Научная статья на тему 'Реализация интерактивных технологий в профориентационной работе на примере технологического института сервиса (филиала) Донского государственного технического университета'

Реализация интерактивных технологий в профориентационной работе на примере технологического института сервиса (филиала) Донского государственного технического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / OCCUPATIONAL GUIDANCE / SELF-DETERMINATION / OCCUPATIONAL ENLIGHTENMENT / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / OCCUPATIONAL CHOICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринева Светлана Владимировна

В статье обобщен опыт организации профориентационных мероприятий в Технологическом институте сервиса (филиале) Донского государственного технического университета за 2015-2016 учебный год. Описаны основные механизмы профориентационной работы, обоснованы задачи по ее оптимизации, а также раскрыта методика реализуемых интерактивных технологий профориентации. Количественные и качественные показатели анкетирования участников мероприятий позволили оценить их эффективность, скоординировать профориентационную работу и увеличить число потенциальных абитуриентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN OCCUPATIONAL GUIDANCE WORK BY THE EXAMPLE OF TECHNOLOGICAL INSTITUTE OF SERVICE (BRANCH) OF DON STATE TECHNICAL UNIVERSITY

The article summarizes the experience of organization of occupational guidance activities at Technological Institute of Service (Branch) of Don State Technical University for 2015-2016 academic year. The main mechanisms of occupational guidance work are described, the tasks for its optimization are grounded, and the methodology of the interactive technologies of vocational guidance being realized is revealed. Quantitative and qualitative indicators of the survey of the participants of the events have made it possible to evaluate their efficiency, to coordinate the occupational guidance work and to increase the number of potential entrants of a higher education establishment.

Текст научной работы на тему «Реализация интерактивных технологий в профориентационной работе на примере технологического института сервиса (филиала) Донского государственного технического университета»

Гринева Светлана Владимировна

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ НА ПРИМЕРЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА СЕРВИСА (ФИЛИАЛА) ДОНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В статье обобщен опыт организации профориентационных мероприятий в Технологическом институте сервиса (филиале) Донского государственного технического университета за 2015-2016 учебный год. Описаны основные механизмы профориентационной работы, обоснованы задачи по ее оптимизации, а также раскрыта методика реализуемых интерактивных технологий профориентации. Количественные и качественные показатели анкетирования участников мероприятий позволили оценить их эффективность, скоординировать профориентационную работу и увеличить число потенциальных абитуриентов вуза. Адрес статьи: от^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2017/6-1/5СШт1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 6(72): в 3-х ч. Ч. 1. C. 189-195. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2017/6-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

THE DIAGNOSIS AND ASSESSMENT OF THE QUALITY OF STUDENTS' EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS IN A PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT

Burkanova Oksana Petrovna Yankina Oksana Evgen'evna Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, Saransk [email protected]; [email protected]

The article is devoted to the problem of studying the efficiency of diagnosing the quality of students' educational achievements in a pedagogical higher education establishment with account of the requirements of modern Federal State Educational Standards of Higher Education. The authors analyze the advantages and disadvantages of traditional knowledge and competence-oriented methods for diagnosing students' educational achievements, and propose the methodological recommendations for ensuring the efficiency of this process in order to improve the quality of pedagogical education.

Key words and phrases: professional-pedagogical diagnosis; quality of education; assessment; educational achievements of students; competence-based approach.

УДК 378.1

В статье обобщен опыт организации профориентационных мероприятий в Технологическом институте сервиса (филиале) Донского государственного технического университета за 2015-2016 учебный год. Описаны основные механизмы профориентационной работы, обоснованы задачи по ее оптимизации, а также раскрыта методика реализуемых интерактивных технологий профориентации. Количественные и качественные показатели анкетирования участников мероприятий позволили оценить их эффективность, скоординировать профориентационную работу и увеличить число потенциальных абитуриентов вуза.

Ключевые слова и фразы: профессиональная ориентация; самоопределение; профессиональное просвещение; интерактивные технологии; профессиональный выбор.

Гринева Светлана Владимировна, к. филос. н., доцент

Технологический институт сервиса (филиал)

Донского государственного технического университета, г. Ставрополь [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ НА ПРИМЕРЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА СЕРВИСА (ФИЛИАЛА) ДОНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Одним из факторов экономического и социального прогресса общества является образование, направленное на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. В современных условиях выбор профессии и учебного заведения требует от выпускников и их родителей умений ориентироваться в потоке информации и постоянно меняющихся правилах приемных кампаний. Большинство испытывают серьезные затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования и трудоустройства.

