Научная статья на тему 'Проектирование системы профессиональных проб для школьников'

Проектирование системы профессиональных проб для школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2346
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ / VOCATIONAL SELF-DETERMINATION / VOCATION TRIALS / INNOVATIVE FORMS OF VOCATIONAL GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусов Андрей Александрович, Некрасова Галина Николаевна

Ранний выбор профессии выпускником школы во многом определяет его профессиональный рост и социальную успешность в будущем. От того, насколько правильно молодым человеком будет сделан профессиональный выбор, зависит его последующая профессиональная мобильность. Правильное профессиональное определение является важнейшим условием успешного вхождения молодого человека в трудовую деятельность, а также актуальной государственной задачей по формированию конкурентоспособного профессионала. Ведущая роль в профессиональной социализации старшеклассников принадлежит педагогам, которые в своей работе для достижения профориентационных целей могут использовать различные формы профориентации, в том числе и инновационные. Сегодня проведение профориентационной работы в школе инновационными методами приобретает новое значение и является актуальной педагогической задачей. Одна из таких инновационных форм профориентационной работы в настоящее время – это профессиональные пробы. В ходе профессиональных проб школьники знакомятся с профессиональными задачами, характерными для определенной профессии, осваивают элементы конкретного вида трудовой деятельности. Таким образом, у школьника появляется реальный, практический опыт «погружения» в профессию, что позволяет ему сделать более осознанный выбор в пользу той или иной профессии. Целью статьи является описание методики проектирования профессиональных проб, а также представление результатов опытно-экспериментальной работы, полученной на примере проведения конкретной профессиональной пробы «профессия – фотохудожник». В данном исследовании используются научные методы: монографический анализ, моделирование педагогических процессов, анкетирование участников и анализ результатов проведения профессиональной пробы. Авторами статьи проведен монографический анализ, в ходе которого уточнено понятие «профессиональная проба» и показаны различные точки зрения на толкование термина. Представлен анализ реализации профессиональных проб. Изложен авторский подход к разработке и реализации на примере профессиональной пробы «профессия – фотохудожник». Результаты исследования наглядно продемонстрировали, что профессиональные пробы помогают школьникам сделать более осознанный выбор в пользу той или иной профессии, если они основываются при этом на личном пережитом опыте, пробе себя в этой профессии. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений о педагогическом проектировании профессиональных проб, этапах и условиях. Практическая значимость заключается в детальной методической разработке педагогической технологии «профессиональные пробы», что позволяет использовать ее учителям технологии, социальным педагогам в качестве инновационной формы профориентации. Также предложенная методика может использоваться в профориентационной вузовской практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование системы профессиональных проб для школьников»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 181075 2018, № 10 (октябрь) УДК 37.047

Проектирование системы профессиональных проб

для школьников

Белоусов Андрей Александрович1

Вятский государственный университет, Киров, Россия Andreibelousov1992@bk.ru

Некрасова Галина Николаевна2

Вятский государственный университет, Киров, Россия daw@mediaedu.ru

Аннотация. Ранний выбор профессии выпускником школы во многом определяет его профессиональный рост и социальную успешность в будущем. От того, насколько правильно молодым человеком будет сделан профессиональный выбор, зависит его последующая профессиональная мобильность. Правильное профессиональное определение является важнейшим условием успешного вхождения молодого человека в трудовую деятельность, а также актуальной государственной задачей по формированию конкурентоспособного профессионала. Ведущая роль в профессиональной социализации старшеклассников принадлежит педагогам, которые в своей работе для достижения профориентационных целей могут использовать различные формы профориентации, в том числе и инновационные. Сегодня проведение профо-риентационной работы в школе инновационными методами приобретает новое значение и является актуальной педагогической задачей. Одна из таких инновационных форм профориентационной работы в настоящее время - это профессиональные пробы. В ходе профессиональных проб школьники знакомятся с профессиональными задачами, характерными для определенной профессии, осваивают элементы конкретного вида трудовой деятельности. Таким образом, у школьника появляется реальный, практический опыт «погружения» в профессию, что позволяет ему сделать более осознанный выбор в пользу той или иной профессии. Целью статьи является описание методики проектирования профессиональных проб, а также представление результатов опытно-экспериментальной работы, полученной на примере проведения конкретной профессиональной пробы «профессия - фотохудожник». В данном исследовании используются научные методы: монографический анализ, моделирование педагогических процессов, анкетирование участников и анализ результатов проведения профессиональной пробы. Авторами статьи проведен монографический анализ, в ходе которого уточнено понятие «профессиональная проба» и показаны различные точки зрения на толкование термина. Представлен анализ реализации профессиональных проб. Изложен авторский подход к разработке и реализации на примере профессиональной пробы «профессия - фотохудожник». Результаты исследования наглядно продемонстрировали, что профессиональные пробы помогают школьникам сделать более осознанный выбор в пользу той или иной профессии, если они основываются при этом на личном пережитом опыте, пробе себя в этой профессии. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений о педагогическом проектировании профессиональных проб, этапах и условиях. Практическая значимость заключается в детальной методической разработке педагогической технологии «профессиональные пробы», что позволяет использовать ее учителям технологии, социальным педагогам в качестве инновационной формы профориентации. Также предложенная методика может использоваться в профориентационной вузовской практике.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональные пробы, инновационные формы профориентации.

