Научная статья на тему 'Возможности использования в современном образовательном процессе традиционных игр манси, направленных на развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук и развитие умственных способностей'

Возможности использования в современном образовательном процессе традиционных игр манси, направленных на развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук и развитие умственных способностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНСИ / ИГРЫ С ПАЛОЧКАМИ / КАМУШКАМИ / ИГРЫ ДЛЯ УМЕНИЯ СЧИТАТЬ / ИГРЫ-ГОЛОВОЛОМКИ / MANSI / STICK GAMES / PEBBLE GAMES / COUNTING ABILITY GAMES / PUZZLE GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопенко В. И.

В работе в этнопедагогическом аспекте рассматривается актуальность использования в современной жизнедеятельности традиционных игр народа манси, направленных на развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, а также игр, связанных с развитием умственных способностей (внимания, памяти, воображения, сообразительности и умение считать) подрастающего поколения и взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF USE OF Traditional games of Mansi people aimed AT developMENT and improveMENT OF fine motor skills and mental functions IN MODERN EDUCATIONAL PROCESS

In the article the relevance of use of traditional games of Mansi people in modern life is touched upon from the ethno-educational point of view. These games are aimed at development and improvement of fine motor skills and at mental functions development (attention and memory skills, imagination, mental aptitude and counting ability) of younger generation and adults.

Текст научной работы на тему «Возможности использования в современном образовательном процессе традиционных игр манси, направленных на развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук и развитие умственных способностей»

YAK 796.2 (=1. 4/9) ББК 75.555 (665.1)

В.И. ПРОКОПЕНКО

V.I. PROKOPENKO

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТРАДИЦИОННЫХ ИГР МАНСИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК И РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

POSSIBILITIES OF USE OF TRADITIONAL GAMES OF MANSI PEOPLE AIMED AT DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF FINE MOTOR SKILLS AND MENTAL FUNCTIONS IN MODERN EDUCATIONAL PROCESS

В работе в этнопедагогическом аспекте рассматривается актуальность использования в современной жизнедеятельности традиционных игр народа манси, направленных на развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, а также игр, связанных с развитием умственных способностей (внимания, памяти, воображения, сообразительности и умение считать) подрастающего поколения и взрослых.

In the article the relevance of use of traditional games of Mansi people in modern life is touched upon from the ethno-educational point of view. These games are aimed at development and improvement of fine motor skills and at mental functions development (attention and memory skills, imagination, mental aptitude and counting ability) of younger generation and adults.

Ключевые слова: манси, игры с палочками, камушками, игры для умения считать, игры-головоломки.

Key words: mansi, stick games, pebble games, counting ability games, puzzle games.

Традиционная игровая культура народов Севера, проживающих в Российской Федерации, требует внимательного рассмотрения в аспекте возможности использования ее в современном образовательном процессе в ДОУ, школе, в дополнительных образовательных учреждениях, а также в средних и высших учебных заведениях, в которых обучается молодое поколение народов Севера. В тоже время надо заметить, что этот этнокультурный пласт, который занимал у северных народов существенное место в традиционной жизнедеятельности, до настоящего времени еще недостаточно раскрыт в силу многих причин. Современная социокультурная компонента коренных малочисленных народов Севера РФ тяготеет к своим истокам, к своим знаниям, к сохранению и даже возрождению многовековой традиционной культуры северных этносов.

Это напрямую относится и к игровой культуре народа манси, проживающего в основном в Ханты-Мансийском автономном округе. В данной работе акцент сделан на традиционных играх этого народа, о которых, по нашим данным, в научной, учебно-методической и художественной литературе совершенно мало информации [8]. Известный современный этнограф Е.Г. Федорова [14], внесшая существенный вклад в изучение традиционной культуры народа манси, также считает, что научной информации по играм этого народа крайне мало. Имеющийся незначительный материал по игровой культуре народа манси разрознен, эпизодичен, обладает неточностью при сравнении разных авторов, его содержательность краткая, а порой и противоречивая. Создается впечатление, что народ манси как бы обделен этой инфор-

мацией, несмотря на то, что изучением традиционной и духовной культуры этого этноса занимаются ученые достаточно давно.

Мы полагаем, что этот недостаток связан прежде всего с тем, что ученые (А.Н. Рейнсон-Правдин [11], В.М. Кулемзин и др. [5], Н.И. Синявский [12], В.П. Красильников [3] и др.) рассматривают игровую культуру народа манси как единую с народом ханты, т. е. в контексте обско-угорских народов.

