Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лингводидактика / информационно-коммуникационные технологии / инструментально-методический аппарат / инновационные методики обучения / language education / information and communication technologies / instrumental and methodological apparatus / innovative teaching methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.В. Аржановская, Е.А. Елтанская

В статье рассматривается инновационной инструмент в современной педагогической практике – информационно-коммуникационные технологии как один из ключевых элементов инструментально-методического аппарата лингводидактики. Цель данного исследования заключается в обзорном анализе преимуществ и недостатков ИКТ при интегрировании в проектирование образовательного процесса при обучении иностранному языку. В рамках предлагаемого исследования основополагающим является описательный метод, включающий элементы обзора, интерпретации, сопоставления и описания. Авторы рассматривают преимущества использования ИКТ как с точки зрения преподавания, так и с позиций изучения иностранного языка, среди которых выделяют следующие: разнообразие способов представления учебного материала; придание динамичности занятиям; возможность индивидуализировать образовательную траекторию; погружение в реальную языковую среду; мгновенная обратная связь и др. Список недостатков внедрения ИКТ в образовательный процесс включает проблемы с техническим оснащением классных комнат; низкий уровень цифровой грамотности преподавателей; трудности выбора наилучшего цифрового инструмента, соответствующего содержанию курса и т. д. Авторы приходят к выводу, что информационно-коммуникационные технологии являются ценным инновационным инструментом обучения и обладают высоким лингводидактическим потенциалом, однако их интегрирование в практику преподавания языков требует тщательного педагогического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.В. Аржановская, Е.А. Елтанская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN DESIGNING AN EDUCATIONAL PROCESS WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES

The article considers an innovative tool of modern pedagogical science – Information and Communication Technologies, as one of the key elements of the instrumental and methodological apparatus of Language Education. The task of the study is to review the advantages and disadvantages of ICT when integrated into the educational process design when teaching a foreign language. Within the framework of the proposed study, the descriptive method is fundamental, including elements of review, interpretation, comparison and description. The authors consider the advantages of using ICT both from the point of view of teaching and from the standpoint of learning a foreign language, among which the following are distinguished: a variety of ways of presenting educational material; giving dynamism to classes; the ability to individualize the educational trajectory; immersion in a real language environment; instant feedback, etc. The list of disadvantages of the ICT introduction in the educational process includes: problems with the technical equipment of classrooms; lack of experienced teachers; difficulties in choosing the best digital tool corresponding to the content of the course, etc. The authors come to the conclusion that Information and Communication Technologies are a valuable innovative teaching tool and have a high linguistic and didactic potential, however, its integration into the practice of language teaching requires careful pedagogical planning.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ»

- тонсуур с 5 хаамыска, в переводе на русский язык - игра с постукиванием с 5 камушками;

- тонсуур с 7 хаамыска, в переводе на русский язык - игра с постукиванием с 7 камушками;

- «Умсаах», в переводе на русский язык - нырок;

- «Куерэгэй», в переводе на русский язык - жаворонок;

- двоеборье - это игра по двум видам вместе: хабылык, хаамыска;

- троеборье - это игра по трем видам вместе: хабылык, хаамыска, умсаах.

Приведем кратко некоторые правила игр [6].

Правила игры «Куерчэх» (Мутовка)

Участники игры по очереди крутят «Куерчэх» между ладонями. У кого дольше всех крутится, тот и побеждает Инвентарь стандартный.

Правила хаамыска «Судургу»

Инвентарь: деревянные камешки размерами 1,5х1,5 см (детские) или 1,6х1,6 (взрослые). Длительность составляет 2 минуты. Игрок должен подбрасывать камушек вертикально вверх не менее чем на 70 см от поверхности стола. При выполнении действия запрещено касание камушек любыми частями руки. Нельзя ловить подброшенный камешек, используя другие части тела, кроме игровой руки. Последовательность выполнения упражнений:

- 1 действие: по команде судьи равномерно рассыпаем камушки на стол. Затем берем один из них, подбрасываем вверх и во время полета подбираем со стола один камушек. И так до последнего камушка. Каждый раз подобранный камушек откладывается в сторону;

- 2 действие: рассыпаем камушки. Берем один из них, подбрасываем вверх и во время полета должны успеть подобрать два камушка и поймать подброшенный. Пойманные откладываются в сторону, затем подбрасываем вверх один и подбираем со стола оставшиеся два камушка;

- 3 действие: рассыпаем камушки, затем подбрасываем один, во время полета должны успеть подобрать сначала один камушек, далее один подбрасываем вверх и успеваем подобрать остальные три камушек или наоборот.

