Научная статья на тему 'Реализация концепции В. А. Роббека о развитии эвенской национальной школы'

Реализация концепции В. А. Роббека о развитии эвенской национальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ФАКТОРЫ / ШКОЛА / РОДНОЙ ЯЗЫК / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / АРКТИКА / ОБРАЗ ЖИЗНИ / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В данной статье рассматривается реализация концепции академика, д.ф.н. В.А. Роббека о развитии эвенской национальной школы. Факторы реализации проекта развития школ малочисленных народов Севера. Представлен пример организации образовательной деятельности в сельских школах с учетом специфики быта, труда жителей, особенностей микросреды Севера, а также сетевого взаимодействия учреждений социокультурной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация концепции В. А. Роббека о развитии эвенской национальной школы»

УДК 37:39

ЗояЖиркова1

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ В.А. РОББЕКА О РАЗВИТИИ ЭВЕНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ*

IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF V. A. ROBBEK ABOUT DEVELOPMENT OF THE EVEN NATIONAL SCHOOL

* Cтатья представлена на Региональной научно-практической конференции «II Роб-бековские чтения» при финансовой поддержке РГНФ (проект 16-14-14501).

В данной статье рассматриваются реализация концепции академика, д.филол.н. В.А. Роббека о развитии эвенской национальной школы, факторы реализации проекта развития школ малочисленных народов Севера. Представлен пример организации образовательной деятельности в сельских школах с учетом специфики быта, труда жителей, особенностей микросреды Севера, а также сетевого взаимодействия учреждений социокультурной сферы.

Ключевые слова: концепция, факторы, школа, родной язык, сетевое взаимодействие, проектирование, Арктика, образ жизни, система.

In this article implementation of the concept of the academic, doctor of Philogy V. A. Robbek about development of the Even national school is considered. Factors of implementation of the project of development of schools of indigenous peoples of the North are considered. The example of the organization of educational activity at rural schools taking into account specifics of life, work of inhabitants, features of a microenvironment of the North, and also network interaction of institutions of the sociocultural sphere is presented.

Keywords: concept, factors, school, native language, network interaction, design, Arctic, way of life, system.

1 Зоя Семеновна Жиркова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. E-mail: zs.zhirkova@s-vfu.ru

Zoya S. Zhirkova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Professional Pedagogics, Pscyhology and Management of Education, Institute of Pedagogics, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

Ш кола должна стать местом для формирования навыков этнокультурных стереотипов, с учетом особого образа жизни, традиции в определенных климатических условиях, словом, всего того, что делает человека сопричастным к жизни природы.

История мировой школы и опыт отечественной педагогики подсказывает единственный выход - обратиться к «разумному, доброму, вечному, к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории развития человеческих цивилизаций. Любой народ имеет славные национальные традиции, отвечающие критериям общечеловеческих ценностей, опираясь на которые школа может полностью выполнять свои воспитательные, образовательные функции и на этой основе способствовать развитию народа.

На рубеже 90-х годов во всех бывших автономных республиках и областях РФ разработаны программы и концепции развития национальной школы. В научных трудах В.К. Бацын отмечает, что в демократическом государстве стремление укрепить единое образовательное пространство как пространство ведомственное, имеющее «верх» и «низ», - исторически бесперспективно, продуктивен другой путь - превращение образования в средство социально-культурного развития местных сообществ, гражданского общества в целом [1].

Школа как живой организм и открытая система имеет специфические черты и действуют в определенном социальном окружении. Отсюда школы должны найти свой облик, свой стиль работы и направление развития и совершенствования своей деятельности, и выйти на путь создания школы как открытой социальной системы, решая одновременно сложные вопросы дифференциации и индивидуализации педагогического процесса.

Одним из факторов в социальном наследовании и передаче одного поколения людей к другому поколению материальных и духовных ценностей является родной язык определенного этноса, как носитель социальной информации. Язык является «основным инструментом культуры».

Как подчеркивал В.А. Роббек, «народы Арктики и Севера несколько тысячелетий назад создали своеобразную уникальную культуру, которую мы сегодня называем циркумполярной культурой. Термин «культура» мы воспринимаем в широком смысле, понимая под ним исторический уровень развития общества и человека, выраженный, прежде всего, в типах и формах организации жизнедеятельности людей, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях. Сегодня мы осознаем воистину феноменальный вклад народов Севера и Арктики в развитие человеческой цивилизации в целом. Эти народы удержали в самой холодной части планеты уникальный плацдарм среды обитания человека, хозяйственно освоив его и создав самобытную духовную и материальную культуру. Наследниками и носителями этой циркумполярной культуры являются ныне аборигены Арктики и Севера» [3].

