Изменение и развитие повестки будущих председательств БРИКС1
Ш. Гуо, Х. Чжан, В. Ши
Гуо Шуюн — профессор, декан Школы международных и публичных отношений Шанхайского университета международных исследований; China, Shanghai 200083, 550 Dalian Road (W); E-mail: syguo@ shisu.edu.cn
Чжан Ханьвэнь — соискатель PhD в Школе международных и публичных отношений Шанхайского университета международных исследований; China, Shanghai 200083, 550 Dalian Road (W); E-mail: [email protected]
Ши Вэйпин — соискатель PhD в Школе международных и публичных отношений Шанхайского университета международных исследований, Ассоциированный профессор Шанхайского университета традиционной китайской медицины; China, Shanghai 200083, 550 Dalian Road (W); E-mail: [email protected]
В 2009 г. в Екатеринбурге состоялся первый саммит лидеров БРИКС. С тех пор термин «БРИКС» постепенно эволюционировал, превратившись из научной концепции в реальный механизм сотрудничества, который играет все возрастающую роль на мировой политической арене. За прошедшие десять лет обсуждаемая в рамках саммитов БРИКС повестка последовательно обогащалась, а принимавшиеся лидерами БРИКС совместные планы действий отличали прагматизм и эффективность. Данная статья посвящена, во-первых, изучению повестки десяти прошедших саммитов БРИКС и оценке факторов, влияющих на ее формирование. Во-вторых, в статье прослеживаются развитие повестки БРИКС и произошедшие в ней за десять лет изменения. В-третьих, анализируются тренды, которые могут определить будущую повестку объединения, а также имеющиеся ожидания и планы развития механизма сотрудничества БРИКС. Цели настоящей статьи: проследить развитие и изменение повестки саммитов БРИКС за прошедшие десять лет; обобщить основные факторы, влияющие на изменение повестки БРИКС; на основе анализа выявленных факторов спрогнозировать возможное развитие повестки БРИКС в будущем, а также изучить комплексные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются страны БРИКС в сложившейся международной обстановке, сформулировать аргументированные предложения по их преодолению через сотрудничество и рекомендации по продвижению будущего сотрудничества.
Ключевые слова: БРИКС; повестка саммита; глобальное управление; развивающиеся державы
Для цитирования: Гуо Ш., Чжан Х., Ши В. (2019) Изменение и развитие повестки будущих председательств БРИКС // Вестник международных организаций. Т. 14. № 2. С. 126—149 (на русском и английском языках). DOI: 10.17323/1996-7845-2019-02-05.
1 Статья поступила в редакцию в октябре 2018 г.
Перевод выполнен П.А. Дорониным, н.с. Центра исследований международных институтов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Введение
Аббревиатуру БРИКС образуют первые буквы англоязычных наименований пяти стран: Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки. Эти пять стран расположены на четырех континентах в двух полушариях. Суммарно их территория занимает 29,6% мировой поверхности суши, а доля в мировом населении составляет 42,6% [National Bureau of Statistics of China, 2017]. Термин «БРИКС» (де-факто «БРИК». — Примеч. пер.) возник в 2001 г. Именно тогда в докладе Building Better Global Economic BRICs главный экономист Goldman Sachs Джим О'Нил ввел аббревиатуру БРИК для коллективного обозначения Бразилии, России, Индии и Китая как группы наиболее динамично растущих развивающихся экономик [O'Neill, 2001]. В опубликованном Goldman Sachs в 2003 г. новом исследовательском докладе Dreaming with BRICs: The Path to 2050 прогнозировалось, что к 2050 г. страны БРИК вместе с США и Японией составят первую шестерку крупнейших экономик мира по паритету покупательной способности [Wilson, Purushothaman, 2003]. Позднее появились новые отчеты и исследования различных компаний и организаций, что принесло концепту БРИК дополнительную популярность. Изначально концепт БРИК стал востребованным в среде бизнеса и инвестиций на волне «хайпа», организованного инвестиционными банкирами и участниками международных финансовых рынков. Однако по мере усиления экономических и торговых связей и постепенного формирования идентичности объединения база сотрудничества стран БРИК значительно расширилась, распространившись, в том числе, на неинституционализированные форматы сотрудничества по политическим вопросам. По инициативе России в сентябре 2006 г. в рамках Генеральной Ассамблеи ООН состоялась первая встреча министров иностранных дел в формате БРИК, а уже в июне 2009 г. в Екатеринбурге прошел первый саммит лидеров БРИК. В ноябре 2010 г., в рамках саммита G20 в Сеуле, Южная Африка официально подала заявку на присоединение к механизму сотрудничества БРИК. К настоящему моменту состоялось десять саммитов БРИКС на уровне лидеров стран, на которых удалось достичь значительных результатов и важных компромиссов по многим вопросам (табл. 1, 2).
Четыре фактора, влияющих на повестку БРИКС
Внутренний фактор: общая идентичность развивающихся держав
Крайне важным аргументом в пользу появления БРИКС стало то, что все страны объединения относятся к числу развивающихся держав, являются выразителями экономических интересов развивающихся стран и с высокой степенью вероятности способны стать ведущими экономическими державами в будущем, учитывая высокие темпы экономического роста, высокую населенность, территорию и совокупную силу [Zhu, 2010].
Исходя из общих для всех участников объединения характеристик страны БРИКС постепенно формируют механизм сотрудничества для достижения общих интересов и реализации совместных планов действий — на основе их взаимодополняемости и схожести. Еще больший потенциал экономического сотрудничества между пятью странами может быть раскрыт вследствие их конкурентных преимуществ — с точки зрения наличия ресурсов и структуры промышленности. Страны БРИКС являются крупнейшим генератором экономического роста межконтинентального значения из числа развивающихся стран со средним уровнем дохода [Budhwar et al., 2017]. Они обладают
крупнейшим в мире населением, в особенности Индия и Китай, и в последние два-три десятилетия переживали стремительный экономический рост, который лишь недавно сменился незначительным спадом [НотИг, Budhwar, 2015, р. 4]. Россию называют «всемирной бензоколонкой» из-за ее запасов нефти и природного газа. Россия также может гордиться развитой фундаментальной наукой и процветающими аэрокосмическим и военно-промышленным комплексами. Индию окрестили «мировым офисом» благодаря ее лидерству в компьютерной промышленности и разработке программного обеспечения, в то же время индийская продукция промышленного производства относительно неконкурентоспособна. В восприятии Бразилии преобладают ее развитое сельское хозяйство и «чистые технологии»; вследствие богатства минеральными ресурсами Бразилию также называют «мировой сырьевой базой». Южная Африка получила признание как ворота в Африку и плацдарм для развития Африканского континента в целом, обладает огромными ресурсами и передовыми технологиями горнодобычи [Ы, 2013]. Страны БРИКС тесно связаны общей идентичностью и интересами. С одной стороны, страны БРИКС отличаются от развитых стран, представленных в 07; с другой — они отличаются от обычных развивающихся стран по своему масштабу, скорости и потенциалу развития, а также по амбициям на международной арене. Участники БРИКС как страны с формирующимся рынком и члены 020 связаны общими интересами по вопросам оптимизации структуры промышленности, реформирования системы управления мировой экономикой, повышения их статуса в международной системе и участия в глобальном управлении [Ы, Хи, 2015]. В условиях мировой экономической системы, в которой доминируют западные страны, страны — члены БРИКС более чувствительны к последствиям глобального финансового кризиса и давлению со стороны протекционизма в мировой торговле. Поэтому им необходимо выступать единым голосом и предпринимать совместные усилия, чтобы обеспечить более благоприятное международное окружение для собственной трансформации и развития.
Десять лет назад пять стран БРИКС сплотила общность глобальных целей и стремление к миру, безопасности, развитию и сотрудничеству. Оказывая поддержку развитию и мультилатерализму, страны БРИКС работают сообща в интересах более честного, равноправного, справедливого, демократического и представительного мирового политического и экономического порядка. Руководствуясь общими целями и устремлениями, страны БРИКС при формировании повестки своих саммитов должны исходить из международных и региональных вопросов, представляющих общий интерес. Повестка БРИКС нацелена на поддержание равенства и солидарности, открытости и инклюзивности, построение открытой мировой экономики и углубление сотрудничества с формирующимися рынками и развивающимися странами. Повестка указывает направление для совместной работы стран БРИКС в интересах достижения взаимовыгодных результатов и общих целей развития, а также для постоянного расширения практического сотрудничества БРИКС, от которого выигрывает мир в целом. Под воздействием указанных внутренних факторов за годы работы объединения были сформулированы различные повестки саммитов и планы совместных действий в соответствии с целями развития стран БРИКС.
Внешние факторы: международная политическая ситуация
и уровень экономического развития
В основе формирования повестки БРИКС лежит общий уровень развития стран, входящих в это объединение, но она также зависит и от международной ситуации. Сотрудничество стран БРИКС необходимо рассматривать в общем контексте мирового
развития и эволюции международной системы. Мы переживаем великую эпоху развития, трансформации и адаптации. Мир сегодня становится все более многополярным, экономика — глобальной, растет культурное многообразие, происходит цифровиза-ция общества. «Закон джунглей», где сильные охотятся на слабых, и «игра с нулевой суммой» более неприемлемы; всеобщим устремлением всех народов являются жизнь в мире, развитие и сотрудничество по модели выигрыша для всех (win-win). На этом фоне многие страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны выходят на передний план, играя все более важную роль в международных процессах.
