ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
Томтосова Елена Афанасьевна,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», аспирант,
Центр ресурсного обеспечения образования Республики Саха (Якутия), главный специалист, е^от^оуа@таИ. ги
РЕАЛИЗАЦИЯ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ КОЧЕВОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИВАЮЩЕМСЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ САХА
Аннотация
Вариативные формы кочевого дошкольного образования и их реализация в целостном воспитательном пространстве Республики Саха (Якутия) специально не исследовались. Роль кочевого дошкольного образования рассматривалась фрагментарно. В статье описаны вариативные формы дошкольного образования в историческом контексте. Актуализированы аспекты управленческой деятельности в воспитательном пространстве, где представлены вариативные формы кочевого образования. Заявлен новый феномен - «воспитательное пространство кочевой дошкольной образовательной организации». Ключевые слова:
воспитательное пространство; кочевое образование; национально-региональный компонент.
Гуманизация и демократизация сфер жизнедеятельности современного общества коснулись и регионов Севера. Качественное изменение уклада жизни коренных малочисленных народов Севера, пробуждение этнического самосознания, создание национальных общностей и развитие позитивных межнациональных отношений обеспечили развитие единого образовательного пространства страны, предполагающее развитие национально-региональных особенностей субъектов Российской Федерации.
Эти изменения отразились на дошкольном образовании. Появились вариативные формы образовательных организаций, в том числе кочевые, которые ориентированы на обеспечение равных возможностей для полноценного развития детей, вне зависимости от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса.
Традиционно в семьях кочевников дошкольное образование осуществлялось в общине и несло неформальный характер. Воспитанием ребенка, рожденного в кочевой семье, занимались не только родители, но и все остальные члены общины. Формальное кочевое образование в России
начало свое существование еще в начале ХХ века и было распространено преимущественно в горных областях Кавказа. Такое образование осуществлялось за счет создания интернатов и школ-коммун в районах кочевий и служило для ликвидации бездарности и беспризорности, которая в 20-е годы достигала своего пика.
Сегодня под влиянием социально-экономических и общественно-политических преобразований огромное значение имеет интенсивное освоение таежных, тундровых, лесотундровых зон, что позволяет сохранять кочевой и полукочевой образ жизни коренных народов.
В начале XIX века деятельность кочевых образовательных объектов начала восстанавливаться теперь уже и на территории Дальнего Севера для детей коренных народов, занимающихся оленеводством. Это комплексное направление получило название «Арктическое образование», задача которого - создание эффективной системы для обеспечения качественного образования в кочевнической среде, как минимум в пяти регионах России, таких как Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Архангельская область, Республики Коми и Саха (Якутия). Основное ее назначение - сделать дошкольное образование доступным для кочевых семей, то есть она должна кочевать вместе с ними.
Основными нормативными и правовыми актами развития и модернизации вариативных форм дошкольного образования в условиях кочевий являются следующие акты: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании в Республике Саха (Якутия)»; Закон Республики Саха (Якутия) «О кочевых школах в Республике Саха (Якутия)»; Концепция системы кочевых образовательных учреждений Республики Саха (Якутия); Государственная программа развития образования Республики Саха (Якутия); Комплексная программа «Инновационное развитие дошкольного образования Республики Саха (Якутия)»; постановление Правительства Республики Саха (Якутия) «О порядке предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам в целях софинансирования мероприятий, направленных на содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих присмотр и уход за детьми дошкольного возраста»; постановление Правительства Республики Саха (Якутия) «О реализации проекта «Партнерство дошкольных образовательных организаций и субъектов малого и среднего предпринимательства».
Дошкольное образование, уход и присмотр за детьми раннего и дошкольного возраста в Якутии организовано в 36 муниципальных районах и городских округах с охватом 67621 детей от 2 мес. до 7 лет, из них в 5 арктических и в 8 северных районах Якутии с численностью 6010 детей. Кроме того, организована система кочевого образования для 70 детей дошкольного возраста в вариативных формах дошкольного кочевого образования в местах компактного проживания малочисленных народов Якутии, не относящихся к арктическим и северным районам республики.
