Научная статья на тему 'Системные изменения в подготовке бакалавров при реализации образовательной программы "Металлургия" в идеологии CDIO'

Системные изменения в подготовке бакалавров при реализации образовательной программы "Металлургия" в идеологии CDIO Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНИЦИАТИВЫ CDIO / РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ "МЕТАЛЛУРГИЯ" / ДЕСКРИПТОРЫ ИННОВАЦИОННОСТИ / STANDARDS OF THE INTERNATIONAL CDIO INITIATIVE / IMPLEMENTATION OF THE INNOVATIVE PROGRAM "METALLURGY" / DESCRIPTORS OF INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гафурова Наталия Владимировна, Рудницкий Эдвард Анатольевич, Осипова Светлана Ивановна, Шубкина Ольга Юрьевна

Введение. В статье представлено исследование по проблеме внедрения идеологии Всемирной инициативы CDIO в процесс подготовки бакалавров направления «Металлургия». Цель исследования продиктована необходимостью повышения качества инженерного образования в соответствии с международными требованиями. Методология. Методологической базой выступает полипарадигмальный подход, определяющий непротиворечивость и целесообразность использования системного, деятельностного, личностно ориентированного, компетентностного и синергетического подходов к решению отдельных педагогических задач. Результаты исследования, отражающие системные изменения в подготовке будущих бакалавров-металлургов на основе идеологии CDIO, представлены показателями инновационности организации образовательного процесса, его содержания, использования педагогических технологий, новых форм и результатов образовательного процесса. Заключение. Проведенное исследование показало, что системные изменения всех компонентов образовательного процесса в подготовке будущих металлургов в соответствии с идеологией Всемирной инициативы CDIO способствуют повышению качества инженерного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гафурова Наталия Владимировна, Рудницкий Эдвард Анатольевич, Осипова Светлана Ивановна, Шубкина Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM CHANGES IN THE TRAINING OF BACHELORS IN THE IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL PROGRAM "METALLURGY" IN IDEOLOGY CDIO

Introduction. The paper describes the research on CDIO framework implementation in Metallurgy Engineering undergraduate programme. Materials and Methods. The methodological basis of the research is polyparadigmatic approach which justifies non-contradiction and expediency of using systemic, activity, person-oriented, competence-based, and synergetic approaches in order to perform pedagogical tasks. Results. The results showed systemic changes in the education of future bachelors, the metallurgists, based on implementation of CDIO ideology, and demonstrated innovative framework of learning process, including its content, the use of pedagogical technologies, new learning forms and outcomes, which were confirmed by external experts. Conclusions. The study has shown brings systemic changes in all the components of the educational process in the preparation of future metallurgists in accordance with the ideology of the international CDIO initiative lead to the quality improvement of engineering education.

Текст научной работы на тему «Системные изменения в подготовке бакалавров при реализации образовательной программы "Металлургия" в идеологии CDIO»

4. Bershadskiy M. E. Ocenivanie kak diagnostika dostizheniya planiruemyh nezul)tatov obucheniya [Assessment as diagnosis achieve intended learning outcomes]. Public education, 2013, no. 1, pp. 155-161. (In Russian).

5. Boritko N. M. Diagnosticheskaya deyatel>nost> pedagoga [The diagnostic activity of the teacher]. Moscow, Academy, 2006, 288 p. (In Russian).

6. Bulan I. G. Opyt organizacii proektno-issledovatel>skoj deyatel>nosti studentov pri izuchenii matematiki v usloviyah distancionnogo obucheniya [Experience in the organization of design and research activities of students in the study of mathematics in distance learning]. Young scientist, 2015, no. 4, pp. 549-552. (In Russian).

7. Bulan I. G. Organizaciya proektno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov v ramkah samostoyatel'noj raboty po matematike [Organization of design and research activities of students in the framework of independent work in mathematics]. Current state and prospects of psychology and pedagogics. Collection of articles of the international scientific-practical conference (Ufa, 28 February 2015). Ufa, Aeterna, 2015, pp. 21-23. (In Russian).

