Научная статья на тему 'Этнокультурная ситуация эвенков Беллетского наслега Алданского района республики Якутия в современных социальных, межнациональных и экономических условиях'

Этнокультурная ситуация эвенков Беллетского наслега Алданского района республики Якутия в современных социальных, межнациональных и экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
804
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВЕНКИ / АДАПТАЦИЯ / КОЧЕВАЯ ШКОЛА / РОДОВАЯ ОБЩИНА / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / НАСЛЕГ / EVENKS / ADAPTATION / NOMADIC SCHOOL / TRIBAL COMMUNITY / TRADITIONAL CULTURE / NASLEG

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Куликова Анна Николаевна

На примере Беллетского наслега в статье рассматриваются история и современность эвенков - одного из коренных народов Якутии. В реалиях настоящего времени анализируются такие сферы жизни, как деятельность в родовой общине, образование и воспитание детей в кочевой школе, состояние материальной и духовной культуры, особенности взаимодействия эвенков с другими этносами, их культурами и религиями, экология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Куликова Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ethno-cultural situation of the Evenks in the Belletskiy nasleg of Aldan district, Sakha (Yakutia) Republic in modern social, ethnic and economic conditions

The article deals with the history and modern everyday life of the Evenks, one of the indigenous peoples of Yakutia. The author focuses on such spheres of their life as their activity in tribal community, education of their children in a nomadic school, material and spiritual culture, ecology and the main features of their interaction with other ethnic, cultural or religious groups.

Текст научной работы на тему «Этнокультурная ситуация эвенков Беллетского наслега Алданского района республики Якутия в современных социальных, межнациональных и экономических условиях»

УДК 397.4

А.Н. Куликова*

этнокультурная ситуация эвенков БЕллЕтского наслега АлДАнского района республики якутия в современных социальных, межнациональных и экономических условиях**

На примере Беллетского наслега в статье рассматриваются история и современность эвенков - одного из коренных народов Якутии. В реалиях настоящего времени анализируются такие сферы жизни, как деятельность в родовой общине, образование и воспитание детей в кочевой школе, состояние материальной и духовной культуры, особенности взаимодействия эвенков с другими этносами, их культурами и религиями, экология.

Ключевые слова: эвенки, адаптация, кочевая школа, родовая община, традиционная культура, наслег

The ethno-cultural situation of the Evenks in the Belletskiy nasleg of Aldan district, Sakha (Yakutia) Republic in modern social, ethnic and economic conditions. ANNA N. KULIKOVA (North-Eastern Federal University).

The article deals with the history and modern everyday life of the Evenks, one of the indigenous peoples of Yakutia. The author focuses on such spheres of their life as their activity in tribal community, education of their children in a nomadic school, material and spiritual culture, ecology and the main features of their interaction with other ethnic, cultural or religious groups.

Keywords: Evenks, adaptation, nomadic school, tribal community, traditional culture, nasleg

Алданский улус республики Саха (Якутия), располагающийся в горно-таежной зоне, является исторически сложившейся территорией расселения эвенков южной Якутии. Эта территория подвергалась активному промышленному освоению в связи с золотодобычей на протяжении всего прошедшего столетия, что значительно отразилось на жизни коренного населения. Эвенки многократно переселялись с родовых мест, что впоследствии сказалось на их численности. В настоящее время

они представляют собой этническое меньшинство и составляют 4,1% от общего состава населения. Большинство эвенков района проживают локально, в национальных наслегах. Одним из наиболее заселенных коренными жителями наслегов Алданского округа является Беллетский эвенкийский наслег, число жителей которого составляет 1 781 чел. Наслег именуется по самоназванию Беллетских тунгусских родов, известных с XVII в., семьи которых кочевали по Вилюю, Ал-

* КУЛИКОВА Анна Николаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры экономических и гуманитарных дисциплин Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Ам-мосова.

E-mail: [email protected]

© Куликова А.Н., 2015

** Статья написана по результатам экспедиции, проведенной в с. Хатыстыр и с. Угоян Алданского района РС(Я) в феврале 2014 г. Автор выражает благодарность за содействие в проводимом исследовании Беллетско-го эвенкийского наслега ведущему специалисту социального управления Администрации Алданского района С.В. Егоровой, а также директору клуба с. Хатыстыр О.В. Старостиной.

дану, Амге, Томмоту, Гилюю [5, с. 71]. Это одно из мест традиционного проживания народов Севера в Республике Якутия.

Наслег - административная единица, равная муниципальному образованию. Национальный наслег (район) образуется с целью защиты и сохранения права на традиционное природопользование, национальные промыслы и ремесла, возрождения национальной культуры и языка малочисленных народов Севера в местах их компактного проживания. Наделение статусом «национальный» территориального образования формирует закрытую этническую среду, что способствует культурному самовосстановлению этноса через возрождение традиционной хозяйственной деятельности, языка, ремесел, обычаев и обрядов. Это благоприятно сказывается на сохранении и развитии исконной этнической среды, с самобытным укладом жизни, традиционным природопользованием и культурной спецификой коренного населения района. Такая охраняемая республиканским законом «огражденная» национальная среда, во многом способствует возрождению культуры этноса в характерной для него форме.

