На семинарских и лабораторно-практических занятиях по педагогике и психологии особое внимание следует уделять решению психолого-педагогических задач и ситуаций. Положительно себя зарекомендовал опыт привлечения студентов к оцениванию ответов по заданной теме сокурсниками. При этом проводится анализ полноты и правильности прозвучавшего ответа, обращается внимание на замеченные недостатки, озвучивается правильная версия ответа. Тем самым будущие учителя уже вовлекаются в педагогическую деятельность, формируя личный опыт и основы педагогической техники.
В дальнейшем проверка и отработка предварительно сформированных профессиональных умений найдет воплощение в процессе педагогической практики, в условиях, максимально приближенных к реальному педагогическому процессу в учебных заведениях.
Педагогическая практика, конечно же является важным звеном в подготовке специалиста к профессиональной работе.
В процессе практики студенты овладевают основами профессионально-педагогических умений, связанных с учебно-воспитательной работой в учебных заведениях.
Активно участвуя в методической и исследовательской работе во время практики обучаемые приобретают умения по анализу своей практической деятельности, обобщению учебно-воспитательной работы педагогов, систематическому наблюдению и формированию навыков профессиональной деятельности.
Педагог-мастер — это тонкий и вдумчивый учитель, воспитатель, эмоционально располагающий к себе и излучающий мудрость, в совершенстве владеющий современными методами учебно-воспитательной работы. Огромный кропотливый труд пронизывает путь становления каждого, ставшего впоследствии профессионалом. Это мастерство. Постичь его в студенческие годы невозможно. Процесс формирования его, начатый в студенческие годы находит свое продолжение в процессе непосредственного педагогического труда. Формирование мастерства - это длительный, творческий и очень разнообразный процесс, включающий в себя ознакомление с литературой, освещающей тонкости профессии учителя, с теоретическими работами по педагогике и психологии, прослушивание лекций специалистов и опытных ученых, изучение передового опыта своих коллег, наблюдение, проведение показательных уроков и их обсуждение, внедрение в собственную практику результатов научных исследований и передового опыта, самовоспитание и усовершенствование приемов работы, отработка нужных умений, проверка эффективности применяемых методов обучения и воспитания и т. д.
Выводы. Педагог-мастер, это педагог, который постоянно находится в состоянии поиска нового, более эффективного, будь то методы или средства обучения. Педагог-мастер умеет завести учеников и вместе с ними двигаться к достижению намеченных целей. Педагог-мастер постоянно находится во власти стремления к непрекращающемуся совершенствованию наработанных знаний и умений, у которого никогда не ослабевает стремление все дальше постигать секреты обучения и воспитания и делиться ими со своими учениками. Лишь овладев тонкостями науки обучения, секретами педагогического мастерства лично представится возможным научить другого.
Литература:
1. Коблов Ф.С. Совершенствование профессионального обучения рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел в условиях региона. Дисс. канд. пед. наук. - Владикавказ, 2015. - 285 с.
2. Коблов Ф.Ч. О личностном росте как составляющей профессионализма сотрудника полиции. // Евразийский юридический журнал. № 3 (118) 2018. С. 392-394.
3. Нагоева М.А. Познавательная деятельность слушателей: структура, особенности и пути активизации. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 182-185
4. Нагоева М.А. Подходы к педагогической организации процесса образования. // Современный ученый. 2017. № 3. С. 67-70.
Педагогика
УДК: 372.452
кандидат педагогических наук, доцент Кожурова Алина Алексеевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); педагог дополнительного образования Андросова Анжела Тимофеевна Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей «Айылгы» (г. Якутск)
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ
ЯКУТСКИХ НАСТОЛЬНЫХ ИГР
Аннотация. Рассматривается адаптированная роль якутских настольных игр в преодолении проблем в процессе развития мелкой моторики детей, у которых по результатам наблюдения были выявлены: общий тонус мышц, недостаточно гибкие и точные движения пальцев рук, несвоевременное переключение движении кисти рук по команде. Разработана и апробирована программа внеурочных занятий по якутским настольным играм. Дано описание планирования учебно-тренировочной работы с учащимися первых классов по отдельности в игре «Хабылык» (лучинки) и «Хаамыска» (камешки). После апробации программы обобщены результаты эксперимента с целью проверки эффективности работы по развитию мелкой моторики рук у детей посредством якутских настольных игр.
