В настоящее время в число 69-ти населенных пунктов компактного проживания коренных малочисленных народов Севера входят два населенных пункта потомков русских землепроходцев: с. Русское Устье в Аллаиховском и с. Походск в Нижнеколымском улусах. В них эвенки проживают в 48 поселениях, эвены - 52, чукчи - 8, юкагиры - 18 и долганы кроме сел Саскылах и Юрюнг-Хая Анабарского улуса еще в 11 поселениях, выделенных в Перечне мест их компактного проживания [1].
По данным всероссийской переписи 2002 г. [2], в этих населенных пунктах численность всего населения составила более 44,0 тыс. чел., в том числе коренные малочисленные народы Севера - 24,0 тыс. чел. (табл. 1).
Таблица 1
Группы населенных пунктов по количеству жителей и числу поселений
(данные Всероссийской переписи населения в 2002 г.)
Количество жителей, чел. Число поселений, ед. в % Коли- чество жителей, чел. в %
до 50 1 1,4 25 0,2
51-100 2 2,9 126 0,3
101-200 8 42 1132 2,6
201-500 30 24 10104 22,9
501-1000 16 11 13162 29,9
1001-2000 8 2,9 11405 25,9
2001-3000 2 1,4 4722 10,7
свыше 3000 1 1,4 3346 7,6
Кроме того, без постоянного населения 1 100 - -
Итого: 69 44022 1
Как показано в табл. 1, в 11 малых поселениях численность населения равна 1283 или 3,1% от всего населения. А в с. Жиганске проживает 3346 чел., что составляет 7,6%, т.е. больше численности населения 11 малых поселений.
Среднее расстояние между населенными пунктами и улусными центрами составляет около 100 км, в Усть-Майском - 47 км, Нерюнгринском - 65 км, Верхнеколымском - 83 км, в Мирнинском, Аллаиховском, Олекмин-ском и Булунском улусах от 101 до 200 км; от 201 до 300 км в Нижнеколымском, Среднеколымском, Алданском, Абыйском и Томпонском улусах; в Усть-Янском и Кобяй-ском - от 301 до 350 км и самый отдаленный населенный пункт находится в 594 км от центра Оймяконского улуса [3, с. 184-186].
В конце ХХ века в целях социально-экономического и культурного развития коренных этносов Севера проводились укрупнения малых сел в три этапа:
• первый, 1970-1980 гг., - переселение жителей мелких поселений в центральные усадьбы совхозов или отделений;
• второй, 1980-1990 гг., - ликвидация поселений «ограниченного развития»;
• третий, 1990-2000 гг., - в северных поселениях наметили переселить жителей в центральные усадьбы.
В ХХ веке в жизни коренных малочисленных народов Севера произошли большие социально-экономические перемены в ходе коллективизации хозяйств, образования совхозов и особенно в период переселения населения из малых населенных пунктов в центральные усадьбы колхозов и совхозов, определенных как «перспективные поселения». Переселения из малых сел в традиционных местах проживания в «перспективные села» правительственные структуры формулировали как улучшение жилищно-бытовых условий населения и при этом предполагали: экономить расходы на энергоснабжение и теплоснабжение, ускорить сближение уровня жизни городского и сельского населения и промышленное освоение этих территорий. Однако они нарушили традиционный уклад и образ жизни, обеспечивающий устойчивое существование этноса. Это намерение приобщения оленеводов к европейской цивилизации в «перспективных поселках» привело к отчуждению молодого поколения от традиционного образа жизни. В районах промышленного освоения полезных ископаемых окружающая природная среда пришла к деградации.
Известно, что существовавшие кочевые родовые общины помогли коренным народностям выжить в суровых природно-климатических условиях Севера. В новых социально-экономических условиях община, будучи формой общественных организаций, способствовала сохранению традиционных отраслей северного хозяйства, возрождению традиционного образа жизни, национальных обычаев, развитию родного языка и культуры.
Согласно последним данным Министерства (Департамента) сельского хозяйства РС (Я), их более 880 семей, из них кочевых семей - 449. Всего детей работников ТОС 2463, в том числе школьного возраста - 1745, детей, выезжающих к родителям в оленеводческие стада и рыболовецкие участки, - 647 [4]. Эти семьи оленеводов ведут кочевой образ жизни, что сдерживает темпы развития социальной инфраструктуры стационарных и мобильных (подвижных) поселений коренных малочисленных народов Севера.