В первые годы ХХ в. на территории Алданского района местным населением полностью сохранялся кочевой образ жизни с ведением охот-ничье-промыслового и оленеводческого хозяйства. На золотоносных рудниках и транспортных трактах немногочисленное количество эвенков привлекалось для гужевых грузовых перевозок и в качестве проводников и каюров. Примечателен факт создания административного образования «Алданский туземный улус» в составе Алданского промышленного округа в 1926 г. под руководством представителей этноса. В административную функцию туземного улуса входило попечительство над эвенкийским населением Алдана, оказание протекции эвенкийской культуре, чтобы «тунгусы сохранились как этнос». Все, что было связано с кочевым населением, рассматривалось с учетом его традиционного природопользования и обычаев. Как отмечает А.Д. Марфусало-ва, период существования Алданского туземного улуса с 1926 по 1953 гг. был самым значимым временем истории южных эвенков ХХ в. [6, с. 62]. Беллеткий наслег тогда состоял из 1 Беллетского (Хаппарастах), 62 хозяйств, 328 чел.; 2-3 Беллетского (по р. Учур), 100 хозяйств, 500 чел. [6, с. 21].

Поселки и селения в наслеге формировались в основном за счет укрупнения национальных поселков в местах первоначального расселения эвенков, разбросанных по обширной территории района. Географически это была территория цен-

тральной части Алдано-Учурского хребта, а также вдоль хребта, в верховье р. Улахан-Тырканды [4, с. 114]. С 1953 г. пос. Хатыстыр становится административным национальным центром, куда постепенно были переселены люди из небольших поселений района с. Угино и других населенных пунктов, расположенных по р. Амга. Переселение осуществлялось в рамках реализации программы по «ликвидации неперспективных деревень», это была своего рода «механическая миграция», посредством которой реализовывалась стратегическая задача государства по переводу коренного кочевого населения на оседлый образ жизни. Оседлость также отождествлялась с новыми хозяйственно-экономическими государственными планами, ее целью было доведение традиционного оленеводческого, охотничьего и рыболовного промыслов до промышленных масштабов. Для этой цели был создан объединенный совхоз «Алданский».

Сегодня население Беллетского эвенкийского наслега разнородно по своему составу, дифференцируется географическим происхождением (встречаются эвенки родом из Читинской, Амурской областей, Хабаровского края и сопредельных улусов Якутии). Культурным маркером является владение/не владение эвенкийским языком. Наслег объединяет два населенных пункта: пос. Хатыстыр (як. хатыыстыыр - «там, где ловят стерлядь») с населением 1 400 чел., и с. Угоян (эвенк. уга - «груз», уга-ми - «тащить груз») с населением 381 чел. [13, с. 27]. Население этих поселений моноэтнично, представлено эвенками, говорящими преимущественно на якутском, русском и эвенкийском языках. Вообще, эвенки юга Якутии исторически довольно сильно якутизированы и русифицированы. Тенденция перехода алданских эвенков на якутский язык была отмечена еще в 1897 г., уже тогда 45,8% алдано-майских тунгусов считали «объякутившимися», главным критерием чего являлась их якутская речь [6, с. 193]. Национальный язык в качестве родного признают и используют в Алданском районе лишь 16% эвенков, большая часть которых проживает в Беллетском наслеге [10, с. 113]. Для остальной части эвенкийского населения родным является якутский язык, вторым языком коммуникации выступает русский.

Все население наслега ведет традиционный образ жизни с характерной для него охотничье-олене-водческой культурой - пастьбой оленей, охотой, рыболовством, собирательством. Эвенки преимущественно состоят в родовых общинах. Родовая, родоплеменная кочевая община - форма самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочис-

ленным народам Севера (КМНС) и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемая на основе членства и объединения имущественных долей взносов для совместной деятельности в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры [2]. Современная «кочевая родовая, родоплеменная община» эвенков неоднородна по составу и структуре. Подавляющая часть людей в общинах связана близкой (чаще всего) или дальней степенью родства. Небольшие общины, состоящие из 5-15 чел., представляют собой 1-3 кровнородственных семьи, иногда сложного смешанного состава: родители, их взрослые дети со своими семьями.

По букве закона, родовым общинам КМНС в местах их компактного проживания и хозяйственной деятельности предоставляется право на приоритетное пользование ресурсами растительного и животного мира. Подобный традиционный уклад кочевой родовой общины является самобытной формой жизни малочисленных коренных этносов и опекается государством. За кочевой родовой общиной закрепляется право на возрождение, сохранение и развитие традиционного уклада жизни, культуры, религии, языка. Таким образом, родовая община является ядром культуры и традиций, которые передаются из рода в род через преемственность поколений, способствуя сохранению и дальнейшему развитию национально-культурных особенностей эвенков.

