российские в Казахстан составили около 1 млрд. долл. за год, а казахстанские в Россию - 1 млрд 700 млн. долл.1.
Ценность подобных проектов заключается в том, что они создают реальные предпосылки для укрепления производственной кооперации в евразийском интеграционном проекте, используя общие интересы России и Казахстана в Каспийском регионе2. Итогом форума стало подписание ряда межправительственных и межрегиональных соглашений.
Завершая, можно констатировать, что отношения приграничных районов России и Казахстана являются главным базисом внешнеэкономической деятельности двух наших государств, а кроме того, представляют собой мощный и эффективный фактор их выхода на уровень полноценной интеграции - образования единого и взаимовыгодного экономического пространства. Обе страны должны максимально использовать выгоды от своего участия в ЕАЭС. И это возможно через развитие логистической сети, усиление транзитного потенциала, развитие международной торговли. С учетом того, что большая часть экономик носит сырьевой характер, это будет способствовать расширению сфер деятельности.
Ивочкина А.С. Состояние и перспективы приграничного сотрудничества России и Казахстана на современном этапе. В
настоящее время происходит процесс перехода двусторонних российско-казахстанских отношений на качественно новый уровень, который связан с формированием ЕАЭС. Фактически речь идет об объединении потенциалов двух стран для осуществления общего экономического прорыва.
Ключевые слова: Россия, Казахстан, ЕАЭС, приграничное сотрудничество, евразийская интеграция.
Ivochkina A.S. Contemporary Russia - Kazakhstan Frontier Cooperation: Condition and Prospects. Currently, there is a process of transition of bilateral relations of Russia and Kazakhstan to a qualitatively new level, which is associated with the formation of the EAEU. In fact, this is about combining the potential of the two countries to implement a common economic breakthrough.
Keywords: Russia, Kazakhstan, EAEU, cross-border cooperation, Eurasian integration.
1 Борисов А.В. Гуманитарная деятельность: подходы и проблемы // Дипломатическая служба, 2018, № 4, с. 66.
2 Жильцов С. Постсоветское пространство: итоги развития и новая конфигурация // Центральная Азия и Кавказ, 2018, т. 21, № 3, с. 7-19.
А.Л. СТРЕМОВСКАЯ кандидат философских наук, доцент кафедры политологии Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова
ЧЖАН ЧЖАНЬ соискатель кафедры политологии Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова*
Основные направления деятельности БРИКС по обеспечению устойчивого развития
В настоящее время обеспечение устойчивого развития является одной из наиболее важных глобальных проблем. Согласно докладу Комиссии Брундтланд «Наше общее будущее» (1987), под «устойчивым развитием» можно понимать такое развитие, «которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные по-требности»1. Решение данной проблемы предполагает не только изменения политики отдельных стран, но и совместную деятельность государств в рамках международных организаций, в том числе и БРИКС (объединения Бразилии, России, Индии, КНР и ЮАР).
Как пишет К. Киракоф, лидерство «таких организаций, как БРИКС и "Большая двадцатка"», может способствовать более эффективному глобальному управлению2, а для реализации 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР), заяв-
* Стремовская Алла Леонидовна, e-mail: [email protected]; Чжан Чжань, e-mail: [email protected]
1 Доклад всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития «Наше общее будущее». ООН, 1987, с. 59. Режим доступа: http://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (дата обращения: 10.02.19).
2 Kiracofe C.A. World in Transition: The BRICS Point the Way to Global Governance and Sustainable Development // Beijing Review, September 29, 2016, p. 28. Режим доступа: http://www.bjreview.com (дата обращения: 21.01.19).
ленных в Повестке дня ООН до 2030 г., необходима широкая поддержка и активная деятельность всего международного сообщества. Со времени первой встречи лидеров БРИК в Екатеринбурге в 2009 г. (в тот момент ЮАР еще не была присоединена; ЮАР стала членом БРИКС в 2010 г.) устойчивое развитие является одной из главных тем обсуждения. Как было отмечено в совместном заявлении лидеров стран БРИК в 2009 г., устойчивое развитие должно стать «основным направлением изменения парадигмы экономического развития» (п. 7)1.