Поступила в редакцию Received 09.08.2018 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.09.2018

Принята к публикации Accepted for publication 20.09.2018 Опубликована Published 30.10.2018

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Белоусов Андрей Александрович, аспирант ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия

2 Некрасова Галина Николаевна, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия

Введение

В настоящее время проблема осознанного выбора будущей профессии школьниками приобретает особую актуальность. Так, осознание значимости профориентации на государственном уровне проявляется в вице законодательных актов и рекомендаций. В частности, в майских указах 2018 года президента РФ В. В. Путина задачи в сфере образования, в частности в профориентационной работе, обозначены следующим образом: необходимо сформировать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, направленную на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся [1].

В российском законодательстве об образовании также значительное внимание уделяется вопросам профессиональной ориентации. Так, в статье 66 ФЗ «Об образовании в Российской федерации» отмечено, что среднее общее образование направлено на «формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образование, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» [2].

Актуальность проведения профориентационной работы оценивается и в региональных образовательных системах. Так, в Министерстве образования Кировской области, в итоговом отчете о деятельности министерства за 2016 год подчеркивается, что в области недостаточно развита эффективная система профессиональной ориентации [3].

Монографический анализ педагогических исследований в этой области позволяет констатировать, что сегодня необходимо использовать инновационные формы в профориентационной работе со школьниками, поскольку изменились сами школьники. Так, А. Э. Карпушов в статье «Профориентации в России: вызовы нового времени» приходит к выводу о необходимости формирования новой методологии про-фориентационной работы в России. Автор обращает внимание, что вызовом, стоящим перед специалистами в профориентационной работе, становится «новый ребёнок». Сегодняшние дети кардинально отличаются от сверстников из девяностых годов и нулевых. Эти обстоятельства должны существенно повлиять на организацию профориентационной работы в школе с учетом специфики ФГОС. Новые стандарты предполагают введение профильного обучения на старшей ступени школы. Данная модель приведет к тому, что учащиеся в 9-м классе должны будут выбрать свою будущую профессиональную образовательную траекторию. В 10-11-х классах ученики будут изучать предметы на профильном, базовом и интегрированном уровнях. В связи с этим важно организовать профориентационное сопровождение детей, провести мероприятия, которые позволили бы ребенку и его родителям сделать осмысленный выбор своей будущей образовательной траектории [4].

В современном стандарте школы (ФГОС среднего (полного) общего образования, приказ № 413 Минобрнауки России от 17 мая 2012 года) одна из характеристик выпускника основной школы заключается в том, что он должен быть подготовленным к осознанному выбору профессии, понимать значение и нравственные основы профессиональной деятельности для человека и общества [5]. Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Алексей Благинин подчеркивает, что школьная программа по профориентации должна быть построена таким образом, чтобы ученик смог попробовать себя в различных ипостасях и разных областях знаний [6].

Таким образом, сегодня задача по разработке новой системы профориентационной работы среди школьников является актуальной и значимой на всех уровнях понимания проблемы.

Профессиональные пробы - одна из новых, инновационных форм профориентации школьников, которая отличается от традиционных, широко распространенных форм (тестирование, беседы и т. д.) тем, что у школьника появляется реальный, практический опыт «погружения» в профессию, что позволяет ему сделать более сознательный выбор в пользу той или иной профессиональной деятельности. Такие профессиональные пробы помогают школьникам более точно и осознанно сформировать свои профессиональные интересы, лучше понять, подходит ли им та или иная деятельность. Кроме того, участие в профессиональных пробах вызывает больший интерес у школьников за счет интерактивности, чем другие методы профориентаци-онной работы (тестирование, беседы), что также способствует более активному включению старшеклассников в процесс профессионального познания. Развитие этой новой педагогической технологии имеет значительный педагогический потенциал и перспективы использования в работе со школьниками.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Ввел термин «профессиональные пробы» японский ученый и ректор университета Асия С. Фукуяма в 70-х годах XX века. В честь него названа система профориентации: F-тест. Согласно этой системы школьники должны как можно раньше «пробовать себя» в разных профессиях, чтобы к окончанию школы ясно представлять, кем хотят стать в будущем [7, 8].

Классические отечественные исследования в профориентации представлены работами таких авторов, как Е. А. Климов [9], Е. Ф. Зеер [10], Е. Ю. Пряжникова [11] и другие.

Ведущим учёным в этой научной области применительно к технологической подготовке школьников можно считать С. Н. Чистякову, доктора педагогических наук, академика РАО. В частности, можно выделить её работу «Профессиональные пробы. Технология и методика проведения» [12]. В этом пособии рассматривается важность профессиональных проб как комплексной процедуры, с помощью которой можно решать проблему диагностики, формирования и развития личности школьников. Особое внимание уделено технологии моделирования будущей профессии в ходе выполнения различных профессиональных проб.

В научной работе И. Н. Рябцевой «Профессиональные пробы как средство предпро-фильной подготовки школьников в отечественном опыте и зарубежном опыте» подробно описана история возникновения профессиональных проб, которая имеет длительный путь развития [13]. Описан путь развития профессиональных проб от «трудовых проб» В. Н. Татищева в начале XVIII века до разработки профориентационного курса «Твоя профессиональная карьера» С. Н. Чистяковой. Также представлены попытки проведения профессиональных проб на Западе. Автор делает вывод, что в педагогической науке накоплен определенный опыт реализации профессиональных проб.