Внезапный мировой финансовый кризис 2008 г. ввел мировую экономику в ступор, и до сих пор она полностью не восстановилась. Столкнувшись с внешним шоком, пять стран БРИКС использовали свои сильные стороны и совпадающие интересы и создали движимый лидерами БРИКС механизм сотрудничества, охватывающий широкий круг тем и различные уровни взаимодействия. Был запущен ряд крупных кооперационных проектов. В частности, Новый банк развития и Пул условных валютных резервов БРИКС стали источником финансирования для строительства инфраструктуры и проектов в сфере устойчивого развития в странах БРИКС, способствуя более эффективному управлению глобальной экономикой и появлению международной финансовой «подушки безопасности». За последние десять лет совокупный ВВП стран БРИКС вырос на 179%, торговля - на 94%, а городское население - на 28%. Все это в значительной степени способствовало стабилизации мировой экономики и возвращению ее на траекторию роста, а также принесло ощутимые выгоды для более чем 3 млрд человек [National Bureau of Statistics of China, 2017]. Страны БРИКС выступили драйвером реформирования системы управления глобальной экономикой с целью повышения представленности и роли в ней формирующихся рынков и развивающихся стран. Предпринятые странами БРИКС действия, направленные на совершенствование и повышение инклюзивности международных институтов и систем, вносят свой вклад в построение новой системы международных отношений и мирового порядка [Guo, Shi, 2015]. Страны БРИКС стремятся к тому, чтобы в полном объеме нести свою долю международной ответственности в сложных условиях мировой политической ситуации, связанных с непрекращающимися региональными конфликтами, все более заметными нетрадиционными вызовами безопасности и угрозами международного терроризма. Страны БРИКС, приверженные принципам мультилатерализма, честности и справедливости, излагают свои позиции по основным региональным и международным проблемам и выдвигают собственные предложения по их решению. Они всегда выступают за мирное урегулирование споров политическими и дипломатическими методами.
Очевидно, что развитие повестки БРИКС всегда четко следовало за изменениями в международной политической и экономической структуре. После экономического кризиса 2008 г. повестка БРИКС была по большей части сосредоточена на экономических вопросах, уделяя основное внимание тому, какие могут быть предприняты действия для преодоления обусловленных кризисом низких темпов экономического роста. После саммита 2011 г. в Санье сфера обсуждаемых в рамках БРИКС тем постепенно расширилась от экономических и политических приоритетов до гуманитарных и социальных вопросов. В соответствии с общей линией развития международного сообщества страны БРИКС начали проводить различные дополнительные мероприятия, такие как городские форумы, встречи министров здравоохранения, мероприятия, направленные на развитие сотрудничества в области культуры, спорта, науки и технологий. Таким образом, ситуация в международной политической и экономической системе, социальные тренды являются внешним фактором, влияющим на повестку БРИКС.
Ключевой фактор: Устав ООН
Повестка БРИКС — это механизм сотрудничества, функционирующий в рамках, предусмотренных ООН, и все предыдущие декларации саммитов БРИКС подтверждают поддержку странами БРИКС Устава ООН. До 2016 г. в повестке БРИКС раз за разом отмечались важность Целей развития тысячелетия (ЦРТ) ООН и их достижения, а также возможное воздействие экономического и финансового кризиса на перспективы достижения ЦРТ в беднейших странах. Страны БРИКС подчеркивали готовность предпринимать постоянные усилия для достижения ЦРТ к 2015 г., включая участие в техническом сотрудничестве и поддержку беднейших стран в случае чрезвычайной ситуации, чтобы последние могли реализовывать политику, нацеленную на развитие, и обеспечивать социальную защищенность своих граждан [БЫС8, 2011]. В частности, страны БРИКС призывали международное сообщество при принятии всех мер, необходимых для искоренения бедности, повышения социальной инклюзивности и устранения неравенства, полностью учитывать специальные нужды развивающихся стран, в особенности наименее развитых стран, малых островных развивающихся государств и африканских стран [БЫС8, 2010]. Данный призыв соответствует содержащемуся в ЦРТ требованию положить конец крайней бедности и голоду. Если говорить о климатической повестке, пять стран БРИКС обязуются следовать Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотскому протоколу и продвигать их реализацию для достижения комплексных, сбалансированных и обязательных к исполнению результатов. И это соответствует содержащейся в ЦРТ установке на обеспечение экологической устойчивости. Обсуждая проблемы устойчивого экономического развития в развивающихся странах, страны БРИКС подчеркивают необходимость роста и развития для искоренения бедности и достижения ЦРТ [БЫС8, 2011]. А проблематика изменения климата может стать той темой, на основе которой страны БРИКС, выступая единым блоком, смогут возглавить мировой дискурс устойчивого развития, формат обсуждения которого в ближайшие десятилетия неизбежно изменится [ЛИ8ап, 01аёип, 2016].
С введением в действие с 1 января 2016 г. Повестки устойчивого развития-2030 (Повестка-2030) мировая система управления международным развитием вступила в новую эру. Реализация Повестки-2030 — общая задача международного сотрудничества и солидарная ответственность всего мирового сообщества. Пространство сотрудничества стран БРИКС, существенно расширившееся после 2016 г., охватило все направления Повестки-2030 и включило ряд более прагматичных кооперационных проектов для содействия достижению ее целей. Предполагается, что страны БРИКС будут вместе работать над реализацией Повестки-2030, поскольку эта работа способствует консенсусу внутри объединения и придаст сотрудничеству дополнительный импульс, создаст новые возможности для развития и основания для расширения участия стран БРИКС в глобальном управлении и реформировании системы глобального управления. Страны БРИКС неоднократно подтверждали свою приверженность ООН и Уставу ООН. ООН как универсальной межправительственной организации вверена ответственность за поддержание международного мира и безопасности, продвижение устойчивого развития, а также обеспечение и защиту прав человека и фундаментальных свобод. Странам БРИКС следует быть приверженными центральной роли предусмотренной Уставом ООН универсальной системы коллективной безопасности, содействовать развитию международной системы, основанной на международном праве и Уставе ООН, и продвигать сотрудничество и стабильность в многополярном мировом порядке [БМС8, 2018].
Страны БРИКС разделяют согласованные международным сообществом цели развития, включая изложенные в Уставе ООН, ЦРТ и Повестке-2030. Ведущиеся на площадках БРИКС переговоры и дискуссии по различным темам, таким как экономическое развитие, политическая безопасность, социальное развитие и гуманитарные обмены, представляют собой инклюзивные и прозрачные консультации, соответствующие механизмам ООН и отражающие универсальность и широкий тематический охват формата БРИКС, а также критически важное значение Устава ООН для повестки БРИКС.
Дополнительный фактор: повестка саммитов G20
Мировой финансовый кризис 2008 г. создал условия для появления двух новых международных механизмов: саммитов G20 и БРИКС. Саммиты G20 — ключевой механизм управления глобальной экономикой и «ведущий мировой форум международного экономического сотрудничества», в работе которого принимают участие как развитые, так и развивающиеся экономики [G20, 2009]. Второй механизм — саммиты БРИКС — представляет собой платформу для сотрудничества развивающихся экономик и усиления координации их политики по вопросам управления глобальной экономикой. Ключевой формат работы G20 как форума развитых и развивающихся экономик состоит в обсуждении и поиске консенсуса по отдельным вопросам, с фокусом на экономическом управлении и сотрудничестве [Liu, 2015]. Благодаря повышению статуса и трансформации G20 (до 2008 г. форум G20 функционировал на уровне министров финансов. — Примеч. пер.) развивающиеся страны получили возможность на равных с развитыми странами обсуждать вопросы управления глобальной экономикой. Участвуя в этом диалоге, развивающиеся державы могут влиять на формирование повестки G20. В свою очередь, повестка G20 существенным образом влияет на работу механизмов сотрудничества развивающихся стран.
С точки зрения целей сотрудничества механизм БРИКС представляет собой новую платформу для развития многостороннего сотрудничества развивающихся стран по линии «Юг — Юг» в новых условиях. Эта платформа является, скорее, важным дополнением для механизмов сотрудничества между развитыми и развивающимися странами по линии «Север — Юг», а не альтернативой им. Она нацелена на демократизацию международных отношений и повышение эффективности глобального управления [Zhu, 2014]. С точки зрения каналов сотрудничества страны БРИКС подчеркивают значимость механизмов глобального управления с высоким уровнем представительности и легитимности, таких как ООН и G20. Они поддерживают ведущую роль G20 в глобальном экономическом управлении в посткризисную эпоху и выступают за сохранение центральной роли ООН в противодействии глобальным вызовам и угрозам. С точки зрения содержания сотрудничества страны БРИКС отмечают необходимость активного продвижения реализации договоренностей и консенсуса, достигнутых в ходе саммитов G20 и конференций ООН, в особенности в части оказания содействия развивающимся странам в обеспечении средств и условий выполнения ими данных договоренностей и политических обязательств.
Если рассуждать о темах сотрудничества в рамках БРИКС в части координации макроэкономической политики, страны БРИКС активно участвовали в работе по международной координации макроэкономической политики для противодействия последствиям мирового финансового кризиса и запуска посткризисного восстановления, что в конечном счете привело к появлению рамочной основы «уверенного, устойчивого и сбалансированного роста» как содержательного направления в структуре G20
[БЫС8, 2011]. Страны БРИКС выступали в рамках 020 за усиление международного финансового надзора, что позволило добиться значительного развития соответствующих институтов и правил и переломить не поддающуюся рациональному объяснению ситуацию, при которой развитые страны имели монополию на осуществление международного финансового надзора, а также развеять миф о «саморегулировании финансовых рынков». В части торговой проблематики страны БРИКС ратовали в краткосрочном периоде за принятие на уровне 020 политического обязательства о недопустимости дополнительных протекционистских мер, а в долгосрочном — за сохранение ВТО в качестве единственной основы многосторонней торговой системы. По итогам 9-й Министерской конференции ВТО, прошедшей в конце 2013 г. на о. Бали, впервые за 18 лет с момента основания ВТО удалось достичь заключения многостороннего торгового соглашения, что создало новые возможности для развития Дохийского раунда развития многосторонних торговых переговоров и механизма ВТО в целом.