Библиографический список

С целью эффективного формирования компетенций по новому ФГОС ВО у бакалавриата (индикаторы: ОПК-4.2; ПК-2.2 и 3.2), влияющих на состояние профессионального становления специалиста, и была спроектирована данная программа как один из нескольких возможных ее вариантов. Представляем выборочно обновленный перечень планируемых результатов обучения по дисциплине:

- умеет организовать внеурочные занятия по разным видам внеурочной деятельности младших школьников, планировать ожидаемые результаты, оценивать качество их достижения; умеет использовать приемы и техники интеграции учебных предметов в зависимости от цели учебной деятельности; умеет сопоставлять особенности социокультурной среды региона и курсов преподаваемого учебного предмета в создании национально-регионального компонента в мета-предметных результатах обучения;

- владеет педагогически обоснованными методами, формами, содержанием организации внеурочной деятельности младших школьников; владеет способами интеграции междисциплинарных учебных предметов для организации учебной деятельности.

Таким образом, предложенный вариант программы может способствовать физическому развитию личности посредством формирования интереса у обучающихся к национальным настольным играм.

Варианты проектирования программ национально-культурных традиций всегда исходят от постановки проблемы в текущей социокультурной реальности в вузе. Рассматривая студенческую молодежь в качестве субъекта в проектировании программ, можно выделить ее способность не только быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, но и активно воздействовать на ее изменение. Правила игр не стоят на одном месте, они совершенствуются, усложняются, модернизируются, трансформируются в потоке интенсивности и активности проведения массовых культурно-досуговых мероприятий, состязаний, соревнований. Прогрессивность проектирования программ заключается именно в этом - в востребованной и преобразовательной деятельности на примере дисциплины «Якутские настольные игры».

1. Красавина Е.В. Адаптация молодежи к образовательной системе современной России. Москва: РТА, 2014.

2. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019?index=0&rangeSize=1

3. Белолюбская Н.Н., Кожурова Н.Н. Якутские настольные игры: учебное пособие. Якутск: Издание отдела информационного обеспечения РЦНВС им. В. Манчаары, 2012.

4. Донской А.И., Сыромятников Д.В., Белолюбская Н.Н., Кожурова Н.Н. 9бYгэлэрбит оонньуулара: хаамыска, хабылык, тырыыкка: [остуол оонньуулара]. Якутск: Би-чик, 2013.

5. Якутские настольные игры хабылык, хаамыска. Составители А.Н. Винокурова, А.В. Избекова, А.Т. Андросова. Якутск: Сайдыы, 2017.

6. Правила по национальным настольным играм хабылык и хаамыска. РЦНВС им. В. Манчаары. Федерация национальных настольных игр РС (Я), 2020. Available at: https://xn.....8kckfb0brpdcaz9bxd7c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2021/02/Правила-проведения-соревнований-по-национальным-настольн-играм.docx

References

1. Krasavina E.V. Adaptaciya molodezhi k obrazovatel'noj sisteme sovremennoj Rossii. Moskva: RTA, 2014.

2. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.11.2022 № 809. Available at: http://puNication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019?index=0&rangeSize=1

3. Belolyubskaya N.N., Kozhurova N.N. Yakutskie nastol'nye igry: uchebnoe posobie. Yakutsk: Izdanie otdela informacionnogo obespecheniya RCNVS im. V. Manchaary, 2012.

4. Donskoj A.I., Syromyatnikov D.V., Belolyubskaya N.N., Kozhurova N.N. ebYg'el'erbit oonn'uulara: haamyska, habylyk, tyryyxka: [ostuol oonn'uulara]. Yakutsk: Bichik, 2013.

5. Yakutskie nastol'nye igry habylyk, haamyska. Sostaviteli A.N. Vinokurova, A.V. Izbekova, A.T. Androsova. Yakutsk: Sajdyy, 2017.

6. Pravila po nacional'nym nastol'nym igram habylyk i haamyska. RCNVS im. V. Manchaary. Federaciya nacional'nyh nastol'nyh igr RS (Ya), 2020. Available at: https://xn.....