Обобщая значительный ряд исследований по профессиональному самоопределению, необходимо отметить, что более 70% старшеклассников затрудняются в выборе профессии и не видят перспектив для дальнейшего трудоустройства, около 40% работающего населения меняют профессию уже в течение двух лет после окончания колледжа, училища, техникума или вуза, а в целом 80% россиян работают не по специальности, указанной в дипломе [3, с. 47]. К тому же большинство старшеклассников мотивированы на получение высшего образования, при этом лишь около 30% готовы обучаться рабочим профессиям.

Одной из первостепенных причин столь низких показателей успешности системы профориентации в стране является потребность в совершенствовании этих технологий, формировании неких универсальных качеств у учащихся, которые позволяют осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за самоопределение, а также профессионально мобильными. Успешность этой системы напрямую зависит от количества успешных профессиональных карьер, мобильности молодежи на рынке труда, развития дополнительного образования, удовлетворенности качеством жизни целом.

Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика, отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию, используются в основном словесные, декларативные методы без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой [7]. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Для облегчения процесса передачи знаний, профориентационной информации, расширения партнерской сети среди учебных заведений разных уровней необходимы скоординированные действия в отношении молодежи при переходе от школы к профессиональной деятельности (школа - вуз - работа), представленные на рис. 1.

Рис. 1. Развитие профессиональной карьеры «школа - вуз - трудовая деятельность»

Особую актуальность приобретает деятельность, направленная на помощь индивиду в выборе профессии через организацию процесса определения индивидом вида трудовой деятельности [6], в которой он хочет себя проявить, оказание консультационной помощи в осознании индивидом склонностей и способностей к этому виду деятельности, предоставление информации о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения профессией [5].

Профориентация способствует пересечению интересов личности (учащегося), системы образования, работодателя и государства. Поэтому чем раньше начинать работу по профориентации, то есть по профессиональному самоопределению человека, тем лучше. Например, в Германии активная работа по профессиональной ориентации начинает проводиться в 5-м классе, в Японии - в 7-м, то есть программы профориенти-рования успешно интегрированы в учебный процесс: за каждый год учащийся может «примерить на себя» 16 профессий, представляющих совершенно разные области (бизнес, сельское хозяйство и т.д.); по результатам деятельности ребенка составляется индивидуальная программа его профессионального самоопределения и перечень персональных рекомендаций.

В России согласно общепедагогическим принципам выделяют следующие этапы профессиональной ориентации школьников: 1) профессиональное просвещение - ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д.; 2) предварительная профессиональная диагностика - выявление профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений); 3) профессиональная консультация - помощь в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям школьника, корректирует профессиональный выбор, указывает на противопоказания (рис. 2).

' Л

Учебные заведения Работодатели

Органы власти

СМИ и коммуникации

Школа

Родители

Психологические службы

Рис. 2. Основные направления профориентационной работы с выпускниками школ

Одним из основополагающих и первоочередных направлений профориентации является профессиональное информирование - ознакомление с современным состоянием рынка труда и производства, потребностями в квалифицированных кадрах, рынком профессий, способами построения карьеры, что напрямую зависит от того, что транслируют учебные заведения (ссузы, вузы), работодатели различных форм собственности, органы власти, а также СМИ и коммуникации, интернет.

Психодиагностическое направление характеризуется профессиональным консультированием, подбором, отбором и адаптацией. Профессиональное консультирование - оказание помощи учащемуся в осознанном выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и потребностей общества; профессиональный подбор - предоставление рекомендаций, основанных на результатах психологической, психофизиологической и медицинской диагностики, по поводу выбора профессии; профессиональный отбор -определение уровня профпригодности человека к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями; профессиональная, производственная и социальная адаптация - меры, направленные на формирование социальных и профессиональных качеств работника [2].

