Научная статья на тему 'Кочевая группа как метод организации образовательного процесса ДОО в условиях оленеводства Якутии'

Кочевая группа как метод организации образовательного процесса ДОО в условиях оленеводства Якутии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЧЕВАЯ ГРУППА / ВАРИАТИВНАЯ ФОРМА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФГОС / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОЛЕНЕВОДСТВО / NOMADIC GROUP / OF VARIABLE FORM / PRESCHOOL CHILDREN / EDUCATIONAL PROCESS / GEF / EARLY EDUCATION / REINDEER HERDING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Анна Анатольевна

Статья посвящена проблеме развития дошкольного образования в условиях кочевья. В связи с сохранением традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера, в регионе действуют 5 кочевых школ-детских садов, которые своей деятельностью отстояли право на существование, но испытывают большую потребность в создании и внедрении вариативной формы организации образовательного процесса ДОО. В результате анализа данной проблемы, действующих кочевых школ детских садов в Республике Саха (Якутия), мы предприняли попытку разработать вариативную часть программы в соответствии с требованиями ФГОС для детей и их дальнейшей социализации, ведущих кочевой образ жизни. Специфика предлагаемой модели дошкольного образования кочевых групп будет заключаться в том, чтобы обеспечить доступность дошкольного образования без отрыва детей от родителей, способствуя их к приобщению национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, формирование компетенций бережного отношения к исконной среде обитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NOMADIC GROUP AS A METHOD OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS OF THE OED IN TERMS OF REINDEER THE YAKUTIA

The article is devoted to the development of preschool education in the conditions of the pastures. In connection with the preservation of traditional lifestyle of indigenous numerically small peoples of the North, in the region there are 5 of nomadic schools and kindergartens, who, in his activities, defended the right to exist, but have a great need for the creation and implementation of divergent forms of organization of educational process OED. The analysis of this problem, existing nomadic schools and kindergartens in the Republic of Sakha (Yakutia), we attempted to develop the elective part of the program in accordance with the requirements of the FSES for children and their further socialization, leading a nomadic life. The specificity of the proposed model of preschool education of nomadic groups would be to provide access to preschool education without separation of children from parents, contributing to their introduction to the national culture, native language, traditions and customs, the formation of competences of careful attitude to the native habitat.

Текст научной работы на тему «Кочевая группа как метод организации образовательного процесса ДОО в условиях оленеводства Якутии»

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.022

А.А. Семенова1

КОЧЕВАЯ ГРУППА КАК МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОО В УСЛОВИЯХ ОЛЕНЕВОДСТВА ЯКУТИИ

THE NOMADIC GROUP AS A METHOD OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

OF THE OED IN TERMS OF REINDEER THE YAKUTIA

Статья посвящена проблеме развития дошкольного образования в условиях кочевья. В связи с сохранением традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера, в регионе действуют 5 кочевых школ-детских садов, которые своей деятельностью отстояли право на существование, но испытывают большую потребность в создании и внедрении вариативной формы организации образовательного процесса ДОО. В результате анализа данной проблемы, действующих кочевых школ - детских садов в Республике Саха (Якутия), мы предприняли попытку разработать вариативную часть программы в соответствии с требованиями ФГОС для детей и их дальнейшей социализации, ведущих кочевой образ жизни. Специфика предлагаемой модели дошкольного образования кочевых групп будет заключаться в том, чтобы обеспечить доступность дошкольного образования без отрыва детей от родителей, способствуя их к приобщению национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, формирование компетенций бережного отношения к исконной среде обитания.

Ключевые слова: кочевая группа, вариативная форма, дети дошкольного возраста, образовательный процесс, ФГОС, дошкольное образование, оленеводство.

The article is devoted to the development of preschool education in the conditions of the pastures. In connection with the preservation of traditional lifestyle of indigenous numerically small peoples of the North, in the region there are 5 of nomadic schools and kindergartens, who, in his activities, defended the right to exist, but have a great need for the creation and implementation of divergent forms of organization of educational process OED. The analysis of this problem, existing nomadic schools and kindergartens in the Republic of Sakha (Yakutia), we attempted to develop the elective

1 Семенова Анна Анатольевна - магистрант, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

E-mail: [email protected]

Semenova Anna - master's student, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

part of the program in accordance with the requirements of the FSES for children and their further socialization, leading a nomadic life. The specificity of the proposed model of preschool education of nomadic groups would be to provide access to preschool education without separation of children from parents, contributing to their introduction to the national culture, native language, traditions and customs, the formation of competences of careful attitude to the native habitat.