Рассмотрим, как изучались и внедрялись профессиональные пробы в систему школьной профориентации в отечественной педагогике.

В области практического применения рассматриваемой педагогической технологии авторы М. И. Шилова и Н. В. Кашапова в своей работе «Влияние профессиональных проб на выбор старшеклассниками сферы трудовой деятельности» приводят опыт организации проб на базе межшкольного комбината № 4 г. Красноярска. Авторы делают вывод, что старшеклассники, которые прошли профессиональные

пробы, являются более подготовленными к выбору будущей профессии. Благодаря этому профессиональный выбор им будет сделать легче, он будет более осознанным и осмысленным [14]. Г. Н. Попов и Л. М. Копейкина в своей статье делятся авторской программой профессиональных проб «Педагог», которая используется в работе педагогического класса ДПО «Научно-методический центр» Ленинск-Кузнецкого городского округа Кемеровской области. Авторы отмечают, что задания профессиональных проб позволяют школьникам познакомиться с основными характеристиками профессии «педагог», формируют у них качества будущего учителя [15].

Заслуживает внимания работа С. В. Коновой «Реализация социально-профессиональных проб средствами туристско-краеведческой деятельности». Вводится интегратив-ное понятие «социально-профессиональные пробы», так как выбор профессии следует рассматривать не только с учетом специфический свойств профессии, но и в связи с ориентацией личности на социальную группу, на определенное социальное положение [16].

В завершении анализа отечественного педагогического опыта можно выделить работу В. И. Юдина, который в своей статье приводит опыт организации профессиональных проб СОШ № 3 г. Самары. Автор отмечает, что участие в пробах позволяет существенно повысить ценность предметных знаний как ресурса решения задач реальной практической деятельности [17].

Обратимся к зарубежному опыту использования инновационных форм в про-фориентационной работе со школьниками.

Представляет интерес статья «Саморегулируемое и технологическое обучение: европейская перспектива», авторами которой являются Тон Муш, Карл Стеффенс, Маурен Сноу Эндреад. Ученые описывают использование ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) в системе обучения, а также то, как они помогают в саморегулировании школьников. Делается вывод о том, что с помощью ИКТ можно улучить саморегуляцию обучения, стимулировать образовательные процессы и результаты, что также приведет к осознанному выбору профессии [18]. Собственно, можно констатировать, что сегодня средства ИКТ активно используются и в российской образовательной системе, чаще всего для тестирования личностной предрасположенности к тому или иному виду деятельности, определения склонностей, выявления интересов. Официальные сайты образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования имеют специальные информационные ресурсы для профориентационной работы со школьниками. Создаются специальные ресурсы в виде атласа профессий, сайты с рассказами о профессиях, веб-квесты.

Еще одна статья называется «Карьерная воронка. Как элитные студенты учатся определять и желать "престижных" работ», ее авторы -Эми Джейн Биндер, Даниэль Б. Дэвис, Ник Блум. Цель статьи - показать влияние представлений о «престижности» профессии на профессиональное самоопределение школьников и формирование такой системы престижа ведущими университетами страны [19].

Среди зарубежных исследований можно выделить работу «Учебно-профессиональное вмешательство посредством программы профориентации на жизнь в финских общеобразовательных школах», которую написал Калерво Фриберг. В ней автор рассматривает опыт финских школ, вопросы самоопределения, внутренней и внешней мотивации на выбор профессии и трудовой деятельности [20].

Изучая зарубежный опыт, стоит обратить внимание на опыт Канады, где создана многоуровневая система содействия в профессиональном самоопределении учащихся, активно использующая инновационные принципы. В статье Дж. Дехаас "Students like diploma-degree option at Guelph-Humber" можно узнать об особых уро-

ках для школьников в Канаде, имеющих название «планирование карьеры». На занятиях детей учат, как правильно составлять портфолио, вести себя на собеседовании, учат правильно пользоваться сайтами заинтересовавших колледжей [21]. Заметим, что такие средства профориентационной работы тоже считаются традиционными для российской школы.

В ходе монографического анализа и по результатам изучения отечественного и зарубежного опыта профориентационной работы выяснилось, что в настоящий момент накоплен достаточный материал для дальнейшего развития научно-педагогической темы по использованию различных средств в профориентационной социализации. Вместе с тем изучение опыта позволило выявить некоторые ограничения и проблемы в применении профессиональных проб. Прежде всего, профессиональные пробы в основном предназначены для школьников старшего подросткового возраста - 8-9-х классов, о ранней профессионализации с их помощью речи не идет. Кроме того, осуществление большинства проб требует определенных материально-технических условий и специальной подготовленности кадров, что, в свою очередь, задерживает использование этой формы в широкой практике. Чаще всего проведение профессиональных проб происходит во внеурочной деятельности учащихся, а их образовательно-воспитательный потенциал для профессиональной ориентации в рамках школьных предметных областей не выявлен и в настоящее время является предметом отдельных научно-методических исследований. В итоге можно сделать вывод, что тема проектирования профессиональных проб еще не так широко изучена, следовательно, требует научно-методического обоснования и разработки.

Методологическая база исследования

В настоящее время существуют разные точки зрения на проектирование системы профессиональных проб. Мы представим модели проектирования профессиональных проб от ведущих ученых, занимающихся данной проблемой: С. Н. Чистяковой, И. С. Сергеева и Г. Н. Некрасовой.