Формирование повестки саммитов БРИКС: историческая перспектива
Рамка сотрудничества
С тех пор как проводятся саммиты БРИКС, то есть на протяжении десяти лет, приоритетное место в декларациях лидеров занимает механизм сотрудничества БРИКС; это говорит о его высокой важности в глазах лидеров БРИКС. За прошедшее десятилетие в объединении БРИКС была создана эффективная рамка сотрудничества. Ее ядром является саммит лидеров, рамка охватывает различные области всесторонним и «многослойным» образом. Ежегодный саммит лидеров — мероприятие наиболее высокого уровня и ключевого значения для механизма сотрудничества, задающее политическую и стратегическую установку всему сотрудничеству в рамках БРИКС. На втором уровне взаимодействия — встречи высокого уровня: советников по национальной безопасности, управляющих центральными банками и министров иностранных дел, торговли, промышленности, труда и занятости, образования, науки и технологий, сельского хозяйства, окружающей среды, здравоохранения, министров по чрезвычайным ситуациям, по вопросам миграции и т.д. Эти встречи высокого уровня стали важным инструментом реализации принимаемых лидерами БРИКС решений, а значимость их вклада в развитие сотрудничества стран БРИКС отмечается в декларациях каждого саммита. К примеру, в декларации саммита БРИКС в Йоханнесбурге отмечается: «Мы удовлетворены итогами министерских конференций по различным направлениям и ожидаем итогов будущих встреч в 2018 г.» [БЫС8, 2018]. Кроме того, для высокопоставленных чиновников стран БРИКС стало обычной практикой встречаться в рамках крупных многосторонних дипломатических мероприятий, таких как Генеральная Ассамблея ООН и мероприятия 020. Такие встречи являются важнейшим инструментом развития прагматичного сотрудничества. На третьем уровне взаимодействия — встречи старших должностных лиц и рабочих групп БРИКС, оказывающих сотрудничеству техническую поддержку, таких как форумы государственных предприятий, форумы по противодействию коррупции, науке и технологиям, торгово-экономическим вопросам, сельскому хозяйству, по вопросам гигиены, юстиции, по противодействию терроризму и распространению наркотиков, а также по вопросам урбанизации. Дополнительно интеллектуальная поддержка сотрудничества стран БРИКС может быть получена со стороны Делового совета БРИКС, Совета экспертных центров БРИКС,
Форума сотрудничества городов и местного самоуправления БРИКС, Форума экспертных центров БРИКС, Делового форума БРИКС, Финансового форума БРИКС и других форматов сотрудничества. На четвертом уровне взаимодействия — прямые человеческие контакты граждан стран БРИКС в рамках таких площадок, как Форум молодых ученых стран БРИКС, Конференция малых и средних предприятий стран БРИКС, Конференция БРИКС по туризму, Форум дружбы городов стран БРИКС, Кинофестиваль стран БРИКС, Чемпионат БРИКС по футболу среди команд в возрасте младше 17 лет, что отражает важность культурных обменов и связанные с ними возможности для развития сотрудничества. Цель такого взаимодействия — расширить масштабы человеческих обменов между странами БРИКС, создавая тем самым благоприятные условия для долгосрочного сотрудничества.
Эти четыре уровня механизма сотрудничества БРИКС, имеющие различное значение, представляют собой четыре основных категории повестки БРИКС, которые входят в единую рамку сотрудничества и служат важнейшим источником для анализа деятельности объединения.
Масштаб повестки БРИКС
Перечень тем в повестке БРИКС за прошедшие десять лет значительно расширился. Драйвером сформированного в рамках БРИКС паттерна сотрудничества выступают три главные темы: экономика, политика и безопасность, гуманитарные обмены. По сравнению с темами, отраженными в декларациях предыдущих саммитов, содержание и масштабы повестки сотрудничества стран БРИКС продолжают обогащаться и расти.
Главным приоритетом механизма сотрудничества БРИКС является экономическое и финансовое сотрудничество; в этой сфере и были достигнуты наиболее заметные результаты. Страны БРИКС занимают единую позицию по основным направлениям [глобальных. — Примеч. пер.] экономических реформ, в том числе по вопросам: изменения системы глобальных резервных валют; реформирования системы управления международными финансовыми институтами; необходимости восполнения ресурсов многосторонних банков развития; создания новых финансовых «подушек безопасности»; создания банка развития БРИКС; внедрения эффективной системы надзора, учитывающей позиции всех участвующих в ней экономик; преодоления финансовых дисбалансов [Larionova et al., 2012]. Страны БРИКС добились выдающихся достижений в сфере финансово-экономического сотрудничества. Во-первых, страны БРИКС продолжают углублять свое экономическое сотрудничество, а объем взаимной торговли стран БРИКС увеличился с 93 млрд долл. в 2006 г. до почти 300 млрд долл. в 2016 г. [National Bureau of Statistics of China, 2017]. Во-вторых, создание Нового банка развития и Пула условных валютных резервов ознаменовало начало нового этапа финансового сотрудничества стран БРИКС. В-третьих, продвижение странами БРИКС реформы международных финансовых институтов привело к увеличению представленности в них стран с формирующимся рынком и развивающихся стран. Кроме того, объединение БРИКС предлагает эффективные решения по многим глобальным вопросам, таким как борьба с отмыванием денег, сотрудничество в сфере противодействия коррупции, изменение климата, продовольственная безопасность и энергетика, что содействует повышению роли БРИКС в глобальном управлении.
Важное место в повестке БРИКС занимают проблемы политики и безопасности. В отношении основных международных и региональных проблем, включая ситуацию в Ираке и Афганистане, кризис в Сирии, иранскую ядерную проблему, кризис на Украине, конфликт в Йемене и денуклеаризацию Корейского полуострова, страны БРИКС
придерживаются позиции стран с формирующимся рынком и развивающихся стран и призывают вовлеченные стороны соблюдать требования Устава ООН, международное право и основные принципы международных отношений, и стремиться к урегулированию конфликтов политическими и дипломатическими методами. Пять стран БРИКС реализуют совместные мероприятия по борьбе с терроризмом и стремятся внести свой вклад в завершение переговоров по заключению Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму в рамках Генеральной Ассамблеи ООН. Появление БРИКС возобновило дискуссию по вопросам миротворческой и донорской деятельности. С одной стороны, страны БРИКС придерживаются парадигмы либерального мира и ее зачастую неолиберальных установок, что позволяет им ратовать за защиту суверенитета и невмешательство во внутренние дела, защищать свои торговые и продвигать прочие интересы. С другой стороны, более активное вовлечение стран БРИКС в повестку мира и безопасности, разворачивание ими собственных донорских и миротворческих программ бросает вызов Евроатлантическим структурам, занимающимся вопросами мира и безопасности и международного развития [Richmond, Tellidis, 2013]. Помимо этого, между странами БРИКС было достигнуто единое понимание по таким вопросам, как исследование и использование космического пространства, борьба с пиратством и киберпреступностью; страны БРИКС также договорились укреплять практическое сотрудничество и обмен информацией в области производства возобновляемой энергии, использования ядерной энергии в мирных целях, изменения климата и продовольственной безопасности. Стороны объединения в контексте своей деятельности на международном уровне намереваются поставить вопрос о важности рассмотрения проблем продовольственной безопасности и биотехнологий как взаимосвязанных, что позволяет сделать вывод о том, что изучение связи биотехнологий с продовольственной безопасностью призвано стать одной из ключевых тем в повестке сотрудничества БРИКС в сфере сельского хозяйства. Это связано с демографическими тенденциями и высоким уровнем бедности в странах БРИКС, с уже существующей зависимостью от поставляемой частными компаниями продукции на основе генетически модифицированных организмов, а также со взаимодополняемостью стран БРИКС в области сельского хозяйства [Mielniczuk, 2013].
Миссия БРИКС заключается в развитии взаимно обогащающего и взаимовыгодного сотрудничества между членами объединения и в формировании позитивной повестки по широкому кругу вопросов. В 2015 г. страны БРИКС еще больше расширили и углубили свое сотрудничество [Larionova, 2016]. Сотрудничество стран БРИКС по вопросам социальной и гуманитарной направленности переживает подъем; постоянно расширяются каналы коммуникации и гуманитарных обменов по таким направлениям, как ознакомление с обычаями друг друга, сотрудничество малых и средних предприятий, сотрудничество по вопросам гендерного равенства, молодежной политики, образования, культуры, здравоохранения, укрепления дружбы между городами, туризма и спорта. Подытоживая, стоит отметить, что БРИКС постепенно превратился из «диалогового форума», фокусирующегося на вопросах управления глобальной экономикой, во «всеобъемлющий координационный механизм», занимающийся вопросами политического и экономического управления, а также общими принципами и практиками международного сотрудничества. Страны БРИКС становятся все ближе к достижению целей расширения общего торгового рынка, финансового обращения, повышения связности инфраструктуры и роста гуманитарных обменов, которые были поставлены на саммите БРИКС в Дурбане [Zhu, 2014].
Возможная повестка будущих саммитов БРИКС
Ключевые темы, представляющие общий интерес для стран БРИКС
Так как объединение БРИКС сформировалось прежде всего как форум экономического сотрудничества, экономические темы сохранят ключевое место в повестке БРИКС. Страны БРИКС продолжат призывать крупнейшие развитые страны и страны с формирующимся рынком поддерживать политический диалог и координацию в рамках 020, Совета по финансовой стабильности и других механизмов для противодействия потенциальным рискам. Ключевыми приоритетами БРИКС будут вопросы восстановления глобальной экономики, реформирования институтов глобального экономического и финансового управления, а также сотрудничества в рамках разворачивающейся «четвертой промышленной революции» (табл. 1).
