УДК 316.32::378.4 Хафизова Виктория Рауфовна
аспирант кафедры прикладной социологии Уральского Федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина https://orcid.org/0000-0002-5377-0960
ОСОБЕННОСТИ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСОКОРЕЙТИНГОВЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ СТРАН БРИКС*
Khafizova Viktoria Raufovna
PhD student, Applied Sociology Department, Ural Federal University https://orcid.org/0000-0002-5377-0960
FEATURES OF ONLINE EDUCATION IN HIGH-RATING UNIVERSITIES OF THE BRICS COUNTRIES
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности онлайн-образования в ведущих университетах стран БРИКС c целью выяснить, насколько вузы оказались готовы к экстренному переходу от традиционного обучения к онлайн-формату в условиях пандемии. Оцениваются цели онлайн-образова-ния, разнообразие инструментов и технологий, возможности международного сотрудничества с университетами, доступность/открытость для иностранных студентов. Установлено, что ведущие вузы стран БРИКС, применяя цифровые технологии в образовании, стремятся демократизировать его, зарекомендовать на уровне страны и мира в целом, установить тесные контакты с национальным, международным академическим и научным сообществами, успешно ответить на вызовы реальности. В целом высокорейтинговые университеты стран БРИКС успешно прошли про-верку на прочность, так как каждый из вузов уже имел определенный набор инструментов онлайн-образования, а пандемия стала поводом для усовершенствования технологий и тотальной циф-ровизации образования.
Ключевые слова:
пандемия, COVID-19, глобальные рейтинги, он-лайн-образование, дистанционные образовательные технологии, цифровизация образования, БРИКС, международное сотрудничество
Summary:
The paper examines the features of online education in the leading universities of the BRICS countries in order to find out to what extent universities were ready for an emergency transition from traditional education to an online format in the context of a pandemic. The goals of online education, the variety of tools and technologies, the possibilities of international cooperation with universities, accessibility / openness for foreign students are assessed. It has been established that the leading universities of the BRICS countries, using digital technologies in education, strive to democratize it, recommend it at the level of the country and the world as a whole, establish close contacts with the national and international academic and scientific communities, and successfully respond to the challenges of reality. In general, the high-ranking universities of the BRICS countries have successfully passed the test of strength, since each of the universities already had a certain set of online education tools, and the pandemic has become a reason for the improvement of technologies and total digitalization of education.
Keywords:
pandemic, COVID-19, global rankings, online education, remote educational technology, digitalization of education, BRICS, international cooperation
Введение. Пандемия COVID-19 стала глобальным испытанием для человечества, вызвав глубокие кризисы в экономике, здравоохранении, международных отношениях. Образование стало одной из немногих сфер, которая сумела преодолеть кризис, связанный с необходимостью быстрых технологических и организационных изменений, в короткие сроки осуществив тотальную цифровизацию образования [1, с. 307]. Очевидно, что дистанционные технологии и раньше широко применялись университетами в образовательном процессе. Однако с приходом пандемии произошла форсированная медиатизация образования.
Большинство стран временно закрыли границы, что повлияло на академическую мобильность миллионов студентов. В то же время благодаря онлайн-обучению стираются географические, физические, финансовые барьеры, происходит всесторонняя интернационализация и демократизация учебного процесса [2, с. 60]. К достоинствам онлайн-образования также относят технологичность, доступность, открытость, индивидуальный характер [3, с. 46].
Если говорить о недостатках онлайн-образования, то стоит отметить недостаточную цифровую грамотность преподавателей, отсутствие живого контакта студентов с преподавателем; недостаточность самоконтроля у обучающихся; технические сложности, связанные с ограниченным доступом к интернету, качеством связи, отсутствием оборудования [4].
* Исследование проведено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-18-00236).
Таким образом, в условиях пандемии ярко проявили себя как положительные аспекты он-лайн-образования, так и проблемные. Так или иначе, сегодня развитие онлайн-образования -это мировой тренд.
Целью нашего исследования является анализ особенностей онлайн-образования в высокорейтинговых университетах стран БРИКС и оценка готовности вузов ответить на вызовы пандемии COVID-19. Сегодня БРИКС представляет собой влиятельную и ответственную группу, участвующую в глобальном экономическом и политическом управлении [5].
Похожие исследования онлайн-образования в странах Азии, Африки и Ближнего Востока проводились О.Н. Пряжниковой, а также Е.Г. Хрисановой и Ма Ися [6].
Методология. В данном исследовании использовался метод анализа документов. На официальных сайтах пяти высокорейтинговых вузов анализировалась информация о способах реализации онлайн-образования. В качестве критериев анализа были выбраны цели онлайн-обра-зования, разнообразие его инструментов/технологий, возможности сотрудничества с другими университетами, доступность/открытость для иностранных студентов.