8kckfb0brpdcaz9bxd7c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2021/02/Pravila-provedeniya-sorevnovanij-po-nacional'nym-nastol'n-igram.docx

Статья поступила в редакцию 19.05.23

УДК 37.02

Arzhanovskaya A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Volgograd State University (Volgograd, Russia),

E-mail: arjanovskaya@volsu.ru

Eltanskaya E.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: yeltanskaya@volsu.ru

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN DESIGNING AN EDUCATIONAL PROCESS WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES. The article considers an innovative tool of modern pedagogical science - Information and Communication Technologies, as one of the key elements of the instrumental and methodological apparatus of Language Education. The task of the study is to review the advantages and disadvantages of ICT when integrated into the educational process design when teaching a foreign language. Within the framework of the proposed study, the descriptive method is fundamental, including elements of review, interpretation, comparison and description. The authors consider the advantages of using iCt both from the point of view of teaching and from the standpoint of learning a foreign language, among which the following are distinguished: a variety of ways of presenting educational material; giving dynamism to classes; the ability to individualize the educational trajectory; immersion in a real language environment; instant feedback, etc. The list of disadvantages of the ICT introduction in the educational process includes: problems with the technical equipment of classrooms; lack of experienced teachers; difficulties in choosing the best digital tool corresponding to the content of the course, etc. The authors come to the conclusion that Information and Communication Technologies are a valuable innovative teaching tool and have a high linguistic and didactic potential, however, its integration into the practice of language teaching requires careful pedagogical planning.

Key words: language education, information and communication technologies, instrumental and methodological apparatus, innovative teaching methods

А.В. Аржаноеская, канд. филол. наук, доц., Волгоградский государственный университет, г. Волгоград,

E-mail: arjanovskaya@volsu.ru

Е.А. Елтанская, канд. филол. наук, доц., Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, E-mail: yeltanskaya@volsu.ru

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

В статье рассматривается инновационной инструмент в современной педагогической практике - информационно-коммуникационные технологии как один из ключевых элементов инструментально-методического аппарата лингводидактики. Цель данного исследования заключается в обзорном анализе преимуществ и недостатков ИКТ при интегрировании в проектирование образовательного процесса при обучении иностранному языку В рамках предлагаемого исследования основополагающим является описательный метод, включающий элементы обзора, интерпретации, сопоставления и описания. Авторы рассматривают преимущества использования ИКТ как с точки зрения преподавания, так и с позиций изучения иностранного языка, среди которых выделяют следующие: разнообразие способов представления учебного материала; придание динамичности занятиям; возможность индивидуализировать образовательную траекторию; погружение в реальную языковую среду; мгновенная обратная связь и др. Список недостатков внедрения ИКТ в образовательный процесс включает проблемы с техническим оснащением классных комнат; низкий уровень цифровой грамотности преподавателей; трудности выбора наилучшего цифрового инструмента, соответствующего содержанию курса и т. д. Авторы приходят к выводу, что информационно-коммуникационные технологии являются ценным инновационным инструментом обучения и обладают высоким лингводидактическим потенциалом, однако их интегрирование в практику преподавания языков требует тщательного педагогического планирования.

Ключевые слова: лингводидактика, информационно-коммуникационные технологии, инструментально-методический аппарат, инновационные методики обучения

В современном цифровом обществе ведущую позицию занимает информационно-коммуникационная компетентность, поскольку технологии становятся универсальным «языком», на котором говорят специалисты всего мира, независимо от сферы профессиональной деятельности.

Активные процессы цифровизации и информатизации, затрагивающие все сферы общественной жизни, приводят к необходимости модернизации и трансформации системы образования посредством интеграции информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс.

Обзор отечественных и зарубежных научных педагогических изданий свидетельствует о существовании различных подходов к определению понятия «информационно-коммуникационные технологии». Таким образом, ИКТ определяются как спектр цифровых технологий, являющихся инструментом создания, передачи, хранения и распространения информации [1]; технология, основанная на использовании компьютера, сети Интернет, компьютерных приложений и программ [2]; педагогическая технология, использующая определенные программные и технические средства с целью получения доступа к конкретным информационным источникам [3]; инструмент создания и сопровождения индивидуальных образовательных программ [4]; конвергенция аудиовизуальных, телефонных и компьютерных сетей посредством единой системы связи [5]; средства, процессы, оборудование для генерации, передачи, обработки, хранения и распространения информации во всех формах, включая голос, текст, данные, графику и видео [6].

В контексте образовательной деятельности ИКТ рассматриваются как инструмент совместной деятельности участников процесса обучения - педагогическая технология организации и управления учебной деятельности путем внедрения различных программных, технических и электронных ресурсов.

