Научная статья на тему 'Игровые формы профориентационной работы'

Игровые формы профориентационной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2664
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ИГРЫ / ИГРОВЫЕ ФОРМЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ / CAREER GUIDANCE / VOCATIONAL GUIDANCE WORK / GAMES / GAME FORMS / INTERACTIVE FORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеева Резеда Рафаилевна, Давыдов Александр Евгеньевич

Дан анализ научных изысканий по игровым формам профориентационной работы, сделан вывод о недостаточной проработке этапов профориентационных игр, необходимости привнесения в игровой формат профориентации физической активности. Представлены результаты анализа организации профориентационной работы в моногороде (г. Нижнекамск, Республика Татарстан) с определением факторов низкой эффективности такой работы. Выявлены проблемы проведения профориентационной работы в моногороде, в частности фактической невозможности проведения профессиональных проб в условиях реального производства. Предложена собственная методика проведения игровых профессиональных проб в форме квеста, позволяющая знакомить детей школьного возраста с профессиями градообразующих предприятий в моногороде. Предложены меры по систематизации и повышению эффективности профориентационной работы в условиях моногорода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER GUIDANCE IN THE FORM OF GAMES

The paper provides an analysis of research on game-based forms of vocational guidance, The authors argue that that the stages of vocational guidance games are insufficiently developed and it is necessary to introduce physical activity into the game format of vocational guidance, since the most common present format of vocational guidance board games does not take into account the«hyperactivity» of the modern generation. The authors present the results of their analysis of vocational guidance organization in a single-industry city (Nizhnekamsk, Republic of Tatarstan) and identify some factors of such work's low efficiency: lack of innovative forms of work, lack of desire on the part of enterprises to go beyond the traditional «study tours», and some personnel problems encountered in the provision of vocational guidance. After pointing out some problems in the organization of vocational guidance work in a single-industry city, the authors propose their own methods for conducting game-based professional testing in the form of a quest, which make it possible to acquaint school-age children with the professions of city-forming enterprises in a single-industry city. Some measures to systematize vocational guidance work and to improve its effectiveness are also proposed.

Текст научной работы на тему «Игровые формы профориентационной работы»

126

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2018, № 4 (52), с. 126-133

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.032

ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ © 2018 г. Р.Р. Валеева, А.Е. Давыдов

Валеева Резеда Рафаилевна, к.э.н.; доцент кафедры финансов и кредита Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова, Нижнекамск

[email protected] Давыдов Александр Евгеньевич, к.э.н.; доцент кафедры финансов и кредита Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова, Нижнекамск

davydov 1981 @mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.03.2018 Статья принята к публикации 17.10.2018

Дан анализ научных изысканий по игровым формам профориентационной работы, сделан вывод о недостаточной проработке этапов профориентационных игр, необходимости привнесения в игровой формат профориентации физической активности. Представлены результаты анализа организации профориентационной работы в моногороде (г. Нижнекамск, Республика Татарстан) с определением факторов низкой эффективности такой работы. Выявлены проблемы проведения профориентационной работы в моногороде, в частности фактической невозможности проведения профессиональных проб в условиях реального производства. Предложена собственная методика проведения игровых профессиональных проб в форме квеста, позволяющая знакомить детей школьного возраста с профессиями градообразующих предприятий в моногороде. Предложены меры по систематизации и повышению эффективности профориентационной работы в условиях моногорода.

Ключевые слова: профориентация, профориентационная работа, игры, игровые формы, интерактивные формы.

Введение

Серьезной проблемой в современных условиях становится рост ожиданий детей при одновременном сокращении компетенций. Возникает разрыв: наиболее активные и компетентные подростки удачно сдают единые государственные экзамены и уезжают на учебу в столичные вузы, остальные, оставаясь в родном городе, поступая (с подачи родителей) в местные учебные заведения, смутно представляют свою трудовую деятельность. При этом ожидания от будущего у них в целом завышены и представляют собой социальную бомбу замедленного действия: окончив ссуз или вуз, молодой человек попытается работать, не испытывая никакого интереса к полученной профессии, не имея мотивации к плодотворному труду, не представляя карьерных перспектив и своего потенциала как специалиста. В итоге - сверхдефицит трудовых ресурсов на предприятиях, сверхнагрузка на государственные службы поддержки безработных, рост количества проявлений асоциального поведения (суициды, разводы, преступления, личные банкротства). Как предотвратить возникающие проблемы? Решение этой проблемы возможно посредством профориентационной работы в виде

игровых форм. Таким образом, целью статьи является описание авторской модели проведения профессиональных проб в форме игр-квестов на территории Нижнекамского муниципального района с использованием сетевого подхода.

