Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЯКУТСКИЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ» В ВУЗЕ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЯКУТСКИЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ» В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национально-культурные традиции / проектирование / программа / дисциплина / якутские настольные игры / правила / хабылык / хаамыска / national-cultural traditions / design / program / discipline / Yakut board games / rules / khabylyk / khaamiska

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Т. Андросова, А А. Кожурова

Статья посвящается проблеме сохранения и укрепления национально-культурных традиций на примере якутских настольных игр. Высшее учебное заведение как основной социальный институт является ключевым местом для создания условий общей пропаганды и приобщения молодого поколения к традиционным ценностям. Базовой методологией проектирования программы выступает Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 09 ноября 2022 года. Программа дисциплины «Якутские настольные игры» разработана в целях сохранения традиционных ценностей, содействия гармоничному физическому развитию, двигательных способностей и ловкости. Дисциплина впервые планируется для бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность Начальное образование и Родной (якутский) язык и литература. Цель программы: гармоничное физическое развитие личности посредством формирования интереса у обучающихся к якутским настольным играм, приобщение через игру к духовным и культурным ценностям народа. Программа включает углубленное изучение национальных настольных игр. Представлены новые правила игр в усовершенствованной форме. Предполагает внедрение проектной, исследовательской деятельности, сочетание коллективных, групповых, индивидуальных, дистанционных форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А Т. Андросова, А А. Кожурова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING THE CURRICULUM OF THE DISCIPLINE “YAKUT BOARD GAMES” AT A UNIVERSITY

The article raises a problem of preserving and strengthening national and cultural traditions on the example of Yakut board games. Higher education institution as the main social institution is a key place for creating conditions for general propaganda and familiarization of the younger generation with traditional values. The basic methodology for designing the program is the Decree of the President of the Russian Federation “On approval of the Foundations of State Policy for the preservation and strengthening of Traditional Russian spiritual and moral values” dated November 09, 2022. The program of the discipline “Yakut Board Games” is developed in order to preserve traditional values, promote harmonious physical development, motor abilities and dexterity. The discipline is planned for the first time for the bachelor’s degree in the direction of training 44.03.05 Pedagogical Education (with two training profiles: Primary education and Native (Yakut) language and literature). The purpose of the program is harmonious physical development of the individual through the formation of students’ interest in Yakut board games, familiarization through the game to the spiritual and cultural values of the people. The program includes an in-depth study of national board games. The new rules of the games are presented in a more refined form. It involves the introduction of project, research activities, a combination of collective, group, individual, distance learning forms.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЯКУТСКИЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ» В ВУЗЕ»

9. Чичикин И.В. Коммуникативная компетентность менеджера как личностное новообразование. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010; № 7: 98-101.

10. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Ижевск: Удмуртия, 1981. References

1. Napalkova M.V. Delovaya igra kak aktivnyj metod obucheniya. Integraciya obrazovaniya. 2012; № 2: 17-20.

2. Miroshnichenko V.M., Kucenko V.V., Sidorenko S.N., Chovrebov 'E.S. Sovremennye metody obucheniya rukovoditelej i specialistov v oblasti 'ekologicheskoj bezopasnosti i ohrany okruzhayuschej sredy. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: 'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti. 2013; № 2: 105-111.

3. Aleksandrova I.V. Delovye igry v uchebnom processe. Evrazjskoe Nauchnoe Ob'edinenie. 2021; № 6-5: 382-385.

4. Isaeva N.V., Chirich I.V., Shtukareva E.B. Interaktivnye priemy obucheniya delovoj kommunikacii studentov tehnicheskih napravlenij podgotovki v vysshej shkole. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2023; T. 8, № 1: 85-91.

5. Malahova O.Yu. Vozmozhnosti igrovoj tehnologii v formirovanii navykov delovoj kommunikacii studentov vuza. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-'ekonomicheskih nauk. 2017; T. 11, № 9: 56-60.

5. Ermilova M.V. Fenomen delovoj igry v uchebnom processe vuza. Strategicheskie orientiry innovacionnogo razvitiya APK v sovremennyh 'ekonomicheskih usloviyah. 2016: 516-521.