Правительство Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2003 г. № 124 приняло постановление «Об утверждении стандарта кочевого жилья для работников традиционных отраслей Севера Республики Саха (Якутия)», где дано определение, указаны виды и разновидности кочевого жилья - чумы, яранги, палатки и балки, технические условия и нормы кочевого жилья.
По типу конструкции выделяют: легкие - летние и зимние палатки; средние - чумы, яранги и сборноразборные домики; стационарные и опорные базы с элементами социальной и производственной инфраструктур. А основное техническое условие для мобильного
(подвижного) жилища - многократное перемещение по бездорожью; ограниченный вес до 1000 кг с высокой транспортабельностью; компактное электро- и теплоснабжение. Срок их эксплуатации - не менее 24 месяцев и для них требуются новые материалы, имеющие лучшие качественные показатели, чем брезент и палаточный материал.
Существующие нормативы (СНиП) не учитывают специфические особенности населенных пунктов компактного проживания малочисленных народов Севера, где люди ведут кочевой образ жизни. Безусловно, для них требуется разработка новых современных социальных нормативов для дальнейшего развития материальной базы социальной инфраструктуры стационарных и мобильных (подвижных) поселений, соответствующих их образу жизни.
Согласно постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 августа 1998 г. № 369 «Временные нормативы обеспеченности сетью учреждений персоналом и транспортом в социальной сфере», были приняты основные количественные величины, указанные в распоряжении Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р. Они строго регламентируют строительство объектов социальной инфраструктуры, например, в населенных пунктах с населением до 200 чел. Не допускается ввод объектов - детские дошкольные учреждения, школы, клубы, магазины и т.д.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, на территории Якутии насчитывалось таких поселений всего 173, где проживали 7397 чел., в том числе в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в 11 сельских поселениях численность жителей составила 1283 чел., или 17,3% [2].
В конце декабря 2000 года на круглом столе Палаты Представителей по природопользованию, проблемам Севера, Арктики и малочисленных народов Государственного собрания Ил Тумэн Республики Саха (Якутия) отмечалось, что временные социальные нормативы не дают возможности жителям малых сел (до 200 чел.) «реализовать свое конституционное право на элементарные условия жизни: тепло, свет... удовлетворение минимального уровня духовных потребностей и охрану здоровья» [5, с. 13]. Недифференцированный социальный норматив, рассчитанный на 1000 человек населения, порождает пустую трату времени на согласование и разработку рекомендаций и, самое главное, принятие неотложных решений проблем.
В существующих нормативных документах и актах главным и единственным критерием набора объектов социальной инфраструктуры является число жителей сельского населенного пункта в количестве до 250; 250-500; 500-1000; 1000-2000 и 2000-2500 чел. В период строительства «перспективных сел» без учета природноклиматических и социально-экономических условий регионов все сельские населенные пункты страны (по численности населения) разделялись на четыре катего-
рии. Первая: крупные поселения с населением свыше 5 тыс. жителей; вторая: большие - 2-5 тыс. чел.; третья: средние - 1-2 тыс. чел.; четвертая: малые поселения, где население составляло менее 1 тыс. чел. [6, с. 3].
В этих документах было рекомендовано иметь в сельском населенном пункте с числом жителей до 250 чел. такие объекты социальной инфраструктуры: ясли-сад на 25 мест, школу на 40 ученических мест, сельский дом культуры на 100 мест, столовую на 6 мест, административное здание (контора) на 3 рабочих места и медпункт.
При переработке и использовании типовых проектов в процессе разработки генеральных планов строительства «перспективных сел» не учитывались особенности функциональной и пространственной организации стационарных и мобильных (передвижных) поселений в местах компактного проживания малочисленных народов Севера.
Усреднённые квадратные метры общей и жилой площади на одного человека, определенное количество мест в детских дошкольных учреждениях, число ученических мест в школах, количество койко-мест в медицинских учреждениях, число посадочных мест в системе общественного питания и зрительских мест в клубах в расчете на 1000 человек населения не учитывают специфику природноклиматических и социально-экономических условий жителей северных поселений, образ и уклад их жизни.
В историческом ракурсе можно отметить, что коренное население постепенно адаптировалось к оседлому образу жизни. В 1920-1930 гг. в начале строились фактории, где местное население сбывало добытую пушнину, взамен покупало предметы повседневной необходимости, начиная от утвари до боеприпасов и предметов, необходимых для охоты и рыбалки. С началом коллективизации начали строить стационарное жилье и другие объекты социальной инфраструктуры. Но резкий скачок в 1960-е годы в сторону ускорения процесса перехода на оседлость в «перспективных» селах оказал невосполнимый ущерб в передаче многовекового опыта старшего поколения молодому.
