Научная статья на тему 'Сетевой университет: опыт научно-образовательного сотрудничества БРИКС'

Сетевой университет: опыт научно-образовательного сотрудничества БРИКС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ / БРИКС / СПЕЦИАЛИСТЫ / ОБМЕН ОПЫТОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черепанова Ирина Александровна

В статье раскрываются особенности работы сетевого университета стран блока БРИКС. Анализируются возможности для взаимодействия университетов, налаживания культурных, деловых связей, дополнительной возможностью образовательных обменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевой университет: опыт научно-образовательного сотрудничества БРИКС»

The Newman In Foreign Policy № 43 (S7), июль-август 2G1S г.

59

УДК 327.7

СЕТЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ:

ОПЫТ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА БРИКС

Черепанова И. А., студентка Томского Государственного Университета, г. Томск

В статье раскрываются особенности работы сетевого университета стран блока БРИКС. Анализируются возможности для

взаимодействия университетов, налаживания культурных, деловых связей, дополнительной возможностью образовательных обменов.

Ключевые слова: сетевой университет, БРИКС, специалисты, обмен опытом

NETWORK UNIVERSITY: EXPERIENCE OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL COOPERATION OF BRICS

Cherepanova I., student of Tomsk State University, Tomsk

The article reveals the peculiarities of the network university of the BRICS countries. Possibilities for interaction of universities, establishment of cultural, business ties, additional opportunity of educational exchanges are analyzed.

Keywords: network university, BRICS, specialists, experience exchange

БРИКС - это межгосударственное объединение пяти стран (Бразилия, Российская Федерация, Индия, Китай и ЮАР) с наиболее высокими темпами экономического развития, идея создания которого появилась в первые годы XXI столетия (2000-2001 г. г.) как альтернативный способ межгосударственного сотрудничества, реформирующий

существующий порядок международной системы. «БРИКС» как феномен первоначально использовался лишь в научных кругах, однако с 2006 года начал получать широкую огласку на международных встречах, посвященных задачам решения национальных проблем и расстановки приоритетов развития, которые действительно оказались общими для указанных стран.

Страны БРИКС - разбросаны географически, однако совокупная территория составляет примерно одну четвертую всей сухопутной части планеты, на которой проживает 42 % мирового населения; совместная доля ВВП стран составляет около 27% мирового валового продукта1, в чем не последнюю роль играют природные богатства, которыми страны БРИКС также щедро одарены. Реализация общих проектов в подобном масштабе повлечет за собой изменения не только в данных государствах, но повлияет на остальных участников международных отношений, а потому процессы, проходящие в БРИКС, являются объектом подробных научных исследований.

На протяжении всех встреч особое внимание уделялось вопросам развития науки и образования в рамках экономического партнерства БРИКС. На первом втором Саммитах участники подтвердили намерение

продвигать сотрудничество стран в области

2

науки, культуры и спорта , и впоследствии уже перешли к более активной политике. На третьем саммите было решено проводить симпозиумы научных центров БРИКС с целью создания сети исследовательских центров на

3

территории всех стран-участниц , на четвертом - расширить каналы связи, программы обменов и контактов в данной области4. Однако кульминацией сотрудничества в данной области стало подписание Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве (2015 г.)5, одобренное в 56 статье Форталезской декларации6.

Данный документ стал нормативной базой для проведения дальнейших совместных мероприятий, запустил механизм реализации образовательных проектов, одним из которых стало создание Сетевого Университета БРИКС (СУ БРИКС).

В рамках данного проекта была создана рабочая группа для разработки принципов СУ БРИКС (2 марта 2015 г.). Первое заседание прошло в России, поскольку в 2015 году она получила председательство. На нем обсуждались общие принципы создания

1Об участии России в межгосударственном объединении БРИКС [http://brics.mid.ru/rossia-v-briks]

2 Совместное заявление глав государств и правительств II Саммита БРИК (г. Бразилиа, Бразилия, 2010)

3 Sanya declaration (2011, Sanya, China)

4 Delhi declaration (2012 New Delhi, India)

5 Memorandum of Understanding on Youth policy (2015)

6 Fortaleza declaration (2014 Fortaleza, Brazil)

The Newman In Foreign Policy № 43 (87), июль-август 2018 г.

60

СУ, вопросы признания дипломов и ученых степеней, а также учреждения Совета по оценке качества образования. На VII Саммите в г. Уфа проекты СУ БРИКС и Лига Университетов БРИКС выделились как отдельный самостоятельный проект, который был официально оформлен подписанием Меморандума о взаимопонимании о создании сетевого университета БРИКС.

