дают богатым арсеналом средств, которые позволяют растущему человеку решать личностные и социальные задачи, которые требуют от него утверждения себя посредством самопроб и осуществления выбора самоутверждения в качестве гражданина, россиянина, патриота, активного субъекта собственного саморазвития, жизнеспособного в условиях современной действительности.
Примечания
1. Хагуров Т. А. Социальное воспитание детей и молодежи в современном обществе как деструкция традиционной культуры детства // Берегиня. 777. Сова. 2016. № 2(29). С. 193-199.
2. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 № «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». URL: http: //www.kremlin.ru/acts/bank/35418.
3. Махинин А. Н., Шакурова М. В. Педагогические условия формирования российской гражданской идентичности старшеклассников во внеучеб-ной деятельности в образовательном учреждении : монография. Воронеж : ВГПУ, 2012. 108 с.
4. Григорьев Д. В. Школьная идентичность ребенка: поворот к ответственной воспитательной политике // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2013. № 4. С. 32-38.
5. Дъячкова Т. В. Возможности региональной системы дополнительного образования детей в формировании гражданской (российской) идентичности личности учащихся // Актуальные задачи педагогики : материалы V ме-ждунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). Чита : Изд-во «Молодой ученый», 2014. С. 167-171.
УДК 371.8; 373.6
М. П. Нечаев
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО ПРОЕКТА «ПОДМОСКОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ НА КАРТЕ ПРОФЕССИЙ» И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ
Статья посвящена проблеме развития профориентационной среды в современной образовательной организации. Описывается опыт работы Академии социального управления по разработке и реализации Концепции сетевого социально значимого проекта «Подмосковные ориентиры на карте профессий». Описывается модель профориентационной работы в интегрированной системе «муниципалитет - учитель - ученик - родитель» и новая форма профориентации обучающихся «День АСОУ в муниципальном районе».
The article is devoted to the problem of development of career-oriented environment with-time educational institution. Describes the experience of the Academy of social management on the development and implementation of a network of socially important project «suburban landmarks on the map of professions». Describes the model of career guidance work in the integrated system «the municipality-teacher-student-parent» and a new form of vocational guidance of students «Day of ASOU in the municipal district.
Ключевые слова: профориентация, профориентационная работа, профессиональная ориентация школьников, социально значимый проект.
Keywords: vocational guidance; vocational guidance; vocational guidance for pupils, socially significant project.
Современная образовательная организация является не только разноуровневым, вариативным и многопрофильным образовательным учреждением с набором разнообразных образовательных услуг, открытым для детей самых разных возможностей, но и гибкой моделью инновационного влияния на формирование подрастающего поколения и среды его обитания [1]. А тесный союз высшего и общего уровней образования позволяет создать у старшеклассника ориентацию на непрерывное образование в течение жизни, обусловленное изменениями в мире профессий и в нём самом.
Профессиональная ориентация обучающихся должна стать органичной частью воспитательной работы любой образовательной организации, если она действительно заинтересована в успешности своих выпускников в их дальнейшей профессиональной карьере.
Актуальность профориентации вызвана также переходом к рыночной экономике, существенно изменившей ситуацию на рынке труда и ужесточившей конкуренцию, в условиях которой значительно повысились требования к качеству профессиональной подготовки выпускников вузов. Качество же профессионального образования напрямую зависит от успешного профессионального самоопределения школьников, потому что если профессия выбрана правильно, в соответствии с интересами и склонностями, то мотивация к обучению в вузе высокая [2].
В этой связи в Академии социального управления (АСОУ) была разработана Концепция сетевого социально значимого проф-ориентационного проекта «Подмосковные ориентиры на карте профессий».
Организация субъект-субъектного взаимодействия всех участников образовательных отношений в союзе высшего и общего уровней образования при реализации проекта позволит активизировать сотрудничество в интегрированной системе «муниципалитет - учитель - ученик - родитель» и будет способствовать подготовке профессионально самоопределившейся личности, способной и готовой к труду и постоянному саморазвитию.
Цель проекта заключается в развитии взаимодействия между образовательными системами Московской области для развития профориентационной среды региона, активизации инновационной педагогической деятельности и продвижения лучших практик профориентации обучающихся.
Задачи проекта:
1. Представление инновационного педагогического опыта профориентации в Московской области и обмен опытом.
2. Разработка организационных основ, содержания и технологий профориентационной работы в условиях взаимодействия кафедр АСОУ, муниципальных органов управления образования и общеобразовательных организаций Подмосковья.
3. Проведение совместных профориентационных мероприятий.
4. Проведение научных исследований, представляющих интерес для развития профориентационной среды.