Ключевые слова: младший школьный возраст, развитие мелкой моторики рук, начальное образование, дополнительное образование, якутские настольные игры, этнические традиции.
Annotation. Considered adapted the role of the Yakut Board games to overcome the challenges in development of fine motor skills of children according to the results of monitoring were identified: the overall tone of the muscles are not flexible enough and precise movement of the fingers, difficulties in the rapid switching movement of hands on the team. Developed and tested program of extracurricular classes in the Yakut Board games. The description of the planning training with students of the first classes individually in the game "khabylyk" (splinter) and "khaamyska"
(pebbles). After testing the program summarized the results of the experiment to test the effectiveness of the development of fine motor skills in children through Yakut Board games.
Keywords: primary school age, development of fine motor skills of hands, primary education, additional education, Yakut Board games, ethnic traditions.
Введение. Актуальность тематики исследования определяется тем, что у детей поступающих в школу одним из основных показателей готовности к обучению является состояние развития моторики рук. Как показывает практика, формирование мелкой моторики напрямую влияет одновременно и на развитие речи, (артикуляция, правильное произношение звуков, техника чтения) и на формирование навыка письма. Все эти школьно-значимые функции закладывают фундамент общего интеллектуального развития ребенка. Таким образом, по мнению Г.В. Соколова, для развития мелкой моторики необходимо, чтобы младший школьник систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности [6].
Стимулирующее влияние на развитие речи и мышления оказывают систематические тренировки на мелкую моторную сферу движений пальцев и являются, как считает М.М. Кольцова, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» [5]. Следовательно, можно констатировать, что физическая активность дает возможность для ускорения умственного развития, являясь относительно самостоятельной от высших интеллектуальных функций.
А каким образом можно эффективно развивать мелкую моторику младших школьников? Актуально, с помощью игровых упражнений, которые направлены на развитие, именно, кистей рук и кончиков пальцев. К таким упражнениям традиционно относятся игры с бумагой, игры со строительным материалом и народные настольные игры.
Как один из интересных и традиционных методов, способствующий развитию мелкой моторики у детей, остановимся в комплексе развивающих занятий - якутские настольные игры, которые являются доступным материалом в школах. Кроме этого, якутские настольные игры являются и традиционной забавой, и видом спорта, следовательно, занятия позволяют с раннего возраста приобщить человека к этническим традициям, формировать социальную компетентность и раскрыть творческий потенциал [2]. Вместе с тем, этнокультурная особенность в непрерывном учебно-воспитательном процессе, ориентированная на формирование ценностных отношений, а также на освоение национальных и общечеловеческих ценностей в поликультурной среде, является основной тенденцией развития современного регионального образования [4]. И поэтому, представляется актуальная задача разработки программы и методики развивающих занятий по якутским настольным играм для детей.
Формулировка цели статьи. Цель статьи - выявление эффективности работы развития мелкой моторики рук у младших школьников посредством якутских настольных игр.
Изложение основного материала статьи. Младших школьников обследовали на базе дополнительного образования НОУ Центра развития детей «Корпорация знаний «Интегра»» в городе Якутске. В центре дети после школы занимаются творческим делом развития мотивации личностного роста. В исследовании принимали участие учащиеся 1 классов в количестве 20 учеников в группе продленного дня. В первой смене количество детей составляет 10, во второй смене - 10.
Была апробирована специальная программа внеурочных занятий по якутским настольным играм. Программа адаптирована с учетом выявленных проблем из результатов среза первого этапа: есть дети, которые неправильно держат ручку; выполнения точных движений пальцев рук недостаточно гибкие и ловкие, что характерно общему тонусу мышц; движения ослабленные, наблюдаются трудности в оперативном переключении движений кисти рук по команде, что демонстрирует о существующих проблемах протекания развития мелкой моторики.
