Научная статья на тему 'Особенности разработки инновационной модели системы развития сельской школы севера'

Особенности разработки инновационной модели системы развития сельской школы севера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
53
Поделиться
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / СИСТЕМА / ИННОВАЦИЯ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ИНТЕГРАЦИЯ / КОЧЕВОЙ УКЛАД ЖИЗНИ / КОНСОЛИДАЦИЯ / МОДЕЛЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жиркова Зоя Семеновна

В статье рассматривается актуальная проблема, связанная с разработкой инновационных моделей системы развития сельских школ Севера. Представлены аспекты организации школьной сети, интеграции заинтересованных сторон, совершенствования системы образования. The relevant problem connected with working out of innovation models of the village schools development system in the North is considered in the article. Aspects of the school system organisation, integrations of the parties concerned in the education system improvement are presented.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жиркова Зоя Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Особенности разработки инновационной модели системы развития сельской школы севера»

З. С. Жиркова

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ СЕВЕРА

В статье рассматривается актуальная проблема, связанная с разработкой инновационных моделей системы развития сельских школ Севера. Представлены аспекты организации школьной сети, интеграции заинтересованных сторон, совершенствования системы образования.

Ключевые слова: проектирование, развитие, система, инновация, сетевое взаимодействие, сельская школа, интеграция, кочевой уклад жизни, консолидация, модель, образование, личность.

70

Z. Zhirkova

FEATURES OF WORKING OUT OF AN INNOVATION MODEL FOR THE NORTH VILLAGE SCHOOLS' DEVELOPMENT SYSTEM

The relevant problem connected with working out of innovation models of the village schools' development system in the North is considered in the article. Aspects of the school system organisation, integrations of the parties concerned in the education system improvement are presented.

Key words: projecting, development, system, innovation, network interaction, village school, integration, nomadic life, consolidation, model, education, person.

Под развитием в философии понимают направленное, необратимое и закономерное изменение. Развитие приводит к возникновению нового качества, т. е. к изменению состава и структуры данного объекта. Источником развития образовательной системы являются противоречия. Совокупность обозначившихся противоречий, обострившихся в связи с кардинальными социально-экономическими изменениями в обществе, вызвала научный интерес, актуализировала и интенсифицировала процесс рассмотрения проблем, связанных с разработкой инновационных моделей развития образовательных систем, осмысливания и проектирования концепций развития систем и новых моделей сельских школ.

В научной литературе существует множество определений такого ключевого понятия, как система. Для нашего исследования наиболее актуальными являются следующие взгляды ученых о том, что система:

• это комплекс элементов, находящихся во взаимодействии [3];

• это сеть взаимосвязанных элементов любого типа концепций, объектов, людей [2].

Существует другая трактовка этого понятия, где под системой понимается такая совокупность взаимодействующих элементов, которая имеет новые свойства, отличные от свойств ее составных частей. Главное в системе не сами элементы, а взаимосвязи между ними, их взаимодействие, отношение друг к другу. Взаимодействие компонентов системы обеспечивается управлением.

Современная наука под образовательными системами понимает совокупность педагогических и социокультурных составляющих, целенаправленное взаимодействие которых способствует развитию личности и социальных групп в соответствии с их собственными и общественными потребностями и возможностями. [6]

В своей работе В. Н. Никитенко определяет образовательные системы, во-первых, как системы, реализующие заказ общества в области образования, который трансформируется в цели образования. Во-вторых, как системы, открытые влиянию не только педагогов, но и более широкого социума, как регулируемого, так и не регулируемого педагогами. Далее подчеркивает, что именно в образовательных системах в широком смысле слова происходит образование личности, обретение личностью того или иного образа, соответствующего потребностям самой личности и общества.

На наш взгляд, разработку инновационных моделей надо начать с рассмотрения методологической основы системы образования, обращения к понятию «образование», под которым понимается целостный процесс развития личности, усвоение и принятие им нравственных норм, различной информации обычно характеризуется образованием и воспитанием. Эти понятия часто перекрываются. Под воспитанностью человека понимается процесс формирования личности, приводящий к усвоению навыков поведения в данном обществе и принятых в нем социальных норм. Под образованием понимаются про-

цесс и результат освоения личностью конкретных содержательных аспектов культуры. Обычно под образованием понимаются три аспекта. Первый - достояние личности, второй - процесс обретения личностью этого достояния, третий - социальный институт, помогающий гражданам приобрести это достояние [4]

Существует другая трактовка, где система характеризуется следующими признаками:

• целостность - возможность выделения ее отдельных компонентов. Образовательная система включает субъекты, содержание образования и педагогические средства;

• структура - в образовательной системе важно видеть не только отдельные компоненты системы, но и те связи и отношения, которые возникают между этими компонентами или разрушаются;

• интегративность - это значит, что каждый компонент системы обладает своими свойствами, но во взаимодействии они образуют новое свойство;

• связь с внешней средой.