По С. Н. Чистяковой, профессиональная проба - это профессиональное испытание. В ходе него моделируются элементы какой-либо профессии. Благодаря профессиональным пробам школьники получают на практике необходимые знания о видах профессиональной деятельности. Ученый выделяет также вводно-ознакомительный, подготовительный и исполнительский этапы в содержании профессиональных проб. В ходе этих этапов школьники определяют свои интересы и увлечения, отношение к профессиям, получают теоретические знания об интересующих их отраслях, посещают выставки и экскурсии. Наконец, выполняют комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих конкретные ситуация и действия в той или иной профессии. Итогом профессиональных проб является получение школьниками законченного продукта или оценки за выполнение практического задания [22].

Профессиональная проба, по И. С. Сергееву, - это испытание себя в профессии. Автор считает, что профессиональная проба должна служить для того, чтобы школьник увидел в профессии ее достоинства, а в себе - предрасположенность к этой профессии или отрицание. Ученый выделяет условия, способствующие эффективности профессиональных проб. Среди них можно выделить разработку контрольной системы критериев и показателей оценки эффективности пробы, учет возрастных особенностей, отбор проб из числа предложенных, обеспечение организационной, управленческой, материальной и технической составляющих. Кроме того, автор обращает внимание, что профессиональная проба конкретной профессии должна включать в себя анализ востребованности этой профессии в своем регионе [23].

Научно-методической разработкой этой темы занимается Г. Н. Некрасова, ее труды посвящены научному обоснованию условий проектирования системы профессиональных проб. Учёный отмечает, что разработка системы проб должна включать в себя ряд обязательный этапов: 1. Социальный анализ профессии: востребованность и перспективность развития в отдельном регионе, соотнесение настоящего с будущим перспективным развитием профессии (место в современных технологиях, формирование профессиональных навыков). 2. Профессиографический анализ конкретной профессии: выделение профессиональных задач, их разложение на конкретные действия, которые в дальнейшем станут содержательной и деятельностной основой для проведения профессиональных проб. 3. Разработка профессиональной пробы, описание методических условий ее реализации. В статье Г. Н. Некрасовой, Л. В. Мо-риловой, В. А. Крысовой, М. В. Казаковцевой «Профориентационный проект "Выбираю профессию: мои профессиональные пробы в вузе"» представлена схема проектирования профессиональных проб и описан опыт реализации [24].

Взяв за научно-методическую основу представленные выше материалы, мы разработали профессиональную пробу по погружению и демонстрации школьникам профессиональных действий фотохудожника. Своей работой мы развиваем методику разработки и применения профессиональных проб, ориентируясь на систему дополнительного образования школьников. Проектирование выполнялось в такой последовательности:

- выбор организационной формы учебной деятельности школьников;

- профессиографический анализ профессии «фотохудожник»;

- выявление профессиональных задач и конкретных действий данной профессии;

- разработка теоретической части и заданий для практической деятельности участников;

- поиск и привлечение успешного представителя профессии;

- определение участников, оптимального места и времени проведения профессиональных проб.

Раскроем подробнее суть проектирования на каждом из перечисленных этапов. Существуют разные организационные формы проведения профессионального обучения: лекция, обсуждение, тренинг, мастер-класс и т. д. Среди наиболее предпочтительных методических форм для проведения профессиональной пробы, на наш взгляд, является мастер-класс. Мастер-класс (по М. М. Поташник) - это ярко выраженная форма ученичества у Мастера, передача Мастером ученикам опыта, мастерства и искусства, чаще всего путём прямого комментированного показа приёма работ [25]. Мы хотим обратить внимание на следующие преимущества мастер-класса как формы обучения: передача практического опыта в реальном времени, практико-ориентиро-ванность; интерактивная подача и активность участников, небольшие затраты в проведении и организации [26]. Таким образом, мы выбрали мастер-класс как оптимальную форму организации деятельности школьников.

Рассмотрим характеристику профессии «фотохудожник». Общая характеристика: выполняет художественную фотосъемку и фотосъемку для документов, выставляет и отлаживает осветительное оборудование в съемочном павильоне, готовит фотокамеру к работе, подбирает реквизит для студийной тематической съемки, работает с клиентом (поправляет позу, создает эмоциональный настрой). Должен знать: основы фотографии и фотооптики, виды, назначение и устройство фотоаппаратуры

и электрической осветительной аппаратуры. Должен уметь: выставлять необходимое для фотосъемки освещение, регулировать аппаратуру, производить фотосъемку, обладать навыками корректного делового общения [27].

Реализация профессиональной пробы «фотохудожник» представлена в виде трех этапов: теоретической и практической частей, рефлексии. Профессиональная задача - знакомство с основами фотографирования - реализуется в ходе теоретического этапа и включает в себя рассмотрение следующих тем: как правильно скомпоновать кадр; выбор правильной точки и места съемки; на каком фоне лучше фотографировать; правила подготовки и проведения фотосессии; секреты позирования. В ходе теоретического этапа также планируется познакомить школьников с электронным ресурсом «Атлас новых профессий» [28], чтобы они могли выяснить, будет ли востребована эта профессия в будущем. Практический этап включает в себя мастер-класс по чёрно-белой фотографии. Конкретный результат деятельности - собственноручно напечатанная черно-белая фотография. В ходе рефлексии участники профессиональной пробы через анкетирование выражают свои мысли и эмоции после проведения профессиональной пробы. Анализ этой информации позволяет сделать вывод об успешности профессиональной пробы, результативности участников, выявить их отношение к профессии, уровень мотивации и интереса к получению профессии «фотохудожник».