С переходом на рыночные отношения резко снизилось государственное строительство объектов производственной и социальной инфраструктуры в населенных пунктах компактного проживания.
Анализ современного состояния социальной инфраструктуры поселений показывает несоответствие их существующим нормативам, например, детские дошкольные учреждения соответствуют только на 50%, общеобразовательные школы - 78%, число койко-мест - 65%, клубы - 63%, жилища - 97%. Во многих населенных пунктах отсутствует центральное отопление.
Одним из важнейших компонентов социальной инфраструктуры малых поселений является кочевая школа. Нормативно-правовая база общинной (кочевой) школы отражена в Федеральном законе «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в республиканских законах «Об образовании»,
«Об учителе», «О государственном сельском образовательном учреждении». Эти законы начали функционировать с 1990-х гг. В последнее время появились кочевые школы, которые находятся под наблюдением ЮНЕСКО. Всего в республике работают 9 кочевых школ: 4 эвенкийские (в Оленекском улусе), 3 эвенские (в Кобяйском, Верхнеянском, Среднеколымском), 1 долганская (в Ана-барском), 1 чукотская (в Нижнеколымском), где работают 18 учителей и учатся 132 ученика. Эти школы расположены далеко от центров улуса, отсутствует постоянная транспортная связь. Например, Улахан-Кюельская кочевая школа (Анабарский улус) расположена от улусного центра в 250 км в тундровой зоне. Основной вид транспорта в зимнее время - «Буран», а в другие сезоны года -вертолет, электростанция отсутствует, количество детей - 4, из них 3 - в начальном классе, 1 - в 7-м. Работников школы - 3 человека.
«Кочевые школы в конечном результате являются начальной структурой образовательных учреждений кочующих народов, которые могут дать начальное и среднее общее образование, привить трудовые навыки через дуальное образование и воспитать гражданина - носителя «традиционной культуры, духовности и языка» [7, с. 39]. Такие школы будут способствовать укреплению семьи, сохранению связи поколений и восстановлению традиционного хозяйствования и уклада жизни этих народов. Как здесь указано, подобные школы создаются на базе производственного поселения оленеводов, охотников и рыболовов (фактории, родовые общины, перевалочные базы и др.) или непосредственно кочуют вместе с оленеводческим стадом. В этих школах должен существовать принцип обучения и воспитания, который будет исходить из условий уклада жизни на Севере. Это даст возможность восстановить то, что было упущено существующей системой образования, а именно - право обучать и воспитывать ребенка в естественной среде обитания народа - в оленеводческих стадах, на охотничьих участках, право обучать и воспитывать на родном языке самими родителями вместе с учителями.
Для деятельности кочевых школ необходимо:
- создание и укрепление их материально-технической базы;
- издание учебно-методических комплексов на родном языке малочисленных народов Севера;
- обеспечение высококвалифицированными специалистами;
- создание системы по организации отдыха и оздоровления детей и педагогов;
- создание системы дистанционного обучения детей и взрослых;
- сохранение родных языков и культуры коренных малочисленных народов должно вписываться в деятельность системы общего образования республики, ориентированной на создание условий для качественного образования за счет многообразия видов и форм образо-
вательных программ и учреждений (школы с эвенским, эвенкийским, юкагирским, долганским, чукотским этнокультурными компонентами, кочевые начальные школы).
По существующим нормам строительства объектов социальной инфраструктуры малых сел для 50-100 жителей предусматривается девять типов зданий [9]. Сюда входят магазин, пункт бытового обслуживания, медпункт, ясли-сад на 15 мест, начальная школа на 20 учащихся с квартирой для учителей, клуб на 40 мест с административными помещениями и столовая на 15 посадочных мест.
В настоящее время в большинстве малых поселений, расположенных в труднодоступных местах, социальная инфраструктура не развита. Отсутствуют и подготовленные кадры для работы в этих инфраструктурах. Поэтому в таких поселениях возникла необходимость подготовки специалистов не только для традиционных отраслей северного хозяйства, но и других отраслей хозяйства, в т.ч. и менеджеров по экстремальному и экологическому туризму. Последнее важно для развития различных видов туризма. Для обеспечения и привлечения туристов необходима материально-техническая база: строительство кемпингов, саун, автостоянок, вертолетных площадок или авиаплощадок для легких летательных аппаратов, разработка привлекательных наземных туристических маршрутов.