Как известно, в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Они затрагивают все сферы нашей жизни, не могут обойти стороной науку и образование. Интеграцию можно рассматривать как равноправное взаимодействие, взаимоотношение, взаимосвязанность, системное соединение, процесс объединения усилий, общность образовательных целей. В каждой интерпретации понятия «интеграция» есть свой смысл. Различная характеристика этого понятия свидетельствует о сложности самого процесса интеграции. В настоящее время процессы интеграции в системе образования принимают широкий размах. В нашем понимании понятие «интеграция» означает процесс взаимодействия двух или несколько элементов для создания целостности.

Феномен интеграции в образовании имеет глубокие дидактические корни и вполне развитые исторические традиции:

• трудовая школа начала прошлого века -1920 гг.

• межпредметные связи - 1950-1980 гг.

• интегрированные курсы второй половины 1980-1990-х гг.

Для нашего исследования интересен феномен трудовой школы, где характерно стремление поставить ребенка в центр образования, превратить его в субъект интегра-тивных процессов. Ее одной из главных задач является «укрепление связи школы с жизнью.

В организационном плане интеграцию можно разделить на вертикальную и горизонтальную. Создание целостной системы образования на основе обеспечения преемственности и непрерывности образования мы рассматриваем как вертикальную интеграцию. Интеграция учебных заведений различных ступеней образования есть наиболее распространенное явление в сфере обеспечения непрерывности образования. Интеграция как процесс, ведущий к состоянию связанности отдельных дифференцированных частей и функции системы, организма в единое целое, является системообразующим фактором непрерывного образования в том случае, если этот процесс осуществляется не как механическое приращение элементов, а как действительно глубокое объединение, взаимопроникновение всех систем и процессов образования. Вместе с тем на практике мы имеем другой подход - горизонтальный в формировании интегративных образовательных систем.

Так, последователи С. Т. Щацкого предлагают создавать системы школ, которые интегрируют разновидную образовательную деятельность с разной степени охвата полезного времени обучающихся и ставят перед собой различные воспитательно-образовательные цели и задачи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Различные аспекты организации школьной сети освещены в работах многих исследователей, занимающихся вопросами организации системы образования. Рассматривая интегративные системы в образовании, мы придерживаемся точки зрения ученых о том, что основные способы соорганизации деятельности: социальный институт, среда как

элемент организационно-педагогической системы общеобразовательной школы, школа как элемент другого социального института, система, в которой школа и другие институты, сообщества оказываются равноправными партнерами, находятся во взаимосвязях сотрудничества.

Особенность разработки инновационных моделей сельских школ Севера отражена в работах А. М. Цирульникова. Он выделяет шесть типов подобного рода интегративных систем, и в основу типологии предложил тип социокультурной ситуации как комбинации двух основных параметров: культурно-исторической традиции (КИТ) и уровня развития современного социокультурного фона (СКФ), положил способ соорганизации деятельности общеобразовательной школы с другими социальными институтами и учреждениями. [1]

Предварительный анализ социокультурной ситуации в местах функционирования школ помогает не только диагностировать типичные ситуации, в которой находятся образовательные учреждения, но и разрабатывать и реализовывать наиболее целесообразные вариативные стратегии деятельности и модели их развития.

В современных социально-экономических условиях сельские образовательные учреждения могут развиваться только в условиях совместной деятельности, т. е. проектирования путей интеграции сельских школ.

Другой особенностью разработки инновационных моделей развития сельских школ может быть определение понятия проектирования. Проектирование можно исследовать как феномен, как процесс, как деятельность. Для каждого из этих аспектов необходима своя совокупность методологических подходов. В частности, проектирование системы непрерывной подготовки требует культурологического, аксиологического, личностного подходов. Проектирование как процесс исследуется с позиций системного, кибернетического, задачного, синергетического подходов. Наконец, проектирование как деятельность может быть изучено с точки зрения

деятельностного и технологического подходов. В рамках гуманистической парадигмы образования проектирование предстает как социокультурный процесс, как процесс создания искусственной питательной среды для развития. Проектирование - это творческая деятельность по конструированию образовательного пространства.