8. Bulan I. G. Model' formirovaniya proektno-issledovatel'skih umenij u studentov SPO [Model of formation of design and research skills of students of secondary vocational education]. New science: Experience, traditions, innovations. International scientific periodical on the results of the international scientific-practical conference. Sterlitamak, RIC AMI, 2016, pp. 41-45. (In Russian).

9. Bulan I. G. Prakticheskie zanyatiya po matematike na osnove proektno-issledovatel>skogo metoda. Metodicheskaya razrabotka [Practical training in mathematics on the basis of the design and research method. Methodical development]. Center of pedagogical skills «New ideas». Available at: http://konkursidei.ru. (In Russian).

10. Bulan I. G. Proektnaya deyatel>nost> studentov [Project activities of students: methodological guide for teachers]. Kazan, Buk, 2018, 96 p. (In Russian).

11. Golubev N. K., Bitinas B. P. Vvedenie v diagnostiku vospitaniya [Introduction to parenting diagnostics]. Moscow, Pedagogy, 1989, 160 p. (In Russian).

12. Grebeniuk O. S., Rozhkov M. I. Terminologicheskij slovar>. Pedagogicheskie tekhnologii [Terminological dictionary. Pedagogical technology]. Available at: http://didacts.ru/dictionary/1027 (accessed 12.04.2018).

13. Grindasova O. I. Razvitie proektnoj deyatel'nosti studentov (na materiale izucheniya nemeckogo yazyka) [Development of students ' project activity (On the material of German language study)]. Ph. D. thesis. Kursk, 2004, 170 p. (In Russian).

14. Ibragimov G. I. Kachestvo podgotovki specialistov srednego zvena: problemy formirovaniya kriteriev ocenki [The quality of training of specialists of an average link: the problem of formation of criteria of assessment]. Secondary vocational education, 2013, no. 6, pp. 9-12. (In Russian).

15. Podlasiy I. P. Pedagogika. Novyj kurs: Obshchie osnovy. Process obucheniya [Pedagogy. The new deal: the General framework. Learning process]. Moscow, VLADOS, 2000, Book 1, 576 p. (In Russian).

16. Semenova S. E. Diagnostika obshcheuchebnyh umenij studentov-pervokursnikov [Diagnosis of General medical skills of first-year students]. Professional education. Capital, 2005, no. 1, p. 15. (In Russian).

17. Sotnik V. G. Formirovanie issledovatel'skoj kompetentnosti studentov v processe organizacii samostoyatel'noj proektno-issledovatel'skoj deyatel'nosti [Formation of students ' research competence in the process of organization of independent design and research activities]. Abstract of Ph. D. thesis. Saint Petersburg, 2006, 22 p. (In Russian).

18. Karpova N. V., Kuskova S. V., Tolkacheva L. E. (compilers) Spravochnoe posobie po organizacii poiskovo-issledovatel>skoj deyatel>nosti uchashchihsya obrazovatel>nyh uchrezhdenij [Reference guide to the organization of search and research activities of students of educational institutions]. Pskov, PGPI, 2001, 46 p. (In Russian).

19. Shastun T. A. Formirovanie proektnyh umenij u budushchih menedzherov v processe professional'noj informacionno-matematicheskoj podgotovki [Formation of design skills of future managers in the process of professional information and mathematical training]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 2009, 23 p. (In Russian).

системные изменения в подготовке бакалавров при реализации образовательной программы «металлургия»

в идеологии CDIO

SYSTEM CHANGES IN THE TRAINING OF BACHELORS

in the implementation of the educational program "metallurgy"

IN IDEOLOGY CDIO

Введение. В статье представлено исследование по проблеме внедрения идеологии Всемирной инициативы СОЮ в процесс подготовки бакалавров направления «Металлургия». Цель исследования продиктована необходимостью повышения качества инженерного образования в соответствии с международными требованиями.

