Научная статья на тему 'Развитие мелкой моторики рук с помощью тувинской игры "Кажык" у детей с детским церебральным параличом'

Развитие мелкой моторики рук с помощью тувинской игры "Кажык" у детей с детским церебральным параличом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
837
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП) / CEREBRAL PALSY (CP) / ПРОБЛЕМА ДЕТЕЙ / THE PROBLEM OF CHILDREN / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИГРА "КАЖЫК" / РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК / NATIONAL GAME "KAZHYK" METHODOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS OF HANDS / МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Агоол Елена Михайловна

В данной статье рассматривается тема, связанная с развитием мелкой моторики одного из показателей готовности к двигательному обучению ребенка с детским церебральным параличом (ДЦП). Ведущую роль в развитии мелкой моторики рук у детей с церебральным параличом играют тувинские настольные и подвижные игры. В результате исследования выявлено, что под влиянием игры «Кажык» в мелких мышцах конечностей ребенка с ДЦП наблюдаются адекватные двигательные ощущения рук, специальные упражнения игры «Кажык» стимулируют развитие двигательных систем головного мозга. В процессе занятий с применением игры «Кажык» нормализуются позы и положения конечностей, ребенок начинает правильно ощущать положение различных звеньев тела, особенно рук и свои движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию двигательных функций и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Агоол Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS OF HANDS WITH THE HELP OF TUVAN GAME "KAZHYK" IN CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

This article discusses a topic related to the development of fine motor skills one of the indicators of intellectual readiness to the motor learning of a child with cerebral palsy (CP). The leading role in the development of fine motor skills of hands in children with cerebral palsy is played by Tuvan board games and active games. The research shows that after playing tha game “Kazhyk” chilfren with cerebral palsy started having adequate motor sensation in hands in small muscles of the limbs; special exercises "Kazhyk" games stimulate the development of motor brain systems. In the course of employment with the game "Kazhyk" posture and position of limbs normalize, the child begins to correctly perceive the position of different parts of the body, especially the hands and their movements, which is a strong impetus to the development and improvement of motor functions and skills.

Текст научной работы на тему «Развитие мелкой моторики рук с помощью тувинской игры "Кажык" у детей с детским церебральным параличом»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ THEORY AND METHODS OF TEACHING PHYSICAL EDUCATION

УДК 796.1

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК C ПОМОЩЬЮ ТУВИНСКОЙ ИГРЫ «КАЖЫК» У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Аг-оол Е.М.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS OF HANDS WITH THE HELP OF TUVAN GAME "KAZHYK" IN CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

Ag-ool E.M.

Tuvan State University, Kyzyl

В данной статье рассматривается тема, связанная с развитием мелкой моторики - одного из показателей готовности к двигательному обучению ребенка с детским церебральным параличом (ДЦП). Ведущую роль в развитии мелкой моторики рук у детей с церебральным параличом играют тувинские настольные и подвижные игры. В результате исследования выявлено, что под влиянием игры «Кажык» в мелких мышцах конечностей ребенка с ДЦП наблюдаются адекватные двигательные ощущения рук, специальные упражнения игры «Кажык» стимулируют развитие двигательных систем головного мозга. В процессе занятий с применением игры «Кажык» нормализуются позы и положения конечностей, ребенок начинает правильно ощущать положение различных звеньев тела, особенно рук и свои движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию двигательных функций и навыков.

Ключевые слова: детский церебральный паралич (ДЦП), проблема детей, национальная игра «Кажык», методика проведения, развитие мелкой моторики рук.

This article discusses a topic related to the development of fine motor skills - one of the indicators of intellectual readiness to the motor learning of a child with cerebral palsy (CP). The leading role in the development of fine motor skills of hands in children with cerebral palsy is played by Tuvan board games and active games. The research shows that after playing tha game "Kazhyk" chilfren with cerebral palsy started having adequate motor sensation in hands in small muscles of the limbs; special exercises "Kazhyk" games stimulate the development of motor brain systems. In the course of employment with the game "Kazhyk" posture and position of limbs normalize, the child begins to correctly perceive the position of different parts of the body, especially the hands and their movements, which is a strong impetus to the development and improvement of motor functions and skills.

Key words: cerebral palsy (CP), the problem of children, national game "Kazhyk" Methodology for the development of fine motor skills of hands.

Введение. Детский церебральный паралич (ДЦП) - это стойкое, непрогрессирующее поражение центральной нервной системы, произошедшее

Тувинский государственный университет _

в пери- или постнатальном периоде новорожденного ребенка, проявляющееся в двигательных нарушениях [1].

Актуальность. Проблема ДЦП является одной из актуальных проблем детской заболеваемости. Социальная значимость этой проблемы настолько велика, что вполне закономерен все увеличивающийся к ней интерес [2].

ДЦП является сложным заболеванием центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха и зрения и т.д. [3].