Рассмотрим организационную часть проведения профессиональной пробы «фотохудожник». Организационная часть также описана в предыдущей работе одного из авторов данной статьи [29]. Организаторами профессиональной пробы являются кафедра технологии и методики преподавания технологии ВятГу, ДДТ «Вдохновение», музейно-выставочный центр «На Спасской». Ведущий мастер-класса - фотограф Александр Воробьев, член Союза фотохудожников России, имеет более чем 20-летний профессиональный опыт.

Участники профессиональной пробы - девочки из детского летнего профильного лагеря «Летняя школа для девочек». Данная категория была выбрана не случайно: дети уже пробуют себя в профессии, делают конкретные профессиональные шаги, так или иначе связанные с творческими видами деятельности. Так, в рамках лагеря девочки посетили швейное предприятие «АртЛён», встретились с художницей - членом ВТОО «Союз художников России» Татьяной Мамоновой, а итоговым занятием стал открытый показ мод «Все дело в шляпе», где воспитанники продемонстрировали первоначальные профессиональные навыки. А поскольку для участия в показе необходимо научиться правильно позировать, знать правила подготовки и проведения фотосессии, знать основы композиции и кадра, то была разработана данная профессиональная проба.

Эксперимент был проведен 7 июня 2018 года на базе музейно-выставочного центра «На Спасской». Здесь были созданы все условия для проведения мастер-класса: была подготовлена зона фотолаборатории, оснащенная всеми необходимыми приборами и инструментами (фотоувеличитель, химические растворы, фотоаппарат, пленка и т. д.), зона для проведения теоретической части (конференц-зал с креслами, экраном и проектором) и зона для проведения мастер-класса (столы и стулья). Следует отметить, что данная площадка стала еще одним дополнительном местом в Кировской области, где проходят профессиональные пробы. Кроме этого профессиональные пробы проходят также в академии «Эврикум», реализуются в ходе проекта

«Завтра - это ты», организуются кафедрой технологии и методики преподавания технологии ВятГу и ЦДТ «Вдохновение» [30]. В рамках дальнейшего проведения профессиональных проб планируется тесное сотрудничество с данными организациями.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующие предположение: профессиональная проба «профессия - фотохудожник» помогает выявить и усилить интерес к данной профессии; благодаря пережитому опыту и рефлексии позволяет определить желание или отказ заниматься этим делом в будущем.

Базовым эмпирическим методом является формализованное анкетирование для участников. Анкета включает в себя девять вопросов: два с оценочной шкалой; четыре закрытых; один полузакрытый и два открытых.

При анализе мы условно выделили блок по удовлетворенности мастер-классом, куда вошел вопрос: «Отметь в таблице, в какой степени ты удовлетворен мастер-классом, используя следующую шкалу: 0 - не удовлетворен; 1 - частично удовлетворен; 2 - в основном удовлетворен; 3 - полностью удовлетворен». Показатели для оценки: содержательность мастер-класса; наличие новой информации; работа ведущего; место проведения.

Также выделили вопрос, связанный с оценкой своего участия в мастер-классе: «Оцени свое участие в мастер-классе по ряду показателей, используя следующую шкалу: 0 - очень низкий; 1 - ниже среднего; 2 - средний уровень; 3 - высокий уровень. Показатели для оценки: твоя активность; твоя заинтересованность; польза предложенного материала тебе для будущего; связь с твоими увлечениями; твое настроение при участии в мастер-классе; удовлетворенность полученным результатом».

К третьему блоку вопросов мы отнесли вопросы, касающиеся интереса к фотографии и желания заниматься ею в дальнейшем, сюда вошли такие вопросы:

«Интересовался ли ты фотографией до посещения мастер-класса?»

«Повлияло ли посещение мастер-класса на твой интерес к фотографии? Если да, то как?»

«Хотел бы более серьезно заниматься фотографией?»

«Хотел бы связать с этим искусством свою будущую профессию?»

«Почему?»

В качестве экспертного мнения об эффективности мастер-класса было взято мнение двух педагогов школы, которые наблюдали за процессом проведения профессиональной пробы со стороны. Оно было отражено в оценке (от 0 до 3) следующих показателей:

- содержательность мастер-класса;

- сведения и методика проведения;

- возможность применения полученных знаний на практике;

- знакомство с профессией;

- актуальность материала;

- работа ведущего мастер-класса;

- место проведения;

- степень вовлеченности участников в активные действия.

Основными методами анализа полученной количественной информации являются методы графического представления данных (гистограммы). Анализ количественной информации, полученной в ходе анкетирования, предполагал составление и обработку единой базы данных в программе Microsoft Office Excel.

Результаты исследования

Рассмотрим данные по удовлетворенности участников мастер-классом. Для удобства представим их в виде гистограммы (рис. 1).