Законодательный акт «О родовой ... кочевой общине» имеет прямое отношение к эвенкам, обеспечивая социальную и культурную протекцию. Население Беллетского наслега активно использует это право - большая часть его жителей состоит в родовых общинах, за которыми закреплены земельные территории для кочевания. В Беллет-ском эвенкийском национальном наслеге с начала 1990-х гг. создано 26 кочевых родовых общин, располагающихся на всей площади наслега. Как отмечает А.А. Сирина, родовые общины в реальной жизни -это хозяйственные объединения [11, с. 90]. Наиболее состоятельны, судя по количеству поголовья оленей общины, «Амма», «Гоя», «Ид-жек», «Туойдаах», «Бэс-юрях», «Кудули», «Кус-тук», «Осикта», «Орогли».

Возвращение территорий кочевания эвенкам Алданского района способствует восстановлению, развитию и сохранению традиционной культуры, а также исторически сложившейся географии расселения коренных жителей. В настоящее время национальная культура эвенков частично сохра-

2015 • № 1 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ в вос

нилась в местах оседлости - поселках. В оленеводческих бригадах быт в наибольшей степени приближен к традиционному в связи с кочевым образом жизни.

Особенности школьного образования наслега

Значимость воспитания и образования детей в духе национальных традиций в натуральной среде чувствует каждый родитель эвенкийского этноса. Однако формальное следование федеральным образовательным стандартам не позволяет приобщать подрастающее поколение к традициям родного народа. Образование осуществляется в соответствии с «Концепцией обновления и развития национальных школ Республики Саха (Якутия)», где основополагающим принципом является предоставление права на обучение и воспитание учащихся на их родном языке с учетом следования этнопсихологической и культурной принадлежности [3]. С этой целью в Концепции определено основное направление в развитии сферы среднего образования в республике. Документом регламентируется введение культурного и национально-регионального компонента, функциональным значением которого является закрепление позиций развития коренных этносов. «Концепция обновления и развития национальных школ Якутии» отвечает культурным интересам коренных народов и обеспечивает их реализацию. Образовательное право детей оленеводов связано с необходимостью возрождения языка, расширением сферы его применения, а также с обучением основам национальной культуры и традиционного природопользования. Именно поэтому в местах кочевания оленеводов Беллетского наслега, где подобные культурные интересы выражены в конкретном социальном запросе, созданы и успешно функционируют кочевые школы.

В Алданском районе на территории Беллет-ского наслега созданы две кочевые школы17. Это малокомплектные школы при общинах «Верхняя Амма» и «Угут». Школы располагаются в местах производственного поселения оленеводов и охотников в стационарных базах родовых общин, их деятельность направлена на решение задач школьной подготовки учащихся и их последующей трудовой деятельности, связанной с традиционным природопользованием. Приоритетной задачей такой школы является воспитание учеников с учетом главных этносоциальных принципов, таких

17 Кочевые школы в Якутии курируются ЮНЕСКО. Сегодня статус пилотных школ ЮНЕСКО имеют 2 из 9 кочевых школ Республики Якутия в Беллетском наслеге Алданского района.

)чной сибири и на дальнем востоке 43

как сохранение этноса, традиционного образа жизни, характерных отраслей хозяйствования и культуры в новых социально-экономических условиях [7, с. 4].

Кочевые малокомплектные школы на производственных участках играют большую роль в обучении и воспитании детей. Они способствуют приобщению к традиционным занятиям и родной культуре детей оленеводов и охотников, укреплению семьи, сохранению среды функционирования языка. В таких школах обучение и воспитание детей ведется в условиях кочевого образа жизни, без отрыва от родителей, что основано на традициях и нравственных ценностях этнопедагогики. Обучение и воспитание школьников фактически в семейном кругу снимает ряд проблем, возникающих у детей, проживающих с родственниками в поселке или интернате для того, чтобы учиться. К таким проблемам относятся следующие: зависимость от государственной протекции, социальная отчужденность и проблема адаптации, утрата материальной и духовной национальной культуры и важнейших навыков жизни в тайге.

Школы работают по графику, соответствующему хозяйственному циклу деятельности родовой общины, календарно. Предметы «Трудовое обучение» и «ОБЖ» включают в себя учебную практику, связанную с традиционной деятельностью. Это, например, в сентябре - рыболовство (лов хариуса), а также осенний пересчет оленей, ремонт изгороди; в октябре - подледный лов, ремонт оленьей упряжки; в ноябре, декабре, феврале - охотпромысел, изучение национального шитья и эвенкийской кухни, выделки шкур, участие в забое оленей; заготовка швырка - в марте; помощь родителям при отеле оленей - в апреле-мае. Примечательно, что охота на уток и на лося, установка капканов на соболя, петель на зайца и другие виды национальной жизнедеятельности проводятся под руководством родителей или дедушек. Так работает «семейная школа жизни» под открытым небом...

Как отмечают педагоги, у большинства учащихся выбор профессии связан с традиционными отраслями хозяйства. Показателен пример одной из учительниц школы «Амма», сын которой, окончив кочевую школу и поступив в университет в городе, на зимних каникулах, чтобы подработать, едет в тайгу ставить капканы на соболя. Так формируется мировоззрение сына своего народа - он не стремится пойти работать официантом, менеджером или продавцом, что, казалось бы, легче и безопаснее, а идет делать то, что умеет, к чему лежит душа (Полевые материалы автора, с. Хаты-

стыр, 2014. Информатор Павлова С.С., директор малокомплектной кочевой школы «Оленек» № 40). Трудно переоценить важность кочевых школ для самоорганизации, существования и развития эвенкийского этноса.

