Научная статья на тему 'ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЯКУТСКИМИ НАСТОЛЬНЫМИ ИГРАМИ ПОСРЕДСТВОМ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЯКУТСКИМИ НАСТОЛЬНЫМИ ИГРАМИ ПОСРЕДСТВОМ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ИГРА / НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ / ЯКУТСКИЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ / PRESCHOOL AGE / PRESCHOOL CHILDREN / GAME / BOARD GAMES / YAKUT BOARD GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андросова Мария Ивановна, Сидорова Мария Ивановна

Статья посвящена ознакомлению детей дошкольного возраста с якутскими настольными играми и с модифицированными играми по типу лото и парных картинок с национальной тематикой посредством кружковой деятельности. Игра являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста служит универсальным средством познания, одновременно выступая некой моделью реальности. Введение в образовательный процесс якутских настольных игр и модифицированных игр расширяет их кругозор и знакомит с культурой своего народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACQUAINTANCE OF PRESCHOOL CHILDREN WITH YAKUT TABLE GAMES THROUGH CIRCLE ACTIVITIES

The article is devoted to familiarizing preschool children with Yakut Board games and modified games like Lotto and paired images with national themes through group activities. The game being the leading activity of preschool children serves as a universal means of cognition, while acting as a kind of model of reality. The introduction of Yakut Board games and modified games into the educational process expands their horizons and introduces them to the culture of their people.

Текст научной работы на тему «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЯКУТСКИМИ НАСТОЛЬНЫМИ ИГРАМИ ПОСРЕДСТВОМ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Воспользовавшись этим, пастух схватил тулуп и бросил его в полыхающий огонь.

- Вот тебе за то, что за добро ты хотел ответить злом, - сказал пастух и отправился пасти овец.

Уместна работа над текстом сказки.

Задания:

а) Объясните значение последних слов пастуха.

б) Какой пословицей можно заменить слова пастуха? (название сказки)

Аудирование: Учитель предлагает учащимся вспомнить и рассказать случаи из жизни. Монологические рассказы можно заканчивать выражениями «Я убедился (ась) ...», «Верно говорят ...» и так далее.

Произведения устного народного творчества, созданные в расчете на устное воспроизведение, помогают познать характерные черты крымскотатарской народной речи, напевной и мелодичной.

Выводы. Устное народное творчество - неиссякаемый источник и величайшее подспорье учителю в воспитании нравственного, патриотического, трудового, эстетического воспитания учащихся.

Литература:

1. Асанов Ш. Пословицы и поговорки. - Симферополь: Крымучпедгиз, 2002. - 184 с.

2. Анализ литературного произведения: [Сб. статей] АН ССР, Институт русской литературы. - Л.: Наука, 1976. - 236 с.

3. Бекиров Дж. Къырымтатар халкъ агъыз яратыджылыгъы. - Ташкент: Укитувчи, 1988. - 280 с.

4. Велиулаева А. Тувгъан эдебият. 5 кл. - Симферополь: Крымучпедгиз, 2000. - 200 с.

5. Велиулаева А.В., Муртазаева Г.Э., Алиева Л.А. Тувгъан эдебият. 6 кл. ср. шк. - Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. - 192 с.

6. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература». - М.: «Просвещение», 1985. - 127 с.

7. Фазыл Р. Крымскотатарская литература. - Симферополь: Крымучпедгиз, 2005. - 216 с.

8. Яяева А.М. Изучение крымскотатарского фольклора в начальной школе. / А.М. Яяева // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов 29 февраля 2016 г. по материалам II заочной научно-практической конференции / Под общ.ред. А.В. Туголукова - Москва: ИП Туголуков А.В., 2016. -С. 131-134.

9. Яяева А.М. Бекир Чобан-заденинъ балалар ичюн иджады акъкъында. / А.М. Яяева // Вопросы крымскотатарской филологии, историии и культуры. Научный сборник. Выпуск 2. ГБОУВО РК «КИПУ», 2016. - С. 117-120.

