Научная статья на тему 'Профориентационная работа базовой кафедры вуза в условиях адресно-целевого взаимодействия с организациями СПО'

Профориентационная работа базовой кафедры вуза в условиях адресно-целевого взаимодействия с организациями СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / MODERN FORMS OF VOCATIONAL GUIDANCE AND INTERACTION / АЛГОРИТМ АДРЕСНО-ЦЕЛЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / THE ALGORITHM OF TARGETED INTERACTION / БАЗОВАЯ КАФЕДРА ВУЗА / THE BASIC DEPARTMENT OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуков Алексей Геннадьевич

Введение. Статья посвящена разработке алгоритма профориентационной работы при адресноцелевом взаимодействии базовой кафедры университета с организациями среднего профессионального образования и предприятиями конкретной отрасли. Актуальность данной темы определяется тем, что используемые сегодня организационно-массовые формы профориентационной работы являются недостаточно эффективными и не позволяют конкурировать территориально удаленной базовой кафедре университета с вузами региона. Адресно ориентированная профориентационная работа проводится базовой кафедрой региональной модели подготовки и ДПО педагогов СПО. Методология. Разработка алгоритма адресно-целевого взаимодействия в рамках профориентационной работы основана на интеграции следующих подходов: системного, компетентностного, ситуационного, адресного и субъектного. Это обеспечивает непосредственное участие педагогов базовой кафедры в различных мероприятиях организаций СПО. Результаты работы заключаются в разработке алгоритма адресно-целевого взаимодействия педагогов базовой кафедры и организаций среднего профессионального образования по основным направлениям профессиональной ориентации. Заключение. Алгоритм адресно-целевого взаимодействия педагогов базовой кафедры и организаций среднего профессионального образования по профессиональной ориентации подразумевает разработку перечня мероприятий и требований к ним как со стороны базовой кафедры, так и со стороны организаций среднего профессионального образования. Все это позволяет усилить эффективность и результативность профориентационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуков Алексей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL GUIDANCE WORK OF THE BASIC DEPARTMENT OF HIGHER EDUCATION IN THE CONDITIONS OF TARGETED INTERACTION WITH ORGANIZATIONS OF SVE

Introduction. The article is devoted to the development of the algorithm of vocational guidance work in the targeted interaction of the basic department of the university with organizations of secondary vocational education and enterprises of a particular industry. The relevance of this topic is determined by the fact that the mass-organized forms of vocational guidance work used today are not sufficiently effective and they do not allow the territorially remote basic department to compete with the universities of the region. The targeted vocational guidance work is carried out by the basic department of the regional training model and further vocational education (FVE) and the teachers of secondary vocational education (SVE). Materials and Methods. The development of the algorithm of targeted interaction within the framework of vocational guidance work is based on the use of integration of the following approaches: system, competence, situational, targeted and subject ones. It provides direct participation of teachers of the basic department in various activities of the organizations of SVE. Results. The results of the work consist in the development of the algorithm of targeted interaction between teachers of the basic department and organizations of secondary vocational education in the main areas of vocational guidance work. Conclusions. The algorithm of targeted interaction of teachers of the basic department and organizations of secondary vocational education on vocational guidance implies the development of a list of activities and requirements for them by both the basic department and the organizations of secondary vocational education. All this makes it possible to strengthen the effectiveness and performance of vocational guidance work.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа базовой кафедры вуза в условиях адресно-целевого взаимодействия с организациями СПО»

8. Osipova S. I., Volodko K. A., Ponomareva V. S. Informacionnaya sistema monitoringa v upravlenii obnazovatel'nym pnocessom v ideologii CDIO [Information monitoring system in the management of the educational process in the CDIO ideology]. Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 5, pp. 530-538. (In Russian).

9. Osipova S. I., Gafurova N. V. Metallurgicheskoe obrazovanie na osnove ideologii CDIO [Metallurgical education on the basis of CDIO ideology]. Higher Education in Russia, 2013, no. 12, pp. 137-139. (In Russian).

