппарате, как правило, большинство чиновников оказалась из числа приезжих), когда эвенкийские села с чьей-то легкой руки были объявлены неперспективными.
Приходится только удивляться многотерпению эвенка, который никак не уразумеет, что еще ожидает его в будущем. В такой сложившейся социально-культурной и бытовой ситуации не решались и главные задачи по развитию образования и культуры коренного населения. Начиная свою экспериментальную работу, мы глубоко проанализировали состояние, содержание и структуру всей образовательной деятельности детей-эвенков в Амурской области. Нами были проведены заседания «круглых столов», анкетирование, анализировалось то, что имелось в показателях. Выводы неутешительны: из года в год в течение последних 15 лет в статистике все меньше становится выпускников школ, желающих работать в тайге. В лучшем национальном совхозе «Ленин-Октон» из семи бригади-ров-оленеводов пять имеют возраст около 40 лет, два - немногим более 30. За последние 10 лет местную среднюю школу окончили около 80 человек, из них только каждый десятый работает в оленеводческих бригадах. Среди главных специалистов совхоза всего 2 человека — выходцы из коренного населения. Наш анализ показал, что из 120 выпускников за те же 10 лет с 1980 по 1990 год Первомайской средней школы Тындинского района, более 70 % юношей и девушек работает на подсобных (разных) работах в подхозе «Заря» городского треста «Центробамстрой» и в совхозе «1 Мая». Как здесь не вспомнить емкое высказывание писателя Владимира Санги: «Наша огромная Родина оказалась очень маленькой для малых народов Севера».
Для нас стало очевидным, что политика образования коренного населения уже на протяжении долгих лет осуществляется по сформировавшемуся бюрократическому стереотипу «не пущу и властвую» узким кругом лиц, взгляды, широта и уровень мышления, компетентность которых не
позволяли просто определить систему., структуру и содержание его возрождения и обновления. Общественные формирования, местные органы власти (в то время исполкомы сельских советов) в силу такого положения не могли развиваться и вмешиваться в просвещенческие дела коренного населения. Такая многолетняя «руссификация» и самоизоляция руководства образованием коренного населения привели к существенному падению авторитета и статуса эвенкийских школ. Говоря о проблемах воспитания детей в 1990 году на сессии Тындинского районного Совета народных депутатов, делегат Всероссийского съезда оленеводов охотница совхоза «Первое Мая», бывшая воспитанница школы-интерната эвенкийка Рая Акимова свою речь закончила вопросом: «Что же национального и самобытного мы оставим после себя нашим детям и внукам, кем мы стали?». В то время мы осознали, что настало время возрождение настоящей эвенкийской северной школы со всеми ее атрибутами и свойствами. Многое было упущено, утрачено, часть и вовсе не вернется. Автор этих строк, возглавлявший в то время районный отдел образования, директора национальных школ области Мазурик Д.Ф., Емельянов Е.Н. и другие пришли к одному выводу: в будущем изучение родного языка должно занять в учебном плане ведущее положение, школа должна иметь свое оленеводческое стадо и пастбище, охотничьи дома и охотничьи места, дети эвенков должны готовиться и заниматься охотой и оленеводством, должно уйти в прошлое такое явление, когда с малолетства дети оторваны от семьи, социальной сферы, от всего национального. А.Л. Бугаева, ученый-северовед, так определяет подходы к воспитанию и формированию личности ученика: «Дети гордиться должны, что они нивхи, саамы, ительмены, чукчи..., организовать мини-сады, начальные школы на факториях, в стойбищах оленеводческих бригад, охотничьих артелях, затерявшихся в тайге и тундре; где нет, конечно, ни телевизоров, ни книг. Но есть преимущество, которого ничем не заменишь, - тепло человеческого общения. Здесь с малышами живут их дедушки и бабушки».
Определяя концепцию обучения и воспитания детей в школах компактного проживания коренного населения на Амурском Севере, мы взяли за основу образовательной политики идею строить обучение и воспитание на культурно-нравственных традициях северных народов, жизни и укладе местного населения. Так, на одном из заседаний педагогического совета Усть-Нюкжинской средней школы перед коллективом учителей и воспитателей была поставлена нелегкая задача: сформировать в детях чувство справедливости, уважение к труду, ответственность перед обществом, самостоятельность в определении своего места в жизни, всемерно учитывать самобытность уклада жизни местного населения, его культуру, опыт народной педагогики.
Под нашим руководством был проведен глубокий анализ обученности учащихся-эвенков, их воспитанности, личной сформированное™. Анализ показал следующее: 1) из года в год (от 10 до 15 %) становится меньше выпускников, желающих работать в тайге; 2) на столько же уменьшилось количество детей, умеющих выделывать шкуры, шить унты, рукавицы,
шапки; 3) были разрушены традиционно крепкие семейные связи и обычаи в воспитании и формировании личности; 4) 50% детей «потеряли привычку» разговаривать на родном языке в школе и интернате. Школа в результате обучения в течение десятилетий по стандартному учебному плану и программам могла только констатировать утрату культуры, национальной самобытности, размытость национального самосознания.
Глубокое изучение состояния образования в эвенкийских школах Амурской области позволило нам разработать мероприятия по развитию образования в эвенкийских школах и дошкольных учреждениях. Этот план конкретным образом позволяет нам вести целенаправленную работу по его выполнению.