7. Karlik A.E., Rastova Yu.I. Imitacionnye igry kak issledovatel'skij instrument, obuchayuschie strategii i obrazovatel'naya metodologiya. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo 'ekonomicheskogo universiteta. 2015; № 3 (93): 159-162.

8. Panfilova A.P. Razvitie kompetentnostej menedzherov social'no-kul'turnoj sfery programmno-celevym metodicheskim kompleksom tehnologij. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2012; № 21: 133-144.

9. Chichikin I.V. Kommunikativnaya kompetentnosf menedzhera kak lichnostnoe novoobrazovanie. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2010; № 7: 98-101.

10. Suhomlinskij V.A. Sto sovetov uchitelyu. Izhevsk: Udmurtiya, 1981.

Статья поступила в редакцию 12.05.23

УДК 378.14.014.13

Androsova A.T., Executive Director of the Federation for National Board Games of the Republic of Sakha (Yakutia), teacher of additional education,

F.I. Avdeeva Palace of Children's Creativity (Yakutsk, Russia), E-mail: androsova-70@list.ru

Kozhurova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: kozhurova_2013@mail.ru

DESIGNING THE CURRICULUM OF THE DISCIPLINE "YAKUT BOARD GAMES" AT A UNIVERSITY. The article raises a problem of preserving and strengthening national and cultural traditions on the example of Yakut board games. Higher education institution as the main social institution is a key place for creating conditions for general propaganda and familiarization of the younger generation with traditional values. The basic methodology for designing the program is the Decree of the President of the Russian Federation "On approval of the Foundations of State Policy for the preservation and strengthening of Traditional Russian spiritual and moral values" dated November 09, 2022. The program of the discipline "Yakut Board Games" is developed in order to preserve traditional values, promote harmonious physical development, motor abilities and dexterity. The discipline is planned for the first time for the bachelor's degree in the direction of training 44.03.05 Pedagogical Education (with two training profiles: Primary education and Native (Yakut) language and literature). The purpose of the program is harmonious physical development of the individual through the formation of students' interest in Yakut board games, familiarization through the game to the spiritual and cultural values of the people. The program includes an in-depth study of national board games. The new rules of the games are presented in a more refined form. It involves the introduction of project, research activities, a combination of collective, group, individual, distance learning forms.

Key words: national-cultural traditions, design, program, discipline, Yakut board games, rules, khabylyk, khaamiska

А.Т. Андросова, исп. директор Федерации по национальным настольным играм Республики Саха (Якутия), педагог дополнительного образования,

Дворец детского творчества имени Ф.И. Авдеевой, г. Якутск, Е-mail: androsova-70@list.ru

А.А. Кожурова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

Е-mail: kozhurova_2013@mail.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЯКУТСКИЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ» В ВУЗЕ

Статья посвящается проблеме сохранения и укрепления национально-культурных традиций на примере якутских настольных игр. Высшее учебное заведение как основной социальный институт является ключевым местом для создания условий общей пропаганды и приобщения молодого поколения к традиционным ценностям. Базовой методологией проектирования программы выступает Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 09 ноября 2022 года. Программа дисциплины «Якутские настольные игры» разработана в целях сохранения традиционных ценностей, содействия гармоничному физическому развитию, двигательных способностей и ловкости. Дисциплина впервые планируется для бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность Начальное образование и Родной (якутский) язык и литература. Цель программы: гармоничное физическое развитие личности посредством формирования интереса у обучающихся к якутским настольным играм, приобщение через игру к духовным и культурным ценностям народа. Программа включает углубленное изучение национальных настольных игр. Представлены новые правила игр в усовершенствованной форме. Предполагает внедрение проектной, исследовательской деятельности, сочетание коллективных, групповых, индивидуальных, дистанционных форм обучения.

Ключевые слова: национально-культурные традиции, проектирование, программа, дисциплина, якутские настольные игры, правила, хабы-лык, хаамыска

Социально-политические и экономические условия России последних двух десятилетий были достаточно нестабильны и характеризовались сменой периодов относительной стабильности и спада. За прошедшие десятилетия в молодежной среде произошли сложные процессы, свидетельствующие о переоценке культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта [1].