Цель научной статьи заключается в исследовании и оценке роли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в проектировании образовательного процесса при обучении иностранному языку. В статье будет рассмотрено, как применение ИКТ может повысить эффективность обучения иностранному языку, а также какие возможные недостатки и ограничения могут возникнуть. Результаты исследования помогут понять, как лучше использовать ИКТ в обучении иностранным языкам для улучшения качества образования и решения различных лингводидактических задач.

Научная новизна статьи заключается в анализе использования информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку, выявлении и оценке их преимуществ и недостатков в проектировании образовательного процесса. В статье рассматриваются текущие тенденции в использовании ИКТ в образовании, методы и технологии, которые используются в учебном процессе при обучении иностранному языку, а также анализируются различные педагогические модели и их соответствие современным технологиям. В статье также дается оценка эффективности использования ИКТ в обучении иностранным языкам, а также определяются основные преимущества и недостатки такого подхода.

Теоретическая значимость статьи заключается в описании и анализе преимуществ и недостатков использования информационно-коммуникационных технологий в проектировании образовательного процесса при обучении иностранному языку, которые могут быть использована для более глубокого изучения темы и разработки новых методов обучения.

Практическая значимость статьи заключается в том, что она дает рекомендации и предлагает конкретные инструменты и подходы к использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку. Это поможет педагогам и преподавателям создавать более эффективные и интерактивные маршруты обучения, улучшать качество образования и повышать мотивацию учеников.

Информационно-коммуникационные технологии являются ценным инновационным инструментом обучения и обладают высоким лингводидактическим

потенциалом, оказывая положительное влияние на преподавание и изучение иностранного языка. Компьютер, Интернет, интерактивные доски, мобильные телефоны, видеоигры, плееры и т. д. используются в процессе обучения иностранному языку с целью повышения мотивации обучающихся и совершенствования их языковых навыков [7]. Внедрение ИКТ позволяет разнообразить инструментально-методический аппарат проектирования образовательного процесса, делая его интерактивным, гибким и инновационным. Применение компьютерных технологий в обучении иностранным языкам дает возможность преподавателям варьировать сценарии уроков и организовывать учебный процесс с учетом индивидуальных различий учеников, формируя ориентированную на учащихся среду обучения. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии помогают учителям иностранного языка решать следующие вопросы: «чему учить», «как учить», «когда учить» [8].

С точки зрения преподавания иностранного языка ИКТ имеют следующие преимущества:

Разнообразие способов представления учебного материала с помощью визуальных, аудиальных и кинестетических стимулов.

Передача знаний осуществляется носителями языка, визуальными образами и различными интерактивными сценами, которые добавляют интерес ко всему процессу обучения [9].

Придание динамичности занятиям путем внедрения различных интерактивных дидактических приёмов, вследствие чего уроки становятся более увлекательными.

Это оказывает положительное влияние на посещаемость занятий, мотивацию и концентрацию внимания учащихся [10].

Адаптация дидактических действий и заданий к когнитивным и эмоциональным возможностям, индивидуальному темпу и стилю обучения каждого учащегося.

Преподаватель иностранного языка получает возможность разрабатывать и реализовывать дифференцированные и индивидуальные комплексы упражнений, которые соответствуют уровню владения языком, потребностям, интересам и мотивации учащихся.

Предоставление мгновенной обратной связи студентам во время их работы.

С помощью образовательного программного обеспечения учитель может не только быстро заметить ошибки, но и исправить их, а также предложить учащимся соответствующие пояснения, индивидуальные и персонализированные рекомендации.

С точки зрения изучения иностранного языка ИКТ дают возможность учащимся самостоятельно выстраивать образовательный маршрут. Кроме того, повышается качество обучения за счет гибкости образовательного процесса, в которой интегрированы различные цифровые инструменты. Из множества преимуществ использования ИКТ в процессе изучения иностранного языка, мы можем назвать следующие.

Возможность усваивать и активно применять на практике лексические и грамматические шаблоны в интерактивном режиме.

Мультисенсорный формат цифровой образовательной среды позволяет обучающимся взаимодействовать с виртуальными моделями изучаемых лингвистических объектов и формировать графический образ лексических единиц одновременно с их звуковым оформлением, что обеспечивает высокую степень наглядности образовательного процесса.

Повышение мотивации обучающихся и уровня их вовлеченности в процесс изучения иностранного языка.