Согласно этому Меморандуму -«Сетевой университет БРИКС (...) представляет собой объединение

образовательных организаций высшего образования стран БРИКС (...), СУ БРИКС является образовательным проектом, направленным на разработку

преимущественно двусторонних /

многосторонних краткосрочных совместных образовательных программ, магистерских и аспирантских программ обучения, а также совместных научно-исследовательских

проектов в различных сферах в соответствии с общими стандартами и критериями качества, при условии соответствия результатов обучения участников СУ БРИКС государственным стандарта».1

Задача СУ - воспитать высококвалифицированных специалистов для новой экономики, способных подстраиваться под современные быстроменяющиеся условия, рационально мыслить в критических ситуациях и выдавать высочайший результат. Важными особенностями СУ должны стать непрерывность образовательного процесса, наличие постоянных курсов повышения квалификации, что в конечном счете приведет к стабильному экономическому росту и процветанию экономик стран БРИКС.

В основе работы Сетевых Университетов лежат шесть принципов:

1) Открытость: допуск любых организаций, непосредственно занимающихся сферой образования, к присоединению к СУ.

2) Нацеленность на реализацию совместных научно-исследовательских, а также инновационных проектов; образовательных программ; студенческой и преподавательской мобильности для прохождения долгосрочных и краткосрочных курсов.

3) Качество этих программ и проектов.

1 Article 1, Memorandum of Understanding on Establishment of the BRICS Network University (2015)

4) Равноправие, независимость и самостоятельность участников СУ.

5) Вовлечение в совместную деятельность.

6) Уважение культур, национальных законодательств.

Приоритетными направлениями на этапе учреждения данной сети являются исследования стран БРИКС, экология и изменение климата, водные ресурсы и борьба с загрязнениями, экономика, энергетика, информатика и информационная безопасность.

Поскольку образовательные системы пяти государств разительно отличаются друг от друга, перед БРИКС стоит задача не унифицировать их, а выработать лишь общие подходы в отношении немеченого результата, принципы итоговой аттестации, по окончании которой выдается диплом (сертификат) данного учебного заведения, и нормативную основу для его признания во всех этих пяти странах.

Для координации управления такой сложной структуры как Сетевые Университеты должна быть четкая административная система. Такие органы и были созданы: Международный управляющий совет (МУС), Национальный координационный комитет (НКК) совместно с другими уполномоченными государственными структурами и

Международные тематические группы (МТГ) по вышеуказанным приоритетным для БРИКС областям. В рамках министерской встречи на Саммите 2016 г. в Гоа (Индия) были созданы рабочие группы по высшему, среднему и дистанционному образованию.

В нижеуказанной таблице

классифицируем перечисленные органы по уровню относительно друг друга, набору функций и полномочий и составу представителей:

Таблица 1

Управляющие органы СУ БРИКС

Название органа Категория Полномочия Состав

МУС Основной управляющий орган Непосредственно деятельность организации, выработка стратегинразвитня, оценка результате в ПоЗ представиталя от каждой страны БРИКС

НКК Национальный управляющий орган Реализация одобренных вышестоящим органом проектов Участники СУ (вт. ч. не менее 2х представителен от мшшстерсгЕа образования)

МТГ Специальный орган Обеспечение образовательной деятельности по шести выделенным приоритетным направлениям Назначаются членами НКК

The Newman In Foreign Policy № 43 (87), июль-август 2018 г.

61

Таким образом, штат трех основных органов обеспечивает сопровождение различных мер с момента их выработки на самой высокой инстанции до

непосредственного этапа реализации и взаимодействия с внешней средой.

Реализация проектов осуществляется за счет постоянного финансирования, источником которого являются бюджеты университетов каждой страны-участницы по отдельности. Средства предоставляются путем выделения грантов, благотворительных пожертвований, целевых фондов и др. Ответственной за организацию

межгосударственных встреч, а также оплату транспортных расходов внутри страны, аренду помещений является председательствующая в данный год страна. Расходы представителей на питание, проживание и трансфер до страны, в которой проводится встреча покрываются отправляющей стороной.

Для определения круга университетов, которые войдут в число СУ БРИКС, министерства проводят отбор по следующим критериям: позиция в рейтинге университетов БРИКС; число курсов, которые преподаются на английском языке; доля иностранных студентов и преподавателей из стран БРИКС, а также имеющих академический опыт обучения в странах БРИКС; количество научных публикаций; объем НИОКР. Общее число университетов от каждой страны не должны

его правовой базы, обозначению общих целей и принципов сотрудничества, и сейчас Сетевой Университет БРИКС находится на финальном этапе организационной работы, о чем можно судить по первым встречам, проводимым уже непосредственно на гражданском уровне. Об этом свидетельствует конференция «БРИКС: Сотрудничество в целях развития. Сетевые университеты и международный рынок труда» (26 - 27 октября 2016 г., РУДН), главной темой которой является трудоустройство выпускников СУ и налаживание контактов с работодателями (постепенный переход от теории - к практике).