Таблица 1. План действий и достигнутые результаты в рамках повестки сотрудничества БРИКС по экономическим и финансовым вопросам
Тема Конкретные меры в рамках будущего сотрудничества
Сотрудничество по макроэкономическим вопросам Реализация Стратегии экономического партнерства БРИКС
Сотрудничество в сфере торговли Выполнение требований Руководства БРИКС по торгово-экономическому сотрудничеству и поддержка многосторонней торговли
Сотрудничество в сфере финансов Содействие становлению банков развития и резервных механизмов БРИКС
Реформирование международных финансовых институтов Повышение представленности развивающихся стран в международных финансовых институтах и формирование предложений по предоставлению возможностей гражданам развивающихся стран занимать должности в международных финансовых институтах
Сотрудничество по сетевой проблематике Продвижение Меморандума о взаимопонимании по вопросам проведения совместных исследований технологий распределенного реестра и блокчейна в контексте цифровизации экономического развития
Сотрудничество в сфере авиации Ускорение работы по заключению Меморандума о взаимопонимании стран БРИКС по вопросам партнерства в сфере региональной авиации
Сотрудничество по таможенным вопросам Содействие ускоренному вводу в действие Соглашения стран БРИКС о взаимной административной помощи по таможенным вопросам и внедрению плана действий по развитию таможенного союза БРИКС
Сотрудничество в сфере противодействия коррупции Сотрудничество (в соответствии с нормами правовых систем стран БРИКС) по вопросам антикоррупционного правоприменения, поиска украденных ценностей и другим вопросам, связанным с уголовным и неуголовным преследованием; подтверждение призыва к международному сообществу отказаться от предоставления «убежища» для коррумпированных чиновников и их активов
Источник: составлено автором.
Кроме того, в будущем страны БРИКС продолжат содействовать укреплению мультилатерализма, продвигать реформу глобального управления, тем самым принимая участие в поиске ответов на общие вызовы. Опирающееся на цели и принципы Устава ООН, объединение БРИКС призвано взять на себя ответственность за поддержание международного мира и безопасности, содействие устойчивому развитию и защиту прав человека и основных свобод. По климатической повестке страны БРИКС
продолжат конструктивно работать с остальными Сторонами Парижского соглашения; в части сотрудничества в сфере энергетики БРИКС сосредоточится на поддержке глобальной повестки устойчивого развития, продолжит усилия по обеспечению всеобщего доступа к энергии, энергетической безопасности, доступности энергии, сокращению уровня загрязнения и охране окружающей среды.
Что касается повестки обменов и сотрудничества по гуманитарным вопросам, страны БРИКС будут придавать все большее значение сотрудничеству в области развития образования, науки и техники, раскрытия потенциала молодежи и женщин, а также управления сферой охраны здоровья. Намерение стран БРИКС поддержать международные усилия по обеспечению всеобщего охвата медицинскими услугами отражено и закреплено в документах БРИКС, выражающих политическую поддержку большинству глобальных обязательств в отношении обеспечения всеобщего охвата медицинскими услугами. Задокументированное вовлечение стран БРИКС в международные усилия по обеспечению всеобщего охвата медицинскими услугами, а также тот факт, что они уделяют пристальное внимание внутренним вызовам в сфере здравоохранения, свидетельствуют о возрастающем влиянии каждой из стран БРИКС в глобальной повестке охраны здоровья [Теёю81 й а1., 2016].
Таблица 2. План действий и достигнутые результаты в рамках повестки сотрудничества БРИКС по гуманитарным контактам
Тема Конкретные планы действий и результаты
Сотрудничество по санитарно-гигиеническим вопросам Проведение встречи министров здравоохранения стран БРИКС и встречи высокого уровня по вопросам традиционной медицины; усиление сотрудничества стран БРИКС в сфере исследований и разработки вакцин; подготовка к созданию национального центра исследований и разработки вакцин БРИКС
Сотрудничество по вопросам народонаселения Формирование повестки сотрудничества БРИКС по вопросам народонаселения на 2015-2020 гг.; проведение встречи министров стран БРИКС, ответственных за вопросы миграции
Сотрудничество по вопросам занятости Проведение встречи министров труда и занятости стран БРИКС; запуск сети центров исследования вопросов занятости и обучения профессиональным навыкам
Сотрудничество городов Проведение форума дружбы городов стран БРИКС и сотрудничества в сфере местного самоуправления; проведение встреч органов местного самоуправления стран БРИКС
Сотрудничество по вопросам образования Создание Союза университетов стран БРИКС; развитие университетского онлайн-образования в странах БРИКС; стимулирование развития сотрудничества экспертных центров стран БРИКС; организация летних молодежных лагерей стран БРИКС; проведение форумов экспертных центров и академических форумов стран БРИКС
Сотрудничество по делам молодежи Проведение Саммита молодежных обменов; проведение Форума молодых дипломатов; проведение Форума молодых ученых
Сотрудничество по вопросам развития технологий Проведение встречи министров науки и технологий стран БРИКС; создание платформы стран БРИКС по обмену сельскохозяйственными технологиями; проведение встречи министров стран БРИКС, ответственных за коммуникации, и Форума молодых ученых
Сотрудничество по вопросам туризма Проведение конференции БРИКС по туризму
Тема Конкретные планы действий и результаты
Культурные контакты Проведение кинофестиваля БРИКС; реализация плана действий (на 2017—2021 гг.) Межправительственного соглашения стран БРИКС по сотрудничеству в сфере культуры
Спортивные контакты Проведение Чемпионата БРИКС по футболу среди команд в возрасте младше 17 лет и Игр БРИКС; учреждение спортивного совета БРИКС
Источник: по данным документов и ранее принятых деклараций саммитов БРИКС [ВЫС8, 2011; 2012; 2013; 2014; 2015а; 2015Ь; 2016а; 2016Ь; 2017; 2018].
Повестка БРИКС, связанная со взаимодействием
с другими международными институтами
В рамках БРИКС уже однажды произошло расширение членства, поэтому нельзя исключать возможность создания в будущем механизма присоединения к объединению новых участников. Вхождение Южной Африки в число участников форума по итогам саммита в Санье подтвердило его глобальный характер и повысило представительность. После саммита в Санье в рамках БРИКС постепенно сформировался формат диалога лидеров «БРИКС + К» с приглашенными лидерами других развивающихся стран. В 2013 г. в Дурбане (Южная Африка) лидеры стран БРИКС провели встречу с главами африканских стран для обсуждения возможностей укрепления сотрудничества БРИКС со странами Африканского континента. Шестой саммит БРИКС в 2014 г. в Бразилии предоставил возможность для развития взаимодействия между БРИКС и странами Латинской Америки. В 2015 г. на саммите в России лидеры БРИКС встретились с главами государств и правительств стран — членов Евразийского экономического союза, стран — членов ШОС и стран-наблюдателей, что заложило прочную основу для более широкого и взаимовыгодного диалога. В 2016 г. на саммите БРИКС на Гоа состоялась встреча лидеров БРИКС с главами стран — членов Инициативы стран Бенгальского залива по многоотраслевой технико-экономической кооперации (БИМТЭК), объединяющей Бангладеш, Бутан, Индию, Мьянму, Непал, Шри-Ланку и Таиланд. На встрече рассматривались возможности расширения торговых отношений между странами БРИКС и БИМТЭК. На саммите БРИКС в китайском Сямэне в 2017 г. модель диалога «БРИКС + К» была трансформирована в модель «БРИКС +», которая не ограничивает выбор приглашаемых к диалогу развивающихся стран регионом проведения саммита, а призывает к взаимодействию развивающиеся страны всего мира, значительно расширяя «круг друзей» БРИКС. Все это показывает, что страны БРИКС, являясь крупными развивающимися державами, тем не менее не выпадают из общего круга развивающихся стран, напротив, страны БРИКС по-прежнему по своим характеристикам относятся к категории развивающихся. Как и другие развивающиеся страны, участников БРИКС объединяет общее стремление к реформированию мирового порядка в XXI в. Все развивающиеся страны являются «новыми силами» международной системы и растут ускоренными темпами. За прошедшее десятилетие форум БРИКС планомерно наращивал сотрудничество с развивающимися странами, и можно ожидать, что модель «БРИКС +» станет первым шагом на пути присоединения к БРИКС новых участников.
Руководствуясь необходимостью достижения Целей устойчивого развития, странам БРИКС следует адаптировать и усовершенствовать существующие механизмы сотрудничества и увязать развивающиеся в рамках БРИКС процессы с эффективной реализацией Повестки-2030. Повестка-2030 представляет собой лишь недавно достиг-
нутый консенсус мирового сообщества в области международного развития и является мощным инструментом для решения глобальных проблем, имеющим огромное значение для глобального управления. Успешная реализация Повестки-2030 неотделима от развития сотрудничества стран БРИКС и имеет для них важнейшее значение. По-вестка-2030 не только дает новый импульс механизму сотрудничества БРИКС, но и предоставляет странам БРИКС дополнительную возможность активно участвовать в реформе глобального управления. Более того, в рамках реализации Повестки-2030 Китай получает возможности для реализации своей концепции «сообщества единой судьбы человечества»2. Цели устойчивого развития постепенно занимают место в повестке БРИКС, будучи транслированными в решения лидеров БРИКС по вопросам укрепления научно-технического сотрудничества, развития цифровой экономики, наращивания энергетического сотрудничества и развития низкоуглеродной экономики, а также развития инфраструктуры в соответствии с требованиями устойчивого развития. И в дальнейшем странам БРИКС следует фокусироваться на ключевых областях сотрудничества (в сфере устойчивого развития. — Примеч. пер.) и продвигать трансформацию и развитие объединения БРИКС в соответствии с имеющимися зонами комплементар-ности и общими вызовами.
