Научная статья на тему 'Повышение эффективности онлайн-обучения иностранным языкам как многоуровневый процесс в рамках цифровизации образовательной среды'

Повышение эффективности онлайн-обучения иностранным языкам как многоуровневый процесс в рамках цифровизации образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онлайн обучение / цифровизация / обучение иностранным языкам / образовательная среда / повышение эффективности / пандемия / инновационные технологии / виртуальные образовательные платформы / открытые дистанционные курсы MOOCs / интерактивные виды деятельности / метод проектов / мультимедиатехнологии / модернизация образования / online learning / digitalization / teaching foreign languages / educational environment / efficiency improvement / pandemic / innovative technologies / virtual educational platforms / Massive Open Online Courses (MOOCs) / interactive activities / project method / multimedia technologies / modernization of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диденко Эльвира Николаевна

В этой статье сделана попытка показать взаимосвязь между теоретическим осмыслением результатов внедрения успешных практик в цифровую образовательную среду в новых реалиях, и поиском способов повышения эффективности преподавания иностранных языков как многоуровневого процесса, являющегося неотъемлемой частью этой среды. Развитие и использование инновационных информационных и коммуникационных технологий, дидактического потенциала виртуальных образовательных платформ и открытых дистанционных курсов MOOCs в образовательном процессе – успешные способы обеспечивающие модернизацию онлайн образования. Интерактивные виды деятельности, метод проектов и мультимедиа технологии также являются инновационными при обучении иностранным языкам, повышающими его качество и доступность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE EFFECTIVENESS OF ONLINE TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES AS A MULTILEVEL PROCESS WITHIN THE DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

This article attempts to show the relationship between the theoretical understanding of the results of the implementation of successful practices in the digital educational environment in the new realities, and searching for the ways to improve the effectiveness of teaching foreign languages as a multi-level process, which is an integral part of this environment. Тhe development and use of innovative information and communication technologies, the didactic potential of virtual educational platforms and Massive Open Online Courses (MOOCs) in the educational process are successful ways to ensure the modernization of online education. Interactive activities, project methods and multimedia technologies are also innovative in teaching foreign languages, increasing its quality and accessibility.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности онлайн-обучения иностранным языкам как многоуровневый процесс в рамках цифровизации образовательной среды»

Повышение эффективности онлайн-обучения иностранным языкам как многоуровневый процесс в рамках цифровизации образовательной среды

Диденко Эльвира Николаевна,

ассистент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]

В этой статье сделана попытка показать взаимосвязь между теоретическим осмыслением результатов внедрения успешных практик в цифровую образовательную среду в новых реалиях, и поиском способов повышения эффективности преподавания иностранных языков как многоуровневого процесса, являющегося неотъемлемой частью этой среды.

Развитие и использование инновационных информационных и коммуникационных технологий, дидактического потенциала виртуальных образовательных платформ и открытых дистанционных курсов MOOCs в образовательном процессе - успешные способы обеспечивающие модернизацию онлайн образования. Интерактивные виды деятельности, метод проектов и мультимедиатехнологии также являются инновационными при обучении иностранным языкам, повышающими его качество и доступность.

Ключевые слова: онлайн обучение, цифровизация, обучение иностранным языкам, образовательная среда, повышение эффективности, пандемия, инновационные технологии, виртуальные образовательные платформы, открытые дистанционные курсы MOOCs, интерактивные виды деятельности, метод проектов, мультимедиатехнологии, модернизация образования.

о с

CJ

см о см

Перед человечеством, вступившим в XXI век, предстали не только проблемы глобализации, но и беспрецедентные вызовы, связанные с COVID-19 и его последствиями. Пандемия явилась причиной серьезного мирового кризиса, который, как считают эксперты, будет иметь долгосрочные последствия для экономик и социального развития всех государств. Перевод в цифровой формат как самого содержания образования, так и в значительной степени, социокультурной коммуникации требует более углубленного изучения дидактического потенциала цифровых образовательных ресурсов, появления инноваций и создания более совершенных методик обучения иностранным языкам, глубоких подходов к переосмыслению роли образования, языка, как одного из основных инструментов познания.

В концептуальной записке ЮНЕСКО опубликованной в августе 2020 г. «Образование в эпоху COVID-19 и в последующий период» отмечается, что пандемия стала «потрясением» вызвав «крупнейший за всю историю срыв образовательного процесса и уже оказала практически повсеместное воздействие на учащихся и преподавателей во всем мире и на работу дошкольных заведений, средних школ, учреждений технического и профессионального образования и подготовки, университетов, учреждений для обучения взрослых и центров повышения квалификации. К середине апреля 2020 года пандемия затронула 94 процента учащихся, то есть 1,58 миллиарда детей и молодых людей (от дошкольников до студентов высших учебных заведений) в 200 странах мира» [8]. Озабоченность мирового сообщества вызывают и связанные с пандемией процессы усиления социального расслоения, ведущие к неравенству в сфере образования. Продолжается активный поиск путей преодоления кризиса и выработка комплекса дальнейших стратегических решений.