К основным инструментам профориентации относят следующие: создание сети специализированных служб консультирования; профильное обучение школьников; разработка специальных программ (например, программа ранней профориентации, основ профессиональной подготовки и соревнований школьников в профессиональном мастерстве JunюrSkiПs является, во-первых, частью движения WorldSkШs, а во-вторых, отличной базой для получения не академических знаний и творческих навыков, а важных производственных умений); проведение массовых профориентационных мероприятий (выездные дни открытых дверей, мастер-классы в учебных лабораториях, круглые столы, дискуссионные площадки, ярмарки, фестивали профессий, полигоны и пр.); проведение специализированных конкурсов для школьников (спортивные состязания, олимпиады, конкурсы профессионального мастерства и т.д.); информирование школьников и их семей о состоянии и перспективах рынка труда и о качестве профессиональных образовательных организаций.

Для оптимизации стандартных технологий профориентационной работы в Технологическом институте сервиса (филиале) Донского государственного технического университета (далее - ТИС (филиал) ДГТУ) были поставлены следующие задачи:

• доведение до целевой аудитории (потенциальных абитуриентов, их родителей, школьных педагогов) объективной информации об основных направлениях подготовки, условиях обучения и правилах приема во время проведения дней открытых дверей, дней факультетов, тренингов, профориентационных игр и др.;

• получение представления о базовом наборе профессиональных компетенций и их практическом применении в различных ситуациях, а также профессиональных рекомендаций по профессиональному образованию и выстраиванию персональных карьерных траекторий;

• обеспечение учащихся знаниями о выбранных сферах деятельности, квалификационных требованиях к профессиям, возможностях профессиональной реализации и развития карьеры молодых специалистов.

Практическое решение поставленных задач предполагает использование так называемых активизирующих методик в профессиональной ориентации старшеклассников [4]. Активизирующая методика во многом близка к игровой, интерактивной, но имеет свои особенности. Главными характеристиками активизирующей профконсультационной методики являются:

• актуальность и увлекательность процедуры используемых техник для конкретной аудитории;

• личная значимость обсуждаемых вопросов;

• добровольность участия («насильно играть не заставишь», так как есть риск вызвать прямо противоположные реакции);

• двуплановость действия, как в игре, предполагающая, с одной стороны, план реальных действий (эмоции, разговоры, поступки), а с другой стороны, план вымышленных действий.

С ноября 2015 года кафедры Технологического института сервиса в рамках Дней факультетов открыли цикл мероприятий для учащихся 9-11 классов и выпускников техникумов и колледжей в формате интерактивных

Профессиональное просвещение

Предварительная

профессиональная

диагностика

Профессиональное консультирование

ИНФОРМАЦИЯ выбор

ВОСПИТАНИЕ предпочтение

РЕКОМЕНДАЦИИ альтернативность

экскурсий, целью которых является поиск будущей профессии, знакомство с направлениями подготовки и материально-технической базой вуза (лабораториями кафедр, спортивным залом, скалодромом, подиум-ным залом). Для старшеклассников организуется познавательный квест по профессиональному самоопределению «Начни карьеру с ТИС!», а для учащихся и выпускников колледжей, техникумов, училищ - групповая экскурсия «ТИС-тур».

После регистрации и вводной части (знакомство с ТИС, вступительное слово директора) участники делегаций образовательных учреждений делятся на команды, придумывают название и девиз, приветствуют друг друга и отправляются в путешествие по станциям, на которых представители кафедр (студенты и преподаватели) в интерактивной форме демонстрируют направления подготовки и особенности профессиональных компетенций (мастер-классы, деловые игры, интеллектуальные викторины, творческие задания и др.). Каждая команда перемещается по станциям, указанным в табеле, начиная со своего порядкового номера. Например, команда № 3 начинает со станции № 3, далее № 4, № 5, № 1 и завершает на станции № 2. Время нахождения на станции ограничено до 15 минут. На заключительной станции команда сдает табель координаторам для подведения итогов. По окончании квеста во время общего сбора ребята делятся своими впечатлениями на доске «Оставь свой след...», а также могут задать вопросы деканам факультетов. Судя по отзывам, для многих участников путешествие оказывается познавательным и увлекательным и помогает определиться с выбором будущей профессии, что подтверждает и проведенное анкетирование (рис. 3).

Оценка респондентами мероприятия

Рис. 3. Диаграмма участников квеста «Начни карьеру с ТИС!»