Сельские школы в Республике Саха (Якутия) развиваются с учетом специфики быта, труда жителей, особенностей микросреды Севера, а также они в соответствии

с производственно-хозяйственной, социально-педагогической картой местности находят то индивидуальное направление, которое в данных условиях лучше решает ту или иную социальную, духовную, психологическую, мировоззренческую задачу в микросоциуме.

На основании концепции В.А. Роббека нами разработана программа социально-педагогической инициативы по созданию нового типа образовательного учреждения. Местом опытно-экспериментальной работы избран Томпонский наслег, базой - Тополинская средняя школа Республики Саха (Якутия). Одним из факторов культурной жизни народа является наличие литературного языка. Рождение литературной формы языка и ее дальнейшее совершенствование находится в прямой зависимости от роста культуры народа - носителя этого языка, наличия развитого устного народного творчества и его профессиональных творцов. Наличие литературного языка, с одной стороны, способствует развитию языка, ускоряет развитие массового образования всех видов литературы, науки, искусства и других видов культуры, а, с другой - некогда разрозненные роды и племена по всему северо-востоку страны объединяет в единую эвенскую народность, где бы представители ее ни проживали.

Во-первых, провели исследование обучения родного (эвенского) языка в Топо-линской общеобразовательной средней школе начиная с 1927 года. Мониторинг выявил ряд обстоятельств, которые повлияли на процесс языкового и культурного развития учащихся. Так, с 1942 по 1959 год в школе родной язык (эвенский) и якутский не преподавались. Только с 1995 года начинается системное углубленное изучение родного языка и культуры.

Основными результатами исследования экспериментальной работы стали:

• создание сетевого взаимодействия учреждений социокультурной сферы для возрождения родного (эвенского) языка: семья - детсад - школа - этнографический центр «Гарпана» (Солнечный луч);

• разработка учебного плана с углубленным изучением родного (эвенского) языка;

• разработка воспитателями детского сада «Олененок» (Голикова Е.Г., Петрова Н.П.) программы по развитию речи, словаря эвенского языка для родителей дошкольников, для учащихся начальных классов учителями (Голикова М.М., Копыри-на Т.К., Кейметинова А.Д.);

• введение новых предметов: «Уроки предков», «История томпонских эвенов», «Национальная культура народов Якутии», «Русская национальная культура»;

• апробирование и выпуск учебников: «Грамматика эвенского языка» (автор Кейметинова А.Д.), «Окружающий мир на эвенском языке» (Копырина Т.К.), пособие для учащихся 1 класса «Обучение эвенскому языку» (Копырина Т.К.), «Букварь» на эвенском языке (авторы Цинциус В.И., Копырина Т.К.), «Книга для чтения по эвенскому языку для 5-6 классов» (автор Кейметинова А.Д.), «Книга для чтения для 7-8 классов на эвенском языке (авторы Кейметинова А.Д., Кейметинов В.С.), «Книга для чтения 9 класса» (авторы Кейметинова А.Д., Кейметинов В.С.);

• оформление в виде диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Социально-педагогические основы совершенствования деятельности школ малочисленных народов Севера» директором школы З.С. Жирко-вой по результатам экспериментальной работы Тополинской средней школы и других школ малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) [ 2].

В данное время, исходя из образовательных запросов личности и семьи, потребностей и перспектив социально-культурного развития сельской местности Севера, а также социального формирования творческой, самостоятельной, саморазвивающейся личности, коллектив Тополинской средней школы реализует проект по теме: Сетевое взаимодействие опорной средней общеобразовательной школы и кочевой детсад-школы «Айлик», где учитываются родной язык, традиционный уклад быта, труда и хозяйствования оленеводов.

Таким образом, социально-педагогическими условиями совершенствования деятельности сельских школ Севера являются учет традиционного уклада быта, труда и хозяйствования народов Крайнего Севера, а также проектирование и программирование адекватного ему сети и видов общеобразовательных учреждений, целей, содержания и структуры образования, педагогических технологий в кооперировании образовательной системы с другими отраслями социальной и производственной сфер, в удовлетворении многообразных образовательных потребностей личности человека современного цивилизованного общества.

Литература

1. Бацын, В.К. Образовательное пространство России: единое или целостное? [Текст] / В.К. Бацын // Перемены. - 2002. - № 2. - С. 13-15.

2. Жиркова, З.С. Особенности разработки инновационной модели системы развития сельской школы Севера / З.С. Жиркова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 12(91). - С. 70-78.

3. Роббек, В.А. Циркумполярная культура: Памятники культуры народов Арктики и Севера (Материалы научно-практической конференции) / В.А. Роббек. - Якутск : Северовед, 2000. - 146 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.