«Чтобы не допустить того, чтобы кризис образования превратился в поколенческую катастрофу, необходимы срочные действия со стороны всех субъектов. Образование - это не просто одно из основных прав человека. Это основополагающее право, от которого напрямую зависит реализация всех остальных прав человека. Образование - это всеобщее мировое благо, самая мощная движущая сила прогресса в достижении всех 17 целей в области устойчивого развития и основа для справедливого, равноправного, инклюзивного и мирного общества. Когда системы образования рушатся, задача построения мира и процветающего и продуктивного общества становится невыполнимой» [8, с. 3].

Развитие информационно-коммуникационных образовательных технологий, в том числе дистанционных, создание модели открытого образования, еще задолго до пандемии, признаны приоритетными инструментами реализации принципа «образование для всех» в глобальном информационном пространстве. Согласно А.Л. Назарен-ко «Модель открытого образования - это результат исторического эволюционного пути развития и становления информационной цивилизации как неотъемлемой ее части» [6, с. 41].

В современных условиях для успешной конкуренции на рынке труда необходимо владение цифровыми технологиями, оно востребовано во всех сферах и не менее важно чем владение иностранными языками. Одной из фундаментальных потребностей образовательной системы является необходимость совершенствования практики преподавания на университетском уровне в контексте развития и интеграции цифровых технологий во всех сферах работы на рынке труда, что приводит к усложнению компетенций, которые выпускники высших учебных заведений должны доказывать.

Согласно исследованиям ЮНЕСКО [8] в условиях пандемии переход на онлайн обучение в высших учебных заведениях по всему миру во многом зависел не только от наличия ИКТ, но и от цифровой грамотности студентов и преподавательского состава, их готовности осваивать новые технологии и инструменты. Именно отсутствие должных компетенций и низкий уровень цифровиза-ции в некоторых учебных заведениях приводили к полной приостановке занятий: «В сфере высшего образования, где дистанционное обучение, в большинстве случаев, приняло форму трансляции записанных лекций и работы с онлайн платформами, университеты в некоторых странах приостановили свою работу на неопределенный срок из-за отсутствия инфраструктуры информационных технологий (ИТ) как для студентов, так и для преподавателей» [8, с. 9].

В период пандемии возникла проблема сохранения качества образования в условиях применения дистанционно формы организации педагогического процесса. Были предприняты масштабные усилия для преодоления сложившихся обстоятельств и в большинстве стран онлайн-обучение в этой ситуации стало основным решением [8]. Но такой переход высветил и множество проблем, которые требуют углубленного осмысления. Выяснилось, что значительная часть университетов, особенно в развивающихся странах, не обладает необходимой технической и учебно-методической базой для перехода в онлайн. Цифровые компетенции многих преподавателей и студентов также невысокие. На фоне этого создается не только экономическое, но и цифровое неравенство.

В документах ЮНЕСКО также подчеркивается, что «относительно немногие страны занимаются оценкой показателей внедрения и эффективности методов дистанционного обучения. При

этом имеющиеся сведения указывают на различия в степени охвата: в странах с высоким уровнем дохода дистанционным обучением охвачено примерно 80-85 процентов учащихся, в то время как в странах с низким уровнем дохода этот показатель снижается до менее 50 процентов». По итогам совместного обследования ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и Всемирного банка, май и июнь 2020 года, из 116 стран респондентов лишь немногие сообщили о мониторинге фактического использования средств дистанционного обучения [8].

На сегодняшний день также остаются актуальными вопросы уточнения терминологии, теоретического анализа, осмысления полученного опыта и применение его в период постпандемии.

Несмотря на огромное отрицательное влияние пандемии на экономическую ситуацию и разрушение сложившихся образовательных канонов кризис, связанный с COVID-19, можно рассматривать как стартовый момент для широкого применения технологических процессов и моделей мышления, которое в обычных условиях, вероятно, потребовало бы десятилетий.

Каждый вызов и обострения социально-экономических обстоятельств служит поводом предпринимать шаги для инвестиций в образовательные проекты, способствующие реализации потенциала каждого человека в любых сферах. Однако уже очевидно, что переход к эффективному онлайн-обучению потребует большого количества времени и ресурсов.

