12. About the Strategy of the national security of Russian Federation until year 2020: decree of the President of Russian Federation № 537 approved on 12.06.2009. Russian gazette [Rossijskaja gazeta]. 2009. May 19. (In Russian).
13. The report about the activity of Ministry of Defense of Russian Federation in year 2015 [Otchet ob itogah dejatel'nosti Minoborony Rossii v 2015 godu]. Available at: http://itogi2015.mil.ru/page145226.html. (accessed 29.08.2017). (in Russian).
14. Putin V. V. To be strong: the guaranties of national security for Russia. Russian gazette [Rossijskaja gazeta]. 2012. February 17. (In Russian).
15. Saenko L. A., Bitaev A. C. The positive relations on military service as a socio-pedagogical problem. The world of science, culture and education [Mir nauki, kul'tury, obrazovanija]. 2015. № 6 (65). P. 218-220. (In Russian).
16. Sanina A. G. The Patriotism and patriotic upbringing in modern Russia. Sociological researches [Sociologicheskie issledovanija]. 2016. № 5. P. 44-53 (In Russian).
17. The personnel participation in the military service. Ministry of Defense of Russian Federation [Electronic resource]. Available at: http://recrut.mil.ru/career/conscription.htm. (accessed 29.08.2017). (In Russian).
18. Smirnov A. V. Attitudes on the military service of the youth (on the materials of Ivanovo Region). Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences [Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Serija Social'nye nauki]. 2011. № 4 (24). P. 60-67. (In Russian).
19. Sorokin P. A. Man. Civilization. Society [Chelovek. Civilizacija. Obshhestvo]. A. I_l. Sogomonov, editor. Moscow, 1992. 430 p. (In Russian).
20. Does Russians want to bear arms? [Hotjat li russkie sluzhit'?]. Available at: https://www.gazeta.ru/army/2016/02/22/ 8081159.shtml. (accessed 29.08.2017). (In Russian).
21. Shiharev P. N. Modern social psychology [Sovremennaja social'naja psihologija]. Moscow, 1999. 448 p. (In Russian).
22. Yanitskii M. S. Value orientations of the person as a dynamic system [Cennostnye orientacii lichnosti kak dinamicheskaja sistema]. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2000. 152 p. (In Russian).
23. SIPRI Military Expenditure Database. Stockholm International Peace Research Institute. Available at: https://www.sipri.org/ databases/milex. (accessed 29.08.2017). (Translated from English).
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД
PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION AND VOCATIONAL COuNSELLING Of SCHOOLCHILDREN: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS, THE MODERN VIEw
Введение. Как следует из требований федеральных государственных образовательных стандартов, одним из важнейших результатов общего среднего образования является осознанный выбор будущей профессии. Вместе с тем осуществление этого выбора довольно сложно.
Методология. Исследование проведено на основе анализа литературы и обобщения опыта практической работы, представленного в рамках специального проекта «Профориентация» на Московском международном салоне образования — 2017.
Результаты. В психолого-педагогической науке представления о факторах, побудительных мотивах, движущих силах и механизмах принятия осознанного выбора весьма разнообразны. За рубежом имеют место концепции свободного развития личности, пространства возможностей, информированного выбора, случайного выбора. В отечественной науке и практике в настоящее время принята концепция профессионального самоопределения. Современное понимание карьеры — это не только успешность в профессии, но и успешность всей жизни. Важнейшим средством поддержки профессионального самоопределения школьников является профессиональная ориентация. Сложившаяся в нашей стране в 1960-70-х годах система (в историко-педаго-гическом аспекте охарактеризованы соответствующие направления и формы работы) нуждается в модернизации, поскольку не соответствует современным требованиям постиндустриального общества.