Социологические параметры этнической идентичности и межэтнических отношений Беллетского наслега

Наше исследование основывается на полевых материалах автора, оно было проведено на территории эвенкийского Беллетского наслега в пос. Хатыстыр и с. Угоян в феврале 2014 г. Основными методами явились включенное наблюдение, глубинное интервью и социологический опрос18. В ходе проделанной работы анкетным образом было опрошено 52 человека разных возрастов, из которых 18-29 лет: жен. - 17, муж. - 4; 30-65 лет: жен. - 20, муж. - 5; старше 65 лет: жен. - 5, муж. -1 (Полевые материалы автора, с. Хатыстыр, 2014 г.). Незначительное количество мужчин в выборке объяснятся тем, что при приблизительно одинаковом соотношении мужчин и женщин (разница составляет около 0,5 % в пользу последних) представители мужского пола на момент опроса находились в оленеводческих бригадах и проживали в местах кочевания, а также в связи с открытием охотсезона19.

В нашу выборку попали люди разных профессий - учителя, воспитатели, фельдшер, работники поселковой администрации и клуба, руководители родовых общин, охотники, оленеводы, мастера по национальному шитью, пенсионеры. Примечательно, что все ответы относительно идентичности, принадлежности к традиционной культуре, к месту жительства или его смене на городской, к представителям других национальностей, были типичны. Основополагающим в самоидентификации жителей являлось эвенкийское самосознание. На вопрос о социальной приоритетности практически 80% респондентов ответили, что для них приоритетность эвенкийской национальности над любыми другими граждан-

18 Опрос проводился по анкете «Этноконфессио-нальные отношения в республике Саха (Якутия)».

19 Наблюдается демографическая диспропорция эвенков Якутии: число мужчин значительно уступает количеству женщин, что связано с невысокой продолжительностью жизни мужчин (средний возраст 45 лет). Беллетский эвенкийский наслег по численным показателям гендерного разделения выгодно отличается от неблагоприятной республиканской статистики. Так, число мужчин в наслеге составляет 889 чел., женщин - 892 [13].

скими и социальными позициями является основной. Около 20% информантов на первое место вынесли принадлежность к своему наслегу. Ответы относительно городской жизни и культуры также были однотипны: в город можно ездить только по делам.

Для мужчин и женщин с детьми, проживающих в поселке, кочевание весной-летом - обычное времяпровождение, а национальная культура является важной частью жизнью. Основными объединяющими чертами этноса информаторы отметили такие составляющие, как культура, обычаи и обряды, родственные связи и родная земля. Подобные ответы дали 70% интервьюируемых, остальные 15% важнейшими этническими признаками назвали язык и черты национального характера. На основании полученных данных можно зафиксировать высокий показатель национального самосознания эвенков наслега, а уровень единомыслия в этническом и культурном отношении объясняется тесной коллективной бытностью, являющейся характерной этносоциальной чертой.

Как показывают исследования, в вопросах межнациональных отношений у эвенков нет предубеждений и национальных барьеров. В этом проявляется эвенкийская мировоззренческая позиция: «человек человеку всегда поможет». Этническая и территориальная обособленность жителей наслега не является изоляционной и консервативной. Эвенки подчеркивают важность добрососедских отношений с каждым, вне зависимости от его национальности и культуры, они характеризуют себя как открытых, гостеприимных и толерантных людей.

В отношении межэтнического и межкультурного взаимодействия с русскими, якутами и представителями других национальностей района эвенки сфокусированы на деловых, торговых и административных нуждах. Очень терпимая позиция (80%) выражена в вопросе: как было бы, если бы информанту пришлось работать в полинациональном коллективе? Надо сказать, что этот вопрос для большинства опрошенных имеет теоретическую, умозрительную природу. На практике очень незначительное число жителей сталкивалось с подобной ситуацией, поэтому интерпретация его значения может быть неоднозначной. Межэтнических претензий, споров или конфликтов информанты не отмечали. В то же время наблюдается устойчивая тенденция к сохранению национального единства, проявляющаяся в установке на неприятие национально-смешанных браков, хотя встречается исторически характерная

семейно-брачная модель эвенк-якут, чаще среди молодых семей (примерно 15%). Межэтнические браки с русскими не отмечены. Среди близких друзей предпочитают иметь «своих».

Так как с. Хатыстыр является центром компактного проживания эвенков с бытованием традиционной культуры, то здесь проводятся национальные праздники, такие как «День оленевода», «Бакалдын» («Встреча весны»), а также фестивали, выставки и ярмарки, которые собирают очень много разных по своему этническому составу гостей из района, республики и из-за рубежа. Эвенки охотно принимают гостей, сами ездят с обратными визитами (информаторы упоминали Норвегию), но каких-либо очевидных процессов ассимиляции и аккультурации не происходит. На фоне полиэтничности и мультикультурализма районного центра, г. Алдана, наслег представляет собой отдаленный замкнутый национальный эвенкийский ареал, живущий самобытной культурной жизнью, то-лерантно относящийся к другим народам.

