Научная статья на тему 'Влияние педагогического потенциала этнокультурных традиций кочевых народов на формирование личности учащихся'

Влияние педагогического потенциала этнокультурных традиций кочевых народов на формирование личности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
746
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиция / ценности / педагогический потенциал / этнокультура / кочевой / значимость / влияние / детерминанты / предъявление / tradition / values / pedagogical potential / ethnic culture / nomadic / relevance / impact / determinants presentation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жиркова Зоя Семеновна

В данной статье рассматривается проблема влияния педагогического потенциала этнокультурных традиций кочевых народов на формирование личности учащихся. Традиционное и нравственное воспитание, имеющее тысячелетнюю историю, а также человеческие ценности рассматриваются на основе этнокультурных традиций кочевых народов, глубокого взаимопонимания между детьми и родителями. Культурное наследие каждого народа содержит ценные педагогические идеи и опыт воспитания, которые при условии их критического осмысления и применения в системах воспитания являются наиболее эффективным средством и методом нравственного воспитания учащихся. Представлены итоги социологического исследования значимости и влияния этнокультурных традиции кочевых народов на развитие образовательного пространства. Важнейшей задачей школы является социализация личности детей. При этом школа исходит из того, что в данном процессе детерминантным является присвоение индивидом общественной культуры, этнокультурных традиций, социальных норм поведения, морали. Образовательное пространство региона как один из главных ресурсов социализации учащихся содержанием деятельности учащихся и педагогов способствует обеспечению будущего гражданина такой подготовкой, которая позволит ему жить в современном мире и психологически комфортно чувствовать себя в нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PEDAGOGICAL POTENTIAL OF ETHNO-CULTURAL TRADITIONS OF NOMADIC PEOPLES IN SHAPING THE PERSONALITY OF STUDENTS

This article addresses the problem of the influence of the pedagogical potential of ethno-cultural traditions of no-madic peoples in shaping the personality of students. Traditional and moral education, which has a thousand-year history, and human values, is considered on the basis of ethnic and cultural traditions of nomadic peoples and understanding between children and parents. The cultural heritage of each nation contains valuable pedagogical ideas and experience of education, which provided their critical thinking and applications in education are the most effective means and methods of moral education of students. We present the results of sociological research the significance and influence of ethnocultural traditions of nomadic peoples in the development of educational space. The most important task of the school is socialization of the individual children. This school is based on the fact that in the process of determinant is the assignment of the individual public culture, ethnic and cultural traditions, social norms of behavior, morality. Educational environment of the region as one of the main resources of socialization of pupils the content of the activities of students and teachers helps to ensure the future of a citizen of such training, which will allow him to live in the modern world, but psychologically feel comfortable in it.

Текст научной работы на тему «Влияние педагогического потенциала этнокультурных традиций кочевых народов на формирование личности учащихся»

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________

УДК 371.123(571.56)

ЖИРКОВА Зоя Семеновна,

Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), Россия zhirkova zoy@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ КОЧЕВЫХ НАРОДОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В данной статье рассматривается проблема влияния педагогического потенциала этнокультурных традиций кочевых народов на формирование личности учащихся. Традиционное и нравственное воспитание, имеющее тысячелетнюю историю, а также человеческие ценности рассматриваются на основе этнокультурных традиций кочевых народов, глубокого взаимопонимания между детьми и родителями. Культурное наследие каждого народа содержит ценные педагогические идеи и опыт воспитания, которые при условии их критического осмысления и применения в системах воспитания являются наиболее эффективным средством и методом нравственного воспитания учащихся. Представлены итоги социологического исследования значимости и влияния этнокультурных традиции кочевых народов на развитие образовательного пространства. Важнейшей задачей школы является социализация личности детей. При этом школа исходит из того, что в данном процессе детерми-нантным является присвоение индивидом общественной культуры, этнокультурных традиций, социальных норм поведения, морали. Образовательное пространство региона как один из главных ресурсов социализации учащихся содержанием деятельности учащихся и педагогов способствует обеспечению будущего гражданина такой подготовкой, которая позволит ему жить в современном мире и психологически комфортно чувствовать себя в нем.

