Научная статья на тему 'Сетевой университет как инструмент интеграции высшего образования стран БРИКС'

Сетевой университет как инструмент интеграции высшего образования стран БРИКС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / БРИКС / УНИВЕРСИТЕТЫ / СЕТЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ / HIGHER EDUCATION / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / BRICS / UNIVERSITIES / NETWORK UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дегтерёва Е. А., Чернышева А. М., Трофимова А. А.

Целью настоящей статьи стал исследование инструмента интеграции высшего образования стран БРИКС Сетевого университета. Для достижения поставленной цели были рассмотрены статистические данные, проанализированы официальные заявления уполномоченных лиц и органов. Предполагается, что в процессе определения Сетевого университета стран БРИКС необходимо проанализировать основные направления его деятельности и состав рабочих групп в рамках данных направлений. Для проверки данной гипотезы анализировались официальные данные, размещенные в открытом доступе по странам БРИКС. Было доказано, что на современном этапе развития высшего образования стран БРИКС важным и одним из ключевых инструментов интеграции высшего образования станет Сетевой университет, который позволит объединить усилия стран для повышения конкурентоспособности высшего образования на международной арене и в мировых рейтингах университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network University as a tool for the integration of higher education BRICS countries

The purpose of this article was to study the integration tool of higher education of the BRICS countries Network University. To achieve this goal, statistical data were reviewed, official statements of authorized persons and bodies were analyzed. It is assumed that in the process of determining the BRICS Network University it is necessary to analyze the main directions of its activity and the composition of the working groups within these areas. To test this hypothesis, we analyzed official data that were publicly available in the BRICS countries. It was proved that at the present stage of development of higher education of the BRICS countries, the Network University will become an important and one of the key tools for the integration of higher education, which will combine the efforts of countries to improve the competitiveness of higher education in the international arena and in the world university rankings.

Текст научной работы на тему «Сетевой университет как инструмент интеграции высшего образования стран БРИКС»

Следующая разновидность этого метода - уступки, или приспособление. Руководство соглашается с предложениями работников за счет собственных требований. Также сюда можно отнести метод сглаживания, который используется в предприятиях, которые ориентированы на коллективные методы трудового процесса. Данный подход основан на убеждении, что различия между сталкивающимися (конфликтными) сторонами не так значительны, как кажется. Подавление конфликта, в свою очередь, предполагает использование других методов, к которым относится метод скрытых действий,применяемый в тех случаях, когда стечение экономических, политических, социальных или психологических обстоятельств делает невозможным явный (открытый) конфликт; отсутствует желание иметь дело с открытым конфликтом из-за боязни потери имиджа организации и пр. Другой метод- это метод быстрого решения. Суть его заключается в том, что решение по задаче, которая была причиной конфликта, принимается в самые короткие сроки, почти мгновенным соглашением.

Процессом, связанным с формированием технологии предотвращения, профилактики и управления организационными и трудовыми конфликтами могут заниматься разные службы организации такие как: руководство, служба управления персоналом, менеджер по персоналу, психолог, конфликтменеджер, профсоюзный комитет и др. Специалисты,в свою очередь, предлагают следующие принципы оценки эффективности деятельности по управлению конфликтами: принцип системности оценки; принцип профессиональной целенаправленности; принцип систематичности; принцип всесторонности оценки; принцип объективности оценки; принцип научно обоснованного подхода; принцип гуманистической направленности; принцип конфиденциальности; принцип компетентности. Эти перечисленные принципы необходимо использовать согласно конкретной конфликтной ситуации.

Подводя итог, хотелось бы сделать вывод о том, что все, возникающие в рамках социально-трудовых отношений, конфликты часто носят разрушительный характер, и невнимание к ним и к их разрешению может приводить к серьезным последствиям, даже до разрушения эффективного функционирования всей организации, именно поэтому урегулирование данных конфликтных ситуаций является крайне важной функцией менеджмента. В связи с этим достаточно важное значение приобретает вопрос, касающийся выбора оптимальной стратегии, такой стратегии, которая позволила бы прийти к разрешению и исчерпанию конфликта. С точки зрения автора Кибанова А.Я., указанный в списке литературы данной статьи, такой стратегией является именно компромисс, под которым понимается соглашение сторон, достигнутое путем взаимных уступок.

