УДК 378.1+373.1+371.2(571.56) В. П. Марфусалова, А С. Сакердонова
ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ АРКТИКИ
В статье рассматриваются актуальные вопросы образовательной политики в области сохранения и развития культуры коренных малочисленных народов Севера. Для стабильного развития культурного наследия КМНС особое внимание необходимо уделить образовательной сфере, потому что образовательная ситуация в Арктике складывается в ряд своеобразных проблем, не характерных для других регионов мира: кадровые, правовые, этнокультурные, социокультурные. Цель данной исследовательской работы - выявить современное состояние языкового и этнокультурного образования в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия). Задачи исследования: анализ нормативных документов в сфере этнокультурных и интеграционных вопросов; исследование вопросов и состояния образовательных учреждений, подготовки педагогических кадров в образовательных организациях Республики Саха (Якутия). Был проведен теоретический анализ состояния образования школ в местах компактного проживания КМНС, образовательных программ высшего образования региона в области подготовки педагогических кадров для малокомплектных и кочевых школ Севера. В ходе исследования получены следующие результаты: образовательная политика Республики Саха (Якутия) уделяет достаточное внимание сохранению и развитию родных языков КМНС на равных правах с государственными языками региона. Для подготовки педагогических кадров в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Ам-мосова накоплен большой опыт. На сегодняшний день в СВФУ на базе Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ и Педагогического института разработаны программы и реализуются проекты по подготовке педагогических кадров по компетенциям этнокультурного образования, где особое значение придается изучению родного языка и традиционной культуры народов Севера.
Ключевые слова: Арктика, малочисленные народы Севера, циркумполярная культура, образование, законы, образовательный стандарт, педагогическое образование, компетенции.
V. P Marfusalova, A S. Sakerdonova
The Role of Educational Institutions in Preservation and Development of Languages and Cultures of Indigenous Peoples of the Arctic
The article considers relevant issues of the educational policy in the field of preservation and cultural development of indigenous peoples of the North. The sustainable development of cultural heritage of the indigenous peoples requires a special attention to be paid to the educational sphere, since the educational situation in the Arctic develops a range peculiar problems, not characteristic of other regions of the world: personnel, legal, ethnocultural and sociocultural. The purpose of this research work is to reveal the current state of the linguistic and ethnocultural education at educational institutions of the Sakha Republic (Yakutia). The research has the following tasks: to analyze the readiness of normative documents in the sphere of ethnocultural
МАРФУСАЛОВА Венера Петровна - к. п. н., доцент каф. начального образования ПИ СВФУ имени М. К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
MARFUSALOVA Venera Petrovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Elementary Education, Teacher Training Institute, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University. E-mail: [email protected]
САКЕРДОНОВА Анна Семеновна - аспирант, ст. преп. каф. начального образования ПИ СВФУ имени М. К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
SAKERDONOVA Anna Semenovna - graduate student, Senior Lecturer, Department of Elementary Education, Teacher Training Institute, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University. E-mail: [email protected]
and integration issues, to investigate the issues and conditions of educational institutions, to train pedagogical staff in educational institutions of the Sakha Republic (Yakutia). We analyzed theoretically the state of schools in places of compact living of the indigenous peoples of the North, educational programs of higher educational institutions of the region in respect to training pedagogical staff for small and nomadic schools of the North. During the research, the following results are received: the educational policy of the Sakha Republic (Yakutia) pays attention to preservation and development of the native languages of the indigenous peoples on equal terms with the state languages of the region. In terms of training pedagogical staff, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University has accumulated important experience. Today, NEFU Institute of Languages and Culture of the Peoples of the Northeast of the Russian Federation and Teacher Training Institute have developed programs and projects on preparing pedagogical staff with the use of ethnocultural education competencies, where special significance is attached to studying the native language and traditional cultures of the peoples of the North.
Keywords: Arctic, indigenous people of the North, Circumpolar culture, education, laws, educational standard, teacher training education, competencies.
Введение
Второе тысячелетие в мировом сообществе знаменуется новым взглядом на место и роль Арктики и Севера в развитии человечества. В Концепции развития арктических и субарктических территорий особое место занимают коренные малочисленные народы Севера (далее КМНС), заселившие в глубокой древности самую холодную часть планеты, создавшие здесь среду обитания человека с уникальной циркумполярной культурой. Кочевой культуре присущ природоохранный и уважительный характер связи с окружающей природой. Философски глубокой мифологией, разнообразием языков, художественно-литературным творчеством, традиционными обрядами и образцами декоративно-прикладного народного искусства представлена духовная культура народов Севера.