Ключевые слова: традиция, ценности, педагогический потенциал, этнокультура, кочевой, значимость, влияние, детерминанты, предъявление.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-257-260

ZHIRKOVA Zoya S.,

Pedagogical Institute of North-Eastern Federal University, Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), Russia zhirkova zoy@mail.ru

INFLUENCE OF PEDAGOGICAL POTENTIAL OF ETHNO-CULTURAL TRADITIONS OF NOMADIC PEOPLES IN SHAPING THE PERSONALITY OF STUDENTS

This article addresses the problem of the influence of the pedagogical potential of ethno-cultural traditions of nomadic peoples in shaping the personality of students. Traditional and moral education, which has a thousand-year history, and human values, is considered on the basis of ethnic and cultural traditions of nomadic peoples and understanding between children and parents. The cultural heritage of each nation contains valuable pedagogical ideas and experience of education, which provided their critical thinking and applications in education are the most effective means and methods of moral education of students. We present the results of sociological research the significance and influence of ethno-cultural traditions of nomadic peoples in the development of educational space. The most important task of the school is socialization of the individual children. This school is based on the fact that in the process of determinant is the assignment of the individual public culture, ethnic and cultural traditions, social norms of behavior, morality. Educational environment of the region as one of the main resources of socialization of pupils the content of the activities of students and teachers helps to ensure the future of a citizen of such training, which will allow him to live in the modern world, but psychologically feel comfortable in it.

Keywords: tradition, values, pedagogical potential, ethnic culture, nomadic, relevance, impact, determinants presentation.

Развитие цивилизации северных этносов состоит в том, что они прошли тысячелетия жизни в экстремальных условиях, пронесли свою культуру, сохранили свою природу, свое миропонимание и понятие о многосоставности души. Народная мудрость помогала северным народам приспособиться к экстремальным условиям: развивать с раннего детства способность образно воспринимать мир, ориентироваться на местности без всяких видимых ориентиров в любое время года и суток, сближаться с природой, согласовывать с биосферой ритмы труда и отдыха, способствующие максимальному ускорению восстановительных процессов, включать в рационы питания натуральные продукты.

Здоровый образ жизни, рациональное питание, одежда, сохраняющая тепло и очищающая тело, и воздействие ритуальных средств гарантировали долголетие северян. «Обитание в суровых климатических условиях требовало от человека, прежде всего, интенсивного развития высоких интеллектуальных способностей, приспособление к экстремальной и агрессивной среде обитания возможно посредством не только физического совершенствования, но и совершенствования ориентации в окружающей среде. В этом отношении обитание в северных широтах давало дополнительные преимущества, так как замечательный феномен Полярного круга и Полярной звезды позволял с наименьшими усилиями установить взаимосвязь времени и пространства и их координат, Может быть, именно благодаря открытию этого географического феномена древними людьми был создан календарь в Сибири» [2].

Если исконные традиции возникали столетиями и определяли самосознание народностей, их образ жизни, образ восприятия мира, образ мыслей, чувств и многое другое, значимое для малочисленных народов, то в наше время они стали исчезать. Системность традиций придает человеку смысл жизненной перспективы: традиции соединяют с прошлым его предков, одновременно совмещая прошлое, настоящее и будущее. Наибольшую тревогу сегодня вызывает низкая степень сохраненности этнических признаков народов Севера.

- 257 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

Своеобразием быта и жизни аборигенных народов арктического Севера является кочевой образ жизни, являющийся уникальной циркумполярной цивилизацией. Родовое и общинное самоуправление народа было укладом жизни, формой хозяйствования и коллективного выживания в экстремальных условиях Севера. Традиционное и нравственное воспитание, имеющее тысячелетнюю историю, и человеческие ценности рождаются на основе народной педагогики, традиций, обычаев, глубокого взаимопонимания между детьми и родителями.

Каждый народ обладает богатейшим историческим опытом идей и традиций в области воспитания. Каждое следующее поколение пользуется этим наследием и еще больше должно обогащаться. А культурное наследие каждого народа содержит ценные педагогические идеи и опыт воспитания, которые при условии их критического осмысления и применения в системах воспитания явились бы наиболее эффективным средством и методом нравственного воспитания молодого поколения.

Сформированная в течение тысячелетий народная культура обладает значительным педагогическим потенциалом для развития нравственной основы личности.

Существуют различные определения и характеристики термина «педагогический потенциал». В.И. Загвязинский, А.Ф. Заккирова педагогический потенциал определяют как динамическую функциональную систему, объединяющую личностные ресурсы (образцы поведения, знания, установки, отношения, образующие формы трансляции человеческого опыта), обеспечивающие воспитание и образование личности, ее вживание и развитие в культуре [2].

По мнению А.Б Ивановой, «педагогический потенциал представляет собой совокупность ценностных, содержательных и методических средств, позволяющих оказывать образовательные и воспитательные воздействия на обучающихся [3].

Т.О. Шумилина определяет педагогический потенциал как совокупность инвариантных компонентов региональной культуры, имеющих ценностную и этническую направленность, отраженную в воспитательной деятельности образовательного учреждения [5].