10. Яяева А.М. Эдебиятны окъутувда къулланылгъан фааль усуллар: окув-усулий къулланма / А.М. Яяева, Х.В. Велишаева, Н.М. Яяева. - Симферополь: КъДжИ «Къырымокъувпеднешир» нешрияты», 2014. - 172 с. - Къырымтатар тилинде.

11. Яяева Н.М. Методика развития речи (крымскотатарский язык): учебное пособие / Н.М. Яяева. -Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. - 164 с.

Педагогика

УДК 373.2

старший преподаватель Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); воспитатель Сидорова Мария Ивановна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Сайдыы» (с. Нюрбачан)

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЯКУТСКИМИ НАСТОЛЬНЫМИ ИГРАМИ ПОСРЕДСТВОМ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена ознакомлению детей дошкольного возраста с якутскими настольными играми и с модифицированными играми по типу лото и парных картинок с национальной тематикой посредством кружковой деятельности. Игра являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста служит универсальным средством познания, одновременно выступая некой моделью реальности. Введение в образовательный процесс якутских настольных игр и модифицированных игр расширяет их кругозор и знакомит с культурой своего народа.

Ключевые слова: дошкольный возраст, дети дошкольного возраста, игра, настольные игры, якутские настольные игры.

Annotation. The article is devoted to familiarizing preschool children with Yakut Board games and modified games like Lotto and paired images with national themes through group activities. The game being the leading activity of preschool children serves as a universal means of cognition, while acting as a kind of model of reality. The introduction of Yakut Board games and modified games into the educational process expands their horizons and introduces them to the culture of their people.

Keywords: preschool age, preschool children, game, board games, Yakut board games.

Введение. Детям старшего дошкольного возраста характерна тяга к усвоению новых знаний, опыта. Им интересно практически все, что их окружает. Игра, выступая ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, как отмечал Д.Б. Эльконин, способствует активному познанию мира и выступает посредником между ребенком и реальностью. По мере взросления ребенка игра претерпевает изменения с позиции усложнения. В младшем дошкольном возрасте сюжетная игра ведет за собой детское развитие, в среднем дошкольном возрасте на первый план выходит ролевая игра, которая активно способствует развитию эмоциональной сферы ребенка - основы эмоционального интеллекта. В старшем дошкольном возрасте детям присуща игра по правилам, которая способствует формированию произвольности психических процессов, регуляции поведения, успешной социализации и развитию познавательной активности.

Изложение основного материала статьи. Игра - это не только развлечение, но также радость познания окружающего мира и самого себя, своего места в этом мире. Игровая деятельность активно способствует овладению и развитию речи, так ребенок комментирует свои действия, говорит то, о чем думает. Игры в дошкольном возрасте должны иметь направленность на развитие качеств, необходимых детям в дальнейшем для обучении в школе - это логика, вычислительные навыки, умение систематизировать и анализировать. Этим требованиям соответствуют настольные игры, специфика которых заключается в том, что они проводятся за столом, а это уже правило, которому дошкольник должен следовать. В процессе настольной игры ребенок старается сосредоточиться, сконцентрироваться, распределить внимание, представить (предвосхитить события), запомнить правила, алгоритм действий, он активно использует мыслительные операции, развивается логическое мышление и начинает формироваться внутренняя (планирующая) речь. В настольных играх могут принимать участие несколько игроков, существуют определенные правила и игровые действия, которые необходимо совершать. А использование именно национальных настольных игр способствует повышению кругозора и знакомит с культурой своего народа.

Настольные игры - это деятельность, направленная на развлечение и обучение детей в условиях ограниченного пространства. Настольные игры способствуют развитию не только умственных способностей, но и определенных волевых черт характера, способствуют привитию усидчивости, приучению правилам игры, соблюдение очередности ходов, умение испытывать радость не только своей победе, но и победе друзей, а также принимать поражение как один из моментов игры - все не могут быть победителями.

В психолого-педагогической литературе отмечается, что использование настольной игры в образовательном процессе дошкольного учреждения активно способствует как интеллектуальному, так и личностному развитию дошкольника. Во время увлекательного занятия, ребенок учится придерживаться правил, принятых в игре, ищет оптимальное решение поставленных перед ним задач, учится оперативно реагировать на изменения по ходу игры; тренирует моторику, ловкость, координацию движений, развивает речь.