Источники:

¡.Бережной А.В. Использования ресурсов муниципального образования в процессе регулирования торговой деятельности / А.В. Бережной , Н.А. Кропчина //Экономика и предпринимательство. 2017. - №8-4(85). - С. 1142-1144.

2.Кибанов А. Я., Ворожейкин И. Е., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Конфликтология. 2-е изд. М.: Инфра-М, 2012.

3.Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда:Учебник для вузов»-М.:ЮНИТИ, 1999.-407с.

Sources:

1. Berezhnoy A.V. Use of resources of the municipality in the process of régulation of trading activities / A.V. Berezhnoy, N.A. Kropchina // Economy and Entrepreneurship. 2017. - №8-4 (85). - p. 1142-1144.

2.Kibanov A.Ya., Vorozheikin I.E., Zakharov D.K., Konovalova V.G. Conflictology. 2nd ed. M .: Infra-M, 2012.

3. Adamchuk V.V., Romashov O.V., Sorokina M.E. "Economics and Sociology of Labor: Textbook for universities" -M.: UNITI, 1999.-407с.

Е.А. Дегтерева - доцент кафедры маркетинга, к.э.н. ФГАОУ ВО ВПО «Российскийуниверситет дружбы народов» ([email protected], 89035995877),

E.A.Degtereva Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Marketing Department Peoples' Friendship University of Russia;

А.М. Чернышева - доцент кафедры маркетинга, к.э.н. ФГАОУ ВО ВПО «Российский университет дружбы народов» ([email protected], 89165857292),

A.M.Chernysheva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Marketing Department Peoples' Friendship University of Russia;

А.А.Трофимова - Ассистент кафедры маркетинга ФГАОУ ВО ВПО «Российский университет дружбы народов» ([email protected], 89661322943),

A.A.Trofimova - Assistant Marketing Department Peoples' Friendship University of Russia.

СЕТЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН БРИКС NETWORK UNIVERSITY AS A TOOL OF INTEGRATION OF HIGHER EDUCATION OF THE BRICS COUNTRIES

Аннотация. Целью настоящей статьи стал исследование инструмента интеграции высшего образования стран БРИКС - Сетевого университета.

Для достижения поставленной цели были рассмотрены статистические данные, проанализированы официальные заявления уполномоченных лиц и органов.

Предполагается, что в процессе определения Сетевого университета стран БРИКС необходимо проанализировать основные направления его деятельности и состав рабочих групп в рамках данных направлений. Для

проверки данной гипотезы анализировались официальные данные, размещенные в открытом доступе по странам БРИКС. Было доказано, что на современном этапе развития высшего образования стран БРИКС важным и одним из ключевых инструментов интеграции высшего образования станет Сетевой университет, который позволит объединить усилия стран для повышения конкурентоспособности высшего образования на международной арене и в мировых рейтингах университетов.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка программы повышения международной конкурентоспособности инновационных систем российских вузов в научной среде БРИКС», проект № 18-010-01174.

Annotaion. The purpose of this article was to study the integration tool of higher education of the BRICS countries - Network University. To achieve this goal, statistical data were reviewed, official statements of authorized persons and bodies were analyzed. It is assumed that in the process of determining the BRICS Network University it is necessary to analyze the main directions of its activity and the composition of the working groups within these areas. To test this hypothesis, we analyzed official data that were publicly available in the BRICS countries. It was proved that at the present stage of development of higher education of the BRICS countries, the Network University will become an important and one of the key tools for the integration of higher education, which will combine the efforts of countries to improve the competitiveness of higher education in the international arena and in the world university rankings.

The article was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the research project "Development of a program to enhance the international competitiveness of innovation systems of Russian universities in the scientific environment of BRICS", project No. 18-010-01174.

Ключевые слова: высшее образование, высшие учебные заведения, БРИКС, университеты, Сетевой университет.

