Научная статья на тему 'Комплексный подход к вопросам профориентации и профессионального самоопределения в условиях колледжа'

Комплексный подход к вопросам профориентации и профессионального самоопределения в условиях колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОЛЛЕДЖ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистяков Валерий Николаевич, Назарова Ирина Александровна

В статье представлен опыт проведения комплексной профориентационной работы со старшеклассниками и рабочей молодежью Екатеринбургским монтажным колледжем совместно с Центра профессиональных квалификаций, подготовки и переподготовки кадров. Подчеркивается важность комплексного подхода к решению вопросов самоопределения молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чистяков Валерий Николаевич, Назарова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к вопросам профориентации и профессионального самоопределения в условиях колледжа»

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

4/2018 | 51

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Комплексный подход к вопросам профориентации и профессионального самоопределения в условиях колледжа

ЧИСТЯКОВ

Валерий Николаевич,

директор Екатеринбургского монтажного колледжа, Екатеринбург

НАЗАРОВА

Ирина Александровна,

заместитель директора по учебно-производственной работе Екатеринбургского монтажного колледжа, Екатеринбург

Аннотация

В статье представлен опыт проведения комплексной проф-ориентационной работы со старшеклассниками и рабочей молодежью Екатеринбургским монтажным колледжем совместно с Центра профессиональных квалификаций, подготовки и переподготовки кадров. Подчеркивается важность комплексного подхода к решению вопросов самоопределения молодежи

Ключевые слова:

профориентация, профессиональное самоопределение, среднее профессиональное образование, колледж, выбор профессии

Согласно исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) почти трое из четырех выпускников школ (71%) намерены поступать в вуз [2]. В то же время значительная часть работодателей отдает предпочтение выпускникам системы СПО, поскольку именно организации среднего профессионального образования готовят специалистов, обладающих не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками.

В Екатеринбургском монтажном колледже (далее — колледж) ведется обучение профессиям, обеспечивающим полный строительный и жизненный цикл любого здания. Выпускники колледжа выполняют весь спектр работ: от разметки площадки и закладки фундамента до обслуживания построенного дома под ключ. Уже почти 90 лет колледж обучает будущих строителей и специалистов по обслуживанию зданий. К традиционным специальностям, таким как «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции», «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских

Чистяков В. Н., Назарова И. А. Комплексный подход к вопросам профориентации и профессионального самоопределения в условиях колледжа // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 4. — С. 51-54.

52 | 4/2018

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

зданий», «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», «Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств», в последние годы добавились «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения», «Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома», «Информационные системы», «Земельно-имущественные отношения». Растет число студентов, в этом учебном году в колледже обучаются 1049 человек.

Однако совсем недавно, в 2013 году, ситуация в учебном учреждении была близка к критической. Прием в колледж составлял около 150 человек, конкурс практически отсутствовал, «проходной» балл аттестата равнялся 3-3,3. Соответственно первый же контрольный срез знаний показал неутешительные результаты: средняя оценка обучающихся — 2-2,3. Кроме того, в процессе обучения отмечался значительный отток студентов. Ситуация требовала кардинальных изменений: необходимо было разработать комплекс мер по профориентации молодежи.

Профориентационную работу было поручено возглавить Центру профессиональных квалификаций, подготовки и переподготовки кадров с активным привлечением педагогов колледжа.

Центр профессиональных квалификаций, подготовки и переподготовки кадров был создан в 2015 году. Направлениями деятельности Центра являются:

- реализация различных по срокам и направлениям программ профессионального и дополнительного образования, а также программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

- планирование и формирование контингента обучающихся;

- разработка и издание учебно-методической, нормативной и информационной документации;

- краткосрочная профессиональная подготовка по освоению современных производственных технологий, инноваций в производстве взаимодействие с работодателями в целях формирования заказов на профессиональную подготовку кадров;

- содействие трудоустройству слушателей и выпускников колледжа, организация и проведение профориентационной работы.

Перед Центром была поставлена задача: создать целостную систему работы с потенциальными студентами.

