Научная статья на тему 'Университеты стран с развивающейся экономикой. Путь к признанию'

Университеты стран с развивающейся экономикой. Путь к признанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
569
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / интернационализация / формирующиеся экономики / рейтинги университетской деятельности / академическая мобильность / технологические и социальные инновации / роль университетов / globalization / internationalization / emerging economies / university rankings / academic mobility / technological and social innovations / the role of universities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. Н. Никонова

Процессы глобализации в мире сопровождаются их интернационализацией, что является адаптивным стратегическим ответом общества и наций на эти процессы. Высшее образование – не исключение. Наиболее динамично процессы развиваются в странах с формирующейся экономикой, массовым высшим образованием и растущим средним классом. Пятерка стран (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), известных как страны БРИКС, вносит существенный вклад в процесс интернационализации университетской деятельности, на структуру рынка выпускников, особенно инженеров и IT-специалистов. Материалы и методы: В процессе исследования использованы общенаучные логические методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, обработки статистических данных. Результаты исследования: Проанализированы известные образовательные и социально-экономические результаты деятельности университетов с акцентом на страны с формирующейся экономикой, оценка их деятельности мировыми рейтинговыми агентствами, такими как U.S. News & World Report, британской консалтинговой компании Quacquarelli Symonds QS World University Rankings; Times Higher Education (THE); Global Rankings и Academic Ranking of World Universities (ARWU). Дополнительно учтены результаты рейтинга университетов БРИКС; рейтинг национальных систем образования; глобальный рейтинг конкурентоспособности талантов. Рассмотрены основные показатели международной мобильности; индикаторы университетской исследовательской активности. Отмечена необходимость поддержки и развития социальных инноваций. Заключение: Активная деятельность университетов и правительства стран с развивающейся экономикой влияет на изменения в формирование потоков академической мобильности студентов, преподавателей и ученых, смещение полюсов технологических инноваций. Региональные и профильные университеты стран с формирующейся экономикой являются основной опорой для социума, для местных сообществ, а также залогом социальноэкономического роста и развития соответствующих государств даже, если они пока не стали университетами мирового класса. Этим университеты способствуют формированию социально активных, толерантных личностей, которые сами придерживаются и поощряют поддержку в обществе общечеловеческих ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITIES OF COUNTRIES WITH GROWING ECONOMIES. THE PATH TO RECOGNITION

Introduction: Globalization processes in the world are accompanied by their internationalization, which is an adaptive strategic response of society and nations to these processes. Higher education is no exception. The most dynamic processes are developing in countries with emerging economies, massive higher education and a growing middle class. The five countries (Brazil, Russia, India, China and South Africa), known as the BRICS countries, make a significant contribution to the internationalization of university activities, to the structure of the graduates market, especially for engineers and IT specialists. Materials and methods: In the course of the study, general scientific logical methods of analysis and synthesis, induction and deduction, statistical data processing were used. Results: The well-known educational and socio-economic results of university activities are analyzed with a focus on emerging economies countries, their results by global ranking agencies such as U. S. News & World Report, British consulting company Quacquarelli Symonds QS World University Rankings; Times Higher Education (THE); Global Rankings and Academic Ranking of World Universities (ARWU). Additionally, the results of the BRICS university rankings are taken into account; national education systems ranking; global talent competitiveness ranking; the main indicators of international mobility; indicators of university research activity. The need to support and develop social innovations is noted. Conclusion: The active work of universities and governments of countries with emerging economies influences changes in the formation of academic mobility of students, faculty and scientists, the shift of the poles of technological innovation. Regional and specialized universities of emerging economies are the main pillars for society, for local communities, as well as the key to socio-economic growth and development of the respective states even if they have not yet become world-class universities. Therefore, universities contribute to the formation of socially active, tolerant individuals who adhere to and encourage the support of universal human values in society.

Текст научной работы на тему «Университеты стран с развивающейся экономикой. Путь к признанию»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

УДК 378.4

Е. Н. Никонова

УНИВЕРСИТЕТЫ СТРАН С РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКОЙ. ПУТЬ К ПРИЗНАНИЮ

Введение. Процессы глобализации в мире сопровождаются интернационализацией, что является адаптивным стратегическим ответом на них общества и наций. Высшее образование—не исключение. Наиболее динамично эти процессы развиваются в странах с формирующейся эконо-Кандидат педагоги- микой, массовым высшим образованием и расту-ческих наук, доцент щим средним классом. Пятерка стран (Бразилия,

Высшей школы инженер- л тт \ тг ~ тгл л i 1

ной педагогики, психоло- Россия, Индия, Китай и Южная Африка), известных гии и прикладной линг- как страны БРИКС, вносит существенный вклад

вистики, Гуманитарный 1 ^

инстит тФГАОУВО в процесс интернационализации университетской «Санкт-Петербургский деятельности, в структуру рынка выпускников, политехнический особенно инженеров иIT-специалистов.

Виверситет Петра

B^iu ого» Материалыиметоды.Впроцессеисследования

E-mail: kate_nikonova@

mail.ru использованыобщенаучныелогическиеметодыана-

Ekaierina N. Nikonova тза и синтеза, индукции и дедукции, обработки PhD (Education), статистических данных.

Епяшеегш^РеаяОж Результаты исследования. Проанализиро-ваны

известные образовательные и социально-эконо-

Psychology and Applied

P^fthGreatSf oo1, мические результаты деятельности универси-ear е геа . тетов с акцентом на страны с формирующейся

Petersburg Polytechnic

University, Humanitarian экономикой, приведена оценка их деятельности institute, St. Petersburg, мировыми рейтинговыми агентствами, таки-

Russia

ми как U. S. News & World Report, британская консалтинговая компания Quacquarelli Symonds QS World University Rankings, Times Higher Education (THE); Global Rankings, Academic Ranking of World Universities (ARWU). Дополнительно учтены результаты рейтинга университетов БРИКС, рейтинг национальных систем образования; глобальный

Как цитировать статью: Никонова Е. Н. Университеты стран с развивающейся экономикой. Путь к признанию // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 1 (57). С. 102-126.

рейтинг конкурентоспособности талантов. Рассмотрены основные показатели международной мобильности; индикаторы университетской исследовательской активности. Отмечена необходимость поддержки и развития социальных инноваций.

Заключение. Активная деятельность университетов и правительств стран с развивающейся экономикой влияет на изменения в формировании потоков академической мобильности студентов, преподавателей и ученых, смещении полюсов технологических инноваций. Региональные и профильные университеты стран с формирующейся экономикой являются основной опорой для социума, для местных сообществ, а также залогом социально-экономического роста и развития соответствующих государств, даже если они пока не стали университетами мирового класса. Этим университеты способствуют формированию социально активных, толерантных личностей, которые сами придерживаются общечеловеческих ценностей и поощряют их поддержку в обществе.

Ключевые слова: глобализация, интернационализация, формирующиеся экономики, рейтинги университетской деятельности, академическая мобильность, технологические и социальные инновации, роль университетов.