Мы понимали, что кроме осознания того, что надо сделать по реформированию системы и содержания образования в эвенкийской школе, нам надо создать прежде всего необходимую учебно-материальную базу. Журналист Н.И. Целищева в журнале «Народное образование» (№ 1 за 19998 г.) не совсем точно и удачно приписывает идею открытия кочевого класса (кочевой школы позднее) только директору Усть-Нюкжинекой средней школы Емельянову Е.Н. Будет справедливым уточнить, что наступление на «образовательную политику» в эвенкийской школе было коллективным. Оно исходило из законодательных и исполнительных органов власти Тындинского района, отдела образования. Начиная с 1990 года, при районном отделе образования последовательно создается лаборатория проблем управления, организации производственного обучения и профориентации в эвенкийской школе. Действительно, заведующими лабораториями на общественных началах были назначены автор данных строк и директор Усть-Нюкжинской средней школы Емельянов Е.Н. Концептуальные основы развития школ в селах компактного проживания коренного населения, попытки моделирования эвенкийской школы, проводимая конкретная работа по сути вопроса освещалась в районных и областных сборниках отдела и управления образования1013. В подготовке условий изменения существующей «образовательной политики» во всех эвенкийских школах области мы опирались на Советы на местах, совхозы, общественные организации. Так, учитывая необходимость плановой и целенаправленной работы, в резолюции Второй конференции ассоциации коренных народов Севера Амурской области по нашему предложению было записано: «В каждом из трех районов: Тындинском, Зейском и Се-лемджинском, - где в основном проживают малочисленные народности Севера, разработать конкретные программы, содержание и выполнение которых должно быть направлено на укрепление эвенкийских сел и поселков, национальной культуры, традиционных промыслов...». С учетом решения основных задач и конструктивных неординарных подходов в нашей программе было уделено исключительно большое внимание созданию учебно-методической базы для создания малокомплектных школ, классов для обучения непосредственно в местах производственной деятельности родителей, подготовке на базе наших школ оленеводов, охотников, звероводов, водителей мотонарт «Буран», радистов, мастеров по
пошиву меховой одежды, резьбе по кости и дереву, изготовлению национальных сувениров, и т.д.
За сравнительно короткое время (2,5 года) недалеко от национального села, на правом берегу реки Тында для Первомайской средней школы оборудовали базовый охотничий дом из 5 комнат, , в котором имеются учебный класс и мастерские по изготовлению сувениров. На территории школьного охотничьего дома мастера и учащиеся также построили кро-ликоферму, баню, свинарник, вольер для животных.
Для обслуживания двух эвенкийских базовых школьных (тогда экспериментальных) охотничьих домов школами и шефами было приобретено 10 моторных лодок «Вихрь», 2 автомобиля высокой проходимости с будкой и радиостанцией, трактор, 2 электростанции, рации, бензопилы.
С 1990 по 1995 год Усть-Нюкжинская средняя школа в Тындинском районе была экспериментальной по организации производственного обучения детей-эвенков национальным промыслам. Общее руководство по моделированию и осуществлению всей работы с самого начала осуществлял автор данных строк, будучи начальником районо (1990-1993 гг.) и заведующим лабораторией управления на общественных началах. Идея формирования личности в процессе организации совместного труда взрослых и детей осуществлялась активно именно в эти годы.
После проведения многотрудной и плановой работы по изучению существующей системы и моделированию новой модели развития образования в школах Севера в местах компактного проживания коренного населения мы пришли к выводу о необходимости реализации нестандартного варианта организации учебного и воспитательного процесса для детей-эвенков. Первый, черновой, вариант модели кочевой школы на базе Усть-Нюкжинской средней школы автором этих строк был написан в стенах Госкомсевера в 1990 году по требованию его чиновников для заключения Контракта на оказание разовой помощи школам Севера Амурской области.
Идеи модели кочевой школы были нами оформлены Уставом школы со следующими его компонентами:
- общие положения: школа создается и находится в местах расположения оленеводческих бригад совхоза на базе и в составе полной общеобразовательной школы; педагогический коллектив школы в своей деятельности руководствуется Уставом базовой и кочевой школ,
- основные задачи реализуются через образовательный процесс, систему управления школой, финансово-хозяйственную деятельность кочевой школы.
В Уставе кочевой школы главная задача определена как создание благоприятных условий для сохранения знаний родного языка, национальной самобытности, обучения детей с раннего возраста тем видам национального промысла, которым занимаются родители. Ее деятельность строится на принципах гуманизации, свободы и ответственности, доступности, открытости и развивающего, природообразного характера обучения.
В Уставе принципиально новым является такое условие, как необходимость открытия кочевой школы в местах расположения оленеводческих бригад. Такая школа создается и функционирует в составе базовой школы в местах компактного проживания эвенков и охватывает детей 1-9 классов, родители которых большую часть времени проживают в тайге.
Содержание образования определяется федеральными образовательными программами, региональным и школьным компонентами с учетом национальных особенностей данной местности и направленными на формирование личности, сохранение и развитие культуры коренного населения, укрепление и развитие семейно-родовых связей в местах традиционной трудовой деятельности коренного населения.