%

100 80 60 40 20 0

Удовлетворенность участников мастер-классом

I. I.

I

Содержательность

Наличие новой информации

Работа ведущего Место проведение

■ Полностью удовлетворен ■ В основном удовлетворен

■ Частично удовлетворен ■ Не удовлетворен

Рис. 1. Удовлетворенность участников мастер-классом

Можно сделать вывод, что все участники полностью удовлетворены работой ведущего. Все респонденты (90,9% и 9,1%) полностью или в основном удовлетворены местом проведения и содержательностью мастер-класса. Что касается удовлетворенности наличием новой информации, то тут полностью удовлетворены 72,7% участников, в основном удовлетворены 27,3%, неудовлетворенные также отсутствуют. В связи с этим можно констатировать, что мастер-класс прошел успешно, респонденты удовлетворены участием в нем.

Далее перейдем к оценке респондентами своего участия в мастер-классе (см. рис. 2).

Оценка своего участия в мастер-классе

■I .1. I. I.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У

у

¿г

у

%

100,0 90,0 80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

I Высокий уровень «Средний уровень Ниже среднего ■ Очень низкий

Рис. 2. Оценка респондентами своего участия в мастер-классе

Важно отметить, что такие характеристики, как заинтересованность, польза материала, настроение и удовлетворенность, были оценены на высоком и среднем уровнях и не получили низких оценок. Так, высокий уровень заинтересованности мастер-классом проявили 90,9% респондентов, средний - 9,1%; на высоком уровне полезным для себя

посчитали материал 36,4% участников, на среднем уровне - 63,6%. У 72,7% отмечается хорошее настроение при участии в пробах, а у 27,3% настроение было средним. Большинство ребят (81,8%) были удовлетворены полученным результатом на высоком уровне, на среднем - 18,2%. Что касается активности детей, то лишь 9,1% оценивает ее на высоком уровне, большинство проявили средний уровень активности (63,6%), активность ниже среднего отмечается у 18,2% респондентов. Возможно, это связано с совершенно новым видом деятельности и желанием в связи с этим больше узнать информации, чем проявить себя. Полностью пробы были связаны с увлечением у 27,3% ребят, на среднем уровне - у 63,6%, ниже среднего - у 9,1%. Поэтому, несмотря на высокий интерес участников к мастер-классу в самом процессе, можно заметить, что интерес к фотографии до посещения профессиональных проб был не у всех.

Одним из основных для анализа являются вопросы, касающиеся интереса к фотографии и желания заниматься ею в дальнейшем. Представим распределение ответов на вопросы из данного блока (см. таблицу).

Распределение ответов на вопросы, касающиеся интереса к фотографии и желания заниматься ей в дальнейшем

Вопрос Да (%) Нет (%) Затрудняюсь ответить (%)

Интересовался ли ты фотографией до посещения мастер-класса? 90,9 0 9,1

Повлияло ли посещение мастер-класса на твой интерес к фотографии? 54,5 9,1 36,4

Повлияло ли посещение мастер-класса на твой интерес к фотографии? Если да, то как? Интерес усилился 54,5 Интерес пропал 0 Другое 45,5

Хотел бы начать более серьезно заниматься фотографией? 18,2 18,2 63,6

Хотел бы связать с этим искусством свою будущую профессию? 9,1 18,2 72,7

Из таблицы видно, что до посещения мастер-класса участники интересовались фотографией (90,9%), только 9,1% затруднились ответить. В то же время посещение мастер-класса повлияло на интерес к фотографии у 54,5% ребят, при этом интерес у них усилился; у 9,1% не повлияло, а 36,4% затруднились ответить на данный вопрос. Важно отметить, что ни у кого из ребят интерес к фотографии не пропал, некоторые пишут, что было интересно узнать и попробовать что-то новое, но это не пригодится им в жизни («Фотография - это интересно, но я предпочту заниматься этим любительски, а не профессионально», «Хочется более востребованную работу»). Более серьезно заниматься фотографией хотели бы 18,2% респондентов, часть из которых любительски, а вот сделать это искусство своей профессией захотели лишь 9,1%, так как им нравится ловить жизненные моменты. Точно не хотели бы серьезно этим заниматься 18,2%, как не хотели бы связать с фотографией и свою будущую профессию. Эти ребята в причинах указывают в основном свою заинтересованность другой профессией («Хотелось бы следовать своей мечте - стать дизайнером», «Потому что я хочу относиться к другой профессии»). Не определились насчет занятия данным искусством 63,6%, а насчет профессиональной фотографии 72,7% детей затруднились ответить.

В целом в конце анкеты ребята пишут, что очень понравилось, было интересно и информативно, кто-то отмечает, что ему хочется, чтобы таких мастер-классов по фотографии в городе проводилось больше.

Ведущий мастер-класса также отметил интерес, активность ребят и их большую сознательность в выборе профессии, несмотря на юный возраст. Что касается педагогов, выступающих в нашем исследовании в роли экспертов, которые наблюдали за процессом проведения профессиональной пробы со стороны, то мнение о проведенных пробах «профессия - фотохудожник» тоже положительное, отмечается высокий уровень эффективности практически по всем выделенным параметрам (см. рис. 3).

Эффективность мастер-класса

у 2,5

■ Высокий уровень «Средний уровень Ниже среднего ■ Очень низкий

Рис. 3. Эффективность мастер-класса, по мнению экспертов

Педагогам, как и школьникам, предлагалось оценить определенные параметры по шкале от 0 до 3. Из рисунка видно, что такие параметры мастер-класса, как содержательность, сведения и методика, знакомство с профессией, работа ведущего, место проведения, активность участников, обоими экспертами были оценены на высоком уровне. А вот практико-ориентированность заслужила средней оценки. Мнения педагогов разделились только в актуальности проб: один эксперт оценивает ее высоко, другой несколько ниже (на среднем уровне). Интересным для нас показался тот факт, что активность детей при участии в мастер-классе оба эксперта оценили высоко, в то время как сами школьники - гораздо ниже. Можно предположить, что дети, оценивая лично себя, склонны несколько занижать оценку. В целом, по мнению педагогов-экспертов, профессиональные пробы прошли содержательно, полезно и эффективно.