УДК/uDC 378.147

Н. В. Гафурова, Э. А. Рудницкий, С. И. Осипова, О. Ю. Шубкина

N. Gafurova, E. Rudnitskii, S. Osipova, O. Shubkina

Методология. Методологической базой выступает полипарадигмальный подход, определяющий непротиворечивость и целесообразность использования системного, деятельностного, лич-ностно ориентированного, компетентностного и синергетического подходов к решению отдельных педагогических задач.

Результаты исследования, отражающие системные изменения в подготовке будущих бакалавров-металлургов на основе идеологии CDIO, представлены показателями инновационности организации образовательного процесса, его содержания, использования педагогических технологий, новых форм и результатов образовательного процесса.

Заключение. Проведенное исследование показало, что системные изменения всех компонентов образовательного процесса в подготовке будущих металлургов в соответствии с идеологией Всемирной инициативы CDIO способствуют повышению качества инженерного образования.

Introduction. The paper describes the research on CDIO framework implementation in Metallurgy Engineering undergraduate programme.

Materials and Methods. The methodological basis of the research is polyparadigmatic approach which justifies non-contradiction and expediency of using systemic, activity, person-oriented, competence-based, and synergetic approaches in order to perform pedagogical tasks.

Results. The results showed systemic changes in the education of future bachelors, the metallurgists, based on implementation of CDIO ideology, and demonstrated innovative framework of learning process, including its content, the use of pedagogical technologies, new learning forms and outcomes, which were confirmed by external experts.

Conclusions. The study has shown brings systemic changes in all the components of the educational process in the preparation of future metallurgists in accordance with the ideology of the international CDIO initiative lead to the quality improvement of engineering education.

Ключевые слова: стандарты международной инициативы CDIO, реализация инновационной программы «Металлургия», дескрипторы инновационности.

Keywords: standards of the international CDIO initiative, implementation of the innovative program "Metallurgy", descriptors of innovation.

Введение

Ориентация на создание высокотехнологического сектора экономики, построение общества знаний требует подготовки высококвалифицированных инженерных кадров.

Императив изменений как базовый тренд современности, проецируясь на систему образования, делает необходимым соответствующие изменения в содержании и организации инженерного образования, в том числе и по причине «определенного снижения его уровня» [1 ].

Исследователи отмечают, что при сохранении фундаментальности как неизменного достоинства нашего образования, реализуемого через вовлечение студентов в решение научных проблем, откликаясь на бурное развитие науки, техники и технологии, инженерное образование как социальный институт приближается к реальной профессиональной среде. При этом преодолевается замкнутость, образование становится открытым к взаимодействию с внешней средой через сетевое взаимодействие с различными социальными институтами, в первую очередь с потребителями услуг [4; 14]. Другими словами, современное инженерное образование проектируется, реализуется и оценивается с участием представителей базовых предприятий.

В статье представлено теоретическое обоснование подхода к подготовке бакалавров направления «Металлургия» на основании использования международной инициативы CDIO (Conceive — Design — Implement — Operate) [5].

В идеологии CDIO определяется приоритет деятельностного подхода к образованию по технико-технологическим направлениям подготовки бакалавров, ориентированной на формировании выпускника, способного к осуществлению полного технологического цикла изготовления изделия.

С 2014 года в Сибирском федеральном университете реализуются образовательные программы по направлениям подготовки бакалавриата «Металлургия», «Сварочное производство» и «Теплоэнергетика и теплотехника», отдельные аспекты этой деятельности представлены нами ранее [3; 6; 9].

Обеспечение должного эффекта в повышении качества инженерного образования достигается за счет системного комплексного подхода в использовании стандартов международной инициативы CDIO, относящихся ко всем компонентам образовательного процесса и условиям его реализации.

Несмотря на то, что обобщенные результаты, в том числе и продукты, в виде отдельных локальных актов получены при реализации инновационной образовательной программы «Металлургия», разработанной в соответствии с принципами и стандартами CDIO, они обладают определенной универсальностью и могут быть использованы при решении проблем повышения качества инженерного образования по другим направлениям подготовки.