Таким образом, программа обучения основной технике якутских настольных игр, нацелена на ускорение правильного развития мелкой моторики рук у детей. Игра в «хабылык и хаамыска» - народная игра, вполне подходящая дошкольному и младшему школьному возрасту, не отвергая детей даже с особыми образовательными потребностями. Подборка упражнений осуществлялась на основе имеющихся знаний и умений учащихся с учетом физиологических и индивидуальных особенностей детей. Дополнительно, опирались и на игровой «позиционный» мотив первоклассников, что воплощает склонность занять положение, новую социальную роль в отношениях с окружающими.
В программе представлена организация и инструкция учебно-тренировочных занятий по-отдельности игр хабылык и хаамыска в соответствии с требованиями ФГОС с целью введения дополнительных здоровьесберегающих технологий в начальном общем образовании. Например, игра хабылык многогранна в деле воспитания и образования, в своем исполнении улучшает не только развитие мелкой моторики, но и взаимосвязанное безотрывное развитие физических и интеллектуальных способностей, далее открывает перспективу уже спортивных достижений.
Для реализации программы было подготовлено соответствующее материально-техническое обеспечение:
- специально отведенное место с соответствующей мебелью (столы, скамейки и стулья) по виду деятельности и возрастным особенностям учащихся;
- для занятий необходим следующий игровой материал (оборудование) по количеству детей в группе: хабылык по 30 штук - 3-4 комплектов, хаамыска по 5 штук - 3-4 комплектов, часы - 1 шт., мячи резиновые (маленькие), подушечки с песком.
Все занятия с ожидаемыми результатами представлены в таблице 1.
Программа внеурочных занятий по якутским настольным играм «Хабылык» и «Хаамыска»
№ Тема Содержание Ожидаемый результат Кол часов
1 Якутские национальные настольные игры «Хабылык», «Хаамыска» Введение. История развития настольных игр предков: - значение слов «хабылык» и «хаамыска»; - исследователи, спортсмены и народные мастера настольных игр. Знать историю игр. 1
2 Игра «Хабылык». Правила игры. Правила игры. Свободная групповая игра на столе. Выбор позиции. Знать правило игры. 1
3 Техника подбрасывания и ловли палочек Стойка игрока Основные положения при подбрасывании и ловли палочек (имитация подбрасывания и ловли). Овладение техникой подбрасывания и ловли палочек. 2
4 Учебная игра «Хабылык» Отработка способа игры. Правила игры. Овладение техникой подбрасывания и ловли палочек. 1
5 Техника подбрасывания и способы ловли палочек. Подбрасывание 5 палочек и ловля палочек тыльной стороной ладони. Снова подбрасывание и ловля 5 или 3 палочек. Подбрасывание и ловля одной палочки мизинцем и безымянным пальцами. Имитация подбрасывания и ловли на скорости. Овладение техникой подбрасывания и способами ловли палочек. 2
6 Учебная игра «Хабылык» Правила игры. Стойка игрока. Отработка способа игры в хабылык. Подбрасывание 30 палочек и ловля по одной палочке тыльной стороной ладони. Снова подбрасывание и ловля. Тренировка подбрасывания и ловли одной палочки мизинцем и безымянным пальцами на скорости. Овладение техникой подбрасывания и ловли палочек 1
7 Контрольные игры «Хабылык» Правила игры. Стойка игрока. Отработка способа игры в хабылык. Знать правило соревнований. 1
8 Обучение правилам игры «Хаамыска» Стойка игрока. Основные положения при выполнении основных приемов игры. Техника перемещений близко у стола. Имитация подбрасывания и ловли одного камешка. Овладение техникой подбрасывания и ловли одного камешка. 1