Теоретико-методологические подходы

Игровые формы профориентационной работы достаточно широко изучены исследователями-педагогами с различных позиций: использование в работе с различными возрастными категориями от дошкольников и младших школьников до студентов высших учебных заведений, применение в различных учреждениях от школы до дворовых клубов и центров внешкольной работы. Приведем небольшой обзор авторских исследований игровых форм в профориентаци-онной работе.

Н.Г. Лукоянова [1, с. 15] предлагает при проведении занятий использовать методы, потенциал которых довольно высок, даже при работе с пассивными аудиториями: профориента-ционные игры с классом, профориентационные игровые упражнения и моделирование микроситуаций. Игра - очень эффективная для восприятия форма работы: взрослому она даёт воз-

можность увидеть проблему в целом, а школьнику - на практике приобрести навыки принятия решений и овладеть ролевым поведением. Главные достоинства профориентационных игр - их наглядность, эмоциональная насыщенность.

Е.В. Никитина [2] отмечает игровые методы профориентационной работы как направленные на активизацию учащихся в профессиональном самоопределении. Игра связана с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути, поскольку во время игры подросток проигрывает социальные и профессиональные отношения взрослых. Именно игровые методы оказываются своеобразным противовесом общепринятым стандартным формам профориентационной работы в школе, отличающимся неинтересностью, заорганизованностью профориентационных мероприятий, недостаточной активностью подростков в самоопределении. Актуальная особенность метода профориентационных игр заключается в создании более непринужденной, доброжелательной и естественной, чем обычно, атмосферы работы со старшеклассниками и в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения.

Опыт Н.С. Пряжникова [3] показал, что если профориентационные игры по времени от общего количества часов занимают не более 25-30%, то воспринимаются учащимися не как «развлечение», а как естественная форма работы. В своем исследовании он выделяет такие методы активизации профессионального самоопределения, как профориентационные игры с классом, игровые профориентационные упражнения, карточные информационно-поисковые методики («профессьянсы»), игровые карточные методики, настольные профориентацион-ные игры, игры-дискуссии, карточно-бланковые игры, бланковые игры с классом; расписывает преимущества и недостатки того или иного метода и приводит большое количество игр с методикой их проведения.

E.H. Рукис, JI.A. Дейко [4, с. 2] выделяют игру как очень эффективную для восприятия форму профориентационной работы: взрослому она дает возможность увидеть проблему в целом, а школьнику - на практике приобрести навыки принятия решений и овладеть ролевым поведением. У этой методики есть и свои особенности, требующие последующей корректировки: участники игр зачастую несерьезно воспринимают такую форму, а форма подачи материала не позволяет предложить школьникам большой объем информации. Целесообразно использовать в игре те знания, которые уже

имеются у школьников. Задача организаторов -через взаимообмен и взаимокоррекцию привести эти знания в систему.

Д.А. Семилеткина [5] изучает профориентационные игры в контексте интерактивных методов работы. Использование интерактивных методов в профориентационной работе позволяет молодым людям более полно узнать о различных сферах профессиональной деятельности, в игровой форме познать особенности отдельных профессий. К интерактивным методам профориентации относятся профориентацион-ные деловые игры, профориентационные тренинги, проектные профориентационные методики и др.

Т.В. Пасечникова [6] обозначает немаловажную роль профориентационной работы с воспитанниками дошкольных образовательных учреждений, в том числе дидактических игр, моделирующих структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда через игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

В.А. Творожникова, Т.В. Ширяева, М.Н. Ко-стромина [7, с. 10-11] вводят игры в профори-ентационной подготовке с младшими школьниками. В этом возрасте работа по профориентации с помощью игр направлена на то, чтобы о бъяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии. Профориентация младших школьников - это важнейшая ступенька к будущему правильному выбору профессии, о котором впоследствии не будут жалеть. А игры для школьников по профориентации - это первые шажочки к тому, что, возможно, когда-нибудь станет смыслом жизни.