5. Повышение квалификации педагогических работников в сфере профориентации обучающихся.
6. Создание сети экспериментальных площадок АСОУ и региональных инновационных площадок по проблеме профориентации обучающихся.
7. Развитие воспитательных систем образовательных организаций Московской области.
Содержание деятельности по реализации целей и задач проекта планируется посредством формирования сетевых рабочих групп, включающих ученых, педагогов и студентов Московской области и организации их деятельности по следующим направлениям:
1. Организация академической мобильности студентов вузов Московской области - участников проекта.
2. Организация профориентационной работы с обучающимися в общеобразовательных организациях.
3. Развитие инновационной педагогической деятельности и повышение квалификации педагогов по проблеме профориентации обучающихся.
4. Развитие социальной компетентности участников проекта в части непрерывного образования.
5. Организация образовательно-профориентационного обмена обучающихся, педагогов и ученых образовательных организаций Московской области в форме взаимопосещения учреждений и организаций участников проекта.
6. Научно-исследовательская работа по теме «Проектирование и реализация системы профориентации в многопрофильном региональном вузе».
7. Реализация социальных проектов и образовательных программ.
Сетевые рабочие группы назначают руководителя с каждой стороны, составляют и утверждают ежегодный план работы, определяют порядок и процедуры взаимодействия, формы представления результатов деятельности.
О результатах деятельности представители сетевых рабочих групп докладывают на ежегодной совместной конференции.
Для организации совместной деятельности формируется сеть экспериментальных площадок из образовательных организаций Московской области, куда могут входить общеобразовательные организации, вузы, колледжи и другие учреждения.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Развитие профориентационной среды Московской области.
2. Увеличение масштабов и результативности социального партнёрства Московской области.
3. Расширение поля и качества научных исследований участников проекта.
4. Создание и апробация модели сетевой областной площадки между разными типами образовательных организаций.
5. Повышение профессиональной компетентности и инновационной активности педагогов Московской области.
6. Развитие уровня социальной коммуникации участников проекта.
7. Личностное развитие и профессиональное самоопределение детей и молодёжи, участвующих в мероприятиях сетевого проекта.
8. Повышение социальной компетентности педагогов и обучающихся.
9. Увеличение поступаемости обучающихся в региональные вузы и колледжи.
10. Сокращение пространства девиантного поведения детей и подростков.
11. Повышение качества работы школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
Имеющийся задел:
1. Научно-исследовательская работа кафедр высшего образования (ВО) и дополнительного профессионального образования (ДПО) ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» по теме «Проектирование и реализация системы профориентации в многопрофильном региональном вузе».
2. Реализация программы совместной деятельности кафедр ВО и ДПО по проблеме профориентации обучающихся.
3. Разработка и реализация ДПП ПК «Система работы образовательной организации по профильному и профессиональному самоопределению обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО», «Воспитательная деятельность в системе среднего профессионального образования» и «Воспитательные технологии успешного социального лифтинга обучающихся».
4. Взаимодействие с 11 районами Московской области по проблеме профориентации обучающихся.
В ходе реализации Концепции проект разработан и частично апробирован пилотажный вариант праксиологической модели профориентационной работы АСОУ (см. рисунок) [3].
Инновационной особенностью данной модели является организация субъект-субъектного взаимодействия ВСЕХ участников образовательных отношений в союзе высшего и общего уровней образования, а также структур муниципального управления.
В реализации модели профориентационной работы активно используется новая форма профориентации обучающихся «День АСОУ в муниципальном районе» [4].
На начальном этапе ректорат высшего образования и дополнительного профессионального образования АСОУ осуществляет организационное взаимодействие на уровне муниципального района (комитет образования и муниципальная методическая служба). Выясняется потребность муниципального территориального образования, согласовывается регламент и дата проведения выездного дня АСОУ в муниципальном районе.
Модель профориентационной работы АСОУ в интегрированной системе «муниципалитет-учитель-ученик-родитель»
Обучающиеся
Учителя
• Информирование •Обучение
•Погружение в профессию
Формирование адекватного потр ебностям Московской области образовательного пр елложен ия
Повышение вовлеченности территориального
сообщества во взаимодействие с АСОУ
Поиск и подготовка новых лидеров для новых задач
Повышение доступности образования (новые формы,
актуальная проблематика)
Праксиологическая модель профориентационной работы
Мероприятие «День АСОУ в муниципальном районе» проводится для обучающихся 9-10-х классов общеобразовательных организаций и заместителей директоров по воспитательной работе.