9 Техника подбрасывания и способы ловли камешек Тренировка подбрасывания и ловли камешек. Игра пятью камешками. Отработка способа ловли и подбора камешек со стола: -по одному в первый раз; -по два - во второй раз; -в начале один, затем - остальные три или наоборот; -подкидывание одного вверх, во время его полёта положить на стол 4 камешка, снова подкидывая камешек, подбирать в ладонь остальные по одному; -все камешки на ладони, подбрасывание и ловля тыльной стороной ладони, снова подбрасывание и ловля всех камешек с прихватом упавших на стол при первом подбрасывании. Овладение техникой подбрасывания и ловли одного камешка. Овладение техникой шести этапов игры «Хаамыска» 2
10 Учебная игра «Хаамыска» Стойка игрока. Техника перемещений близко у стола. Имитация подбрасывания и ловли одного камешка. Подбрасывание и ловля по одному камешку. Уметь выполнять технические приемы игры «Хаамыска». 1
11 Контрольные игры Хаамыска» Правила игры. Стойка игрока. Отработка способа игры в хаамыска. Знать правило соревнований. 1
На первых занятиях изучаем историю происхождения якутских настольных игр, значение названий «Хабылык и хаамыска». Игра «Хабылык» («Лучинки») - является одной из самых древних развлечений якутов в холодное зимнее время. Играют деревянными лучинками, которыми пользовались для растопки якутской печи «Камелек». «Лучинки» представляют собой палочки длиной в 16 см, шириной 0,9 мм, толщиной 0,4 мм с острыми краями по обоим бокам в количестве 30 штук. Цель игры в «Хабылык» состоит в том, что надо собрать 30 палочек за наименьшее время или наибольшее количество за 2 минуты. Игра в «Хаамыска» («Камешки») - это игра пятью камешками, одна из самых распространенных в мире. Их делают из брусочков дерева любого происхождения, 5 кубиков размером 1,5 на 1,5см. Играют не только 5, но и 7, 9 камешками. Цель игры заключается в повторении 6-этапной игры с наибольшим количеством камешек раз за 2 минуты.
Следующие занятия направлены на развитие мелкой моторики рук путем устного объяснения и показательных упражнений. Для начала изучаем правила игр и технику подбрасывания и ловли палочек [7].
Правила игры в «Хабылык».
Участник, держа хабылык на ладони, осторожно подбрасывает их вверх, а затем ловит тыльной стороной кисти. Потом снова подбрасывает хабылык вверх и, поворачивая кисть, старается поймать пальцами один хабылык. До 25-ти ловится только по одному хабылык. Пойманные палочки пересчитываются парами. Если на ладонь поймано нечетное количество палочек, то бросок засчитывается и игрок берет себе эту палочку. Подброшенные с тыльной стороны ладони палочки можно ловить на ладонь по-разному, а также можно подхватить их на лету между большим и указательным пальцем. Можно подхватить палочки во время полета снизу, сбоку и даже сверху подброшенной кучи. Оставшиеся пять хабылык можно поймать по 5 или по 3. Поймав нечетное количество хабылык, участник берет себе один, который засчитывается ему в актив. Последний хабылык участник подбрасывает и ловит мизинцем и безымянным пальцем. Пойманные лучинки складываются на стол со стороны играющей руки. Рукой, которая не участвует в броске, разрешается принимать участие в сборе лучинок только после того, как все подброшенные лучинки легли на стол. В случае, когда лучинки падают со стола, игрок ищет и поднимает их за счет зачетного времени.
Игра останавливается, когда игрок поймает последнюю палочку, при этом время определяется и записывается с точностью до секунды. Если игра остановлена по истечении 2 минут, то пересчитывается и записывается количество пойманных палочек. После окончания игры и фиксации результатов пересчитывается общее количество палочек.
Правила игры пятью «Хаамыска» [8].
Игра состоит из шести этапов. Кубик для игры хаамыска может иметь индивидуальные размеры, удобные для игрока. Время игры 2 минуты. Цель игры состоит в повторении 6-этапной игры с наибольшим количеством раз за 2 минуты. До четвертого этапа участник каждый раз рассыпает хаамыска на столе перед собой и берет одну из них.