Достаточно интересным является исследование Г.Ф. Шафранова-Куцева и С.Н. Толстогузо-ва [8]. Они на основе многолетних социологических исследований проанализировали профори-ентационные практики вуза в современных условиях. Выделены структура, формы организации этой работы в средних школах, высших учебных заведениях. Рассмотрены духовно-нравственные и социально-профессиональные ценности и ориентиры старшеклассников как потенциальных абитуриентов. Подчеркнуты некоторые негативные проявления в мировоззренческих настроениях подростков, требующие значительных корректив при организации профориентационной работы вузовских коллективов. Обобщен опыт деятельности приемной комиссии.

В Центре внешкольной работы Центрального района Санкт-Петербурга [9, с. 94] организационными формами работы по профилизации

являются игровые и состязательные виды образовательной деятельности (интеллектуальные викторины и конкурсы, «математические бои», спортивные соревнования, дидактические и деловые игры), экскурсии, учебно-научные проекты, полевые исследования, лабораторные и практические работы. Авторы свидетельствуют о более высокой эффективности профилизации при использовании сетевых схем университета за последние пять лет.

И.В. Сорокина [10, с. 130] посвящает свое исследование вопросу организации профориен-тационной игры в клубах по месту жительства, рассматривает возрастные особенности подростков, предопределяющие специфику работы по их профессиональной ориентации, анализирует классификацию игр по виду деятельности участников игры, обозначает детерминанты ее использования в профориентационной деятельности, раскрывает сущность профориентационной игры и формулирует рекомендации по решению проблемы организации профориентационных игр в клубах по месту жительства.

Профориентационным играм посвящены также целые сайты [11]. Так, на сайте «А. Я. Психология» приведена хорошая подборка тестов, тренингов и профориентационных игр, направленных на развитие навыков самопрезентации при устройстве на работу, определение перспективных жизненных и профессиональных целей, анализ и осмысление профессиональных перспектив, управление личным профессиональным планом, побуждение участников к осознанному выбору профессии и развитие профессионально важных качеств.

Как видно, игровые формы профориентаци-онной работы изучены с разных сторон в современном научном мире, но какими же особыми методиками и формами реализации они должны обладать в условиях моногородов -этот вопрос пока остается открытым.

Результаты и обсуждение результатов

С 2014 года в Нижнекамском муниципальном районе (далее - НМР) началась реализация нового проекта по профориентации «Программа

профессиональной ориентации школьников го-

рода Нижнекамска 2014-2017 гг.» [12.

Стратегия развития профессиональной ориентации школьников г. Нижнекамск направлена на:

- подготовку хорошо ориентированных, обладающих прочными базовыми знаниями, полученными в основной, средней школе, и глубокими знаниями по предпрофильным, профильным дисциплинам учащихся;

- развитие таких качеств личности, которые позволят в дальнейшем достаточно быстро со-

гласно профилю осваивать новую технику и технологию, а при необходимости и новую профессию, при одновременном формировании способностей применять теоретические знания в практической деятельности.

В настоящее время в городе выстроена профориентация учащихся на химическое производство и технические специальности, осуществляемая на основе интеграции кадрового потенциала мастеров производственного обучения МУК («Межшкольный учебный комбинат»»), организаций СПО, школ, педагогов вузов в рамках комплекса вышеназванных мероприятий.

Реализация данного комплекса мероприятий осуществляется с учетом [13]:

- изменения методов и технологии обучения на базе современной информационно-образовательной среды, а также внедрения новых форм обучения (сетевого взаимодействия);

- создания условий для реализации практи-ко-ориентированного образования на базе организаций СПО;

- создания условий для работы с одаренными школьниками: научно-исследовательская деятельность, олимпиадное движение с привлечением вузов г. Нижнекамска и г. Казани.

Основная цель реализации комплексной программы - создание единого образовательного пространства, включающего школы, учреждения среднего профессионального и высшего образования.

С 2014 г. колледжи г. Нижнекамска реализуют подпрограммы «Программы профессиональной ориентации школьников и молодежи на 20142017 гг.»: «Основная школа - СПО - трудоустройство - вуз», «Мир профессий Нижнекамска» [14] (для учащихся 7-9 классов), «Введение в профессию» (для учащихся 9 классов).

