Научная статья на тему 'Дошкольное образование для детей кочевников (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)'

Дошкольное образование для детей кочевников (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
680
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRE-SCHOOL EDUCATION / КОЧЕВЫЕ ШКОЛЫ / MOBILE SCHOOLS / ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ / YAMAL-NENETS AUTONOMOUS DISTRICT / КОЧЕВНИКИ / NOMADS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терехина А. Н.

В статье рассматривается проблема дошкольного образования для детей из кочевых семей на примере Ямало-Ненецкого автономного округа. В течение последних 20 лет в регионах Сибири открываются новые формы учебных заведений кочевые школы и детские сады. Автор анализирует важность организации кочевой дошкольной подготовки в тундре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESCHOOL EDUCATION FOR NOMADIC CHILDREN (ILLUSTRATED YAMAL-NENETS AUTONOMOUS DISTRICT)

The essay focuses on the problems of the pre-school education for the children from nomadic families on the example of the Yamal-Nenets Autonomous District. New types of the early childhood education institutions such as nomadic schools and kindergartens had been opened over last 20 years in different regions of Syberia. The author analyzes the importance of organizing the nomadic pre-school education in tundra regions.

Текст научной работы на тему «Дошкольное образование для детей кочевников (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)»

УДК: 371; 394

Дошкольное образование для детей

кочевников (на примере ямало-ненецкого автономного округа)

А.Н. ТЕРЕХИНА,

аспирант

Институт этнологии и антропологии РАН (Россия, 119991 Москва, Ленинский проспект, 32а)

E-mail: [email protected] В статье рассматривается проблема дошкольного образования для детей из кочевых семей на примере Ямало-Ненецкого автономного округа. В течение последних 20 лет в регионах Сибири открываются новые формы учебных заведений — кочевые школы и детские сады. Автор анализирует важность организации кочевой дошкольной подготовки в тундре.

Ключевые слова: дошкольное образование, кочевые школы, Ямало-Ненецкий автономный округ, кочевники

С 1990-х гг. в регионах проживания народов Севера и Сибири идёт процесс разработки новых, оптимальных в современных условиях, идей в сфере образования. Ведутся дискуссии на тему этнокультурного компонента в школьной программе, осуществляется модернизация советских школ-интернатов, являвшихся с 1950-х гг. единственной формой обучения для детей кочевников. После распада СССР появляются интернаты семейного типа, в которых школьники расселены в комнатах-блоках по родственному принципу, расширяется сеть малокомплектных школ в небольших поселках. В рамках риторики сохранения традиционной культуры народов Севера и Сибири чиновники и национальная интеллигенция обратились к опыту первых десятилетий XX в. — кочевым школам.

Передовиком в разработке кочевого образования является Якутия. На сегодняшний момент в республике действует 13 школ (в них учатся долганы, чукчи, эвенки, эвены). Кочевые школы и детские сады существует в Амурском крае (для эвенков), Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (для долган и ненцев), Эвенкийском муниципальном районе (для эвенков), Чукотском автономном округе (для чукчей) и Ямало-Ненецком автономном округе (для ненцев).

В данной работе внимание будет сконцентрировано на проблемах дошкольного образования для детей народов Севера на примере Ямало-Ненецкого автономного округа. В основу статьи легли материалы, собранные автором в Ямальском, Приуральском районах округа и г. Салехард в 2011-2014 гг.

Следует обратить внимание на само понятие «кочевая школа». В настоящее время данный термин имеет некоторую вариативность значений. В Якутии выделяются два типа школ: кочевые и стационарно-кочевые. Школы имеют несколько моделей: кочевая школа-детский сад, общинная, гувернерская, таежная, сетевая и летняя кочевые школы. Школы разделяются по ступеням и видам образования (кочевая школа-детский сад, начальная кочевая школа, кочевая школа основного общего образования, кочевая школа среднего (полного) общего образования) [1, с. 7-13].

Соответственно, кочевыми школами называют как действительно кочующие с семьями учебные заведения, так и школы, работающие в стационарных помещениях. Значит, следует подразумевать под термином «кочевая школа» в первую очередь образовательное учреждение для детей кочевого населения. Стоит отметить также, что кочевые школы стали своего рода брендом и элементом престижа в соответствующих регионах.

Обратимся к опыту Ямало-Ненецкого автономного округа. На Ямале проживает три этнические группы, имеющие статус коренных малочисленных народов Севера — ненцы, ханты и селькупы. В округе насчитывается более трёх тысяч семей (около 14,5 тыс. человек), занимающихся оленеводством и ведущих кочевой образ жизни. Считается, что здесь проживает 60% кочевого населения страны [2, с. 62]. Ненецкий тип оленеводства

предполагает кочевание всей семьей, поэтому дети не имеют возможность посещать детский сад. Иначе говоря, маленькие тундровики не получают необходимой дошкольной подготовки, что влечет за собой различные трудности в дальнейшем обучении.