Принимая главную цель развития отечественной системы образования, основной идеей формирования данной программы был Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 09 ноября 2022 года [2]. Данная программа направлена на воспитание уважения к традициям предков,

повышение интереса к организации культурно-досуговых мероприятий через традиционные национальные игры народа Саха.

Рабочая программа дисциплины «Якутские настольные игры» разработана в целях сохранения традиционных ценностей, содействия гармоничному физическому развитию, двигательных способностей и ловкости. Дисциплина впервые планируется для бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Начальное образование и Родной (якутский) язык и литература.

В программе использован и структурирован передовой педагогический опыт педагогов дополнительного образования по национальным видам спорта. Новизна дисциплины заключается в сохранении народных традиций с использо-

ванием легкого и несложного инвентаря, в пропаганде популяризации игр предков среди молодого поколения. Срок реализации дисциплины - 1 семестр.

Цель программы: гармоничное физическое развитие личности посредством формирования интереса у обучающихся к якутским настольным играм, приобщение через игру к духовным и культурным ценностям народа.

Задачи программы. Образовательные: обучить навыкам здорового образа жизни; познакомить с традиционными национальными настольными играми; освоить технику и правила настольных национальных игр; подготовить квалифицированных педагогов-спортсменов; обучить тактике настольных игр. Развивающие: развивать двигательные способности посредством игры в хабылык и хаамыска. Воспитательные: сформировать патриотизм, гражданскую позицию; подготовить обучающихся морально к соревнованиям по национальным настольным играм.

Фрагмент проекта расп|

Научная новизна. Программа включает углубленное изучение национальных настольных игр. Создание соответствующих педагогических условий способствует повышению мотивации, раскрытию, реализации способностей обучающихся. Предполагает внедрение проектной, исследовательской деятельности, сочетание коллективных, групповых, индивидуальных, дистанционных (офлайн-, онлайн-обучение) форм обучения с использованием интернет-ресурсов и он-лайн-платформ организации занятий.

Практическая значимость результатов исследования. Представляем проект фрагмента распределения часов по темам учебных занятий [3] (табл. 1). Всего часов ориентировочно стало больше - 132. По ходу процесса проектирования программы, особенно по практическим и учебно-тренировочным занятиям, планируется корректировка трудоёмкости по учебному плану.

Таблица 1

(еления часов по темам

№ Название раздел, темы Количество часов Формы промежуточной аттестации/контроля

Всего Теория Практика

1. Введение

1.1 Техника безопасности. Адаптационные занятия 2 0,5 1,5

Итого: 2 0,5 1,5

2. Основы знаний о физической культуре

2.1 Экскурсия: историография первых соревнований по национальным видам спорта 2 1 1

2.2 Игры Манчаары (якутская олимпиада) 2 1 1

Итого: 4 2 2

3. Хабылык

3.1 История игры хабылык 2 1 1

3.2 Игра хабылык. Правила игры хабылык 2 0,5 1,5

3.3 Позиция игрока. Основные положения при подбрасывании и ловле палочек. Способы ловли палочек по 1 и до 5 палочек 4 1 3 Начальный