10. Osipova S. I., Gafurova N. V., Butakova S. M. Potencial modul'nogo uchebnogo plana v realizacii standartov CDIO [The potential of the modular curriculum in the implementation of CDIO standards]. Vestnik KSPU them. V.P. Astafeva, 2016, no. 1 (35), pp. 85-89. (In Russian).

11. Osipova S. I., Rudnitskiy E. A. Vovlechenie stejkholderov v realizaciyu ideologii CDIO [Involvement of stakeholders in the implementation of the ideology CDIO]. Higher Education in Russia, 2015, no. 8-9, pp. 39-45. (In Russian).

12. Osipova S. I., Rudnitsky E. A. Problema obrazovaniya komandy dlya realizacii innovacionnoj OOP v ideologii CDIO [The problem of the formation of a team for the implementation of innovative PLO in the ideology of CDIO]. Engineering Education, 2014, no. 16, pp. 132-136. (In Russian).

13. Osipova S. I., Rudnitsky E. A., Loshilova M. A. Produktivnoe setevoe vzaimodejstvie v kontekste povysheniya kachestva inzhenernogo obrazovaniya [Productive network interaction in the context of improving the quality of engineering education]. Modern High Technology, 2016, no. 2 (part 3), pp. 543-547. (In Russian).

14. Sheveleva S. S. Otkrytaya model' obrazovaniya (sinergeticheskij podhod) [Open model of education (synergetic approach)]. Moscow, Magistr, 1997, p. 47. (In Russian).

15. Gafurova N., Arnautov A., Fedoseev N., Fadeev Y. Fostering Engineering Thinking with Curriculum Integrated STEM Game. Proceedings of the 13th International CDIO Conference, June 18-22,2017. Calgary, University of Calgary, 2017, pp. 223234. Avalable at: https://prism.ucalgary.ca/handle/1880/52101 (accessed 19.08.2017).

16. Marchenko N., Osipova S., Arnautov A. New Role of the Employer in the Educational Process of the Metallurgy Program. Proceedings of the 12th international CDIO Conference, June 12-16, 2016. Turku, Finland, Turku University of Applied Sciences, 2016, pp. 257-265.

17. Osipova S., Stepanova . Shubkina O. Implementation of the CDIO Standards within the Modular Curriculum of the Metallurgy Program. Proceedings of the 12th international CDIO Conference, June 12-16, 2016. Turku, Finland, Turku University of Applied Sciences, 2016, pp. 250-256.

профориентационная работа базовой кафедры вуза в условиях адресно-целевого взаимодействия с организациями спо

VOCATIONAL guidance work OF THE BASIC DEPARTMENT

of higher education in the conditions of targeted interaction

with organizations of sve

Введение. Статья посвящена разработке алгоритма профориентационной работы при адресно-целевом взаимодействии базовой кафедры университета с организациями среднего профессионального образования и предприятиями конкретной отрасли. Актуальность данной темы определяется тем, что используемые сегодня организационно-массовые формы профориентационной работы являются недостаточно эффективными и не позволяют конкурировать территориально удаленной базовой кафедре университета с вузами региона. Адресно ориентированная профориентационная работа проводится базовой кафедрой региональной модели подготовки и ДПО педагогов СПО.

Методология. Разработка алгоритма адресно-целевого взаимодействия в рамках профориентационной работы основана на интеграции следующих подходов: системного, компетентност-ного, ситуационного, адресного и субъектного. Это обеспечивает непосредственное участие педагогов базовой кафедры в различных мероприятиях организаций СПО.

Результаты работы заключаются в разработке алгоритма адресно-целевого взаимодействия педагогов базовой кафедры и организаций среднего профессионального образования по основным направлениям профессиональной ориентации.