Несмотря на определенные события современного этапа мирового развития: Brexit, подъем националистических настроений в Европе и США на фоне роста миграционных потоков — процессы глобализации в мире по-прежнему проявляют положительную тенденцию. Глобализацию определяют как продолжающийся повсеместный процесс взаимосвязанности и взаимозависимости людей, институтов, компаний и наций в результате усиления интеграционных процессов во всем мире в политической, экономической, социальной, технологической и экологической системах [1]. Интернационализация является адаптивным стратегическим ответом общества и наций на процессы глобализации. Упрощенно говоря, интернационализацию можно представить как адаптацию товаров и услуг к местным условиям (в частности, языку и культуре). Большая интернационализация, естественно, ведет к большей глобализации, создавая тем самым «цикл благоприятных возможностей» [2], который помогает объяснить возрастающие темпы изменения двух явлений. Интернационализация включает в себя как разгоняющие факторы, так и тормозящие (т.е. может быть как причиной, так и следствием глобализации).

Возрастающий спрос на высшее образование носит также глобальный характер. Высокие национальные показатели количества студентов стали нормой в большинстве стран. Исследования Центра изучения высшего образования (Беркли, Калифорния) показывают, что три четверти молодых людей в странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) намерены в течение своей жизни получить высшее образование. По прогнозам, к 2030 году количество студентов вузов в мире увеличится до 414,2 млн. по сравнению с 99,4 млн. в 2000 году, то есть на 316%. Для удовлетворения этого спроса будет необходимо в течение следующих 15 лет еженедельно открывать не менее четырех университетов, каждый примерно на 30 тыс. студентов. При этом интернационализация университетской деятельности рассматривается зачастую значительно шире, чем международные составляющие образовательного процесса. Привлекая гумбольдтовскую модель трехсторонней миссии университетской деятельности, интернационализацию можно рассматривать как интеграцию глобализации при обучении населения, организации и проведении научных исследований, позитивном изменении общественно-социальной среды.

В период экономических подъемов университеты начинают играть центральную роль в качестве средства расширения доступа к высшему образованию для всех слоев общества с целью решения проблем социальной справедливости и подготовки большего количества специалистов, необходимых для экономической экспансии. Среди университетов усиливается конкурентная борьба за привлечение на учебу наиболее подготовленных и талантливых абитуриентов, при этом важным фактором позитивного имиджа университета является место, занимаемое им в престижных международных рейтингах. Массовое высшее образование в пяти развивающихся странах мира — Бразилии, России, Индии, Китае и Южной Африке, известных как страны БРИКС,—имеет существенное влияние на общемировое количество выпускников университетов, значительно увеличивая количество высококвалифицированных инженеров и ^-специалистов на рынке труда. Это увеличение может изменить тенденции будущего социально-экономического развития. Уровень и характер этих изменений зависят от того, насколько успешно правительства БРИКС повысят качество высшего образования и как быстро расширяется доступ к нему. Могут ли университеты стран БРИКС значительно увеличить количество выпускников и одновременно достичь

достаточно высокого качества обучения, чтобы успешно конкурировать с развитыми странами на более высоком уровне в мировой экономике знаний?

Для российских университетов интернационализация образования рассматривается как один из факторов обеспечения международного образовательного сотрудничества, происходящего в условиях все возрастающей конкуренции на мировом рынке образования. Бывший министр образования России В. М. Филиппов, чья подпись стоит под Болонской декларацией, определяет интернационализацию образования как явление, распространяющееся практически на все аспекты образовательной деятельности [3]. Она касается образовательных программ и стандартов, систем аттестации и контроля качества подготовки, образовательного менеджмента и обучающих технологий. В обобщенном виде под интернационализацией образования следует понимать все виды и формы университетской деятельности, осуществляемые отдельными странами и их высшими учебными заведениями, которые предусматривают международное взаимодействие на уровне систем образования, образовательных организаций и/или отдельных личностей. Основоположниками анализа процессов интернационализации высшего образования являются Джейн Найт (Jane Knight), адъюнкт-профессор Института Онтарио по исследованиям в образовании Университета Торонто Филип Дж. Альтбах (Philip G. Altbach), бывший основатель (1995 г.), исследователь и профессор Центра интернационализации высшего образования Бостонского колледжа Ханс де Вит (Hans de Wit), нынешний директор и профессор Бостонского колледжа в Честнат-Хилл, Массачусетс. В 1995 году Джейн Найт и Ханс де Вит в соавторстве опубликовали в качестве вводной главы объемного сборника сравнительных исследований ученых из Австралии, Канады, Европы и Соединенных Штатов Америки свою работу «Стратегии интернационализации высшего образования: исторические и концептуальные перспективы», что фактически явилось первым сравнительным международным анализом стратегий интернационализации, опирающимся на небольшое количество предыдущих исследований, в основном из американских и европейских источников. Среди отечественных исследователей интернационализации высшего образования конца XX века можно назвать Е. В. Шевченко, Е. А. Князева, И. Н. Зорникова и некоторых других.

Тенденции развития событий в экономике и политике оказывают

определенное влияние на университетскую деятельность и механизмы реализации университетской миссии. Достижение высокого качества высшего образования становится глобальной целью, особенно в связи с нынешней фетишизацией университетской конкуренции. Международные университетские рейтинги как показатели престижа и успешности предлагаемых образовательных программ играют одну из ключевых ролей. Мировым авторитетом в рейтингах образования является U. S. News & World Report. Широко известными являются также три рейтинговых агентства: QS World University Rankings британской консалтинговой компании Quacquarelli Symonds, Times Higher Education (THE) Global Rankings и Academic Ranking ofWorld Universities (ARWU), он же Шанхайский рейтинг [4]. Рейтинги THE и QS оценивают главным образом две области: исследовательскую (издательскую) активность и репутацию университета среди ученых, работодателей и студентов. Разработанный Европейским союзом U-Multirank основан на более полном наборе показателей, но пока не получил широкого признания [23].

Весной 2018 года U. S. News & World Report опубликовал рейтинг лучших мировых университетов. В общей оценке участвовали 1 250 вузов — по сравнению с одной тысячей в прошлом году — из 74 стран, что является самой крупной и самой всесторонней оценкой исследовательских университетов по всему миру. Возглавляют рейтинг США, там насчитывается 221 университет. За ними следуют Китай (136 университетов), Япония (76 университетов), Великобритания (73 университета) и Германия (58 университетов) [6]. В перечне ранжированных—221 вуз из стран БРИКС. Число принятых в вузы стран БРИКС студентов с начала XXI века возросло более чем в три раза (см. Рисунок 1) и в 2017 году превысило 70 млн. чел. Это связано, в определенной степени, с процессами экономической глобализации, а в Китае и России — с переходом к рыночной экономике. Внимание правительств к высшему образованию становится все более важной частью их внутренней экономической и социальной политики [7].

30

20

15

§ ас

II.

12000 г. i 2016 г.

Бразилия Россия

Индия

Китай

Южная Африка

Рисунок 1. Страны БРИКС: количество зачисленных в вузы

В Таблице 1 представлены показатели пяти лучших университетов каждой из стран БРИКС в рейтинге U. S. News & World Report за 2018 год.