Так, например, в работе В.М. Кулемзина и др. [5] в общем виде дается представление о месте игр и игрушек в традиционной жизнедеятельности обско-угорских народов - ханты и манси. К сожалению, основной материал книги опирается на традиционные игры и игрушки народа ханты и ни одной игры или игрушки народа манси в данной работе не приведено. Современные исследователи, изучающие традиционные средства физического воспитания финно-угорских народов РФ, также мало внимания уделяют изучению традиционной игровой культуры народа манси [3; 12; 13], их работы основываются в большей степени на материале по народам ханты. Как нам представляется, системных исследований по играм народа манси до настоящего времени не проводилось, несмотря на то, что в научной, художественной, фольклорной и методической литературе все же эпизодический материал по этим средствам воспитания имеется [1; 3; 4; 7; 8; 10; 12; 13; 14].

Наши исследования показали [6], что народ манси обладал достаточно большой палитрой разнообразных игр разной направленности, нисколько не меньшей, чем у ханты. В данной работе мы заострим внимание на играх мансийского народа, связанных с развитием и совершенствованием мелкой моторики пальцев рук, а также развитием умственных способностей, что, по нашему мнению, недостаточно освещено в отечественной научной, методической и учебной литературе. При этом необходимо заметить, что игры этой направленности могут быть использованы в современной жизни не только мансийского народа, но и других народов.

Как и у многих народов Севера [9], у манси были игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук. Большую их часть составляют игры с палочками и камушками. Надо заметить, что игры с палочками и камушками развивали не только мелкую моторику пальцев рук, но и способствовали общей координации, концентрации внимания, точности и ловкости выполнения движений. В то же время они являлись прекрасным воспитательным средством для детей и подростков, способствуя воспитанию выдержки, воли к победе, стремления, как можно быстрее овладеть искусством этих игр. Участие же взрослых в этих играх способствовало совершенствованию у них моторики пальцев, что также важно было для 40-60-летнего промысловиков. В основном вся трудовая деятельность взрослых была связана с умелой и ловкой работой рук в рыбном, охотничьем промысле, конном, оленеводческом хозяйстве. Большая часть физической нагрузки приходилась именно на пальцы рук. Поэтому продуктивная работа пальцев рук зависела от того, насколько они могли быстро, ловко, в то же время долго, а порой и с приложением значительных усилий выполнить ручную работу. При всем этом надо знать, что у манси дети с раннего возраста привлекались родителями к посильной трудовой деятельности, которая проходила на фоне достаточно экстремального климата. В связи с этим пальцы рук уже в детском возрасте у манси становились достаточно цепкими, грубыми и малочувствительными, даже к холоду. Все это могло в дальнейшем привести к малоподвижности пальцев рук, а значит, и к утрате традиционной хозяйственно-промысловой функции пальцев рук. Жизненная практика манси показывала, что развитием пальцев рук надо заниматься всерьез и как можно раньше в процессе развития и воспитания подрастающего поколения.

Мы выше отметили, что традиционный образ жизни манси предъявлял особые требования к локомоции пальцев рук. В этом контексте у манси, как и других народов Севера [9] существовали всевозможные игры, способствующие развитию и совершенствованию локомоции пальцев рук. К ним относи-

лись игры с палочками, камешками, а также головоломки как с палочками, так и с ниткой (изображая пальцами с помощью нитки разнообразные фигуры животных).

Одной из таких игр с палочками [6] была игра - йивовыл ёнгыл, в которой участвовало от 2 до 4 человек. Количество игровых палочек доходило до 30, палочки вырезались из сухого дерева, длина их - от 15 до 20 см, толщина - 0,5 см. Игра проходила на полу или за столом. Игрок, владеющий палочками, должен был взять их в кисть, затем разжимал её и быстрым движением кисти поворачивал ее, как бы подставляя ее тыльную часть под палочки. После этого игрок подкидывал с тыльной части кисти палочки вверх, ловил пальцами этой же кисти одну или нечетное количество. Таким способом игрок должен был переловить все палочки. В самом конце игра еще более усложнялась. Сложность заключалась в том, что последнюю палочку игрок должен был поймать мизинцем. В том случае, если игрок не смог поймать ни одной палочки или поймал четное количество, игра переходила к следующему участнику. Вариантов игры с палочками у манси было несколько, содержание которых несколько отличались друг от друга.