3.4 Техника подбрасывания и ловли по 5 и до 10 палочек 2 0,5 1,5

3.5 до 15 палочек 4 1 3

3.6 до 20 палочек 2 0,5 1,5

3.7 «Тыксаан» 2 0,5 1,5 Зачет

3.8 Техника подбрасывания и ловли палочек до 20 палочек 4 1 3

3.9 до 25 палочек 4 1 3

3.10 до 30 палочек 4 1 3

3.11 Способы ловли до 30 палочек 4 1 3

3.12 Пробная игра на время хабылык 2 0,5 1,5 Итоговый

3.13 Хомуур хабылык - командная игра 2 0,5 1,5 Соревнования

3.14 Уход хабылык-инвентаря 2 0,5 1,5

3.15 Игра иэрэгэй 2 0,5 1,5 Зачет

Итого: 42 11 31

4. Хаамыска судургу

4.1 История игры «Хаамыска» 2 1 1

4.2 Правила и этапы игры 2 0,5 1,5

4.3 1 этап 4 1 3 Начальный

4.4 2 этап 4 1 3

4.5 3 этап 4 1 3

4.6 4 этап 4 1 3

4.7 Интеллектуальные игры 2 0,5 1,5

4.8 Игры народов Азии 2 0,5 1,5

4.9 Хаамыска 5 этап 6 1 5

4.10 Хаамыска 6 этап 6 1 5

4.11 Игра хаамыска на время 4 1 3 Итоговый

4.12 Уход инвентаря хаамыска 2 0,5 1,5

4.13 Игра хаамыска командами 2 0,5 1,5 Текущий

Итого: 44 10,5 33,5

5. Дьeheгeй хабылык

5.1 История Дьeheгeй хабылык 2 1 1

5.2 Боhомолор 4 0,5 3,5 Начальный

5.3 Правила Дьeheгeй хабылык 4 1 3

5.4 Игра Дьeheгeй хабылык 4 0,5 3,5

5.5 Игра командами 2 0,5 1,5 Итоговый

Итого: 16 3,5 12,5

6. Игры народов Азии

6.1 Казахская игра 2 0,5 1,5

6.2 Киргизская игра 2 0,5 1,5

6.3 Игра командами 2 0,5 1,5 Зачет

Итого: 6 1,5 4,5

7. Былыргылыы хабылык

7.1 Правила былыргылыы хабылык 2 0,5 1,5

7.2 Игра былыргылыы хабылык 2 0,5 1,5 Начальный

7.3 Игра сидя былыргылыы хабылык 2 0,5 1,5 Текущий

7.4 Игра на время 2 0,5 1,5 Зачет

Итого: 8 2 6

8. Контрольные игры

8.1 Хабылык на время 2 0,5 1,5 Итоговый

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.2 Хаамыска на время 2 0,5 1,5 Итоговый

8.3 Дьeheгeй хабылык на время 2 0,5 1,5 Итоговый

8.4 Иэрэгэй на время 2 0,5 1,5 Итоговый

8.5 Былыргылыы хабылык на время 2 0,5 1,5 Итоговый

Итого: 10 2,5 7,5

Всего: 132 35,5 100,5

Вместе с тем разрабатывается учебно-тренировочный онлайн-курс для индивидуальной сдачи зачета для тех студентов, которые обучаются в очно-заочной форме или дистанционно в гибридном формате. Здесь дополнительно даются задания для самостоятельной отработки. Представляем фрагмент проекта распределения часов по темам для индивидуального обучения [4] (табл. 2).

Программа выстроена по структурно-логическому и тематическому принципу классификаций игр. Как указано в двух таблицах, самыми рас-

пространенными и популярными играми являются хабылык и хаамыска. Дополнительно даются игры умсаах, тыксаан, иэрэгэй. Для более четкого понимания на русском языке представляем дисциплины настольных игр с переводом [5]:

- хабылык, в переводе на русский язык - лучинки;

- хаамыска «Судургу», в переводе на русский язык - обычная игра в камушки;

Таблица 2

Фрагмент проекта распределения часов по темам для индивидуального обучения

№ Название раздел, темы Количество часов Формы промежуточной аттестации/контроля

Всего Теория Практика

1. Контрольная игра хаамыска, хаамыска

1.1 Контрольная игра с 5 хаамыска с постукиванием по 2 2 - 2 Начальный

Итого: 2 2

1.2 Хаамыска с постукиванием по 3 2 1 1 Текущий

1.3 Хаамыска куерэгэй 2 - 2

1.4 Хаамыска с постукиванием по 3 2 - 2

1.5 Чередование игр на время 2 - 2

1.6 Хаамыска куерэгэй на время 2 - 2

1.7 Хабылык дьеьегей 4 1 3

1.8 Хабылык дьеьегей 2 - 2

1.9 Хабылык былыргылыы 2 - 2

1.10 Хаамыска былыргылыы 2 - 2

1.11 Чередование игр на время 2 - 2

1.12 Контрольные игры 2 - 2 Зачетный

Итого: 24 2 22

2. Умсаах

2.1 Умсаах 1,2,3 этапы 4 - 4 Начальный

Итого: 4 4

3. Двоеборье, троеборье

3.1 Двоеборье,троеборье 2 - 2 Начальный

3.2 Двоеборье, троеборье 2 - 2

3.3 Чередование игр на время 2 - 2

3.4 Чередование игр на время 2 - 2 Зачетный

Итого: 8 8

4. Игра с 7 хаамыска Текущий

4.1 Техника с 7 хаамыска 2 1 1

4.2 Техника с7 хаамыска 2 - 2

4.3 Игра на время 2 1 1 Итоговый

4.4 Итоговое занятие 2 - 2 Итоговый

Итого: 8 2 6

Всего: 46 ч. 4 ч. 42 ч.

- тонсуур с 5 хаамыска, в переводе на русский язык - игра с постукиванием с 5 камушками;

- тонсуур с 7 хаамыска, в переводе на русский язык - игра с постукиванием с 7 камушками;

- «Умсаах», в переводе на русский язык - нырок;

- «Куерэгэй», в переводе на русский язык - жаворонок;

- двоеборье - это игра по двум видам вместе: хабылык, хаамыска;

- троеборье - это игра по трем видам вместе: хабылык, хаамыска, умсаах.

Приведем кратко некоторые правила игр [6].

Правила игры «Куерчэх» (Мутовка)

Участники игры по очереди крутят «Куерчэх» между ладонями. У кого дольше всех крутится, тот и побеждает Инвентарь стандартный.

Правила хаамыска «Судургу»

Инвентарь: деревянные камешки размерами 1,5х1,5 см (детские) или 1,6х1,6 (взрослые). Длительность составляет 2 минуты. Игрок должен подбрасывать камушек вертикально вверх не менее чем на 70 см от поверхности стола. При выполнении действия запрещено касание камушек любыми частями руки. Нельзя ловить подброшенный камешек, используя другие части тела, кроме игровой руки. Последовательность выполнения упражнений:

- 1 действие: по команде судьи равномерно рассыпаем камушки на стол. Затем берем один из них, подбрасываем вверх и во время полета подбираем со стола один камушек. И так до последнего камушка. Каждый раз подобранный камушек откладывается в сторону;

- 2 действие: рассыпаем камушки. Берем один из них, подбрасываем вверх и во время полета должны успеть подобрать два камушка и поймать подброшенный. Пойманные откладываются в сторону, затем подбрасываем вверх один и подбираем со стола оставшиеся два камушка;

- 3 действие: рассыпаем камушки, затем подбрасываем один, во время полета должны успеть подобрать сначала один камушек, далее один подбрасываем вверх и успеваем подобрать остальные три камушек или наоборот.

Библиографический список

С целью эффективного формирования компетенций по новому ФГОС ВО у бакалавриата (индикаторы: ОПК-4.2; ПК-2.2 и 3.2), влияющих на состояние профессионального становления специалиста, и была спроектирована данная программа как один из нескольких возможных ее вариантов. Представляем выборочно обновленный перечень планируемых результатов обучения по дисциплине:

- умеет организовать внеурочные занятия по разным видам внеурочной деятельности младших школьников, планировать ожидаемые результаты, оценивать качество их достижения; умеет использовать приемы и техники интеграции учебных предметов в зависимости от цели учебной деятельности; умеет сопоставлять особенности социокультурной среды региона и курсов преподаваемого учебного предмета в создании национально-регионального компонента в мета-предметных результатах обучения;

- владеет педагогически обоснованными методами, формами, содержанием организации внеурочной деятельности младших школьников; владеет способами интеграции междисциплинарных учебных предметов для организации учебной деятельности.

Таким образом, предложенный вариант программы может способствовать физическому развитию личности посредством формирования интереса у обучающихся к национальным настольным играм.

Варианты проектирования программ национально-культурных традиций всегда исходят от постановки проблемы в текущей социокультурной реальности в вузе. Рассматривая студенческую молодежь в качестве субъекта в проектировании программ, можно выделить ее способность не только быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, но и активно воздействовать на ее изменение. Правила игр не стоят на одном месте, они совершенствуются, усложняются, модернизируются, трансформируются в потоке интенсивности и активности проведения массовых культурно-досуговых мероприятий, состязаний, соревнований. Прогрессивность проектирования программ заключается именно в этом - в востребованной и преобразовательной деятельности на примере дисциплины «Якутские настольные игры».

1. Красавина Е.В. Адаптация молодежи к образовательной системе современной России. Москва: РТА, 2014.

2. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809. Available at: http://puNication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019?index=0&rangeSize=1

3. Белолюбская Н.Н., Кожурова Н.Н. Якутские настольные игры: учебное пособие. Якутск: Издание отдела информационного обеспечения РЦНВС им. В. Манчаары, 2012.

4. Донской А.И., Сыромятников Д.В., Белолюбская Н.Н., Кожурова Н.Н. 9бYгэлэрбит оонньуулара: хаамыска, хабылык, тырыыкка: [остуол оонньуулара]. Якутск: Би-чик, 2013.

5. Якутские настольные игры хабылык, хаамыска. Составители А.Н. Винокурова, А.В. Избекова, А.Т. Андросова. Якутск: Сайдыы, 2017.

6. Правила по национальным настольным играм хабылык и хаамыска. РЦНВС им. В. Манчаары. Федерация национальных настольных игр РС (Я), 2020. Available at: https://xn.....8kckfb0brpdcaz9bxd7c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2021/02/Правила-проведения-соревнований-по-национальным-настольн-играм.docx

References

1. Krasavina E.V. Adaptaciya molodezhi k obrazovatel'noj sisteme sovremennoj Rossii. Moskva: RTA, 2014.

2. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.11.2022 № 809. Available at: http://puNication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019?index=0&rangeSize=1

3. Belolyubskaya N.N., Kozhurova N.N. Yakutskie nastol'nye igry: uchebnoe posobie. Yakutsk: Izdanie otdela informacionnogo obespecheniya RCNVS im. V. Manchaary, 2012.

4. Donskoj A.I., Syromyatnikov D.V., Belolyubskaya N.N., Kozhurova N.N. QbYg'el'erbit oonn'uulara: haamyska, habylyk, tyryyxka: [ostuol oonn'uulara]. Yakutsk: Bichik, 2013.

5. Yakutskie nastol'nye igry habylyk, haamyska. Sostaviteli A.N. Vinokurova, A.V. Izbekova, A.T. Androsova. Yakutsk: Sajdyy, 2017.

6. Pravila po nacional'nym nastol'nym igram habylyk i haamyska. RCNVS im. V. Manchaary. Federaciya nacional'nyh nastol'nyh igr RS (Ya), 2020. Available at: https://xn.....

8kckfb0brpdcaz9bxd7c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2021/02/Pravila-provedeniya-sorevnovanij-po-nacional'nym-nastol'n-igram.docx

Статья поступила в редакцию 19.05.23

УДК 37.02

Arzhanovskaya A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Volgograd State University (Volgograd, Russia),

E-mail: arjanovskaya@volsu.ru

Eltanskaya E.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: yeltanskaya@volsu.ru

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN DESIGNING AN EDUCATIONAL PROCESS WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES. The article considers an innovative tool of modern pedagogical science - Information and Communication Technologies, as one of the key elements of the instrumental and methodological apparatus of Language Education. The task of the study is to review the advantages and disadvantages of ICT when integrated into the educational process design when teaching a foreign language. Within the framework of the proposed study, the descriptive method is fundamental, including elements of review, interpretation, comparison and description. The authors consider the advantages of using iCt both from the point of view of teaching and from the standpoint of learning a foreign language, among which the following are distinguished: a variety of ways of presenting educational material; giving dynamism to classes; the ability to individualize the educational trajectory; immersion in a real language environment; instant feedback, etc. The list of disadvantages of the ICT introduction in the educational process includes: problems with the technical equipment of classrooms; lack of experienced teachers; difficulties in choosing the best digital tool corresponding to the content of the course, etc. The authors come to the conclusion that Information and Communication Technologies are a valuable innovative teaching tool and have a high linguistic and didactic potential, however, its integration into the practice of language teaching requires careful pedagogical planning.

Key words: language education, information and communication technologies, instrumental and methodological apparatus, innovative teaching methods

А.В. Аржаноеская, канд. филол. наук, доц., Волгоградский государственный университет, г. Волгоград,

E-mail: arjanovskaya@volsu.ru

Е.А. Елтанская, канд. филол. наук, доц., Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, E-mail: yeltanskaya@volsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.