Сотрудничество стран БРИКС в будущем продолжит испытывать воздействие со стороны повестки 020, что может сделать цифровизацию экономики ключевой темой повестки развития. В 2016 г., в рамках председательства Китая в 020, проблематика цифровой экономики впервые стала одной из ключевых тем саммита лидеров «двадцатки», была создана рабочая группа по цифровой экономике и принята Инициатива 020 по развитию и сотрудничеству в сфере цифровой экономики. Цифровая экономика также стала одним из приоритетов председательства Германии в 020 в 2017 г. Первая встреча министров стран 020, ответственных за развитие цифровой экономики, состоялась в немецком Дюссельдорфе. Подход Германии к проблематике цифровой экономики был сфокусирован на четырех основных аспектах. Во-первых, на продвижении цифрови-зации в глобальном масштабе, в том числе на развитии инноваций и инновационных практик. Во-вторых, на вопросах формирования международных стандартов и ускорении развития сетевой инфраструктуры. В-третьих, на обеспечении безопасности сетевой и информационной инфраструктуры и повышении доверия между странами в рамках перехода к цифровой экономике. В-четвертых, на совершенствовании механизмов диалога и консультаций по вопросам цифровой экономики, включая стимулирование к диалогу как правительств, так и игроков цифровой индустрии, повышение инклю-зивности цифровых финансовых инноваций, снятие рисков и усиление финансового надзора. Помимо этого, пристальное внимание теме цифровой торговли в 2018 г. уделялось также в рамках Рабочей группы 020 по торговле и инвестициям, в особенности таким аспектам, как формирование международных правил и регулирования цифровой торговли, соответствующих международных баз данных и системы индикаторов. В будущей повестке БРИКС важное место должны занять вопросы укрепления об-
2 Community of common destiny — внешнеполитическая концепция правительства КНР, также известная как Community of shared future for mankind, изложенная бывшим председателем КНР Ху Цзиньтао в 2012 г. и активно поддерживаемая действующим председателем КНР Си Цзиньпином. Концепция революционна для китайской политики и знаменует переход от фокусирования на внутренних делах к проактивному участию Китая в решении общечеловеческих проблем. Концепция, формально нацеленная на содействие гармоничному и сбалансированному мировому развитию и всеобщему процветанию в рамках «общего дома человечества», используется правительством КНР в качестве аргумента в пользу необходимости реформирования мирового порядка и системы глобального управления (Примеч. пер.).
менов и сотрудничества в сфере цифровой экономики, чтобы страны БРИКС были способны совместно решать задачи преодоления цифрового разрыва, защиты сетей и информации, развития законодательства и регулирования, совместного развития инноваций и цифровой экономики и повышения общей конкурентоспособности стран БРИКС.
Новые инициативы в повестке БРИКС: возможные предложения со стороны стран-участниц
Китай
Активное участие Китая в работе БРИКС и развитии сотрудничества в рамках объединения является проявлением ответственности Китая за международные дела как развивающейся державы, непременным условием решения внутренних задач развития страны и исходит из того, что развитие БРИКС позитивно сказывается на глобальном управления и решении задач китайской дипломатии. Китай и впредь будет занимать активную позицию по вопросу развития БРИКС и продвигать модель сотрудничества «БРИКС +».
Оглядываясь на прошедшее десятилетие работы форума, можно отметить, что Китай как одна из стран — членов БРИКС всегда придерживался духа открытого, всеобъемлющего, взаимовыгодного партнерства стран БРИКС по модели всеобщего выигрыша (win-win), неуклонно содействуя устойчивому экономическому росту и всестороннему экономическому сотрудничеству. Китай продолжит активно содействовать формированию благоприятного внешнего окружения для развития форума, повышению восприятия БРИКС как носителя моральных ценностей, развитию сотрудничества со странами БРИКС и совершенствованию механизма сотрудничества БРИКС на основе накопленного Китаем опыта. Модель сотрудничества «БРИКС +» была предложена Китаем на саммите в Сямэне как модель, способствующая созданию открытой и разнообразной сети партнеров в общих интересах развития, а также партнерству большего числа стран с формирующимся рынком и развивающихся стран на основе солидарности и взаимной выгоды. Декларация саммита БРИКС в Сямэне фокусируется на модели сотрудничества «БРИКС +» и подчеркивает намерение стран БРИКС продолжать расширение всеобъемлющего экономического и политического сотрудничества между развивающимися странами за пределы объединения. Кроме того, Китай продолжит отстаивать цели либерализации торговли и противостоять применению протекционистских мер. В ноябре 2018 г. в Шанхае состоялась первая международная выставка импортных товаров China International Import Expo. Для Китая выставка стала важной инициативой по открытию своего рынка для всего мира и созданию новой платформы, позволяющей компании из любой страны мира выходить на китайский рынок. Китай и в дальнейшем будет придерживаться базовых принципов «прагматичных переговоров, открытости, толерантности, взаимной выгоды и всеобщего выигрыша (win-win)». Более того, Китай продолжит ратовать за укрепление солидарности и сотрудничества стран БРИКС, углубление их стратегического партнерства, использование возможностей, открываемых новой промышленной революцией, расширение сфер для прагматичного сотрудничества, достижение торжества мультилатерализма в системе международных отношений, совершенствование системы глобального управления, укрепление механизма сотрудничества и развитие гармоничного партнерства между странами БРИКС.
Россия
Для России страны БРИКС останутся одним из приоритетных направлений дипломатической стратегии, и Россия продолжит прикладывать усилия к тому, чтобы объединение БРИКС превратилось в важный для мировой экономики и политики координационный механизм. Помимо сфер финансов и торговли, внимание России в будущем будет сосредоточено на сотрудничестве стран БРИКС по вопросам развития технологий и образования.
Сегодня Россия рассматривает механизм сотрудничества БРИКС как ключевую для себя платформу многосторонней дипломатии и мост для развития сотрудничества с развивающимися странами. Устойчивое развитие механизма сотрудничества БРИКС способствует обретению Россией большей поддержки в международной политической системе. Развитие объединения БРИКС помогает России в достижении целей сохранения глобального стратегического баланса и усиления влияния в мире. Одним из ключевых приоритетов российского председательства в БРИКС в 2015-2016 гг. была постепенная трансформация БРИКС из диалогового форума в комплексный механизм стратегического сотрудничества по острым политическим и экономическим вопросам. В дальнейшем Россия планомерно усиливала свои позиции в объединении, способствовала укреплению и продвижению его репутации в мире, содействовала реформе мировой денежно-финансовой системы и оказывала необходимую поддержку формированию финансовых механизмов БРИКС. Председательство в БРИКС стало для России прекрасной возможностью оценить, насколько надежна ее поддержка партнерами в период испытываемых трудностей, а также показать себя надежным партнером для них и ответственным глобальным игроком [Раиоуа, 2015]. Полезным опытом, исходя из приоритетов БРИКС, также стало создание в России национальной платежной системы и рейтингового механизма. Помимо этого, Россия всегда была привержена цели развития диалога и согласования позиций стран БРИКС по вопросам стратегической стабильности, международной и региональной безопасности, предотвращения распространения оружия массового уничтожения, урегулирования региональных конфликтов и поддержания региональной стабильности. Россия подчеркивает, что все стороны диалога в рамках БРИКС должны продолжить работу по данным вопросам и что центральная роль ООН в обеспечении глобальной безопасности и стабильности должна быть усилена, а также должна быть сохранена и укреплена роль Совета Безопасности ООН. Дополнительно следует отметить, что Россия в будущем продолжит стремиться к развитию технологического и образовательного сотрудничества стран БРИКС. В рамках саммита в Уфе в 2015 г. Россия выступила с предложением создать Сетевой университет БРИКС как программу сотрудничества между университетами стран БРИКС и обмена студентами, а после этого в ноябре 2015 г. в Москве состоялась Третья встреча министров образования стран БРИКС, на которой был подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросу о создании Сетевого университета БРИКС. Подписанная министрами образования стран БРИКС в июле 2017 г. «Пекинская образовательная декларация» также содержала предложение продолжить поддержку усилий участников «Сети национальных университетов стран БРИКС» по развитию образовательного, исследовательского и инновационного сотрудничества. Россия убеждена, что в условиях четвертой промышленной революции сотрудничество в сфере образования, науки и технологий способно стать драйвером экономического роста стран БРИКС. Если все страны БРИКС продолжат прикладывать усилия в этом направлении, образовательное сотрудничество стран БРИКС будет развиваться.
Бразилия
Для Бразилии сотрудничество со странами БРИКС — это инструмент, позволяющий развивать дипломатические отношения с великими державами и сотрудничество по линии «Юг — Юг». Актуальными для Бразилии вопросами на будущее являются сотрудничество в сфере зеленой экономики, использование биоэнергии, использование потенциала международного сотрудничества для устойчивого экономического развития Бразилии, развитие механизма сотрудничества БРИКС и многополярного мирового порядка.
Бразилия извлекла из действия механизма сотрудничества БРИКС значительную пользу, поэтому, несмотря на высокий уровень политической неопределенности в стране, правительство продолжит участие в его работе, в особенности продвигая в рамках механизма развитие прагматичного сотрудничества. В течение десяти лет Бразилия играла важную роль в сотрудничестве в рамках БРИКС, активно участвовала в продвижении реформы мировой финансовой системы, противодействии торговому протекционизму, усилиях по либерализации торговли, а также в сотрудничестве по вопросам изменения климата, социального развития, противодействия терроризму и миротворческой деятельности. Декларация саммита БРИКС, прошедшего в 2014 г. в бразильской Форталезе, призывала формировать повестку международного развития на период после 2015 г. с опорой на и в полном соответствии с принципами устойчивого развития Декларации Рио (1992 г. — Примеч. пер.), что подчеркивает авторитет Бразилии в мире по данному вопросу. Развитие зеленой экономики представляет особый интерес для Бразилии. Даже в условиях структурных проблем в собственной экономике Бразилия продвигает сотрудничество стран БРИКС по вопросам экологии и развития, фокусируясь на темах построения новой международной парадигмы решения экологических вопросов, усиления диалога по вопросам экологии, использования возможностей для зеленых инвестиций в инфраструктурном строительстве и зеленых финансовых инноваций с привлечением ресурсов Нового банка развития БРИКС. По проблематике изменения климата и сотрудничества в сфере энергетики Бразилия неоднократно выступала инициатором эффективных программ сотрудничества. Особо стоит отметить опыт Бразилии в использовании биоэнергии: в 1970-е годы Бразилия реализовала «Этаноловую программу», в рамках которой из сахарного тростника производили эта-ноловое топливо для автомобилей, что позволило заменить углеводородное сырье на возобновляемый источник энергии и объективно внесло значительный вклад в охрану окружающей среды. Помимо этого, Бразилия обладает большим опытом в области развития природоохранного законодательства, институтов экологического управления и инновационных технологий в сфере охраны окружающей среды. В 2019 г. Бразилия будет выступать в роли председателя БРИКС и организатора 11-го саммита его лидеров. Какие изменения произойдут в сотрудничестве Бразилии с остальными странами БРИКС? Поживем — увидим.