Обучение и воспитание в школе ведется на русском и эвенкийском языках в очно-заочной форме.
Прием детей осуществляется с 6-7 летнего возраста, продолжительность обучения на этапе начального общего образования 4 года (1-4 кл.) -I ступень; неполного основного общего 5 лет (5-9 кл.) - II ступень.
В школу принимаются учащиеся, родители которых (или лица, их заменяющие, или близкие родственники), работают в тайге. Каждый ученик по заявлению родителей (или лиц их заменяющих) может в любое время перейти в базовую школу.
Обучение в школе осуществляют учителя базовой школы или лица из числа выпускников, прошедшие специальные курсы повышения квалификации или переподготовки кадров.
Выпускники школы, успешно сдавшие экзамены за курс 9 класса, переводятся в 10 класс базовой школы или согласно заявлению родителей (лиц их заменяющих) продолжают обучение в учебно-консультационном пункте базовой школы.
Обучение учащихся в школе проводится в приспособленных деревянных помещениях или утепленных юртах.
Учащиеся обеспечиваются одеждой, учебными принадлежностями, играми, игрушками наравне с учащимися базовой школы. Питание бесплатное. Продукты подвозятся не реже 1 раза в 2 месяца.
В Уставе также определены права и обязанности учащихся, родителей. Особого внимания в подготовке Устава потребовали разделы «Управление кочевой школой» и ее «Финансово-хозяйственная деятельность».
Управление кочевой школой осуществляет непосредственно директор базовой школы. По решению Совета школы один из его заместителей или заведующий интернатом назначается заместителем директора по организации работы в кочевой школе.
Заместитель директора по кочевой школе непосредственно руководит организацией учебно-воспитательного процесса, возглавляет выездные бригады педагогов, составляет график их передвижения, постоянно отчитывается за работу на Совете базовой школы. Заместитель директора по кочевой школе создает необходимые условия для организации учебной и внеучебной работы, проводит подбор педагогов, осуществляет контроль
за ходом подготовки и проведения зачетов, проведения уроков, индивидуальных и других форм обучения, организует рациональное и полное использование бюджетных ассигнований.
Для решения оперативных вопросов в кочевой школе создается малый педсовет, в состав которого входят все педагоги, медицинский работник.
Кочевая школа действует на основании Устава, который утверждается на совете базовой школы.
Вся необходимая техника и оборудование до начало учебного года передается кочевой школе.
Руководство базовой школой обеспечивает кочевую школу техникой, оборудованием, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами в полном объеме по потребности и необходимости.
Финансовые средства на содержание школы складываются из бюджета по нормативам, средств совхоза или других внебюджетных средств.
Ежегодно перед дирекцией школы и местного совхоза заключается договор на функционирование кочевой школы, в котором предусматриваются взаимные обязательства.
Позднее модель и Устав кочевой школы нами перерабатывались в ходе апробации целей и задач эксперимента. С 01.09.90 г. впервые в области по приказу районного отдела образования при Усть-Нюкжинской средней школе начал функционировать экспериментальный кочевой класс для школьников 7-9 летнего возраста (1-2 классы) на расстоянии до 300 километров. Наши беседы, анкетные анализы подтвердили необходимость родительского окружения детям такого возраста, естественной передачи социального опыта родителей, влияния родного очага. За последнее время многие исследователи и практики, справедливо критикуя интернатную систему воспитания, стали противопоставлять семейное и общественное воспитание (в данном случае семейное воспитание и организация системы воспитательной работы в пришкольном интернате для детей эвенков). В нашей концепции формирования личности в процессе совместного труда взрослых и детей изначально заложена идея подготовки детей в таком «нежном» возрасте, как 7-10 лет, для поступления затем в базовую школу с интернатом как объективная реальность.
Кроме Устава кочевой школы, в школе к этому времени были разработаны и утверждены учебный план и программы, график работы в кочевых классах, функциональные обязанности педагога-руководителя кочевого класса, родителей. Учителем кочевого класса была назначена опытный педагог с высшим образованием, эвенкийка Николаева Галина Сергеевна, которая с первых же дней не спасовала перед трудностями, строго по графику ездила по оленеводческим бригадам, проводила занятия по программам. На первое время мы поставили перед учительницей следующие конкретные задачи:
- путем передвижения по графику по оленеводческим бригадам в течение длительного времени учитель проводит занятия по программам;
- переезжая в другое оленеводческое стадо, оставляет задания до следующего приезда, которые должны выполняться учениками с помощью
родителей, имеющих, как правило, среднее образование и заинтересованных в учебе своих детей в местах их проживания;
- учитель одновременно проводит организационно-методическую работу с родителями по работе с детьми в выполнении так называемых «домашних заданий»;
- проводит занятия на эвенкийском языке, преследуя цель сохранить и закрепить навыки разговорного языка на ранней стадии развития ребенка;
- среди взрослого населения в оленеводческих бригадах учитель должен выполнять и функции педагога-просветителя. Наши экспериментальные классы просуществовали успешно в течение 1991-1993 годов (три учебных года).
С 1993-1994 учебного года из кочевых классов родилась кочевая школа для 1-9 классов.
Учебный план был составлен педагогическим коллективом на основе учебного плана школ народов Крайнего Севера.