Тем не менее, на официальном сайте организации вплоть до настоящего момента отсутствует какая-либо статистическая и фактическая информация о результатах проекта, кроме как наличие данных о нормативной базе и структуре. Несмотря на это было бы абсолютно неверным говорить о неэффективности «СУ» или о его нерабочем состоянии. Несомненно, существуют сложности в организации встреч на высшем министерском уровне, чем можно объяснить некоторую заторможенность в принятии решений. Однако функционирование Сетевого Университета БРИКС есть практическая реализация обменных образовательных программ, первая из которых запущена в 2017 г., потому и рационально говорить его эффективности станет возможным уже в самом

превышать двенадцати; а их контакты будут устанавливаться на ежегодных конференциях Сетевого университета.

За полтора года с момента создания СУ была проведена активная работа по выстраиванию структуры проекта, подготовке

ближайшем будущем. На данный же момент проект имеет обширную базу для будущего высокоэффективного сотрудничества в межрегиональном масштабе.

В июле 2018 года БРИКС будет отмечать свое девятилетие. Организация еще

The Newman In Foreign Policy № 43 (87), июль-август 2018 г.

62

молода, поэтому не стоит ожидать глобальных результатов, особенно говоря о ней как действительно межрегиональной, соединившей разные культуры, экономические системы, традиции таких стран как Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южную Африку. Подобные различия являются главным фактором торможения функционирования организации. В дополнение к этому, нельзя забывать об отсутствии общих границ БРИКС, а это вызывает дополнительные транспортные затраты.

Однако форсировать процесс выработки общих принципов и установки взаимопонимания было бы неверным, поскольку в этом случае, непосредственно реализуя тот или иной проект, стороны столкнулись бы со сложностями, вызванными недоработкой правовых документов, отсутствием необходимых инструментов, неправильной трактовкой расплывчатых положений документов или вовсе полной потерей доверия.

Говоря о сотрудничестве в сфере образования, даже в наихудшем варианте развития событий БРИКС станет полезной платформой для взаимодействия

университетов, налаживания культурных, деловых связей, дополнительной

возможностью образовательных обменов. Получив долю автономии, СУ БРИКС становится способным лавировать и действовать в независимости от встреч глав государств, устанавливать новые контакты. Поэтому взаимодействие на этом уровне является наиболее реальным, перспективным и эффективным. Вопрос стоит только в его большей или меньшей степени.

Таким образом, БРИКС - организация, обладающая исключительным потенциалом благодаря такому членству государств. Грамотно оформленные решения несомненно могут превратить БРИКС в международную платформу по обмену лучшими практиками и технологиями в сфере высшего образования, а значит и разрешению экономических, культурных и социальных проблем.

Список источников и литературы:

1. Совместное заявление глав

государств и правительств II Саммита

БРИК (г. Бразилиа, Бразилия, 2010)

2. BRICS - Building education for the future. Recommendations for cooperation- Paris: UNESCO. [http://unesdoc.unesco.org/images/0022/0 02296/229692e.pdf] (Дата обращения -02.04.2018 г.)

3. Delhi declaration (2012 New Delhi, India)

4. First BRICS youth summit 2015 action plan - P. 6 [ http://infobrics.org/wp-content/uploads/2016/01/FIRST_BRICS_ YOUTH_SUMMIT_2015_ACTION_PL AN1.pdf] (Дата обращения - 02.04.2018 г.)

5. Fortaleza declaration (2014 Fortaleza, Brazil)

6. Memorandum of Understanding on Establishment of the BRICS Network University (2015), Article 1

7. Memorandum of Understanding on Youth policy (2015)

8. QS University Rankings: BRICS 2016 [http://www.topuniversities.com/universit y-rankings/brics-

rankings/2016#sorting=rank+country=+st ars=false+search=] (Дата обращения -05.04.2018 г.)

9. Sanya declaration (2011, Sanya, China)

10. Министры образования подписали основной документ университета БРИКС

[https://ria.ru/society/20151118/13234568 09.html] (Дата обращения - 12.03.2018 г.)

11. Об участии России в межгосударственном объединении БРИКС [http://brics.mid.ru/rossia-v-briks] (Дата обращения - 25.03.2018 г.)

12. Первая программа Сетевого университета БРИКС стартует в 2017 году

[https://ria.ru/world/20160930/147822478 1.html (Дата обращения-07.03.2018 г.)

Работа — официальный участник I международной научно-практической конфе-ренции, посвященной 70-летию со дня принятия Всеобщей декларации прав человека «Международные подходы к новым практикам воспитания и гражданского образования», 6 августа 2018 года в г. Красноярск.

Секция: Образовательные практики на платформе сетевых университетов международных организаций (ШОС, БРИКС и другие)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.