Индия
В будущем механизм сотрудничества БРИКС продолжит занимать в дипломатической стратегии Индии все более прочное место, в особенности такие его аспекты, как продвижение финансово-экономического сотрудничества стран БРИКС, а также активизация участия в глобальном управлении и формировании международных норм, что позволит упрочить влияние Индии в стратегически важном для нее с точки зрения географии регионе Южной и Юго-Восточной Азии.
Платформа сотрудничества БРИКС, предоставляя Индии возможность участвовать в глобальном экономическом управлении, создает условия для воплощения в жизнь индийской мечты о становлении Индии в качестве могущественной державы. По мере продолжающегося укрепления экономической мощи страны индийская дипломатия в последние годы также демонстрирует позитивные тенденции и проявляет большой интерес к механизмам многостороннего сотрудничества. Принимая во внимание аспекты сотрудничества БРИКС, к которым Индия в прошедшее десятилетие проявляла наибольший интерес, в числе тем, на которых будет сосредоточено внимание Индии в будущем, можно отметить: во-первых, усиление взаимодополняемости и сотрудничества между странами БРИКС, особенно в экономической и финансовой сферах; во-вторых, строительство инфраструктуры; в-третьих, решение проблем, связанных с неэффективностью глобального управления; в-четвертых, развитие сотрудничества между странами БРИКС и регионами мира, которые они представляют. Индия активно продвигает идею развития сотрудничества между БРИКС и участниками ключевого поддерживаемого Индией регионального механизма повышения связности в Южной и Юго-Восточной Азии — Инициативы стран Бенгальского залива по многоотраслевой технико-экономической кооперации (БИМТЭК). В концепции функционирования БИМТЭК выделяют «три ключевые зоны» (зону Гималаев, зону Бенгальского залива и зону субрегиона р. Меконг) и «две опорные страны» (Мьянма как «опорная страна» для развития сотрудничества со странами АСЕАН и регионом Большого Меконга; Шри-Ланка как «опорная страна» зоны Бенгальского залива и гарант безопасного судоходства в Индийском океане, а также страна, поддерживающая работу инициативы БИМТЭК, нацеленной на развитие сотрудничества соседних стран и усиление их влияния на страны Южной и Юго-Восточной Азии). Подчеркивая готовность и стремление вносить свой вклад в развитие БИМТЭК и развивать торгово-экономическое сотрудничество между странами БРИКС и БИМТЭК, Индия в рамках проведения саммита БРИКС в 2016 г. организовала совместную встречу лидеров стран БРИКС и БИМТЭК. Активно участвуя в сотрудничестве в рамках БРИКС, Индия сможет еще больше усилить свое международное влияние, аккумулировать политические ресурсы и заложить прочную основу для дальнейшего движения к обретению статуса глобальной державы.
Южная Африка
Южная Африка в будущем продолжит призывать страны БРИКС к более активной роли в развитии Африканского континента и выступать за дальнейшее развитие модели «БРИКС +». В фокусе внимания Южной Африки будет сотрудничество стран БРИКС по следующим темам: содействие занятости, энергетическое сотрудничество, развитие экономики океана и туризма.
С момента присоединения к механизму сотрудничества БРИКС в 2011 г. Южная Африка продолжила развивать отношения со всеми странами БРИКС. На фоне роста протекционизма в Европе и США, а также сокращения собственной экономики Южная Африка рассчитывает на углубление сотрудничества со странами БРИКС, чтобы добиться внутренних экономических преобразований, содействовать индустриализации и региональной интеграции. За десять лет существования БРИКС стратегическое сотрудничество между странами объединения продолжало углубляться, экономическое и торговое сотрудничество постоянно укреплялось, а гуманитарные обмены стали более частыми. Целями Южной Африки в рамках будущего сотрудничества со странами БРИКС являются укрепление взаимодействия с партнерами, содействие ин-
дустриализации и расширению занятости, усиление энергетического сотрудничества и диверсификация источников энергии, расширение сотрудничества по вопросам развития экономики океана, а также содействие туризму и упрощение визового режима. Постоянно развивающийся механизм сотрудничества БРИКС предоставил Южной Африке и другим африканским странам платформу высокого уровня для решения задач, связанных со стимулированием социально-экономического развития, и участия в процессах трансформации механизмов глобального управления. Южная Африка рассматривает стабильность и процветание Африканского континента в качестве основы своей национальной безопасности и развития, активно изучает различные форматы создания будущих механизмов сотрудничества и призывает все большее число стран Африканского континента устанавливать партнерские отношения со странами БРИКС в рамках механизма сотрудничества. Двумя основными возможностями для африканских стран по достижению целей развития через сотрудничество со странами БРИКС являются возможность получения финансирования для проектов в области устойчивого развития и учреждение Африканского регионального центра Нового банка развития БРИКС. Запуск работы Африканского регионального центра Нового банка развития БРИКС означает, что сервисы Нового банка развития станут доступны для стран Африки. Региональный центр предоставит странам региона не только ресурсы на цели развития, являющиеся для них дефицитными, но также и консалтинговые и образовательные сервисы по развитию компетенций правительств в сфере управления государственными финансами. История участия Южной Африки в сотрудничестве в рамках БРИКС показывает, что различия между странами БРИКС и их задачами составляют ценность механизма сотрудничества стран БРИКС и основу его существования. В современную эпоху, когда успешно функционирует объединение БРИКС, как и во времена Бандунгской конференции (1955 г., сформировавшей широкий фронт развивающихся стран Азии и Африки против неоколониализма и изложившей основные принципы «движения неприсоединения». — Примеч. пер ), многие развивающиеся страны стремятся к достижению взаимопонимания, сохраняя при этом различия, помогая друг другу и достигая взаимовыгодных результатов и совместно открывая возможные пути развития. Считается, что в следующем десятилетии сотрудничество со странами БРИКС поможет Африканскому континенту вступить в «золотую эру» его развития.
Заключение
Несмотря на сложности, с которыми страны БРИКС столкнулись в последнее десятилетие, общепризнанным является тот факт, что потенциал и конкурентные преимущества стран БРИКС с точки зрения располагаемых ресурсов, размеров рынка и рабочей силы сохранились, а долгосрочные перспективы по-прежнему являются многообещающими. Страны БРИКС призваны соответствовать развивающимся историческим трендам, использовать открывающиеся возможности для развития, работать сообща для противодействия имеющимся вызовам и играть конструктивную роль в построении нового типа международных отношений и «сообщества единой судьбы человечества».
По итогам исследования истории саммитов БРИКС за прошедшие десять лет нетрудно сделать вывод, что принадлежность стран БРИКС к когорте развивающихся стран является фундаментальным фактором, влияющим на формирование повестки сотрудничества БРИКС; текущая мировая политическая ситуация и состояние между-
народного экономического сотрудничества относятся к числу важных внешних факторов, которые всегда влияют на изменение повестки БРИКС; в дополнение к этому изменения в глобальной повестке в рамках Устава ООН и G20 также являются важным фактором формирования повестки БРИКС. Уровень развития взаимодействия в рамках БРИКС характеризуется зрелостью повестки и сформировавшегося механизма сотрудничества, а также расширением перечня содержательных тем для сотрудничества. Прогнозируя возможную повестку будущих председательств БРИКС, мы твердо убеждены, что ее экономическая составляющая сохранит свой приоритет; что более заметное место в повестке БРИКС займут меры, направленные на усиление мультила-терализма и развитие реформы глобального управления; кроме того, странам БРИКС следует осознать, что сотрудничество в области культуры — главная движущая сила четвертой промышленной революции, в нем заложены значительные возможности для экономического развития. Странам БРИКС следует также продолжать расширять масштабы гуманитарных обменов и сотрудничества и в полной мере использовать в многостороннем сотрудничестве возможности взаимодействия по вопросам культуры. В фокусе будущей повестки БРИКС, наряду с темами, которые возникнут исходя из внутренних приоритетов развития БРИКС, могут появиться такие вопросы, как расширение состава участников объединения, увязка сотрудничества в рамках БРИКС с реализацией Повестки-2030, цифровая экономика как ключевой элемент повестки развития. Оглядываясь на славную историю сотрудничества БРИКС в последнее десятилетие, необходимо отметить, что страны — участники форума продемонстрировали искренность своих устремлений развивать взаимодействие с партнерами по БРИКС, что позволило сформировать различные механизмы сотрудничества. Активное участие стран БРИКС в международном сотрудничестве стало важным опытом для всех развивающихся стран мира и внесло значительный вклад в развитие взаимодействия по линии «Север — Юг». В будущем десятилетии странам БРИКС следует сфокусироваться на развитии сотрудничества между развивающимися странами, максимально возможном раскрытии потенциала развивающихся стран, устранении их отставания от развитых стран, активном участии в глобальном управлении, расширении и углублении прагматичного сотрудничества, а также сотрудничестве стран БРИКС по вопросам устойчивого развития.
Источники
Ahsan D., Gladun E. (2016) BRICS Countries' Political and Legal Participation in the Global Climate Change Agenda // Social Science Electronic Publishing. Vol. 3. No. 3. P. 8-42.
BRIC (2009) Joint Statement of the BRIC Countries' Leaders. Yekaterinburg. 16 June. Режим доступа: http:// brics.utoronto.ca/docs/090616-leaders.html (дата обращения: 29.05.2019).
BRIC (2010) Summit of Heads of State and Government: Joint Statement. Brasilia. 15 April. Режим доступа: http://brics.utoronto.ca/docs/100415-leaders.html (дата обращения: 29.05.2019).
BRICS (2011) Sanya Declaration. Sanya. 14 April. Режим доступа: http://brics.utoronto.ca/docs/110414-leaders.html (дата обращения: 29.05.2019).
BRICS (2012) Delhi Declaration and Action Plan. New Delhi. 29 March. Режим доступа: http://brics.uto-ronto.ca/docs/120329-delhi-declaration.html#actionplan (дата обращения: 29.05.2019).
BRICS (2013) BRICS and Africa: Partnership for Development, Integration and Industrialisation Режим доступа: http://brics.utoronto.ca/docs/130327-statement.html (дата обращения: 29.05.2019).