Методология

Исследование проводилось на основе полипарадигмального подхода, определяющего непротиворечивость и целесообразность использования отдельных подходов для решения конкретных педагогических задач: системно-деятельностный, личностно ориентированный, компетентност-ный, синергетический. В частности, вовлечение студентов в проектную деятельность, способствующую формированию проектировочно-внедренческой компетентности как ключевой компетентности будущего инженера, базируется на идеях системно-деятельностного подхода (А. Г Асмолов, Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев и др.). Личностно ориентированный подход к образовательному процессу определяет студента как субъекта образовательной деятельности, реализующего субъектную позицию в процессе выбора тем проектной деятельности, самореализации при выполнении проектного задания.

Компетентностный подход определяет результат образования в виде сформированной про-ектировочно-внедренческой компетентности, которая обеспечивает способность будущего инженера к осуществлению полного технологического цикла изготовления изделия.

Синергетический подход в условиях открытого инженерного образования, реализуемого как сетевое взаимодействие стейкхолдеров, обеспечивает повышение его качества за счет синтеза интеллектуальных, материально-технических и других ресурсов взаимодействующих коллективных субъектов.

В исследовании использовались теоретические методы (контекстный поиск информации при разработке содержания интегрированных дисциплин, систематизация образовательных и административных практик, моделирование образовательного процесса в условиях перехода к качественно новому учебному плану), эмпирические (педагогическое наблюдение за командной работой в ходе проектирования, опросные методы для экспертизы результатов образования, оценивание и самооценивание продуктов проектной деятельности, экспертная оценка продуктов деятельности).

Результаты

При представлении и оценке результатов исследования использовались дескрипторы, описывающие отдельные аспекты системных изменений в подготовке будущих металлургов: инноваци-онность образовательной программы в целом, а также дескрипторы, раскрывающие инновации в основных компонентах педагогической системы (содержании образования, позиционировании инновации, педагогических технологиях, кадровом обеспечении, обобщенных показателях хода реализации образовательной программы).

I. Дескрипторы инновационности образовательной программы

1. Переход к открытости образовательной программы:

s через установление тесной взаимосвязи с работодателем на начальном и последующем этапах образовательного процесса, которые изначально обозначают свое видение и свои требования к результатам образования, ожидание от образовательного процесса. На данный момент включены в совместное взаимодействие CDIO по образовательным программам такие предприятия, как ОК «Русал», АО «Полюс», ОАО «Красцветмет» и др. [13];

s сетевое взаимоотношение с вузами РФ, школами — это развитие и внедрение сетевого взаимодействия со стейкхолдерами (вузы РФ, школы, технологические и высокотехнологические компании).

2. Модификация управления:

s полный переход на новый тип управления образовательным процессом по образовательной программе (ОП).

Все дисциплины учебного плана, а также учебная нагрузка закреплены за ОП (за одной кафедрой), следовательно, весь профессорско-преподавательский состав (ППС) обеспечивает выполнение учебного плана по ОП. Это позволяет интегрировать не только дисциплины учебного плана (УП), но и усилия всех преподавателей для достижения результатов образования. В этих условиях формируется команда ППС, преследующая конкретные, согласованные на всех этапах цели/образовательные результаты [11; 12]; ^ бюджетирование СОЮ ОП. Выделенный бюджет на ОП реализуется:

а) через эффективный контракт СОЮ для ППС;

б) доплаты ППС за дополнительную работу, не входящую в эффективный контракт СОЮ;

в) командировочные расходы ППС и студентов;

г) расходы на проектную деятельность ОП.

II. Дескрипторы инновационности содержания образования

1. Разработка новых интегрированных дисциплин (Стандарт 7):

^ введение в инженерное дело/инжиниринг (в рамках данного курса реализуются учебные практики между разными образовательными программами «Инженерный кластер», «Инженерный старт») [7];

^ история и философия науки, техники и производства; ^ управление проектами;

^ управление качеством (бережливое производство); ^ управление изменениями; ^ решение технических кейсов; / системная инженерия; / основы промышленного дизайна;

/ ответственные инновации: этика, безопасность (инженерная этика); / инноватика;

/ анализ данных: визуализация.

