Научная статья на тему 'Кружковая программа ДОУ «Калейдоскоп камешек Марблс»'

Кружковая программа ДОУ «Калейдоскоп камешек Марблс» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1985
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мелкая моторика / развитие речи / камешки Марблс

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Настенкова Анастасия Ивановна

В статье описана программа, созданная в ДОУ для детей второй младшей и средней группы по развитию мелкой моторики с помощью камешков Марблс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кружковая программа ДОУ «Калейдоскоп камешек Марблс»»

Кружковая программа ДОУ «Калейдоскоп камешек Марблс»

Настенкова А. И.

Настенкова Анастасия Ивановна /Nastenkova Anastasia Ivanovna - воспитатель, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 225, г. Новокузнецк

Аннотация: в статье описана программа, созданная в ДОУ для детей второй младшей и средней группы по развитию мелкой моторики с помощью камешков Марблс.

Ключевые слова: мелкая моторика, развитие речи, камешки Марблс.

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

М. М. Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка [5, с. 3-18].

Применение камушков «Марблс» это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Игры с шариками Марблс воздействуют на рецепторы пальцев. Это включает в себя самомассаж пальцев, пальчиковую гимнастику [4, с. 18]. Все эти гимнастики по сути своей схожи с гимнастикой су-джок.

Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики с помощью камешков Марблс способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности.

Цель при использовании этих камешков — это развитие общей и мелкой моторики рук.

В основном задачи ставятся коррекционные:

1) формировать правильный захват камешка кистью руки;

2) развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;

3) развивать мышление;

4) развивать ориентировку на плоскости;

5) профилактика оптико-пространственных нарушений;

6) работать над запоминанием цвета;

7) обогащать словарный запас;

8) развивать внимание и память;

9) развивать фантазию ребенка.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 3-5 лет. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдаются неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость [2, с. 64].

Продолжительность реализации программы 2 года.

Предусматривается 2 этапа работы:

1) 1 - с детьми 3-4года (вторая младшая группа);

73

2) 2 - с детьми 4-5 лет (средняя группа).

Формы и режим занятий.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий - не более 15 минут во второй младшей группе, 20 минут - в средней группе. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики физминуток воспитатель подбирает самостоятельно [1, с. 36].

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

Формы проведения итогов реализации программы:

- выставки детских работ в детском саду;

- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).

Так как эти камешки разной формы, мы создаем картины природы - это и море, и осенний лес; добавляя любые картинки — дети создают шедевры. Моя цель — развитие речи при помощи развития мелкой моторики. Дети с радостью описывают природу, рассказывают о своем жизненном опыте.

Литература

1. Вольнова Л. Н. Движение-мысль-слово. Пермь, 1999. - 63.

2. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М., 1986.

3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение 1990.

4. Платонова О. А. Су-джок терапия для всех; М.; АСТ; СПб.; Сова, 2007, 126 с.

5. КольцоваМ. М. Ребенок учится говорить. М.: «Сов. Россия», 1973.

Теоретико-методологические основания исследования проблемы жизненной перспективы в отечественной и зарубежной психологии и педагогике Панкова А. А.

Панкова Анита Анатольевна /Pankova Anita Anatolevna - магистрант, кафедра психолого-педагогического образования,

Институт педагогики и психологии,

Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова, г. Кострома

Аннотация: в статье анализируется научная психологическая и педагогическая литература по проблеме жизненных перспектив и выявляются теоретикометодологические основания ее исследования.

Ключевые слова: жизненная перспектива, психология жизненного пути, феномен «жизненных перспектив личности».

В условиях современного общества проблема формирования жизненных перспектив у обучающихся обладает особой актуальностью. Это обуславливается радикальными переменами, которые происходят в политической, экономической и общественной жизни российского общества и сопровождаются значительными

74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.