Keywords: nomadic group, of variable form, preschool children, educational process, GEF, early education, reindeer herding.

Современная система образования РФ призвана обеспечить историческую преемственность поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, сохранению, распространению и развитию национальной культуры, формирование культуры межнациональных отношений и т.д. Стандартизация общего образования наряду с обеспечением «равных» условий получения дошкольного образования, предполагает поддержку разнообразия детства; сохранение ее уникальности и самоценности как важного этапа в общем развитии человека, а также социальную и экономическую неоднородность регионов при определении ее содержания.

Образование для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока сегодня оказывается фактором реального выживания, сохранения этнической идентичности и уникальных, выработанной многовековой практикой способов взаимодействия человека и природы. Наследие каждого народа содержат ценные идеи и опыт воспитания, которые следует применять в практике образования детей, начиная с дошкольного возраста, для восполнения уходящих и утрачиваемых современными родителями традиций народов Севера [4].

Изложенное позволяет определить противоречие между возросшими требованиями общества к качеству дошкольного образования и недостаточным использованием при разработке его содержания воспитательного потенциала традиционного уклада жизнедеятельности, связанного с кочевым образом жизни коренных малочисленных народов Севера. В связи с этим возникает необходимость проектирования части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, соотнесенной со структурой социокультурного опыта конкретного народа для разработки модели вариативной организационной формы дошкольного образования.

Таким образом, вопросы интеграции содержания общественного образования и традиционного семейного воспитания детей коренных малочисленных народов Севера определили проблему нашего исследования.

Дошкольный возраст наиболее значимый возрастной период становления человека для его успешной самореализации в разных сферах жизнедеятельности. Именно в этот период происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребенка.

Значение и роль подлинно народных форм, методов и средств обучения и воспитания в ориентации на гуманистическое миропонимание ребенка нашли свое подтверждение в исследованиях ученых-педагогов В.Ф. Афанасьева, У.А. Винокуро-

вой, Г.Н. Волкова, А.А. Григорьевой, Д.А. Данилова, З.С. Жирковой, А.Г. Корниловой, Н.Д. Неустроева, И.С. Портнягина, А.Д. Семеновой и др.

На сегодня остро стоит вопрос о внедрении и доступности дошкольного образования для детей северных народов, проживающих в местах компактного проживания России, при всем этом, учитывая их традиционный образ жизни и хозяйственную деятельность в условиях кочевья. В России согласно Постановления Правительства от 24 марта 2000 г. за № 255 официально признаны 45 коренных малочисленных народов, из них 40 народов относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока [7].

Исследование вопросов образования коренных малочисленных народов Севера (далее КМНС), несомненно, приводит к изучению проблем языка, что всегда было и остается острой социальной проблемой. Снижается использование родного языка в семье и в социальной практике, что ведет к его утрате среди представителей КМНС. При этом как показывают исследования Р.И. Васильевой, М.Г. Дегтяревой, Н.И. Ивановой, Л.Н. Семеновой происходит постепенное снижение показателей этнического самосознания коренных этносов на фоне постепенной потери потребности в употреблении родного языка [2].

В системе российского образования Республика Саха (Якутия) является субъектом, который имеет определенный положительный опыт работы в развитии кочевого образования. Данное образование появилось на якутской земле еще до революции 1917 года, при губернаторе И.И. Крафте. Он своим указом открыл кочевую школу при Среднеколымском наслеге 1910 году для ламутов. После гражданской войны и разрухи, восстановления социалистического государства появилась проблема дальнейшего развития образования КМНС, нехватка педагогических кадров, в связи, с чем начали открывать первые социалистические кочевые школы. После 30-х годов при социализации и коллективизации традиционных отраслей хозяйства, начали открывать интернаты в населённых пунктах Севера. Вследствие чего появилась проблема исчезновения языка, культуры и традиционного уклада жизни [5].

Проблема состоит в том, что дети, родители которых ведут кочевой образ жизни, не имеют возможности получать услуги, предоставляемые дошкольными организациями. Привозить своих детей в детский сад посёлка кочевники не могут, потому что, во-первых, некоторые стойбища расположены на очень отдалённых расстояниях от населённого пункта, во-вторых, климатические условия нашего северного региона не всегда могут позволить длительные переезды по тундровой местности, тем более с маленькими детьми.