Основной проблемой в национальных отношениях для эвенков остается адаптация в ином этничном окружении, в отличной от моноэтнич-ной традиционной поселковой или таежной обстановки. Респонденты отмечают, что им трудно привыкать к другому менталитету, укладу жизни, особенно городскому, где живут разные люди. Пребывание в иноэтничном обществе характеризуется установкой «в городе - ты один, ты чужой, а в общине тебя все знают, все помогут». Северная идентичность, свойственная эвенкам, где основополагающим принципом отношений является принцип нимата - обычая дара-дележа, усвоенного с младенчества и дающего своего рода «чувство локтя», - противоречит современной городской культуре. Глубинное непонимание городских межличностных коммуникаций и неприятие отношений, обусловленных только корыстью и выгодой, играет порой роковую роль для людей эвенкийской национальности, уезжающих в город, особенно для молодых, которые там учатся.

Вне зависимости от профессии и социального статуса - работающий/не работающий (пенсионер) - для эвенков отличительной чертой является то, что каждый из них владеет и занимается традиционным видом хозяйства: все женщины умеют вручную выделывать шкуры (оленя, соболя, белки и др.) и шьют различные виды одежды и обуви, а также изготавливают предметы быта; для всех мужчин охота и рыбалка - неотъемлемая часть жизни.

Енохова (Мальчакитова) Лариса Авангар-довна, 1957 г.р., из рода матакан (Полевые материалы автора, с. Хатыстыр, 2014 г.). Учитель эвенкийского языка средней школы № 20 с. Хатыстыр. «Родом из Читинской области, Каларский р-н Чапо-Оголо. Мама из Олекмин-ского р-на Якутии, добиралась до Чары на оленях, рассказывала. Меня в 70-м году отдали в 6-й класс интерната. Язык заложен, поэтому не забыла, говорю. Плохо, нет языковой среды. Родители мужа в 1992 г. создали общину «Угут» (якут. - «крайний, отдаленный»). Старший брат мужа руководитель. Когда расформировывался оленный совхоз (Алданский. - Прим. авт.), получили пай - по 40 голов оленей. Так начали частное оленеводство. Жили в палатке, обходили территории, выделывали шкуры сами. На кочевье ехали верхом, зимой на нартах, запрягали по два оленя. Цивилизация конечно хорошо, но для оленей - плохо.

Олени - транспорт, на мясо забивали бракованного, для гостей или на праздники. Охотились на соболя, лося, изюбра, дикого оленя, на волков - в стаде из-за них урон большой. Использовали капканы, петли, ловушки для соболя. Рыбалка - таймень, ленок, хариус, осетр. Весной - сети, летом -удочка.

Соблюдаем свои традиции. Огонь (эвенк. -того), мужской образ, приносим жертвы: масло, оладьи, лепешку, мясо. Огонь - тепло, дает через дым очищение. Когда трещит - разговаривает. Приносятся жертвы и совершаются обряды священным деревьям, реке, а также всему, что окружает, - чтобы было благословение на дорогу. Женщины исполняют обряды на дорогу, частично на рыбный и охотничий промысел. Поселковое население мало знакомо с обрядами тайги. Понаслышке. В основном - мужское население, охотники и оленеводы. Сейчас те оленеводы, которые в тайге (многие из них не имеют своего жилья), не хотят, чтобы дети продолжали их жизнь. Хотят детям комфорта, чтобы было хорошо, тепло. Стараются отправить детей учиться».

Тихонова Клавдия Степановна, 1945 г.р. Председатель родовой общины «Иджек» (якут. -«река») (Полевые материалы автора, с. Ха-тыстыр, 2014 г.). «Род Учур-Бута, династия Сидоровых. Мы потомственные оленеводы, охотники. Отец из Амурской области - верховий Учу-ра, вырос сиротой. Родилась в тайге, в семье было восемь детей. Владею языком. Родители говорили на эвенкийском языке, были сознательные люди, всех детей отдали в школы, вступили в колхоз.

У меня десять лет школы-интерната. Теплые воспоминания о нем.

Из места Гонам (верховья Учура) в 1951-53-м годах переместились в устье Тюльбю (левый приток Алдана), приехали на оленях, так как здесь было лучше снабжение. Строили дорогу до Хабаровска лагерные заключенные. Тунгусы проводниками были. Русских мы, дети, боялись: «нуча идет» - незнакомый облик, незнакомый язык (нуча на якут. - «русский». Прим. авт.). Ранее был Учурский р-н, ныне Алданский. Мы - «учурские эвенки».