В этой статье сделана попытка показать взаимосвязь между теоретическим осмыслением результатов внедрения успешных инновационных практик в цифровую образовательную среду в новых реалиях, и поиском способов совершенствования результативности обучения иностранным языкам с учетом комплексного характера данного процесса. В этих условиях возникла проблема применения ИКТ, в том числе в части использования различных видов инструментов информационной инфраструктуры с учетом современных разработок в области теоретико-методологического обоснования данного процесса, в том числе в части лингводидактики и методик иноязычной подготовки. Использование ИКТ возможно на всех этапах учебного процесса, который представлен такими компонентами, как:

1) педагогической процесс, реализуемый учителем;

2) инфраструктурная форма реализации педагогического процесса;

3) самостоятельная обучающая деятельность студента.

ИКТ актуальны и при реализации основной цели лингводидактики - эффективной организации планомерно реализуемого учебного процесса и формирования языковых компетенций.

В период пандемии были пересмотрены и уточнены такие понятия как онлайн обучение, «гибкое обучение» (flexible learning) и «гибкая педагогика», которую рассматривают как «личностно-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ориентированную стратегию, предусматривающую выбор основных параметров учебного процесса» с созданием индивидуальных образовательных траекторий и применением эффективных ИКТ. Для преподавания иностранных языков гибкое обучение с использованием ИКТ дает возможность широкого использования принципа адаптивности. Он состоит в том, что содержание образовательных программ, используемые методики и технологии приспосабливаются к особенностям определённой социальной группы (или даже к особенностям отдельного обучающегося при индивидуальном обучении) с учетом сформирован-ности их социокультурных различий, личностной (ценностно-смысловой), когнитивной и коммуникативной готовности. Обучение с использованием ИКТ нацелено на применение технологических средств в целях максимального повышения качества образовательной среды, способствующей повышению эффективности качественных учебных курсов и обеспечивающей учащимся свободу выбора времени, места и темпа обучения, и разнообразие в стилях обучения.

Осуществив систематический обзор литературы с более чем 46 определениями онлайн-обучения за 1988-2018 годы и прослеживая эволюцию определения концепции онлайн-обучения, исследователи из Университета Теннесси Ванда-на Сингх и Александр Турман подчеркивают, что несмотря на то, что этот термин был в центре внимания на протяжении более двух десятилетий некоторые ученые иногда использовали его чтобы обозначать «противоречивые понятия».

Согласно авторам, онлайн-обучение определяется как обучение в синхронных и асинхронных условиях, осуществляемое с различных устройств (например, мобильных телефонов, ноутбуков, и т.п.) через интернет. В этих условиях учащиеся могут находиться где угодно (обособленно) и при этом учиться и общаться с преподавателями и другими учащимися (Singh and Thurman, 2019). Синхронное обучение базируется на более структурированной образовательной стратегии. Такой формат обеспечивает учащимся преимущества общения в реальном времени, позволяет им по мере необходимости обмениваться мгновенными сообщениями и получать обратную связь (Littlefield, 2018). Напротив, в условиях асинхронного обучения учащиеся не могут получать немедленную обратную связь и информацию. Кроме того, учебный контент предоставляется учащимся не на виртуальном аудиторном занятии в реальном времени, а передается через различные системы управления обучением или форумы (Littlefield, 2018). Таким образом, можно сделать вывод, что это разные формы дистанционного обучения, которые используются и непосредственно для процесса обу-5 чения иностранным языкам. Обучение в режиме о онлайн позволяет учащемуся напрямую работать S с учебным контентом, доступным им в различ-° ных форматах (например, видео, аудио, документ ¡в и т.п.). Кроме того, учащиеся также могут обра-

титься за помощью к преподавателю для определения последовательности в усвоении материала, руководства и оценки результатов своей работы. Взаимодействие осуществляется через интернет в рамках познавательного сообщества с использованием различных видов обучающего процесса, реализуемая с участием преподавателя и других студентов и самостоятельно, что позволяет сформировать и развить навыки не только в области языковой практики, но и социализации.

В этом плане показателен опыт Китая [10]. В связи с первоначальной вспышкой COVlD-19 Пекинский педагогический университет отменил аудиторные занятия и в качестве альтернативы преподаватели каждый понедельник рассылали учебные задания и загружали соответствующие материалы в систему управления обучением. У учащихся имелся доступ к этим материалам, и они могли проходить обучение в любое время (обычно дома в течение рабочей недели). Затем студенты сдавали выполненную ими домашнюю работу и учебные задания до начала следующей недели. Но впоследствии проводя занятия как со студенческой аудиторией, так и с другими возрастными группами, в Китае пришли к выводу, что одним из ключевых моментов успешного онлайн-обучения является активное обучение, реализуемое в различных формах с использованием разнообразных методов. «Оно знаменует переход от традиционной, преимущественно лекционной формы обучения с учителем в главной роли к новым формам учебного процесса, где учащиеся играют более активную роль, работая в группах, участвуя в парных обсуждениях и практических занятиях, при значительном сокращении доли традиционной лекционной формы». К подобным результатам пришли также и в России, и в мировой образовательной среде.