Если дифференцировать результаты изучения мнения учащихся 9-11 классов пяти школ г. Ставрополя о квесте «Начни карьеру с ТИС!», то можно сказать, что респондентам из числа 9 классов менее 2% мероприятие не понравилось, почти 40% мероприятие понравилось в большей степени и понравилось в общем -59%, при этом потенциальные абитуриенты - выпускники 10-11 - классов также оценили положительно (80% - понравилось, 20% - очень понравилось).

Аналогичное анкетирование было проведено и с участниками экскурсии «ТИС-тур», по результатам которого учащиеся 1-2 курсов СПО высоко оценили мероприятие - более 40%, в среднем - 57%, не понравилось - более 2%. Учащиеся 3 курса государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» (СРКВТиЭ) в своих комментариях были щедры и высоко оценили мероприятие (рис. 4).

Оценка респондентами мероприятия

3 курс

100

80 60 40 20 0

91

I очень понравилось I понравилось не понравилось

СРКВТиЭ

Рис. 4. Диаграмма участников экскурсии «ТИС-тур»

В вопросе об оценке перспективы выбора ТИС в качестве будущего места учебы мнения большинства разделились. Большая часть 9-классников (90%) не определилась с выбором будущего места учебы, оставшиеся 10% респондентов в равной мере рассматривают возможность поступления как в наш вуз, так и в другие (рис. 5).

Оценка перспективы выбора ТИСа 9 классы

Рис. 5. Диаграмма участников квеста «Начни карьеру с ТИС!» (9 классы)

Выпускники 11 классов в оценке перспектив обучения в ТИС распределились в трех равных сегментах, каждый их которых имеет объективные основания, например, нацеленность поступления в определенный вуз или отсутствующее желаемое направление подготовки в ТИС.

Учащиеся и выпускники колледжей, техникумов, училищ, посетившие групповую экскурсию «ТИС-тур», в оценке перспектив выбора ТИС в качестве продолжения образовательной траектории также разделились во мнениях: свыше 37% - хотели бы обучаться в ТИС, около 22% - не видят перспектив выбора ТИС и около 40% - не определились с выбором (рис. 6).

Оценка перспективы выбора ТИСа 1 курс

Рис. 6. Диаграмма участников экскурсии «ТИС-тур»

Среди учащихся 2 и 3 курсов позиции распределились в следующем соотношении: почти 60% не определились с выбором образовательной траектории, остальные 40% делят пополам те, кто не видит перспективы обучения в ТИС на момент опроса и те, кто «выбирает карьеру с ТИС».

Проанализировав анкеты школьников по выбору приоритетных направлений подготовки в ТИС, можно сказать, что существует прямая зависимость между школьной профилизацией и выбором соответствующей профессии. Среди учащихся лицея № 35 наиболее популярными направлениями и профилями стали «Сервис на предприятиях питания» и «Информационные системы и технологии» (33%); 31% опрошенных отдали предпочтение направлениям «Сервис в торговле и общественном питании», «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»; 28% выбрали «Сервис индустрии моды и красоты», «Технологические машины и оборудование»; 21% - «Сервис электронной техники»; 19% - «Туризм», «Радиотехника», «Экономика»; 17% - «Сервис транспортных средств», 14% - «Конструирование изделий легкой промышленности».

Обобщая результаты анкетирования учащихся и выпускников колледжей, техникумов, училищ по выбору приоритетных направлений подготовки ТИС, можно сделать следующие выводы:

- среди студентов частного профессионального образовательного учреждения «Ставропольский техникум сервиса, экономики и управления» (СТСЭУ) наиболее популярными (24%) являются такие направления, как «Экономика» и «Менеджмент», 19% опрошенных выбрали «Туризм» и «Экономика», 8% учащихся отдали

предпочтение следующим направлениям и профилям: «Сервис в торговле и общественном питании», «Сервис транспортных средств», «Сервис энергетического оборудования», «Технологические машины и оборудование», «Информационные системы и технологии», «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»;

- 62% студентов колледжа СРКВТиЭ выбрали в качестве приоритетного направление «Экономика», 38% - «Туризм» и «Менеджмент», 5% студентов колледжа отдали предпочтение направлениям «Сервис индустрии моды», «Конструирование изделий легкой промышленности»;