Для стабильного развития культурного наследия КМНС особое внимание необходимо уделить образовательной сфере. Образование в условиях Арктики решает ряд специфических проблем, несвойственных для других регионов мира:
- кадровые, связанные с необходимостью принятия специальных мер по подготовкн педагогов для образовательных организаций, расширению их творческого и профессионального потенциала;
- правовые, связанные с недостатком информации о нормативной и правовой практике защиты детства, семьи, педагогов, работающих в труднодоступных и отдаленных поселениях Арктики;
- этнокультурные, связанные с развитием культуры народов, имеющих кочевой или полукочевой уклад жизни, сохраняющих ценности традиционного уклада жизни и своеобразную картину мира, приспособленную для экстремально холодного климата;
- социокультурные, связанные с необходимостью интеграции образовательного сообщества в глобальный мир современной и будущей Арктики.
Нормативно-правовая основа образования в условиях Арктики
В районах арктической зоны Республики Саха (Якутия) проживают около 22 тысяч детей, в том числе свыше 9 тысяч детей малочисленных народов Севера. В местах компактного проживания КМНС работают 65 общеобразовательных организаций и 9 кочевых школ. Правовой основой образования в местах компактного проживания КМНС являются федеральные законы «Закон об образовании в РФ», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», региональные законы «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера», «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)» [1-3]. Экстремальные климатические условия Арктики, неполноценное и дорогостоящее питание, тяжелые бытовые условия, рост безработицы - эти факторы влияют на качество жизни северян, особенно на детское население. Детям в этих условиях намного сложнее получить качественное образование, по сравнению с их сверстниками, живущими в более благоприятном регионе. В то же время в условиях традиционной жизни обучение и воспитание детей ведется без отрыва от родителей. Семейное воспитание гарантирует психологическое и физическое здоровье, духовно-нравственное воспитание, формирование компетенций в области традиционной кочевой жизни.
Таким образом, образовательная организация выполняет миссию гаранта сохранения и трансляции этнокультурных ценностей народа. В этом заключается основополагающая роль современной национальной школы. В Государственное собрание (Ил Тумэн) РС (Я) еще в 2007 г. внесен проект закона «О кочевой семье». В 2010 г. он принят в первом чтении. В проекте этого закона в комплексе рассматриваются направления поддержки этой своеобразной социальной ячейки - хранительницы этнических черт кочевых культур Севера. Восстановив семью, мы сохраним и оленеводство, но не как индустриальную отрасль, а как образ жизни народов, связанных с ним.
Современное состояние школ КМНС
В местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (18 улусах и 2 городах) действуют 49 общеобразовательных школ, из них 13 кочевых образовательных учреждений, с юридическим статусом самостоятельности 4 кочевые школы, 6 кочевых филиалов СОШ, 3 летних кочевых школ. Тем не менее языковая ситуация в некоторых районах Якутии вызывает тревогу, связанную с рядом причин: утратой языковой среды и активного взаимодействия с другими языками, что вызвано урбанизацией и индустриализацией; отсутствием литературной традиции, мотивации носителей языка («коэффициент национальной спертости»). Весьма актуальны вопрос систематического изучения функционирования исчезающих языков, необходимость разработки оптимальных моделей и вариативных технологий обучения исчезающим языкам путем интегрирования исконных педагогических систем коренных народов Севера и современных инновационных технологий образования. В республике ведется целенаправленная работа с одаренными детьми из малокомплектных отдаленных школ. Для этой цели работает специализированная школа «Арктика». Она начала свою деятельность в г. Нерюнгри в марте 1999 г. Отбор детей осуществляется из мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера республики и других регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Жизнь воспитанников, прибывших из отдаленных улусов (районов), проходит в комфортабельных условиях пансионата. Проекты школы направлены на сохранение уникальной культуры КМНС. Работает общинная форма самоуправления воспитанников, изучаются родные языки с использованием инновационных технологий, внедрена система дополнительного образования по традиционной культуре и т. д. Воспитанники школы становятся свидетелями развития промышленности и глобальных перемен, связанных с этим. Образовательная организация имеет высокие показатели по профессиональному самоопределению детей КМНС. Учебно-педагогическая деятельность школы как ресурсного центра постоянно освещается в средствах массовой информации.