BRICS (2014) Fortaleza Declaration and Action Plan. Fortaleza. 15 July. Режим доступа: http://brics.uto-ronto.ca/docs/140715-leaders.html (дата обращения: 29.05.2019).
BRICS (2015) Ufa Declaration. Ufa. 9 July. Режим доступа: http://brics.utoronto.ca/docs/150709-ufa-dec-laration_en.html (дата обращения: 29.05.2019).
BRICS (2015) Ufa Action Plan. Ufa. 9 July. Режим доступа: http://brics.utoronto.ca/docs/150709-ufa-ac-tion-plan-en.html (дата обращения: 29.05.2019).
BRICS (2016) Goa Declaration. Goa. 16 October. Режим доступа: http://brics.utoronto.ca/docs/161016-goa.html (дата обращения: 29.05.2019).
BRICS (2016) Goa Action Plan. Goa. 16 October. Режим доступа: http://brics.utoronto.ca/docs/161016-goa-action-plan.html (дата обращения: 29.05.2019).
BRICS (2017) Xiamen Declaration. Xiamen. 4 September. Режим доступа: http://brics.utoronto.ca/ docs/170904-xiamen.html (дата обращения: 29.05.2019).
BRICS (2018) Johannesburg Declaration. Johannesburg. 26 July. Режим доступа: http://brics.utoronto.ca/ docs/180726-johannesburg.html (дата обращения: 29.05.2019).
G20 (2009) G20 Leaders Statement: The Pittsburgh Summit. Pittsburgh. 24-25 September. Режим доступа: http://www.g20.utoronto.ca/2009/2009communique0925.html (дата обращения: 29.05.2019).
Budhwar P., Tung R.L., Varma A., Do H. (2017) Developments in Human Resource Management in MNCs From BRICS Nations: A Review and Future Research Agenda // Journal of International Management. Vol. 23. No. 2. P. 111-123.
Guo S., Shi M. (2015) The Possibility of Building a New Type of International Relations System: Viewing the Reform of the World Order from the Establishment of the New Development Bank and Contingent Reserve Arrangement // International Review. No. 2 (на кит. яз.).
G20 (2009) G20 Leaders Statement: The Pittsburgh Summit. Pittsburgh. 24-25 September. Режим доступа: http://www.g20.utoronto.ca/2009/2009communique0925.html (дата обращения: 29.05.2019).
Horwitz F., Budhwar P. (eds) (2015) Handbook of Human Resource Management in Emerging Markets. Cheltenham: Edward Elgar.
Larionova M., Rakhmangulov M., Shelepov A., Sakharov A., Medyshevsky N. (2012) BRICS Cooperation: A Resource for Forging BRICS and G20 Decisions in the Key Areas of International Financial and Economic Architecture // International Organisations Research Journal. Vol. 7. No. 4. P. 199-238.
Larionova M. (2016) Russian BRICS Presidency: Models of Engagement with International Institutions // International Organisations Research Journal. Vol. 11. No. 2. P. 82-101.
Li D., Xu X. (2015) BRICs Cooperation Mechanism under the Perspective of Global Governance Reform // International Review. No. 10. P. 10. Режим доступа: http://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode= CJFQ&dbname=CJFDLAST2015&filename=REFO201510007&uid=WEEvREcwSlJHSldRa1FhdkJkVG1B K3krZlA1bGc1ZnU3bzYyNFlaMktOND0=$9A4hF_YAuvQ5obgVAqNKPCYcEjKensW4IQMovwHtwkF4-VYPoHbKxJw!!&v=MTc1MTJGeXJtVjc3Tk55ak5ZYkc0SDlUTnI0OUZZNFI4ZVgxTHV4WVM3RGgxVD NxVHJXTTFGckNVUkxPZlllZHM= (дата обращения 29.05.2019) (на кит. яз.).
Li W. (2013) The BRICS Mechanism and International Financial Governance Reform // International Review. No. 1. P. 36. Режим доступа: http://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFQ&dbname =CJFD2013&filename=GJGC201301006&uid=WEEvREcwSlJHSldRa1FhdkJkVG1BK3krZlA1bGc1ZnU 3bzYyNFlaMktOND0=$9A4hF_YAuvQ5obgVAqNKPCYcEjKensW4IQMovwHtwkF4VYPoHbKxJw!!&v=-MDY4NjlEaDFUM3FUcldNMUZyQ1VSTE9mWWVkc0Z5cm1WN3JPSWlmTWJiRzRIOUxNcm85Rll-vUjhlWDFMdXhZUzc= (дата обращения 29.05.2019) (на кит. яз.).
Liu H. (2015) The broadening of the G20 agenda and its impact on Regime Effectiveness // International Forum. No. 3. P. 7 Режим доступа: http://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFQ&dbname =CJFDLAST2015&filename=GJLT201503002&uid=WEEvREcwSlJHSldRa1FhdkJkVG1BK3krZlA1bGc1 ZnU3bzYyNFlaMktOND0=$9A4hF_YAuvQ5obgVAqNKPCYcEjKensW4IQMovwHtwkF4VYPoHbKxJw!-!&v=MjgyMjlEaDFUM3FUcldNMUZyQ1VSTE9mWWVkc0Z5cm1WTHpQSWlmSGVyRzRIOVRNckk5 RlpvUjhlWDFMdXhZUzc= (дата обращения: 29.05.2019) (на кит. яз.).
Mielniczuk F. (2013) Food Security, Biotechnology, and the BRICS: A Necessary Relationship // International Affairs Forum. Vol. 4. No. 1. P. 65-69.
National Bureau of Statistics of China (2017) BRICS Joint Statistical Publication. Режим доступа: http:// www.stats.gov.cn/ztjc/ztsj/jzgjlhtjsc/jz2017/201709/t20170901_1530127.html (дата обращения: 29.05.2019) (на кит. яз.).
O'Neill J. (2001) Building Global Economics BRICs. Global Economics Paper No 65, Goldman Sachs & Co. Режим доступа: https://www.goldmansachs.com/insights/archive/archive-pdfs/build-better-brics.pdf (дата обращения: 29.05.2019).
Panova V. (2015) BRICS Security Agenda and Prospects for the BRICS Ufa Summit // International Organisations Research Journal. Vol. 10. No. 2. P. 90-104.
Richmond O., Tellidis I. (2013) The BRICS and International Peacebuilding and Statebuilding. Norwegian Centre for Conflict Resolution. Режим доступа: https://noref.no/Publications/Themes/Peacebuilding-and-mediation/The-BRICS-and-international-peacebuilding-and-statebuilding (дата обращения: 29.05.2019).
Tediosi F., Finch A., Procacci C., Marten R., Missoni, E. (2016) BRICS Countries and the Global Movement for Universal Health Coverage // Health Policy Plan. Vol. 31. No. 6. P. 717-728.
Wilson D., Purushothaman R. (2003) Dreaming With BRICs: The Path to 2050. Global Economics Paper No 99, Goldman Sachs & Co. Режим доступа: https://www.goldmansachs.com/insights/archive/archive-pdfs/brics-dream.pdf (дата обращения: 29.05.2019).
Zhu F. (2010) The Construction of Cooperation Mechanisms in Emerging Powers: A New Momentum to Promote the Development of International Institutions // Contemporary World. No. 11. P. 7. Режим доступа: http://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFQ&dbname=CJFD2010&filename=JSDD201011 007&uid=WEEvREcwSlJHSldRa1FhdkJkVG1BK3krZlA1bGc1ZnU3bzYyNFlaMkt0ND0=$9A4hF_YAu-vQ5obgVAqNKPCYcEjKensW4IQMovwHtwkF4VYPoHbKxJw!!&v=MjM3Mjg3RGgxVDNxVHJXTTFGc kNVUkxPZlllZHNGeXJsVjd6QUx6N1Bhckc0SDlITnJv0UZZNFI4ZVgxTHV4WVM= (дата обращения: 13.06.2018) (на кит. яз.).
Zhu J. (2014) Transformation ofthe BRICS Cooperation Mechanism // International Review. No. 3. P. 72-73. Режим доступа: http://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFQ&dbname=CJFD2014&filena me=GJGC201403007&uid=WEEvREcwSlJHSldRa1FhdkJkVG1BK3krZlA1bGc1ZnU3bzYyNFlaMkt0N D0=$9A4hF_YAuvQ5obgVAqNKPCYcEjKensW4IQMovwHtwkF4VYPoHbKxJw!!&v=MTQxNDllZHNG eXJsVkw3TklpZk1iYkc0SDlYTXJJ0UZZNFI4ZVgxTHV4WVM3RGgxVDNxVHJXTTFGckNVUkxPZlk= (дата обращения: 13.06.2018) (на кит. яз.).
Changes and Developments in the BRICS Agenda for Future Presidencies1
Sh. Guo, H. Zhang, W. Shi
Shuyong Guo - Professor, Dean of the School of International Relations and Public Affairs (SIRPA) at Shanghai International Studies University (SISU); 550 Dalian Road (W), Shanghai 200083, China; E-mail: [email protected]
Hanwen Zhang - PhD Candidate at the School of International Relations and Public Affairs (SIRPA) at Shanghai International Studies University (SISU); 550 Dalian Road (W), Shanghai 200083, China; E-mail: 0174100989@ shisu.edu.cn
Weiping Shi - PhD Candidate at the School of International Relations and Public Affairs (SIRPA) at Shanghai International Studies University (SISU), Associate Professor at Shanghai University of Traditional Chinese Medicine; 550 Dalian Road (W), Shanghai 200083, China; E-mail: [email protected]
Abstract
In 2009, the first summit of the leaders of what would become known as the BRICS countries (Brazil, Russia, India, China and later, South Africa) was held in the Russian city of Yekaterinburg. Since then, "BRICS" has gradually evolved from an academic concept to a cooperation mechanism that has played an ever-greater role in the international political arena. In the past 10 years, the agendas of BRICS summits have been enriched and its action plans have been pragmatic and effective. This article analyzes the agendas of the 10 summits to date and explores the factors that shaped them. Finally, the article analyzes trends for future agendas and explores the complex difficulties and challenges faced by the BRICS countries in the international environment. It concludes with suggestions about how to resolve these difficulties and challenges through future cooperation.