Перечисленные выше дисциплины обогащают содержание подготовки будущих бакалавров современными подходами и технологиями, реализуемыми на базовых предприятиях.

2. Активная реализация проектной деятельности студентами (Стандарт 4, 5, 6). Студенты, обучающиеся по инновационной образовательной программе «Металлургия»,

с первого курса и в течение всего обучения принимают участие в проектной деятельности в рамках 40 зачетных единиц учебного плана. Сформирован совместно с работодателями банк проектов разного уровня сложности и направленности, в том числе социальные, общеинженерные, инженерные и производственно-технологические проекты. Проводимая процедура запуска проектной деятельности (онлайн/офлайн) позволяет студентам самоопределиться в выборе проекта, представить его развитие. Допускается самостоятельность студента в предложении своего проектного задания. На портале студенческих инициатив на электронном ресурсе «Мой СФУ» методическую помощь для первокурсников, студентов С010 всех образовательных программ предлагается так называемая учебная проектная деятельность, которая встроена в интегрированную дисциплину «введение в инженерное дело» в формате проведения инженерного кластера в сетевом взаимодействии с Московским политехническим университетом [15].

3. Реформирование учебных планов (Стандарт 2, 3):

^ переход от аудиторной нагрузки к нагрузке ППС через зачетные единицы (трудоемкость); ^ реальное использование массового открытого онлайн-курса (М00С) в текущем учебном процессе;

^ формирование универсального учебного плана для инженерии: тиражируемые образовательные и административные практики, например «Инженерный кластер/старт» совместно с Московским политехническим университетом; ^ создание новых дисциплин учебного плана;

^ разработка положения о выпускной квалификационной работе (ВКР) С010 и реализация нескольких пилотных выпускных работ;

/ включение в учебный процесс проектных недель и проведение выставок-презентаций продуктов проектной деятельности студентов.

III. Дескрипторы позиционирования

Позиционирование практик CDIO СФУ (Стандарт 1).

s На CDIO конференциях в мире/стране (международные: Португалия, Китай, Нидерланды, Финляндия, Швеция, ОАЭ, Канада; российские: Томск, Сколтех) [15-17].

s Контакты с российскими вузами (ТПУ, УРФУ, МПУ, Сколтех).

s Участие студентов во внешних проектах: региональных (УМНИК, Красноярский край, Территория 2020, Green Project SibFU, Metal Cup); всероссийских (WorldSkllls Russia, Арктика, Кубок Голдберга, УМНИК, Генезис, Metal Cup и др.); международных (Discovery Science, Сколково Роботех, Международный инженерный чемпионат Case-in).

s Локальное позиционирование деятельности студентов в рамках СФУ.

IV. Дескрипторы инновационности в использовании педагогических технологий и новых форм занятий (Стандарт 8)

Продвижение идеи и непосредственное создание новых форм занятий:

s занятия активными методами;

s занятия с привлечением работодателя;

s интегрированные занятия;

s занятия, проводимые на предприятиях — выездные занятия.

V. Дескрипторы кадрового обеспечения (Стандарт 9, 10)

1. Внутренняя непрерывная система повышения квалификации педагогических кадров, участвующих в реализации образовательных программ:

• управление реализацией инновационной образовательной программой «Металлургия» в соответствии с идеологией инициативы CDIO (2014-2015);

• развитие компетентностей команды стейкхолдеров в условиях реализации инновационной ОП «Металлургия» в идеологии CDIO (2015-2016);

• проектирование фонда оценочных средств для образовательной программы «Металлургия», реализуемой в идеологии CDIO (2016-2017);

• формирование компетенций студентов в самостоятельной работе (2017-2018).

2. Внешние факультеты повышения квалификации (ТПУ, Сколтех, МПУ, магистратура ППС в ВШЭ).

3. Стажировки на базовых предприятиях (в основном, краткосрочные, до двух недель, в планах руководства увеличить их на больший срок — до 3-6 месяцев с полным погружением в современные проблемы технологических и высокотехнологических компаний).