Учащиеся с большей вероятностью будут демонстрировать позитивное отношение, когда в классе используются информационные технологии, с помощью которых обеспечивается общение с носителями языка из других стран, среда обучения, в которой мотивация сохраняется и повышается. Более того, цифровые

образовательные платформы часто интегрируют различные игровые элементы, способствующие практическому закреплению материала, вызывающие положительные эмоции у учащихся.

Поощрение самостоятельности и сосредоточенности учащихся на процессе обучения.

Внедрение информационных технологий в процесс проектирования образовательного процесса привело к изменению роли учителя - из лектора в помощника, который помогает учащимся стать более самодостаточными [11]. Новые подходы и методы преподавания следуют новой парадигме образования, которая поддерживает и расширяет участие студентов и обеспечивает большую их вовлеченность в обучение. Информационные технологии и компьютеры, в частности, используются для реализации большого набора инновационных методик в языковом классе. Основанный на стандартах подход и компетентностный подход, проектное обучение и обучение на основе задач в значительной степени выиграли от веб-технологий и помогли студентам разработать набор стратегий и тактик, способствующих автономному обучению и формирующих комфортную среду для самообучения и построения индивидуальных образовательных траекторий [12].

Погружение в реальную языковую среду.

Еще одним очевидным преимуществом использования ИКТ на уроках иностранного языка является обилие аутентичных учебных материалов. Электронная образовательная среда обеспечивает аутентичное языковое окружение на основе информации культурного, этнического и социального характера, включенной в мультимедийный учебно-методический комплекс (аутентичные тексты, видео, аудио, блоги, подкасты и т. д.).

Однако внедрение информационно-коммуникационных технологий в проектирование образовательного процесса при обучении иностранному языку также имеет определенные недостатки. Так, многие специалисты в области лингводидактики (S. Livingstone и др.) полагают, что ИКТ не подходят для всех

Библиографический список

учащихся, во всех ситуациях, для всех целей и могут потребовать от учителей и учеников определенных умений и навыков [13]. Преподаватели могут испытывать трудности в связи с интеграцией и внедрением технологических инструментов в программу курса и учебный план. Прежде чем использовать ИКТ в процессе обучения иностранному языку, необходимо учитывать ряд факторов. Проблемы с техническим оснащением классных комнат; нехватка опытных преподавателей; выбор наилучшего цифрового инструмента, соответствующего содержанию курса; поиск надежных и приемлемых методик для уровня обучения учеников; обеспечение надежного доступа к электронным образовательным ресурсам; затраты на новые технологические устройства и оборудование; недостаточная физическая вместимость классных комнат; отсутствие единой информационно-методической службы для учащихся и учителей; корректное определение дидактической роли цифрового инструментария и т. д. - все это лишь некоторые важные вопросы, которые следует принимать во внимание перед использованием ИКТ в языковых классах [13; 14].

Таким образом, применение инновационных цифровых технологий в контексте языкового образования обеспечивает гибкий и разнообразный технологический инструментарий; способствует развитию у учащихся навыков критического мышления, работы в команде и эффективной обработки данных; поощряет автономный режим и индивидуальный маршрут обучения; повышает мотивацию учащихся; стимулирует развитие цифровой грамотности. Однако совершенно очевидно, что интеграция ИКТ в практику преподавания языков имеет ряд ограничений, так как деятельность без надлежащего педагогического планирования - технологически усовершенствованная или нет - приведет к неудовлетворительным результатам, даже если эта деятельность привлекательна с мультимедийной точки зрения. Информационные технологии должны выступать в качестве эффективного дополнительного средства обучения, обеспечивающим надежную мультимедийную языковую среду, обладающую высоким лингводидак-тическим потенциалом.

1. Тевс Д.П. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Барнаул: БГПУ, 2006.

2. Фурсевич И.А. Особенности использования ИКТ при обучении иностранным языкам. Сборник научных трудов региональных преподавателей иностранных языков. Москва: Просвещение, 2005.

3. Дробышева И.В. Обучение студентов методике использования ЦОР и ИКТ. Материалы Международной научно-практической конференции, 2007. Available at: https:// refdb.ru/look/2338682-pall.html

4. Kennedy D., McNaught C. Design elements for interactive multimedia. Australian Journal of Educational Technology. 1997; № 13 (1): 1-22.

5. Asabere N.Y., Enguah S.E. Integration of expert systems in mobile learning. International. Journal of Information and Communication Technology Research. 2012; № 2 (1): 55-61.