Особенность дошкольного возраста такова, что память является ведущим психическим процессом, который ведет за собой развитие ребенка в целом. В этот период онтогенеза у ребенка наблюдается огромный объем памяти. Поэтому вся информация, которая заинтересовала дошкольника, сохраняется в его памяти.

Рассмотрим обучение национальным настольным играм на примере национального детского сада «Сайдыы», который реализует три программы:

■ программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [6];

■ национальная программа «Тосхол» МО РС (Я);

■ физкультурный комплекс «Кэнчээри» МО РС (Я).

Обучение и воспитание в дошкольном образовательном учреждении ведется на якутском языке, но также активно создаются условия для изучения русского языка. С сентября 2018 г. в детском саду «Сайдыы» начал работать кружок «Сатабыллаах тарбахчааннар», цель которого - знакомство детей дошкольного возраста с настольными играми, в том числе якутскими.

Целевые ориентиры кружковой работы при выходе из дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС:

■ ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре;

■ активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

■ способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

■ развита крупная и мелкая моторика;

■ дошкольник владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам [7].

В ходе кружковой деятельности осуществляются следующие задачи:

■ ознакомить детей с историческим аспектом появление настольных игр;

■ познакомить с якутскими настольными играми;

■ научить детей играть в настольные игры;

■ сформировать приёмы умственных действий;

■ сформировать умение обдумывать и планировать свои действия и осуществлять их в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.;

■ развить умение саморегуляции во взаимоотношениях с окружающими.

В кружковая деятельность способствует знакомству детей с различными национальными настольными играми, историей их возникновения, различными модификациями и правилами. При подборе игр необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенностями детей. Любую игру необходимо адаптировать к детям - либо усложняя, либо упрощая правила, делая игровой процесс более интересным и увлекательным.

В программу кружка «Сатабыллаах тарбахчааннар» входит ознакомление с такими якутскими играми как «хабылык» (ловить, поймать), «хаамыска» (камешки), «тырынка» (игра в палочки), а также с модифицированными играми по типу лото и парных картинок игры на национальную тематику, чтобы обучать детей играя.

Игры «хабылык», «хаамыска» и «тырынка» получили свое развитие примерно в начале 16 века, в те времена, когда наш народ жил алаасами (небольшими поселениями у озер). Специфика экстремальных климатических условий (длительный зимний период с низкими температурами, доходящими в некоторых районах нашей республики до -72 градусов холода) способствовала активному развитию настольных игр в силу вынужденного длительного пребывания в жилище - в условиях ограниченного пространства. Эти игры имеют очень тесную связь с укладом жизни якутского народа. Для данных видов традиционного хозяйствования (скотоводство, рыболовство, охотничий промысел) в экстремальных климатических условиях ценились такие качества мужчин, как ловкость, спокойствие, выдержка, внимательность, выносливость, быстрота реакции, острый ум, точность движений и т.д.

«Хабылык»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений, ловкости, знакомство с национальными настольными играми.

Описание. В игре используют 30 штук палочек (называется палочка хабылык и изготавливается из лиственницы) длиной 16 см, шириной 0,9 мм, толщиной 0,4 и с острыми концами.

Правила. Игрок подходит к столу, и все палочки раскладывает по 5 штук, чтобы удобнее было вести подсчет. Играющий, держа хабылык на ладони, осторожно подбрасывает ее вверх, а затем ловит тыльной стороной кисти. Потом снова подбрасывает хабылык вверх и поворачивая кисть старается поймать пальцами один хабылык. До 25 ловят по одному хабылыку, а остальные 5 штук по 3 или 5 хабылыков. По итогам подсчетов у кого больше хабылыков, тот и выигрывает.

«Хаамыска» (игра в камушки)

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений, ловкости, знакомство с национальными настольными играми.

