Научная статья на тему 'Эффективные практики профессиональной ориентации в регионах России'

Эффективные практики профессиональной ориентации в регионах России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
884
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ И КРИТЕРИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / FACTORS AND CRITERIA / VOCATIONAL GUIDANCE / SUPPORT OF PROFESSIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинов Владимир Игоревич

В статье рассматриваются вопросы профессиональной ориентации учащихся, оценки результативности профориентационной работы, структура региональных и муниципальных профориентационных систем и перспективные задачи их развития, лучшие региональные практики профессиональной ориентации обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE VOCATIONAL GUIDANCE PRACTICES IN THE REGIONS OF RUSSIA

The article discusses the issues of vocational guidance, evaluation of the career guidance work effectiveness, the structure of regional and municipal vocational guidance systems and the perspective tasks of their development, the best vocational guidance practices.

Текст научной работы на тему «Эффективные практики профессиональной ориентации в регионах России»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ: XXI ВЕК. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

PROFESSIONAL EDUCATION AND YOUTH EMPLOYMENT: THE 21ST CENTURY. ACTUAL DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF VOCATIONAL GUIDANCE SYSTEM FOR STUDENTS

УДК/UDC 37.048.45 В. И. Блинов

V. Blinov

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

В РЕГИОНАХ РОССИИ

EFFECTIVE VOCATIONAL GUIDANCE PRACTICES IN THE REGIONS OF RUSSIA

В статье рассматриваются вопросы профессиональной ориентации учащихся, оценки результативности профориентационной работы, структура региональных и муниципальных профориентационных систем и перспективные задачи их развития, лучшие региональные практики профессиональной ориентации обучающихся.

The article discusses the issues of vocational guidance, evaluation of the career guidance work effectiveness, the structure of regional and municipal vocational guidance systems and the perspective tasks of their development, the best vocational guidance practices.

Ключевые слова: факторы и критерии, профессиональная ориентация, сопровождение профессионального самоопределения.

Keywords: factors and criteria, vocational guidance, support of professional identity.

Обычно, когда речь заходит об эффективности тех или иных педагогических систем,

подразумевается скорее их результативность, а не собственно экономическая эффективность. Ниже речь пойдет тоже о результативности. Пока. Поскольку профессиональная ориентация может быть и действительно эффективной, так как является не только педагогическим, но и экономическим инструментом, обеспечивающим эффективное вложение человеческого капитала. Действительно, если представить себе, что все люди вдруг заняли рабочие места, соответствующие их способностям и интересам, возникает поистине счастливая картина. Утопия, конечно...

При всей несбыточности этой мечты, очевидно, что это то направление, в русле которого следует прилагать наши организационные педагогические усилия. На уровне самой сферы профессионального образования видно, что даже при условии, что мы учим очень качественно и по востребованным экономикой профессиям, всегда остается риск, что учим не тех, кому это нужно. Эффективность образова-

Professional Education and Youth Employment: the 21st Century. Actual directions of development of vocational guidance system for students

ния определяется не двумя факторами — качеством и актуальностью содержания — а тремя. Третий фактор — правильность выбора образовательной траектории обучающимися в соответствии с их профессиональными намерениями, способностями и потребностями.

Эффективность практики профориентации сегодня пока не измеряется экономическими категориями. Целесообразно говорить о расширении охвата школьников и студентов качественными профориентационными услугами, о повышении доступности к важной для выбора профессии информации, о создании условий, повышающих интерес семей к проблеме выбора профессии детьми. Сегодня мы уже можем говорить о практике разработки и реализации региональных, муниципальных, локальных моделей оценки результативности профориентационной работы.

Региональные и муниципальные профори-ентационные системы включают в себя следующие структурные элементы: документированное и введенное в практику концептуальное обеспечение, нормативно-правовое обеспечение, организационную структуру, инфраструктуру, коммуникативные площадки социального партнерства, систему профинформи-рования, методическое и кадровое обеспечение, систему мониторинга и оценки продуктивности работы локальной системы в целом.

Внедрение локальных систем профессиональной ориентации на современном этапе уже требует создания возможностей для обмена опытом и более тесного знакомства с лучшими практиками. Обратимся к лучшим за лучшим, из того, что ими уже сделано.

1. Самарская область. Разработан и введен в действие Комплекс мер по развитию системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся региональной системы образования до 2020 года. Основные направления деятельности:

• совершенствование нормативно-правового и организационно-распорядительного обеспечения региональной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;

• оптимизация инфраструктуры сложившейся в Самарской области системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;

• внедрение современных технологий профориентационной работы с обучающимися;

• подготовка кадров для выполнения задач организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Разработчик — Центр планирования профессиональной карьеры, ЦПО Самарской области.