6. Altun M. The integration of technology into foreign language teaching. International Journal on New Trends in Edication and Their Implications. 2015; № 6 (1): 22-27.

7. Jurich S. ICT and the teaching of foreign languages. TechKnowLogia. 2001: 7-8.

8. Ciroma Z.I. ICT and education: issues and challenges. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014; № 5 (26): 98-100.

9. Warschauer M. Computer-assisted language learning: An introduction. Multimedia Language Teaching. Tokyo: Logos International, 1996: 3-20.

10. Murray D.E. et al. Information technology and innovation in language education. Davison. Hong Kong: Hong Kong University press. 2005: 81-101.

11. Lee C. Web-based Teaching and English Language Teaching. A Hong Kong Experience. Hong Kong: The Chinese University Press of Hong Kong, 2005.

12. Livingstone S. Critical reflections on the benefits of ICT in education. Oxford Review of Education. 2012. Available at: http://dx.doi.org/10.1080/03054985.2011.577938

13. Аржановская А.В. Дидактический потенциал ИКТ в проектировании образовательного процесса при обучении иностранному языку. Индоевропейские языки: общелингвистические и методологические аспекты: материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 2022: 6-9.

14. Аржановская А.В. Конвергенция технологий в образовании: новая детерминанта развития общества. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 93-95.

References

1. Tevs D.P. Ispol'zovanie sovremennyh informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v uchebnom processe. Barnaul: BGPU, 2006.

2. Fursevich I.A. Osobennosti ispol'zovaniya IKT pri obuchenii inostrannym yazykam. Sbornik nauchnyh trudov regional'nyh prepodavatelej inostrannyh yazykov. Moskva: Prosveschenie, 2005.

3. Drobysheva I.V. Obuchenie studentov metodike ispol'zovaniya COR i IKT. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2007. Available at: https://refdb.ru/ look/2338682-pall.html

4. Kennedy D., McNaught C. Design elements for interactive multimedia. Australian Journal of Educational Technology. 1997; № 13 (1): 1-22.

5. Asabere N.Y., Enguah S.E. Integration of expert systems in mobile learning. International. Journal of Information and Communication Technology Research. 2012; № 2 (1): 55-61.

6. Altun M. The integration of technology into foreign language teaching. International Journal on New Trends in Edication and Their Implications. 2015; № 6 (1): 22-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Jurich S. ICT and the teaching of foreign languages. TechKnowLogia. 2001: 7-8.

8. Ciroma Z.I. ICT and education: issues and challenges. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014; № 5 (26): 98-100.

9. Warschauer M. Computer-assisted language learning: An introduction. Multimedia Language Teaching. Tokyo: Logos International, 1996: 3-20.

10. Murray D.E. et al. Information technology and innovation in language education. Davison. Hong Kong: Hong Kong University press. 2005: 81-101.

11. Lee C. Web-based Teaching and English Language Teaching. A Hong Kong Experience. Hong Kong: The Chinese University Press of Hong Kong, 2005.

12. Livingstone S. Critical reflections on the benefits of ICT in education. Oxford Review of Education. 2012. Available at: http://dx.doi.org/10.1080/03054985.2011.577938

13. Arzhanovskaya A.V. Didakticheskij potencial IKT v proektirovanii obrazovatel'nogo processa pri obuchenii inostrannomu yazyku. Indoevropejskie yazyki: obschelingvisticheskie i metodologicheskie aspekty: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2022: 6-9.

14. Arzhanovskaya A.V. Konvergenciya tehnologij v obrazovanii: novaya determinanta razvitiya obschestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 93-95.

Статья поступила в редакцию 02.05.23

yflK 378

Bazhuk O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tara Branch of Omsk State Pedagogical University (Tara, Russia), E-mail: kaf_pro@omgpu.ru

INTERDISCIPLINARY CLUSTER OF PRACTICAL TRAINING AS A FACTOR OF INCREASING STUDENTS' MOTIVATIONAL POTENTIAL FOR PROFESSIONAL ACTIVITY. The article deals with a problem of formation of internal motivation of students - future teachers for professional activity. As the main tool for solving this problem, it is proposed to use educational organizations created on the basis of (within the framework of the program of the Ministry of Education "Teacher of the future generation of Russia") technoparks of universal pedagogical competencies aimed at preparing students for professional activity in an educational environment. The article defines the main educational tasks that technoparks in higher educational institutions are aimed at solving. Examples of modern equipment and pedagog-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.