Непродолжительной компенсацией отсутствия дошкольного образования выступают нулевые классы в школах-интернатах (на Ямале функционирует 24 школы-интерната). В нулевых классах тундровых детей готовят к начальным классам, обучают русскому языку (на Ямале дети ненцев и хантов с рождения разговаривают на родном языке) для адаптации к новым, непривычным для ребенка условиям организации жизни. Тем не менее, одного года подготовки недостаточно для полного перевода обучения на русский язык в 1 классе. Учителя и сами дети рассказывают о языковых сложностях,

ведущих к неуспеваемости и даже переводе в корА

рекционных классы .

Помимо языковых проблем необходимо понимать роль дошкольного образования как начальной ступени формирования конкурентоспособной в современных условиях личности. Дошкольная подготовка — это стартовая площадка для дальнейшего обучения, поэтому, по мнению автора, развитие кочевых форм образования должно быть направлено в первую очередь на расширение сети кочевых детских садов.

Жизнь маленьких детей в тундре, несмотря на посильную помощь родителям и параллельное обучение необходимым навыкам, имеет свободный и самостоятельный характер, без принуждения со стороны взрослых. В детском саду ребенок приучается к занятиям по графику и образовательной дисциплине, что впоследствии помогает в начальных классах. Дети привыкают к ежедневным занятиям, во время которых развивается мышление и необходимые для учебы навыки, такие как внимание, память, концентрация, умение в нужный момент применить интеллектуальные усилия. Таким образом, с одной стороны дети в тундре воспитываются в условиях этнической культуры и семейного комфорта, с другой — не получают важных дисциплинарных навыков.

Другим значимым вкладом дошкольного образования, отсутствующим в достаточной мере в условиях жизни стойбища, является приобретаемый детьми необходимый набор понятийных категорий, формирующих общекультурный кругозор, что способствует дальнейшей учебе. Тундровый ребенок прекрасно знает окружающий его мир: может назвать предметы, расположенные на стойбище, части чума, виды нарт, имена оленей, природные явления и многое другое. В школе-интернате на детей сваливается значительный объём новых понятий, которые порой трудно усваиваются.

*Полевые материалы автора (Ямало-Ненецкий автономный округ, Ямальский район, 2011, 2012; Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, Приуральский район, 2013).

С 2011 г. в Ямало-Ненецком автономном округе после проведения семинара «О перспективах развития кочевых школ в регионе» в с. Лаборовая Приуральского района губернатором округа Д.Н. Кобыл-киным был поддержан проект развития кочевых форм обучения. В 2013/2014 учебном году на территории округа по официальным данным в местах кочевий работало 8 образовательных учреждений, в которых обучались 50 воспитанников в системе кочевого дошкольного образования (Приуральский, Та-зовский, Пуровский, Шурышкарский, Ямальский районы) и 19 детей в системе кочевого школьного образования (Приуральский район) [3].

Чиновники и представители национальной интеллигенции, поддерживающие и реализующие проект кочевого образования, вне зависимости от региона проживания народов Севера, позиционируют следующие цели необходимости создания кочевых школ:

1. Сохранение традиционной культуры и языка, обучение необходимым хозяйственным навыкам (в оленеводстве, рыболовстве, охоте).

2. Воспитание ребёнка без отрыва от семьи и полноценное участие родителей в воспитании.

3. Реализация права на всеобщее образования для оленеводов с учётом кочевого образа жизни.

Ключевую позицию в дискурсе регионального правительства занимает первый тезис. Он является составной частью попытки решения «проблемы» урбанизации молодежи и «упадка» традиционных форм хозяйства.

Разработка кочевого образования встретила волну критики как от интеллигенции, так и от родителей, на что следует обратить особое внимание. Большинство информантов из числа родителей-тундровиков высказываются негативно или с опасением о перспективе кочевых школ. Основными аргументами подобных мнений является недоверие к возможности технической организации школы и качеству кочевого образования. Протяженность маршрута кочевания и интенсивность перекочевок в определенные периоды года, по их мнению, ставят под сомнение возможность организации какого-ли-

I" I" **

бо образовательного процесса .

В данной ситуации очевидна также недостаточная информированность тундровиков о том, что кочевые школы, запланированные Департаментом образования, в реальности не предполагают постоянного кочевания с семьей, а имеют стационарный тип и только приближены к места проживания семьи, или сезонный характер работы.

Кроме того, на сегодняшний момент сложилась жизненная стратегия многодетных оленеводческих семей, когда часть детей возвращается в тундру и

**Полевые материалы автора (Ямало-Ненецкий автономный округ, Ямальский район, 2011, 2012; Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, Приуральский район, 2013; Ямало-Ненецкий автономный округ, Приуральский, Ямальский районы, 2014).