УДК/uDC 37.048.45
Д. С. Ермаков
D. Ermakov
Заключение. Показано, что профориентацию следует понимать не как выбор той или иной специальности, а как надпредметный навык, одну из ключевых компетенций, обеспечивающих на протяжении всей жизни человека (не только в школе) навигацию, адаптацию и востребованность на рынке труда. Помочь в этом призваны как традиционные, так и инновационные средства, методики и формы работы.
Introduction. As it follows from the requirements of federal state educational standards, a conscious choice of future profession is one of the most important outcomes of secondary education. However, this choice is very difficult.
Materials and methods. This study is based on the methods of literature analysis and generalization of practical experience, which was presented in the framework of the special project "Vocational guidance" of the Moscow international education fair — 2017.
Results. In psycho-pedagogical science, understanding of factors, motives, driving forces and mechanisms of this decision are very diverse. The concepts of "free development of personality", "space of opportunity" and "informed choice", "random selection" are broadly accepted in the world. The concept of professional self-determination is currently common in Russian science and practice. The modern understanding of a career suggests not only success in the professional career, but also the success in life. The most important means of support of professional self-determination of schoolchildren is career guidance. According to the opinion of the Minister of education and science of the Russian Federation O. Yu. Vasilyeva, "we need to return orientation to profession to the school".
Conclusions. It is shown that we should consider career guidance not only as a choice of certain profession, but as a universal skill, as one of the key competences, which provides an adaptation and employability for the human person through the lifetime. Both traditional and innovative tools, methods and forms of work will help us to achieve this aim.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, школьники.
Keywords: professional self-identification, career guidance, pupils.
Введение
Как следует из требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, уже в начальной школе необходимо обеспечить получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, мире профессий и важности правильного выбора профессии. Выпускнику основной школы надлежит не только ориентироваться в мире профессий, но и понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Одним из важнейших результатов общего среднего образования является осознанный выбор будущей профессии [9]. Вместе с тем осуществление такого выбора весьма сложно. В психолого-педагогической науке представления о факторах, побудительных мотивах, движущих силах и механизмах принятия такого решения весьма разнообразны.
Методология
Исследование проводится на основе методов: анализа литературы и обобщения опыта практической работы. За рубежом имеют место концепции свободного развития личности, согласно которым социальные факторы влияют на человека в течение всей жизни, поэтому выбор профессии — лишь момент в профессиональном становлении. Развитие профессиональных интересов связано с утверждением собственного «я» (Д. Сьюпер). Е. Гинзберг рассматривает профессиональное самоопределение как систему решений индивида на каждом этапе жизненного пути, в основе которых лежит поиск компромисса между интересами, потребностями и возможностями личности и социальным окружением. Процесс профессионального самоопределения при этом является необратимым, поскольку каждое такое решение требует существенных усилий, времени, ресурсов.
В концепциях пространства возможностей (Д. Притчард) и информированного выбора (С. Н. Фейнгольд) особое внимание уделяется потребностям работодателя, объяснению учащимся существующих возможностей рынка труда, критериев выбора той или иной профессии. Концепция
случайного выбора (Т. Каплоу, Р. Риччи, М. Скотт) исходит из тех конкретных жизненных обстоятельств, которые сложились на момент выбора профессии. Согласно Дж. Д. Крамбольтцу, это могут быть генетические, макро- и микросредовые факторы, предшествующий жизненный опыт, имеющиеся профессиональные навыки.
В настоящее время в отечественной науке и школьной практике принята концепция профессионального самоопределения (в конкретной трудовой функции/операции, специальности, на конкретном трудовом посту), связанного с самоактуализацией, самосовершенствованием, самореализацией личности (А. Г Асмолов, Б. М. Бим-Бад, Л. И. Божович, Л. П. Буева, А. Е. Голомшток, Е. А. Климов, И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн, С. Н. Чистякова, П. Г Щедровицкий и др.). Профессиональное самоопределение — самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование в данной профессиональной деятельности. Оно тесно связано с иными видами самопределения субъекта — жизненным (куда помимо профессиональной деятельности включаются образование, безработица и т. п.), личностным (нахождение и постоянное развитие самобытного образа «я», когда человеку удается стать подлинным творцом собственной жизни и самого себя) и культурным (продолжение себя в других людях, стремление к возможности социального бессмертия). Таким образом, профессиональное самоопределение — личностная характеристика, процесс и результат творческой профессиональной деятельности. В современном понимании карьера — это не только успешность в профессии, но и успешность всей жизни [2].