Для выбора университетов были изучены рейтинги QS Global World Ranking, Times Higher Education, U.S. News & World Report, Academic Ranking of World Universities [7]. Данные глобальные рейтинги оценивают качество и эффективность университетов по следующим индикаторам: исследовательская и публикационная активность, мнение работодателей, международное сотрудничество, академическая репутация [8].
На сайтах глобальных рейтингов мы обозначали страну и выбирали университет, находящийся на первых позициях. Так, в Бразилии лидирующие позиции во всех рейтингах занимает Университет Сан-Паулу (115 в QS Global World Ranking; 201-250 в THE; 128 в U.S. News & World Report; 101-150 в ARWU), в России - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (74 в QS Global World Ranking; 174 в THE; 266 в U.S. News & World Report; 93 в ARWU), в Индии -Индийский технологический институт Бомбей (172 в QS Global World Ranking; 401-500 в THE; 513 в U.S. News & World Report), в Китае - Университет Цинхуа (15 в QS Global World Ranking; 20 в THE; 36 в U.S. News & World Report; 29 в ARWU), в Южной Африке - Университет Кейптауна (220 в QS Global World Ranking; 155 в THE; 121 в U.S. News & World Report; 201-300 в ARWU).
Результаты и обсуждение:
Бразилия, Университет Сан-Паулу. Университет Сан-Паулу [9] в Бразилии предлагает формы дистанционного обучения на нескольких платформах со свободным доступом. Так, на своем официальном канале на видеохостинге YouTube (235 тыс. подписчиков) Университет Сан-Паулу публикует лекции, вебинары, научные исследования, отчеты и интервью.
Кроме YouTube-канала функционирует портал "e-Aulas", обеспечивающий доступ к образовательному контенту университета для всех студентов. Открытый в 2012 г. e-Aulas содержит более 1400 часов видеоуроков по дисциплинам гуманитарных и естественных наук. Наконец, в формате регулярных образовательных видеотрансляций работает канал UNIVESP TV.
Большое количество онлайн-курсов бразильского университета представлено на международных платформах Coursera и Veduca. Например, на Coursera вуз предлагает курсы по основам экономики, программирования, маркетинга и создания стартапов. Некоторые онлайн-курсы предлагают сертификат, получить который можно, заплатив сбор в размере 29 долларов США. На платформе Veduca преподаватели из университета Сан-Паулу предлагают курсы по праву, экономике, географии, истории и политике. Доступ бесплатный, но опять же получить сертификат можно, заплатив 49 бразильских реалов. Онлайн-курсы созданы в партнерстве с крупными вузами, компаниями и профессионалами рынка.
Россия, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Правительство РФ поддерживает развитие доступного онлайн-образования в рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ», цель которого - создание условий «для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства» [10]. Предполагается, что к концу 2025 г. количество обучающихся онлайн достигнет 11 млн человек.
Что касается Московского государственного университета, то с 2014 г. в вузе функционирует проект Центра развития электронных образовательных ресурсов - многофункциональная платформа «Университет без границ». Его целью является «внедрение современных дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс» [11]. Все курсы открыты и общедоступны не только для студентов вузов и колледжей, но и для школьников и учителей. Читают курсы ведущие преподаватели МГУ. Платформа содержит учебные материалы, домашние задания, тесты, позволяет проводить вебинары, организовывать форумы и вести электронные журналы.
Помимо платформы «Университет без границ», МГУ использует LMS-системы. Выбор конкретной LMS остается за факультетом. Также функционирует база видеокурсов Teach-in, включающая более 157 лекций МГУ. Развивают проект студенты, аспиранты и выпускники МГУ с помощью сотрудников вуза и преподавателей. Кроме собственной площадки, вуз размещает курсы на «Национальной платформе открытого образования».
В весеннем семестре 2020 г. иностранным студентам университет предлагал выбрать следующие варианты продолжения обучения: присоединиться к учебному процессу в МГУ, который осуществляется с использованием дистанционных образовательных технологий, либо завершить программу включенного обучения в вузе-партнере дистанционно из России.
Индия, Индийский технологический институт Бомбея. Политика IIT Bombay отражена в ее философии - «обучать тому, что мы знаем, и делиться тем, что у нас есть на благо общества в целом» [12]. Другими словами, институт стремится выйти за пределы своего научного сообщества и установить более тесные контакты с национальным и международным академическим сообществом.