Описание. «Хаамыска» (камешек) - это одна из древних игр, в которую наши предки стали играть с начала 17 века и изготовлялись «хаамыска» из костей тайменя. Позже кубики размером 1,5 х 1,5 стали изготовлять из дерева.

Правила. Играют 5,7,9 штуками. Первый этап характеризуется тем, что игрок подбрасывает вверх один камешек, и во время его полета подбирает со стола по одному камешку и ловит подброшенный вверх камешек. На втором этапе игрок, подбрасывая вверх один камешек, поднимает каждый раз по две и ловит подброшенный. Третий этап, подбрасывая вверх один камешек, игрок поднимает со стола сначала один, а затем и все остальные три или наоборот. Четвертый этап, игрок подкидывает один камешек, во время его полета кладет на стол остальные четыре. Снова подкидывает одну и во время ее полета должен успеть подобрать все четыре и поймать подброшенную. Пятый этап, участник бросает на стол все камешки. Берет одну и подкидывая ее вверх, собирает в ладонь остальные камни по одному. Шестой этап: все камешки игрок держит в ладони, подбрасывает всех и ловит тыльной стороной ладони, снова подбрасывает и ловит все камешки с прихватом упавших на стол при первом подбрасывании. Из этих шести этапов состоит один заход. Если за 2 минуты игрок прошел один заход, то получает 5 очков. Если прошел два захода, то 10 очков. Так, каждый пройденный заход оценивается на 5 очков.

«Тырынка»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений, ловкости, знакомство с национальными настольными играми.

Описание. «Тырынка» - (лучинки) игра, направленная на развитие логики детей. Количество игроков может варьироваться от двух и более. «Тырынки» изготавливают из нащепанных лучинок. По длине лучинка должна быть равна ширине ладони, иметь округлую форму и быть тоньше спичечных палочек.

Правила. Игрок должен зажать в ладони лучинки, затем опустить их на стол. Те лучинки, которые упали отдельно, игрок может забрать себе. Далее он начинает отсоединять лучинки друг от друга начиная с верхней из лежащих в кучке при помощи специальной лучинки с загнутым концом. При этом нельзя сдвигать соседние иначе ход переходит к другому игроку. Игра продолжается до последней лучинки. Побеждает тот, у которого, в конечном счете, останется больше лучинок по количеству.

«Найди пару» (символы Якутии)

Цель: нами была разработана настольная игра с символами Якутии, которая направлена на развитие памяти, навыков общения, знаний о символах Якутии.

Описание. Игра состоит из 16 карточек, составляющих 8 пар. В игре могут участвовать 2 игрока.

Правила. Во-первых, разложить карточки на стол картинками вниз; во-вторых, первый игрок начинает игру и переворачивает любые две карточки (если они составляют пару, то игрок забирает их себе и переворачивает другую карточку, в противном случае игрок кладет их обратно на те же места картинкой вниз, и ход переходит к следующему игроку); в-третьих, играющие должны внимательно следить за ходом игры, чтобы запомнить картинки на карточках к своему ходу; в-четвертых, игра заканчивается, когда все пары разобраны; в-пятых, победитель - игрок, собравший наибольшее количество пар.

Такого плана игры хороши тем, что можно карточки подготовить по любой теме: «Растительный мир Якутии», «Животный мир Якутии», «Герои якутских сказок» и т.д.

В течение года ребята активно усваивали игры предков, с которыми они познакомились только в стенах детского сада. Ко дню защитника Отечества в целях популяризации национальных настольных игр был устроен турнир среди отцов и среди кружковцев мальчиков. Данное мероприятие показало, что ребята, которые не посещают кружок, заинтересовались играми, и желающие после турнира могли попробовать поиграть.

Также необходимо отметить, что среди ребят подготовительной группы в несколько этапов были проведены настольные игры с символами Якутии, «Животный мир Якутии», «Растительный мир Якутии», «Герои якутских сказок», а также оценка умений играть национальные настольные игры. Заключительный контроль по итогам всех этапов показала, что есть значительная динамика в уровне усвоения знаний, приобретения навыков в сравнении контрольным срезом на начало работы кружка (табл. 1, 2).