Ведущую роль в развитии мелкой моторики рук у детей с церебральным параличом играют подвижные игры [1, 4]. Это связано с тем, что в силу специфики двигательных нарушений многие статические и локомоторные функции у детей с ДЦП не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно [3].

В связи с вышесказанным, можно сделать заключение, что велико образовательное, воспитательное и оздоровительное значение тувинских подвижных игр, с их помощью можно развивать физические качества детей с ДЦП, прежде всего, можно улучшить быстроту, ловкость, координационные возможности и особенно развить мелкую моторику рук [1, 3].

Под влиянием предлагаемой нами тувинской игры «Кажык» в мелких мышцах, в сухожилиях и суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в центральную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга, и идет обратная связь на мелкую моторику. Важно отметить, что под влиянием игры «Кажык» в мелких мышцах конечностей ребенка с ДЦП возникают адекватные двигательные ощущения рук.

Специальные упражнения тувинской игры «Кажык» стимулируют развитие двигательных систем головного мозга.

В процессе занятий с применением игры «Кажык» нормализуются позы и положения конечностей, особенно снижается мышечный тонус рук, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать положение различных звеньев тела, особенно рук, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию двигательных функций и навыков [4].

Особое внимание во время игры «Кажык» уделяется тем двигательным навыкам, которые более всего необходимы в жизни, навыкам и умениям, обеспечивающим ребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность, самообслуживание, что и направлено на развитие мелкой моторики рук.

Во время игры в «Кажык» фиксируется правильность выполнения движений руками, при выборе и ловли предмета игры. Только фиксированные и точные условия выполнения руками движений игры будет способствовать

развитию у ребенка правильного двигательного стереотипа в отношении моторики рук.

При стимулировании двигательных функций надо обязательно учитывать возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения. Особенностью проведения игры «Кажык» является его увлекательность для ребенка, побуждающих его к выполнению активных движений за счет предмета игры «Кажык».

Положительное влияние игры «Кажык» на развитие мелкой моторики рук оказывает использование комплексных афферентных стимулов:

- зрительных (упражнения проводится перед глазами);

- тактильных (ощущение предмета руками - хват и бросок предмета «Кажык» вверх: касание рук по поверхности, покрытой различными видами материи усиливает тактильные ощущения рук;

- бросок вверх предмета «Кажык» развивает не только подвижность рук и пальцев, но и развивает зрительный анализатор.

Методика. Во время игры «Кажык» у ребенка формируются способности воспринимать позы - посадка для игры «Кажык» и направления движений руками и пальцами, а также предметы на ощупь, большое значение для развития ощущения пальцами играет предмет «Кажык».

Ребенок с церебральным параличом не в состоянии самостоятельно удовлетворить свою потребность в движении, даже владея необходимыми двигательными навыками. Это связано с тем, что ребенок с очень ранними двигательными нарушениями не знает, как действовать. Кроме того, у многих детей с церебральным параличом наблюдаются общие нарушения психической деятельности, низкий уровень мотивации; они, как правило, не умеют самостоятельно организовать игру, быстро отвлекаются и утомляются [1, 4]. Ограниченность двигательных возможностей формирует у большинства из них чувство неуверенности, пассивность.

Игра «Кажык» развивает способность воспроизводить намеченный темп движений рук, улучшает координационные и кондиционные возможности организма детей с ДЦП.

В основе мелкой моторики рук лежит формирование, прежде всего, естественных движений пальцами во время игры и выполнения традиционных упражнений. «Кажык» - древняя игра тувинцев, основным предметом которого являются суставные кости домашних животных - коз и овец. Игры с костями имеют развивающее значение, способствуя развитию мелкой моторики кисти и движений рук, воспитывая быстроту и ловкость, настойчивость и выдержку [5,6].

Игра «Кажык» предложена нами для развития мелкой моторики рук, и как показатель двигательной координации пальцев рук и кистей, способствует двигательным действиям пальцев и рук выйти из любого положения, то есть справиться с любой возникшей моторной задачей, изменяя параметры освоенного действия. Процесс игры во многом развивает способность у детей с

Тувинский государственный университет _

ДЦП к созидательному, планомерному, точному восприятию окружающего мира.

Разновидности игры «Кажык», влияющих на мелкую моторику рук:

1. «Бодалажыры» (прятанье играющими астральных фигур животных);

2. «Аът чарыштырары» (скачки - соревнование астральных фигур)

3. «Кажык кагары».

Методика проведения игры «Бодалажыры». Играющий должен взять в ладонь рук столько фигур, сколько может поместиться в ладони. Игрок противоположной команды должен отгадать, сколько астральных фигур находится в ладони соперника [5, 6]. Если игрок не сможет отгадать астральные кости, то он оставляет их при себе. Все астральные фигуры имеют парное число от 2-х до 8 цифр. При правильном отгадывании соперник забирает астральные кости, которые находятся в ладони, в этом и смысл движений пальцев рук, делающих сжимающие и сокращающие движения.