Существовала у манси игра с одной палочкой [6] - туслание ивыл енгев. В ней принимали участие как дети, так и взрослые. Проводилась она в любое время года, но чаще всего в дождливые дни и сильные морозы. Игра развивала и совершенствовала кроме названных выше качеств еще и выдержку. Представляла она собой четырехгранную палочку длиной 5-7 см, толщиной 0,5 см. Участвовало в игре от 2 до 4 человек. Эта игра значительно сложнее предыдущей и ее вариантов. Проводилась она так. Игрок брал палочку в руку, слегка подбрасывал ее вверх, чтобы затем поймать между большим и указательным пальцами, при этом перевернув кисть руки тыльной частью вверх. Если он успешно выполнял эту процедуру, то опять подбрасывал палочку вверх и, переворачивая кисть ладонью вверх, ловил палочку уже большим и средним пальцами и т. д. - до мизинца. При условии, что игрок выполнит правильно эту часть игры, дальше он продолжает играть, но уже в обратном направлении, т. е. от мизинца и дальше. Побеждал тот игрок, которому удавалось четко выполнить все операции.

Не меньший интерес представляла для детей 6-12 лет обоего пола игра с камешками [6, с. 3] - ахтасыл туслэвл, которая также чаще всего проводилась в ненастные дни. Для игры подбирались камешки округлой формы в диаметре около 1 см, количество камешков 10-15. В этой игре манси не ограничивали количество участников, оно могло быть произвольным. Развивающие и воспитательные задачи игр с камешками ни чем не отличались от игр с палочками. Игра с камешками в какой-то части напоминала игры с палочками. Надо было взять все камешки в руку, подбросить их слегка вверх, затем быстрым движением перевернуть кисть и постараться поймать, как можно больше камешков на тыльную часть кисти. После этого игрок снова подбрасывал с тыльной части кисти камешки вверх и ловил, как можно больше. Цель игры - потерять как можно меньше камешков в процессе их подбрасывания. Побеждал тот игрок, которому удавалось поймать больше камешков рукой. В другом варианте игра с камешками была несколько усложнена: надо было поймать нечетное количество камешков. После поимки один камешек игрок откладывал в сторону и продолжал дальше вести игру до тех пор, пока не переловит таким способом все камешки.

Достаточно оригинальной и самобытной игрой манси была игра «Шапку-бабку» [6] - «кент лувыл», которая проводилась мансийским детьми, мальчиками и девочками, в любое время года: летом - на улице, зимой - в помещении. Игра способствовала развитию мелкой моторики пальцев руки, их ловкости, двигательной реакции, воспитывала терпение и выдержку, была хорошим развлечением для детей и подростков. В игре принимало участие от 2 до 6 человек. Игровым атрибутом служили бабки - лосиные или оленьи кости копыт и обычная шапка. Количество бабок было столько, сколько и

участников игры. Игроки рассаживались на земле или на полу в кружок. Клали свои бабки в шапку, каждый клал по одной бабке. По жребию выбирался игрок, который первым начинал игру.

Игрок брал шапку в руки, встряхивал лежащие в ней бабки, а затем быстрым и ловким движением переворачивал ее на пол или на землю. Затем он осторожно поднимал шапку, и все участники игры смотрели, в каком положении находились бабки. Если одна или несколько бабок лежали на боку, игрок забирал их себе и заново начинал игру. Если все бабки оказались на боку, шапка переходила к следующему игроку по кругу. Если одна из бабок после переворачивания игроком шапки, вставала «на попа», т. е. вертикально, он становился победителем этого кона игры. После этого игроки заново начинали игру.