Основные параметры нашей кочевой школы сводятся к следующему:
- в основной, базовой средней полной общеобразовательной школе может получить образование, как основное, так и полное среднее, любой ребенок, что определено в Уставе школы;
- в системе базовой средней функционирует кочевая школа для учащихся 1-9 классов, чьи родители подавляющую часть времени проводят в местах обитания оленеводческих бригад и охотничьих угодий;
- родители и дети совместно выбирают место учебы во 1-9 классах;
- в любое время в течение учебного года ребенок может перейти из базовой школы в кочевую и наоборот.
Все организационно-педагогические вопросы регламентированы в Уставе кочевой школы, в нем, в частности, определены полномочия ее представителей на педсоветах, Совете лидеров.
На первом этапе становления кочевой школы в процессе накопления опыта, решения возникших вопросов и проблем были определены следующие виды деятельности:
Прежде всего, педагогическому коллективу, тем, кому предстояло работать, особенно руководителям школ, пришлось изучать места кочевья и стоянок оленеводческих бригад, вести учет количества детей в них, желания и возможности обучать родителей.
В результате проведенной предварительной работы в комплексе был принят наиболее подходящий вариант размещения кочевой школы, в основу которого легли: учет расстояния, доступность передвижения оленьим транспортом зимой, речным - летом, осенью, наличие необходимого количества детей. В ста километрах от базовой школы, села Усть-Нюкжи, за короткое время мастера, учителя школы и учащиеся построили первую в Амурской области базу для кочевой школы на три оленеводческие бригады. Каждая бригада расположена друг от друга примерно в 40-50 километрах. Структурное построение школы: три небольших деревянных дома для занятий, общая площадь которых составляет 50 кв. м., домик для
учителей и баня. Для подвоза детей на занятия в школу из бригад муниципалитет района, его отдел образования приобрели два мощных современных «Камаза» - вахтовки на 24 сидячих места каждая.
Следующий, наиболее надежный вид транспорта - олени. Вместе с детьми в школу едет кто-то из взрослых, чтобы не оставлять ребенка одного, чтобы помочь ему, проконсультироваться с учителями. Ученики кочевой школы обеспечены, как и все дети коренного населения из базовой школы, одеждой, продуктами питания, учебными и канцелярскими принадлежностями, учебниками.
Почти десятилетний опыт обучения детей в кочевой школе поставил перед нами и такую задачу, как быть дальше, когда дети из существующей школы «вырастают», оленьи пастбища «истощаются», необходимость функционирования кочевой школы на этом месте в дальнейшем отпадает. Такова ситуация кочевого образа жизни всего Севера Дальнего Востока. Так, в силу сложившихся обстоятельств и условий, эвенки нескольких оленеводческих бригад Севера Амурской области пасут оленей в соседней Саха (Якутии). В перспективе с учетом вышеизложенных явлений там намечается строительство базы для 2-й кочевой школы.
Практически деятельность кочевой школы направлена, прежде всего, на ученика, на развитие самостоятельной работы с учебником. Задания для ребят готовятся заранее учителями базовой колы, в которые заложены возможности развития способностей и укрепления навыков. Зная возможности и желания ребят, учителя стремятся индивидуализировать обучение. Тем, кто работает в кочевой школе, оказывается всесторонняя методическая и другая помощь. Особенно важен такой аспект оценки знаний учащихся, как прием зачетов у детей, как в тайге, так и в базовой школе. В Усть-Нюкжинской средней школе Амурской области формировался опыт общения с бригадами, где функционируют кочевые классы, через рации: два раза в неделю учителя по графику выходят по рации на связь с бригадами и оказывают помощь ученикам и родителям в подготовке заданий. В течение учебного года ученики из кочевой школы приезжают с родителями на месяц-два в село, где в основной школе занимаются с учителями по индивидуальной программе, сдают зачеты. Результаты обучения говорят о том, что ученики справляются с программой. Дети-«таежники» много читают, среди них нет отстающих, все они собранные, аккуратные. Сравнительный анализ детей, проживающих в интернате, и детей из кочевой школы (по сути, все они питомцы одной базовой школы) по бережливости, аккуратности и самостоятельности свидетельствует не в пользу первых, которые постоянно теряют учебники, тетради, полотенца, требуют обязательного охвата группой продленного дня вместо самостоятельной работы и т.д.
В данном случае жизнь ученика в кочевой школе (классе) происходит в семье, где у него свои строго определенные обязанности, свои дела, свой мир. Дети живут естественной природосообразной жизнью, где действует по своим законам и правилам народная педагогика, осуществляется естественный процесс формирования личности в окружении своего
«социума», что, в свою очередь, является лучшим способом социализации ребенка.