Методика проведения игры «Аът чарыштырары» (скачки -соревнование астральных фигур) [7,6].

В начале игры проводят розыгрыш «Дорт берге» (задача с четырьмя сложностями) - основная задача уложить все 4 фигуры зверей: «аът» (конь), «хой» (баран), «ошку» (козел), «инек» (корова или бык). Побеждает тот, кто по броскам наберет больше астралов, выпавших по наименованию фигуры «Аът» до окончания всех игровых астралов. Все фигуры «аът» должны выстроиться в одну линию.

Методика проведения игры «Кажык кагары».

Взять в ладонь одну астральную фигуру «кажык», подбросить вверх (пока фигура поднимается вверх и падает вниз) и в определенный промежуток времени игрок должен успеть взять в руки еще один или несколько астралов (постараться схватить как можно больше фигур) до падения «кажыка» на площадку и постараться поймать его.

Заключение. Таким образом, в результате применения игры «Кажык» могут произойти существенные изменения в показателях здоровья детей с ДЦП, в частности, улучшается быстрота двигательной реакции пальцев кисти -моментально реагирует на какой-либо сигнал. Игра «Кажык» научит детей с ДЦП быстро менять положение пальцев рук, найти более удобный вариант приема мелкого спортивного снаряда для рук.

Библиографический список

1. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2000. 240 с.

2. Сахно, А. В. Здоровье и здоровый образ жизни инвалидов России в условиях рыночной экономики. Малаховка, 1993. С.56.

3. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. Киев: Здоровье, 1988. 326 с.

4. Ботта, Н. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения. Под ред. М.Н. Гончаровой. М.: Просвещение, 2003. 246 с.

5. Аг-оол, Е.М. Тувинские игры, элементы национальных видов спорта и танцев в начальной школе. Кызыл, 2004. 55с.

6. Ондар ,О.Ч. Кажык (виды и правила игры) / О.Ч. Ондар. Кызыл, 2016. 93 с.

7. Самбу, И.У. Тувинские народные игры. (Историко-этнографический очерк). Кызыл, 1978. С.137 Bibliograficheskij spisok

1. Evseev, S.P. Adaptivnaya fizicheskaya kultura: ucheb. posobie. M.: Sovetskij sport, 2000. 240 s.

2. Sakhno, A. V. Zdorove i zdorovyj obraz zhizni invalidov Rossii v usloviyakh rynochnoj ekonomiki. Malakhovka, 1993. s.56.

3. Badalyan, L.O. Detskie tserebralnye paralichi / L.O. Badalyan, L.T. Zhurba, O.V. Timonina. Kiev: Zdorove, 1988. 326 s.

4. Botta, N. Lechebnoe vospitanie detej s dvigatelnymi rasstrojstvami tserebralnogo proiskhozhdeniya. Pod red. M.N. Goncharovoj. M.: Prosveschenie, 2003. 246 s.

5. Ag-ool, E.M. Tuvinskie igry, elementy natsionalnykh vidov sporta i tantsev v nachalnoj shkole. Kyzyl, 2004. 55s.

6. Ondar, O.Ch. Kazhyk (vidy i pravila igry). Kyzyl, 2016. 93 s.

7. Sambu, I.U. Tuvinskie narodnye igry. (Istoriko-etnograficheskij ocherk). Kyzyl, 1978. s.137

Аг-оол Елена Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физической культуры, E-mail: agoolelena@mail.ru

Ag-ool Elena - Candidate of Pedagogical Sciences (PhD), Associate Professor, Department of theoretical foundations of physical training, E-mail: agoolelena@mail.ru

УДК 796/799+796-053.7+378

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОК ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНОЙ ИГРЫ «ВОЛЕЙБОЛ»

Аг-оол Е.М., Саая Р.Д.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

INCREASE OF MOTIVATION OF TUVAN STATE UNIVERSITY STUDENTS TO PHYSICAL CULTURE AND SPORTS THROUGH SPORTS GAME

"VOLLEYBALL"

Ag-ool E.M., Saaya R.D.

Tuvan State University, Kyzyl

В данной статье анализируется мотивация студентов к физической культуре и спорту посредством спортивной игры «волейбол». В статье рассматривается взаимосвязь показателей мотивов привлечения к занятиям физической культуры и спорта, выделены условные группы мотивов: спортивно-познавательный мотив, мотив достижения успеха, возможность укрепления своего здоровья и профилактика заболеваний. Занятия в спортивных секциях по волейболу в дифференцированных группах для девушек выступают как средство получения эмоционального удовольствия от двигательной активности, как способ организации активного отдыха и как средство физического воспитания. Анализ результатов тестирования позволил выявить положительное отношение испытуемых к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.