1 этап: Подбрасывая вверх ее, участник должен во время ее полета успеть подобрать со стола по одной хаамыска и поймать подброшенную.
2 этап: Подбрасывая вверх одну хаамыска, участник поднимает каждый раз по две и ловит подброшенную.
3 этап: Подбрасывая вверх одну хаамыска, участник поднимает со стола вначале одну, затем - остальные три или наоборот.
4 этап: Подкидывая одну, участник во время ее полета должен положить на стол остальные четыре. Снова подкидывает одну и во время ее полета должен успеть подобрать все четыре и поймать подброшенную.
5 этап: Игрок бросает на стол все камешки. Берет одну и, подкидывая ее вверх, собирает в ладонь остальные по одной.
6 этап: Все хаамыска участник держит в ладони, подбрасывает все и ловит их тыльной стороной ладони, снова подбрасывает и ловит все камешки с прихватом упавших на стол при первом подбрасывании.
Игроку для ускорения своей игры на первом, втором, третьем и пятом этапах разрешается подбирать кубики со стола способом «тонгсуур» (стук), т.е. подбор со стола сразу нескольких кубиков за один бросок. При этом подбор разбросанных кубиков в ладонь осуществляется играющей рукой по одному, с характерным стуком пальцев руки по столу.
Результат игры определяется количеством пройденных этапов:
- за один цикл игры из 6 этапов засчитывается 5 баллов;
- за этапы, пройденные дополнительно за циклом, записывается под дробью номер последнего правильно выполненного этапа.
Игра останавливается, когда игрок допускает вторую ошибку при прохождении этапов или проходит две минуты.
После изучения правил игр переходим на практические занятия. Начинается работа с вводного занятия подготовки пальцев рук. Для тренировки кистей рук детям предлагается следующее упражнение: берутся подушечки с песком и имитируется бросок лучинок. Бросок должен иметь необходимую высоту согласно правилу игры. После того, как они научатся подбрасывать и ловить подушечки, приступают к самой игре. Параллельно выполняют общефизические упражнения для мышц рук и плечевого пояса, мышц туловища и шеи, для мышц ног и таза. Более подробно рассмотрим в таблице 2.
Общая и специальная физическая подготовка для игры «Хабылык, хаамыска»
№ Виды подготовки Содержание подготовки Примечание
1 Упражнения мышц кистей рук и пальцев Легкий массаж пальцев. Сгибание и разгибание пальцев. Упражнения с предметами: - перебирание круп, зерен; - шнуровка на специальных рамках; - мять мячик для большого тенниса; - плетение косичек Все виды подготовки в сочетании проводятся в начале, т.е. в подготовительн ой части каждого занятия с целью разогрева мышц для полноценной подготовки организма к занятию и развития тех или иных качеств, необходимые для игры.
2 Упражнения для мышц рук и плечевого пояса Упражнения с предметами: - перебрасывание мяча с одной руки на другую перед собой; - подбрасывание мяча верх и ловля; - упражнения мячами с напарником; - перебрасывание палочки с одной руки на другую перед собой; - подбрасывание палочки и ловля
3 Упражнения для мышц туловища и шеи Индивидуальные упражнения без предметов и с предметами: - наклоны вперёд, назад, вправо, влево без предмета; - наклоны вперёд, назад, вправо, влево с предметом; - наклоны и повороты головы
4 Упражнения для мышц ног и таза - приседания в различных исходных положениях; - подскоки; - ходьба; - бег.
5 Подвижные игры и забавы - различные игры народа саха и других народов; - комбинированные эстафеты.