2. Вологодская область. Создана Региональная сетевая модель профессиональных проб, разработано нормативное обеспечение функционирования этой модели: Положение об организации и проведении профессиональных проб в сетевом взаимодействии: приказ департамента образования Вологодской области от 22.09.14 № 2152. Профессиональные пробы для школьников содержательно соотносятся с региональными профессиональными кластерами; реализуются школами совместно с ПОО, вузами, ДПО и предприятиями бизнес-сферы; оформляются как программы элективных курсов для 8-10-го классов или программы ДОД.

3. Кемеровская область. Разработаны и внедрены методические рекомендации «Организация и проведение профессиональных проб для старшеклассников в профессиональных образовательных организациях». В документе определены: содержание и структура профессиональных проб; система учета индивидуально-возрастных особенностей обучающихся при организации профессиональных проб; освещен опыт организации и проведения профессиональных проб с обучающимися Ленинск-Кузнецкого городского округа.

Разработчик — Кузбасский региональный институт развития профессионального образования.

4. Пермский край. Разработан и внедрен Региональный стандарт профессиональной деятельности в сфере профориентации, включающий следующие обобщенные трудовые функции: ОТФ А «Организация деятельности по профессиональной ориентации»; ОТФ В «Реализация услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке учащейся молодежи и других категорий граждан».

5. Тамбовская область. Разработаны базовые профориентационные модули профессионально-образовательных кластеров (утв. приказом управления образования и науки Тамбовской области от 25.08.2015 № 2608): «Промышленность», «Транспорт», «Социальная сфера», «Агропромышленный комплекс», «Информационные технологии», «Стройиндустрия».

6. Иркутская область. Разработана мониторинговая система «Критерии и показатели

Professional Education in Russia and Abroad 1 (25) 2017

7

оценки эффективности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на различных ступенях образования»: дошкольники, обучающиеся 1-8-го классов, 10-11-го классов, студенты профессиональной образовательной организации.

Разработчик — Боханский педагогический колледж.

Подробная информация о разработанных продуктах и лучших практиках доступна в сети Интернет по ссылкам: http://prof-mayak.ru/ сагеег_дЫСапсе/(см. в нижней трети страницы, начиная с большого заголовка «Региональные продукты по профориентации»); eCuiCea.ru/communities/14, сообщество «Региональные модели профориентации».

Стратегия сопровождения профессионального самоопределения 2015-2020 годы определила ряд перспективных задач. Сегодня в зоне ближайшего развития:

1) вопросы государственно-частного партнерства с работодателями в решении проф-ориентационных задач;

2) широкое внедрение системы практико-ориентированных форматов сопровождения

профессионального выбора (профессиональные пробы и др.)

3)разработка требований к профессиональной ориентации в содержании общего образования (в соответствии со ст. 66.3 Ф3-273);

4) разработка и реализация региональных, муниципальных, локальных моделей оценки результативности профориентационной работы;

5) концептуальное и методическое обеспечение профориентационной работы с дошкольниками и учащимися начальной школы.

Успехи в развитии профессиональной ориентации очевидны, но, конечно, недостаточны. Значимость этого направления воспитания и образования явно недооценена, пока продолжает ассоциироваться с советской практикой сепарации школьников на успешных старшеклассников и неуспешных «пэтэушников». Этот стереотип оказался удивительно живучим, и его искоренение — еще одна важная задача. Успешные и востребованные у школьников, студентов и их родителей практики педагогического сопровождения профессионального выбора — лучшее средство, которое невозможно заменить никакими теориями и концепциями.

УДК/UDC 37(574)

А. К. Кусаинов A. Kusainov

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ EDUCATION QUALITY IMPROVEMENT IN KAZAKHSTAN

В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными тенденциями, обеспечивающими повышение качества образования. Автор раскрывает качество образования через развитие образовательных стандартов и учебных программ, учебной, учебно-методической литературы, систему повышения и переподготовки педагогических кадров.

The article discusses issues related to main trends, ensuring the education quality improvement. The author reveals the quality of education through development of educational standards and curricula, textbooks, teaching-methodical literature, the system of teachers> advanced training and retraining.

Ключевые слова: качество образования, стандарты образования, учебная программа,

учебно-методическая литература, повышение квалификации педагогических кадров.

Keywords: quality of education, educational standards, curriculum, courseware, teachers' advanced training.

Повышение качества образования — это вопрос очень сложный, так как система среднего образования является многоаспектной, в ней миллионы людей получают образование, работают, она имеет свои особенности, на нее влияют этапы глобализации, выдвигают серьезные требования. Поэтому, чтобы ответить на этот вопрос, во-первых, надо определить страны, где система образования сильно развита и каких принципов они придерживаются, чтобы достичь таких результатов; во-вторых,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.