Имею свидетельство о государственной регистрации кочевой родовой общины. Общинная территория «Иджек» зарегистрирована в регистрационной палате восемью учредителями по уставу - 148 923 кв. м. Распоряжаемся землями лесного фонда. Есть государственная поддержка, действует программа социально-экономического наследия - государственная зарплата, специальные фонды, финансирование отстрела волков. Оказывается помощь на возрождение поголовья оленей. Я как учредитель общины являюсь работодателем, у меня в бригаде работают 13 человек. Община состоит из двух оленьих бригад: Семья Исаковых - 7 человек, пасет 600 оленей и семья Тихоновых - 6 человек, у нее 300 оленей. В 1999 г. поголовье оленей исчислялось 275 головами, в 2013 г. - 920. За последний год 148 оленей задрали волки. Даже при значительном увеличении количества волков, которые вредят стаду и людям, не хотим целенаправленно охотиться на них. Охота на волка только для того, чтобы сохранить свое. Волк очень умный, повадки человека знает, его трудно убить. С медведем тоже надо быть осторожным. Медведь нападает не на каждого. Есть такие люди или род, которых нападения медведей преследуют. Если медведь задрал оленя, собаку, съел продукты, заходит в палатку, значит, он за что-то мстит.

Наши традиции хорошо знаю от старших. Мама раньше посвистывала - ветер звала (разогнать комаров). Песни пела про оленей, про весну. Теперь я детей учу: зверей уважать надо. Волк -хозяин и медведь бурый - хозяин. Нельзя ругаться на этих животных. Бумерангом все возвращается. Сильно много охотиться нельзя. Нельзя кричать в лесу, громко ругаться. Когда солнце село, должно быть тихо, разговор - вполголоса, чтобы не беспокоить зверей. Издалека слышно ночью. Говорим «орокун» (предостережение) - потише, а не то что-то случится. Плач ребенка нужно обязательно унимать, так как он похож на вой медвежонка, можно накликать медведицу».

Религиозная ситуация

Беллетского эвенкийского наслега

Неотъемлемой частью жизни эвенков Беллет-ского наслега являются традиционные мировоззрение, верования и обряды. На основании анимизма (одушевление местности, водоемов, животных, птиц и т.д.) строится вся система религиозных представлений. Народная религия полна самых разных примет, некоторые из них можно свести к предостережению от опасностей; регламент поведения в тайге определяется табуированными предписаниями: «На кочевье возбраняется ходить по ночам, чтобы не тревожить духа места. На тропинки запрещается ставить палатки, так как по ним ходят духи» и пр. Подобные табу соблюдаются в повседневной жизни оленеводами и охотниками.

Отдельный пласт религиозных представлений связан с животными - медведем и волком. Этим зверям поклоняются, их боятся, уважают, наделяют разными именами, наиболее распространенный -«хозяин тайги». Существует ряд предписаний: как нужно на них охотиться, как разделывать туши, как задабривать их души, чтобы они не мстили охотнику и его семье. Это обусловлено глубинной связью между охотником и зверем, на которого он охотится [12, с. 153]. Подобные представления были сформированы давно, они отражены в легендах и преданиях старшего поколения и возникли из конкретного житейского опыта. Распространено поверье о том, что волк или медведь, когда-либо раненные, могут настигать обидчика спустя длительное время, мстя иногда даже детям неудачливого охотника, так как эти животные наделены магическими свойствами, которые позволяют им наблюдать за поведением человека в тайге вне времени и пространства. Поэтому необходимо придерживаться своего рода кодекса, смысл которого заключается в том, чтобы не убивать животных слишком много и без необходимости, не ругаться, если волк или медведь задрал оленя, а наоборот, понять, «что и ему, как и человеку, тоже голодно, пусть покушает», и пр. Много преданий посвящено священной птице гагаре - мифологическому персонажу, участнику, по поверьям, процесса мироздания.

Эвенки наслега сохраняют предания о шаманах и шаманизме. От старейшин рода можно услышать, «что шаманы могли находить потерявшихся оленей, тайменя, медведя», они приводят в пример много подобных случаев. Очевидец К.С. Тихонова вспоминает: «Когда наступает время камлания, у шамана появляется энергия, такая, что он может лазить по дереву, как белка». Места жительства и захоронения шамана значатся сакральными и знаковыми и особо почитаются охотниками и оленеводами. В отноше-

нии такого места действует ряд табу: обходить стороной, приносить жертву, не шуметь. Шаманизм -живая традиция, но в поселках Алданского района и на кочевьях шаманов нет. Случалось, что при большой необходимости местные жители предпринимали поездку в с. Иенгра Нерюнгринского района к известному шаману Саввею (умершему в ноябре 2013 г.). Другая религиозная практика с обрядами очищения, кормления огня, заговорами, призывами защитить и благословить, обращенная к духам леса и реки, отправляется, как правило, самостоятельно. Заветы священного тщательно соблюдаются и передаются от старших к младшим.