Профориентационная работа в Нижнекамском филиале Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП) (далее -Нижнекамский филиал КИУ) проходит в непрерывном режиме с начала учебного года до его окончания. В основном - это выход к школьникам с тематическими лекциями, семинарами и привлечение молодежи к участию в вузовских научных мероприятиях: конференциях, диктантах, олимпиадах, фестивалях, конкурсах и др.

Если говорить об игровых формах профориентационной работы, то им уделяется внимание в разнообразных вариантах. Из игровых форм профориентационной работы, применяемых Нижнекамским филиалом КИУ, можно выделить мероприятия, проводимые совместно с Казанским открытым университетом талантов 2.0: психологические тренинги, тренинги прорывных компетенций, профессиональные про-

бы в форме квестов для контингента школ и колледжей, арт-терапевтические технологии -для дошкольников и младших школьников.

Целью перечисленных мероприятий является профориентация молодежи, большее понимание детьми специфики тех или иных профессий, рост привлекательности местных работодателей, снижение остроты кадрового вопроса для организаций г. Нижнекамск.

Основным принципом организации проф-ориентационных квестов, разрабатываемых авторами статьи, является моделирование производственной среды и конкретных производственных ситуаций, в которые погружаются участники квеста. Моделирование реализуется через выделение наиболее важных характеристик профессии, производственного и трудового процесса, разработку сценария с четкими заданиями и системой поощрений.

Авторами определена последовательность проведения игрового квеста-профпробы:

1) вводная интерактивная лекция: ознакомление с порядком проведения квеста, базовыми данными по производству, профессиям, трудовым процессам;

2) деление на команды и знакомство с «лидерами»: наставники с производства, способные в ходе выполнения задания комментировать, делиться своим опытом, направлять (фасилити-ровать) работу команды;

3) выдача «маршрутных листов» (см. табл. 1): задания на квест, содержащие и специфические данные по изучаемым профессиям;

4) выполнение заданий;

5) фасилитация: проверка усвоения материала, оценка ощущений участников и работа с замечаниями.

Так, например, в квесте по знакомству с профессиями шинного производства ребята создают резиновую смесь, обрабатывают ее на вальцовочном станке, нарезают слои покрышки, производят ее сборку на модели станка, проводят вулканизацию. Затем уже на настоящих покрышках проводят «контроль качества», грузят их на «электрокар», перевозят на «склад». Все материальные ресурсы подготовлены из доступных и безопасных материалов. Например, резиновую смесь готовят из компонентов, указанных в табл. 2.

На специальном стенде представлены настоящие образцы компонентов резиновой смеси, на постах, где дети выполняют задания, размещены фотографии оборудования и производственного процесса. Кроме того, проведению квеста предшествует краткая интерактивная лекция по сути профессий, по которым проводится квест.

Таким образом, зная особенности трудового и производственного процессов, дети активно погружаются в игру (квест), действуя при этом по сценарию, заданному конкретной профессией (перемешать компоненты, размять на вальцовочном станке, нарезать на полоски). Наличие конкретных заданий, физической активности (разгрузка-погрузка покрышек на электрокар), соревновательный характер квеста (запускали одновременно три команды), небольшая продолжительность (максимально 1 час) обеспечивают высокую мотивацию участников от начала (вводная интерактивная лекция) и до конца квеста (этап рефлексии). Как показали результаты анкетирования участников, в ходе квеста в среднем усваивается до 70% информации о производственном процессе, особенностях представленных профессий и трудовых операциях.

По итогам проведенных в Нижнекамском филиале КИУ профориентационных мероприятий с помощью игровых форм был проведен опрос 969 респондентов (табл. 3), прошедших профессиональные пробы в 2016-2018 годах, из них 91% составили школьники и 9% - студенты колледжа в возрасте от 12 до 19 лет (численность населения данной возрастной группы в г. Нижнекамск составляет 23282 человека).

Приведем оценку достоверности результатов исследования.

Средняя ошибка показателя:

тр=±.

Рхд

п

969x10000 23282

10000 -

969x10000

: л/23282 =

23282 = +0.642,

Р - величина показателя в процентах, промилле и т.д.; д - дополнение этого показателя до 100, если он в процентах, до 1000, если %0 и т.д. (т.е. д = 100-Р, 1000-Р и т.д.).