Профессорско-преподавательский состав ВО АСОУ и студенты информируют школьников о вузе, правилах поступления и будущей студенческой жизни. Далее дети участвуют в мастер-классах по «погружению» в профессию по следующим направлениям:
- государственное и муниципальное управление;
- экономика и менеджмент;
- педагогика и психология;
- туризм и гостиничное дело.
Суть мастер-классов заключается в организации игрового профориентационного пространства. Это серии деловых, имитационных профориентационных игр, предоставляющих возможность «вхождения» в профессию, «проигрывания» различных профессии-ональных ролей.
Параллельно с этим профессорско-преподавательский состав ДПО АСОУ проводит научно-практический семинар «Система профориентационной работы в современной общеобразовательной организации» для заместителей руководителей общеобразовательных организаций [5].
На семинаре рассматриваются следующие вопросы:
- история профориентационной работы в нашей стране;
- государственные документы, актуализирующие профориен-тационную работу в общеобразовательных организациях;
- проблемы профориентации обучающихся в современной школе и возможные пути их решения;
- возможности кафедр ВО и ДПО АСОУ по оказанию помощи общеобразовательным организациям в создании целостной системы профориентационной работы.
Далее проводится интерактивный педагогический совет «Профориентационная деятельность в современной образовательной организации» в форме организационно-деятельностной игры «Прогноз».
С целью организации конструктивного диалога с семьёй в Академии на Дне открытых дверей проводится круглый стол для родителей, на котором совместно с профессорско-преподавательским составом кафедр высшего образования, представителями от работодателей, квалифицированными психологами обсуждаются следующие вопросы:
- Какие новые профессии появятся завтра?
- Что такое жизненный успех?
- Кто отвечает за выбор профессии?
- Какие ошибки бывают при выборе профессии?
- Что помогает профессиональному самоопределению?
- Как профессия определяется из жизненных ценностей человека?
В рамках круглого стола каждый родитель разрабатывает стратегию выбора профессии своего ребёнка.
Подводя первые итоги проекта, хочется еще раз подчеркнуть, что профессиональная ориентация обучающихся должна стать органичной частью воспитательной работы образовательной организации, если она действительно заинтересована в успешности своих выпускников в их дальней профессиональной карьере. Нам представляется важным отметить, что по критерию профессиональной успешности выпускников можно судить и об эффективности деятельности образовательной организации в целом [6].
Результаты реализации нашего сетевого социально значимого проекта АСОУ «Подмосковные ориентиры на карте профессий» презентовались во Всероссийском выставочном центре на Москов-
ском международном образовательном салоне. Данное мероприятие вызвало большой интерес у участников салона, а также телевидения и прессы Московской области.
Выражаем уверенность в том, что наш опыт внесёт достойный вклад в развитие профориентационных сред различных типов и видов образовательных организаций.
Примечания
1. Нечаев М. П., Фролова С. Л., Куницына С. М. Проблема развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: от истории к современности : монография. М. : АСОУ, 2017. 100 с.
2. Нечаев М. П., Фролова С. Л. Методологические подходы к профориентации и их реализация в современной школьной практике // Воспитание школьников. 2017. № 5. С. 33-40.
3. Нечаев М. П., Тырина Т. Г. Новые формы профессиональной ориентации: взаимодействие организаций высшего и общего образования // Школа и производство. 2017. № 7. С. 60-64.
4. Нечаев М. П. Основные направления совершенствования профориентации обучающихся в воспитательной системе образовательной организации // Психолого-педагогические и социально-юридические аспекты сопровождения несовершеннолетних : сб. материалов Межрегион. науч.-практ. конф. Липецк : ГАУДПО ЛО «Институт развития образования», 2017. С. 182-187.
5. Нечаев М. П. Интерактивные семинары в развитии профориентаци-онной среды Московской области // Конференциум АСОУ : сб. науч. трудов и материалов науч.-практ. конф.. 2017. № 2. С. 928-934.
6. Нечаев М. П., Фролова С. Л. Современное осмысление проблем профориентации обучающихся // Гаудеамус. 2017. Т. 16. № 2. С. 9-16.
УДК 37.068; 001.891.5; 159.922.2; 351.853.2; 379.85; 37.01
В. П. Фомин
ЗЕЛЕНЫЙ ПАРУС ПРИУРАЛЬЮ
Представлен опыт Западно-Казахстанского областного центра детско-юношеского туризма и экологии по сохранению малых рек и водоемов Республики Казахстан методом высаживания на их берегах различных видов деревьев и кустарников. Дана характеристика взаимосвязи и взаимозавис-тимости экологических факторов на флористическое многообразие Приура-лья. На примере экологических акций «Зеленый парус Приуралья», «Посади свое дерево, турист», а также экологических экспедиций «Малые реки При-