Последнее десятилетие свидетельствует о возрастающей роли стран БРИКС на международной арене: их совокупная доля ВВП в мировой экономике возросла с 12% до 23%, вклад в мировой экономический рост достиг 50%2. Страны БРИКС не только стимулируют рост мировой экономики, но и стали важной силой, способствующей переходу к устойчивому развитию. Согласно данным Международного агентства по возобновляемым источникам энергии 2018 г., на долю БРИКС приходится 41,7% мировой совокупной мощности возобновляемых источников энергии3, что почти вдвое больше, чем доля пяти стран в мировом ВВП (23,3%)4. Это свидетельствует о быстром развитии «зеленой» энергии в странах БРИКС и отражает стремление этих государств не только развивать экономику, но и учитывать экологический аспект развития.
Согласно Киракофу, обеспечение «устойчивого развития на глобальном уровне невозможно без международной финансовой стабильности и обновленной финансовой архи -тектуры» и страны БРИКС всегда были сторонниками таких изменений. В результате появился Новый банк развития
1 Совместное заявление лидеров стран БРИК (г. Екатеринбург, Россия), 16.06.2009 // Официальный сайт председательства РФ в БРИКС. Режим доступа: http://www.brics2015.ru/load/17022 (дата обращения: 20.02.19).
2 The BRICS Mechanism Has Played an Important Role in Promoting Global Economic Development in the Past Decade // State Council Information Office of China [сайт] (на кит. яз.). Режим доступа: http://www.scio.gov.cn-/xwfbh/xwbfbh/wqfbh/35861/37071 /zy37075/ Document/1561976/1561976.htm (дата обращения: 22.01.19).
3 IRENA, Renewable Energy Statistics 2018, The International Renewable Energy Agency, Abu Dhabi, 2018. 348 p.
4 The World Bank Group, GDP (current US$) [website]. Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?end=2017&locations=Z A-RU-BR-CN-IN-1W&start=1960&view=chart (дата обращения: 22.01.19).
БРИКС, Евразийский банк развития и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций1.
Как пишет Сюй Сюцзюнь, основное направление деятельности Нового банка развития БРИКС заключается в финансировании «создания инфраструктуры и проектов в области устойчивого развития в странах БРИКС»2. При этом приоритетным в деятельности этого банка считается развитие «устойчивой инфраструктуры», которая отвечает критериям устойчивости не только в экономическом и финансовом плане, но и в социальном и экологическом. Предполагается, что проекты Нового банка развития БРИКС будут иметь положительное значение для социальной сферы и окружающей среды. Банк планирует уделять внимание возобновляемым источникам энергии, рациональному использованию энергии, экологически чистым видам транспорта, градостроительной маневренности, системам утилизации отходов и др.3. Согласно Общей стратегии Нового банка развития БРИКС на период 2017-2021 гг. около двух третей денежных средств банка должно быть выделено на развитие устойчивой инфраструктуры не только в странах БРИКС, но и в ряде других стран4.
Кроме того, на саммитах БРИКС в 2011 и 2012 гг. былo заявленo о намерении стран БРИКС поддерживать развитие инфраструктуры и ее индустриализации в рамках Нового партнерства для развития Африки (НЕПАД)5.
Здравоохранение - еще одно направление сотрудничества стран БРИКС. На 8-м совещании министров здравоохранения БРИКС в 2018 г. была отмечена приверженность стран
1 Kiracofe C.A. World in Transition: The BRICS Point the Way to Global Governance and Sustainable Development // Beijing Review, September 29, 2016, p. 29. Режим доступа: http://www.bjreview.com (дата обращения: 15.02.19).
2 Xu Xiujun. New Development Bank Forging Ahead Despite Challenges // China Today, September 13, 2017, p. 27.
3 Batista Jr.P.N. Facing Challenges Together: NDB's General Strategy // China Today, September 13, 2017, p. 26.
4 NDB. NDB's General Strategy: 2017-2021. NDB, 2017, p. 3. Режим доступа: https://www.ndb.int/wp-content/uploads/2017/08/NDB-Strategy.pdf (дата обращения: 26.02.19).
5 См.: Декларация, принятая по итогам саммита БРИКС 14.04.2011 // Официальный сайт Президента России. Режим доступа: http://kremlin.ru/supple-ment/907; Делийская декларация 29.03.2012 // Официальный сайт Президента России. Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/1189 (дата обращения: 27.02.19).
Повестке дня ООН на период до 2030 г. и достижению Целей в области устойчивого развития в этой области1.