Таблица 1

(Сентябрь 2018 г.)

Название игр низкий средний высокий

Символы Якутии 33 % 42 % 25 %

«Растительный мир Якутии» 42 % 42 % 16 %

«Животный мир Якутии» 42 % 50 % 8 %

«Герои якутских сказок» 50 % 42 % 8%

Якутские настольные игры 67 % 25 % 8 %

Таблица 2

(Май 2019 г.)

Название игр низкий средний высокий

Символы Якутии 17 % 50 % 33 %

«Растительный мир Якутии» 17 % 50 % 33 %

«Животный мир Якутии» 8% 67 % 25 %

«Герои якутских сказок» 16 % 67 % 17 %

Якутские настольные игры 17 % 50 % 33 %

Выводы. Подводя итог можно отметить, что настольные игры необходимы для детей дошкольного возраста с позиции расширения кругозора, развития мелкой и крупной моторики, развития познавательной сферы, коммуникативных навыков, умения сотрудничать и формирования личности, которая знает свои корни и культуру, ведь к общемировой культуре личность приходит через познание культуры своего народа.

Литература:

1. Андросова, М.И., Афанасьева, Л.И. Этнокультурные традиции семейного воспитания народов Северо-востока России // Проблемы современного педагогического образования. 2017. - выпуск 55, часть 6 С. 10-17.

2. Бондаренко, А.К., Матусик, А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1983 - 192 с.

3. Касаткина, Е.И., Иваненко, С.С, Реуцкая, Н.А, Смирнова, Н.А., Смирнова, А.Н. Познавательное и социальное развитие дошкольников средствами игры. - Вологда: Издательство Вологодского института развития образования, 2001. - 46 с.

4. Федоров А.С. Саха тeрYт оонньуулара. Народные игры и забавы Саха Якутск: Бичик, 2013. - 79 с. (на якутском языке).

5. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 228 с.

6. http://municipal.garant.rU/#/document/162017287

7. http://ivo.garant.rU/#/document/77677348/paragraph/1:0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогика

УДК 373.1

магистрант 2 курса кафедры дошкольного образования Антонова Айыына Юрьевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); старший преподаватель Яковлева Саргылана Степановна Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

О ПОТЕНЦИАЛЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕТСКИХ САДОВ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается потенциал негосударственных дошкольных образовательных организаций в системе дошкольного образования. Авторы проводят анализ действующих государственных программ, статистических данных, касающихся негосударственного сектора дошкольного образования, определяя основные достоинства и зоны роста данной сферы. В статье рассматривается опыт реализации программы государственного субсидирования в частных дошкольных образовательных организациях.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, дошкольное образование, негосударственный сектор дошкольного образования, вариативные формы дошкольного образования, качество, образовательные услуги.

Annоtation. This article examines the potential of non-state preschool educational organizations in the system of preschool education. The authors analyze existing state programs and statistical data related to the non-state sector of preschool education, identifying the main advantages and growth areas of this sphere. The article considers the experience of implementing the state subsidy program in private preschool educational organizations.

Keywords: preschool educational organization, preschool education, non-governmental sector of preschool education, variable forms of preschool education, quality, educational services.

Введение. Задачи доступности и качества дошкольного образования является важным направлением развития науки и общества. В современных условиях увеличения потребности семей в услугах в сфере дошкольного образования, встает вопрос о качестве и разнообразии его вариативных форм. В настоящей статье поставлена задача - освещение потенциала негосударственных детских садов. Опыт показывает успешность данной формы организации реализации дошкольного образования.

Изложение основного материала статьи. Актуальность вопроса развития негосударственного сектора дошкольного образования обусловлена проблемой сохраняющегося дефицита мест в бюджетные детские сады, общим увеличением числа детей, потребностью отдельных семей в вариативном образовании. Все дети дошкольного возраста должны быть обеспечены местами в дошкольных образовательных организациях - это определено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Указом президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В действительности многие дети до 7 лет могут попасть в детский сад лишь незадолго до поступления в первый класс школы. Поэтому есть необходимость изучения проблемы развития и совершенствования вариативных форм организации дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.