По итогам переподготовки и дополнительной квалификации участник внедряет результаты повышения квалификации в образовательный процесс с обязательным открытым занятием в присутствии внешних экспертов.

VI. Дескрипторы хода реализации образовательной программы и достижения результатов образования (Стандарт 11, 12)

1. Мониторинг формирования личностных и межличностных компетенций студентов в соответствии с планом мониторинговых мероприятий [8].

2. Анкетирование ППС, студентов, работодателей.

На данный момент происходит накопление массива данных по результатам анкетирования. Производится анализ дефицита компетенций ППС, выявляются показатели оценки качества образования с точки зрения студентов и работодателей. Осуществляется деятельность по выработке управляющих решений. Система оперативного внедрения решений по результатам обратной связи, так называемый процесс постоянного совершенствования, в настоящее время выстраивается, определяет валидность различных управленческих решений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Экспертные оценки хода ОП внешними экспертами.

Разработаны системы экспертирования хода инновационного процесса.

Экспертная комиссия (ЭК) CDIO состоит из представителей администрации СФУ (ректорского корпуса), внутренних экспертов, прошедших соответствующие стажировки, внешних экспертов, а также ведущих преподавателей-практиков и инженеров-проектантов.

Продуктами деятельности экспертной комиссии CDIO, созданными за прошедшие 3,5 года, являются:

• положение об эффективном контракте CDIO (для ППС, руководителя ОП, менеджера ОП, экспертов CDIO);

• форма и регламент экспертизы ЭК CDIO;

• форма и регламент отбора ППС в ОП;

• форма и регламент отбора ППС по эффективному контракту CDIO;

• оценочные листы/чек-листы экспертизы реализации в ОП стандартов CDIO;

• оценочные листы экспертизы развития образовательной программы.

Заключение

Проведенное исследование показало, что ориентация на требования международной инициативы CDIO приводит к системным изменениям всех компонентов образовательного процесса, сущность которых может быть раскрыта соответствующими дескрипторами инновационности образовательной программы и отдельных компонентов ее реализации.

Литература

1. Александров А. А., Федоров И. Б., Медведев В. Е. Инженерное образование сегодня: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 3-8.

2. Арнаутов А. Д., Рябов О. Н. Потенциал проектной деятельности студентов в развитии их компетентности // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 7. С. 87-91.

3. Гафурова Н. В., Осипова С. И., Степанова Т. Н. Базовые идеи модернизации профессионального образования направления «Металлургия» // Фундаментальные исследования. 2013. № 11 (часть 7). С. 1418-1422.

4. Зубарева К. А. Открытость как феномен современного образования // Педагогическое образование в России. 2012. № 3. С. 6-10.

5. Международный семинар по вопросам инноваций и реформированию инженерного образования «Всемирная инициатива CDIO» : материалы для участников семинара / под ред. Н. М. Золотаревой, А. Ю. Умарова. М. : Изд. дом МИСиС, 2011. 60 с.

6. Осипова С. И. Компетентностный подход в реализации инженерного образования // Педагогика. 2016. № 6. С. 53-59.

7. Осипова С. И. Содержательно-целевая направленность дисциплины «Введение в инжиниринг» в рамках Всемирной инициативы CDIO // Инженерное образование. 2014. № 16. С. 54-58.

8. Осипова С. И., Володько К. А., Пономарева В. С. Информационная система мониторинга в управлении образовательным процессом в идеологии CDIO // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 530-538.

9. Осипова С. И., Гафурова Н. В. Металлургическое образование на основе идеологии CDIO // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 137-139.

10. Осипова С. И., Гафурова Н. В., Бутакова С. М. Потенциал модульного учебного плана в реализации стандартов CDIO // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2016. № 1 (35). С. 85-89.

11. Осипова С. И., Рудницкий Э. А. Вовлечение стейкхолдеров в реализацию идеологии CDIO // Высшее образование в России. 2015. № 8-9. С. 39-45.

12. Осипова С. И., Рудницкий Э. А. Проблема образования команды для реализации инновационной ООП в идеологии CDIO // Инженерное образование. 2014. № 16. С. 132-136.