В институте существует своя онлайн-платформа IITBombayX для организации открытых онлайн-курсов. Цель проекта заключается в открытии доступа к образованию для учащихся, проживающих не только в отдаленных районах страны, но и во всем мире. Онлайн-курсы IITBombayX также широко представлены на международной площадке еdX. Курсы делятся на четыре типа: EduMOOC - дополнительные онлайн-курсы для студентов, желающих улучшить имеющиеся или получить новые знания; SkillMOOC - специализированные онлайн-курсы, нацеленные на формирование профессиональных навыков для конкретной работы; TeachMOOC - онлайн-курсы, разработанные для улучшения педагогических навыков учителей; LifeMOOC - широкое разнообразие онлайн-курсов для всех желающих продолжить свое обучение в рамках концепции life-long learning. Все курсы проводятся только на английском языке. Большинство из них можно изучать бесплатно. Однако для доступа к некоторым курсам слушателям придется внести символическую плату за участие и получение сертификата.
Китай, Цинхуа. В Азии университеты начали применять цифровые технологии в образовательном процессе «практически с годичным опозданием по сравнению с западной экспансией открытых онлайн-курсов» [13, с. 126]. Тотальный переход к онлайн-образованию в Китае произошел в январе 2020 г. в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Задолго до пандемии в октябре 2013 г. Университет Цинхуа [14] создал универсальную онлайн-площадку XuetangX для интеграции и обмена учебными курсами между ведущими университетами мира. Первая и самая крупная образовательная платформа в Китае XuetangX прошла серьезные испытания во время пандемии COVID-19. На сегодняшний день с площадкой XuetangX взаимодействуют более 500 университетов. Ресурс предлагает доступ студентам со всех стран мира более чем к 3 000 онлайн-курсов. В рамках проекта XuetangX Университет Цинхуа разработал приложение Rain classroom, позволяющее взаимодействовать студентам и преподавателям вне класса, а также корректировать последним свою стратегию обучения.
Помимо предоставления курсов от многих первоклассных мировых университетов, международная версия XuetangX предлагает англоязычный интерфейс с другими языками, включая русский, испанский, французский и японский. XuetangX поддерживает MOOC, прямые трансляции, сертификаты. Кроме того, Цинхуа также сотрудничает с международными платформами Coursera и edX.
Южная Африка, Университет Кейптауна. С сентября 2017 г. Университет Кейптауна ре-ализовывает «Политику онлайн-образования» [15], в рамках которой осуществляется расширение доступа к образованию за счет внедрения цифровых технологий. Политика института направлена на постоянное увеличение количества курсов, научных дисциплин и образовательных программ, которые представлены либо в смешанной форме, либо полностью онлайн.
С приходом пандемии университет предпринял ряд шагов для организации качественного онлайн-обучения и для предоставления доступа к нему как можно большему числу студентов из Южной Африки. Для этого вуз обеспечил нуждающихся студентов ноутбуками и оплатил им абонентские тарифы с доступом в интернет через телефон или компьютер. Центр инноваций в обучении и преподавании (ClLT) разработал для студентов платформу для обучения Vula, на которой проводятся масштабные видеоконференции, ведется аналитика обучения в виде обновляющейся ленты, имеется индикатор успеваемости учащихся, студентам можно участвовать в чатах и форумах, обмениваться файлами. Университет также предлагает мотивирующую памятку, рассказывающую о том, как сохранять дисциплину в процессе дистанционного обучения.
Большое количество онлайн-курсов университета представлено на международной платформе Coursera. В 2019 г. в рейтинге 100 лучших MOOC всех времен Class Central (сайт-агрега-тор лучших бесплатных онлайн-курсов, размещенных на крупных платформах) [16] Кейптаунский университет занял третье место по количеству высоко оцененных онлайн-курсов.
Выводы. Проведенный анализ особенностей онлайн-образования в ведущих университетах стран БРИКС позволяет прийти к следующим выводам. Обобщая задачи онлайн-образова-ния, провозглашенные высокорейтинговыми университетами, отметим, что ведущие вузы стран БРИКС с помощью внедрения цифровых технологий стремятся, во-первых, улучшить качество образования, во-вторых, демократизировать образование мирового класса, расширить доступ для школьников, учителей, иностранных студентов и преподавателей, в-третьих, выйти за пределы университета и зарекомендовать свои технологии на уровне страны и мира в целом, установить тесные контакты с национальным и международным академическим и научным сообществами и, наконец, сделать образование гибким и устойчивым перед вызовами реальности.
Анализ разнообразия технологий онлайн-образования в университетах показал, что у каждого вуза сложился индивидуальный набор инструментов организации обучения в онлайн-среде. Среди них LMS-платформы для размещения контента и проверки знаний студентов, вебинарные платформы для онлайн-лекций и консультаций, массовые открытые онлайн-курсы, обучающие порталы, архивы видеолекций. Стоит отметить, что в основном университеты используют платформы, разработанные либо самостоятельно (например, XuetangX в Цинхуа, IITBombayX в Индийском технологическом институте Бомбей, Vula в университете Кейптауна), либо в сотрудничестве с крупными университетами-партнерами (например, Veduca и Univesp TV в Университете Сан-Паулу).