В процессе проведения занятий выявили детей, которые затрудняются в ловле и собирании палочек и камешков. В ходе учебно-тренировочных мероприятий не получалось подбрасывать палочки на высоту по правилам игр, тем самым происходило их раскидывание по всей территории игровой площадки. Наблюдали недостаточную сформированность навыков моторной координации и синхронности движений конечностей, ловкости пальцев рук. Таким образом, несовершенство тонкой двигательной активности кистей и пальцев рук замедляли овладение игрой. Во время ловли палочек на тыльную сторону ладони, дети не успевали сделать поворот кисти рук на обратную сторону, что говорит о недостаточной сформированности быстроты реакции. Но тем менее, небольшие ошибки и затруднения обучающихся постепенно исчезали в процессе систематических тренировок, при многократных повторениях действий, согласно по плану программы, становились более четкими. В итоге после общефизической подготовки мышц рук, пальчиковых упражнений кисти рук, пальцы приобрели ловкость, подвижность и гибкость, следовательно, в дальнейшем влияет на мастерство и технику овладением игр, далее на формирование навыка письма. Следует подчеркнуть, что дети участвовали с большим желанием, несомненно, что настольные игры вносят интерес, волю, настойчивость, дисциплинированность, побуждают к ускорению мыслительных процессов.
Сегодня якутские настольные игры активно распространяются и пропагандируются в образовательных учреждениях региона, центрах дополнительного образования, организациях. В школах республики работают кружки по национальным настольным играм хабылык и хаамыска в начальных и средних звеньях. На первом этапе по классам занимаются только по правилам и по технике игры. На втором этапе между классами проводятся открытые занятия, мастер-классы, соревнования и турниры. Как правило, помощь, активная заинтересованность и участие родителей являются условием сотрудничества школы и семьи в преодолении педагогических проблем. Например, по внеклассным мероприятиям школы среди родителей проводятся турниры. Выявляются сильные игроки они смогут участвовать в соревнованиях различного масштаба. Таким образом, поэтапно игра хабылык и хаамыска модифицируется как вид спорта по национальным играм Якутии. Вводятся новые требования к занятиям по подготовке сдачи норматива разрядника или мастера спорта Республики Саха (Якутия). Например, школьники с 5 класса выполняют норматив мастера спорта, становятся чемпионами в первенстве школьников РС (Я), завоевывают путевку в якутскую традиционную олимпиаду «Игры Манчаары».
Сама игра весьма многофункциональна и незатратна, можно играть где угодно. Можно разделиться на несколько команд и проводить соревнования, эстафеты, пробуждая спортивно-игровой дух. Игры широко используются в календарных программах традиционных школьных соревнований «Игры предков», «Сулустар», «Семейный турнир», школьный «Ысыах», игры в день родного языка и по ним организуются чемпионаты республики, мастер классы по организациям. Победителям присваиваются звания чемпионов республики и спортивные разряды.
После апробации программы внеурочных занятий был проведен контрольный срез с целью проверки эффективности работы по развитию мелкой моторики рук у детей. На этом этапе вошли следующие методики:
1. Диагностические задания для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова) [1]. Из 10 учащихся 1 класса высокий уровень развития мелкой моторики пальцев имеют 7 учащихся (70%), средний уровень - 2 учащихся (20%), низкий уровень - 1 учащийся (10%). Это показывает, что у обучающихся достаточно развита амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук, во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.
2. Тест «Кулак - ребро - ладонь» (А.Р. Лурия) [3]. Из 10 учащихся 1 класса высокий уровень переключаемости движений пальцев рук имеют 6 учащихся (60%), средний уровень - 3 учащихся (30%), низкий уровень - 1 учащийся (10%).
Выводы. По итогам эксперимента можно утверждать, что в процессе овладения якутских настольных игр во внеурочной деятельности у детей развитие мелкой моторики рук с подвигло к ускорению. Вместе с тем, предполагаем, что применение якутских настольных игр оказало значительное влияние как на уровень овладения логическими действиями в обучении: степень развития сообразительности, внимания и быстроты мышления; и как на уровень проявлений волевых качеств ребенка: настойчивость, дисциплинированность, выдержка, инициативность. Прежде чем применять ту или иную методику для нашей выбранной темы, нужно удостовериться в том, что она им физически и умственно доступна и одновременно не слишком легка для того, чтобы правдиво дать оценку состояния развития, достигнутый ребенком. Здесь этнокультурная особенность всего учебно-воспитательного процесса выступает интегральной составляющей не только в формировании ценностного отношения к этническим традициям молодежи, но и в дальнейшем закладывается фундамент жизненных ценностей [9]. Данная работа не ставит точку в решении проблемы усовершенствования мелкой моторики, так как требуется дальнейшая разработка вопросов развития каллиграфического навыка письма и профилактики дисграфии у младших школьников.
