Кружковая программа ДОУ «Калейдоскоп камешек Марблс»
Настенкова А. И.
Настенкова Анастасия Ивановна /Nastenkova Anastasia Ivanovna - воспитатель, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 225, г. Новокузнецк
Аннотация: в статье описана программа, созданная в ДОУ для детей второй младшей и средней группы по развитию мелкой моторики с помощью камешков Марблс.
Ключевые слова: мелкая моторика, развитие речи, камешки Марблс.
Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.
М. М. Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка [5, с. 3-18].
Применение камушков «Марблс» это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Игры с шариками Марблс воздействуют на рецепторы пальцев. Это включает в себя самомассаж пальцев, пальчиковую гимнастику [4, с. 18]. Все эти гимнастики по сути своей схожи с гимнастикой су-джок.
Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики с помощью камешков Марблс способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности.
Цель при использовании этих камешков — это развитие общей и мелкой моторики рук.
В основном задачи ставятся коррекционные:
1) формировать правильный захват камешка кистью руки;
2) развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;
3) развивать мышление;
4) развивать ориентировку на плоскости;
5) профилактика оптико-пространственных нарушений;
6) работать над запоминанием цвета;
7) обогащать словарный запас;
8) развивать внимание и память;
9) развивать фантазию ребенка.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 3-5 лет. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдаются неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость [2, с. 64].
Продолжительность реализации программы 2 года.
Предусматривается 2 этапа работы:
1) 1 - с детьми 3-4года (вторая младшая группа);
73
2) 2 - с детьми 4-5 лет (средняя группа).
Формы и режим занятий.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий - не более 15 минут во второй младшей группе, 20 минут - в средней группе. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики физминуток воспитатель подбирает самостоятельно [1, с. 36].
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки детских работ в детском саду;
- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).
Так как эти камешки разной формы, мы создаем картины природы - это и море, и осенний лес; добавляя любые картинки — дети создают шедевры. Моя цель — развитие речи при помощи развития мелкой моторики. Дети с радостью описывают природу, рассказывают о своем жизненном опыте.
Литература
1. Вольнова Л. Н. Движение-мысль-слово. Пермь, 1999. - 63.
2. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М., 1986.
3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение 1990.
4. Платонова О. А. Су-джок терапия для всех; М.; АСТ; СПб.; Сова, 2007, 126 с.
5. КольцоваМ. М. Ребенок учится говорить. М.: «Сов. Россия», 1973.
Теоретико-методологические основания исследования проблемы жизненной перспективы в отечественной и зарубежной психологии и педагогике Панкова А. А.
Панкова Анита Анатольевна /Pankova Anita Anatolevna - магистрант, кафедра психолого-педагогического образования,
Институт педагогики и психологии,
Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова, г. Кострома
Аннотация: в статье анализируется научная психологическая и педагогическая литература по проблеме жизненных перспектив и выявляются теоретикометодологические основания ее исследования.
Ключевые слова: жизненная перспектива, психология жизненного пути, феномен «жизненных перспектив личности».
В условиях современного общества проблема формирования жизненных перспектив у обучающихся обладает особой актуальностью. Это обуславливается радикальными переменами, которые происходят в политической, экономической и общественной жизни российского общества и сопровождаются значительными
74