Доверительный коэффициент: 969x10000 р 23282

/ = -

тр 0.642

-647.975;

/> 1. соответственно, степень достоверности результатов достаточно высока.

Анализ данных позволил выявить, что 87% школьников и студентов колледжей отметили ценность пройденных мероприятий для самоопределения в жизни, при этом лишь 37% респондентов определились с выбором будущей профессии. Так, за рубежом для самоопределения молодежь проходит порядка 40 профпроб.

Для того чтобы определиться с будущей профессией, большинство детей (47%) собирается поступить в вуз, хотя обучение в университете

Таблица 1

Маршрутный лист_

№ Время, мин Этап Профессия профпробы Место проведения Содержание

1 10 Знакомство с шинным производством Актовый зал Презентация направления (видео), обзор технологии производства шин. Деление на команды (ведущий сам в случайном порядке). Со своей командой двигаетесь на территорию перед зданием столовой к стенду

2 10 Компоненты резиновой смеси Лаборант по качеству, конструктор покрышек, инженер по разработке РТИ Стенд Выбрать карточку с заданием у ведущих. Определить по заданию на карточке компонент резиновой смеси на стенде. Приклеить карточку к правильному компоненту на стенде. Проверить у ведущего правильность ответа. Со своей командой двигаетесь к посту 1

3 10 Приготовление резиновой смеси (выбор ингредиентов (список) Оператор аппарата приготовления резиновой смеси 1 пост Выбирают компоненты (используя знания, полученные на 1 этапе). На весах отмерить компоненты в пропорции, которая указана в рецептуре смеси. Засыпать в «чан» (большую посуду). Перемешать «смесь» (тесто). Принести результат на следующий пост. Двигаетесь с командой и результатами к посту 2

4 10 Смешение ингредиентов, подготовка к формованию (вальцы) Вальцовщик 2 пост На доске скалкой («вальцы») раскатать тесто, нарезают полосками. Двигаетесь с командой и результатами к посту 3

5 10 Сборка слоев и формование покрышки Оператор аппарата сборки покрышки 3 пост Выстроить в правильной последовательности слои покрышки (карточки со слоями) на станке сборки: 1) гермослой, 2) корд, 3) протектор. Двигаетесь с командой и результатами к посту 4

6 10 Вулканизация Оператор аппарата вулканизации 4 пост Нарисовать узор протектора на заготовке. Придать заготовке форму колеса. Установить заготовку в шкаф, выставить время «вулканизации» (выпекания). Через положенное время извлечь готовое изделие. Двигаетесь с командой в отдел качества

7 5 Определение Лаборант по Отдел Определить брак на образцах шин

качества шин качеству качества Остаетесь на месте для выполнения следующего задания

8 5 Транспорти- Водитель Отдел Эстафета - погрузить шины в тачку и пере-

ровка готовых погрузчика качества везти из пункта А (цех) в пункт Б (склад).

шин Остаетесь на месте для выполнения следующего задания

9 5 Складирование шин Грузчик Склад Сложить шины в порядке, указанном в инструкции. Возвращаетесь в актовый зал

10 10 Рефлексия. Выходное тестирование Актовый зал Раздать персональные анкеты и ручки. Подведение итогов. Ощущения участников профпробы по итогам мероприятия. Собрать заполненные анкеты и ручки

Таблица 2

Рецептура резиновой смеси для протектора_

№ Наименование ингредиентов Заменитель в квесте

1 Каучук натуральный Дрожжевое тесто (мука, дрожжи, вода)

2 Сера молотая Куркума

3 Диоксид кремния Соль крупного помола

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Углерод технический N339 Черный уголь в порошке

Таблица 3

Опрос молодежи по итогам проведенных профессиональных проб _ в Нижнекамском филиале КИУ в 2016-2018 годах__

Варианты ответов на вопросы 1, 2, 3 Наличие видения карьеры Считаете ли Вы нужным проведение подобных про фориентационных мероприятий? Готовы ли Вы в самое ближайшее время прийти на профпробы? Какой первый шаг Вы готовы сделать в своей индивидуальной про фориентации? Варианты ответов респондентов на 4 вопрос