При определении понятия «педагогический потенциал» мы опираемся на трактовку Г.И. Батуриной, которая рассматривает его как региональную традиционную культуру, свидетельствующую о богатстве истории, традиций и культуры нашей страны и ориентирующую образование на базовые культурные ценности [1].

Педагогический потенциал этнокультурных традиций мы понимаем как динамическую открытую систему, в которой заложены ресурсы общечеловеческих культурных и национальных ценностей (истории, культуры и традиций народа), обеспечивающие присвоение личностью общечеловеческих культурных ценностей и направленные на сохранение этнокультурной идентичности путем приобщения к родному языку и определенной региональной культуре.

Приоритет общечеловеческих ценностей исходит из того, что под общечеловеческими ценностями понимаются те, что принимаются, усваиваются как обязательные нормы и воспринимаются всеми людьми в условиях любых общественно-исторических изменений цивилизационного развития. В образовательном процессе общечеловеческие ценности, как видно из анализа и обобщения практики, лежат в основе ценностного отношения человека к миру, которое формируется в этом процессе.

В целях определения педагогического потенциала наиболее значимых этнокультурных традиций кочевых народов для развития образовательного пространства были выполнены социологические исследования, включающие анкетирование учителей, учащихся и родителей школ Арктики. Исследованием было охвачено 136 учащихся и 48 педагогов СОШ. Приведем примеры результатов исследования по нескольким значимым этнокультурным традициям: семья, родной язык, обычаи, преемственность в профессии и здоровье.

Таблица 1. Значимость и влияние этнокультурных традиции кочевых народов на развитие образовательного пространства.

Table 1 .The importance and influence of ethno-cultural traditions of nomadic peoples in the development of educational space

Значимость, этнокультурных традиций Образовательный и воспитательный потенциал этнокультурных традиций Влияние этнокультурных традиций на развитие личности (образования) Детерминанты воздействия этнокультурных традиций Предъявление учащимися этнокультурных традиций

1. Семья Приобщение детей к родным (родовым) истокам семьи. Сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценно- Семья является институтом этнокультурной социализации учащихся и начальная ступень, на которой человек впервые знакомится с духовной и мате- Получение образования в соответствии со своими мировоззренческими установками, выбором родителей как законных представителей ребенка. Участие в Республи- Представление учащимися социальных норм, регулирование своего поведения этнокультурными нормами, активное присвоение этнокультурных ценностей,

- 258 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________

стей мировой культуры. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания. риальной культурой родного народа. Становление этнической идентичности. канском конкурсе «Кочевая семья». Родительский лекторий. мотивируясь внешней оценкой и одобрением со стороны взрослых.

2. Родной язык Развитие литературного родного языка, письменной и разговорной речи. В образовательном процессе реализуется все многообразие функций родного языка, который используется не только как средство общения, но и как транслятор национальной культуры. Развитие гражданских качеств личности; коммуникативных информационно- исследовательских компетенций. Предметные олимпиады, конкурсы чтецов, защита проектов. переводчиков на русский, иностранный языки, дебаты. Конкурс эссе «Мой родной язык». Участие в предметных олимпиадах в конкурсах чтецов, переводчиков, защита проектов. Участие в НПК школьных, республиканских, российских и зарубежных уровней.

З.Националь-ные праздники и обычаи (обряды, ритуалы) Приобщение детей к родным (родовым) истокам семьи, присвоение общечеловеческих культурных ценностей и идентификация себя с определенной региональной культурой на основе культурного самоопределения. Любовь к родному краю, своей родине, к ее корням, традициям. Свободное мировоззренческое самоопределение, национальное самосознание. Национальный праздник кочевых народов - встреча Нового года 21 июня. День оленевода, всенародный праздник северных регионов. Ысыах - якутский весенне-летний праздник возрождения природы. Участие в национальных праздниках, фестивалях, форумах. Составление и знание родословного древа. Соблюдение в повседневной жизни традиций, обычаев, ритуалов.

4.Преемствен-ность в профессии (оленевода, охотника) Сохранение таких традиционных отраслей хозяйства, как оленеводство. Оленеводство - это единственная отрасль хозяйства коренных малочисленных народов Севера (и своеобразная этнокультурная ниша), где эти народы не встречают конкуренции со стороны представителей количественно доминирующих в обществе этнонацио-нальных групп населения. Трудовые ценности. Возрождение и сохранение традиционных отраслей. Севера (оленеводства) во многом будет определять менталитет коренных этносов. Профильная направленность культуры оленеводства предполагает реализацию образовательных программ с этнокультурным региональным компонентом. Кочевые, общинные школы. Праздник оленеводов и охотников, День отца и т.д., которые являются существенными факторами укрепления этнического, этнокультурного статуса коренного населения и, соответственно, достижения интеграции идентичностей. Профильное обучение: «Оленеводство», «Хозяйка чума», «Пастух-оленевод». Прохождение производственной практики, работа пастухом во время летних каникул. Участие в республиканских конкурсах «Кочевая семья», конкурс рисунков.