Keywords: higher education, higher education institutions, BRICS, universities, Network University.

Высшее образование каждой страны имеет свои особенности и приоритеты развитие. Однако, в рамках международного сотрудничества, страны стремятся найти определенные точки соприкосновения в развитии высшего образования и науки. В рамках организации БРИКС, которая объединяет такие страны как Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР одной из одной точек соприкосновения является создание такой структуры как сетевой университет.

В 2015 году был подписан «Меморандум взаимопонимания», который стал учредительным документом для создания Сетевого университета стран БРИКС, который способствует интернационализации высшего образования и проведения научно-исследовательской работы. Стоит отметить, что образование в данном университете планируется бесплатное образование и активный обмен студентами и преподавателями.

Сетевой университет представляет собой группу ведущих университетов стран БРИКС, которые в рамках рабочих групп разрабатывают и развивают совместные научно-исследовательские проекты и образовательные программы обучения. При этом выделены такие приоритетные направления как: водные ресурсы и нейтрализация загрязнений, информатика и информационная безопасность, исследование стран БРИКС, экономика, экология и изменение климата, энергетика. Рассмотрим их более детально:

1. В рамках направления «исследование стран БРИКС» предполагается исследовать социально-экономические и социально-политические проблемы развития стран, в том числе вопросы межкультурной коммуникации между странами. Все действия группы будут направлены внедрение магистерских, аспирантских и докторских программ, проведение совместных конференций и семинаров, а также опубликование совместных статей.

Основные направления исследования данной группы:

- разработка программ улучшения жизни в странах БРИКС;

- формирование новых профессиональных компетенций;

- обеспечение принципа открытости в междисциплинарных областях исследований и образовательных программах;

- интегрирование методов и дисциплин гуманитарных и социальных наук.

В данную группу входят представители университетов Бразилии (Юникамп), Россия (МГИМО, МИСиС, МГУ, ТПУ, ТГУ, РУДН, УрФУ, СПбГУ, ГУ-ВШЭ, ITMO), Индия (Jamia Millia Islamia, TATA Institute of Social Наук), Китай (Пекинский университет им. Нормаля и Университет Фудана) и Южная Африка (Университет Стел-ленбоша и университет Йоханнесбурга). С 2016 года группа координируется совместно УрФУ (Россия) и Jamia Millia Islamia (Индия).

2. В рамках направления «информатика и информационная безопасность» ставится цель распространение передовых технологий университетов стран БРИКС в области программирования, информатики и информационных технологий среди всех университетов.

При этом должна группа должна стать центром обучения студентов в области разработки программного обеспечения, интернет-технологий, а также передовых методов решения нестандартных задач в области инновационных технологий.

Основные задачи данной группы:

- поиск одаренной молодежи и обучение в области инновационных ИКТ;

- формирование системы стандартизации для решения профессиональных задач в таких областях, как Big Data, Machine Learning и Knowledge Fusion Analytics.

В данную группу входят представители университетов ЮАР (Тшванский технологический университет, Университет Witwatersrand, Университет Йоханнесбурга), Индии (IIT Харагпур, NIT Варангал), Бразилии (Федеральный университет Минаса-Жерайса, Федеральный университет Риу-Гранди-ду-Сул), Китая (Пекинский педагогический университет, Универмаг Чжэцзян, Университет науки и технологии Хуачжун, Хунанский университет, Юго-западный университет, Сычуаньский университет), России (ВШЭ, МГУ, МФТИ, НУНТ, ТПУ, РУДН, СПГУ, ИТМО, УФУ).

3. Направление «экология и изменение климата» предполагает, что участники будут активно обмениваться информацией об образовательных программах в области экологии, разрабатывать совместные курсы, в том числе и онлайн, реализовывать программы мобильности студентов и преподавателей, проведение совместных семинаров, конференций и курсов повышения квалификации.

Важными задачами данной группы являются:

- установление долгосрочных связей между членами группы;

- формирование условий и способов организации мобильности студентов и преподавателей;

- разработка магистерских и аспирантских программ в области экологии и изменения климата.