Эвенки наслега хорошо знают о православии. Наряду с традиционными религиозными представлениями трепетно и почтительно упоминают православного Бога, не отрицая наличия у него могущественных качеств. Это связано прежде всего с тем, что православная традиция в среде эвенков имеет давнюю историю, относящуюся к обширной православной христианизации народов Якутии, продолжавшейся весь XIX в.. В литературе можно встретить упоминания о посещении эвенков земли Беллет походными священниками. Иоанн Попов, священник походной Благовещенской церкви, докладывал из поездки к «Тунгузам семи Кангаласских родов. 1890, июнь 20»: «По ночам останавливались у инородцев, здесь же крестили, служили молебны, напутствовали и соборовали. 25 июня дневал у Тунгузов 2-го Беллет-ского наслега, в котором окрестил 3 младенцев якутов, одного младенца тунгуза. Исповедовал 37 тунгу-зов и прочитал им правило. Исповедовал, приобщил, повенчал тунгузов. <.> В 40 верстах остановились у Тунгузов 2-го Беллетского наслега, где служили обедницу, приобщили 43 тунгуза. Плыли на веточках, гребцы и проводники также были из тунгузов. Пути совершено было 835 верст» [9, с. 7]. Несмотря на то, что прадеды, деды добровольно принимали крещение, историческая память людей также хранит эпизоды о том, что были случаи крещения силой или же в обмен на неуплату ясака. Многие крещенные православия не понимали, некоторые старались уклониться от незнакомых и чуждых обрядов. Но, так или иначе, православие в памяти народа закрепилось как «что-то хорошее» и ассоциировалось с положительным общением с русскими, которые часто помогали лекарствами, продуктами, предметами быта. В настоящее время в поселках есть люди, которые осознанно идут в православную церковь на службу и креститься. Те, кто крестится, объясняют это как необходимую душевную потребность - «для себя облегчение», - не отказываясь при этом от традиционных анимистических воззрений на природу, национальных праздников и обрядов.

Рис. 1. Детская верхняя одежда. Мастер Л.Н. Герес, с. Угоян. Материал - ровдуга. В центре - аппликация священной птицы гагары, образ является оберегом. Фото автора.

Рис. 2. Панно. Мастер Л.Н. Герес, с. Угоян. Материал - ровдуга. На рисунке изображено мировое дерево среднего мира, где представлены основные составляющие жизнеобеспечения человека - чум, соболь, олень и рыба, женщина - хранительница очага. Все элементы помещены в круг -символ цикличности и вечности. Фото автора.

С современным религиозным мейнстримом эвенки наслега знакомы мало. Никаких религиозных организаций в поселках наслега не зарегистрировано, в основной части население иными религиями не интересуется. В пос. Хатыстыр иногда приезжают протестантские группы из районного центра, и есть люди, которые посещают их собрания (не более 20 чел.), не выделяясь в отдельную группу верующих и не противопоставляя себя по религиозному признаку доминирующей части поселкового населения. Как отмечают информанты, это в основном те, у кого существуют психологические проблемы: например, нужно утешение или кто пьет, у кого что-то не получается, нет ребенка, болеют, а медицина не помогает. Такие прихожане ждут чуда. Вместе с тем неотъемлемой частью духовной жизни и крещенных православных, и некрещенных, и тех, кто относит себя к протестантам, остается закон тайги. Подобное сращивание христианских и традиционных народных верований и обрядов так же является частью духовной культуры эвенков, представляя собой сложный синкретизм.

Заключение

Национальные вопросы Беллетского наслега преимущественно касаются внутриэтнических интересов. Проблем в этой области достаточно много. Одной из важнейших в настоящее время является ведение традиционного образа жизни в условиях расширяющегося промышленного освоения. Прокладка нефтепровода через территории, принадлежащие родовым общинам, а также строительство газопровода, которое весьма спорно в вопросах экологической безопасности, необходимость компенсации нанесенного ущерба оленеводам в местах кочевания - все это несет с собой целый ряд реальных и потенциальных проблем. Нередки спорные случаи, доходящие до острых разбирательств, например, с нефтяными компаниями, когда «работа выполнена, а денег нет...» [8]. Отмечены высокая загрязненность воды р. Алдан в районе г. Томмот, находящейся в непосредственной близости от кочевых угодий [1, с. 20], а также местами повышенный радиационный фон [1, с. 15]. Все вышеперечисленное требует непрерывного мониторинга и быстрого реагирования руководителей родовых общин. Еще одной сложностью, чаще всего технического порядка, является юридическое и фактическое оформление территорий традиционного природопользования. Решение указанных вопросов не сходит с повестки дня муниципальной и районной администрации. Поэтому восстановление национальной культуры и

48

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 1 • 2015

языка, сохранение и передача подрастающему поколению основ жизнедеятельности традиционного природопользования в современных социально-экономических условиях является следствием продолжительного взаимодействия родовых общин и государственных органов. Как показывает практика, в ситуации тесного взаимодействия возврат к этническим истокам эвенкийского этноса представляется возможным. В целом Беллетский эвенкийский наслег Алданского улуса представляет собой очаг самобытной традиционной культуры, где материальный и духовный аспекты тесно взаимосвязаны и вся жизнь человека находится в непосредственной близости к тайге и оленям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды Республики Саха (Якутия) / Правительство Республики Саха (Якутии), Мин-во охраны природы РС (Я), [сост. Е.Г. Шадрина, А.И. Олесова]. Якутск: Дани Алмас, 2010.

2. Закон Республики Саха (Якутия) «О родовой, родоплеменной кочевой общине малочисленных народов Севера» от 17 октября 2003 г. // Справочная правовая система Консультант Полюс (Региональное Законодательство).

3. Концепция обновления и развития национальных школ в Республике Саха (Якутия) // Сборник нормативных документов Республики Саха (Якутия) в области сохранения нематериального культурного наследия. Якутск: Сахаполигра-физдат, 2001. С. 50.

