УДК 378
СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Ирина Ю. Кузнецова1' @
1 Российский государственный профессионально-педагогический университет в г. Кемерово, Россия, 650070, г. Кемерово, ул. Тухачевского, 32, корп. А @ [email protected]
Поступила в редакцию 29.12.2016. Принята к печати 16.03.2017.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, подготовка бакалавров, высшее образование, образовательная деятельность, интегрированная базовая кафедра, базовые организации, модель сетевого взаимодействия.
Аннотация: В статье представлен обзор исследований, касающихся различных аспектов сетевого взаимодействия, особенно сетевых моделей взаимодействия, используемых в образовательной практике учреждений, рассматриваются некоторые существующие понятия сетевого взаимодействия. Наиболее подробно рассмотрено сетевое взаимодействие в высшем образовании, для которого характерны несколько основных процессов - это развитие дистанционного образования, академической мобильности преподавателей, распространение программ обмена студентами, развитие исследовательской деятельности, в том числе на международном уровне. В качестве примера рассматривается сетевое взаимодействие при подготовке бакалавров профессионального обучения в филиале ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» в г. Кемерово. Целью подготовки педагогических кадров СПО в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами является проектирование сетевых образовательных программ и участие образовательных организаций в сетевом взаимодействии. Автором предлагаются критерии эффективности сетевого взаимодействия ИБК (III10) и базовых организаций.
Для цитирования: Кузнецова И. Ю. Сетевая форма реализации образовательных программ при подготовке бакалавров профессионального обучения: проблемы и перспективы // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С. 27 - 31. БО!: 10.21603/2542-1840-2017-2-27-31.
Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций на всех уровнях (городском, областном, региональном и пр.) с целью повышения качества образования в настоящее время достаточно разработана, и использование ресурсов учреждений входящих в сеть является одной из приоритетных организационно-правовых форм образовательной деятельности.
Исследование различных аспектов сетевого взаимодействия началось еще в конце 1990-х гг. и связано с именем А. И. Адамского, который определяет образовательную сеть как «совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью взаимного повышения результативности и качества обучения» [1].
Такие ученые, как А. А. Андреев, М. В. Моисеева, Е. С. Полат, И. В. Роберт, А. В. Хуторской и др. рассматривают сетевое взаимодействие через внедрение дистанционных технологий [2].
Использование дистанционного обучения при реализации сетевого взаимодействия позволяет разрабатывать учебные планы с индивидуальными траекториями освоения образовательных программ, использовать различные подходы к каждому из обучающихся, а также планировать разный уровень содержания и сроков обучения, что особенно важно использовать при обучении взрослых.
Как особенность интернет-общения рассматривают сетевое взаимодействие Е. П. Белинская, А. Е. Войскунский, С. В. Симонович, О. К. Тихомиров, И. С. Шевченко и др. [2].
Исследованию сущности сетевого взаимодействия и организации на его основе учебного процесса посвящены работы Е. В. Василевской, Е. Н. Глубоковой, И. Э. Конд-раковой и др. [2].
После появления в 2002 г. Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, в которой были выделены модели внутришкольной про-филизации и сетевой организации, интерес к сетевому взаимодействию в практике деятельности образовательных учреждений значительно повысился [3].
Для высшего образования сетевое взаимодействие имеет особое значение и связано с несколькими процессами, происходящими в системе - это развитие дистанционного образования, академической мобильности преподавателей, распространение программ обмена студентами, развитие исследовательской деятельности, в том числе на международном уровне [4].
В высшем образовании сетевое взаимодействие рассматривается еще в нескольких аспектах: в рамках теоретико-методологического аспекта объединения вузов для воспитания и профильного обучения (В. А. Грищук, М. Л. Кондакова, Е. Я. Подгорная, А. Н. Томазова и др.). Сети профессиональных учреждений в условиях реструктуризации изучал А. В. Воронин, а Л. И. Мухина
рассматривает сетевое взаимодействие в составе университетского комплекса [2].
Как способ совместного использования информационных ресурсов, то есть деятельность по получению, хранению, обработке информации определяет в своих исследованиях Н. В. Николаева [5].
В. Ф. Лопуга рассматривает сетевое взаимодействие не только с точки зрения информационных ресурсов, но и как способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических и кадровых ресурсов [6].
Н. М. Коннова в своих исследованиях понимает под сетевым взаимодействием процесс непосредственного и опосредованного взаимного влияния объектов (субъектов) друг на друга, результатом которого являются новые социально-педагогические структуры, обладающие новыми свойствами и особенностями общественных отношений [7].
Законодательно понятие «сетевое взаимодействие» было закреплено в 2012 г. в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где в ст. 15 прописан регламент сетевой формы реализации образовательных программ [8]. Но следует отметить, что формулировки в законе носят достаточно общий характер, например п. 2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.
И поэтому при реализации сетевой формы взаимодействия могут возникать ряд как правовых сложностей, связанных с договорами, так и организационных, связанных с разработкой совместных учебных планов.
В соответствии с п. 17 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966, при намерении образовательной организации оказывать образовательные услуги с использованием сетевого взаимодействия в Рособрнад-зор предоставляется копия договора между организациями, использующими сетевую форму взаимодействия.
В соответствии с ч. 3, ст. 15. Федерального закона об образовании в РФ» [8] в договоре необходимо прописывать:
- вид, уровень и/или направленность образовательной программы, реализуемой с использованием сетевой формы;
- статус «обучающиеся», правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы;
- условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, в том числе распределение обязанностей между организациями, характер и количество ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательной программы посредством сетевой формы;
- выдаваемые документы об образовании (или) квалификации, документы об обучении, и организации, которыми выдаются перечисленные документы;
- срок действия договора, порядок изменения и прекращения действия;
- порядок оплаты и стоимость обучения, в случае оказания платных образовательных услуг.
При аккредитации образовательных программ с использованием сетевой формы, помимо документов, перечисленных в п. 8 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, к заявлению необходимо приложить нотариально заверенную копию договора о сетевой форме реализации программ, заключенного в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Кроме договора также необходимо представить копии разработанных и утвержденных совместно с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы.
В настоящее время, сетевая форма взаимодействия, предоставляя образовательным организациям возможность использования ресурсов другой образовательной организации, позволяет компенсировать недостающие ресурсы и обеспечить необходимое качество реализации образовательных услуг.
В различных исследованиях разработано и представлено достаточно большое количество моделей сетевого взаимодействия.
Модель сетевого взаимодействия вузов как инновационный тип взаимосвязи, который несет в себе потенциал, способствующий системы образования, повышению качества образовательной деятельности предлагает В. С. Женина [9].
Идея объединения вузов в консорциумы, т. е. временные объединения, создаваемые для решения какой-то проблемы, реализации проекта достаточно распространена и активно работает. Для консорциумов характерно прежде всего сохранение самостоятельности образовательных организаций, привлечение большого количества партнеров, слияние информационных, интеллектуальных, финансовых и образовательных ресурсов для достижения поставленной общей цели.
Разработка моделей взаимодействия учреждений профессионального образования, работодателей и граждан на основе вариантов организации сетевого взаимодействия способна обеспечить непрерывное образование взрослых и подготовку кадров, соответствующих потребностям работодателей - представителей регионального рынка труда [10].
Сетевая форма реализации образовательных программ далеко не исчерпывается описанными вариантами и за счет использования различных механизмов и технологий может быть значительно расширена. ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» принимает активное участие в модернизации педагогического образования. И целью подготовки педагогических кадров СПО в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами является проектирование сетевых образовательных программ во всех Федеральных округах Российской Федерации и участие образовательных организаций в сетевом взаимодействии, разработку онлайн-курсов и основных профессиональных образовательных программ в области образования.
В рамках общей темы Института развития территориальных систем профессионально-педагогического образования (ИРТС ППО) ФГАОУ ВО «РГГППУ» «Научно-методическое сопровождение подготовки кадров в территориях Российской Федерации в процессе сетевого взаимодействия», на интегрированной базовой кафедре РГППУ в г. Кемерово ведется исследовательская работа по теме «Подготовка бакалавров профессионального образования на основе ресурсов сетевого взаимодействия ИБК и социальных партнеров».
Интегрированная базовая кафедра профессионально-педагогического образования (ИБК ППО) является структурным подразделением РГППУ и, объединяя несколько направлений подготовки бакалавров, выполняет функции выпускающей кафедры.
Организационно, в структуру ИБК входят базовые образовательные организации по направлениям подготовки бакалавров. Базовых организаций, участвующих в сетевом взаимодействии может быть несколько, в одних проводятся лабораторные или практические работы, в других - производственная или педагогическая практика, стажировки. Это могут быть любые организации, с кем осуществляется взаимодействие. Т. е. создается определенная сеть взаимодействия ИБК (ППО) и организаций - социальных партнеров, заинтересованных в совместной деятельности. ИБК является определенным центром, в котором сосредоточены управленческие, организационные и методические ресурсы. Сайт ИБК, по сути, является информационным порталом для обучающихся и преподавателей, участвующих в реализации сетевого взаимодействия. В перспективе - разработка разделов на сайте для каждого направления подготовки, где будет размещена вся необходимая информация, касающегося образовательного процесса и обеспечена возможность онлайн и офлайн-общения, а также проведение консультаций, семинаров, конференций. Создание подобного портала позволит вести активный диалог, комментировать материалы, высказывать свое мнение о существующих проблемах и делиться достижениями. Таким образом, в качестве алгоритма сетевой реализации образовательных программ можно обозначить следующее: проводится анализ учебного плана по направлению подготовки, вычленяются часы лабораторных, практических работ, для проведения которых необходимо специальное оборудование, помещения, заключаются договора о сетевом взаимодействии, уточняется расписание, когда необходимо задействовать специализированные помещения и оборудование, имеющиеся в базовых организациях. Затем осуществляется сопровождение обучающихся при использовании ресурсов сайта ИБК.
В перспективе - разработка разделов на сайте, для каждого направления подготовки, где будет размещена вся необходимая информация, касающегося образовательного процесса и обеспечена возможность онлайн- и офлайн-общения, а также проведение консультаций, семинаров, конференций. Создание подобного портала позволит вести активный диалог, комментировать материалы, высказывать свое мнение о существующих проблемах и делиться достижениями.
В качестве критериев эффективности сетевого взаимодействия ИБК (ППО) и базовых организаций можно предложить следующие:
- количество договоров с организациями - социальными партнерами;
- оснащенность необходимым техническим обеспечением и оборудованием для проведения лабораторных и практических работ;
- готовность преподавателей и студентов к использованию ИКТ и разработке в образовательном процессе.
Сетевое взаимодействие с базовыми организациями в настоящее время в основном компенсирует не достаточное материально-техническое и ресурсное оснащение некоторых направлений подготовки, обеспечивающих необходимое качество реализации образовательных программ.
Сложностей еще достаточно много:
- низкое качество материального обеспечения интернет-ресурсами;
- низкий уровень владения педагогическими работниками ИКТ;
- слабое оснащение информационно-образовательными и методическими ресурсами;
- психологическая неготовность педагогических работников к работе в сети;
- отсутствие системы стимулирования профессионального роста педагогических работников с использованием средств ИКТ; несогласованность критериев, регламентов и процедур сетевого взаимодействия;
- конвертируемость результатов сетевого образования;
- стандарт сетевых образовательных программ [11].
Сетевая форма реализации образовательных программ позволяет повысить качество обучения за счет использования ресурсов базовых организаций, более углубленно подойти к изучению отдельных модулей или дисциплин, особенно имеющих прикладное значение и самое основное - сетевое взаимодействие позволяет создать условия для профессионального и личностного роста как педагогов, так и обучающихся, потому что создает новую культуру взаимоотношений и ведет к повышению качества образования в целом.
Литература
1. Адамский А. И. Модель сетевого взаимодействия // Управление школой. 2002. № 4. С. 23.
2. Голованова Д. А., Исайкина М. А., Недогреева Н. Г. О роли сетевого взаимодействия в обеспечении качества профессионального образования // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 24. С. 27 - 37.
3. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 № 2783. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901837067 (дата обращения: 23.12.2016).
4. Реморенко И. М., Рожков А. И. Перспективы применения сетевой формы реализации образовательных программ в сфере педагогического образования // Журнал руководителя управления образованием. 2015. № 2(45). Режим доступа: obr.direktor.ru/databank/articles/3892/pdf
5. Николаева Н. В. Игровые методы формирования информационной деятельности обучаемых в процессе изучения ИКТ // Информационные технологии в образовании: международный конгресс конференций («ИТО-2003»). Москва, 16 - 20 ноября 2003 г. Режим доступа: http://ito.edu.rU/2003/I/1/I-1-1955.html (дата обращения: 22.03.2014).
6. Лопуга В. Ф. Формы и методы сетевого взаимодействия школ здоровья Алтайского края // Образовательная сеть «Школы здоровья Алтайского края». Барнаул, 2007. Режим доступа: http://www.akipkro.ru/hsch/lopuga set.htm (дата обращения: 22.12.2016).
7. Коннова Н. М. Виды социально-педагогического взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями // Социально-педагогическая деятельность сферы сотрудничества: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Саратов: Научная книга, 2009. С. 156 - 163.
8. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. 31.12.2012. № 303.
9. Женина В. С. Сетевое взаимодействие вузов как инновационный тип отношений образовательных учреждений // Педагогические исследования и современная культура: сборник научных статей Всероссийской интернет-конференции с международным участием. СПб., 2014. С. 186 - 190. Режим доступа: http://www.kpinfo.org/activities/ research/conferences/97-conference-internet-2014-april/ (дата обращения: 23.12.2016).
10. Дочкин С. А. Непрерывное образование взрослых через сетевые модели взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1(21). С. 46 - 50.
11. ПавельеваН. В. Развитие системы профессионального образования в информационном обществе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2014. 24 с.
NETWORK FORM OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE PREPARATION OF BACHELORS VOCATIONAL TRAINING: PROBLEMS AND PROSPECTS
Irina U. Kuznetsova1' @
1 The Russian State Vocational Pedagogical University (Kemerovo branch), 32, build. A, Tukhachevsky St., Kemerovo, Russia, 650070 @ [email protected]
Abstract: The article provides an overview of research relating to various aspects of networking, especially network interaction models, used in educational practice institutions. Here are considered some of the existing concept of networking. The article offers a detailed considering of networking in higher education, which is characterized by several basic processes, namely the development of distance education, academic mobility of teachers, distribution of student exchange programs, the development of research activities, including the international level. As an example, we consider the networking of vocational training in the preparation of bachelors in the branch FSAEI HE (Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education) "Russian State Vocational Pedagogical University" in Kemerovo. The purpose of training teachers of SVE (secondary vocational education) in accordance with the professional standards of the teacher and the federal state educational standards is to design the network of educational programs and the participation of educational institutions in networking. The author offers criteria of efficiency networking IBD (Integrated base department) (VTE) (vocational teacher education) and base organizations.
For citation: Kuznetsova I. Iu. Setevaia forma realizatsii obrazovatel'nykh programm pri podgotovke bakalavrov profes-sional'nogo obucheniia: problemy i perspektivy [Network Form of Educational Programs in the Preparation of Bachelors Vocational Training: Problems and Prospects]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 2 (2017): 27 - 31. (In Russ.) DOI: 10.21603/2542-1840-2017-2-27-31.
References
1. Adamskii A. I. Model' setevogo vzaimodeistviia [The model of network interaction]. Upravlenie shkoloi = School management, no. 4 (2002): 23.
2. Golovanova D. A., Isaikina M. A., Nedogreeva N. G. O roli setevogo vzaimodeistviia v obespechenii kachestva professional'nogo obrazovaniia [On the role of networking in ensuring the quality of vocational education]. Sborniki konfe-rentsii NITs Sotsiosfera = Collections of conferences SPC Sociosphere, no. 24 (2014): 27 - 37.
3. Ob utverzhdenii Kontseptsii profil'nogo obucheniia na starshei stupeni obshchego obrazovaniia. Prikaz Minobrazo-vaniia RF ot 18.07.2002 № 2783 [On approval of the Concept of profile training at the senior stage of General education.
Received 29.12.2016. Accepted 16.03.2017.
Keywords: networking, training of bachelors, higher education, educational activity, integrated basic department, basic organizations, networking interaction model.
The order of the Ministry of education of the Russian Federation dated 18.07.2002 No. 2783]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/901837067 (accessed 23.12.2016).
4. Remorenko I. M., Rozhkov A. I. Perspektivy primeneniia setevoi formy realizatsii obrazovatel'nykh programm v sfere pedagogicheskogo obrazovaniia [Prospects of application of network forms of realization of educational programs in the field of teacher education]. Zhurnal rukovoditelia upravleniia obrazovaniem = Journal of the head of the education management, no. 2(45) (2015). Available at: obr.direktor.ru/databank/articles/3892/pdf
5. Nikolaeva N. V. Igrovye metody formirovaniia informatsionnoi deiatel'nosti obuchaemykh v protsesse izucheniia IKT [Playing methods of development of the information activities of students in the process of learning ICT]. Informatsion-nye tekhnologii v obrazovanii: mezhdunarodnyi kongress konferentsii («ITO-2003») [Information technology in education: Intern. Congress of conf. ("ITE-2003")]. Moscow, 16 - 20 November 2003. Available at: http://ito.edu.ru/2003/I/1/I-1-1955.html (accessed 22.03.2014).
6. Lopuga V. F. Formy i metody setevogo vzaimodeistviia shkol zdorov'ia Altaiskogo kraia [Forms and methods of network interaction of schools of health of the Altai territory]. Obrazovatel'naia set' «Shkoly zdorov'ia Altaiskogo kraia» [Education network "School of health of the Altai territory"]. Barnaul, 2007. Available at: http://www.akipkro.ru/hsch/ lopu-ga_set.htm (accessed 22.12.2016).
7. Konnova N. M. Vidy sotsial'no-pedagogicheskogo vzaimodeistviia uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniia detei s vysshimi uchebnymi zavedeniiami [The socio-pedagogical interaction of institutions of additional education of children with higher educational institutions]. Sotsial'no-pedagogicheskaia deiatel'nost' sfery sotrudnichestva: mat-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Socio-pedagogical activities areas of cooperation: Proc. Intern. Sc.-Prac. Conf.]. Saratov: OOO «Nauch-naia kniga», 2009, 156 - 163.
8. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii. Federal'nyi Zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ [On education in the Russian Federation. Federal Law as of 29.12.2012 No. 273-FZ]. Rossiiskaiagazeta = Russian newspaper, no. 303 (31.12.2012).
9. Zhenina V. S. Setevoe vzaimodeistvie vuzov kak innovatsionnyi tip otnoshenii obrazovatel'nykh uchrezhdenii [Network University cooperation as an innovative type of relationship educational institutions]. Pedagogicheskie issledova-niia i sovremennaia kul'tura: sbornik nauchnykh statei Vserossiiskoi internet-konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Pedagogical studies and modern culture: Proc. all-Russian Internet-Conf. with intern. participation]. Saint-Petersburg, 2014, 186 - 190. Available at: http://www.kpinfo.org/activities/research/conferences/97-conference-internet-2014-april/ (accessed 23.12.2016).
10. Dochkin S. A. Nepreryvnoe obrazovanie vzroslykh cherez setevye modeli vzaimodeistviia [Continuing education for adults through a network interaction model]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom = Professional Education in Russia and Abroad, no. 1(21) (2016): 46 - 50.
11. Pavel'eva N. V. Razvitie sistemy professional'nogo obrazovaniia v informatsionnom obshchestve. Avtoref. Diss. kand. ped. nauk [The development of vocational education in the information society. Cand. ped. Sci. Diss. Abstr.]. Kemerovo, 2014, 24.