1 2 3 4

Да 37% 87% 93% 47% Поступаю в вуз

11% Хожу к репетитору

Нет 60% 8% 4% 6% Посещаю разные развивающие мероприятия

2% Занимаюсь самообразованием

Затрудняюсь ответить 3% 5% 3% 10% Ничего не делаю

24% Не знаю

можно назвать одной из ступеней по реализации в выбранной профессии. Вследствие получается, что по итогам выпуска из вуза, по данным Росстата [15], лишь 40% молодежи работает по специальности, а ведь это финансовые средства государства/предприятий (для бюджетных/целевых мест) или родителей детей / самих детей (для мест, оплачиваемых по образовательным договорам), не говоря уже о том, что дети теряют 4-6 лет своей жизни на получение профессии, которая никоим образом не пригодится в их дальнейшей жизни, а общество не получает востребованных специалистов, на которых рассчитывало эти годы. 18% молодежи ходит для этой цели на занятия с репетиторами, посещает различные мероприятия по развитию интеллектуального уровня, готовится к ОГЭ, ЕГЭ, 10% не делает нечего, а 24% респондентов не знает, как поступить.

Повторно посетить профориентационные мероприятия игровой формы пожелали 93% респондентов, хотя в действительности вторично пришли лишь 12% участников профигр. Это объясняется загруженностью ребят обязательной

программой среднего общего и среднего профессионального образования, дополнительными мероприятиями муниципального образования, не всегда связанными с интересами самих обучающихся, но интересующих градообразующие предприятия города, быстрой выгораемостью детей, посещающих обильное количество мероприятий, отсутствием у ребят навыков доведения задуманных планов до их реализации.

Таким образом, по итогам профориентаци-онной работы, проведенной в игровой форме в Нижнекамском филиале КИУ за 2016/2017 и 2017/2018 учебные годы, необходимо выделить следующие моменты:

- эффективность профориентационной работы в игровой форме определяется на выходе профессиональной самоопределенностью молодежи;

- действенность профориентационных игр может быть достигнута за счет регулярного участия детей в большом количестве профме-роприятий;

необходимо повысить мобильность участников профигр с помощью системы муниципальной профориентации, которая позволила

бы сократить нагрузку учащихся за счет выстраивания схемы эффективных игр, исключения повторяющихся элементов и наращивания масштабности мероприятий.

Заключение

Подводя итог, необходимо отметить, что большинство экспертов признает важность и эффективность игровых форм образовательной, в том числе профориентационной, работы. Опыт Нижнекамского филиала Казанского инновационного университета в партнерстве с Университетом талантов (г. Казань) показал действенность игрового формата в сфере профориентации современных школьников.

Вместе с тем применение неформальных форм профориентационной работы сталкивается с определенными трудностями:

- весьма высокая дифференциация школьников старшего возраста по уровню карьерной и образовательной мотивации;

- как следствие - низкая мотивация к участию в профориентационных мероприятиях (у школьников с четким индивидуальным планом развития - из-за определенности в жизненном пути, у остальных - из-за нежелания осуществлять какие-либо действия);

фактическое отсутствие поддержки на муниципальном уровне, в том числе и со стороны системы образования (школы перегружены своими мероприятиями, подготовкой к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, муниципалитет ориентирован на узкоспециализированные запросы градообразующих предприятий);

- сложности с организацией профориента-ционных мероприятий игрового формата на предприятиях города и района (перевозка детей, безопасность на производстве, «сиюминутность» кадровой политики предприятий, профанация руководителями мероприятий для школьников).

В результате проведенной методической и исследовательской работы были выделены наиболее важные факторы, которые будут способствовать успешности реализации игровых форм профориентационной работы:

активная открытая кадровая политика муниципалитета и предприятий города;

- система мотиваторов для участников муниципальной системы профориентации школьников и молодежи;

- встраивание профориентационных мероприятий в учебные программы школ, ссузов и вузов;

наличие источников материального обеспечения профориентационных мероприятий

(муниципальные и региональные программы, предприятия);

- появление социально-ответственных предприятий, готовых к проведению профориентационных мероприятий на своей территории.

Список литературы

1. Лукоянова Н.Г. Игра как метод активизации профессионального самоопределения обучающихся. Мастер-класс // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! 2015. № 2 (38). С. 15-19.