4. Кудряшов Г. Не кончается тропа оленья // Алдан трудовой. Юбилейный сборник очерков. Якутск: Як. кн. изд-во, 1984. С. 110-140.

5. Максимов П.С., Леханов Б.И., Румянцев Н.А. Эвенки юга Якутии: история и современность. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2001.

6. Марфусалова А.Д. В жизни должен быть смысл. Якутск: Сайдам, 2013.

7. Модель стационарной кочевой школы Алданского района. Алдан, 2007.

8. Открытое письмо президенту РС (Я) В.А. Штырову «Восточная Сибирь - Тихий океан» // Алданский рабочий. 2008. 19 мая.

9. Попов И.Н. Из дневника походного священника, посещавшего Тунгузские кочевья Якутской епархии. М.: Типография А.И. Снегиревой. 1893.

10. Романова Е.Н., Алексеева Е.К., Игнатьева В.Б. Республика Саха (Якутия) // Север и северяне: современное положение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России / отв. ред. Н.И. Новикова, Д.А. Функ. М.: ИЭА РАН, 2012. С. 71-85.

11. Сирина А.А. От совхоза к родовой общине: социально-экономические трансформации у народов Севера в конце ХХ века. М.: ИЭА РАН, 2010.

12. Сирина А.А. Эвенки и эвены в современном мире: самосознание, природопользование, мировоззрение. М.: Восточная литература, 2012.

13. Социально-экономическое положение Алданского района Муниниципального района январь-февраль 2013 года. Статистический бюллетень. № 99/1.

REFERENCES

1. Gosudarstvennyy doklad o sostoyanii i okhrane okruzhayushchey sredy Respubliki Sakha (Yakutia), 2010 [The state report about environment and its protection in Sakha (Yakutia) Republic)]. Yakutsk: Dani Almas. (in Russ.)

2. Zakon Respubliki Sakha (Yakutia) «O rodovoy, rodoplemennoy kochevoy obshchine malochislennykh narodov Severa» ot 17 оktyabrya 2003 goda [The Law of Sakha (Yakutia) Republic «On tribal nomadic communities of indigenous peoples of the North», 17 October 2003]. In: Spravochnaya pravovaya Sistema Konsultant plus. (in Russ.)

3. Kontseptsiya obnovleniya i razvitiya natsional'nykh shkol v Respublike Sakha (Yakutiya), 2001 [The concept of renovation and development of national schools in Sakha (Yakutia) Republic]. Yakutsk: Sakhapoligrafizdat. (in Russ.)

4. Kudryashov, G., 1984. Ne konchaetsya tropa olen'ya [There is no end to the deer's path]. In: Aldan trudovoy. Yubileynyy sbornik ocherkov. Yakutsk: Yakutskoe knizhnoe izdatel'stvo, pp. 110-140. (in Russ.)

5. Maksimov, P.S., Lekhanov, B.I. and Rumyantsev, N.A., 2001. Evenki yuga Yakutii: istoriya i sovremennost' [The Evenks of Southern Yakutia: history and modern life]. Yakutsk: Izdatel'stvo Yakutskogo Universiteta. (in Russ.)

6. Marfusalova, A.D., 2013. V zhizni dolzhen byt' smysl [There must be a meaning in life]. Yakutsk: Saydam. (in Russ.)

7. Model' statsionarnoy kochevoy shkoly Aldanskogo rayona 2007 [The project of nomadic school in Aldan district, 2007]. Aldan. (in Russ.)

8. Otkrytoe pis'mo prezidentu Respubliki Sakha (Yakutia) V.A. Shtyrovu «Vostochaya Sibir' - Tikhiy ocean» [An open letter to the president of Sakha (Yakutia) Republic], Aldanskiy rabochiy, 19 May 2008. (in Russ.)

9. Popov, I.N., 1893. Iz dnevnika pokhodnogo svyashchennika [From the diary of a missionary]. Moskva: Tipografiya A.I. Snegiryevoy. (in Russ.)

10. Romanova, E.N., Alekseeva, E.K. and Ignat'eva, V.B., 2012. Respublika Sakha (Yakutiya)

[Sakha (Yukutia) Republic]. In: Sever i severyane: sovremennoe polozhenie korennykh malochislennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossii. Moskva: IEA RAN, pp.71-85. (in Russ.)

11. Sirina, A.A., 2010. Ot sovkhoza k rodovoy obschine: sotsial'no-ekonomicheskie transformatsii u narodov Severa v kontse XX veka [From sovkhoz to a tribal community: the social and economic transformations of the indigenous peoples of the North in the second half of XXth century]. Moskva: IEA RAN. (in Russ.)

12. Sirina, A.A., 2010. Evenki i Eveny v sovremennom mire: samosoznanie, prirodopol'zovanie, mirovozzrenie [The Evenks and Evens in the modern world: identity, nature management, and worldview]. Moskva: Vostochaya literatura. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Sotsial'no-economicheskoe polozhenie Aldanskogo Munitsipal'nogo rayona yanvar'-fevral' 2013 goda [The social and economic situation of Aldan municipal district in January-February 2013]. In: Statisticheskiy byulleten', no. 99/1. Neryungry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.