В данную группу входят представители университетов Бразилии (Федеральный университет Флуми-ненсе, штат Рио-де-Жанейро, Национальный институт исследований амазонов, Государственный университет Кампинас, Федеральный университет Рио-де-Жанейро, Федеральный университет Минас-Жерайс), России (ТГУ, МГУ, ВШЭ, РУДН, МГИМО, НУНТ МИСИС, СПГУ, УЫУ), Индии (Висвешварайский национальный технологический институт (ВНИТ), Нагпур, TERI, Нью-Дели), Китая (Пекинский педагогический университет, Пекинский педагогический университет, Университет Хэнань), ЮАР (Университет Претории, Университет Родес, Университет Кейптауна).

4. Группа «Энергетика» обеспечивает взаимодействие стран в области образования, инноваций и исследований в области энергетики. Представители данной группы разрабатывают и утверждают образовательные программы в области энергетики, активизировать и поддерживать академическую мобильность, определять основные проблемы в области энергетики предлагать пути их решения и т.д.

Приоритетными направлениями исследования и взаимовыгодного сотрудничества являются:

- Электро- и теплоэнергетика;

- Энергоэффективность, энергосбережение, зеленые технологии;

- Интеллектуальные сети, распределенная генерация и глобальные энергетические соединения;

- Возобновляемая, автономная энергетика: технологии, оборудование, системы;

- Наноматериалы и метаматериалы для энергетики;

- Ядерная энергетика и ядерная безопасность;

- Энергетика, энергетические рынки, энергетическая политика и безопасность;

- Нефтяная техника, чистый уголь и газ для технологий жидкого топлива;

- Нейтронная / синхротронная инфраструктура: характеристика материалов.

В данную группу входят представители университетов Бразилии (Федеральный университет Санта-Ка-тарина, Федеральный университет Висоса), России (НИУ МЭИ, НУНТ МИСИС, РУДН, МФТИ), Индии (Индийский технологический институт Бомбей, Банарасский индуистский университет Варанаси), Китая (Хохайский университет, North China University of Water Resources and Electric Power, Хунанский университет) и ЮАР (Университет Норт-Вест, Университет Лимпопо).

5. В рамках направления «водные ресурсы и нейтрализация загрязнений» проводятся исследования водных ресурсов, грунтовых и поверхностных вод, разработка эффективных методов очистки природных и сточных вод, разработка и внедрения образовательных программ в области водных ресурсов и нейтрализации загрязнений, адаптированных к странам БРИКС.

В данную группу входят представители университетов Бразилии (Федеративный университет Минаса-Жерайса, Федеральный университет Рио-де-Жанейро), Индии (Индийский технологический институт Канпур, Национальный технологический институт Дургапур), Китая (Хохайский университет, North China University of Water Resources and Electric Power), ЮАР (Дурбанский технологический университет, Центральный университет технологии) и России (Санкт-Петербургский государственный университет, Томский политехнический университет).

9 июля 2018 года состоялось совещание в Кейптауне, в ходе которого обсуждались вопросы образования, в том числе и функционирование сетевого университета. Представители ЮАР подчеркнул необходимость создания координационного механизма (офиса координатора или секретариата) для БРИКС, дальнейшей работы над созданием процессов и каналов связи внутри сети, поиска ресурсов для поддержки деятельности БРИКС, рассмотрения публикаций в журналах по исследованиям БРИКС и завершить первые совместные программы. Южная Африка предложила составить предложение для докторской программы БРИКС, в то время как Россия согласилась разработать документ, описывающий основные функции, обязанности и правила действий для координатора БРИКС. Данные решения были включены в Кейптаунскую декларацию для рассмотрения министрами образования БРИКС и разработки необходимые документы на следующем совещании.

Однако, на текущий момент Сетевой университет БРИКС только начинает механизм своего функционирования. Соответственно, между странами БРИКС активно развивается двустороннее сотрудничество на основе подписанных соглашений в области образования и науки. Так, например, была создана российско-индийская ассоциация университетов, в рамках которой осуществляется программа мобильности бакалавров, магистров, аспирантов и преподавателей, разработка и реализация программ двойных дипломов, осуществление совместных научных исследований и проведение летних школ.