Сельская школа - особенная школа, поэтому и подход к ее реформированию, развитию должен быть особенным, учитывающим специфику природно-климатических, производственно-бытовых, социально-психологических условий данной местности.

Сельская школа - собирательное понятие, которым обозначаются различные по типам и видам деятельности, условиям функционирования общеобразовательные школы в сельской местности. Сельские школы разных регионов существенно различаются, но при всех региональных, социально-экономических и других различиях имеют место повторяющиеся признаки [5].

В системе общего образования Республики Саха (Якутия) 68,9% образовательных школ - малокомплектные или малочисленные, они удалены от районных центров, от столицы республики, территориально разобщены друг от друга и т. д.

Особое место в системе образования республики занимают школы малочисленных народов Севера в местах их компактного проживания. Малочисленные народы (около 21 тыс. человек, или 6,2% населения республики), проживают в 20 улусах, традиционными занятиями для них являются оленеводство, охота, рыболовство. Общее количество детей малочисленных народов Севера школьного возраста по республике составляет 5657 человек, из них детей оленеводов 1809, в том числе в 497 кочевых семьях 1230 детей школьного возраста и 579 детей дошкольного возраста. В целях удовлетворения образовательных потребностей народов Севера, укрепления семьи, сохранения и восстановления традиционного хозяйствования и уклада жизни коренных народов Министерство образования республики поддерживает раз-

витие мобильной формы школьной сети кочевых (общинных) школ в местах компактного проживания малочисленных народов Севера. Разработаны проекты Положений об общинной (стационарной) школе, об общинном детском саде, проект Положения о временной опекунской семье для детей оленеводов, обучающихся в базовой школе,

Республика Саха (Якутия) является одним из первых субъектов Российской Федерации, который активно включился в федеральную экспериментальную программу по модернизации структуры и содержания образования в духе современных требований. За эти годы накоплен определенный положительный опыт работы на основе инновационного движения в системе образовательных учреждений республики как экспериментальных площадок федерального и республиканского уровня.

Инновационное движение сельских школ республики по экспериментальным программам дает высокий потенциал творческого подъема учительства и педагогических коллективов, предоставляет широкие возможности для массового распространения всего передового и прогрессивного.

Так, в 1995 г. Тополинская общеобразовательная средняя школа Томпонского района Республики Саха (Якутия) получила статус республиканской экспериментальной площадки по теме: «Социально-педагогические условия совершенствования углубленного изучения родного языка».

Тополинская средняя общеобразовательная школа является единственным образовательным учреждением на территории 8700 кв. км Томпонского сельского наслега, где компактно проживают малочисленные народы - эвены, которые ведут кочевой образ жизни. Экспериментальная работа была направлена на решение социально-педагогических, организационно-педагогических и методических проблем в комплексе.

Основными результатами исследования экспериментальной работы стали:

• создание сетевого взаимодействия учреждений социокультурной сферы для воз-

рождения родного (эвенского) языка: семья -детсад - школа - этнографический центр «Гарпана» (Солнечный луч);

• разработка учебного плана с углубленным изучением родного (эвенского) языка;

• разработка воспитателями детского сада «Олененок» Е. Г. Голиковой, Н. П. Петровой программы по развитию речи, а также словарей эвенского языка для родителей дошкольников, для учащихся начальных классов учителями М. М. Голиковой, Т. К. Копы-риной, А. Д. Кейметинова;

• введение новых предметов: «Уроки предков», «История томпонских эвенов», «Национальная культура народов Якутии», «Русская национальная культура».

• апробирование и выпуск учебников: «Грамматика эвенского языка» (А. Д. Кейме-тинова), «Окружающий мир на эвенском языке» (Т. К. Копырина), пособие для учащихся 1 класса «Обучение эвенскому языку» (Т. К. Копырина), «Букварь» на эвенском языке (В. И. Цинциус, Т. К. Копырина), «Книга для чтения по эвенскому языку для 5-6 классов» (А. Д. Кейметинова), «Книга для чтения для 7-8 классов на эвенском языке (А. Д. Кей-метинова, В. С. Кейметинов), «Книга для чтения 9 класса» (А. Д. Кейметинова, В. С. Кей-метинов);

• оформление в виде диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Социально-педагогические основы совершенствования деятельности школ малочисленных народов Севера» директором школы З. С. Жирковой по результатам экспериментальной работы Топо-линской средней школы и других северных школ Республики Саха (Якутия).

Коллектив Тополинской средней школы отслеживает динамику изменений и то, как эксперимент влияет на родителей, учителей и учащихся. На основании глубокого самоанализа, итогов анкетирования учителей, учащихся и родителей коллектив школы приступил к следующему этапу опытно-экспериментальной работы.

Исходя из образовательных запросов личности и семьи, потребностей и перспек-

тив социально-культурного развития сельской местности Севера, а также социального формирования творческой, самостоятельной, саморазвивающейся личности, коллектив То-полинской средней школы реализует проект по теме: Сетевое взаимодействие опорной средней общеобразовательной школы и кочевой сад - школы «Айлик» («Совершенство»), где учитывается традиционный уклад быта, труда и хозяйствования.

Идеей проекта является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося, использование в учебно-воспитательной работе прогрессивных традиций и обычаев северных народностей, установление тесной связи обучения детей коренной национальности с традиционными промыслами и современным производством в соответствии с социально-экономическими условиями.

Кроме того, необходимо учитывать, что совершенствование системы образования малочисленных народов требует консолидации всех заинтересованных сторон:

• для семьи - это совместное проживание родителей и детей, обучение и воспитание детей в традиционной среде;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• для общины - сохранение и приумножение оленне-охотничьей культуры, улучшение качества социальной жизни оленеводов;

• для государства - обеспечение конституционных прав детей на доступность качественного образования, реализация международных обязательств по сохранению и развитию языкового и культурного разнообразия.

Гипотеза эксперимента заключается в том, что оптимальное функционирование сетевого взаимодействия опорной школы и кочевой детсад - школы «Айлик» может быть достигнуто, если будут обеспечены: соответствие типа школы производственному, хозяйственному, традиционному укладу жизни малочисленных народов; адекватность структуры учебного года, режима деятельности школы своеобразию природных условий и связанной с ним хозяйственной деятельности родителей; организация педагогического процесса для формирования личности гражданина со-

временного цивилизованного общества с учетом этнической психологии и положительных традиций воспитания народов Севера; обогащение учебных программ и содержания учебно-воспитательной работы региональным материалом, содержащим философию, материальную и духовную культуру аборигенных народов Севера; овладение родным языком и культурой.

Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи эксперимента:

• определить рациональные для северных этносов, ведущих кочевой традиционный уклад жизни, специфические социально-педагогические условия совершенствования деятельности школы;

• определить содержание образования и воспитания в условиях традиционного уклада жизни и семьи, сохранения преемственности поколений;

• разработать модель сетевого взаимодействия опорной средней общеобразовательной школы и кочевой сад - школы «Айлик» как открытую социальную систему с адаптированной, личностно ориентированной моделью обучения и воспитания, отличающейся гибкостью и отвечающей быстро меняющимся социальным и педагогическим условиям;

• разработать методические рекомендации по развитию речи, проекты социализации и воспитания обучающихся, образовательные программы, учебно-методические комплекты для кочевых школ.

Ожидаемые результаты эксперимента:

Педагогические:

а) воспитание подрастающего поколения, обладающего духовными ценностями и преемственностью традиций, обычаев и культуры, восстановление естественно-биологических связей в воспитании родительских чувств и самоценности жизни подрастающего поколения;

б) воспитание гармонично развитой саморазвивающейся, творческой личности, которая преобразует условия самой жизни, создает материальные и духовные ценности, отвечающие качеству жизни.

Исследовательские:

а) создание и апробирование методик и технологии обучения, индивидуальные образовательные маршруты обучающихся адекватных для кочевых школ;

б) разработка образовательных программ, электронных учебников, учебно-методических комплектов для кочевых школ.

Предварительное теоретическое исследование привело нас пониманию сетевого взаимодействия как:

• системы связей, позволяющих разрабатывать инновационные модели в системе образования, при котором происходит не только распространение инновационных разработок, но и процесс диалога между сетевыми школами;

• способа деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов. Эти ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия.

Представленная нами модель сетевого взаимодействия опорной Тополинской средней общеобразовательной школы и кочевой детсад - школы «Айлик», по нашему мнению, позволит эффективно перестроить образовательную сеть и дать детям качественное образование.