Особенности становления дошкольных учреждений Якутии в дореволюционный, советский и постсоветский периоды изучены в работах М.М. Прокопьевой, содержание национально-регионального дошкольного образования, инновационные подходы к ним раскрыты А.А. Григорьевой, О.И. Михалевой, Е.Н. Колосовой, Л.С. Ядрихинской, Н.Н. Лебедевой и др.
Анализ литературы по теме кочевого дошкольного образования в Якутии позволил выявить противоречия между необходимостью согласованного применения социокультурных ресурсов территориальных структур малонаселенного региона для решения современных проблем воспитания дошкольников и традиционной направленностью дошкольных образовательных организаций на дополнительный, необязательный характер этого взаимодействия; объективно существующими возможностями воспитательного пространства для объединения его групповых и индивидуальных субъектов и неразработанностью механизмов организации и самоорганизации в создании воспитательного пространства кочевой дошкольной образовательной структуры; традиционными методами управления образовательными учреждениями и формами общественного управления развитием воспитательного пространства с участием представителей территориальных общин.
Так, в российской действительности, в частности в Якутии, существует противоречие между опытом управленческой деятельности,
обеспечивающим становление системы дошкольного образования, достижение ее устойчивого функционирования и развития, и отсутствием опыта его использования в системе кочевого дошкольного образования.
С учетом этих противоречий нам представляется актуальной такая проблема исследования, как поиск модели воспитательного пространства кочевой дошкольной образовательной организации в малонаселенном арктическом регионе.
Несмотря на значительный научный и практический потенциал, накопленный в изучении образовательного и воспитательного пространства, следует подчеркнуть, что среди выделенных работ каждое из направлений развивалось изолированно и предоставляло информацию об одной из качественных характеристик пространства: его здоровьесберегающих ресурсах, непрерывности, культуросообразности и пр. (Е.А. Александрова, В.И. Панов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин, др.). Тем не менее многие вопросы, касающиеся пространства, остаются нераскрытыми. В частности, не исследовалось отдельно создание воспитательного пространства кочевой дошкольной организации.
Таким образом, можно предположить, что формирование воспитательного пространства по инициативе кочевой дошкольной образовательной организации приведет к созданию нового группового субъекта воспитательного пространства региона, появлению новых воспитательных практик для дошкольников, развитию функций управления проектной деятельностью в системе управления регионами.
Литература
1. Габышева Ф.В. Образование - основа устойчивого развития. Якутск: Компания «Дани-алмас», 2018. 216 с.
2. Ефимова Д.Г. О единой территории развития дошкольников в условиях кочевья // Дошкольное воспитание. 2010. №11. С. 32-35.
3. Жиркова З.С., Якушкина М.С. Педагогический потенциал этнокультурных традиций кочевых народов как фактор развития образовательного пространства // Человек и образование. 2014. №4(41). С. 75-79.
4. Цирульников А.М. Педагогика кочевья. Якутск: Офсет, 2009. 312 с.
5. Якушкина М.С. Взаимодействие социокультурных институтов как механизм развития образовательного пространства // Человек и образование. 2011. №1. С. 34-38.
6. Якушкина М.С. Самостоятельная деятельность субъектов воспитательного пространства как условие развития личности // Человек и образование. 2012. №4. С. 39-43.
Tomtosova Elena Afaanasevna,
The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Postgraduate Student,
Center of Resource Provision of Education of the Republic of Sakha (Yakutia), the Chief Specialist, e_tomtosova@mail. ru
THE IMPLEMENTATION OF VARIATIVE FORMS OF NOMADIC PRESCHOOL EDUCATION IN THE DEVELOPING EDUCATIONAL SPACE OF THE REPUBLIC OF SAKHA
Annotation
Variative forms of nomadic preschool education in Yakutia and their implementation in the holistic educational space of republic of Sakha haven't been investigated. The role of nomadic preschool education was considered fragmentary. The article describes the variative forms of nomadic preschool education in the historical context. The aspects of the managerial activities in the educational space are actualized, variational forms of nomadic education are presented there. A new phenomenon «educational space of a nomadic preschool educational organization» is introduced. Keywords:
educational space; nomadic education; national-regional component.