продолжает дело родителей, а часть получает среднее специальное или высшее образование. Отсюда сформулированное опасение по поводу качества образования в кочевых условиях, которое не позволит детям переходить на следующие ступени обучения*.

Встаёт вопрос о формах и возможностях организации кочевой дошкольной подготовки. Существует практика оформления воспитателями женщин стойбища, имеющих соответственное образование. Заслуженный работник в сфере образования Е.Н. Окот-этто рассказывает об опыте организации экспериментальных кочевых групп в летнее время. В тундре была организована практика для студентов-педагогов Салехардского педагогического училища. Проект поддержали сами оленеводы, а бригадир оленеводческой бригады, в которой решили эту практику осуществить, уверил, что обеспечение воспитателей берет на себя бригада. Из интервью с Е.Н. Окотэтто:

«Я в 1989-м году открывала два детских садика. Один в стойбище, другой — для рыбаков. Рыбаки стоят. А здесь, второй садик — в третьем стаде Ныдинского совхоза. Бригадир взялся. Сказал, что никаких стульчиков, столов не надо — всё своё. Прямо в чуме занимались. Бригадир говорит: «У меня вторая половина всегда свободная у чума — там и пусть садик будет... Отправила двух девчонок из колледжа. Бригадир сказал, что не надо продукты закупать, сам их кормить будет...»*.

В школе-интернате с. Белоярск Приуральского района в рамках программы подростковой занятости имеется опыт оформления старшеклассников детскими воспитателями в родительских стойбищах. В этой программе участвовали ученицы 9-х классов, проявившие заинтересованность к педагогической деятельности. В течение учебного года с ними проводились занятия по подготовке учебного курса

*Полевые материалы автора (Ямало-Ненецкий автономный округ, Ямальский район, 2011, 2012; Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, Приуральский район, 2013; Ямало-Ненецкий автономный округ, Приуральский, Ямальский районы, 2014).

летних занятий с братьями и сестрами дошкольного возраста. На лето в тундру девочкам был выдан набор учебных пособий и развивающих игр. По возвращении с летних каникул школьницы предоставили полный отчёт о проделанной работе.

Поиск возможностей и адекватных форм для организации дошкольного обучения тундровых детей — это сложная, но необходимая задача, поставленная современными условиями [4]. Актуальность создания непрерывного конкурентоспособного образования вызвана не только формированием поселковой и городской культуры народов Севера, что является естественным процессом урбанизации, но и адаптацией к изменчивым условиям в округе. В связи с промышленным освоением полуострова Ямал происходит отторжение пастбищ для нужд газодобывающих компаний. С другой стороны, наращивание стад домашнего оленя и проблемы регуляции прохождения хозяйственных маршрутов оленеводами частниками и бригадами муниципальных предприятий приводят к истощению пастбищ. В зимний период 2013-2014 гг. в Ямало-Ненецком автономном округе произошел массовый падеж оленей в связи со сложившимися погодными условиями. Часть семей остались безоленными, были вынуждены переселиться в поселок или остались на грани выживания, используя ресурс рыбных озер. Вышеперечисленные проблемы делают особенно актуальной перспективу получения профессионального образования детьми из тундровых семей, залогом которого будет высокий уровень образования на всех ступенях обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Модель кочевой школы. Методическое пособие. — Якутск, 2006.

2. Мартынова Е.П. Ямало-Ненецкий автономный округ // Север и северяне. — М., 2012.

3. Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа. Адрес доступа: http://www.yamaledu.org/.

4. Роббек ВА. Научные основы создания системы образования кочевых народов Севера. — Новосибирск, 2007.

PRESCHOOL EDUCATION FOR NOMADIC CHILDREN (ILLUSTRATED YAMAL-NENETS AUTONOMOUS DISTRICT)

Terekhina A.N., Graduate Student, Institute of Ethnology and Anthropology RAS (Leninskiy prospekt, 32a, Moscow, 119991, Russian Federation, e-mail: [email protected]).

E-mail: [email protected].

ABSTRACT

The essay focuses on the problems of the pre-school education for the children from nomadic families on the example of the Yamal-Nenets Autonomous District. New types of the early childhood education institutions such as nomadic schools and kindergartens had been opened over last 20 years in different regions of Syberia. The author analyzes the importance of organizing the nomadic pre-school education in tundra regions.

Keywords: pre-school education, mobile schools, Yamal-Nenets Autonomous District, nomads.

REFERENCES

1. Model kochevoy shkoly [Model nomadic school]. Yakutsk, 2006.

2. Martynova Ye.P. Sever i severyane [North and Northerners]. Moscow, 2012.

3. Departament obrazovaniya Yamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga [The Department of Education of the Yamal-Nenets Autonomous District]. Available at: http://www.yamaledu.org/.

4. Robbek V.A. Nauchnyye osnovy sozdaniya sistemy obrazovaniya kochevykh narodov Severa [Scientific foundations of the education system of the nomadic peoples of the North]. Novosibirsk, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.