Заключение. Алгоритм адресно-целевого взаимодействия педагогов базовой кафедры и организаций среднего профессионального образования по профессиональной ориентации подразумевает разработку перечня мероприятий и требований к ним как со стороны базовой кафе-

УДК/uDC 37.048.45:377

А. Г. Жуков

A. Zhukov

дры, так и со стороны организаций среднего профессионального образования. Все это позволяет усилить эффективность и результативность профориентационной работы.

Introduction. The article is devoted to the development of the algorithm of vocational guidance work in the targeted interaction of the basic department of the university with organizations of secondary vocational education and enterprises of a particular industry. The relevance of this topic is determined by the fact that the mass-organized forms of vocational guidance work used today are not sufficiently effective and they do not allow the territorially remote basic department to compete with the universities of the region. The targeted vocational guidance work is carried out by the basic department of the regional training model and further vocational education (FVE) and the teachers of secondary vocational education (SVE).

Materials and Methods. The development of the algorithm of targeted interaction within the framework of vocational guidance work is based on the use of integration of the following approaches: system, competence, situational, targeted and subject ones. It provides direct participation of teachers of the basic department in various activities of the organizations of SVE.

Results. The results of the work consist in the development of the algorithm of targeted interaction between teachers of the basic department and organizations of secondary vocational education in the main areas of vocational guidance work.

Conclusions. The algorithm of targeted interaction of teachers of the basic department and organizations of secondary vocational education on vocational guidance implies the development of a list of activities and requirements for them by both the basic department and the organizations of secondary vocational education. All this makes it possible to strengthen the effectiveness and performance of vocational guidance work.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, современные формы профориентации и взаимодействия, алгоритм адресно-целевого взаимодействия, базовая кафедра вуза.

Keywords: professional orientation, modern forms of vocational guidance and interaction, the algorithm of targeted interaction, the basic department of the university.

Введение

Современные профориентационные практики вузов традиционно строятся, в основном, как формы профагитационной массовой работы с обучающимися общеобразовательных школ. Это встречи с школьниками, выступление перед родителями и педагогами, раздача рекламной продукции и т. д. Исключение составляют обучающиеся профильных классов, закрепленных за факультетами и кафедрами университетов.

В условиях современного непрерывного профессионального образования все более востребованным становится взаимодействие вузов в профориентационной работе с организациями среднего профессионального образования (СПО). При этом практика профориентационной работы переносится в техникумы и колледжи, наряду с профориентацией в школах. Такой подход дает определенный результат и в какой-то степени устраивает университеты со сложившимися региональными традициями и определенным авторитетом в области профессиональной подготовки [4].

Что же касается таких территориально удаленных структур университетов, как филиалы, представительства и базовые кафедры, то здесь данная система профориентации является мало эффективной. Большинство выпускников организаций СПО традиционно ориентируются на обучение как по дневной, так и по заочной форме обучения в расположенных в регионе университетах. Поэтому, как показывает практика, так называемые удаленные структурные подразделения университетов других регионов значительно проигрывают региональным университетам в привлечении будущих студентов при массовых формах профориентационной работы.

Анализ профориентационной практики для территориально удаленных структур показывает, что здесь наиболее эффективными являются формы взаимовыгодного партнерства, то есть социального партнерства, а используемые при этом методы профориентации называют активными [1 ]. Наши исследования показывают, что социальное партнерство должно организовываться и предусматривать адресно-целевое взаимодействие, когда формы массового взаимодействия заменяются на индивидуально-дифференцированные формы и методы работы или же ведутся парал-

лельно. Переход от массовых форм профориентационной работы к адресно-целевому взаимодействию диктует смену методологии организации профориентации. При этом изменяются подходы, принципы и методы работы [2].