2. Никитина Е.В. Психологическое сопровождение профориентационной работы в школе // Электронный журнал Экстернат.РФ. 2012. Режим доступа: http://ext.spb.ru/site/1490-2012-08-23-11-15-48.pdf (дата обращения: 24.07.2018).

3. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2007. 501 с.

4. Рукис Е.Н., Дейко Л.А. Методические рекомендации по разработке и проведению игр профори-ентационной направленности. ст. Ленинградская, 2011. 14 с.

5. Семилеткина Д.А. Интерактивные методы профориентационной работы с молодежью // Студенческий научный форум-2014. VI Международная студенческая электронная научная конференция: Электронное издание. 2014. Режим доступа: http:// www.scienceforum.ru/2014/525/509 (дата обращения: 24.07.2018).

6. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие. Самара: Изд-во ЦПО, 2013. 45 с.

7. Творожникова В.А., Ширяева Т.В., Костроми-на М.Н. Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников. Методические рекомендации / Под ред. Е.В. Попова. Сыктывкар, 2001. 66 с.

8. Шафранов-Куцев Г.Ф., Толстогузов С.Н. Профориентационные практики вуза: Монография. М.: Логос, 2014. 196 с.

9. Педан В.А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в рамках модели сетевого взаимодействия // Человек и образование. 2013. № 2. С. 94-98.

10. Сорокина И.В. Специфика игровой формы профориентационной работы с подростками в клубах по месту жительства // Педагогическое образование в России. 2013. № 3. С. 130-134.

11. А. Я. Психология: тесты, тренинги, словарь, статьи. Режим доступа: http://azps.ru (дата обращения: 24.07.2018).

12. Программа профессиональной ориентации школьников города Нижнекамска 2014-2017 гг. Режим доступа: http://www.wikiregstandard.ru/ima ges/b/b4/%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%93%D0% A0%D0%90%D0%9C%D0%9C%D0%90.docx (дата обращения: 24.07.2018).

13. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Профессиональная ориентация учащейся молодежи в условиях научно-образовательного кластера (опыт республики Татарстан) // СИСП. 2016. № 10 (66).

Режим доступа: http://cyberleшnka.m/article/n/pшfess sionalnaya-orientatsiya-uchascheysya-molodezhi-v-uslo viyah-nauchno-obrazovatelnogo-klastera-opyt-respubli ki-tatarstan (дата обращения: 24.07.2018).

14. Положение III Фестиваля профессий «Мир профессий Нижнекамска». Нижнекамск: МАУ ДО «Межшкольный учебный комбинат» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, 2017. 21 с. Режим доступа: http://www.wikiregstandard.

ru/images/8/85/%D0%A4%D0%B5%D 1 %81 %D 1 %82 %D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C_%D 0%9C%D0%B8%D 1 %80_%D0%BF%D 1 %80%D0%B E%D 1 %84%D0%B5%D 1%81 %D 1%81 %D0%B 8%D0 %B9.docx (дата обращения: 24.07.2018).

15. Почти 60% россиян работают не по специальности - Росстат // РИА новости. 13.08.2012. Режим доступа: https://ria.ru/society/20120813/722231749. html (дата обращения: 24.07.2018).

CAREER GUIDANCE IN THE FORM OF GAMES R.R. Valeeva, A.E. Davydov

Timiryasov Kazan Innovation University branch, Nizhnekamsk

The paper provides an analysis of research on game-based forms of vocational guidance, The authors argue that that the stages of vocational guidance games are insufficiently developed and it is necessary to introduce physical activity into the game format of vocational guidance, since the most common present format of vocational guidance board games does not take into account the «hyperactivity» of the modem generation. The authors present the results of their analysis of vocational guidance organization in a single-industry city (Nizhnekamsk, Republic of Tatarstan) and identify some factors of such work's low efficiency: lack of innovative forms of work, lack of desire on the part of enterprises to go beyond the traditional «study tours», and some personnel problems encountered in the provision of vocational guidance. After pointing out some problems in the organization of vocational guidance work in a single-industry city, the authors propose their own methods for conducting game-based professional testing in the form of a quest, which make it possible to acquaint school-age children with the professions of city-forming enterprises in a single-industry city. Some measures to systematize vocational guidance work and to improve its effectiveness are also proposed.

Keywords: career guidance, vocational guidance work, games, game forms, interactive forms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.