Key words: BRICS; summit agenda; global governance; emerging powers
For citation: Guo Sh., Zhang H., Shi W. (2019) Changes and Developments in the BRICS Agenda for Future Presidencies. International Organisations Research Journal, vol. 14, no 2, pp. 126-149 (in English). DOI: 10.17323/1996-7845-2019-02-05.
References
Ahsan D., Gladun E. (2016) BRICS Countries' Political and Legal Participation in the Global Climate Change Agenda. Social Science Electronic Publishing, vol. 3, no 3, pp. 8-42.
BRIC (2009) Joint Statement of the BRIC Countries' Leaders. Yekaterinburg, 16 June. Available at: http:// brics.utoronto.ca/docs/090616-leaders.html (accessed 29 May 2019).
BRIC (2010) Summit of Heads of State and Government: Joint Statement. Brasilia, 15 April. Available at: http://brics.utoronto.ca/docs/100415-leaders.html (accessed 29 May 2019).
BRICS (2011) Sanya Declaration. Sanya, 14 April. Available at: http://brics.utoronto.ca/docs/110414-leaders. html (accessed 29 May 2019).
BRICS (2012) Delhi Declaration and Action Plan. New Delhi, 29 March. Available at: http://brics.utoronto. ca/docs/120329-delhi-declaration.html#actionplan (accessed 29 May 2019).
BRICS (2013) BRICS and Africa: Partnership for Development, Integration and Industrialisation Available at: http://brics.utoronto.ca/docs/130327-statement.html (accessed 29 May 2019).
1 The editorial board received the article in October 2018.
BRICS (2014) Fortaleza Declaration and Action Plan. Fortaleza, 15 July. Available at: http://brics.utoronto. ca/do cs/140715-leaders.html (accessed 29 May 2019).
BRICS (2015) Ufa Declaration. Ufa, 9 July. Available at: http://brics.utoronto.ca/docs/150709-ufa-declara-tion_en.html (accessed 29 May 2019).
BRICS (2015) Ufa Action Plan. Ufa, 9 July. Available at: http://brics.utoronto.ca/docs/150709-ufa-action-plan-en.html (accessed 29 May 2019).
BRICS (2016) Goa Declaration. Goa, 16 October. Available at: http://brics.utoronto.ca/docs/161016-goa. html (accessed 29 May 2019).
BRICS (2016) Goa Action Plan. Goa, 16 October. Available at: http://brics.utoronto.ca/docs/161016-goa-action-plan.html (accessed 29 May 2019).
BRICS (2017) Xiamen Declaration. Xiamen, 4 September. Available at: http://brics.utoronto.ca/docs/170904-xiamen.html (accessed 29 May 2019).
BRICS (2018) Johannesburg Declaration. Johannesburg, 26 July. Available at: http://brics.utoronto.ca/ docs/180726-johannesburg.html (accessed 29 May 2019).
G20 (2009) G20 Leaders Statement: The Pittsburgh Summit. Pittsburgh, 24-25 September. Available at: http://www.g20.utoronto.ca/2009/2009communique0925.html (accessed 29 May 2019).
Budhwar P., Tung R.L., Varma A., Do H. (2017) Developments in Human Resource Management in MNCs From BRICS Nations: A Review and Future Research Agenda. Journal of International Management, vol. 23, no 2, pp. 111-123.
Guo S., Shi M. (2015) The Possibility of Building a New Type of International Relations System: Viewing the Reform of the World Order from the Establishment of the New Development Bank and Contingent Reserve Arrangement. International Review, no 2 (in Chinese).
G20 (2009) G20 Leaders Statement: The Pittsburgh Summit. Pittsburgh, 24-25 September.
Available at: http://www.g20.utoronto.ca/2009/2009communique0925.html (accessed 29 May 2019).
Horwitz F., Budhwar P. (eds) (2015) Handbook of Human Resource Management in Emerging Markets. Cheltenham: Edward Elgar.
Larionova M., Rakhmangulov M., Shelepov A., Sakharov A., Medyshevsky N. (2012) BRICS Cooperation: A Resource for Forging BRICS and G20 Decisions in the Key Areas of International Financial and Economic Architecture. International Organisations Research Journal, vol. 7, no 4, pp. 199-238.
Larionova M. (2016) Russian BRICS Presidency: Models of Engagement with International Institutions. International Organisations Research Journal, vol. 11, no 2, pp. 82-101.
Li D., Xu X. (2015) BRICs Cooperation Mechanism under the Perspective of Global Governance. Reform, no 10, p. 10. Available at: http://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFQ&dbname=CJFDLAST2 015&filename=REF0201510007&uid=WEEvREcwSlJHSldRa1FhdkJkVG1BK3krZlA1bGc1ZnU3bzYyNF laMkt0ND0=$9A4hF_YAuvQ5obgVAqNKPCYcEjKensW4IQMovwHtwkF4VYPoHbKxJw!!&v=MTc1MT JGeXJtVjc3Tk55ak5ZYkc0SDlUTnI00UZZNFI4ZVgxTHV4WVM3RGgxVDNxVHJXTTFGckNVUkxP-ZlllZHM=_(accessed 29 May 2019) (in Chinese).
Li W. (2013) The BRICS Mechanism and International Financial Governance Reform. International Review, no 1, p. 36. Available at: http://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFQ&dbname=CJFD2013 &filename=GJGC201301006&uid=WEEvREcwSlJHSldRa1FhdkJkVG1BK3krZlA1bGc1ZnU3bzYyNFlaM kt0ND0=$9A4hF_YAuvQ5obgVAqNKPCYcEjKensW4IQMovwHtwkF4VYPoHbKxJw!!&v=MDY4NjlEaD FUM3FUcldNMUZyQ1VSTE9mWWVkc0Z5cm1WN3JPSWlmTWJiRzRI0UxNcm85RllvUjhlWDFMdX-hZUzc= (accessed 29 May 2019) (in Chinese).
Liu H. (2015) The broadening of the G20 agenda and its impact on Regime Effectiveness. International Forum, no 3, p. 7. Available at: http://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFQ&dbname=CJFDLAST 2015&filename=GJLT201503002&uid=WEEvREcwSlJHSldRa1FhdkJkVG1BK3krZlA1bGc1ZnU3bzYyN FlaMkt0ND0=$9A4hF_YAuvQ5obgVAqNKPCYcEjKensW4IQMovwHtwkF4VYPoHbKxJw!!&v=MjgyMjl EaDFUM3FUcldNMUZyQ1VSTE9mWWVkc0Z5cm1WTHpQSWlmSGVyRzRI0VRNckk5RlpvUjhlWD-FMdXhZUzc= (accessed 29 May 2019) (in Chinese).
Mielniczuk F. (2013) Food Security, Biotechnology, and the BRICS: A Necessary Relationship. International Affairs Forum, vol. 4, no 1, pp. 65—69.
National Bureau of Statistics of China (2017) BRICS Joint Statistical Publication (in Chinese). Available at: http://www.stats.gov.cn/ztjc/ztsj/jzgjlhtjsc/jz2017/201709/t20170901_1530127.html (accessed 29 May 2019).
O'Neill J. (2001) Building Global Economics BRICs. Global Economics Paper No 65, Goldman Sachs & Co. Available at: https://www.goldmansachs.com/insights/archive/archive-pdfs/build-better-brics.pdf (accessed 29 May 2019).
Panova V. (2015) BRICS Security Agenda and Prospects for the BRICS Ufa Summit. International Organisations Research Journal, vol. 10, no 2, pp. 90—104.
Richmond O., Tellidis I. (2013) The BRICS and International Peacebuilding and Statebuilding. Norwegian Centre for Conflict Resolution. Available at: https://noref.no/Publications/Themes/Peacebuilding-and-me-diation/The-BRICS-and-international-peacebuilding-and-statebuilding (accessed 29 May 2019).
Tediosi F., Finch A., Procacci C., Marten R., Missoni E. (2016) BRICS Countries and the Global Movement for Universal Health Coverage. Health Policy Plan, vol. 31, no 6, pp. 717—728.
Wilson D., Purushothaman R. (2003) Dreaming With BRICs: The Path to 2050. Global Economics Paper No 99, Goldman Sachs & Co. Available at: https://www.goldmansachs.com/insights/archive/archive-pdfs/brics-dream.pdf (accessed 29 May 2019).
Zhu F. (2010) The Construction of Cooperation Mechanisms in Emerging Powers: A New Momentum to Promote the Development of International Institutions. Contemporary World, no 11, p. 7. Available at: You can find at: http://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFQ&dbname=CJFD2010&filename= JSDD201011007&uid=WEEvREcwSJHSldRa1FhdkJkVG1BK3krZlA1bGc1ZnU3bzYyNFlaMkt0ND0=$9 A4hF_YAuvQ5obgVAqNKPCYcEjKensW4IQMovwHtwkF4VYPoHbKxJw!!&v=MjM3Mjg3RGgxVDNxVH JXTTFGckNVUkxPZlllZHNGeXJsVjd6QUx6N1Bhckc0SDlITnJv0UZZNFI4ZVgxTHV4WVM= (accessed June 13 2019) (in Chinese).
Zhu J. (2014) Transformation of the BRICS Cooperation Mechanism. International Review, no 3, pp. 72—73. Available at: http://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFQ&dbname=CJFD2014&filename= GJGC201403007&uid=WEEvREcwSlJHSldRa1FhdkJkVG1BK3krZlA1bGc1ZnU3bzYyNFlaMkt0ND0= $9A4hF_YAuvQ5obgVAqNKPCYcEjKensW4IQMovwHtwkF4VYPoHbKxJw!!&v=MTQxNDllZHNGeXJs Vkw3TklpZk1iYkc0SDlYTXJJ0UZZNFI4ZVgxTHV4WVM3RGgxVDNxVHJXTTFGckNVUkxPZlk= (accessed June 13 2019) (in Chinese).