Результаты
Философско-психологическая теория самоопределения в педагогическом аспекте реализуется по трем основным направлениям. Первое — диагностическое — основано на трех «китах» («хочу» — «могу» — «надо»): знание и учет собственных профессиональных возможностей и способностей; знание требований профессии к человеку и перспектив профессионального роста; умение правильно соотносить эти факторы [5]. В рамках второго (воспитательного) направления формирование профессионального самоопределения личности рассматривалось в соответствии с планомерными внешними воздействиями. В контексте данной концепции представители психологической и педагогической наук исследовали различные аспекты подготовки школьников к профессиональному самоопределению [3]. В последние годы указанные направления подверглись критике, и профессиональное самоопределение рассматривается с позиций я-концепции личности, в которой отражается ее понимание переживаний и намерений, отношение к предметным действиям в профессиональной деятельности в конкретных условиях [11].
Безусловно, важнейшим средством психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников является профориентационная работа [6]. Планомерная система профориентации сложилась в нашей стране в 1960-70-х гг. (постановления Министерства просвещения СССР, Государственного комитета по профессионально-техническому образованию СССР, ЦК ВЛКСМ «О профессиональной ориентации учащейся молодежи» — 1969 г; Совета Министров СССР «Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся» — 1974 г; ЦК КПСС, Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» — 1977 г).
В то время проводилась работа (с дополнениями):
— в межшкольных учебно-производственных комбинатах;
— школах (кабинетах профориентации) — посредством организации стендов, уголков абитуриента, диспутов «Кем быть?», вечеров «Здравствуй, профессия»; выступлений руководителей, передовиков производства, ветеранов труда на слетах и собраниях выпускников школ; недели трудовой славы; профориентационных месячников; посещений клубов и лекторий в кинотеатрах; автопробегов; родительских собраний «Будущая профессия вашего ребенка»;
— профтехучилищах (ПТУ) и вузах — посредством выездов учащихся и студентов в школы, спортивных соревнований со школьниками, дней открытых дверей, экскурсий, выставок технического творчества, конференций, концертов коллективов художественной самодеятельности, выступлений агитбригад, кружков технического творчества школьников, школ юных ... инженеров, журналистов, химиков и т. д. под руководством преподавателей и мастеров производственного
обучения, занятий школьников по труду; семинаров-практикумов учителей труда на базе мастерских профтехучилищ, совместных заседаний педагогических советов, участия преподавателей и мастеров производственного обучения в школьных родительских собраниях на тему «Дороги, которые выбирают наши дети», посещения семей старшеклассников; шефства учебных групп ПТУ над старшими классами школ: совместных занятий в кружках художественной самодеятельности, туристических походов, викторин, культпоходов в кино и на концерты, военных сборов, лагерей труда и отдыха, комсомольских путевок для поступления в ПТУ выпускникам школ;
— на предприятиях — посредством расширенных совещаний с руководителями государственных органов, советов по профориентации, обсуждения вопросов профориентационной работы на собраниях рабочих, заседаниях цеховых и заводских комитетов; деятельности профориентато-ров из числа передовиков производства, экскурсий на предприятия, предоставления базы для производственного обучения школьников, школьных ученических производственных бригад, цехов, лесничеств, детских железных дорог и прочего, трудоустройства учащихся в каникулярное время на рабочие должности;
— в местных СМИ.
В то же время сформировался и ряд изъянов профориентационной работы, часть из которых не преодолена до сих пор: преобладание информационно-ознакомительных форм, стихийность, кампанейщина, отсутствие достаточной координации между различными заинтересованными организациями, отрыв от реальных потребностей экономики региона [1].