У манси была игра с палочками, называлась она так же, как и выше описанная, - йивовыл ёнгыл, однако направленность этой игры в основном была связана с развитием умственных способностей [6]: развитием памяти, внимания, воображения и умение вести счет, т. е. несла не только воспитательную, но и образовательную функцию. Эта игра напоминает игру хантов «Журавль» (Торх, Торэх) [9, с. 118-120]. Проводилась она чаще в зимнее время, когда были сильные морозы. В игре принимали участие как дети, так и взрослые (родители, бабушки и дедушки). Участвовало в игре 2 и более человек. Для игры изготавливались специальные палочки, размеры которых где-то были схожи с размерами спичек. Количество палочек должно быть таким, чтобы можно было из них выложить на столе или сидя на полу силуэт птиц, животных или даже деревьев. Игроки заранее договаривались, какую фигуру они будут выкладывать с помощью палочек. Обычно участники игры рассаживались за стол или, в крайнем случае, располагались на полу. Игрок, которому выпал жребий первым начать выкладывать силуэт (птицы или животного), брал все палочки в руку и начинал это делать. Его партнер, который должен был отгадать, сколько палочек осталось в силуэте, садился спиной к нему. Для выкладки каждой детали в силуэте определялось конкретное количество палочек. Например, для головы птицы 3 палочки, для одного крыла птицы 5 палочек, для хвоста 3 палочки и т. д. Как мы уже выше отметили, отгадывающий знал, какой силуэт будет выкладывать его партнер. На выкладку того или иного силуэта партнеры знали сколько необходимо палочек на ту или иную деталь. Когда игрок выложил силуэт, он начинает у своего партнера спрашивать: «Убираю голову, сколько палочек осталось в силуэте?» Отгадывающий игрок должен был дать точный ответ. Затем игрок убирает палочки из правого крыла силуэта и спрашивает: «Сколько палочек осталось в силуэте?» и т. д. Отгадывающий должен был быстро в уме посчитать и дать точный ответ. Если он ошибался, в игру вступал следующий участник или игроки менялись ролями.

Не меньшим воспитательным воздействие на детей и подростков манси являлась игра «Прячем кольца» - «туля туйтен» [6, с. 3], в которой участвовать начинали дети примерно с 6-летнего возраста. Игра способствовала развитию у детей и подростков памяти, внимания и сообразительности. Иногда играли и взрослые. Проводилась игра в любое время года. В зимнее время - в помещении, в летнее время - на улице. В игре участвовать могло до 10 человек. Когда играли дети и подростки они отгадывали монетку, а взрослые - обручальное кольцо. Водящий должен был отгадывать, у кого оказалась монетка или кольцо.

Участники игры рассаживались по кругу на пол (землю) и начинали передавать друг другу скрытно монетку (кольцо). Задача игроков скрытно от водящего спрятать у кого-нибудь из сидящих игроков монетку (кольцо). Во время передачи игроками монетки или кольца водящий располагался к ним спиной и не мог видеть, у кого игроки решили спрятать эту вещь. Когда процедура скрытного прятанья игровой детали оканчивалась, игроки сообщали водящему, что он может отгадывать, у кого спрятана монетка или кольцо.

Водящий делал это неторопясь, внимательно присматриваясь и присушива-ясь к сидевшим игрокам, он старался замечать даже незначительные движения или знаки игроков. Он пристально всматривался в лица сидевших игроков, стараясь по мимике сделать определенные выводы. Всю полученную информацию он анализировал и суммировал и после этого принимал окончательное решение, указывал на того игрока, у которого спрятана монетка или кольцо. При правильном отгадывании водящий занимал место игрока, у которого находилась монетка или кольцо, а этот игрок становился водящим.

Несколько интересных и весьма непростых мансийских игр-головоломок приведены В.Н. Чернецовым, которые были им записаны в 1937 году на Северной Сосьве [2], однако авторская интерпретация этих головоломок практически непонятна при их игровой реализации. Первую головоломку автор называет Ат лу тининг ив, вторую - Акв хопт тининг ив, третью - Ат хопт тининг ив. В определенной степени эти игры-головоломки детализирует по мере возможного Е.Г. Федорова [14]. Рассматривая игры-головоломки с позиции развития и совершенствования памяти, внимания, воображения, смекалки, сообразительности, выдержки, можно заметить, что они часто использовались манси в своей жизнедеятельности. Об этом говорит продуманная традиционная промысловая и хозяйственная деятельность манси. Проводились такие игры-головоломки в любое время года, чаще все-таки в зимнее время, когда на улице была стужа и нужно было мансийским подросткам, промысловой молодежи и взрослым чем-то заняться. Однако надо заметить, что в большей степени в разрешении этих игр-головоломок принимали участие взрослые манси, которые уже обладали достаточно прекрасным воображением, смекалкой и жизненной сообразительностью. Количество участников игр не ограничивалось. Чаще всего игроки начинали игру с первой головоломки и заканчивали двумя остальными. При этом первым начинал игру тот участник, который оказался победителем в первой, а затем и во второй головоломке. Кто первым будет конструировать игры-головоломки, определялось с помощью жребия или по желанию. Мы очередность игр-головоломок излагаем в такой последовательности, которую приводит в своей работе Е.Г. Федорова [14, с. 97].