13. Осипова С. И., Рудницкий Э. А., Лощилова М. А. Продуктивное сетевое взаимодействие в контексте повышения качества инженерного образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2 (часть 3). С. 543-547.

14. Шевелева С. С. Открытая модель образования (синергетический подход). М. : Магистр, 1997. 47 с.

15. Fostering Engineering Thinking with Curriculum Integrated STEM Game [Electronic resource] / N. Gafurova, A. Arnautov, A. Fedoseev, Y. Fadeev // Proceedings of the 13th International CDIO Conference, June 18-22, 2017. Calgary : University of Calgary, 2017. P. 223-234. URL: https://prism.ucalgary.ca/handle/1880/52101 (дата обращения: 19.08.2017).

16. Marchenko N., Osipova S., Arnautov A. New Role of Employer in the Educational Process of Metallurgy Programme // Proceedings of the 12th international CDIO Conference, June 12-16, 2016. Turku, Finland : Turku University of Applied Sciences, 2016. P. 257-265.

17. Osipova S., Stepanova T., Shubkina O. Implementation of CDIO Standards Within a Modular Curriculum of «Metallurgy» Program // Proceedings of the 12th international CDIO Conference, June 12-16, 2016. Turku, Finland : Turku University of Applied Sciences, 2016. P. 250-256.

References

1. Aleksandrov A. A., Feorov I. B., Medvedev V. E. Inzhenernoe obrazovanie segodnya: problemy i resheniya [Engineering education today: problems and decisions]. Higher Education in Russia, 2013, no. 12, pp. 3-8. (In Russian).

2. Arnautov A. D., Ryabov O. N. Potencial proektnoj deyatel'nosti studentov v razvitii ih kompetentnosti [The potential of project activity of students in the development of their competence]. Modern High Technology, 2017, no. 7, pp. 87-91. (In Russian).

3. Gafurova N. V., Osipova S. I., Stepanova T. N. Bazovye idei modernizacii professional'nogo obrazovaniya napravleniya «Metallurgiya» [Basic ideas of modernization of professional education in the direction «Metallurgy»]. Fundamental Research, 2013, no. 11 (part 7). pp. 1418-1422. (In Russian).

4. Zubareva K. A. Otkrytost' kak fenomen sovremennogo obrazovaniya [The openness as the phenomenon of modern education]. Pedagogical Education in Russia, 2012, no. 3, pp. 6-10. (In Russian).

5. Eds. N. M. Zolotarevoy, A. Yu. Umarova. Mezhdunarodnyj seminar po voprosam innovacij i reformirovaniyu inzhenernogo obrazovaniya «Vsemirnaya iniciativa CDIO» [International Seminar on Innovation and Reform of Engineering Education «CDIO Global Initiative»]. Materials for seminar participants. Moscow, Publishing House MISiS, 2011, 60 p. (In Russian).

6. Osipova S. I. Kompetentnostnyj podhod v realizacii inzhenernogo obrazovaniya [Competence approach in the implementation of engineering education]. Pedagogy, 2016, no. 6, pp. 53-59. (In Russian).

7. Osipova S. I. Soderzhatel'no-celevaya napravlennost' discipliny «Vvedenie v inzhiniring» v ramkah Vsemirnoj iniciativy CDIO [The content-target orientation of the discipline «Introduction to Engineering» within the framework of the Global Initiative CDIO]. Engineering Education, 2014, no. 16, pp. 54-58. (In Russian).

8. Osipova S. I., Volodko K. A., Ponomareva V. S. Informacionnaya sistema monitoringa v upravlenii obnazovatel'nym pnocessom v ideologii CDIO [Information monitoring system in the management of the educational process in the CDIO ideology]. Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 5, pp. 530-538. (In Russian).

9. Osipova S. I., Gafurova N. V. Metallurgicheskoe obrazovanie na osnove ideologii CDIO [Metallurgical education on the basis of CDIO ideology]. Higher Education in Russia, 2013, no. 12, pp. 137-139. (In Russian).