Таким образом, одним из условий для успешного обучения иностранным языкам, в период пост пандемии является наличие соответствующих интерактивных цифровых образовательных ресурсов: краткосрочных онлайн-видеокурсов, электронных книг, имитационных тренажеров, анимации, игр и пр. Критериями выбора соответствующих образовательных ресурсов должны служить лицензирование, достоверность, интерактивность, простота адаптации и культурная значимость.

Преподавателям, разрабатывающим учебные ресурсы, которые могли бы быть эффективно использованы для онлайн обучения, в том числе и иностранному языку, рекомендовано обладать полным набором компетенций, описанных в рекомендациях ЮНЕСКО» (2018-2019 год), которыми «должен обладать преподаватель для эффективной интеграции ИКТ в свою профессиональную практику, чтобы помочь учащимся достичь целей, предусмотренных учебной программой. В документе освещается то, как последние технологические достижения, например, искусственный интеллект (ИИ), мобильные технологии, Интернет вещей и открытые образовательные ресурсы, вли-

яют на образование и обучение, способствуя формированию инклюзивных обществ знания» [14].

Также при разработке учебных ресурсов, китайские исследователи рекомендуют следовать пяти основным правилам[11]:

1) контент должен быть интересен учащимся или необходим им для решения задач;

2) контент должен быть средней сложности и соответствующего объема с тем, чтобы избежать когнитивной «перегрузки»;

3) структура контента должна быть простой и ясной с тем, чтобы снизить когнитивную нагрузку учащихся;

4) контент должен быть хорошо оформлен с тем, чтобы избежать визуального напряжения;

5) система навигации по контенту должна быть четкой, со средним количеством уровней, с тем чтобы учащиеся не запутались в навигационных отсылках внутри данной обучающей системы.

Анализ примеров успешных практик позволил выделить семь следующих

базовых элементов эффективного дистанционного обучения в чрезвычайных ситуациях.

1) Наличие надежной сетевой инфраструктуры, способной обслуживать одновременно миллионы пользователей, является важнейшим условием бесперебойного онлайн-обучения в форме: (а) синхронного обучения в режиме видеоконференций; (б) обучения с помощью интерактивных ресурсов (просмотра, скачивания и загрузки видеоматериалов, игр и т.п.); и (в) сотрудничества с другими участниками образовательного процесса через социальные сети.

2) Удобные в пользовании инструменты обучения предоставляют учащимся конкретную помощь в поиске и обработке информации, конструировании знаний, сотрудничестве с другими учащимися, демонстрации понимания и оценке результатов учебы. Необходимо также, чтобы преподаватели не перегружали учащихся и родителей, отсылая их к слишком большому числу приложений и платформ. С этой целью учебным заведениям необходимо координировать деятельность всех преподавателей, обеспечивая последовательность в выборе используемых инструментов и платформ обучения.

3) Наличие соответствующих интерактивных цифровых образовательных ресурсов: краткосрочных онлайн-видеокурсов, электронных книг, имитационных тренажеров, анимации, викторин и игр. Критериями выбора соответствующих образовательных ресурсов должны служить лицензирование, достоверность, интерактивность, простота адаптации, культурная значимость и чувствительность, степень сложности, структура, аудиовизуальная среда и организация.

4) Руководство для учащихся по эффективному использованию методов обучения индивидуально или в группах. В частности, учебная практика в условиях онлайн-обучения должна включать участие в онлайн-сообществах в социальных сетях, обеспечивая регулярное общение, что помогает пре-

одолеть такие проблемы, как возникающее у учащихся чувство беспомощности и одиночества.

5) Эффективная организации обучения путем применения широкого набора таких методов, как анализ примеров из практики, открытые дебаты и обсуждения, учебные исследования, и т.п.

6) Обеспечение немедленного информирования преподавателей и учащихся о мерах государственных ведомств и учебных заведений в чрезвычайных ситуациях, применение эффективных образовательных технологий, инструментов и ресурсов обучения, и сотрудничество государственных органов управления, учебных заведений, частных компаний, семей, общества и т.п.

7) Укрепление партнерских отношений между государственными ведомствами, частными компаниями и учебными заведениями. В частности, государственным органам управления необходимо координировать действия частных компаний, учебных заведений, исследовательских институтов и семей по созданию надежных коммуникационных платформ для обмена срочными уведомлениями и общей безопасности.