Подводя итоги эксперимента, можно сделать вывод, что профессиональная проба «профессия - фотохудожник» не просто успешно состоялась и была полезна школьникам, но и принесла определенные результаты для исследования и подтвердила рабочую гипотезу. Во-первых, было выявлено, что участие в профессиональной пробе «профессия - фотохудожник» повлияло на интерес и профессиональное самоопределение школьников. Подтвердился тот факт, что она помогла выявить заинтересованных в профессии «фотохудожник» ребят, а также усилить интерес участников к искусству фотографии. Стоит отметить, что после мастер-класса из всей группы один человек серьезно

заинтересовался фотографией и намерен продолжить повышать свои знания и умения в этой области. Во-вторых, благодаря пережитому опыту и рефлексии некоторые дети смогли определиться, заниматься дальше этим делом или нет.

Заключение

Профессиональные пробы - новая форма профориентационной работы со школьниками. На основе профессиональных проб предлагается перспективная методика проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. Кроме того, это эффективный инструмент для развития одаренных и увлеченных школьников, выявления их склонностей и поддержки интересов, связанных с будущей профессиональной самореализацией. Школьники получают возможность «осознать себя» в будущей профессии, получить реальный опыт погружения в профессию, «попробовать» себя в ней, и на основе этого пережитого опыта им легче сделать выбор в пользу той или иной профессии, а также решить для себя, что они никогда не хотели бы заниматься этим делом в будущем. Кроме того, участие в профессиональных пробах вызывает больший интерес у школьников за счет интерактивности, чем другие методы профориентационной работы (тестирование, беседы), что также способствует их более активному участию в процессе профессионального познания.

Большой потенциал профессиональных проб заключается в реализации новой модели взаимодействия школ, домов творчества с вузами. Проектируя и реализуя профессиональные пробы, вузы получают возможность популяризации образовательных программ профессиональной подготовки в вузе, осуществляют поиск одаренных талантливых абитуриентов с устойчивой профессиональной ориентацией.

Не вызывает сомнения, что дальнейшее проектирование и проведение профессиональных проб имеет большой педагогический потенциал и перспективы использования в работе со школьниками. Авторы статьи продолжат научное исследование по данной теме.

Ссылки на источники

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - URL: http://www.garant.rU/hotlaw/federal/1195467/#ixzz5HtKifitphttp://www.garant.ru/hotlaw/federal/1195467.

2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, ст. 66. - URL: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/66.

3. Итоговый отчет Министерства образования Кировской области о результатах анализа, состояния и перспектив развития систем образования за 2016 год. - URL: https://43edu.ru/upload/iblock/4c6/Otche-za-2016-god_ITOG_1.pdf.

4. Профориентационная работа и профильное обучение в современной школе: опыт и инновации: сб. ст. / под общ. ред. В. П. Панасюка. - СПб.: ЛОИРО, 2015. - 82 с. - URL: http://www.edu.lenobl.ru/Files/file/sbornik_konferentsiya_noyabr_2015.pdf.

5. Новый стандарт для профориентации в школе. - URL: http://vtyumene.ru/novyj-standart-dlya-proforientatsii-v-shkole.

6. Профориентационная работа и профильное обучение в современной школе: опыт и инновации: сб. ст. / под общ. ред. В. П. Панасюка.

7. Fukuyama Sh. F-test for appraising the ability to choose methodically among occupations. - Ashiya, Hyogo, Japan: Ashiya College Press, 1977 (1-st ed.); 1980 (2-nd ed.); 1984 (3-d ed.).

8. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 105 с.

9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д., 1996. - 509 с.

10. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Основы профориентологии. - М., 2005. - 157 с.

11. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. - М., 2005. - 494 с.

12. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Лернер П. С. [и др.]. Профессиональные пробы: технология и методика проведения: учеб.-метод. пособие. - М.: Академия, 2014. - 208 с.

13. Рябцева И. Н. Профессиональные пробы как средство предпрофильной подготовки школьников в отечественном опыте и зарубежном опыте. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-proby-kak-sredstvo-predprofilnoy-podgotovki-shkolni-kov-v-otechestvennom-i-zarubezhnom-opyte.

14. Шилова М. И., Кашапова Н. В. Влияние профессиональных проб на выбор старшеклассниками сферы трудовой деятельности. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-professionalnyh-prob-na-vybor-starsheklassnikami-sfery-trudovoy-deyatelnosti.

15. Попова Г. Н., Копейкина Л. М. Профессиональные пробы как средство формирования осознанного выбора профессии педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 2. - С. 52-55.

16. Конова С. В. Реализация социально-профессиональных проб средствами туристско-краеведческой деятельности. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-sotsialno-professionalnyh-prob-sredstvami-turistsko-kraevedcheskoy-deyatelnosti.

17. Юдин В. И. Профессионально ориентирующая проба как инновационная образовательная технология. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-orientiruyuschaya-proba-kak-innovatsionnaya-obrazovatelnaya-tehnologiya.