Подготовка педагогических кадров
Большой вклад в профессиональное образование КМНС вносит Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова. Ключевое значение имеет созданный в 2001 г. виртуальный Университет Арктики, членами международного Университета Арктики являются 122 образовательные организации арктических стран, в том числе Финляндии, Норвегии, США (штат Аляска), Швеции, Дании (о. Гренландия), Исландии и других стран. Кроме того, во всех подразделениях СВФУ созданы проекты и программы, реализующие арктическую тематику.
Для обеспечения эффективного профессионального самоопределения и непрерывного образования в университете создан Северо-Восточный образовательный округ. Преподаватели активно разрабатывают перспективные планы и программы, направленные на участие в них обучающихся из труднодоступных арктических поселений.
В целом, научно-педагогическая деятельность по арктической тематике в СВФУ имеет несколько сложившихся направлений:
- целевая подготовка педагогических кадров для отдаленных малокомплектных школ и кочевых школ Арктики;
- научно-педагогические исследования и участие в образовательных проектах профессорско-преподавательского состава и студентов в области образования в условиях Приполярья. Преподаватели института являются научными руководителями инновационных образователь-
ных проектов сельских школ, принимают активное участие в реализации международного проекта по созданию модели кочевой школы;
- проведение курсов повышения квалификации по внедрению ФГОС общего образования, информационным технологиям и другим аспектам образования в школах Севера;
- разработка учебно-методических комплектов и других ресурсов по обучению языкам и культуре малочисленных народов Севера.
Профессорско-преподавательский коллектив Педагогического института СВФУ был участником международного проекта «Учитель Арктики», разработанного Министерством образования РС (Я) совместно с Институтом информационных технологий ЮНЕСКО (г. Москва). Проект был ориентирован на модернизацию концепции образования и подготовку педагогов нового типа, отвечающих современным требованиям всемирного общества, культурным и языковым особенностям народов, населяющих Арктику, а также с целью создания и развития длительного партнерства среди приполярных стран. Проект способствовал и созданию информационно-образовательного единства педагогов, развитию их профессиональной деятельности в арктических условиях.
В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению «Педагогическое образование» разработаны две инновационные программы: первая программа - по профилю «Родной язык, литература и культура малочисленных народов Севера»; вторая - «Начальное образование и тьюторство в основной малокомплектной школе Севера».
Учебный план по данным направлениям педагогического образования предполагает поэтапное и системное усвоение дисциплин и формирование профессиональных компетенций, необходимых эффективному освоению вузовского образования. Особое внимание уделяется таким компетенциям студентов, как научно-педагогическое мышление и исследовательская деятельность. В связи с этим вводится непрерывная, в течение всех лет обучения, педагогическая практика в образовательных организациях. Также практикуется активное участие в научно-практических конференциях и семинарах по педагогической и арктической тематике, организуемых научными организациями и учреждениями.
Преподавателями разработаны рабочие программы дисциплин по разным тематическим направлениям науки: культура народов Севера, языки малочисленных народов Севера, социализация детей Арктики в современных условиях и другие. Ведется работа по интеграции усилий исследователей из разных регионов для качественной подготовки специалистов для Арктики. Проводятся встречи, семинары, курсы повышения квалификации. Студенты участвуют в обменных программах между вузами регионов РФ и разных стран.
При освоении программ студенты изучают специфику образовательного процесса по дисциплинам лингвистического курса, осваивают методы обучения родным языкам, литературе и культуре коренных народов Севера. В учебный план включены дисциплины, овладение которыми способствует формированию и развитию компетенций в языковой и этнокультурной деятельности, с учетом специфики среды коренных малочисленных народов Севера, поскольку будущая профессиональная деятельность выпускников по данным направлениям непосредственно связана со школами Севера.
Задачами освоения вышеназванных образовательных программ выпускниками в области педагогической деятельности являются:
- обеспечение овладения знаниями, умениями и навыками родного языка, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера с использованием педагогических технологий, с учетом возрастных особенностей и уровня владения родным языком обучающимися;
- проектирование учебно-методических комплектов по родным языкам, литературе, культуре для образовательных учреждений;
- эффективное использование потенциала окружающего социума и образовательной среды с целью качественного образования;
- реализация профессионального самообразования, личностного роста, умения проектировать индивидуальный образовательный маршрут в сфере профессиональной карьеры.