Cело Тополиное расположено в северной части Томпонского района Республики Саха (Якутия). Расстояние от районного центра наземным путем - 294 км, от города Якутска - 750 км.

В соответствии природно-климатическими и исторически сложившимися кочевым укладом жизни местного населения основной отраслью хозяйствования является оленеводство, которым занимается сельскохозяйственный производственный комплекс «Фактория "Томпо"». СПК (Ф) «Томпо» по численности работников и наличию оленей, которые сосредоточены в 14 оленеводческих стадах, является самым крупным стабильно функционирующим хозяйством.

Оленеводческие стада распределены по 3 крупным участкам (Бараи, Адычи и Сунта-ры). Хозяйство занимает ^ часть Томпонско-

го района. На севере граничит с Верхоянским, на востоке с Кобяйским, Оймяконским районами, которые тоже занимаются оленеводством. Общая земельная площадь, закрепленная за хозяйством, по состоянию на 01.01.2006 г. составила 3037568 га, в том числе оленьих пастбищ 2826617 га.

Коллектив школы изучил расположение и маршруты кочевья оленеводческих стад в весеннее и осеннее время и пришел к выводу, что

• на участке Бараи сближаются 4 оленьих стада, где вместе с родителями кочуют

4 дошкольника и 9 учащихся,

• на участке Адыча - 4 оленьих стада: 3 дошкольника и 7 учащихся;

• на участке Сунтары - 5 оленьих стад:

5 дошкольников и 29 учащихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо отметить обширность территории, бездорожье, что между участками расстояние исчисляется тысячами километров, к участкам Бараи и Адыча дороги нет, в этом вопросе в лучших условиях находится участок Сунтары.

На модели видно, что при организации сетевого взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия расширяется, так, например, в близлежащих районах (Верхоянском, Кобяйском, Оймя-конском) живут эвены, занимаются оленеводством и ведут кочевой образ жизни, а следовательно, результаты работы ожидаются более продуктивные и качественные, чем сегодня.

Основным направлением эксперимента будет разработка механизма реализации сетевого взаимодействия:

• углубление и активизация знаний родного языка и культуры в образовательном пространстве;

• создание системы индивидуализации процесса обучения и воспитания, профильного образования по профессиям, необходимым для поддержания традиционного уклада и хозяйствования - оленеводства;

• внедрение эффективных педагогических и информационных технологий;

• реализация образовательного социального партнерства (взаимодействие с опорной

школой, в перспективе со школами Кобяй-ского, Верхоянского, Оймяконского районов, граничащих с маршрутами участков: Бараи, Адычи, Сунтары);

• реализация идеи общественно-государственного управления школой (создание управляющего совета и общественной экспертизы качества образования).

Таким образом, в условиях образовательной сети формируются общесетевые ресурсы, непрерывный обмен информацией и опытом, которые эффективно перестроят образовательную сеть и повысят качество образования, изучаются социально-педагогиче-

ские условия совершенствования деятельности сельских школ Севера, заключающиеся в учете традиционного уклада быта, труда и хозяйствования народов Крайнего Севера, в проектировании и программировании адекватны ему сети и видов общеобразовательных учреждений, целей, содержания и структуры образования, педагогических технологий, в кооперировании образовательной системы с другими отраслями социальной и производственной сфер, в удовлетворении многообразных образовательных потребностей личности человека современного цивилизованного общества.

Модель

сетевого взаимодействия опорной средней общеобразовательной и кочевой детсад - школы «Айлик»

Кобяйский район

Верхоянский район

Оймяконский район

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверкин В. Н, Цирульников А. М. Управление вариативными образовательными системами. Великий Новгород: НРцРо, 1999. 120 с.

2. Акофф Р. А. Планирование в больших системах. М., 1964.

3. Берталанфи Л. Общая теория систем - критический обзор // Исследования по общей теории систем / Под ред. В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. М., 1969.

ПЕДАГОГИКА

4. Булавенко О. А. Проектирование подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования: Монография. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 304 с.

5. Горохова Е. М. Воспитание у учащихся творческого отношения к труду // Народное образование Якутии. 1998. № 4. С. 99-101.

6. Никитенко В. Н. Основы управления образовательными системами: Учеб. пособие для студентов учреждений профессионального педагогического образования. Биробиджан: БГПИ, 2000. 180 с.