Проанализировав накопленный опыт, специалисты Центра предложили не отказываться от традиционных форм профориентаци-онной работы, но существенно обновить ее содержание. Так, например, в Дни открытых дверей, во время которых проходят встречи со школьниками и их родителями, особое внимание стали уделять специфике последующей профессиональной деятельности, связанной с той или иной специальностью, вопросам трудоустройства и профессиональной карьеры.

Ежегодные встречи руководителей и преподавателей колледжа с выпускниками общеобразовательных школ и их родителями были расширены за счет участия колледжа в проекте «Профи-дебют», организуемом центрами занятости Свердловской области для интерактивного взаимодействия со школьниками региона [4].

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Успешным направлением профориентационной работы, нацеленным на повышение привлекательности имиджа колледжа, стало проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий для школьников города и области. Стали популярными и довольно эффективными с точки зрения маркетинга такие интеллектуальные мероприятия, как олимпиада по химии, викторина «Грамотей» по русскому языку, брейн-ринг по физике «Математическое лото», КВН «Знаток информатики», игра «ГуманитариУм», региональный конкурс «Гитара без формата», в организации и проведении которых наряду с преподавателями принимают участие и студенты колледжа.

Традиционная рекламная продукция с информацией о колледже усилена технологически новыми форматами — видеороликами, виртуальными экскурсиями, интерактивными сервисами, доступными на сайте колледжа.

Однако недостаточно рассказать о привлекательности той или иной специальности, необходимо еще и гарантировать выпускнику реальное трудоустройство и профессиональную адаптацию к условиям рынка труда после завершения обучения. Колледж сотрудничает практически со всеми саморегулируемыми организациями строительной отрасли Свердловской области, благодаря чему имеет возможность своевременно реагировать на требования экономики региона. Так, например, колледж одним из первых в Свердловской области прошел лицензирование специальности «Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома», по которой в настоящее время обучаются 73 студента.

Тесное сотрудничество с муниципалитетами дает возможность определения баланса между потребностью в кадрах и предложением образовательных услуг, а значит и верному выстраиванию политики организации и проведения приемной кампании. Также важной составляющей работы колледжа является трудоустройство выпускников и закрепление их на рабочих местах. В настоящее время процент трудоустройства выпускников по разным специальностям составляет в среднем от 92 до 100%.

Одновременно с ориентированием молодежи на получение специальности, приобретение практических навыков в профессиональной деятельности большое внимание уделяется построению индивидуальной траектории в профессиональном самоопределении, вопросам непрерывного образования, что соответствует «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» [1]. В колледже разработана и реализуется программа непрерывного сопровождения профессиональной карьеры, благодаря которой более 60% выпускников колледжа успешно продолжают обучение в вузах.

Результаты проведения комплексной профориентационной работы не заставили себя долго ждать. Колледж становится все более популярным, увеличилось число специальностей. С каждым годом растет число абитуриентов. Так, в 2018 году прием увеличился на 40%, а общий контингент обучающихся в сравнении с 2015 годом увеличился более чем на 60%. Вырос и конкурс при поступлении в колледж, это уже «не

4/2018 | 53

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

54 | 4/2018

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

вариант для троечников», средний «проходной» бал аттестата составляет 4,05.

Очевидно, что успеху профориентационной деятельности способствует только комплексный, системный, планомерный подход.

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.) [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. URL: http://static.government.ru/media/files/aaooFKSheDLiM99H EcyrygytfmGzrnAX.pdf (дата обращения — 21.11.2018).

2. ВЦИОМ: 71 процент старшеклассников РФ стремятся поступить в вузы [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index. php?id=238&uid=9052 (дата обращения — 21.11.2018)

3. Пережовская А. Н. Развитие в России среднего профессионального образования, институтов непрерывного образования как составляющих системы непрерывного образования // Образование и воспитание. — 2015. — № 2. — С. 13-16. [Электронный ресурс]. URL: https:// moluch.ru/th/4/archive/5/94/ (дата обращения — 13.11.2018).

4. Романова Т. М. Профориентационное партнерство (интеграция общего и профессионального образования в профориентационной деятельности) // Профессиональное образование и рынок труда. — 2014. — № 8. — С. 30-32.

5. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект // Профессиональное образование. Столица. — 2015. — № 6. — С. 2-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.