5. Здоровье. Физическое воспитание Традиционный образ жизни, жизнь в гармонии с природой - это не только прошлое человечества, но в значительной его части и будущее. Коренными народами Севера, ведущими по большей части традиционный образ жизни на природе, накоплен бесценный опыт выживания в тяжелых для существования климатических условиях. Особо значимое место в нем занимает национальная физическая культура этих народов и традиционные игры и состязания. Формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения, физического и психического здоровья, ценностей здорового образа жизни, гармоничного развития подрастающего поколения, сохранения и укреплении его здоровья. Спортивные соревнования по национальным видам спорта «Мама, папа, я -спортивная семья», международные спортивные игры «Дети Азии», месячник «Я выбираю здоровый образ жизни», знакомство с национальными спортивными играми. Участие в спортивных соревнованиях по северному многоборью (прыжки через нарты, броски аркана и т.д.) на школьном, районном, республиканском, российском и зарубежном уровнях. Духовная и материальная культура народа познается в рамках этнографических, эколого- географических экспедициях с участием школьников. Фотовыставки.

Таким образом, использование педагогического потенциала этнокультурных традиций кочевых народов положительно влияет на развитие нравственной основы личности (образование), которое полностью соответствует важнейшим принципам культуросообразности и природосообразности процесса воспитания. Педагогический потенциал, значимость и влияние этно-

- 259 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

культурных традиций кочевых народов имеет существенное значение для развития регионального образовательного пространства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Батурина Г.И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. - М., 2003. - 144 с.

2. 2.Загвязинский В.И., Заккирова А.Ф. Педагогический словарь. - М., 2008. - 352с.

3. Иванова А.Б. Активизация лидерского потенциала студентов вуза в процессе внеучебной деятельности. Авто-реф. дис. ... д-ра. пед. наук. - Челябинск: ЮУрГУ, 2010. - 24 с.

4. Ларичев В.Е. Пещерные городки. - Новосибирск: Наука, 1980. - 242 с.

5. Шумилина Т.О. Реализация педагогического потенциала народной культуры в воспитательном процессе. - М., 2001. - 371с.

REFERENCES

1. Baturin G.I. Folk pedagogy in modern educational process [Narodnaya pedagogika v sovremennom uchebno-vospitatel'nom protsesse]. Moscow, 2003, 144 p.

2. Zagvyazinsky V.I., Zakirova A.F. Pedagogical dictionary [Pedagogicheskiy slovar']. Moscow, 2008, 352 p.

3. Ivanov A.B. Activation of the leadership potential of students in the process of extracurricular activities [Aktivizatsiya lid-erskogo potentsiala studentov vuza v protsesse vneuchebnoy deyatel'nosti]. Author. dis. ... d-ra. ped. Sciences. Chelyabinsk, South Ural State University. 2010. 24 p.

4. Larichev V.E. Cave towns [Peshchernye gorodki]. Novosibirsk: Nauka, 1980. 242 p.

5. Shumilina T.O. The Implementation of pedagogical potential of folk culture in the educational process [Realizatsiya pedagogicheskogo potentsiala narodnoy kul'tury v vospitatel'nom protsesse]. Moscow, 2001.371 p.

Информация об авторе Information about the author

Жиркова Зоя Семеновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Педагогического института ФГАОУ «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск, Республика Саха (Якутия), Россия zhirkova zoy@mail.ru

Получена: 16.11.2015

Для цитирования статьи: Жиркова З. С., Влияние педагогического потенциала этнокультурных традиций кочевых народов на формирование личности учащихся. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Том 7. №6. Часть 2. с- doi-

Zhirkova Zoya S., Candidate in Pedagogy, Associate Professor, Professional Pedagogy, Department of Psychology and Management Education, Pedagogical Institute of North-Eastern Federal University, Yakutsk,

Republic of Sakha (Yakutia), Russia zhirkova zoy@mail.ru

Received: 16.11.2015

For article citation: Zhirkova Z. S., Influence of

pedagogical potential of ethno-cultural traditions of nomadic peoples in shaping the personality of students.[Vliyaniye pedagogicheskogo potentsiala etnokul'turnykh traditsiy kochevykh narodov na formirovaniye lichnosti uchashchikhsya]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial’no-

obrazovatelnaya mys’l = Historical and Social Educational Ideas. 2015. Tom 7. No. 6 vol-2. Pp. - . doi:

260 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.