Литература:
1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды 3-е изд., стер. М.: изд-во МПСИ; Воронеж, 2008. - 160 с.
2. Готовцев И.И. Якутские настольные игры // Этноспорт Якутии. 2012. №35. С. 14-16.
3. Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2007. - 54 с.
4. Кожурова А.А. Формирование ценностных отношений младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды: монография. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015. - 154 с.
5. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / Пальчиковый игротренинг: серия: Психология детства. Современный взгляд. - М.: У-Фактория, 2006. - 220 с.
6. Соколов Г.В. Большая книга развития мелкой моторики и быстрого обучения грамоте. - Ярославль: Астрель, 2011. - 160 с.
7. Федоров А.С. Саха терут оонньуулара. Народные игры и забавы. The ancient games of Sakha / А.С. Федоров. - Якутск: изд-во «Бичик», 2011.
8. Якутские настольные игры хабылык, хаамыска / Сост.: А.Н. Винокурова, А.В. Избекова, А.Т. Андросова. - Якутск: изд-во «Сайдыы», 2017. - 25 с.
9. Neustroev N.D, Kozhurova A.A., Pavlova E.P., Neustroeva E.N., Shadrina S.N., Borisova L.P. Qualitative Characteristics of Life Values of Studen - tage Youth (As Exemplified by the Republic of Sakha (Yakutia)) // Indian Journal of Science and Technology, Vol. 9(11), DOI: 10.17485/ij st/2016/v9i 11 /89422, March 2016.
Педагогика
УДК 373.21
доцент, кандидат педагогических наук Койкова Эльзара Имдатовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье анализируется проблема обновления содержания организации образовательного процесса дошкольного учреждения, а именно системы управления и воздействия на этот процесс современных технологий. Определены и охарактеризованы особенности современных технологий в управленческой деятельности. Отмечены тенденции и показатели развития образовательной системы.
Ключевые слова: образовательный процесс, образовательная система, современные технологии, технологии управления, управленческая деятельность, технологическая культура, профессионализм.
Annotation. The article analyzes the problem of updating the content of the organization of the educational process of a preschool educators, namely the management system and the impact of modern technologies on this process. The features of modern technologies in management activity are determined and characterized. The tendencies and indicators of the development of the educational system are noted.
Keywords: educational process, educational system, modern technologies, management technologies, management activity, technological culture, professionalism.
Введение. Современная система дошкольного образования должна соответствовать преобразованиям и изменениям Федерального закона об образовании в Российской Федерации. Обновленная системы дошкольного образования в России предлагает принять и осознать необходимость коррекции содержания и способов управления современной образовательной организацией. Модернизация системы управления организацией образовательного процесса позволит активно использовать современные технологии и пересмотреть подходы к организации педагогического процесса. Для осуществления плавного перехода к инновации и эффективного использования обновленного инструментария, необходимы высокий уровень квалификации руководителей дошкольных учреждений, мотивированность и стремление к самообразованию.
Обновления инструментария, форм и содержания системы управления требует определенного времени [2, с. 45].
Для достижения позитивных результатов в сфере управления дошкольным образовательным учреждением необходимо использовать включение в практику организации, коррекции и непрерывного воздействия современных технологий активных методов и форм. Внедрение современных технологий в сферу управленческой деятельности это довольно сложный процесс, который включает постепенное обновление и совершенствование содержания, методов, средств, технологий управления, что, в последующем, оказывает существенное влияние на повышение эффективности педагогического процесса [2. с. 77].