В 2016 году министр образования и науки Российской Федерации О. Ю. Васильева заявила, что «нужно вернуть в школы ориентацию на профессию, это необходимо». Однако сложившаяся система не соответствует современным требованиям постиндустриального общества, поскольку [4]:
— сформировалось общественное мнение о престижности/непрестижности различных уровней профессионального образования, сохраняется дисбаланс числа выпускников программ высшего, среднего и начального профессионального образования;
— в школах, в обществе в целом доминирует установка на ориентацию и подготовку выпускников к поступлению в высшие учебные заведения;
— недостаточен уровень готовности педагогических кадров к организации профориентационной работы со школьниками и учащейся молодежью; отсутствует система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области профориентации: профориентологов, профконсультантов, профдиагностов;
— имеет место недооценка роли партнерства школы с современными рынками труда, технологий, квалификаций;
— отсутствуют скоординированная система управления, единая информационная система в области профориентационной работы.
Очевидно, что сегодня задачи, содержание и методы сложившейся системы, направленные на подготовку молодого человека к выбору профессии, должны существенно измениться [8; 10]. В связи с этим представляется целесообразным представить материалы спецпроекта «Профориентация» с Московского международного салона образования — 2017 (ММСО), состоявшегося 12-15 апреля 2017 г. в Москве под патронатом ЮНЕСКО [7].
Салон объединил более тысячи мероприятий, разбитых на кластеры: дошкольное, среднее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное, инклюзивное, непрерывное образование, государственная политика. В рамках каждого кластера были четыре основных инструмента работы: деловая программа, выставка, спецпроекты и сценарии коммуникаций. Фокус спецпроекта «Профориентация», организованного для учащихся (как индивидуально, так и в составе школьных групп) при участии профориентационных компаний, психологических центров, консалтинговых организаций, — это связи между системой образования с рынком труда. Это путеводитель по образованию и карьере, дающий возможность задать актуальные вопросы в области образования и рынков труда, увидеть разные возможности и сценарии, разобраться, как развиваются современные профессии, какими навыками важно обладать современным выпускникам.
Можно ли создать проект будущей карьеры? Ответ на этот вопрос положительный, но он не так прост. Для этого необходимо сформировать свой персональный маршрут в профессии и понять, что и как необходимо изучить, освоить. Нет сомнений, современным подросткам намного труднее, чем 20 лет назад, так как окружающий мир (не только в профессиональной сфере) сильно
изменился и продолжает меняться. Карьера сегодня — это не восхождение на гору, а путешествие по узлам «кристаллической решетки» отраслей и навыков/компетенций.
Выбор профессии — сложная жизненная задача, и готовиться к ней нужно заранее. Подростковый возраст — время такого выбора, который рождает множество вопросов и проблем. Какие условия влияют на выбор? Как определить важные для себя факторы и не ошибиться? Как влияет образование на карьерный путь? На какую образовательную траекторию надо сделать ставку сейчас, чтобы будущая карьера была успешной?
Можно просто обратиться за помощью к психологу-профконсультанту. Он даст совет, но этот выбор будет «чужим», ведь человек должен принять решение сам. Сложность выбора обусловлена еще и психологическими особенности подросткового возраста. В связи с этим уже в школе важно познакомиться с основными инструментами профориентации, а также узнать о типичных ошибках при выборе профессии и спроектировать свою стратегию профессионального самоопределения. Помочь в этом может педагог-тьютор. Но главное — цель должна быть сформулирована самим школьником. Целеполаганию, правильной постановке целей, превращению мечты в конкретные задачи, шагам по достижению желаемого тоже нужно учиться. Целеполагание — не единственный из ключевых навыков XXI века. Работодатели относят к ним также коммуникацию, самоорганизацию, командную работу. К сожалению, этому не всегда хорошо учат в школе.