С. Али и другие ученые в рамках исследования с помощью контент-анализа попытались выяснить, как ЦУР отражены в миссиях 25 ведущих транснациональных корпораций в странах БРИКС. Был сделан вывод о том, что несмотря на предпринимаемые попытки внедрения ЦУР не все цели реализуются компаниями («качественное образование», «борьба с изменением климата», «сохранение морских экосистем»). Самая большая степень реализации ЦУР была отмечена среди китайских компаний, а самая малая - среди южноафриканских2. В ходе исследования также оказалось, что российские и бразильские компании больше всего внимания уделяют цели 8 (обеспечение достойной работы и экономический рост), китайские и индийские - цели 9 («создание стойкой инфраструктуры, содействие ... индустриализации и инновациям»)3, а южноафриканские - цели 16 (обеспечение мира, правосудия и эффективных институтов)4. Данные ученые также отмечают, что, к сожалению, страны БРИКС недостаточно сотрудничают друг с другом по вопросам реализации ЦУР5.
Вместе с тем несмотря на то, что в миссиях компаний не говорится о необходимости обеспечения качественного образования, что можно объяснить тем, что образование не является прерогативой компаний, в действительности страны БРИКС уделяют большое внимание вопросам образования. В частности, в 2015 г. был создан Сетевой университет БРИКС - сеть из 56 высших учебных заведений «из всех пяти стран БРИКС», которые участвуют в совместных программах «в приоритетных областях, включая исследования
1 См.: Draft Joint Communiqué of the 8th BRICS Health Ministers Meeting 20th July 2018, Durban, South Africa. Режим доступа: https://www.ranepa.ru/eng/ima-ges/CIIR/BRICS/BRICS_health_2018.pdf (дата обращения: 18.02.19).
2 Ali S. et al. The Implementation of Sustainable Development Goals in "BRICS" Countries // Sustainability, 10(7), 2513, 2018, p. 1. Режим доступа: https://www.mdpi.com/2071 -1050/10/7/2513 (дата обращения: 15.02.19).
3 Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 г., с. 17. Режим доступа: https://undocs.org/ru-/A/RES/70/1 (дата обращения: 15.01.19).
4 Ali S. et al. The Implementation of Sustainable Development Goals in "BRICS" Countries, p. 8.
5 Ibid., p. 9.
БРИКС, экономику, водные ресурсы, информационные технологии, экологию и энергетику»1. По сути Сетевой университет БРИКС является образовательным проектом. Программы Сетевого университета могут быть как двусторонними, так и многосторонними и различаться по продолжительности (краткосрочные, магистерские программы и PhD). Наряду с этим могут быть выбраны разнообразные области проведения совместных исследовательских проектов2. Сетевой университет функционирует на основе принципов равенства и автономии участников. Президент Сетевого университета «ежегодно назначается страной-председателем БРИКС, при этом все стратегические решения принимаются коллективно Международным управляющим советом». Для принятия решения необходимо достижение консенсуса3.
В декларации, подписанной министрами образования стран БРИКС по результатам их шестой встречи в июле 2018 г., еще раз подтверждается приверженность Цели 4 Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. -«Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех»4. Вместе с тем среди сложностей «в выработке общих подходов» к обучению участников Сетевого университета О.А. Алексеенко называет наличие собственных образовательных стандартов и традиций в каждой стране5.
Помимо Сетевого университета БРИКС, существуют и другие организации и структуры, развивающие сотрудничество «между исследователями из разных стран БРИКС» в форме «совместных научно-исследовательских проектов, научных конференций и др.»6. Среди российских структур
1 Khomyakov M. Towards Sustainable BRICS Collaboration in Education // China Today, September 15, 2017, p. 25.
2 Memorandum of Understanding on Establishment of the BRICS Network University. November 18, 2015, p. 2. Режим доступа: https://nu-brics.ru/media/up-loads/filestorage/documents/MoU_SU_BRICS.pdf (дата обращения: 02.03.19).
3 Khomyakov M. Towards Sustainable BRICS Collaboration in Education // China Today, September 15, 2017, p. 25.
4 Cape Town Declaration on Education and Training. 10 July 2018, p. 2. Режим доступа: https://nu-brics.ru/media/uploads/filestorage/documents/final_declara-tion_10_july_2018_approved_by_ministers.pdf (дата обращения: 15.02.19).
5 Алексеенко О.А. Сетевой университет БРИКС и его роль в выстраивании новой архитектуры многостороннего взаимодействия в области образования и науки // Alma mater. Вестник высшей школы, 2017, № 9, c. 41.
6 Там же, c. 42.
это, в частности, Национальный комитет по исследованию БРИКС и Ассоциация научно-образовательных центров стран БРИКС. Также функционируют «несколько центров по исследованиям БРИКС в российских вузах»1. Кроме того, был создан Совет экспертных центров БРИКС, целью которого является «обмен идеями между ведущими экспертами, представителями научного сообщества и исследовательскими центрами пяти стран»2.