Таблица 1

Выборочные показатели ведущих университетов стран БРИКС по рейтингу U. S. News & World Report, 2018 год

Университет Место расположения Место в глобальном рейтинге Число баллов, набранных в рейтинге. Обобщенное число баллов

Бразилия (в рейтинг вошло 30 вузов)

1. Universidad de Sao Paulo Бразилия, Сан-Паулу 148 64

2. State University of Campinas Бразилия, Сан-Паулу 333 53,4

3. Federal University of Rio de Janeiro Бразилия, Рио-де-Жанейро 346 52,9

4. UNESP — Universidade Estadual Paulista Бразилия, Сан-Паулу 459 47,8

5. Federal University of Minas Gerais Бразилия, Белу-Оризонти 460 47,7

Россия (в рейтинг вошло 14 вузов)

1. Lomonosov Moscow State University Россия, Москва 275 56,1

2. National Research

Nuclear University MEPhI (Moscow Россия, Москва 419 49,2

Engineering Physics Institute)

3. Novosibirsk State University Россия, Новосибирск 433 48,8

4. Moscow Institute of Physics Россия, Долгопрудный, Московская область 460 47,7

5. Saint Petersburg State University Россия, Санкт-Петербург 507 46,4

Индия (в рейтинг вошло 29 вузов)

1. Indian Institute of Science Индия, Бангалор 509 46,3

2. Indian Institute of Technology Bombay Индия, Мумбаи 513 46,1

3. Panjab University Индия, Чандигарх 551 44,5

4. Indian Institute of Technology Delhi Индия, Нью-Дели 637 41,5

5. Indian Institute of

Technology (IIT) — Roorkee Индия, Рурки 678 40,1

Китай (в рейтинг вошло 136 вузов)

Tsinghua University Китай, Пекин 50 73,4

Peking University Китай, Пекин 68 72

University of Science and Technology of China Китай, Хэбэй, Аньхой 138 64,4

Shanghai Jiao Tong University Китай, Шанхай 145 64,1

Fudan University Китай, Шанхай 159 63.1

Южно-Африканская Республика (в рейтинг вошло 12 вузов)

University of Cape Town ЮАР, Кейптаун 114 66.6

University of Witwatersrand ЮАР, Йоханнесбург 197 59.9

University of KwaZulu Natal ЮАР, Дурбан 336 53.3

Stellenbosch University ЮАР, Стелленбош 341 53.1

University of Johannesburg ЮАР, Йоханнесбург 397 50.5

Представленные результаты показывают доминирование китайских университетов. Уже сейчас они успешно конкурируют с элитными вузами развитых стран. Университет Кейптауна (ЮАР) занимает 3-е место в этой выборке, бразильский Университет Сан Пауло — шестой, МГУ им. М. В. Ломоносова—восьмое (если в выборке брать по десять университетов из каждой страны БРИКС, МГУ опустится на 12-е место).

Согласно Times Higher Education (THE) 2019 [8], Китай продолжает наращивать рейтинг своих университетов. Университет Цинхуа переместился в топ-30 сразу на восемь мест, заняв 22-е место и став лучшим вузом в Азии, обойдя Национальный университет Сингапура (23-й). В глобальном рейтинге насчитывается 72 университета из материкового Китая, по сравнению с 63-мя вузами в рейтинге 2018. Китай также сохраняет семь учреждений в элитном зачете топ-200. Индия, пятая страна в рейтинге, продолжает расширять свое присутствие, получив в рейтинге 2019 49 рейтинговых мест, по сравнению с 42-мя вузами в рейтинге 2018. Россия располагает 35-ю ранжированными вузами. МГУ, лидер рейтинга среди российских вузов, занимает 199 позицию в топ-200 рейтинга. Бразилия, несмотря на растущую международную конкуренцию, представлена 36-ю университетами во главе с Университетом Сан-Паулу, который занимает свою позицию в группе 251-300. НовцеломБразилиянеулучшаетсвоеобщеепредставительство в списке, каждый из ее ранжированных университетов опускается или остается статичным. Южная Африка лидирует на своем континенте, 9 университетов в рейтинге, возглавляемые занимающим 156-е место Университетом Кейптауна.

С целью расширения диапазона рейтинговых университетов и более полного отражения нового разнообразного, инновационного и амбициозного потенциала THE составило рейтинг университетов развивающихся стран Emerging Economies University Rankings 2018 [9]. В рейтинге — 42 страны с четырех континентов. Китай представлен 63-мя вузами, по сравнению с 52-мя в 2017 году. Редакционный директор THE Global Rankings Фил Бейти назвал Китай «супердержавой в сфере высшего образования» [9], и «он стал первопроходцем модели высшего образования, которой другие страны с формирующимся рынком стремятся подражать» [9]. Индия занимает вторую строчку с 42-мя вузами, увеличив их число с 27-ми в прошлом году. Однако большинство индийских ранжированных вузов упали в рейтинге. Бразилия сохраняет свой статус

третьей по величине из представленных государств, но большинство из ее ранжированных вузов снизили позиции. Флагман бразильского высшего образования, Университет Сан-Паулу, опустился на самое низкое для себя 14-е место. Южно-Африканская Республика, как и годом ранее, имеет 8 вузов в рейтинге. Однако ее ведущий вуз, Университет Кейптауна, опустился на пять позиций и находится на девятом месте. Россия несколько усилила свои позиции, заняв пятое место с 27-ю ранжированными вузами. МГУ им. М. В. Ломоносова занимает третье место в таблице.

В рейтинге QS World University Rankings 2019 года [10] британской консалтинговой компании Quacquarelli Symonds китайский университет Цинхуа поднялся на 17-е место и первым в Китае вошел в топ-20. Российский МГУ им. М. В. Ломоносова занимает 90-е место. Южная Африка рискует потерять свой единственный, согласно QS, в топ-200 университет — Университет Кейптауна, который опустился со 191 -го на 200-е место.

В октябре 2017 года был опубликован 4-й QS-рейтинг по регионам [11]. В азиатском регионе лидирует Китай: пять мест в топ-10. Семь индийских вузов опустились в рейтинге, тогда как позиции университетов Малайзии улучшились: три малазийских университета вошли в топ-50. Среди латиноамериканских университетов в топ-50 входят университеты Бразилии (16 университетов), Чили (8), Мексика (7), Аргентина (6), Колумбия (5), Коста-Рика и Венесуэла (2) и Перу (1), Пуэрто-Рико (1) и Уругвай (1). В регионе Восточной Европы и Центральной Азии Россия заняла три из четырех первых мест: МГУ им. М. В. Ломоносова — первый, Новосибирский государственный университет — второй, Санкт-Петербургский государственный университет — четвертый.

Соединенные Штаты и Китай лидируют и в академическом рейтинге мировых университетов (ARWU) 2018 года [12; 13]. Ежегодно около 1 500 университетов обсчитываются ARWU и результаты 500 лучших университетов публикуются. В 2018 году были представлены также те университеты, которые заняли места от 501-го до 800-го в качестве кандидатов на вхождение в рейтинг. ARWU — это китайский проект, который был успешно запущен в начале нулевых (2003 год), в эпоху глобализации университетов. Идея китайского правительства первоначально заключалась в том, чтобы оценить прогресс своих университетов в сравнении со статусом университетов, лидирующих в мировых

рейтингах. Эта идея привела к созданию международной структуры, позволяющей сравнивать эффективность и конкурентоспособность университетов во всем мире. В топ-100 2003 года не было ни одного китайского университета, но в топ-500 их было 19. Пятнадцать лет спустя три университета находятся в топ-100, 62 университета входят в топ-500, среди которых университет Цинхуа занимает третье место среди азиатских университетов.

Рейтинги становятся основой для оценки эффективности, качества и статуса университетов и национальной системы образования в целом. Высокий рейтинг в конечном итоге повышает конкурентоспособность университета, привлекает большее число талантливых абитуриентов, приносит экономические выгоды. Высокие позиции университетов в глобальных рейтингах являются постоянной целью учреждений высшего образования и национальных правительств, особенно для стран с развивающейся экономикой. Государству важно иметь несколько университетов мирового класса. Данная задача является приоритетной, сочетает в себе национальную гордость и экономический прагматизм. Более тридцати стран с высокими и средними доходами ВВП объявили о тех или иных правительственных инициативах по поддержке развития в стране университетов мирового класса. В первую очередь в этой глобальной конкуренции стремятся участвовать страны с быстро растущей экономикой, большими человеческими ресурсами и формирующимся средним классом. В конце сентября 2017 года Китай официально начал проект Double World-Class Project, который включает в себя создание университетов мирового уровня, предлагающих дисциплины мирового класса. Проект нацелен на то, чтобы к середине XXI века Китай имел 42 университета мирового уровня и примерно 456 дисциплин мирового класса в 95 университетах. Ранее, в 1995 году, Китай реализовал проект 211, а в 1999 году — проект 985 [14]. Первый из них направлен на повышение качества образования около ста университетов к началу XXI века. Основной целью второго проекта является создание почти 40 научно-исследовательских университетов с международным признанием в ближайшем будущем [14].

В мае 2012 года президент Путин поручил российскому правительству создать условия для вхождения пяти российских университетов в топ-100 ведущих университетов мира. С этой целью Министерство образования и науки приступило в 2013 году к реализации программы

«5-100», которая должна продолжаться до 2020 года. В течение двух волн конкурсного отбора 21-му университету было разрешено присоединиться к этой программе. Однако сейчас планируется перераспределить оставшуюся на реализацию программы сумму в 34,5 млрд. рублей 524 млн. долл. США среди шести российских университетов вместо ранее запланированных 21 [15].

Индия, где к мировым рейтингам когда-то относились с постколониальным подозрением, вступила в гонку последней: в 2016 году правительство объявило, что 20 институтов будут стремиться стать университетами мирового класса.

Бразильское правительство усиливает поддержку университетов. В 2018 году Латинская Америка отмечает 100-ю годовщину Реформ Кордовы (Córdoba Reforms) в Аргентине, которые стали поворотным моментом для высшего образования в Латинской Америке, в том числе в Бразилии, положившей начало созданию университетов как прогрессивных и автономных институтов, способных трансформировать общество [16]. В частности, с 2017 года государство усиливает политику дотирования студентов, расширяя ее и на частные учебные заведения, на долю которых приходится почти 75% всех зачислений абитуриентов в вузы Бразилии.

Студенческие волнения в Южной Африке подталкивают правительство этой страны к реформе университетского образования. В планах по реформированию — правительственное субсидирование части университетских расходов, погашение образовательного кредита выпускников после получения ими академической степени, создание фонда образования из пожертвований на высшее образование и пр.

В настоящее время в мире разработано большое количество рейтингов, которые пытаются ранжировать как университеты различных стран, так и национальные системы образования. Среди критериев оценки — различные параметры образовательной и научной деятельности. В отличие от рейтингов высших учебных заведений, где учитываются показатели отдельных образовательных учреждений, в рейтинге Universitas 21 [17] оцениваются системы высшего образования в относительно большом числе стран, находящихся на различных этапах экономического и социального развития. Исследование проводится ежегодно с 2012 года в рамках глобального проекта международной сети университетов Universitas 21 (U21), в которую входят университеты из 17 стран мира (Австралии,

Великобритании, Индии, Ирландии, Канады, Китая и Гонконга, Мексики, Нидерландов, Новой Зеландии, Сингапура, Чили, Швеции, Швейцарии, Японии) с совокупным охватом более 1,3 миллиона учащихся и 220 тысяч преподавателей. Рейтинг рассчитывается по методике Института прикладных экономических и социальных исследований Университета Мельбурна (Австралия) и оценивает национальные системы высшего образования по 24 основным показателям, объединенным в четыре группы с соответствующими весами:

1. Ресурсы (инвестиции со стороны частного и государственного секторов) — 25%.

2. Результаты (научные исследования, научные публикации, соответствие высшего образования потребностям национального рынка труда, включая последующее трудоустройство выпускников учебных заведений) —40%.

3. Связи (уровень международного сотрудничества, который демонстрирует степень открытости или замкнутости системы высшего образования) — 10%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Среда (государственная политика и регулирование, возможности получения образования) —25%.

В итоговых расчетах учитываются поправки на численность населения исследуемых стран. Исследование проводится в государствах, для которых имеются подтвержденные статистические данные по всем показателям. Указанные измерения эффективности систем высшего образования сводятся в итоговом индексе, который определяет позицию каждой страны в мировом рейтинге по результатам международного сопоставления. По результатам исследования 2018 года пятерку лучших систем высшего образования образуют Соединенные Штаты, Швейцария, Великобритания, Швеция и Дания. Позиции стран-лидеров и стран БРИКС представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Рейтинг национальных систем высшего образования.

Выборка из Universitas 21

Рейтинг Страна Индекс

1 Соединенные Штаты Америки 100

2 Швейцария 86,9

3 Великобритания 85,5

30 Китай 52,7

33 Россия 49,9

37 Южно-Африканская Республика 46,6

42 Бразилия 43,1

49 Индия 36,7

Поскольку мировая экономика предоставляет конкурентные преимущества квалифицированным специалистам в области высокотехнологичных, наукоемких знаний, в процессе подготовки, в том числе и в рамках третичного образования, упор делается на воспитание, привлечение и сохранение талантов. Талант становится все более востребованным показателем, в быстро меняющейся экономике возникают потребности в приобретении навыков, которые дают преимущества за скорость решения проблем, креативность, гибкость, коммуникабельность и наличие междисциплинарных навыков. Битва за таланты становится еще более актуальной, поскольку в ряде стран возникают проблемы, связанные со старением рабочих сил.

INSEAD (L'Institut européen d'administration des affaires, Европейский институт управления бизнесом) опубликовал ежегодный Глобальный рейтинг конкурентоспособности талантов, рассчитанный по 119 странам в соответствии с пятью группами доходов ВВП и по семи региональным группам [18]. Индекс ранжирует страны в соответствии с информацией на входе и выходе. Входные данные включают сведения по четырем компонентам:

- обеспечение возможностей — например, нормативное обеспечение, политическая стабильность, общая бизнес-среда, гибкость рынка труда и сотрудничество с работодателями;

- рост — такие сведения, как зачисление в вуз и на профессиональное обучение, расходы на третичное образование, рейтинги университетов, карьерный рост сотрудников на предприятиях и доступ к возможностям роста через социальные и профессиональные сети, личные свободы или права;

- привлекательность—внешняя и внутренняя открытость, в том числе для прямых иностранных инвестиций, «утечка мозгов», иностранные студенты, гендерное равенство и терпимость к меньшинствам и иммигрантам (в частности, существует мнение, что в странах БРИКС не хватает терпимости по отношению к национальным меньшинствам и иммигрантам);

- поддержка — налогообложение и пенсия, удержание работников,

образ жизни и социальные удобства.

На выходе находятся две компоненты:

— профессионально-технические навыки — например, достаточное количество квалифицированных работников, легкость найма квалифицированных сотрудников, производительность труда, актуальность образования для экономики, обеспеченность учеными, инженерами и техниками и пробелы в знаниях и навыках;

— глобальные компетенции—охват (возможность приема на работу не только локальной рабочей силы) с квалификацией высшего образования, профессионалов и исследователей, качество научных учреждений, наличие инновационной продукции, предпринимательство и высокий уровень экспорта.

Первое место по индексу талантов занимает Швейцария, за ней следуют Сингапур, Великобритания, США, Швеция, Австралия, Люксембург, Дания, Финляндия и Норвегия. В Таблице 3 представлена выборка из Глобального рейтинга конкурентоспособности талантов [18].

Таблица 3

Глобальный рейтинг конкурентоспособности талантов 2018

Страна Балл Комплекс-ный ранг (из 119) Группа по доходам Региональная группа Ранг в регион. группе

Швейцария 79,90 1 Высокий Европа 1

Сингапур 78,42 2 Высокий Восточная, Юго-Восточная Азия и Океания 1

США 75,34 3 Высокий Северная Америка 1

Китай 48,01 43 Выше среднего Восточная, Юго-Восточная Азия и Океания 7

Россия 44,22 53 Выше Европа 30

среднего

Ю жн о - А ф - 41,22 63 Выше Африка к югу от Са-

риканская Республика среднего хары 3

Бразилия 38,86 73 Выше среднего Латинская, Центральная Америка и Карибы 9

Индия 36,78 81 Ниже Центральная и Юж- 2

среднего ная Азия

Хотя и очень трудно объективно и адекватно оценить некоторые параметры качества, содействия, перспектив и комфортности обучения в стране конкретными величинами, результаты Таблицы 3 показывают, что странам БРИКС предстоит еще многое сделать в плане улучшения возможностей подготовки и развития талантов и что достигнутые результаты выпускников третичного и профессионального образования зависят не только от возможностей конкретного университета, но и от состояния национальной экономики, политики государства, совершенства общественных отношений. При этом не стоит забывать, что в международные рейтинги попадает лишь небольшое число университетов, около 5% от их общего числа.

Традиционно одним из важнейших и наиболее просто учитываемых индикаторов степени интернационализации образовательного учреждения является число обучающихся в нем иностранных граждан. Количество иностранных студентов во всем мире продолжает расти. За два десятилетия в программах высшего образования оно более чем удвоилось—с двух миллионов в 1998 году до пяти миллионов в 2016 году. Глобализация была основной силой, подпитывающей интернационализацию высшего образования. Изначально основные потоки потенциальных иностранных абитуриентов определялись вектором Юг—Север и были направлены из стран Азии (в основном из Китая, Индии и Южной Кореи) в страны ОЭСР (в основном в США, Канаду, Великобританию, Францию, Германию и Австралию). В этих странах обучается около 75% иностранных студентов. При этом в Великобритании и США наблюдается некоторый спад роста, в то время как другие страны, включая Канаду, Францию, Германию и Нидерланды, увеличивают свою долю [19].

Четверка крупнейших в мире развивающихся рыночных экономик— Бразилия, Россия, Индия, Китай,— обладающая громадным людским потенциалом, начинает в последнее время также оказывать значительное влияние на показатели мобильности мировой системы третичного образования. Усиливается академическая региональная мобильность в Азии, Африке и Латинской Америке. В настоящее время страны с развивающейся экономикой также активно наращивают численность иностранных студентов. В рамках разработанной Минобрнауки России программы «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»

количество иностранных студентов, обучающихся в государственных вузах, должно быть увеличено с нынешних 200 000 до 310 000 человек к 2019 году и до 710 000 учащихся к 2025 году. Правительство Индии планирует четырехкратное увеличение численности иностранных студентов в индийских вузах. В настоящее время иностранные студенты в Индию приезжают в основном из соседних стран — чуть более 23% из Непала, из Афганистана—почти 10%, из Бутана — 5%. Студенты из Нигерии и Судана составляют 4,4%, из Малайзии—3,3%. Бразилия, хотя и занимает 4-е место в мире по количеству студентов, имела в 2016 году за рубежом только 40891 студента. Лидером по количеству иностранных студентов является Китай. Студенты из африканских стран начали там, как и СССР, с 50-х годов прошедшего века. Число иностранных студентов, обучающихся в университетах Китая, составляло в 2017 году 489200 человек [20]. В их число, правда, входят и лица, получающие и среднее, а не только высшее образование — в отличие от других стран, в китайской статистике эти данные объединены.

Во многих странах государство выделяет стипендии и для иностранных граждан, что увеличивает их интерес к стране и оказывает влияние на выбор места обучения. В настоящее время Россия предоставляет стипендии для 150000 иностранных студентов. Индия выделяет 15000 мест в год в 160 университетах и колледжах и внедряет новую систему привлечения иностранных студентов с бесплатным обучением для талантливой молодежи из Азии и африканских стран [7]. В 2017 году 58 600 иностранцев из 180 стран получили стипендии правительства Китая, причем 88% из них—для обучения в аспирантуре [20]. Китайское правительство ежегодно предлагает 10000 стипендий только для студентов из стран своей национальной программы «Один пояс, один путь». При этом количество китайских студентов, обучающихся за границей, превысило 600000 человек.

Выпускники университетов стран БРИКС могут в значительной степени увеличить количество специалистов на мировом рынке, в первую очередь по направлениям STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics). При этом, правда, большая часть этих выпускников обучается не в элитарных, а региональных университетах. Абитуриенты региональных технических университетов этих стран гораздо менее подготовлены, чем поступающие в элитарные университеты. Это особенно характерно для Индии и Бразилии, где уровень преподавания

математики в типичной средней школе оставляет желать лучшего [7]. Но в определенной степени это может сместить центр формирования глобальных знаний в мировой экономике.

Индикаторы исследовательской активности в университетах являются наиболее важными и многочисленными в большей части рейтингов. В расчет принимаются такие показатели, как количество научных сотрудников, аспирантов и докторантов, число присвоенных научных степеней, число публикаций, изданных монографий, проведенных международных конференций, количество цитирований университетских исследователей, импакт-фактор университетских изданий и пр. Университеты мирового класса обладают достаточным потенциалом, для региональных университетов простым способом повышения их конкурентоспособности является интеграция научных исследований. Технологические потребности современного общества требуют очень дорогостоящих научных исследований, которые индивидуальные исследовательские группы, отдельные университеты, компании или даже национальные правительства не могут финансировать в одиночку [21]. Отсюда — интеграционные процессы, которые наиболее интенсивно и планомерно развиваются в Европе. Объем финансирования очередной европейской исследовательской и инновационной рамочной программы на 2021-2027 годы Horizon Europe предложено увеличить до 100 млрд. евро [22]. По аналогии с Евросоюзом в 2016 году страны БРИКС учредили свою рамочную программу по научно-технологическому и инновационному сотрудничеству (BRICS STI Framework Programme [23]). Программа поддерживает фундаментальные, прикладные и инновационные научные проекты по десяти приоритетным научным направлениям. Финансовую поддержку осуществляют:

- в Бразилии: National Council for Scientific and Technological Development (CNPq);

- в России: инновационные проекты: Foundation for Assistance to Small Innovative Enterprises (FASIE); прикладные проекты: Ministry of Science and Higher Education (MSHE); фундаментальные проекты: Russian Foundation for Basic Research (RFBR);

- в Индии: Department of Science and Technology (DST);

- в Китае: Ministry of Science and Technology (MOST), National Natural Science Foundation of China (NSFC);

- в Южной Африке: Department of Science and Technology (DST), National

Research Foundation (NRF).

Каждый проект должен быть представлен учеными не менее чем из трех разных стран-участниц (включая Россию). Для поиска зарубежных партнеров в технологические проекты и инициации совместных заявок для участия в конкурсе создана сетевая информационно-технологическая платформа BRICS-TTN (BRICS Technology Transfer Network). По итогам конкурса 2016 года из поданных 320 предложений было поддержано 26 совместных проектов по десяти тематическим направлениям. В конкурсе 2017 года из 462 заявок поддержку получили 32 совместных проекта по шести тематическим направлениям.

Полюсы технологических инноваций также проявляют тенденции смещения от лидирующих Швейцарии, Нидерландов и Швеции в сторону Азии. Cornell University, INSEAD и World Intellectual Property Organization ежегодно составляют глобальный индекс инновационной активности по различным государствам. В 2018 году анализировалась эффективность 126 стран по примерно восьмидесяти показателям (2018 Global Innovation Index [24]), которые включают в себя мероприятия по внедрению инноваций (учреждения, человеческий капитал и исследования, совершенство рынка и оптимизацию бизнеса) и выходные воздействия (познавательные, технологические и творческие). Входы и выходы объединены в глобальный комплексный индекс. Уже сейчас Южная Корея на 12-м месте, Гонконг—на 14-м, Китай — на 17-м. Остальные страны БРИКС: Россия—46-е место, Индия—57-е, ЮАР—58-е, Бразилия—64-е.

Если рассматривать высшее образование как общественное достояние, оно должно финансироваться государством (по крайней мере, для граждан своей страны). С другой стороны, университеты могут и должны создавать подразделения, центры и программы для коммерческой передачи своих исследовательских и технологических разработок, что расширяет традиционные границы университетской деятельности и создает активные связи с другими коллективами и организациями. Эти структуры Бартон Р. Кларк (B.R. Clark), основоположник идеи предпринимательского университета [25], назвал расширенной институциональной периферией. В настоящее время эта идея реализуется через кластерный подход с участием вузов в экономической деятельности. Кластеры являются одной из форм взаимодействия организаций и социальных групп, они усиливают конкурентное преимущество компании. В частности, эти структуры способствуют развитию новых видов продукции

и услуг, создают преимущества, которые помогают высшим учебным заведениям диверсифицировать свои издержки [26]. Создание экономических ценностей посредством коммерциализации интеллектуальной собственности позволяет создать предпринимательский университет. Реализация продукции, полученной в результате университетской предпринимательской деятельности, может осуществляться путем создания новых акционерных компаний, расширения бренда (spin-offs) и/или университетских стартапов (startups). Многие мероприятия в сфере предпринимательской деятельности, кроме выпуска конкретной наукоемкой продукции, могут быть отнесены деятельности университета в процесс позитивного изменения общественно-социальной среды, т.е. к реализации третьей миссии университета [27].

Инновации возможны не только в научных и образовательных сферах, где национальные университеты могут и обязаны играть очень важную роль. При реализации своей третьей миссии университеты не могут не поддерживать и не развивать социальные инновации, целью которых является не увеличение производительности и/или конкурентоспособности своих коммерческих подразделений; они направлены на людей, на рост общественного благополучия. CRISES (Centre de recherche sur les innovations sociales) определяет социальные инновации как новые социальные, организационные и институциональные мероприятия, продукция или услуги, имеющие явный социальный мандат, результатом которого, добровольно либо нет, является действие, инициированное отдельным лицом или группой лиц как реакция на устремление, удовлетворение потребностей, обеспечение решения проблемы или получение пользы от возможных действий для изменения социальных отношений, трансформации структуры действия или предложение новых культурных ориентаций [28]. Вопросы социальных инноваций обсуждались, в частности, в рамках десятого Академического форума БРИКС (Йоханнесбург, Южная Африка) [29] в качестве вариантов решения актуальных проблем блока. В резолюции было предложено сосредоточиться на теме обеспечения всестороннего развития через социально реагирующую экономику. Университеты БРИКС не стоят в стороне от этого. Хотя и трудно сказать, какие навыки выпускников будут востребованы в рыночном обществе в среднесрочной перспективе, поощрение социальной активности студентов способствует развитию эмоциональных навыков, личностных убеждений и качеств, таких как стремление к инновациям, креативность,

эмоциональное сопереживание и др., которые должны сочетаться с более конкретными техническими компетенциями, полученными в процессе профессиональной подготовки. Этим университеты способствуют формированию социально активных, толерантных личностей, которые сами придерживаются и поощряют поддержку в обществе общечеловеческих ценностей.

ВЫВОДЫ

1. Четверка крупнейших в мире развивающихся рыночных экономик — Бразилия, Россия, Индия, Китай — оказывают значительное влияние на мировую систему третичного образования. Выпускники университетов из этих стран могут в значительной степени увеличить количество специалистов на мировом рынке (в первую очередь по направлениям STEM). Полюсы технологических инноваций также проявляют тенденции смещения в сторону азиатских стран.

2. Образование и наука становятся одним из важнейших ресурсов реализации национальных целей. Ведущие университеты стран с развивающейся экономикой, в частности входящие в BRICS, укрепляют позиции своих университетов в международных рейтингах.

3. Активная правительственная поддержка конкурентоспособности университетов, в первую очередь в государствах с развивающейся экономикой, наряду с упомянутыми ранее мировыми глобальными процессами вносит изменения в формирование потоков академической мобильности студентов, преподавателей и ученых. Снижается наполнение потоков из Азии в Соединенные Штаты и в Европу. Китай наиболее активно формирует сеть элитарных университетов и становится более успешным в привлечении талантов, в первую очередь из африканских и азиатских стран.

4. Глобальная конкуренция в привлечении иностранных студентов и ученых становится более серьезной. Ведущие университеты стран с развивающейся экономикой укрепляют свои позиции в международных рейтингах.

5. Следует помнить, что рейтинги служат для оценки эффективно-

сти, качества и статуса университетов и национальной системы образования, но не являются драйверами университетского развития. Сбалансированная реализация всех трех основных университетских миссий, их интернационализация наряду с региональной интеграцией позволят создавать условия для обретения студентами и выпускниками университетов компетенций и навыков, необходимых для их успешной, активной и насыщенной производственной и социальной деятельности. Региональные и профильные университеты стран с формирующейся экономикой являются основной опорой для социума, для местных сообществ, а также залогом социально-экономического роста и развития соответствующих государств, даже если они пока не стали университетами мирового класса.

Литература

1. Филиппов В. М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. № 3. С. 205-213.

2. Хомутов О. И., Никонов Н. М. Углубление трансграничного сотрудничества в регионе Большого Алтая путем организации инфраструктуры по развитию вузовских международных связей // Трансграничное сотрудничество стран Алтайского региона: состояние и перспективы: мат-лы межд. науч.-практ. конф., 16-19 августа 2004 г. Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГТУ, 2004. С. 45-47.

3. Best Global Universities Rankings // U. S. News & World Report. Education, 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.usnews.com/education/best-global-universities (дата обращения: 03.09.2018).

4. Blessinger P., Cozza B. The case for internationalisation of higher education. 13.10.2017 // University World News. The Global Window on Higher Education [Электронный ресурс]. URL: http:// www.universityworldnews.com/article.php?story=20171010115112828 (дата обращения: 12.11.2018).

5. Blessinger P. Why global higher education must be democratized. 11.09.2015. // University World News. The Global Window on Higher Education [Электронный ресурс]. URL: http://www.uni-versityworldnews.com/article.php?story=2015090815175230 (дата обращения: 12.11.2018).

6. Calderon A. What 15 years of global ranking says about HE trends 01.09.2017 // University World News. The Global Window on Higher Education [Электронный ресурс]. URL: http://www.uni-versityworldnews.com/article.php?story=2017082915474677 (дата обращения: 12.11.2018).

7. Carnoy M., LoyalkaP., DobryakovaM., et al. University expansion in a changing global economy: Triumph of the BRICs? Stanford, CA: Stanford University Press, 2013. 404 p.

8. Clark B. R. Issues in Higher Education. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Bingley, UK: Emerald Group Publishing Limited, 1998. 180 p.

9. Emerging Economies University Rankings 2018 // University of Exeter [Электронный ресурс]. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2018/emerging-economies-university-rankings#!/page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats (дата обращения: 03.09.2018).

10. Etzkowitz H. The norms of entrepreneurial science: cognitive effects of the new university-industry linkages // Research Policy. 1998. No. 27 (8).P. 823-833.

11. Global Innovation Index 2018. Energizing the World with Innovation [Электронный ресурс].

URL: https://www.globalinnovationindex.org/gii-2018-report (дата обращения: 03.09.2018).

12. Higher Education in the World. Towards a Socially Responsible University: Balancing the Global with the Local. First edition, Girona, March 2017 // GUNI: Global University. Network for Innovation [Электронный ресурс]. URL: http://www.guninetwork.org/files/download_full_report.pdf (дата обращения: 10.09.2018).

13. HuangF. Double World-Class Project has more ambitious aims. 29.09.2017 // University World News. The Global Window on Higher Education [Электронный ресурс]. URL: http://www.university-worldnews.com/article.php?story=2017092913334471 (дата обращения: 12.11.2018).

14. Jaipur Declaration. BRICS Science, Technology and Innovation Partnership — Building Responsive Inclusive Collective Solutions. Jaipur, the Republic of India, 8 October 2016 // 4th BRICS Science, Technology and Innovation Ministerial Meeting [Электронный ресурс]. URL: http://www. frccsc.ru/sites/default/files/docs/projects/rtc/JaipurDecl.pdf?236 (дата обращения: 03.09.2018)

15. KnobelM, PedrosaR. H. L. New trends in the student activism. 01.12.2017 // University World News. The Global Window on Higher Education [Электронный ресурс]. URL: http://www.university-worldnews.com/article.php?story=20171121103833665 (режим доступа: 12.11.2018).

16. Kulkarni A. University rankings and the battle for talent. 07.03.2017 // University World News. The Global Window on Higher Education [Электронный ресурс]. URL: https://www.universityworld-news.com/post.php?story=20170313195120523 (дата обращения: 02.10.2018).

17. LyytinenA., HolttaS. The answer of the Finnish polytechnic school to the challenges of innovation and regional development policies // Caderno CRH. 2011. No. 24(63). P. 467-480.

18. Mthulisi S. BRICS academics proffer solutions to bloc's pressing issues. November 27, 2018 // CAJ News Africa [Электронный ресурс]. URL: http://cajnewsafrica.com/2018/06/01/brics-academics-proffer-solutions-to-blocs-pressing-issues/ (дата обращения: 10.09.2018).

19. Niazi S. Fee waivers bid to draw top students from Asia, Africa. 20.04.2018 // University World News. The Global Window on Higher Education [Электронный ресурс]. URL: https://www.university-worldnews.com/post.php?story=20180420134956394 (дата обращения: 10.09.2018).

20. O'Malley B. China, US lead on gains in ARWU university ranking. 14.08.2018 // University World News. The Global Window on Higher Education [Электронный ресурс]. URL: http://www.uni-versityworldnews.com/article.php?story=20180814204614274 (дата обращения: 12.11.2018).

21. O'MalleyB. Connectivity is common factor in top HE systems 12.05.2018 // University World News. The Global Window on Higher Education [Электронный ресурс]. URL: http://www.university-worldnews.com/article.php?story=20180512053539558 (дата обращения: 12.11.2018).

22. O'MalleyB. EC gives details of€100 billion research proposal. 08.06.2018 // University World News. The Global Window on Higher Education [Электронный ресурс]. URL: https://www.university-worldnews.com/post.php?story=20180608131951969 (дата обращения: 10.09.2018).

23. O'Malley B. New data creates world's largest university ranking. 30.03.2017 // University World News. The Global Window on Higher Education [Электронный ресурс]. URL: http://www.university-worldnews.com/article.php?story=20170329134927644 (дата обращения: 12.11.2018).

24. Osipian A. Why Putin's 5-100 project is doomed to fail. 05.10.2018 // University World News. The Global Window on Higher Education [Электронный ресурс]. URL: http://www.universityworld-news.com/article.php?story=20181002154128208 (дата обращения: 12.11.2018).

25. QS World University Rankings 2019 // QS Top Universities [Электронный ресурс]. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2019 (дата обращения: 03.09.2018).

26. Sharma Y. International student numbers near half a million. 03.05.2018 // University World News. The Global Window on Higher Education [Электронный ресурс]. URL: https://www.university-worldnews.com/post.php?story=20180503165205109 (дата обращения: 10.09.2018).

27. The Global Academic Rankings Game: Changing Institutional Policy, Practice, and Academic Life / M. Yudkevich, P. G. Altbach, L. E. Rumbley (Eds.). New York, NY: Routledge, 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.book2look.com/embed/9781317387374 (дата обращения: 11.02.2019).

28. Three new leaders in four regional university rankings. 21.10.2017 // University World News. The Global Window on Higher Education [Электронный ресурс]. URL: http://www.universityworld-news.com/article.php?story=20171021064501367 (дата обращения: 12.11.2018).

29. World University Rankings 2019 // University of Exeter [Электронный ресурс]. URL: https:// www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2019/world-ranking#!/page/0/length/25/

Университеты стран с развивающейся экономикой ...

sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats (дата обращения: 03.09.2018).

UNIVERSITIES OF COUNTRIES WITH GROWING ECONOMIES.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE PATH TO RECOGNITION

Introduction: Globalization processes in the world are accompanied by their internationalization, which is an adaptive strategic response of society and nations to these processes. Higher education is no exception. The most dynamic processes are developing in countries with emerging economies, massive higher education and a growing middle class. The five countries (Brazil, Russia, India, China and South Africa), known as the BRICS countries, make a significant contribution to the internationalization of university activities, to the structure of the graduates market, especially for engineers and IT specialists.

Materials and methods: In the course of the study, general scientific logical methods of analysis and synthesis, induction and deduction, statistical data processing were used.

Results: The well-known educational and socio-economic results of university activities are analyzed with a focus on emerging economies countries, their results by global ranking agencies such as U. S. News & World Report, British consulting company Quacquarelli Symonds QS World University Rankings; Times Higher Education (THE); Global Rankings and Academic Ranking of World Universities (ARWU). Additionally, the results of the BRICS university rankings are taken into account; national education systems ranking; global talent competitiveness ranking; the main indicators of international mobility; indicators of university research activity. The need to support and develop social innovations is noted.

Conclusion: The active work of universities and governments of countries with emerging economies influences changes in the formation of academic mobility of students, faculty and scientists, the shift of the poles of technological innovation. Regional and specialized universities of emerging economies are the main pillars for society, for local communities, as well as the key to socio-economic growth and development of the respective states even if they have not yet become world-class universities. Therefore, universities contribute to the formation of socially active, tolerant individuals who adhere to and encourage the support of universal human values in society.

Keywords: globalization, internationalization, emerging economies, university rankings, academic mobility, technological and social innovations, the role of universities.

References

• Best Global Universities Rankings // U. S. News & World Report. Education, 2018 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.usnews.com/education/best-global-universities (data obrashcheniya: 03.09.2018).

• Blessinger P., Cozza B. The case for internationalisation of higher education. 13.10.2017 // University World News. The Global Window on Higher Education [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.univer-sityworldnews.com/article.php?story=20171010115112828 (data obrashcheniya:12.11.2018).

• Blessinger P. Why global higher education must be democratized. 11.09.2015. // University World News. The Global Window on Higher Education [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.universityworldnews. com/article.php?story=2015090815175230 (data obrashcheniya: 12.11.2018).

• Calderon A. What 15 years of global ranking says about HE trends 01.09.2017 // University World News. The Global Window on Higher Education [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.universityworldnews. com/article.php?story=2017082915474677 (data obrashcheniya: 12.11.2018).

• Carnoy M., Loyalka P., DobryakovaM., et al. University expansion in a changing global economy: Triumph of the BRICs? Stanford, CA: Stanford University Press, 2013. 404 p.

• ClarkB. R. Issues in Higher Education. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Bingley, UK: Emerald Group Publishing Limited, 1998. 180 p.

• Emerging Economies University Rankings 2018 // University of Exeter [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2018/emerging-economies-universi-ty-rankings#!/page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats (data obrashcheniya: 03.09.2018).

• Etzkowitz H. The norms of entrepreneurial science: cognitive effects of the new university-industry linkages // Research Policy. 1998. No. 27 (8). P. 823-833.

• Filippov V.M. Internacionalizaciya vysshego obrazovaniya: osnovnye tendencii, problemy i perspektivy // Vestnik Rossij skogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2015. № 3. S. 205-213. [In Rus].

• Global Innovation Index 2018. Energizing the World with Innovation [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.globalinnovationindex.org/gii-2018-report (data obrashcheniya: 03.09.2018).

• Higher Education in the World. Towards a Socially Responsible University: Balancing the Global with the Local. First edition, Girona, March 2017 // GUNI: Global University. Network for Innovation [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.guninetwork.org/files/download_full_report.pdf (data obrashcheniya: 10.09.2018).

• HomutovO. I., Nikonov N. M. Uglublenie transgranichnogo sotrudnichestva v regione Bol'shogo Altaya putem organizacii infrastruktury po razvitiyu vuzovskih mezhdunarodnyh svyazej // Transgranichnoe sotrudnichestvo stran Altajskogo regiona: sostoyanie i perspektivy: mat-ly mezhd. nauch.-prakt. konf., 16-19 avgusta 2004 g. Ust'-Kamenogorsk: Izd-vo VKGTU, 2004. S. 45-47. [In Rus].

• HuangF. Double World-Class Project has more ambitious aims. 29.09.2017 // University World News. The Global Window on Higher Education [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.universityworldnews. com/article.php?story=2017092913334471 (data obrashcheniya: 12.11.2018).

• Jaipur Declaration. BRICS Science, Technology and Innovation Partnership — Building Responsive Inclusive Collective Solutions. Jaipur, the Republic of India, 8 October 2016 // 4th BRICS Science, Technology and Innovation Ministerial Meeting [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.frccsc.ru/ sites/ default/files/docs/projects/rtc/JaipurDecl.pdf?236 (data obrashcheniya: 03.09.2018)

• KnobelM., PedrosaR. H. L. New trends in the student activism. 01.12.2017 // University World News. The Global Window on Higher Education [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.universityworldnews. com/article.php?story=20171121103833665 (rezhim dostupa: 12.11.2018).

• Kulkarni A. University rankings and the battle for talent. 07.03.2017 // University World News. The Global Window on Higher Education [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.universityworldnews. com/post.php?story=20170313195120523 (data obrashcheniya: 02.10.2018).

• LyytinenA., Holtta S. The answer of the Finnish polytechnic school to the challenges of innovation and regional development policies // Caderno CRH. 2011. No. 24(63). P. 467-480.

• Mthulisi S. BRICS academics proffer solutions to bloc's pressing issues. November 27, 2018 // CAJ News Africa [Elektronnyj resurs]. URL: http://cajnewsafrica.com/2018/06/01/brics-academics-proffer-solutions-to-blocs-pressing-issues/ (data obrashcheniya: 10.09.2018).

• NiaziS. Fee waivers bid to draw top students from Asia, Africa. 20.04.2018 // University World News. The Global Window on Higher Education [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.universityworldnews. com/post.php?story=20180420134956394 (data obrashcheniya: 10.09.2018).

• O'MalleyB. China, US lead on gains in ARWU university ranking. 14.08.2018 // University World News. The Global Window on Higher Education [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.universityworldnews. com/article.php?story=20180814204614274 (data obrashcheniya: 12.11.2018).

• O'Malley B. Connectivity is common factor in top HE systems 12.05.2018 // University World News. The Global Window on Higher Education [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.universityworldnews. com/article.php?story=20180512053539558 (data obrashcheniya: 12.11.2018).

• O'MalleyB. EC gives details of€100 billion research proposal. 08.06.2018 // University World News. The Global Window on Higher Education [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.universityworldnews. com/post.php?story=20180608131951969 (data obrashcheniya: 10.09.2018).

• O'MalleyB. New data creates world's largest university ranking. 30.03.2017 // University World News. The Global Window on Higher Education [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.universityworldnews. com/article.php?story=20170329134927644 (data obrashcheniya: 12.11.2018).

• Osipian A. Why Putin's 5-100 project is doomed to fail. 05.10.2018 // University World News. The Global Windowon Higher Education [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.universityworldnews.com/article.

php?story=20181002154128208 (data obrashcheniya: 12.11.2018).

• QS World University Rankings 2019 // QS Top Universities [Elektronnyj resurs]. URL: https ://www.topu-niversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2019 (data obrashcheniya: 03.09.2018).

• Sharma Y. International student numbers near half a million. 03.05.2018 // University World News. The Global Window on Higher Education [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.universityworldnews. com/post.php?story=20180503165205109 (data obrashcheniya: 10.09.2018).

• The Global Academic Rankings Game: Changing Institutional Policy, Practice, and Academic Life / M. Yudkevich, P.G. Altbach, L.E. Rumbley (Eds.). New York, NY: Routledge, 2016 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.book2look.com/embed/9781317387374 (data obrashcheniya: 11.02.2019).

• Three new leaders in four regional university rankings. 21.10.2017 // University World News. The Global Window on Higher Education [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.universityworldnews.com/article. php?story=20171021064501367 (data obrashcheniya: 12.11.2018).

• World University Rankings 2019 // University ofExeter [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.times-highereducation.com/world-university-rankings/2019/world-ranking#!/page/0/length/25/sort_by/rank/ sort_order/asc/cols/stats (data obrashcheniya: 03.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.