Методология

Предлагаемая методология адресно-целевой профориентационной деятельности соответствует основным положениям экспериментальной региональной модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов на Интегрированной базовой кафедре профессионально-педагогического образования РГППУ г Кемерово (ИБК ППО). В качестве методологических выступают: системный, компетентностный, ситуационный, адресный и субъектный подходы [3]. Системный подход позволяет исследовать и раскрыть профориентационную работу с организациями СПО как целостный объект с учетом его многообразных связей и факторов. Система профори-ентационной работы ИБК ППО с организациями СПО позволяет выявить ее компонентный состав и структуру как систему взаимосвязей между этими компонентами. В качестве компонентов системы профориентации адресно-целевого взаимодействия выступают: преподаватели ИБК ППО, педагоги организаций СПО, педагоги, реализующие инновационные проекты, обучающиеся и др. Не останавливаясь на структуре профориентационной системы, отметим, что в качестве основы технологии реализации адресно-целевого взаимодействия выступают конкретные средства и методы, связанные с совместной деятельностью педагогов ИБК ППО и СПО, обучающихся организаций СПО.

Компетентностный подход лежит в основе предлагаемого алгоритма взаимодействия процесса профориентации, так как это связано с использованием федеральных образовательных стандартов (ФГОС) и формируемых образовательных компетенций. Ситуационный подход применяется к конкретной ситуации с учетом факторов, оказывающих решающее воздействие на развитие процесса профориентации. Адресный подход представляет собой совокупность способов организации профориентационной работы в соответствии с определенной направленностью взаимодействия ИБК и организацией СПО. Субъектный подход определяет способы организации профориентационной работы, ориентированные на индивидуальные потребности и личные возможности обучающихся в системе СПО, а также педагогов.

Алгоритм взаимодействия педагогов ИБК ППО и организаций СПО в ходе профориентаци-онной работы представлен на рисунке. Рассматриваемый алгоритм отражает адресно-целевой механизм взаимодействия, используемый в экспериментальной региональной модели ИБК ППО. Данное взаимодействие является одним из системообразующих в региональной модели и наглядно показывает преимущество адресно-целевого взаимодействия по сравнению с массовыми и индивидуальными формами организации профориентации.

Направления адресно-целевого взаимодействия ИБК ППО в г. Кемерово и организаций СПО Кемеровской области по профессиональной ориентации в региональной модели «Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов для системы среднего профессионального образования на ИБК ППО в г. Кемерово» («ПППК педагогов») представлены следующими положениями:

1) диагностика педагогов на знание современных методов обучения, воспитания и развития, а также профессиональной и общей педагогики;

2) мотивация педагогов на профессионально-педагогическое образование (высшее или переподготовку); для методистов — магистратура по профилю «Профессионально-педагогические технологии»;

3) сопровождение преподавателей в конкурсном движении («Преподаватель года», методические и научно-методические конкурсы);

4) внедрение системы корпоративного образования и внутрифирменного обучения специалистов по направлениям подготовки в техникуме;

5) сопровождение системы внутрикорпоративного обучения и внутрифирменного обучения специалистов под направление подготовки в техникуме;

6) сопровождение ТОП-50;

7) внедрение системы дуальной подготовки выпускников рабочей профессии и специалистов среднего звена;

8) рецензирование учебно-методических документов, основных образовательных программ подготовки специалистов среднего звена и рабочих профессий;

9) организация совместной подготовки по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» с использованием сетевых форм обучения и др.

ИБК ППО РГППУ г. Кемерово

Региональная модель «ПППК педагогов»

о.

о £

ш л о.

I-

Оу Л ш

а> §

о

X

о 0) о.

£

Директор, замдиректора

Передача информации в ИБК ППО г. Кемерово

Проведение профориентационных мероприятий

А.

Преподаватель

Да *

Заключение

договора

Организация СПО (закрепленная) Изучение показателей

Поиск заинтересованного лица в организации СПО

Выход с предложением по сотрудничеству

Профессиональная ориентация

о.

I

Ф

л о. н

к л

X I

о

ч: л о.

Директор, замдиректора

Нет

Проведение профагитации

Реализация региональной модели «ПППК педагогов»

Организация СПО

Рис. Алгоритм взаимодействия педагогов ИБК и организаций СПО по профессионально-ориентационной работе

Адресно-целевая профориентационная работа педагогов ИБК ППО в г. Кемерово рассматривается как мотивация потенциальных абитуриентов из числа студентов организаций СПО на направления подготовки Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) и их профессиональное самоопределение. При этом учитываются индивидуальные особенности личности, которые выявляются посредством различных форм взаимодействия преподавателей ИБК ППО в г Кемерово в конкретной организации СПО. На рисунке представлен традиционный (правая часть алгоритма) способ и предпочтительная адресно-целевая составляющая (левая часть) в рамках реализации региональной модели ИБК ППО в г. Кемерово.

Традиционные способы — это встречи преподавателей ИБК с учебными группами, беседы с родителями и педагогами техникума, участие в общетехникумовских мероприятиях, оформление информационных стендов и т. д. Адресно-целевые способы проведения профориентационной работы представлены выше в виде направлений взаимодействия ИБК и организаций СПО. Достаточно часто используемое традиционное (массовое) профориентационное мероприятие «День открытых дверей» нам удалось трансформировать в адресно-целевое. Обычно при его подготовке приглашаются абитуриенты, ориентированные на обучение в данном учебном заведении и получение специальности по направлениям подготовки в вузе. Мы же приглашаем абитуриентов, с которыми преподаватели ИБК уже несколько раз взаимодействовали на массовых и адресно-целевых мероприятиях, и смогли сформировать у них определенную, целевую мотивацию на конкретную специальность и поступление именно к нам, в РГППУ.

В результате проведенной профориентационной работы к нам поступают именно те абитуриенты, которые готовы обучаться по заочной, заочно-дистанционной формам с учетом специфики организаций, где им предстоит работать или они уже работают. Знание своего (будущего) рабочего места, понимание необходимости повышения уровня образования по конкретному профилю и направлению создают дополнительный стимул обучаться в РГППУ.

Результаты

Исследование по профессиональной ориентации проводилось в 2016-2018 гг. Оно было связано с внедрением региональной модели адресно-целевого взаимодействия ИБК ППО г. Кемерово и организаций СПО. Результаты показали, что количество посещений дня открытых дверей после профориентационной работы преподавателей ИБК ППО г. Кемерово выросло на 23 %. Увеличилось не только число выпускников СПО, но и добавились выпускники организаций среднего профессионального образования, которые ранее (2016-2017) не принимали участие в дне отрытых дверей. Прирост таких организаций составил 18 % от организаций СПО Кемеровской области. Число выпускников, желающих поступить в РГППУ, также увеличилось — на 25 %. Следует отметить и один из промежуточных результатов. Это прием студентов в 2017 г., который превысил план набора на 30 %.

Другой особенностью профориентационной работы является выстраивание ее в профильных предприятиях и организациях соответствующих отраслей согласно реализуемым направлениям подготовки в университете. Для этого организуются встречи с представителями администрации и работодателями, ведется разработка совместного плана профориентационных мероприятий, имеющих адресный характер. Адресность заключается в том, что проводятся традиционные профориентационные мероприятия, а также индивидуально ориентированные (индивидуальные беседы, оказание помощи при разработке различных организационно-методических мероприятий, их методическое обеспечение и сопровождение).

Заключение

Разработка адресно-целевого взаимодействия территориально удаленной базовой кафедры вуза в рамках реализации региональной модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов СПО показала, что принятые методологические подходы могут быть положены в основу профориентационной работы. При этом, безусловно, требуется их дальнейшая детализация и конкретизация в будущих экспериментах. В то же время предложенный алгоритм организации и осуществления профориентационной работы педагогами базовой кафедры и организаций СПО позволяет разработать систему адресно-целевых мероприятий, позволивших повысить эффективность этой работы. Это показали и результаты эксперимента.

Адресно-целевое проектирование профориентационной работы на ИБК ППО в г. Кемерово позволяет еще до объявления приема прогнозировать как количественный, так и качественный состав потенциальных абитуриентов РГППУ.

Литература

1. Безусова Т. А. Методы профориентационной работы высшего учебного заведения // Педагогические науки. 2016. № 54-2. С. 17-23.

2. Жуков Г. Н. Профессиональный стандарт педагога и профессиональное самоопределение будущих специалистов в системе СПО // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Актуальные направления развития системы профессиональной ориентации учащейся молодежи : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Кемерово, 15-16 марта 2017 г.) : в 2 ч. Ч. 2. Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2017. С. 121-123.

3. Жуков Г. Н., Кузнецова И. Ю., Жуков А. Г. Разработка и апробация региональной модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в процессе взаимодействия ИБК и организаций СПО Кемеровской области // Актуальные вопросы профессионально-педагогического образования : сб. науч.-метод. работ № 4. Уфа : Аэтерна, 2018. С. 7-15.

4. Шафранов-Куцев Г. Ф., Толстогузов С. Н. Профессиональные практики вуза. М. : Логос, 2014. 196 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Bezusova T. A. Metody proforientacionnoj raboty vysshego uchebnogo zavedeniya [Methods of vocational guidance work of a higher educational institution]. Pedagogical sciences, 2016, no. 54-2, pp. 17-23. (In Russian).

2. Zhukov G. N. Professional>nyj standart pedagoga i professional>noe samoopredelenie budushchih specialistov v sisteme SPO [Professional standard of the teacher and professional self-determination of future specialists in the ACT system]. Vocational education and youth employment: XXI century. Actual directions of the development of the vocational guidance system for young students. Materials of the International Scientific and Practical Conference (Kemerovo, march 15-16, 2017). Part 2. Kemerovo, KIRPRO, 2017, pp. 121-123. (In Russian).

3. Zhukov G. N., Kuznetsova I. Yu., Zhukov A. G. Razrabotka i aprobaciya regional>noj modeli podgotovki, perepodgotovki i povysheniya kvalifikacii pedagogicheskih kadrov v processe vzaimodejstviya IBK i organizacij SPO Kemerovskoj oblasti [Development and approbation of the regional model of training, retraining and advanced training of pedagogical staff in the process of interaction between the IBK and the organizations of the STR of the Kemerovo region]. Actual questions of the professional pedagogical education. Collection of scientific and methodical works № 4. Ufa, Aeterna, 2018, pp. 7-15. (In Russian).

4. Shafranov-Kutsev G.F., Tolstoguzov S. N. Professional>nye praktiki vuza [Professional practice of the university]. Moscow, Logos, 2014, 196 p. (In Russian).

УДК/uDC 377 М. В. Никитин

M. Nikitin

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО МЕхАНИЗМА

локального конкурса профессионального мастерства

В КОЛЛЕДЖЕ: ПОНЯТИИНый АППАРАТ, ЗАДАЧИ, ЭТАПы, СУБЪЕКТЫ

THE FORMATION OF A PERSONALIZED MECHANISM FOR the LOCAL PROFESSIONAL SKILL COMPETITION IN COLLEGE:

a conceptual framework, objectives, stages, subjects

Введение. В статье рассматриваются промежуточные результаты практико-ориентирован-ного, междисциплинарного исследования по проблеме обеспечения качества профессиональных квалификаций студентов крупного колледжа — образовательного комплекса (ОК). Цель статьи — представить актуальный понятийный аппарат, задачи, этапы становления персонализированного

1 Статья подготовлена в рамках госзадания Министерства образования и науки РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» по проекту «Методологические основы преемственности и непрерывности образования в условиях его структурных изменений» на 2017-2018 гг. (№ 27.8472.2018/БЧ).

This work has been done within the governmental task for "Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education" of the project "Methodological Basis of Education Continuity in the Conditions of Structural Changes" for 20172018 (№27.8472.2018/ND).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.