Однако именно надпрофессиональные навыки (метакомпетенции / универсальные компетенции) сегодня востребованы на рынке труда, становятся ключевыми для успешной карьеры и бизнеса — вне зависимости от выбранной профессии, отрасли, карьерной траектории. Таково мнение экспертов Всемирного экономического форума [12]. Об этом говорили и спикеры ММСО.
Какие качества нужны, чтобы достичь успеха? Как оценить свои сильные стороны? Как выявить ключевые компетенции/навыки XXI века и как их развивать? Одним из примеров был представлен ключевой навык — осознанный выбор. Поскольку уровень неопределенности во всех аспектах жизни возрастает, важно научиться выбирать осознанно, нести ответственность и справляться с последствиями своих решений. Навык самоорганизации, как другой пример, помогает подросткам стать успешными в жизни и выдерживать учебные нагрузки. Резервы повышения уровня самоорганизации — это правильно обустроенное рабочее место в комнате, удобные персонально настроенные средства фиксации и анализа планов и задач (использование экранов планирования). Еще важнее освоить средства, которые помогают следовать намеченным планам.
Собственно, сама профессиональная ориентация, навигация и успешная адаптация к условиям рынка труда — это тоже ключевая компетенция. Сегодня понимание профориентации как набора разовых тестов, тренингов, профессиональных проб уже не просто не актуально, а неверно. Причем ошибки эти не всегда можно скорректировать во взрослом возрасте. Профориентация — навык, который будет нужен всегда, чтобы обеспечить востребованность на рынке труда в зависимости от изменений внешней среды.
В рамках салона был представлен широкий спектр форм профориентационной работы — от традиционных встреч с представителями московских и иных вузов до нейропсихологических подходов, учитывающих результаты психофизиологической диагностики работы мозга, а в ряде случаев и генетического анализа. Среди традиционных способов — беседы о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, тактика поступления в вуз, презентации зарубежных университетов и программ международного образования, встречи с представителями ведущих российских и международных компаний, алгоритм траектории построения карьеры, карьерные консультации. В числе инновационных методик — профориентация в Интернете с помощью компьютерных технологий; профориентаци-онные онлайн-игры, квесты, каникулярные профориентационные программы и летние лагеря, стажировки.
Ряд разработок был представлен Агентством стратегических инициатив: «Атлас новых профессий»; настольные игры «Компас новых профессий», «Надпрофессиональные навыки будущего», «Исчезающие профессии» («Профессии-пенсионеры»); модельный урок «Профессии будущего». Наряду с известными профессиями — космонавта, вожатого, воспитателя — большое внимание было уделено профессиям будущего, представленным в «Атласе новых профессий». Рассматривались также перспективы развития отдельных отраслей — сельского хозяйства, киберспорта, самолетостроения; роботизации в сельском хозяйстве, медицине, энергетике, урбанистике; экономики, биотехнологии и биоинженерии, образования, информационных технологий, искусства и музейного дела, медицины и здоровьесбережения.
Речь шла, конечно, и о развитии таланта, одаренности, способностей как предпосылке профессионального самоопределения, а также о даре визионерства — находить новые идеи, открывать самые немыслимые, казалось бы, двери в будущее.
Органичным дополнением выступлений стала выставка, на которой участники получили возможность представить российским и международным партнерам и потребителям свои продукты и услуги, поделиться опытом и продемонстрировать собственные решения.
Заключение
Таким образом, работа Московского международного салона образования — 2017 подтвердила важность профориентационной работы — для школьников, родителей, педагогов, образовательных и консалтинговых организаций, работодателей. При этом профориентацию следует понимать не как выбор той или иной специальности, а как надпредметный навык, одну из ключевых компетенций, обеспечивающие человеку на протяжении всей жизни (не только в школе) навигацию, адаптацию и востребованность на рынке труда. Помочь в этом призваны как традиционные, так и инновационные средства, методики и формы работы.