Необходимым условиями для свободного общения студентов в виртуальной учебной среде ^Е) как в аутентичном аудиторном пространстве является выполнение трех следующих требований: а) создание доверительной атмосферы обучения путем постоянных поощрительных отзывов, так чтобы учащиеся чувствовали свою «принадлежность к группе и учебной среде»;

б) своевременная реакция на работу учащихся, так чтобы они могли находить ответы и чувствовать себя успешными в виртуальной учебной среде ^Е); и (в) создание условий для развития у учащихся чувства эмоциональной идентификации и реализации их стремления к «соревнованию» или «результативности» [10].

В следующей части статьи рассмотрим какие инновационные технологии оказались наиболее результативные для повышения эффективности при смешанном и онлайн обучении иностранному языку.

Термин «инновация» появился относительно недавно и, соответственно, существуют разные подходы к определению данного понятия. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, формы и методы обучения студентов.

Согласно исследованию Куличковой Е.А. инновации в обучении определяются склонностью к ним процесс инновационной деятельности во многом зависит от сформированности соответствующей компетенции преподавателя и включает в себя:

- способность творчески ассимилировать в педагогическую практику новые идеи и концепции;

- непредвзятое отношение к новому;

- постоянный поиск путей совершенствования деятельности;

- высокий общий культурный и образовательный уровень.

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см

В самом широком смысле инновационный процесс в системе образования должен ставить своей целью воспитание гармоничной личности. В этой связи автор согласен в положением о том, что инновационное развитие это в первую очередь инструмент «обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности». При этом инновационные технологии в образовании могут определяться как ИКТ, имплементированные в образовательный процесс для придания ему качества интерактивности [7]. Все это становится причиной совершенствование инструментов педагогических измерений в целом и контроля успеваемости в частности посредством расширения информационных технологий в обучающих платформах и системах

Организация самостоятельной работы в изучении английского языка с использованием массовых открытых онлайн-курсов также является инновационной. Массовые открытые дистанционные курсы MOOCs (Massive Open Online Courses): xMOOC vs cMOOC - являются перспективными тенденциями мирового образования и хорошо известны с 2012 года, который был назван газетой The New York Times - годом MOOC (The Year of MOOC). Эти курсы существуют по различным дисциплинам и могут быть найдены как на сайтах самих университетов, так и на специально созданных для этого интернет-платформах. Начало внедрения массовых открытых онлайн курсов (МООК) относят к 2008 г., когда был введен термин MOOC Дэвидом Корниером (David Cormier). MOOC базировались на теории коннективизма, которую предложили Джордж Сименс и Стефен Даунс [9].

Участвуя в МООС, сотни тысяч студентов со всего мира организуют участие в соответствии со своими целями, предварительными знаниями и навыками, а также общими интересами [1]. Они сталкиваются с большим объемом неструктурированной информации и им предоставляется свобода действия при отсутствии привычного контроля «участник курса - и учитель и ученик». Ослабление контроля снимает напряжение и способствует развитию дискуссии и участники могут высказывать свои идеи и концепции через свой личный опыт. Таким образом, «курсы - это платформа для инноваций, способствует творчеству и генерирует немного хаоса» [5].

Развитие МООКов довольно быстро (с 2008 г.) прошло несколько этапов:

1) доступ предоставлялся к видеозаписям лекций известных профессоров и/или электронным версиям учебников - проекты нацелены только на использование студентами внутри своих вузов;

2) добавление возможности в автоматическом режиме проверять знания в виде тестов multiple choice также внутри вузов;

3) версии лекций и учебников стали доступными для открытого и бесплатного доступа широкому кругу пользователей - сначала на сайтах

университетов, а потом на виртуальных образовательных платформах;

4) они стали дополняться другими учебными материалами, проверочными тестами и коммуникативными возможностями;

5) преобразованы в дистанционные онлайн курсы по самообразованию, которые можно проходить в удобное время и по удобному графику со сдачей экзаменов и получением соответствующих сертификатов.

На сегодняшний день студенты могут зачесть результаты таких курсов при получении высшего образования. В.Н. Кухаренко [95] рассматривает три поколения дистанционной педагогики, как три уровня обучения, основанных на основных теориях обучения:

- когнитивистская / бихевиористская к 2000 г.;

- социальная конструктивистская 2000-2008 гг;

- коннективистская - после 2008 г.

хМООС использует когнитивно-бихевиористский подход, цель обучения определяется преподавателем, в большей степени он подходит для обучения дисциплинам технического профиля, где главная функция преподавателя заключается в осуществлении контроля.

oMOOC использует коннективистский подход, цель обучения определяется учеником, курс предназначен для изучения гуманитарных дисциплин, преподаватель может осуществлять самые разнообразные функции, значимым фактором также является сообщество студентов, обучающихся на курсе.

Первоначально такие курсы предлагали в Стен-фордском университете, эти дистанционные курсы предполагали обучение сотен тысяч студентов, а образовательный процесс заключался в просмотре видеолекций, работу с текстом, выполнение задач с автоматической проверкой и прохождение тестов. За ним последовали другие всемирно известные университеты: Университет Гарварда, Университет Джона Хопкинса, Массачусетский институт технологий, Университеты Мельбурна и Торонто и многие другие. Например, Массачусетский технологический институт и Гарвардский университет создали проект EDX (60 млн долларов). Профессора Стэнфордского университета создали фирму Udacity и вложили в нее 16 млн долл. Ситуация в России в отношении МООС также изменяется.

Некоторые исследователи отмечают, что несмотря на изучение таких курсов как образовательных технологий для совершенствования прикладных навыков студентов, тема их использования остаётся малоизученной и это предоставляет новые возможности для исследования. Разработанный Карпенко С.Ю. курс «Introduction to Business and Travel English language skills» включает в себя модули «Business English Language skills» («Навыки делового английского языка для бизнеса»), «Travel English Language Skills» («Навыки английского языка для путешествий») и «Business and Travel English Assessment» («Тестирование

приобретённых навыков английского языка для бизнеса и путешествий»). При этом первые два ставят целью обучить, а третий определить уровень усвоения.

Студенты выбирают курсы в зависимости от уровня подготовки, его продолжительность составляет 4-8 недель.

Набольший учебный функционал предлагают платформы Moodle, Blackboard, Coursera и некоторые другие. При этом первая наиболее распространена в России, где с 2006 года поддерживается ее распространение. Данную платформу определяют как CMS - course managment system - система управления курсами или LMS - learning managment system - система управления обучением.

За последние 5 лет количество ее пользователей увеличилось в три раза. Многие исследователи отмечают ее эффективность, особенно в обучении иностранным языкам. Именно на данной платформе российские преподаватели предпочитают размещать авторские курсы, так как ее применение позволяет широкий спектр возможностей для реализации педагогических инноваций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

LMS Moodle следующие виды тестовых заданий: 1) множественный выбор (multiple choice); 2) соответствие (matching); 3) замена (substitution); 4) завершение (completion); 5) заполнение пропусков в связанном тексте (close procedure).

Полученные результаты позволяют дать расширенную обратную связь относительно сфор-мированности компетенций в процессе обучения и позволяет кроме того улучшить навыки чтения, диалога и монолога, расширить активный и пассивный словарный запас, сформировать мотивацию за счет наглядного представления результатов обучения.

Также к инновационным методам относят интерактивное обучение, определяющее переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим формирование стойкого интереса к обучению.

Оно направлено на усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи и включает в себя активные методы обучения, в том числе игровые.

Мультимедиатехнологии обучения иностранному языку предполагают применение значительного массива видеоматериалов из различных источников, что может компенсировать нахождение студента вне языковой среды.

Особенностью мультимедийных обучающих программ является то, что они могут формировать различные речевые ситуации на основании индивидуального подхода, что существенно повышает эффективность образовательного процесса.

Эффективной формой интерактивного взаимодействия является метод проектов, основанный на принципе совместного учения, поиска и приложения собственного опыта. Его применение заключается в использовании исследовательских

и поисковых методов с использованием различных источников информации [3, 135].

Говоря о применении проектной технологии необходимо отметить, что она является одной из инновационных форм организации самостоятельной работы и заключается в реализации различных видов проектов, выполняемых самостоятельно или коллективно, задействует значительный массив различных навыков, охватывает различные предметные области, способствует формированию межпредметных связей. Кроме того, работа над проектом позволяет развить навыки эффективной работы в коллективе.

Костричкин А.А., Николаева О.А., Кобиашви-ли Н.Г., указывают на то, что источником интенсификации процесса обучения при дистанционной форме является следующее:

- формирование индивидуальной образовательной траектории;

- применение инструментов визуализации,

- расширение применения инструментов визуализации,

- стимулирования познавательной составляющей обучения,

- повышение доступности необходимой для обучения информации,

- формирования развитых компетенций проектной и исследовательской деятельности,

- более широкие возможности педагогических измерений,

- расширение возможностей применения активных форма образовательного процесса. Нельзя не отметить, что в то же время развитие технологий дистанционного образования, наталкивается на непростые проблемы социокультурных различий. Эти различия проявляются и на глобальном, и на региональном уровнях, и даже на уровне микросоциумов, и являются одной из важных причин существования так называемого «цифрового разрыва», преодоление которого является одним из приоритетных направлений мировой политики, особенно в периоды пандемии.

Трудности развития дистанционного образования в этом аспекте обусловлены несколькими причинами, среди которых можно выделить следующие:

- различия в восприятии одной и той же информации (в первую очередь вербальной) разными социокультурными группами;

- различия в организации образовательного процесса, которые проявляются, в первую очередь, на глобальном(больше) и региональном (меньше) уровнях;

- различия в используемых методиках и технологиях обучения;

- различия в определении приоритетов профессиональной, социальной и культурной направленности образовательных программ, и, как следствие, различия в принципах формирования их содержания (контента);

- различия в принципах организации взаимодействия обучающихся со средой обучения,

сэ о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

CJ

см

что наиболее явно проявляется в существовании большого разнообразия подходов к организации интерфейса электронных сред обучения. Объективный характер социокультурных различий заставляет искать способы, путём применения которых влияние этих различий на процесс онлайн обучения может быть сведено к минимуму.

Успешное решение этих проблем и обучение с использованием инновационных технологий станет показателем повышения качества образовательной среды, обеспечивая учащимся свободу выбора времени, места и индивидуального темпа обучения, оставляя при этом разнообразие форм и методов.

Таким образом, проанализировав наиболее успешные практики и инновационные формы работы применяемые в современных условиях для повышения эффективности смешанного и дистанционного обучения иностранным языкам, мы видим их неразрывную связь с закономерностями развития и улучшения цифрового образовательного пространства. Несмотря на то, что не все аналитики склонны считать, что пандемия будет способствовать технологической революции в высшем образовании [3], несомненно то, что онлайн обучение будет расширятся и все глубже интегрироваться в образовательный процесс.

Литература

1. Калинина С.Д. Массовые открытые онлайн курсы (MOOC): педагогический ресурс или маркетинговый ход?/С.Д. Калинина//Сборник докладов и тезисов Форума «Преподаватель в среде e-learning^/Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2014. - С. 82-86.

2. Карпенко С.Ю. Массовые открытые онлайн-курсы (mooc) как возможность организации самостоятельной работы в изучении английского языка. Современное педагогическое образование. 2019.

3. https://cyberleninka.ru/article/n/massovye-otkrytye-onlayn-kursy-mooc-kak-vozmozhnost-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-v-izuchenii-angliyskogo-yazyka (Дата обращения 10.03.2021)

4. Карпинская Е. COVID-19: эффекты для высшего образования https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/covid-19-effekty-dlya-vysshego-obrazovaniya/ (Дата обращения 10.03.2021)

5. Куличкова Е.А. Инновационные технологии в обучении иностранному языку. Системные технологии. 2015. https://cyberleninka.ru/ article/n/innovatsionnye-tehnologii-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (Дата обращения 10.03.2021)

6. Кухаренко В. xMOOC vs cMOOC: две модели - в чем различие? URL: http://vk.com/ pages?oid=48265807&p=%(What_is_a_M00C)? (Дата обращения 10.03.2021)

7. Назаренко А.Л. К вопросу об информатизации лингвистического образования. Вестник Московского университета, серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2010 № 1, с. 114-121

8. Павлова И.П. Традиции и новации в методике обучения иностранным языкам: что есть что? // Вестн. Моск.гос. лингвист.ун.-та; вып.12 (698). Сер. Педагогические науки. 2014. - 44-62с.

9. «Образование в эпоху COVID-19 и в последующий период». Концептуальная записка ЮНЕСКО. Август 2020. https://www.un.org/sites/un2. un.org/files/policy_brief_-_education_during_ covid-19_and_beyond_russian.pdf (Дата обращения 15.03.2021)

10. Dave Cormier, George Siemens. Through the Open Door: Open Courses as Research, Learning, and Engagement EDUCAUSE Review, vol. 45, no. 4 (July/August 2010): 30-39

11. Handbook on Facilitating Flexible Learning During Educational Disruption: The Chinese Experience in Maintaining Undisrupted Learning in COVID-19 Outbreak https://iite.unesco.org/wp-content/ uploads/2020/03/Handbook-on-Facilitating-Flexible-Learning-in-COVID-19-Outbreak-SLIBNU_V2.0_20200324.pdf(Дата обращения 10.01.2021)

12. ^ang, R., Chen, G., Yang, J., & Loewen, J. (2013). The New Shape of Learning: Adapting to Social Changes in the Information Society. In R. Huang & J.M. Spector (Eds.), Reshaping Learning SE - 1 (pp. 3-42).

13. Masters Ken. A Brief Guide... The Internet Journal of Medical Education. 2011 Volume 1 Number 2 URL: http://bit.ly/hZGiVG (Дата обращения 10.03.2021)

14. Moodle URL: http://www.moodle.org/ (дата обращения 18.07. 2019)

15. UNESCO ICT Competency Framework for Teacher http://ru.unesco.kz/unesco-ict-competency-framework-for-teachers-version-3 2018. 68 pages (Дата обращения 27.08. 2020)

INCREASING THE EFFECTIVENESS OF ONLINE TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES AS A MULTILEVEL PROCESS WITHIN THE DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Didenko E.N.

Financial University under the Government of the Russian Federation

This article attempts to show the relationship between the theoretical understanding of the results of the implementation of successful practices in the digital educational environment in the new realities, and searching for the ways to improve the effectiveness of teaching foreign languages as a multi-level process, which is an integral part of this environment.

The development and use of innovative information and communication technologies, the didactic potential of virtual educational platforms and Massive Open Online Courses (MOOCs) in the educational process are successful ways to ensure the modernization of online education. Interactive activities, project methods and multimedia technologies are also innovative in teaching foreign languages, increasing its quality and accessibility.

Keywords: online learning, digitalization, teaching foreign languages, educational environment, efficiency improvement, pandemic, innovative technologies, virtual educational platforms, Massive Open Online Courses (MOOCs), interactive activities, project method, multimedia technologies, modernization of education.

References

1. Kalinina S.D. Massive open online courses (MOOC): a pedagogical resource or a marketing ploy? / S.D. Kalinina // Collection of reports and abstracts of the Forum "Teacher in the e-learning environment" // Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics. - M., 2014. - P. 82-86.

2. Karpenko S. Yu. Massive open online courses (mooc) as an opportunity to organize independent work in learning English. Modern teacher education. 2019.

3. https: //cyberleninka.ru/article/n/massovye-otkrytye-onlayn-kursy-mooc-kak-vozmozhnost-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-v-izuchenii-angliyskogo-yazyka (Date of treatment 03/10/2021)

4. Karpinskaya E. COVID-19: Effects for Higher Education https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ covid-19-effekty-dlya-vysshego-obrazovaniya/ (Date of treatment 03/10/2021)

5. Kulichkova EA Innovative technologies in teaching a foreign language. System technologies. 2015.https: //cyberleninka.ru/ article/n/innovatsionnye-tehnologii-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (Date of treatment 03/10/2021)

6. Kukharenko V. xMOOC vs cMOOC: two models - what is the difference? URL: http://vk.com/pages?oid=48265807&p=%(What_ is_a_MOOC)? (Date of treatment 03/10/2021)

7. Nazarenko A.L. On the question of informatization of linguistic education. Moscow University Bulletin, Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, 2010 No. 1, p. 114-121

8. Pavlova I.P. Traditions and innovations in the methodology of teaching foreign languages: what is what? // Vestn. Moscow state linguisticun.-that; Issue 12 (698). Ser. Pedagogical sciences. 2014. - 44-62s.

9. "Education in the COVID-19 era and beyond." UNESCO Concept Note. August 2020.https: //www.un.org/sites/un2.un.org/ files/policy_brief_-_education_during_covid-19_and_beyond_ russian.pdf (Date of treatment 03/15/2021)

10. Dave Cormier, George Siemens. Through the Open Door: Open Courses as Research, Learning, and Engagement EDUCAUSE Review, vol. 45, no. 4 (July / August 2010): 30-39

11. Handbook on Facilitating Flexible Learning During Educational Disruption: The Chinese Experience in Maintaining Undis-rupted Learning in COVID-19 Outbreak https://iite.unesco.org/ wp-content/uploads/2020/03/Handbook-on-Facilitating-Flexible -Learning-in-COVID-19-Outbreak-SLIBNU_V2.0_20200324.pdf (Date of treatment 01/10/2021)

12. Huang, R., Chen, G., Yang, J., & Loewen, J. (2013). The New Shape of Learning: Adapting to Social Changes in the Information Society. In R. Huang & J.M. Spector (Eds.), Reshaping Learning SE - 1 (pp. 3-42).

13. Masters Ken. A Brief Guide ... The Internet Journal of Medical Education. 2011 Volume 1 Number 2 URL: http: //bit.ly/hZGiVG (Date of treatment 03/10/2021)

14. Moodle URL: http: //www.moodle.org/ (accessed July 18, 2019)

15. UNESCO ICT Competency Framework for Teacher http:// ru.unesco.kz/unesco-ict-competency-framework-for-teachers-version-3 2018.68 pages (Retrieved 27.08.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.