- 57% студентов государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В. А. Петрова» (СКС) выбрали «Сервис на предприятиях питания», «Информационные системы и технологии», «Инфокоммуникационные технологии», «Сервис электронной техники», 18% - «Сервис в торговле и общественном питании» и «Технологические машины и оборудование», 9% - «Технология изделий легкой промышленности», «Радиотехника», «Сервис медицинской аппаратуры»;

- наиболее популярным направлением (48%) среди студентов государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ставропольский государственный политехнический колледж» (СГПК) является «Сервис транспортных средств», на втором месте по популярности (35%) находится направление «Технологические машины и оборудование», 22% - «Сервис электронной техники», 17% - «Экономика» и 4% респондентов отдали предпочтение направлениям «Сервис в торговле и общественном питании» и «Туризм»;

- 38% учащихся Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Многопрофильный техникум имени казачьего генерала С.С. Николаева» (ГБПОУ МТ) выбрали направление «Сервис транспортных средств», а остальные опрошенные не отдали предпочтение ни одному из направлений.

Результаты проведенного исследования позволили оценить по количественным и качественным показателям анкетирования участников мероприятий эффективность использования интерактивных экскурсий, выявить наиболее популярные и перспективные направления подготовки в ТИС (филиале) ДГТУ, скоординировать и оптимизировать работу на станциях, а также в целом механизм проведения и использования активизирующих технологий профориентации.

Не менее интересной интерактивной профориентационной технологией оказалась организация пробного тестирования для подготовки к ЕГЭ по математике для учащихся 11-х классов. По результатам тестирования победители получили именные сертификаты о получении 10 баллов для учета индивидуальных достижений при поступлении в ТИС в 2016 году.

Таким образом, апробация интерактивных технологий в рамках дней факультетов позволила привлечь к посещению ТИС более 900 потенциальных абитуриентов, их родителей и педагогов. В планах профориен-тационной работы ТИС ее систематизация и разработка выездных квестов по профессиональному самоопределению, а также привлечение старшеклассников к участию в традиционных мероприятиях ТИС [1], реализующих технологии гражданско-патриотического воспитания и здорового образа жизни: музыкально-познавательный квест ко Дню народного единства «Объединяйся!», интеллектуальная игра «Наша Победа!», «День здоровья» (приуроченный к соответствующей тематике года здоровья, например, «Здоровые сердца России», «День олимпийского здоровья»), спортивно-патриотическая игра «Зарница с ТИС».

Реализуемые технологии не просто оптимизируют процесс профориентации, расширяют партнерскую сеть среди учебных заведений, но и позволяют укреплять позиции ТИС на рынке образовательных услуг, что создает благоприятные условия для обеспечения качественного профессионального образования и выстраивания персональных карьерных траекторий будущих специалистов.

Список источников

1. Гринева С. В. Интерактивные приемы обучения и воспитания правовой культуры студентов ТИС (филиала) ДГТУ в г. Ставрополе // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях: сб. ст.: в 2-х ч. Ставрополь: Изд-во Ставролит, 2016. Ч. 1. С. 279-281.

2. Левашева Ю. Основные направления и инструменты профориентации. Почему учреждения СПО должны являться звеном профориентационной системы? [Электронный ресурс]. URL: https://educationmanagers.ru/materialy/profoiientaciya_ i_professional_noe_obrazovanie/osnovnye_napravleniya_i_instrumenty_proforientacii/ (дата обращения: 22.04.2017).

3. Макаренко И. П. Воспитательно-образовательные технологии формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста // Научный вестник государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». Невинно-мысск: Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, 2015. Т. 3. С. 47-50.

4. Малин С. В., Поляруш А. А. Активизирующие технологии профориентационной работы со старшеклассниками в современной школе [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2010. № 4. URL: http://cyberleninka. ru/artide/n/aktiviziruyuschie-tehnologii-proforientatsionnoy-raboty-so-starsheklassnikami-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 22.04.2017).

5. Проект «Профессиональное самоопределение» [Электронный ресурс]. URL: http://mmc74212.narod.ru/MOU_ MUK/proektprs.doc (дата обращения: 22.04.2017).

6. «Профессиональная школа в сфере связи и инфокоммуникаций», как модель инновационной системы сопровождения карьеры студентов СибГУТИ [Электронный ресурс]. URL: http://microbik.ru/dostc/ «Профессиональ-ная+школа+в+сфере+связи+и+инфокоммуникаций>>%2С+как+модель+инновационной+системы+сопровождения+ карьеры+студентов+Сибгутиc/main.html (дата обращения: 22.04.2017).