Сотрудничество между университетами осуществляется посредством совместной разработки платформ, онлайн-курсов, организации конференций на тему цифровизации образования. Однако больших успехов в сфере сотрудничества на данный момент достиг китайский университет Цинхуа, который вывел платформу XuetangX на международный уровень и взаимодействует более чем с 500 университетами.
Говоря о доступности онлайн-образования для иностранных студентов, стоит отметить, что каждый высокорейтинговый университет стремится сделать свои курсы максимально доступными, это проявляется в том, что их можно пройти бесплатно и за символическую сумму получить сертификат университета мирового уровня.
Резюмируя, стоит отметить, что высокорейтинговые университеты стран БРИКС успешно прошли проверку на прочность, так как каждый из вузов уже давно имеет определенный арсенал инструментов онлайн-образования и опыт в их применении, а пандемия стала поводом для усовершенствования технологий и тотальной цифровизации образования.
Ссылки:
1. Образовательное пространство России после пандемии: вызовы, уроки, тренды, возможности / Зернов В.А. и др. // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. № 3. С. 304-322. https://doi.org/10.38197/2072-2060-2020-223-3-304-322.
2. Макарова М.В. Перспективы онлайн-образования в России // Современное образование. 2020. № 2. С. 59-70. https://doi.org/10.25136/2409-8736.2020.2.29088.
3. Белякова Е.Г. Онлайн-обучение: In statu nascendi // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 45-47.
4. Букейханов Н.Р., Гвоздкова С.И., Бугримова Е.В. Оценка эффективности цифровых технологий преподавания в условиях COVID-19 // Российские регионы: взгляд в будущее. 2020. № 2. С. 62-75 ; Коморникова О.М., Попова Е.И. Проблемы развития дистанционного образования в России // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. Шадринск, 2020. № 2 (46). С. 111-114.
5. Хафизова В.Р. Журналистское образование в странах БРИКС в эпоху глобализации // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2020. Т. 4. № 3. С. 274-280.
6. Пряжникова О.Н. Открытое и дистанционное образование в Азии, Африке и на Ближнем Востоке: национальные перспективы в цифровую эпоху // Социальные и гуманитарные науки: отечественная и зарубежная литература. Серия 2: Экономика. Реферативный журнал. Москва, 2020. № 1. С. 134-137 ; Хрисанова Е.Г., Ма Ися. Развитие массовых открытых онлайн-курсов в высших учебных заведениях Китая // Мир науки. Педагогика и психология. Москва, 2019. Т. 7. № 4. С. 1-7.
7. QS Global World Rankings 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2021 (дата обращения: 14.10.2020) ; Times Higher Education [Электронный ресурс]. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2021/world-rank-
ing#!/page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats (дата обращения: 14.10.2020) ; U.S. News & World Report [Электронный ресурс]. URL: https://www.usnews.com/education/best-global-universities/rankings (дата обращения: 14.10.2020) ; Academic Ranking of World Universities [Электронный ресурс]. URL: http://www.shanghairank-ing.com/ARWU2020.html (дата обращения: 14.10.2020).
8. Антонова Н.Л., Сущенко А.Д. Академическая репутация университета как фактор лидерства на глобальном образовательном рынке // Высшее образование в России. Москва, 2020. Т. 29. № 6. С. 144-152. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-144-152.
9. Университет Сан-Паулу [Электронный ресурс]. URL: https://www5.usp.br/ensino/cursos-on-line/ (дата обращения: 14.10.2020).
10. Проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ» [Электронный ресурс]. URL: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 14.10.2020).
11. Проект МГУ «Университет без границ» [Электронный ресурс]. URL: https://distant.msu.ru/ (дата обращения: 14.10.2020).
12. Индийский технологический институт Бомбей [Электронный ресурс]. URL: http://www.iitb.ac.in/ (дата обращения: 14.10.2020).
13. Социально-образовательные аспекты форсмажорной актуализации теории и практики цифрового университета в условиях пандемии COVID-19 / Ладыжец Н.С. и др. // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. Ижевск, 2020. Т. 4. № 2. С. 125-131.
14. Университет Цинхуа [Электронный ресурс]. URL: https://www.tsinghua.edu.cn/en/ (дата обращения: 14.10.2020).
15. Университет Кейптаун [Электронный ресурс]. URL: https://www.uct.ac.za/ (дата обращения: 14.10.2020).
16. 100 лучших МООК всех времен Class Central (2019 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.classcentral.com/re-port/top-moocs-2019-edition/ (дата обращения: 14.10.2020).
Редактор: Шейхетова Ирина Александровна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович