Научная статья на тему 'ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В РАМКАХ СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН БРИКС'

ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В РАМКАХ СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН БРИКС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / БРИКС / УНИВЕРСИТЕТЫ / HIGHER EDUCATION / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / BRICS / UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дегтерева Е. А., Чернышева А. М., Трофимова А. А.

Целью настоящей статьи стало анализ инструментов экспорта образовательных услуг высшего образования России в страны БРИКС. Для достижения поставленной цели были рассмотрены статистические данные, проанализированы официальные заявления уполномоченных лиц и органов. Предполагается, что в процессе определения инструментов экспорта образовательных услуг высшего образования необходимо проанализировать действия России для привлечения иностранных студентов стран БРИКС. Для проверки данной гипотезы анализировались статистические данные, размещенные в открытом доступе по странам БРИКС. Было доказано, что на современном этапе развития высшего образования активно используются такие инструменты как выделение и постоянный рост квот для иностранных студентов из стран БРИКС, активное вмешательство государства с целью увеличения позиций российских университетов в международных рейтингах, развитие деятельности сетевого университета БРИКС. Высшее образование является одним из самых важных ресурсов, обеспечивающих не только экономическое развитие страны, но и значимость государства на международной арене, в том числе усиления веса в международных организациях, таких как, БРИКС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Export of educational services of higher education in Russia in the framework of cooperation of the BRICS countries

The purpose of this article was to analyze the instruments of export of educational services of higher education in Russia to the BRICS countries. To achieve this goal, statistical data were reviewed, official statements of authorized persons and bodies were analyzed. It is assumed that in the process of determining the instruments of export of higher education educational services, it is necessary to analyze Russia's actions to attract foreign students of the BRICS countries. To test this hypothesis, statistical data were published that were made publicly available in the BRICS countries. It was proved that at the present stage of development of higher education, such tools as allocation and constant growth of quotas for foreign students from BRICS countries, active government intervention to increase the position of Russian universities in international ratings, and develop the activities of the BRICS network university are actively used. Higher education is one of the most important resources, ensuring not only the economic development of the country, but also the importance of the state in the international arena, including weight gain in international organizations, such as BRICS

Текст научной работы на тему «ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В РАМКАХ СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН БРИКС»

7. Transport and communications in Russia. Data from the Federal State Statistics Service. Access mode: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/3e4fc4004e3423529616fe18bfD023dd.

8. Approved the procedure for granting subsidies to Russian organizations for the purchase and construction of new civil courts. Materials of information and analytical agency "Portnews". Access mode: http://portnews.ru/news/238361/.

Е.А. Дегтерева доцент кафедры маркетинга, к.э.н. ФГАОУ ВО ВПО «Российский университет дружбы народов»

E.A.Degtereva

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Marketing Department

Peoples' Friendship University of Russia ([email protected], 89035995877) А.М. Чернышева доцент кафедры маркетинга, к.э.н. ФГАОУ ВО ВПО «Российский университет дружбы народов»

A.M.Chernysheva

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Marketing Department

Peoples' Friendship University of Russia ([email protected], 89165857292) А.А. Трофимова Ассистент кафедры маркетинга ФГАОУ ВО ВПО «Российский университет дружбы народов»

A.A. Trofimova Assistant Marketing Department Peoples' Friendship University of Russia ([email protected], 89661322943)

ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В РАМКАХ

СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН БРИКС

Аннотация. Целью настоящей статьи стало анализ инструментов экспорта образовательных услуг высшего образования России в страны БРИКС.

Для достижения поставленной цели были рассмотрены статистические данные, проанализированы официальные заявления уполномоченных лиц и органов.

Предполагается, что в процессе определения инструментов экспорта образовательных услуг высшего образования необходимо проанализировать действия России для привлечения иностранных студентов стран БРИКС. Для проверки данной гипотезы анализировались статистические данные, размещенные в открытом доступе по странам БРИКС. Было доказано, что на современном этапе развития высшего образования активно используются такие инструменты как выделение и постоянный рост квот для иностранных студентов из стран БРИКС, активное вмешательство государства с целью увеличения позиций российских университетов в международных рейтингах, развитие деятельности сетевого университета БРИКС.

Высшее образование является одним из самых важных ресурсов, обеспечивающих не только экономическое развитие страны, но и значимость государства на международной арене, в том числе усиления веса в международных организациях, таких как, БРИКС.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка программы повышения международной конкурентоспособности инновационных систем российских вузов в научной среде БРИКС», проект № 18-010-01174.

Annotaion. The purpose of this article was to analyze the instruments of export of educational services of higher education in Russia to the BRICS countries.

To achieve this goal, statistical data were reviewed, official statements of authorized persons and bodies were analyzed.

It is assumed that in the process of determining the instruments of export of higher education educational services, it is necessary to analyze Russia's actions to attract foreign students of the BRICS countries. To test this hypothesis, statistical data were published that were made publicly available in the BRICS countries. It was proved that at the present stage of development of higher education, such tools as allocation and constant growth of quotas for foreign students from BRICS countries, active government intervention to increase the position of Russian universities in international ratings, and develop the activities of the BRICS network university are actively used.

Higher education is one of the most important resources, ensuring not only the economic development of the country, but also the importance of the state in the inte

rnational arena, including weight gain in international organizations, such as BRICS. The article was

prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the research project

"Development of a program to enhance the international competitiveness of innovation systems of Russian universities in the scientific environment of BRICS", project No. 18-010-01174.

Ключевые слова: высшее образование, высшие учебные заведения, БРИКС, университеты.

Keywords: higher education, higher education institutions, BRICS, universities.

Образовательные услуги на международной арене считаются инструментом «мягкой силы», которая является действенным элементом воздействия на политику страны-импортера данных услуг. Такое положение объясняется тем, что определенные жизненные ценности и ценностные ориентиры развития формируются в достаточно молодом возрасте, как правило, в период получения высшего образования. Сформированные мировоззрения ложатся в основу действий молодых людей, которые в будущем могут заниматься политикой.

Потеря позиций Российской Федерации на международной арене после распада СССР объясняется, в том числе и уменьшением доли экспорта образовательных услуг. В настоящее время Российская Федерация стремиться усилить свои позиции в рамках наращивания «мягкой силы». В таблице 1 представлена динамика общей численности иностранных граждан, обучавшихся в вузах РСФСР / РФ в по очной и заочной форме обучения.

Таблица 1 - Динамика общей численности иностранных граждан, обучавшихся в вузах РСФСР / РФ в по очной и заочной форме и изменение их удельного веса в составе всех студентов российских вузов

Годы Численность иностран- Общая численность сту- Доля иностранных граж-

ных граждан, обучав- дентов в вузах дан в составе всех сту-

шихся в вузах РСФСР/РФ, тысяч чело- дентов российских ву-

РСФСР/РФ, тысяч чело- век зов, %

век

1990/1991 89,6 2824,5 3,17

2000/2001 72,4 4741,4 1,53

2005/2006 113,8 7064,6 1,61

2006/2007 126,2 7341,4 1,72

2007/2008 147,6 7461,3 1,97

2008/2009 166,4 7513,1 2,21

2009/2010 175,6 7419,0 2,36

2010/2011 187,3 7049,0 2,65

2011/2012 198,5 6490,0 3,05

2012/2013 225,0 6075,0 3,70

2013/2014 250,2 5647,0 4,43

2014/2015 282,9 5209,0 5,43

2015/2016 296,2 4766,5 6,21

2016/2017 313,1 4399,5 7,11

Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 8 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. — М.: ЦСПиМ, 2018. — 536 с.

Анализируя данные таблицы можно сделать вывод, что начиная с 2005 года, Россия активно стала наращивать долю иностранных граждан в составе всех студентов российских вузов, и восстановление показателей конца существования СССР произошло лишь в 2012 году. Тем не менее, инструменты восстановления показателей можно считать эффективными, поскольку, начиная с 2012 года, доля иностранных студентов растет и на конец 2016/2017 уч.года составила 7,11%.

Российская Федерация формирует экспорт образовательных услуг в том числе и с помощью различных международных объединений, например таких, как БРИКС.

БРИКС - это экономический и политический союз таких стран как Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, созданного в 2006 году и призванного координировать действия стран на международной арене, основываясь на взаимовыгодном сотрудничестве.

Соответственно, начиная с 2006 года, Россия активно стремится сформировать экспорт образовательных услуг в сфере высшего образования в страны БРИКС, отдельно конструируя благоприятные условия для этого процесса. В таблице 2 представлена численность студентов из стран БРИКС в динамики по очной форме обучения.

Таблица 2 - Численность иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах на очной форме обучения в 2010/2011 - 2016/2017 академических годах, по странам БРИКС, человек

Название 2010/2011 2011/2012 2012/2013 2013/2014 2014/2015 2015/2016 2016/2017

Бразилия 376 554 740 530 602 680 844

Индия 4515 4167 4331 4671 5878 7569 9845

Китай 16486 15620 16382 18269 20209 22261 26775

ЮАР 9 9 37 41 53 78 409

Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 8 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. — М.: ЦСПиМ, 2018. — 536 с.

Оценивая результаты второй таблицы следует обратить внимание на значительное увеличение студентов из Китая, что в первую очередь объясняется и территориальным расположением страны - общей границей с Российской Федерацией. Однако, следует отметить темп роста (62,4% или на 10289 человек), который характеризуется значительной интенсивностью. При этом большинство китайских студентов, завершивших обучение, возвращаются в Китай, сохраняя благоприятное отношение к России. Следующей страной по развитию присутствия иностранных студентов является Индия, темп роста которой составил 118%, что также является показателем эффективности разработанной политики государства, направленной на привлечение иностранных студентов. Бразилия и ЮАР характеризуются не столь высокими абсолютными цифрами, но имеют значительное увеличения абсолютных показателей на 468 и 400 человек соответственно, что, учитывая территориальную отдаленность и разницу культур, является положительным результатом.

Рассматривая динамику иностранных граждан из стран БРИКС, обучающихся на заочной форме обучения (см.таблица 3), можно отметить также рост показателей по странам с незначительным уменьшением по Индии и Китаю за счет увеличения количества обучающихся на очной форме обучения.

Таблица 3 - Численность иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах на заочной форме обучения в 2012/2013 - 2016/2017 академических годах, по странам БРИКС, человек

Название 2012/2013 2013/2014 2014/2015 2015/2016 2016/2017

Бразилия 6 7 3 4 18

Индия 11 46 47 28 16

Китай 422 445 318 268 352

ЮАР 0 0 0 0 1

Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 8 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. — М.: ЦСПиМ, 2018. — 536 с.

Стоит отметить, что в рамках глобальной конкуренции на международной арене на рынке образовательных услуг, важное значение имеют международные рейтинги университетов. При этом доля обучения иностранцев является одним из элементов, формирующих позицию университета в рейтинге. На текущий момент существует около двадцати международных рейтингов, среди которых наиболее значимыми являются Шанхайский -ARWU и британские - QS, THE - Times.

Согласно рейтинга рейтинга QS стран БРИКС 2018 году первые четыре места занимают китайские университеты (см. таблица 4).

Также на относительно высоких позициях находятся университеты Российской Федерации и Индии. Университеты Бразилии и ЮАР практически не присутствуют в верхних строчках рейтинга. Исходя из данных рейтинга, можно сделать вывод о том, что такие страны как Китай, Российская Федерация и Индия стремятся экспортировать свои образовательные услуги, активно развивая конкурентоспособность своих университетов.

Стоит отметить, что в международном рейтинге Quacquarelli Symonds (QS) за 2017 год из стран БРИКС Китай занимает также первое место. В рейтинг входит 33 китайских вуза и из них 4 занимают место в ТОП-100, а 3 вуза занимаю место от 1000 до 200. На втором месте находится Россия, которая представлена 22 вузами, из которых 1 вуз занимает позиции. 108, а 2 находятся в пределах от 200 до 300 позиции. На третьем месте можно поставить Индию, 2 вуза которой занимают позиции от 100 до 200, и 2 - от 200 до 300 (всего в рейтинге участвуют 14 вузов). На четвертом месте расположилась Бразилия (22 вуза) - 2 вуза находятся в пределах от 100 до 200, а вот в пределах от 200 до 300 - нет ни одного вуза. И замыкает - ЮАР, которая представлена 9 вузами, их которых один находится в пределах от 100 до 200.

Таблица 4- ТОП 20 рейтинга QS стран БРИКС 2018 году

Ранг Университет Страна

1 Университет Цинхуа Китай

2 Пекинский университет Китай

3 Университет Фудань Китай

4 Университет науки и технологии Китая Китай

5 Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова Российская Федерация

6 Университет Чжэцзян Китай

7 Шанхайский университет Китай

8 Университет Нанджинга Китай

9 Индийский технологический институт Бомбей (ИИТБ) Индия

10 Индийский институт науки Индия

11 Новосибирский государственный университет Российская Федерация

12 Universidade Estadual de Campinas (Unicamp) LogoUni-versidade Estadual de Campinas Бразилия

13 Санкт-Петербургский государственный университет Российская Федерация

14 Университет Сан-Паулу Бразилия

15 Уханьский университет Китай

16 Университет Сунь Ят-сен Китай

17 Индийский технологический институт Дели Индия

18 Индийский технологический институт Индия

19 Университет Кейптауна ЮАР

20 Харбинский технологический институт Китай

Источник: https://www.topuniversities.com/university-rankings/brics-rankings/2018

Сам рейтинг QS базируется на таких показателях как: академическая репутация (40%), репутация у работодателя (10%), коэффициент преподавателя/студента (20%), цитируемость (20%), доля иностранных преподавателей / доля иностранных студентов (по 5%). Соответственно, доля иностранных студентов занимает важное значение при формировании позиции университета в рейтинге.

Именно поэтому в Российской Федерации был внедрен проект «Топ 5-100», в рамках которого, отобранные государством вузы получают финансовую поддержку с целью вхождения к 2020 году в сотню университетов ведущих рейтингов.

Также одним из инструментов экспорта образовательных услуг является формирования квот на бюджетные места для иностранных граждан (см.таблица 5).

Таблица 5 - Государственные стипендии (квоты) для обучения иностранных граждан из стран БРИКС в российских вузах за счет средств федерального бюджета в 2014/2015 - 2017/2018 академических годах

Название 2014/2015 2015/2016 2016/2017 2017/2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бразилия 21 21 52 49

Индия 25 25 106 101

Китай 745 850 1370 931

ЮАР 17 17 3 28

Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 8 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. — М.: ЦСПиМ, 2018. — 536 с.

Из данных таблицы 5 можно сделать вывод, что систематически государство наращивает предоставление квот для стран-членов БРИКС, так, например, с 745 мест в 2014 году до 1370 - в 2016 году для китайских студентов, и с 25 в 2014 году до 106 - в 2016 году для индийских студентов. Тем не менее, в 2017 году наблюдалось незначительное снижение квот, выделенных для иностранных студентов стран БРИКС.

Важным инструментом является создание в 2016 году Сетевой университет БРИКС, который преследует цель повышения качества высшего образования, укрепление сотрудничества в данной сфере, особенно, при реализации совместных магистерских программ и программ подготовки кадров высшей квалификации (аспирантуры), а также проведение совместных научных исследовательских проектов. Членами Сетевого университета являются ведущие высшие учебные заведения стран БРИКС.

Высшее образование является одним из самых важных ресурсов, обеспечивающих не только экономическое развитие страны, но и значимость государства на международной арене, в том числе усиления веса в международных организациях, например, БРИКС. Соответственно, важно уделять активное внимание экспорту образовательных услуг высшего образования за счет выделения квот иностранным студентам, увеличения позиций отечественных университетов в международных рейтингах, развитие сетевого университета стран БРИКС.

Источники:

1. A.M. Chernysheva, E.A. Degtereva, A.A. Trofimova Investigation of Financial Mechanisms of Trade in Military Products in Collective Security Treaty Organization Countries // European Research Studies Journal, Volume XXI, Issue 3, 2018

2. Чернышева А.М., Дегтерева Е.А., Трофимова А. Внедрение образовательных инноваций систем как фактор повышения конкурентоспособности России в странах БРИКС / / Глобальный научный потенциал. - 2018. - №6 (87).

3. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 8 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. — М.: ЦСПиМ, 2018. — 536 с.

4. Официальный сайт - Рейтинг QS. [Электронный ресурс] URL: https://www.topuniversities.com/univer-sity-rankings/brics-rankings/2018 (Дата обращения 24.11.18г.)

Sources:

1. A.M. Chernysheva, E.A. Degtereva, A.A. Trofimova Investigation of Financial Mechanisms of Trade in Military Products in Collective Security Treaty Organization Countries // European Research Studies Journal, Volume XXI, Issue 3, 2018

2. Chernysheva A.M., Degtereva E.A., Trofimova A. The introduction of educational system innovations as a factor in improving Russia's competitiveness in the BRICS countries / / Global scientific potential. - 2018. - №6 (87).

3. Export of Russian educational services: Statistical collection. Issue 8 / Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. - M .: TsSPiM, 2018. - 536 p.

4. Official site - QS Rating. [Electronic resource] URL: https://www.topuniversities.com/university-rank-ings/brics-rankings/2018 (Contact date 24.11.18)

УДК 330.1; 330.8

Р.К. Кечеруков кандидат экономических наук, ведущий специалист-эксперт отдела финансирования отраслей народного хозяйства

Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики,

e-mail: [email protected] R. K. Kech erukov

PhD in economics, leading specialist-expert of the Department of financing of sectors of the national economy of the Ministry of Finance of the Karachay-Cherkess Republic,

e-mail: [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ МИРОВОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Аннотация. Ключевым институтом обеспечения устойчивого развития экономики государства может явиться государственно-частное партнерство. В процессе разработки долгосрочной политики в области активизации проектов государственно-частного партнерства и соответствующей деятельности, в том числе инновационной, государственными органами власти выполняются функции по дополнению рыночных механизмов регулирования административными, учитывающих интересы представителей государства, общественности и предпринимательских кругов.

В условиях, когда научно-технический прогресс позволяет добиваться астрономических достижений, что, как следствие, предъявляет повышенные требования к эффективности отраслей экономики и неуклонного наращивания ее потенциала, то данному институту должна отводиться приоритетная роль. В статье автором обосновываются современные подходы и исследуется мировой опыт формирования и развития государственно-частного партнерства.

Автор формулирует один из ключевых выводов, что залогом эффективности деятельности в сфере государственно-частного сотрудничества является развитая инфраструктурная сеть, представляющая собой основной инструментарий и механизм экономики, посредством которой экономика страны может подняться на более высокий уровень развития за счет формирования эффективной институциональной среды катализирования инновационных процессов реализации проектов государственно-частного партнерства.

Следовательно, инфраструктура государственно-частного партнерства выполняет функцию предопределения темпов (скорости) развития экономики страны и роста благосостояния ее населения. Опираясь на опыт развитых стран, можно сделать вывод о том, что условия глобальной конкуренции на мировом рынке свидетельствуют о необходимости формирования развитой инфраструктуры создания и реализации проектов в сфере государственно-частного партнерства.

С целью предотвращения проблем в реализации проектов государственно-частного партнерства, по мнению авторов, необходимо, чтобы государство применяло различные методы регулирования и контроля. В России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.