18. Self-regulated and Technology-enhanced Learning: a European perspective // European Educational Research Journal Volume. - 2014. - № 5. - URL: http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.2304/eerj.2014.13.5.519.

19. Amy J. Binder, Daniel B. Davis; Nick Bloom. Career Funneling: How Elite Students Learn to Define and Desire ''Prestigious'' Jobs. - URL: http://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0038040715610883.

20. Friberg K. An Educational-Vocational Intervention Through a Work-Life Orientation Program in Finnish Comprehensive Schools. - URL: http://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/2158244013497720.

21. Dehaas J. Students like diploma-degree option at Guelph-Humber // The Maclean's Guide to Universities. - August 2014. - URL: http://www.macleans.ca/education/university.

22. Чистякова С. Н. Профессиональные пробы и выбор профессии: кн. для учителя. - URL: http://psihdocs.ru/kniga-dlya-uchitelya-pod-redakciej-s-n-chistyakovoj.html.

23. Сергеев И. С., Кузнецова И. В., Никодимова Е. А. Профессиональные пробы в вопросах и ответах // Профессиональное образование. Столица. - М., 2016. - № 6. - С. 2-9.

24. Некрасова Г. Н., Морилова Л. В., Крысова В. А., Казаковцева М. В. Профориентационный проект «Выбираю профессию: мои профессиональные пробы в вузе» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 27. - С. 1-4. - URL: http://e-koncept.ru/2017/574001.htm.

25. Мастер-класс как форма профессионального обучения педагогов. - URL: http://gigabaza.ru/doc/42816.html.

26. Латыпова Е. А. Мастер-класс - современная форма повышения профессионального мастерства педагогов. -URL: http://www.gcpi.neftekamsk.ru/dokument/rekomendacii/master-klass.pdf.

27. Справочник профессий - профессия «фотограф, фотохудожник». - URL: https://www.rabotka.ru/infoworker/0065.php.

28. Атлас новых профессий. - URL: http://atlas100.ru.

29. Белоусов А. А. Проектирование системы профессиональных проб для школьников // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии: сб. результатов науч. исследований. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2018. - 1 эл. оп. диск (CD-R).

30. Белоусов А. А. Опыт применения инновационных форм профориентационной работы со школьниками в Кировской области // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования. Вып. 6: сб. ст. участников VI Всерос. науч.-практ. конф. студ., магистрантов, аспирантов, молодых педагогов (20-21 апреля 2018 года, г. Киров). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2018. - 1 электрон. опт. диск (CD-R).

31. Некрасова Г. Н. О работе дискуссионной площадки «Информационно-коммуникационные технологии в профориентационной работе со школьниками» на Всероссийском педагогическом форуме // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 27. - С. 88-91. - URL: http://e-koncept.ru/2017/574017.htm.

Andrey A. Belousov,

Post-graduate Student, Vyatka State University, Kirov

andreibelousov1992@bk.ru

Galina N. Nekrasova,

Doctor of Pedagogy, Professor, Technology and Methodology of Teaching Technology Chair, Vyatka State University, Kirov daw@mediaedu.ru

To the issue of designing the system of vocation trials for schoolchildren

Abstract. Professional career and social success of school graduates in the future depend greatly on the early choice of future profession. This vocational choice determines subsequent professional mobility. The right vocational choice is the most important

condition for a young person to launch a professional career successfully. Moreover, it is as an urgent government task to educate a competitive professional. Teachers play the leading role in the professional socialization of high school students. Teachers may use various forms of vocational guidance, including innovative ones, to achieve career-oriented goals. Today, innovative vocational guidance work is an urgent pedagogical issue of the special significance. Nowadays, one of the innovative forms of vocational guidance is vocation trials, which make it possible for schoolchildren to learn professional tasks specific to a particular profession and to try the elements of particular type of labor activities. Thus, schoolchildren acquire practical experience of 'immersion' to the profession, which allows them to make the informed choice in favor of a particular profession. The purpose of the paper is to describe the methodology of designing vocation trials. Moreover, the authors present the experiment results obtained during the specific vocation trial "profession of a photographer". This study uses the following scientific methods: monographic analysis, modeling of pedagogical processes, questioning and analysis of the vocation trials results. During the monographic analysis the authors specify the "vocation trial' concept and show various points of view on its interpretation. The paper analyzes realization of vocation trials and describes authors' approach to the design and implementation of the vocation trial "profession of a photographer". The results of the study clearly demonstrate that vocation trials help schoolchildren to make more informed choice in favor of a particular profession basing on personal experience and their own vocation trial. The theoretical significance of the paper is due to the contribution to the development of scientific ideas about the pedagogical designing of vocation trials, stages and conditions. The practical significance lies in the detailed methodological development of "vocation trials" pedagogical technology, which allows teachers and social instructors to use the technology as the innovative form of vocational guidance. Moreover, the proposed methodology can be used at universities.

Key words: vocational self-determination, vocation trials, innovative forms of vocational guidance.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

Библиографическое описание статьи:

Белоусов А. А., Некрасова Г. Н. Проектирование системы профессиональных проб для школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. -№ 10 (октябрь). - С. 899-912. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181075.htm.

DOI 10.24422/MCITO.2018.10.18189

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Белоусов А. А., Некрасова Г. Н., 2018

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.