На сегодняшний день в регионе действуют 5 кочевых школ - детских садов, в которых обучаются эвены, эвенки, юкагиры, долганы, чукчи:

1. Эвенская кочевая школа - детский сад «Айлик», Томпонского района (улуса) РС (Я);

2. Эвенская начальная кочевая школа - детский сад, Кобяйского района (улуса) РС (Я);

3. Малокомплектная кочевая школа - детский сад при чукотской родовой общине «Нутендли», Нижнеколымский район (улус) РС (Я);

4. Эвенская малокомплектная кочевая школа - детский сад при общине «Урадан», Среднеколымского района (улуса) РС (Я);

5. Кочевая эвенкийская школа - детский сад «Куенэлэкэн» при стаде № 5, Оленек-ского района (улуса) РС (Я).

Исторически сложилось так, что в условиях кочевья воспитание и образование детей дошкольного возраста полностью зависят от их родителей. Но образовательный уровень самих родителей, проживающих в тундровой местности, и традиционный образ жизни не всегда позволяют должным образом подготовить ребёнка к школе. В то время как дети, посещающие стационарный детский сад, имеют представление об учебном процессе, у них есть опыт работы в группе, они привычны к режиму дня [6].

Характерной особенностью современной образовательной политики является организация вариативных форм дошкольного образования. Исходя из этого, мы предлагаем модель образования, обеспечивающий право на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования в условиях кочевья.

Содержание образования определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет (кочевая дошкольная группа). При разработке Программы предусматривается психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста на основе сохранения родного языка эвенов, их национальной культуры и традиций. В Якутии эвены проживают в Абыйском, Момском, Нижнеколымском, Оймяконском, Среднеколымском, Томпон-ском, Усть-Янском улусах. Для обеспечения взаимопроникновения двух социальных институтов детского сада и семьи разрабатывается родительский лекторий по повышению педагогической культуры родителей для создания организационно - педагогических условий воспитания детей в кочевых условиях, направленный на выработку единых подходов семьи и ДОО к воспитанию детей [1].

Обязательная часть содержания программы предусматривает основные направления развития и образования детей (образовательные области) в соответствии с ФГОС ДО. В содержательной части, формируемой участниками образовательных отношений, ключевыми линями программы выступают: развитие устной эвенской речи у дошкольников; воспитание любви и бережного отношения к родному краю; обогащение знаний о жизни эвенов, их быте, культуре; становление личности на основе чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; знакомство с национальной культурой через искусство, музыку, пение; развитие физических качеств и здорового образа жизни и т.д.

Обучение и воспитание проводится на родном эвенском и русском языках. В качестве методического обеспечения образовательного процесса используется пособие «Эвенские народные игры, загадки и сказки для детей дошкольного возраста», разработанное А.А. Семеновой. Воспитателями детского сада (Голикова Е.Г., Петрова Н.П.) разработаны программы по развитию речи, словарь эвенского языка для родителей дошкольников.

Содержание совместной деятельности взрослых и детей в кочевых группах разнообразно, формирование необходимых навыков для жизни в условиях кочевья:

- традиционным бытом кочевников (пастьба в зимнее время, подготовка к касла-нию, каслание);

- сезонными изменениями в природе (сезон грибов и ягод, сбор природного материала для поделок);

- календарными датами и национальными праздниками (Андамтал андани, День оленевода, рыбака, Хэбдьэк, День коренных народов Севера);

- традициями, направленными на передачу младшему поколению значения верования, обычаев, обрядов (Кормление огня, Посвящение личной песни ребенку и т.д.);

- ручным трудом (изготовление подделок из бисера с национальным колоритом, вышивания узоров и т.д.);

- национальными играми (прыжки через детские нарты, метание аркана на рога оленя).

В отдельных чумах, приспособленных для развивающих центров, целесообразно

создать оптимальные условия для поддержки детской инициативы и стимулирования интереса к различным видам детской деятельности. Для обогащения предметно-пространственной среды оборудовать центры ростовой мебелью, оформить уголки творчества, оснастить специальные зоны современным видео - и аудио -оборудованием. Для обеспечения полноценного развития необходимо оформить библиотечный уголок с иллюстрированной детской художественной литературой, игровой центр обеспечить разными видами игрушек, дидактическими, развивающими играми. Рядом с чумом оборудовать небольшие игровые площадки с качелями, скатными горками, лабиринтами и т.д.