Когда мы начинали экспериментальную работу были единые государственные учебные планы и программы, отсутствовали понятия «стандарт образования», «региональные, федеральные, школьные компоненты образования» и т.д. Мы отдавали отчет, что наша система образования в новых условиях потребует и нового осмысления выполнения учебного плана и программ. Анализ программ обучения по таким предметам, как труд, физическое воспитание, изобразительное искусства, наш многолетний опыт работы в школах компактного проживания коренного населения привели нас к осознанию следующих проблем:
- труд в тайге в начальный период становления личности - это настоящая программа организации настоящей, трудной, но посильной, а не искусственно осуществляемой бессмысленной трудовой деятельности детей по стандартным программам. В этот период блоки-стандарты по трудовому обучению детей-таежников мы определили простыми понятиями: дров нарубить, воды наносить, за оленями присмотреть, кочевье обеспечивать;
- труд в следующие периоды формирования личности ученика-таежника учение и обучение обработке шкур, шитью меховой одежды и обуви, изготовление ловушек для зверей, познание «тайн» охоты, оленеводства, изучение на практике моторных лодок и т.д. - мы вкладываем понятие «северное многоборье», который охватывает весь комплекс по формированию физически здорового человека-северянина. В практике эвенкийских школ по предмету «северное многоборье» (физкультура) в конце учебного года ученики кочевой школы сдают итоговый экзамен -бег с тиясуном, прыжки через нарты, метание маута, стрельба. Основными параметрами знаний и умений и здесь являются здоровье, выносливость, ловкость, быстрота, четкая стрельба. Здесь все понятно: ребенок готовится к таежной жизни со своим укладом, своими законами и правилами.
Государственный стандарт, на наш взгляд, требует пересмотра и уточнения исходя из жизненных ситуаций, сложившихся в регионах Севера, в местах компактного проживания коренного населения. Так, в нашей практике мы не выполняем государственный стандарт, не изучаем в кочевой школе английский язык, дети не участвуют в постоянных «воспитательных» и «увеселительных» мероприятиях и т.п. Здесь нас можно обвинить в недопонимании реформаторских инноваций в условиях выстраивания конструкций всеобщего развития и подъема системы образования путем создания гимназий, лицеев, колледжей. Мы уверены в одном: в сущности, любой ученик, желающий овладеть английским, мог бы изучать его факультативно, не желающий его изучать - получить аттестат без изучения этого предмета.
Кочевая школа - один из рациональных и возможных путей формирования нормальной гармоничной личности, воспитания человека без комплексов, с нормальной психикой, без затянувшегося на годы ученичества,
способного жить и трудиться в тайге или месте компактного проживания коренного населения. Школа в тайге - это один из оправданных путей для создания этнорегиональной системы образования, ее соединения с духовным и материальным производством, где создаются условия для формирования личности в естественной среде для будущей жизни. Единая система образования с едиными учебными планами и программами прежде, «стандартизация знаний» учащихся в наше время ограничивают возможности школы работать в режиме развития.
Наряду с развитием и становлением кочевой школы в своей экспериментальной работе по разработке новой модели развития эвенкийской школы, мы уделили внимание созданию учебно-материальной базы для трудового обучения и воспитания детей непосредственно в местах производственной деятельности родителей или в условиях, близких к ним. Нами были разработаны программы, определено содержание разделов и тем в них по созданию необходимых условий подготовки на базе школы оленеводов, охотников, звероводов, водителей мотонарт, радистов, мастеров по пошиву меховой одежды и т.д.
В народе нашу первую экспериментальную кочевую школу называли «школой в палатке».
Говоря о проблемах и перспективах развития образования для детей коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни, сохранения и развития уникальной культуры, решения социальных проблем северян, следует особо подчеркнуть тот прорыв и те позитивные социально-значимые процессы, которые происходят в последнее десятилетие в идеологии, политике и стратегии развития системы образования народов Севера в Республике Саха (Якутия) в рамках формирования модели социального партнерства на уровне образовательных учреждений, местного самоуправления и государственной власти, интеграции в общероссийское и международное образовательное пространство. Следует отметить, что активный процесс национального возрождения народов Якутии во многом связан с творческим подъемом ученых, учительства и широкой общественности по дальнейшему развитию образования на Севере. В решении глобальных вопросов партнерства в образовании якутские руководители органов образования находят понимание и поддержку в странах Циркумполярного Севера, Азиатско-Тихоокеанского региона, в таких международных организациях, как Северный Форум, Юнеско и ООН. Автору данных строк посчастливилось стать участником международной научно-практической конференции «Образование для всех: перспективы развития образования народов, ведущих кочевой образ жизни», состоявшейся в ноябре 2007 г. в г. Якутске, на которой с обстоятельными докладами выступили директор Бюро Юнеско в Москве Бадарч Дендев (Франция), министр образования РС (Якутия) д.п. наук Ф.В. Габышева, директор ИПМНС СО РАН академик В.А. Роббек, первый вице-президент коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, член общественной палаты РФ, член Постоянного Форума ООН П.В. Суляндзига, профессор Саамского университета (Норвегия) Ингер Мари Кристин На-
стад, эксперт Юнеско (США) Френсис Ли Хиггинсон, менеджер Международного центра ассоциации «Оленеводы мира» (Норвегия) Эльна Сара, ректор РИПКРО О.М. Чаросова, директор НИИНШ Республики Саха (Якутия) С.С. Семенова, директор кочевой школы-сад («КУОНЭЛЭКЭ-ЭН») К.В. Кириллова и другие. В своем докладе на пленарном заседании конференции и в беседах с нами директор Бюро Юнеско Бадарч Дендев говорил о специальном фонде Юнеско «Поддержка образования для всех», поддержке инициативных проектов по обеспечению грамотности школьников из числа коренных малочисленных народов через повышение потенциала системы общинного образования кочующих северных народов.