Еще один важный аспект - совместная публикационная активность ученых стран БРИКС. Согласно докладу о конкурентоспособности в области инноваций стран БРИКС 2017 г. по участию в совместных публикациях ученых из стран БРИКС лидирует Китай: «количество таких публикаций с участием китайских авторов выросло с 7,8 тыс. в 2000 г. до 88,7 тыс. в 2015 г.»3. При этом для российских, бразильских и индийских исследователей аналогичный показатель составил в 2015 г. 20,3 тыс., 18,9 тыс. и 16 тыс. соответственно, а южноафриканские исследователи оказались соавторами только 8,2 тыс. подобных публикаций. Вместе с тем «доля совместных с исследователями из стран БРИКС публикаций китайцев от общего числа совместных международных публикаций» составила всего 3%; для Бразилии такой показатель был 9%, для России - 10%, для Индии - 11%, а для ЮАР - 15%4.
В целом, как отмечается в докладе о инновациях, «страны БРИКС много вкладывают в научные исследования и разработки» и совокупные «расходы на НИОКР в год составляют примерно 17% от мировых расходов» в этой области, а «экспорт высоких технологий достигает почти 6 трлн. долл., или примерно 28% общего мирового показате-ля»5. Авторы доклада указывают на рост вклада стран БРИКС в глобальную научную деятельность, технологии и инновационные разработки6.
1 Там же.
2 О СЭЦ // Национальный комитет по исследованию БРИКС, Россия [сайт]. Режим доступа: http://nkibrics.ru/pages/about-cce (дата обращения: 18.02.19).
3 BRICS Innovative Competitiveness Report 2017 /Ed. by Zhao Xinli et al. Beijing, 2017, p. 18.
4 Ibidem.
5 Ibid., p. 5.
6 Ibidem.
Следует также отметить, что 28 октября 2015 г. была подписана Московская декларация о сотрудничестве стран БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций. В ней говорится о планах создания «рабочих групп по сотрудничеству в рамках крупных исследовательских структур и по финансированию совместных исследовательских проектов стран БРИКС»1.
Согласно докладу Дж. Сакса и других ученых о достигнутом прогрессе в реализации ЦУР в 2018 г. страны БРИКС занимают относительно низкие позиции: Китай, Бразилия и Россия занимают 54-е (оценка: 70,1), 56-е (оценка: 69,7) и 63-е место (68,9) соответственно; Южная Африка (60,8) и Индия (59,1) занимают 107-е и 112-е место соответственно среди 156 стран2. Развитые страны занимают первый ряд рейтинга: первое место занимает Швеция с оценкой 85,0, а США занимают 35-е место с оценкой 73,03. В данном докладе оценка -это процент достижения 17 целей ЦУР, например, оценка России - 68,9 свидетельствует о том, что 17 целей ЦУР были достигнуты на 68,9% по сравнению с идеальным состоянием. Если рассмотреть оценку конкретных показателей, то становятся более очевидными достижения разных стран, например, Россия лидирует в достижении трех целей ЦУР (ЦУР 1 -ликвидация бедности, ЦУР 4 - качественное образование и ЦУР 15 - защита и восстановление экосистем суши) по сравнению с США, а также другими странами БРИКС4. Другие страны БРИКС тоже имеют свои сравнительные преимущества в реализации ЦУР. Для Китая это ЦУР 10 («уменьшение неравенства») и ЦУР 16 («мир, правосудие и эффективные институты»), для Бразилии - ЦУР 6, 7, 13, 14 (экологические цели), для Индии - ЦУР 12 (рациональная модель потребления и производства), а ЮАР - ЦУР 5 («ген-дерное равенство») и ЦУР 17 (глобальное партнерство)5. В принципе во всех этих направлениях можно найти точки
1 Министры науки, технологий и инноваций стран БРИКС подписали декларацию о сотрудничестве. 29.10.15 // Официальный сайт председательства РФ в БРИКС. Режим доступа: http://brics2015.ru/allnews/20151029-/623936.html (дата обращения: 18.02.19).
2 Sachs J. et al. SDG Index and Dashboards Report 2018. N.Y., 2018, p. 16-17.
3 Ibid., p. 16.
4 Ibid., p. 69-72.
5 Ibidem.
соприкосновения в рамках БРИКС, что в результате улучшило бы реализацию ЦУР в БРИКС.