В рамках сотрудничества в области образования с Китаем было установлено более 900 партнерских программ между 120 российскими вузами и около 600 китайскими вузами, которые предусматривают реализацию совместных программ подготовки квалифицированных кадров, повышения квалификации и изучения китайского и русского языков.

Стоит отметить, что в начале работы Сетевого университета Бразилия будет представлена девятью университетами, Россия - двенадцатью, Индия - двенадцатью, Китай -одиннадцатью, ЮАР - двенадцатью университетами. Все университеты, принимающие участие в работе Сетевого университета, имеют определенный авторитет в рамках направления сотрудничества. В дальнейшем список данных университетов планируется расширению, что будет способствовать развитию единой образовательной системы стран БРИКС, обеспечивая рост их конкурентоспособности на мировом рынке.

Источники

1. A.M. Chernysheva, E.A. Degtereva, A.A. Trofimova Investigation of Financial Mechanisms of Trade in Military Products in Collective Security Treaty Organization Countries // European Research Studies Journal, Volume XXI, Issue 3, 2018

2. Чернышева А.М., Дегтерева Е.А., Трофимова А. Внедрение образовательных инноваций систем как фактор повышения конкурентоспособности России в странах БРИКС / / Глобальный научный потенциал. - 2018. - №6 (87).

3. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 8 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. — М.: ЦСПиМ, 2018. — 536 с.

4. Официальный сайт - Рейтинг QS. [Электронный ресурс] URL: https://www.topuniversities.com/univer-sity-rankings/brics-rankings/2018 (Дата обращения 24.11.18г.)

Sources

1. A.M. Chernysheva, E.A. Degtereva, A.A. Trofimova Investigation of Financial Mechanisms of Trade in Military Products in Collective Security Treaty Organization Countries // European Research Studies Journal, Volume XXI, Issue 3, 2018

2. Chernysheva A.M., Degtereva E.A., Trofimova A. The introduction of educational system innovations as a factor in improving Russia's competitiveness in the BRICS countries / / Global scientific potential. - 2018. - №6 (87).

3. Export of Russian educational services: Statistical collection. Issue 8 / Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. - M .: TsSPiM, 2018. - 536 p.

4. Official site - QS Rating. [Electronic resource] URL: https://www.topuniversities.com/university-rank-ings/brics-rankings/2018 (Contact date 24.11.18)

В.А. Дианова - доцент кафедры МиМП к.э.н., Южный институт менеджмента ([email protected], 89183588232),

V. A. Dianova - Associate Professor of Mimp Ph. D. Southern Institute of management.

АДАПТАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПОСТОЯННО

МЕНЯЮЩЕЙСЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ADAPTATION STRATEGIES OF SMALL BUSINESS IN A CONSTANTLY CHANGING EXTERNAL ENVIRONMENT

Аннотация. В данной статье говориться, что малый бизнес развивается в сложной ситуации, когда конкурентная борьба в силу определенных объективных причин становиться его постоянным спутником. Здесь следует подчеркнуть и то, что деловая активность малого бизнеса сопровождается постоянной конкуренцией не только между малыми предприятиями, но и со средними и крупными компаниями. В такой ситуации адаптивность бизнеса может выступать в качестве эффективного средства достижения конкурентных преимуществ для субъектов малого бизнеса. При этом следует учитывать тот факт, что поиск оптимальной адаптационной стратегии для малых предпринимателей основывается на факторах объективного характера, к которым главным образом относятся социально-экономические условия, присущие для той или иной страны в конкретный исторический период. Особенности предпринимательской среды в России, с точки зрения экспертов, заключается в постоянной неопределенности, обусловленной непрерывными изменениями рыночных и институциональных условий, ограничивающих деловую активность малых предприятий и причиняя им существенный материальный ущерб. Ситуация неопределенности развития экономической среды, по мнению специалистов, складывается в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.