10. Osipova S. I., Gafurova N. V., Butakova S. M. Potencial modul'nogo uchebnogo plana v realizacii standartov CDIO [The potential of the modular curriculum in the implementation of CDIO standards]. Vestnik KSPU them. V.P. Astafeva, 2016, no. 1 (35), pp. 85-89. (In Russian).

11. Osipova S. I., Rudnitskiy E. A. Vovlechenie stejkholderov v realizaciyu ideologii CDIO [Involvement of stakeholders in the implementation of the ideology CDIO]. Higher Education in Russia, 2015, no. 8-9, pp. 39-45. (In Russian).

12. Osipova S. I., Rudnitsky E. A. Problema obrazovaniya komandy dlya realizacii innovacionnoj OOP v ideologii CDIO [The problem of the formation of a team for the implementation of innovative PLO in the ideology of CDIO]. Engineering Education, 2014, no. 16, pp. 132-136. (In Russian).

13. Osipova S. I., Rudnitsky E. A., Loshilova M. A. Produktivnoe setevoe vzaimodejstvie v kontekste povysheniya kachestva inzhenernogo obrazovaniya [Productive network interaction in the context of improving the quality of engineering education]. Modern High Technology, 2016, no. 2 (part 3), pp. 543-547. (In Russian).

14. Sheveleva S. S. Otkrytaya model' obrazovaniya (sinergeticheskij podhod) [Open model of education (synergetic approach)]. Moscow, Magistr, 1997, p. 47. (In Russian).

15. Gafurova N., Arnautov A., Fedoseev N., Fadeev Y. Fostering Engineering Thinking with Curriculum Integrated STEM Game. Proceedings of the 13th International CDIO Conference, June 18-22,2017. Calgary, University of Calgary, 2017, pp. 223234. Avalable at: https://prism.ucalgary.ca/handle/1880/52101 (accessed 19.08.2017).

16. Marchenko N., Osipova S., Arnautov A. New Role of the Employer in the Educational Process of the Metallurgy Program. Proceedings of the 12th international CDIO Conference, June 12-16, 2016. Turku, Finland, Turku University of Applied Sciences, 2016, pp. 257-265.

17. Osipova S., Stepanova . Shubkina O. Implementation of the CDIO Standards within the Modular Curriculum of the Metallurgy Program. Proceedings of the 12th international CDIO Conference, June 12-16, 2016. Turku, Finland, Turku University of Applied Sciences, 2016, pp. 250-256.

профориентационная работа базовой кафедры вуза в условиях адресно-целевого взаимодействия с организациями спо

VOCATIONAL guidance work OF THE BASIC DEPARTMENT

of higher education in the conditions of targeted interaction

with organizations of sve

Введение. Статья посвящена разработке алгоритма профориентационной работы при адресно-целевом взаимодействии базовой кафедры университета с организациями среднего профессионального образования и предприятиями конкретной отрасли. Актуальность данной темы определяется тем, что используемые сегодня организационно-массовые формы профориентационной работы являются недостаточно эффективными и не позволяют конкурировать территориально удаленной базовой кафедре университета с вузами региона. Адресно ориентированная профориентационная работа проводится базовой кафедрой региональной модели подготовки и ДПО педагогов СПО.

Методология. Разработка алгоритма адресно-целевого взаимодействия в рамках профориентационной работы основана на интеграции следующих подходов: системного, компетентност-ного, ситуационного, адресного и субъектного. Это обеспечивает непосредственное участие педагогов базовой кафедры в различных мероприятиях организаций СПО.

Результаты работы заключаются в разработке алгоритма адресно-целевого взаимодействия педагогов базовой кафедры и организаций среднего профессионального образования по основным направлениям профессиональной ориентации.

Заключение. Алгоритм адресно-целевого взаимодействия педагогов базовой кафедры и организаций среднего профессионального образования по профессиональной ориентации подразумевает разработку перечня мероприятий и требований к ним как со стороны базовой кафе-

УДК/uDC 37.048.45:377

А. Г. Жуков

A. Zhukov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.