Литература
1. Балдин С. С. Актуальные проблемы профориентации школьников. 60-80-е годы XX в. // Россия и АТР. 2004. № 3. С. 25-31.
2. Будагов Г. П. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению как психолого-педагогическая проблема//Вектор науки Томского государственного университета. 2012. № 2. С. 50-52.
3. Голомшток А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М. : Просвещение, 1979. 203 с.
4. Дорожкин Е. М., Зеер Э. Ф. Научно-прикладные основания профориентации: теория и практика //Сибирский психологический журнал. 2014. № 52. С. 67-78.
5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д. : Феникс, 1996. 512 с.
6. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев, Е. В. Зачесова и др. М. : Перо, 2014. 38 с.
7. Московский международный салон образования [Электронный ресурс]. URL: http://mmco-expo.ru.
8. Смирнов И. П. Система профессиональной ориентации: менять или развивать? // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 18-21.
9. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/543.
10. Хасанова И. И., Котова С. С. Проблема использования инновационных технологий в профессиональном самоопределении молодежи //European journal of education and applied psychology. 2015. № 3. С. 19-23.
11. Чистякова С. Н., Холодная М. А., Шалавина Т. И. Твоя профессиональная карьера. М., 2005. 248 с.
12. The future of jobs and skills [Electronic resource]. URL: http://reports.weforum.org/future-of-jobs-2016/shareable-infographics.
References
1. Baldin S. S. Contemporary problems of vocational guidance of schoolchildren. 60-80-ies of the XX century. Russia and Pacific [Rossija i ATR]. 2004. № 3. P. 25-31. (In Russian).
2. Budagov G. P. Formation of readiness of senior pupils to professional self-determination as a psychological and pedagogical problem // Vector of science of Tomsk state University [Vektor nauki Tomskogo gosudarstvennogo universiteta]. 2012. № 2. P. 50-52. (In Russian).
3. Golomshtok A. E. Choice of profession and education of the student's personality [Vybor professii i vospitanie lichnosti shkol'nika]. Moscow: Prosveshhenie, 1979. 203 p. (In Russian).
4. Dorozhkin E. M., Zeer E. F. Scientific and practical foundations of career counseling: theory and practice //Siberian Journal of Psychology [Sibirskij psihologicheskij zhurnal]. 2014. № 52. P. 67-78. (In Russian).
5. Klimov E. A. Psychology of professional self-determination [Psihologija professional'nogo samoopredelenija]. Rostov-na-Donu: Feniks, 1996. 512 p. (In Russian).
6. Blinov V. I., Sergeev I. S., Zachesova E. V. etc. The concept of organizational-pedagogical support of professional self-determination of students in conditions of continuous education [Koncepcija organizacionno-pedagogicheskogo soprovozhdenija professional'nogo samoopredelenija obuchajushhihsja v uslovijah nepreryvnosti obrazovanija]. Moscow: Pero, 2014. 38 p. (In Russian).
7. Moscow international education fair [Moskovskij mezhdunarodnyj salon obrazovanija]. Available at: http://mmco-expo.ru. (In Russian).
8. Smirnov I. P. The system of career guidance: to change or develop? Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2017. № 1 (25). P. 18-21. (In Russian).
9. Federal state educational standards of general education [Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty obshhego obrazovanija]. Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/543. (In Russian).
10. Khasanova I. I., Kotova S. S. The problem of using innovative technologies in professional self-determination of youth. European journal of education and applied psychology [Evropejskij zhurnal obrazovanija i prikladnoj psihologii]. 2015. № 3. P. 19-23. (In Russian).
11. Chistyakova S. N., Kholodnaya, M. A., Salavina T. I. Your professional career [Tvoja professional'naja kar'era]. Moscow, 2005. 248 p. (In Russian).
12. The future of jobs and skills. Available at: http://reports.weforum.org/future-of-jobs-2016/shareable-infographics. (Translated from English).