Кроме того, в 2018 г. на 10-м саммите БРИКС была принята Йоханнесбургская декларация, где указано, что с целью обеспечения устойчивого развития страны БРИКС будут сотрудничать в таких сферах как сельское хозяйство (п. 25), циркулярная экономика (тип экономики, для которой «характерна минимизация потребления первичного сырья и объемов перерабатываемых ресурсов» и «воспроизведение . принципов ресурсной эффективности и безотходности»1) (п. 26), водные ресурсы (п. 28), сохранение биоразнообразия (п. 30) и устойчивое использование морских ресурсов (п. 31)2. Таким образом, сотрудничество стран БРИКС по вопросам устойчивого развития в настоящее время охватывает не только сферу экономики, финансов, образования, науки и здравоохранения, но и экологию.
В последние годы расширяется круг влияния БРИКС. На саммите БРИКС 2017 г. в Сямэне был объявлен новый формат сотрудничества БРИКС-плюс. Были приглашены к диалогу лидеры таких стран, как Мексика, Египет, Гвинея, Таиланд и Таджикистан, что, по мнению директора Центра сотрудничества БРИКС Пекинского педагогического университета Ван Лэя, «обогащает содержание сотрудничества БРИКС» и увеличивает «сеть глобального парнерства БРИКС»3. Я.Д. Лисоволик также высоко оценивает формат БРИКС-плюс и считает, что такой формат предоставляет возможность перехода от парадигмы «центр - периферия» к «подлиному устойчивому развитию»4. БРИКС-плюс характеризуется «многополярностью» и «децентрализованностью»5,
1 Пахомова Н.В., Рихтер К.К., Ветрова М.А. Переход к циркулярной экономике и замкнутым цепям поставок как фактор устойчивого развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 2017, т. 33, вып. 2, c. 245-246.
2 Йоханнесбургская декларация Десятого саммита БРИКС, 26.06.2018 // Официальный сайт Президента России. Режим доступа: http://kremlin.ru/sup-plement/5323 (дата обращения: 10.02.19).
3 Wang L What "BRICS+" Adds to BRICS. 04.09.2017 // The Ministry of Commerce of the People's Republic of China [сайт] (на кит. яз.). Режим доступа: http://cafiec.mofcom.gov.cn/article/zjsj/201709/ 20170902637901 .shtml (дата обращения: 26.02.19).
Лисоволик Я.Д. БРИКС-плюс: альтернативная глобализация // Валдайские записки, 2017, (69). Режим доступа: http://ru.valdaiclub.com/fi-les/22124/ (дата обращения: 26.02.19).
5 Ibidem.
что может оказать положительное влияние на реализацию устойчивого развития не только внутри группы БРИКС, но и других развивающихся и неразвитых стран. При этом,
согласно Ван И, «на каждом саммите формат "БРИКС-плюс"
1
может меняться или же отсутствовать вовсе» .
В заключение следует отметить, что к наибольшим достижениям БРИКС, способствующим реализации ЦУР, можно отнести создание Нового банка развития БРИКС и Сетевого университета БРИКС. Проведенный анализ также показал, что было заявлено много планов о совместной деятельности стран БРИКС, однако на деле не так много было сделано сообща для обеспечения устойчивого развития, вероятно, ввиду существования больших различий между странами. Для успешной реализации целей в области устойчивого развития все-таки, прежде всего, необходимо учитывать социокультурную специфику конкретной страны и осуществлять соответствующую внутреннюю политику. При этом можно предположить, что, несмотря на относительно низкий рейтинг стран БРИКС по реализации ЦУР по сравнению с западными странами, по мере дальнейшего развития отдельных стран БРИКС и укрепления сотрудничества между ними, роль БРИКС в реализации устойчивого развития будет возрастать. В настоящее время у БРИКС есть хороший потенциал для создания новых возможностей перехода к устойчивому развитию для других менее развитых стран через формат БРИКС-плюс, Новый банк развития БРИКС и Сетевой университет БРИКС.
Стремовская А.Л., Чжан Чжань. Основные направления деятельности БРИКС по обеспечению устойчивого развития.
В статье рассматривается реализация глобальных Целей в области устойчивого развития в странах БРИКС. Показано, что к наибольшим достижениям следует отнести создание Нового банка развития БРИКС и Сетевого университета БРИКС. Вместе с тем большие различия между странами являются основным препятствием для активной совместной деятельности БРИКС по обеспечению устойчивого развития.
1 Лидеры стран БРИКС обсудят вопросы сотрудничества и развития. 03.09.17. РИА Новости. Режим доступа: https://ria.ru/20170903/1501642432.html (дата обращения: 01.03.19).