«Кочевой образ жизни очень часто рассматривается как препятствие на пути получения образования, поскольку дети передвигаются вместе со своими семьями и не могут проводить основную часть времени в школе. Однако в условиях современного мира имеется арсенал всех возможных средств как для обеспечения доступа к образованию, так и для сохранения культурно-исторического наследия кочевых народов. ЮНЕСКО приветствует поистине передовые исследования якутских ученых и педагогов по разработке системы кочевого образования, предусматривающей не только изучение школьной программы в соответствии с государственными стандартами, но и освоение родной культуры и языка»14, - подчеркивает Бадарч Дендев. Министр образования Республики Саха (Якутия) Ф.В. Габышева отмечает, что отличительными особенностями системы общего образования являются многонациональность и многокультур-ность образовательной среды, преобладание малочисленных образовательных учреждений, расположенных в удаленных и изолированных местностях, а также позитивное взаимодействие органов власти федерального, регионального, муниципального уровней с родовыми кочевыми общинами в решении задачи обеспечения доступности общего среднего образования.
«Государственная образовательная политика в отношении детей коренных малочисленных народов основывается на следующих принципах:
1) обеспечение права обучения и воспитания детей на родном языке;
2) воспитание гражданской идентичности, общности со своим народом и народами совместного проживания;
3) формирование жизненно важных навыков с учетом традиционного уклада, трудовых традиций народа и современных требований в условиях новых экономических отношений;
4) особый подход к определению содержания, структуры и форм обучения;
5) применение новых информационных технологий и дистанционного образования в обучении детей и повышении квалификации учителей»15.
В настоящее время в Республике Саха (Якутия) разработана и принята программа социального и экономического развития деревни. В ней уделяется много внимания развитию системы общинного образования. Коче-
вая семья - это ядро развития традиционного уклада жизни и основа этнической экономики.
В Республике Саха (Якутия) насчитывается 5675 детей школьного возраста, принадлежащих к коренным народам Севера. Из них 2158 эвенков, 3235 эвенков, 165 юкагиров, 123 чукчи. 1809 детей живут в кочевых семьях, из них 1230 детей школьного возраста и 579 - дошкольного.
Открыты кочевые школы: в Оленекском улусе - «Куенэлэкэн» (1990), в алданском районе - школа № 38 при родовой общине «Угут» (1992) и школа № 39 при родовой общине «Амма» (1992), в Анабарском улусе — Улахан-Кюельская школа (1995), в кобяйском улусе - эвенская кочевая школа (2002), в Верзхоянском улусе - стационарная кочевая школа (2004), в Нижнеколымском улусе - при родовой общине «Урадан» (2004) и Олекминском улусе - при общине «Черода» (2004)16.
В образовательной политике Республики Саха (Якутия) одной из приоритетных стратегических направлений развития образования в местах компактного проживания коренных народов Севера предусматривает многообразие моделей образовательных учреждений коренных народов:
«Модель 1. Кочевая школа - детский сад (кочевая школа-сад, кочевая начальная школа, кочевая основная школа). Это тип школы, по структуре и содержанию соответствующий кочевому образу жизни, создающий условия для приобщения детей к культуре, обычаям, традициям родного народа, привития трудовых навыков в процессе совместного повседневного общения с родителями. Таким образом, кочевая школа способствует укреплению семьи, преемственности поколений, сохранению и восстановлению традиционного хозяйствования и уклада жизни коренных малочисленных народов. Кочевая школа создается на базе производственного поселения оленеводов, охотников, рыболовов или непосредственно кочует с оленеводческим стадом.
Первые кочевые школы нового поколения в нашей республике открылись в начале 90-х годов в Момском, Анабарском, Оленекском, Алданском улусах. В 1993 году разработаны и утверждены учебный план «Программа обучения и воспитания детей в духе предков» для кочевых школ, проект Типового положения о кочевой школе, которые способствовали организованному образовательному процессу в экспериментальных условиях.
Модель 2. Общинная школа. Этот тип школы по структуре и содержанию соответствует стационарной малокомплектной школе. Она является единым, неотделимым целым с социумом населенного пункта компактного проживания малочисленных народов. Основным отличием являются родственные связи членов общины, что накладывает свой отпечаток на организацию учебно-воспитательного процесса.
Модель 3. Гувернерская школа. Тип школы, когда учитель выезжает в тайгу и обучает детей в таежных условиях, находясь непосредственно в семье своих воспитанников. Первый эвенкийский гувернер работал в начале 90-х в местности Буркатымтан Момского улуса на территории промысловых угодий кадрового охотника.
Модель 4. Таежная школа. Школа, в которой детей обучают сами родители-таежники в качестве консультантов-тьюторов. Таежные блоки обучения сочетаются с сессиями в опорной школе. Пример - Иенгринская таежная школа.
Модель 5. Стационарно-кочевая школа. Тип школы, учащиеся которых на определенный срок выезжают в стадо, где обучаются предметам этнокультурной направленности и по основным предметам с национально-региональным компонентом. Таковой является Тополиная средняя школа.
Модель 6. Воскресная школа. Подобные школы могут функционировать в городах и поселках, где нет достаточного количества учащихся для открытия иных. Основной целью школ является обеспечение этнокультурного образования.
Модель 7. Летняя школа предназначена для погружения в среду родного языка и культуры учащихся, не владеющих родным языком»17.
В Республике Саха (Якутия) в настоящее время широко развернута инновационная деятельность по возрождению и сохранению родных языков и традиционной культуры, формированию системы и содержания образования. Так, учеными и педагогами разработаны и обоснованы ряд фундаментальных проектов, которые поддержаны и приняты к исполнению Бюро ЮНЕСКО в Москве: «Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным народам, путем укрепления потенциала системы общинного образования у кочевых народов Севера РС(Я)», «Сохранение исчезающего языка культуры юкагиров, принадлежащих к коренным народам путем укрепления потенциала общинного образования в местах компактного проживания в Республике Саха (Якутия)», «Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение функционирования малокомплектных стационарных и кочевых общеобразовательных учреждений для детей коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», «Отечественное родительство в Республике Саха (Якутия)», «Культура коренных народов Республики Саха (Якутия) в мировой культурно-информационной системе»18. Определяя научные основы создания системы образования кочевых народов севера, академик В.А. Роббек пишет: «Существующие на сегодня цивилизации на Земле, на стыке которых создается система кочевого образования народов севера - современная мировая (западная) культура и циркумполярная цивилизация кочевых народов Арктики и Севера, - глубоко различаются друг от друга. Эти различия проявляются в мировоззрении, мировосприятии, психологии, психологии познания представителей этих цивилизаций, также по совокупности материальных и духовных культур и систем ценностей.
Мировосприятие народа кочевой цивилизации основывается на религии, которая отсутствует в мировосприятии человека западной культуры.
У народов циркумполярной цивилизации сохранились представления об особой духовной связи, которая соединяет людей, животных и все живое и неживое на их земле с Природой узами невидимого взаимоотноше-
ния, уважения, которые определяют все аспекты материальной и духовной культуры.
Это ставит в настоящее время новую научную задачу приведения в соответствие современной педагогической теории и образовательной практики с целями и задачами кочевой системы образования»*9.
История сохранила немало обычаев и традиций, которые возможно использовать в наших условиях. По данным бурятских ученых, «древние индийцы воспитывали тело, душу человека путем разнообразных упражнений в школе йоги. Г реки формировали изящное тело и красоту движений через гимнастические и танцевальные упражнения. Древние римляне, обучая дыханию, постановке голоса, развивая способности формировать свои мысли, стремились воспитать оратора»20. По этому поводу К.Д. Ушинский писал: «Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был образец, точно так же нельзя воспитать по чужой педагогической системе. Как бы не была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы».
В связи с этим в функционировании, точнее, формировании, системы кочевого образования возникает комплекс проблем, связанных с новыми подходами из области общей педагогики и философии образования, кадровой политикой. Решению этих проблем посвящены такие фундаментальные труды якутских ученых, как «Система общинного образования кочующих народов севера РС (Я). Концепция»23, «Научные основы создания системы образования кочевых народов Севера»23, «Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера», в которых определены основные направления предстоящей работы. Очевидным становится то, что от традиционных методов и форм преподавания и общепризнанных принципов организации учебно-воспитательного процесса в обычной школе придется отказаться, какими современными они не были. Нас не может не тревожить и тот факт, что изучение родного языка из года в год становится все более проблематичным: число родителей, владеющие языком предков, становится все меньше; падает интерес к изучению языка у детей. Учителя эвенкийского языка школ Севера Амурской области не имеют соответствующих условий для повышения профессионального мастерства. Менталитет у определенной части педагогов, работающих в наших школах, в силу известных причин также желает изменение. Качество издаваемых учебников и пособий, методической литературы не всегда удовлетворяет наши запросы.
В.А. Роббек пишет: «Цели кочевой школы может достичь учитель, вышедший из той среды, либо человек, по меньшей мере, овладевший внутренним интеллектуальным миром этноса, его духовностью, так как воспитание и обучение должны быть направлены на то, чтобы традиционное мировоззрение, народная философия, опыт жизни стали достоянием будущих поколений этноса.
Если у учителя, методиста, ученого другой менталитет, то их деятельность не достигнет конечной цели кочевой школы»24.
Таким образом, необходима коренная перестройка в целом системы и структуры, содержания организации учебно-воспитательного процесса в школах компактного проживания коренных малочисленных народов севера в условиях кочевья.
Система инновационного образования на Севере должна являться основой выживания и развития коренных народов, школы коренных народов должны способствовать сохранению традиционного уклада жизни, жизнеобеспечению своих этносов, созданию определенной инфраструктуры села, подготовке кадров. Основой нашей модели сельской школы на Севере является создание единого образовательного пространства внутри школы, села, окружающего социума с учетом их возможностей и потребностей, национальных особенностей, интересов детей, социального заказа родителей, окружающей их реальной жизни, жизненной философии старшего поколения.
На основе концептуальных принципов развития образования на севере, как целостность и саморазвитие, образовательная школа для детей малочисленных коренных народов в составе кочевой школы на первой ступени обучения должна развиваться как современное учебное заведение, ориентированное на трудовую подготовку детей, формирование личности, способной к саморазвитию, и отвечающей за удовлетворение и решение запросов и задач, связанных с судьбами села, родного края, сохра-неним и возрождением национальной культуры и уклада жизни коренного населения. Социально-педагогическая практика как основа формирования личности в школах Севера имеет свои исторические и социальные корни, выразившиеся в приемах и традициях воспитания, через которые предки наших воспитанников решали сложные жизненные задачи.
Библиографический список
1. Кронгауз, Ф.Ф. Первые шаги Советской власти в области строительства школ (1917-1930). Просвещение на Крайнем Севере. - Ленинград, 1967 - Вып. 15. - 28 с.
2. Там же. — 38 с.
3. Программа для школ Северной зоны РСФСР. - М., 1926.
4. Данные взяты: В.А. Роббек. Научные основы создания системы образования кочевых народов Севера. - «Наука», 2007. - 13 с.
5. Там же. - 13с.
6. Там же. - 13 с.
7. Роббек, В.А. Научные основы создания системы образования кочевых народов Севера. — Новосибирск, «Наука», 2007. - С, 14-15.
8. Там же. - 16 с.
9. Там же. - 16 с.
10. Об организационно-педагогических условиях деятельности районо и школ // Материалы августовской конференции под редакц. Головина А.Ф. -Тында, 1991. - 88 с.
11. Об организационно-педагогических условиях и практических направлениях деятельности районо и школ// Материалы конференции под редакц, Головина А.Ф.- Тында, 1992.-С. 1-2.
12. Инновационные учреждения Амурской области // Информационный сборник под редакц. Клинкова А.И,- Выпуск 1. Благовещенск, 1996. - С. 67-69.
13. Концептуальные основы моделей сельской школы. Редактор Клинков А.И.- Благовещенск, 1996. - С. 45-50.
14. Бадарч Дендев. Развитие кочевого образования как вклад в достижении целей программ ЮНЭСКО «Образование для всех». // Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным народам, путем укрепления потенциала системы общинного образования у кочевых народов Севера Республики Саха (Якутия), - Якутск, 2007. - 7 с.
15. Габышева, Ф.В. Образовательная политика Республики Саха (Якутия) в целях обеспечения досупности качественного образования. - Там же. - С. 9-10.
16. Роббек, В.А. Научные основы создания системы образования кочевых народов Севера. - Новосибирск, «Наука», 2007. - 15 с.
17. Габышева, Ф.В. Образование: опыт (Практика) и поиски Республики Саха (Якутия). II Партнерство в образовании стран Циркумполярного Севера//. - Якутск, 2006. - С. 4-5.
18. Партнерство в образовании стран Циркумполярного Севера. - Якутск, 2005. -С. 24-30.
Там же,- С. 37-41.
Там же. - С. 57-58.
Там же.-С. 53-55.
Там же. - С. 47-48.
19. Роббек, В.А. Кочевые школы — синтез двух цивилизаций // «Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным народам, путем укрепления потенциала системы общинного образования у кочевых народов Севера Республики Саха (Якутия)». - Якутск, 2007. — С. 14-15.
20. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ, изд. «Эр-лик», 1993. - 7 с.
21. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: учпедгиз, 1968,- 163 с.
22. Концепция системы кочевых образовательных учреждений РС (Я) // Модернизация системы общего образования в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера РС (Я). — Якутск. — Вып. 1.
23. Егоров, В.Н. Неустроев Н.Д. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях: Севера». - М., Изд. «Академия», 2003. - 221 с,
24. Роббек, В.А. Кочевые школы - синтез двух цивилизаций // Содействие распространению... -15 с.
25. Городенко, Д.В. Образование коренных народов России в XVIII веке [Текст] / Д.В. Городенко // Сибирский педагогический журнал. - 2009..- № 2. - С. 322 - 329.
26. Бабунова, Е.С. Проектирование и реализация этнокультурной среды в образовательном пространстве дошкольного учреждения [Текст] / Е.С. Бабунова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 329 - 337.
27. Понятовская, Е.В. Педагогическая интеллигенция Восточной Сибири: исторический аспект [Текст] / Е.В. Понятовская // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№ 2.- С. 352 - 367.
28. Снопова, Т.К. Общность этнопедагогик разных народов России [Текст] / Т.К. Снопова // Сибирский педагогический журнал. -.2008. - № 4. - С. 244-247.
29. Цаллагова, З.Б. Рецепты народного воспитания [Текст] / 3. Б. Цаллагова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 289-298.
30. Екеева, Э.В. Этническая ономастика как образно-знаковая система национальной культуры [Текст] / А.Н. Сергеев // Сибирский педагогический журнал. -
2008.-№ 1.-С. 298-308.
31. Шик, С.В. Развитие «внутреннего человека» у подростков начала XX века как педагогическая проблема [Текст] / С.В. Шик // Сибирский педагогический журнал. -
2009.-М3.-С. 237 - 242.
32. Марченко, О.Н. Национально-региональный компонент в курсе литературе (на примере изучения фольклора коренных народов Таймыра) [Текст] / О.Н. Марченко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 304-320.
3.3. Крестовский, А.В. Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников [Текст] / А.В. Крестовский // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 320-329.
34. Тарасова, М.Н. Проблема двуязычия в педагогическом наследии П.О. Афанасьева [Текст] / М.Н. Тарасова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. -С. 246-254.