7. Семененкова Т. М. Педагогический проект «Профессиональная ориентация, как средство профессионального самоопределения учащихся» [Электронный ресурс]. URL: https://educontest.net/ru/103601/педагогический-проект-профессионал/ (дата обращения: 22.04.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE IMPLEMENTATION OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN OCCUPATIONAL GUIDANCE WORK BY THE EXAMPLE OF TECHNOLOGICAL INSTITUTE OF SERVICE (BRANCH) OF DON STATE TECHNICAL UNIVERSITY

Grineva Svetlana Vladimirovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Technological Institute of Service (Branch) of Don State Technical University, Stavropol

[email protected]

The article summarizes the experience of organization of occupational guidance activities at Technological Institute of Service (Branch) of Don State Technical University for 2015-2016 academic year. The main mechanisms of occupational guidance work are described, the tasks for its optimization are grounded, and the methodology of the interactive technologies of vocational guidance being realized is revealed. Quantitative and qualitative indicators of the survey of the participants of the events have made it possible to evaluate their efficiency, to coordinate the occupational guidance work and to increase the number of potential entrants of a higher education establishment.

Key words and phrases: occupational guidance; self-determination; occupational enlightenment; interactive technologies; occupational choice.

УДК 378.14:811(076)

В статье рассматриваются вопросы функционирования русского языка в современной Армении, его статуса и роли в развитии информационной грамотности молодого поколения. Улучшение качества преподавания русского языка и его распространение в республике создадут предпосылки для более активного включения в мировое информационное пространство молодого поколения Армении и широкие возможности воспитания всесторонне развитой личности.

Ключевые слова и фразы: функционирование русского языка; закон «О языке»; статус русского языка; молодое поколение; источник информации; информационные технологии; совершенствование учебного процесса.

Киракосян Марина Жановна, к. пед. н., доцент

Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота Российской Федерации, г. Калининград [email protected]

ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И СТАТУСА РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ АРМЕНИИ

Армения - страна, в которой в силу сложившихся исторических и геополитических условий русский язык всегда играл важную роль в жизни армянского народа. Широкое распространение русского языка является одной из важнейших составляющих советского наследия.

Взаимодействие армянского и русского языков имеет глубокие корни. В 1935 г. в Армении было принято решение основать двухгодичные педагогические курсы с целью подготовки учителей русского языка, первым директором которого стала М. Шеукова. Спустя 5 лет, в 1940 г., курсы переформировывают в двухгодичный институт при Государственном педагогическом институте. В 1938 году в Ереванском государственном университете была создана кафедра русского языка, которую возглавил Р. Л. Мелкумян, который на тот момент был еще аспирантом. С 1962 г. институт стал называться Государственным педагогическим институтом русского и иностранных языков им. В. Брюсова. К тому времени в разных вузах появились целые коллективы русистов, которые внесли огромный вклад в развитие методики преподавания русского языка как неродного.

Первая русская школа-десятилетка в Армении была основана в 1937 году. После окончания школы выпускники свободно общались на русском и армянском языках. Большинство научных работ, публикации, речи и выступления были написаны в основном на русском языке. Другой возможности в то время практически не существовало, поскольку специальная литература была исключительно на русском языке.

Родители были свободны в выборе школы для своих детей, абитуриенты были свободны в выборе языка обучения в вузах, поскольку в качестве языков обучения использовались как русский, так и армянский. Однако общей тенденцией того времени было стремление родителей отдать своих детей в русские школы, поскольку свободное владение русским языком давало возможность полноценного пользования научной и технической литературой, издаваемой только на русском языке. Открывалась перспектива продолжить обучение в любом вузе СССР, потому что уровень образования в русских школах был выше, чем в армянских.

Русский язык функционировал во всех сферах общественной и политической жизни республики (в сферах управления, учета, статистики, науки) и являлся вторым родным языком. Армянский язык использовался преимущественно в сфере быта, культуры, искусства, а также при деловой переписке внутри республики. Республика занимала первое место в СССР по числу лиц с высшим образованием и была широко представлена в культурном и научном мире бывшего Советского Союза. Вполне очевидно, что такого уровня интеллектуальная элита Армении могла добиться, лишь свободно владея русским языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.