Проектирование и строительство жилых сооружений для малочисленных народов Севера должно быть двух типов: стационарные - в местах их компактного проживания и передвижные (мобильные) - в кочевых родовых общинах оленеводов. Они должны отвечать современным стандартам и соответствовать образу жизни этих народов. Проектирование и строительство стационарных домов и передвижного жилья должно иметь приоритетное значение.
Необходимость новых подходов к решению проблем социальной инфраструктуры населенных пунктов компактного проживания коренных малочисленных народов Севера продиктована острой потребностью сохранения языка, культуры этих народов, окружающей среды Севера, развития традиционных отраслей хозяйства. Для этого требуется научная разработка новых социальных нормативов для дальнейшего развития инфраструктуры стационарных и мобильных (подвижных) поселений.
Основой устойчивого развития социальной инфраструктуры всех видов поселений является обеспечение современным оборудованием для надежного энерго- и теплоснабжения. Поэтому в стационарных поселениях необходимы: устойчивый автономный источник энерготеплоснабжения, разработка комплексных архитектурнопланировочных решений номенклатуры модульных помещений, объектов социальной инфраструктуры мобильных (подвижных) поселений, четкого механизма формирования капитальных вложений на развитие социальной инфраструктуры стационарных и мобильных передвижных поселений, разработка закона о статусе этих поселений.
5. Тихонов А.Н. О решении некорректно поставленных задач и метода регуляризации // Доклады АН СССР. - 1963. -Т. 151. - № 3. - С. 501-504.
6. Тихонов А.Н. О регуляризации некорректно поставленных задач // Доклады АН СССР. - 1963. - Т. 153. - № 1. -С. 49-52.
7. Иванов В.К. О линейных некорректных задачах // Доклады АН СССР. - 1962. - Т. 145. - № 2. - С. 270-272.
8. Лаврентьев М.М. О некоторых некорректных задачах математической физики. - Новосибирск: СО АН СССР, 1962.
- 68 с.
9. Лаврентьев М.М., Романов В.Г., Шишатский С.П. Некорректные задачи математической физики и анализа. - М.: Наука, 1980. - 288 с.
10. Винокуров В.А. О понятии регуляризуемости разрывных отображений // Журнал вычислительной мате-
матики и математической физики. - 1971. - Т. 11. - № 5. -С. 1201-1211.
11. Винокуров В.А. Регуляризуемость и аналитическая представимость // Доклады АН СССР. - 1975. - Т. 220. -№ 2. - С. 300-303.
12. Solovej R.M., Tennenbaum C. Iterateol Cohen Extensions and Souslins Problem // Annals of mathematics. - 1971. - Vol. 94.
- № 2. - P. 201-245.
13. Томпсон М. Философия науки / Пер. с англ. А. Гарька-вого. - М.: ФАИР-Пресс, 2003. - 304 с.
14. Самарский А.А. Математическое моделирование и вычислительный эксперимент // Вестник АН СССР. - 1979. -№ 5. - С. 38-49.
15. Охлопков Н.М. Вычислительный метод познания // Информационные технологии в науке, образовании и экономике.
- Якутск: Изд-во ЯГУ, 2003. - С. 82-89.
N.M. Okhlopkov
philosophical and methodological issues of application of methods and algorithms of computational mathematics in solving the problems of applied mathematics.
The article deals with the philosophical and methodological peculiarities of application of methods and algorithms of computational mathematics in solving the problems of applied mathematics. With that, mathematical model is interpreted as a basis of modern information technology. Based on mathematical models the author carries out a computing experiment which comes out as theoretical and practical realization of mathematical modeling method corresponding to a new way of describing the reality - a computing method of knowledge.
Key words: method, algorithm, computational mathematics, applied mathematics, model, correctness, stability, conditionality, deviation, convergence, accuracy, approximate method, inverse problem, regularization, function, computability, information, technology, experiment, kernel.
УДК 316,3 (=512,2) П.В. Сосин, П.З. Тобуков
развитие социальной инфраструктуры в населенных пунктах проживания коренных малочисленных народов севера
На основании социологических исследований социальной инфраструктуры в национальных поселениях народов Севера раскрыты оптимальные механизмы решения этой проблемы. Предлагаются новые подходы к планированию и строительству стационарных и кочевых поселений.