Первая головоломка была такой: шесть деревянных палочек нужно переплести так, чтобы получилась цельная, нераспадающаяся фигурка. Вторая несколько усложненная: нужно собрать и разобрать фигуру из десяти палочек. Третья головоломка самая сложная: из стебля бузины вырезалось пять колец, и они располагались на петле образованной из нити, продетой через три отверстия (два по концам и одно в центре) на деревянной палочке длиной 25 см, нужно перевести на петлю с другой стороны, не развязывая нити. Вместо колец можно использовать бусины.

Таким образом, заканчивая описание и анализ традиционных игр народа манси и их этнопедагогическое воздействие на развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук и развитие умственных способностей детей, подростков, промысловой молодежи и взрослых, можно сказать, что этнопедагогический потенциал этой группы традиционных игр народа манси, к сожалению, не используется в современном воспитательно-образовательном процессе как для самих детей народа манси, так и для других народов, проживающих в ХМАО - Югре. По нашему мнению, это связано прежде всего с тем, что игры этой направленности до настоящего времени практически малоизвестны воспитателям ДОУ и педагогам в школе. В то же время мы полагаем, что традиционные игры народа манси с палочками, камушками и игры-головоломки можно использовать, с высокой педагогической эффективностью в современном образовательно-воспитательном процессе в ДОУ среди детей средней и старшей возрастной групп, а также среди школьников. Игры этой направленности также могут быть прекрасным развивающе-социализирующим средством для детей с различными отклонениями в состоянии здоровья, особенно с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) и с задержкой психического развития (ЗПР).

Литература

1. Базанов, А.Г. Игры детей народов Крайнего Севера [Текст] / А.Г. Базанов, Л.В. Певгова. - Л. : Гос. учеб.-пед. изд-во Минист. Просвещения РСФСР. Ленинградское отд-е, 1949. - С. 16-17, 28-29.

2. Источники по этнографии Западной Сибири [Текст]. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1987. - 252 с.

3. Красильников, В.П. Игры и состязания в воспитательном процессе финно-угорских и самодийских народов : учеб. пособие [Текст] / В.П. Красильников. - Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2004. - С. 37-42.

4. Кузакова, Е. Игры мансийской деревни [Текст] / Е. Кузакова // Югра. -1991. - № 2. - С. 21-22.

5. Кулемзин, В.М. Игры детей обско-угорских народов [Текст] / В.М. Кулемзин [и др.] ; под ред. Е.А. Немысовой. - СПб. : Алфавит, 1999. - 32 с.

6. Полевые исследования в местах проживания народа манси в ХМАО в 1993 году // Архив автора.

7. Прокопенко, В.И. Этнопедагогическая значимость для народа манси традиций физического воспитания [Текст] / В.И. Прокопенко // Физкультура и спорт в современных условиях: состояние, тенденции и перспективы : мат. всерос. науч. конф. - Омск : СибГАФК, 2000. - С. 31-35.

8. Прокопенко, В.И. Народные игры и национальные состязания манси [Текст] / В.И. Прокопенко // Физическое воспитание детей и молодежи в XXI веке : материалы всерос. науч. конф. - Якутск : ЧГИФК, 2003. -С. 54-58.

9. Прокопенко, В.И. Настольные игры коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации : учеб. пособие [Текст] / В.И. Прокопенко, В.В. Прокопенко. - Екатеринбург : Изд-во Урал. отд. РАО, 2004. - 139 с.

10. Прокопенко, В.И. Этнопедагогика народа ханты: физическое воспитание и игры : учеб. пособие [Текст] / В.И. Прокопенко. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2005. - 295 с.

11. Рейнсон-Правдин, А.Н. Игра и игрушка народов Обского Севера: социальные корни игры [Текст] // Сов. этнография. - 1949. - № 3. - 116 с.

12. Синявский, Н.И. Физическое воспитание народов севера ханты и манси [Текст] / Н.И. Синявский. - Сургут : РИО СурГПУ, 2004. - 155 с.

13. Синявский, Н.И. Этнопедагогические основы физической культуры народов Севера ханты и манси [Текст] / Н.И. Синявский, Н.А. Китайкина. - Сургут : РИО СурГПУ, 2008. - 172 с.

14. Федорова, Е.Г. Культура манси: образцы животных в играх и развлечениях [Текст] / Е.Г. Федорова // Сб. МАЭ РАН. СПб. - 2005. - С. 93-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.