Современное образование в содержательном аспекте профессиональной подготовки будущих педагогов нацелено не только на педагогическую деятельность, но и на культурно-просветительскую работу, что особенно актуально для учителя сельской школы Севера, поскольку педагог в селе как представитель интеллигенции является духовным лидером, который вовлечен в активную общественную жизнь. Исходя из этого, задачи подготовки выпускников в культурно-просветительской деятельности по учебным программам включают:
- изучение и формирование потребности детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
- организацию этнокультурного пространства, разработку культурно-просветительских программ по распространению и активизации в социуме родного языка и культуры КМНС.
Модернизация российского образования включает реализацию этнокультурологической подготовки будущих педагогов, обладающих необходимым объемом знаний в области этнопсихологических, этнопедагогических и культурных особенностей других этносов, использующих их педагогический потенциал в осуществлении воспитательного и образовательного процесса. Исходя из этого, вопрос о подготовке будущих педагогов школ Севера со сформированной этнокультурной и языковой компетенцией является одним из важных задач. Согласно образовательным программам, в области этнокультурного и языкового образования определены следующие специальные компетенции студентов:
- способность к диахронии родных языков с целью осмысления их функционирования, сохранения и развития;
- осознание роли и функции родного языка в развитии общества, знание основных понятий законов развития языка и языковых универсалий;
- владение знаниями об этнической культуре и традициях, устно-поэтическом творчестве;
- способность ориентироваться в национальных системах образования и воспитания;
- знание этнопсихологии и этнопедагогики.
Результаты освоения образовательной программы отражаются в текущем, промежуточном и итоговом контроле и отслеживаются системой мониторинга «оценки качества освоения основных образовательных программ» университета.
Заключение
Таким образом, образовательная политика Республики Саха (Якутия) уделяет достаточное внимание сохранению и развитию родных языков КМНС на равных правах с государственными языками региона. Учитывая специфику поликультурной и полилингвальной образовательной среды региона, высшее профессиональное образование Республики Саха (Якутия) является одним из аккумулирующих учреждений, решающих задачи по сохранению и развитию языка и культуры коренных малочисленных народов Севера. Согласно целям и задачам реализуемых образовательных программ, осуществляется подготовка педагогов:
- владеющих языками малочисленных народов (эвенкийским, эвенским, юкагирским, чукотским), владеющих инновационными технологиями образования;
- владеющих общекультурными и профессиональными компетенциями для работы в малокомплектной школе Севера;
- мобильных: способных решать интеллектуальные, личностные, коррекционные задачи в работе с различным контингентом обучающихся;
- конкурентоспособных: имеющих активную жизненную позицию, принимающих активное участие в образовательном процессе;
- востребованных: обладающих научным мышлением, осуществляющих научную и исследовательскую работу в области развития языков и культуры малочисленных народов Севера.
Проблемы сохранения и развития языков и культуры коренных малочисленных народов Севера, изучения родного языка, этнопедагогики, этнопсихологии, истории, культуры и традиции этносов необходимо отнести к обязательным компонентам профессиональной подготовки педагогов в поликультурном обществе.
Литература
1. Федеральный закон от 30.04.1999г. №82 Ф3 «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» в редакции от 22.08.2004 г. №122 - Ф3.
2. Закон Республики Саха (Якутия) от 22.07.2008 г. №591 - З №73 - 1V «О кочевых школах РС (Я)».
3. Закон Республики Саха (Якутия) «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера» в ред. от 20.12.2000. З № 237 - 11.
References
1. Federal'nyj zakon ot 30.04.1999g. №82 F3 «О garantijah prav korennyh malochislennyh narodov RF» v redakcii ot 22.08.2004 g. №122 - F3.
2. Zakon Respubliki Saha (Jakutija) ot 22.07.2008 g. №591 - Z №73 - 1V «О kochevyh shkolah RS (Ja)».
3. Zakon Respubliki Saha (Jakutija) «О rodovoj, rodoplemennoj kochevoj obshhine korennyh malochislennyh narodov Severa» v red. ot 20.12.2000. Z № 237 - 11.