Ключевые слова: социальная инфраструктура, населенные пункты, расселение, коренные малочисленные народы Севера, кочевые школы, номенклатура объектов, жилище, нормы, нормативы, типы поселений.
Развитие социальной инфраструктуры населенных пунктов компактного проживания коренных малочисленных народов Севера зависит от многих факторов,
СОСИН Платон Васильевич - научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.
E-mail: [email protected]
ТОБУКОВ Павел Захарович - к. филос.н., профессор кафедры философии ЯГУ.
E-mail: [email protected]
таких как достаточное финансирование, устойчивое материально-техническое снабжение, усовершенствование проектов генеральных схем и отдельных объектов в соответствии с образом жизни коренных малочисленных народов Севера, качественное строительство и безаварийная эксплуатация объектов социальной инфраструктуры. В условиях рыночных отношений требуется разработка новых социальных норм и нормативов развития материально-технической базы для социальной инфраструктуры стационарных и мобильных поселений.
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера разрабатывалось для обоснования долгосрочных стратегических направлений развития производительных сил Дальневосточного федерального округа в соответствии с поручением Президента РФ В.В. Путина от 03.02.2006 г № Пр-154 [8].
В перспективе, начиная с 2007 по 2020 гг. на развитие стационарных населенных пунктов в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) потребуется 1182260 тыс. рублей инвестиций. В том числе для развития 5-ти национальных поселений (сс. Уджа, Иенгра, Березовка, Нутендли и Тустах-Сень) - 500000 тыс. рублей (табл. 2).
Таблица 2
Строительство объектов социальной инфраструктуры в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на 2007-2020 гг
Наименование объектов Единица измерения Годы Всего
2007- 2015 2011- 2015 2016- 2020
Всего: тыс. руб. 237560 440650 510050 1188260
В том числе национальные поселения тыс. руб. 75000 210000 215000 500000
Уджа (долганский) тыс. руб. 10000 30000 30000 70000
с.Иенгра (эвенкий- ский) тыс. руб. 40000 100000 100000 240000
с.Березовка (эвенский) тыс. руб. 10000 40000 40000 90000
Нутендли (чукот- ский) тыс. руб. 5000 10000 15000 30000
Тустах-Сень (юкагирский) тыс. руб. 10000 30000 30000 70000
Л и т е р а т у р а
1. Перечень мест традиционного проживания и традиционной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, где по Республике Саха (Якутия) дополнительно включен Верхоянский муниципальный район (улус) с населенным пунктом с. Улахан-Кюель Табалахского сельского поселения (наслега): распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 631.
2. Численность и размещение сельского населения Республики Саха (Якутия). - Якутск: Госкомстат РС (Я), 2004. -С. 12-26.
3. Сосин П.В. Социальная инфраструктура мест компактного проживания малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия). - Новосибирск: Наука, 2005. - 204 с.
4. О кочевом жилье для работников традиционных отраслей Севера Республики Саха (Якутия): информация заместителя министра сельского хозяйства РС (Я) Николаева Б.А. на заседании постоянного комитета Госсобрания Ил Тумэн по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера. 15 июня 2009 г.
5. О социальной инфраструктуре в местностях (территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера (22 декабря 2000 года). Рекомендации участников «Круглого стола» // Ил Тумэн. - 19 января 2001. - № 2. - С. 13.
6. СНиП 11-60-75. Планировка и застройка городов и сельских населенных пунктов. - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1985.
- 67 с.
7. Роббек В.А. Научные основы создания системы образования кочевых народов Севера. - Новосибирск: Наука, 2007. -60 с.
8. Развитие общинных (кочевых) школ коренных малочисленных народов Севера на 2004-2006 годы. Государственная программа Республики Саха (Якутия). - Якутск, 2004. - 14 с.
9. Развитие коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Якутск: ГУ РИМЦ, 2007.
- 140 с.
10. Районная планировка: Справочник проектировщика. -М.: Стройиздат, 1986.
P. V Sosin, PZ. Tobukov
Development of social infrastructure in settlements of small northern indigenous peoples
Based on sociological researches of social infrastructure in settlements of small northern indigenous peoples the optimal mechanisms of solving the given problem are disclosed. In the article new approaches to planning and building of stationary and nomadic settlements are proposed.
Key words: social infrastructure, settlements, settling, small northern indigenous peoples, nomadic school, nomenclature of objects, dwelling, settlement types.
------------------------------------