В своей монографии «Воспитание и образование детей народов Севера» У.А. Винокурова указывает, что организация учебно-воспитательного процесса должна максимально осуществляться в реальном пространстве, в естественных природных условиях. С учетом этого перестраивается вся организация, календарный план деятельности кочевой группы школы - детского сада. Отсюда возникает необходимость принципа, заключающегося в том, что ритм работы кочевой группы подчиняется ритму природы. Возникает необходимость учета и таких экстремальных явлений, как адаптация к продолжительной полярной ночи, и ритму хозяйственной деятельности взрослых, родителей. Словом, кочевая группа школы - детского сада должна стать звеном единой цепи функционирования всей общины в конкретных природно-климатических условиях [3].

Научно-практическая значимость предполагаемого исследования заключается в том, что разработанная нами вариативная модель реализации организационной формы дошкольного образования в условиях кочевья малочисленных народов Севера может быть использована в работе педагогов - тьюторов дошкольного образования. Тем самым, обеспечив доступность образование в условиях кочевья для детей дошкольного возраста без отрыва от родителей, способствуя их к приобщению национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, формирование компетенций бережного отношения к исконной среде обитания, и самое главное, родительской любви и заботы.

Таким образом, предложенная модель дошкольного образования кочевой группы воспитанников (в возрасте от 3 до 7 лет) школы - детского сада в условиях кочевья, на основе интеграции содержания общественного образования и семейного воспитания детей КМНС, позволяет определить следующие целевые ориентиры: ребенок достаточно хорошо владеет устной эвенской речью и русским разговорным языком; приучен и соблюдает режим дня; обладает установкой положительного отношения к своей национальной культуре; знает традиции и обычаи сохранения и бережного отношения к среде обитания; владеет элементарными навыками общественного, полезного труда; проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; умеет выбирать участников и действовать с ними сообща по совместной деятельности.

Литература

1. Афанасьев, Е.А. Дифференциация обучения в сельской школе: историко - теоретический анализ. - Якутск : Изд-во ЯГУ, 2003. - 119 с.

2. Васильева, Р.И. Современная этноязыковая ситуация в Республике Саха (Якутия): социопсихологический аспект. - Новосибирск : Наука, 2013. - 252 с.

3. Винокурова, У.А. Воспитание и образование детей народов Севера: В помощь учителю школы Крайнего Севера. - Якутск : Сахаполиграфиздат, 1997. - 101 с.

4. Жиркова, З.С. Модель управления инновационной деятельности в сельских школах // Образование и наука. - 2010. - № 5. - С. 106-108.

5. Никулин, Р.С. Система кочевого образования Республики Саха (Якутия) // Таткачи-рук. - 2006. - № 3 - С. 17-22.

6. Никитина, Р.С. Воспитание детей эвенов в условиях этнокультурной среды. - Москва : ИИУ МГОУ, 2015. - 154 с.

7. Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 № 255 (ред. от 25.08.2015) «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации».

References

1. Afanasyev, E.A. Differentiation of teaching in a rural school: a historical and theoretical analysis. - Yakutsk : YSU, 2003. - 119 p.

2. Vasiliev, R.I. Modern ethno-linguistic situation in the Republic of Sakha (Yakutia): a socio-psychological aspect. - Novosibirsk : Nauka, 2013. - 252 p.

3. Vinokurova, U.A. Upbringing and education of children of the peoples of the North: a guide for the teacher of the school far North. - Yakutsk : Sakhapoligrafizdat, 1997. - 101 p.

4. Zhirkova, Z.S. Model of management of innovation activities in rural schools // Education and science. - 2010. - No 5. - P. 106-108.

5. Nikulin, R.S. Nomadic System of education of the Republic of Sakha (Yakutia) // Tetracerus. - 2006. - No 3. - P. 17-22.

6. Nikitin, R.S. Education of children even in conditions of ethno-cultural environment. -Moscow : MGOU IIU, 2015. - 154 p.

7. The decree of the RF government of 24.03.2000 No. 255 (as amended on 25.08.2015) «On the Unified list of indigenous minorities of the Russian Federation».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.