ПРАВО И ОБЩЕСТВО
LAW AND SOCIETY
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БРИКС
БЕЛОВА ВЕРОНИКА АЛЕКСАНДРОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: veronikabelova@bk.ru
Деятельность блока стран БРИКС (англ. BRICS - сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa - группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) свидетельствует о значительных успехах этой организации в качестве института межгосударственного сотрудничества, который затрагивает все более широкий круг проблем как в рамках «G20», члены которого выступают от имени всех развивающихся стран, так и в отдельном формате. В целом, необходимо отметить, что такой успех можно объяснить неспособностью действующих международных институтов обеспечить развивающимся государствам паритетное положение и, следовательно, ответить на новые вызовы в финансовой и прочих сферах, возникающие еще с 2008 года. БРИКС - это многосторонний институт, который в своем развитии опирается на следующие параметры: степень участия, повестка дня, членство и интенсивность сотрудничества. Степень эффективности саммитов БРИКС демонстрирует устойчивый рост по многим показателям глобального управления. К основным причинам роста эффективности БРИКС необходимо отнести неспособность организаций, возникших в 1940-х гг., Хайлигендаммского процесса на полях саммита «G8» и первых саммитов «G20» предоставить ведущим развивающимся государствам равные права, которые будут соответствовать их растущим возможностям и возрастающей степени открытости, необходимые для ответа на новые вызовы современного мира. Другой, не менее важной причиной является углубляющаяся институционализация БРИКС в качестве блока государств, ограниченного определенным кругом участников, в котором рациональные устремления к сотрудничеству постепенно модифицировались в личные связи между членами объединения. Таким образом, можно наблюдать преобразование данной организации в серьезный экономический и политический союз, который представляет совершенно иную модель глобальных отношений.
Ключевые слова: БРИКС, «G20», институционализация, «G8», саммит БРИКС
Среди большого числа существующих в мире многосторонних институтов сотрудничества, имеющих глобальное значение и масштаб, БРИКС представляется уникальным по ряду причин. Объединение зародилось на полях саммита <^8» в 2008 г., незадолго до начала работы <^20», в которой все члены БРИКС представлены на паритетной основе с другими государствами. Проведение саммитов БРИКС было инициативой России, которая приняла у себя первую встречу лидеров в Екатеринбурге в июне 2009 г. и являлась полноправным участником форумов «восьмерки» с 1998 г. БРИКС объединяет страны с крупными территориями и центральным положением на многих континентах: Россию в Европе, Центральной и Восточной Азии, Китай в Восточной Азии, Индию в Южной Азии, Бразилию в Южной Америке, а также ЮАР в Африке. На начальном этапе в объединение входили в основном постколониальные страны с рядом схожих характеристик - крупные (экономически, демографически и территориально) развивающиеся
государства с быстро растущей экономикой, стремительно догоняющие развитые страны. Повестка дня саммитов БРИКС была достаточно обширной в отличие от «020», изначально фокусировавшейся на экономических и финансовых вопросах, и «08», после 2009 г. сконцентрировавшейся на тематике развития и безопасности. Таким образом, возникает ряд вопросов относительно способности БРИКС осуществлять функции глобального управления с большей эффективностью, чем «восьмерка» и «двадцатка», а также о возможности сотрудничества или соперничества между существующими многосторонними институтами.
Ответы на поставленные вопросы являются предметом полемики между представителями нескольких альтернативных направлений теоретической мысли, сконцентрированной группы оценок на том, каким образом и по каким причинам появилась и функционирует БРИКС.
В рамках первой, БРИКС воспринимается как неудачная инициатива, малозначимая для ее
участников и других государств. Приверженцы данной точки зрения указывают на отсутствие серьезных достижений по ключевым вопросам, таким как реформирование Совета Безопасности ООН, а также на длительные усилия объединения по созданию в 2014 г. достаточно скромного, с точки зрения обеспеченности финансовыми ресурсами, Нового банка развития БРИКС.
Среди причин провала БРИКС в перспективе отмечаются:
- отсутствие общих характеристик и интересов государств - участниц форума, в частности, речь идет о различиях между Бразилией, Индией и ЮАР с одной стороны, и менее демократичными членами БРИКС - с другой;
- территориальные споры между Индией и Китаем;
- принятие в качестве участника форума меньшей по сравнению с другими членами БРИКС ЮАР, способной проецировать влияние на региональном, но не глобальном уровне [1].
Представители второй точки зрения говорят об упадке объединения, отмечая стремительное ухудшение экономического положения государств БРИКС [2]. Эта позиция возникла в 2013 г. в результате замедления роста экономик Индии и Китая, а также резким падением темпов роста в Бразилии, России и ЮАР. Последователи данного направления рассматривают БРИКС в качестве одного из многих возникающих объединений развивающихся стран, причем другие объединения представляются им более перспективными с учетом их более устойчивого роста и демократических политических систем [3].
В рамках третьего подхода постулируется идея о «показной общности» стран БРИКС, за которой скрываются трудности в выработке общей позиции по вопросам реформирования международной финансовой архитектуры, связанные с их внутренними экономическими и политическими сложностями, а также с наличием прочных связей с более могущественными США [4]. Сложности, испытываемые странами БРИКС в обеспечении перехода национальных экономик от среднего к высокому уровню доходов, ставят под сомнение потенциал объединения в будущем. Также внимание акцентируется на таких аспектах, как экономические диспропорции, имеющие место в объединении: значительное превосходство Китая над другими странами, различия в политических системах и противоборство между Китаем и Индией [5].
Представители четвертого направления рассматривают БРИКС в качестве краткосрочной
инициативы, рассчитанной на борьбу с проявлениями финансового кризиса, способствовавшего созданию объединения [6]. Они утверждают, что причиной возникновения БРИКС явился дисбаланс в международной экономической системе, проявившийся в момент кризиса 2008 г. Размер экономик стран БРИКС позволяет им участвовать в дискуссиях по вопросам разрешения финансового кризиса.
В связи с этим сотрудничество с данными государствами могло бы способствовать улучшению их позиций на международной арене. Это преимущество определяло фокус повестки дня форума, в особенности в ходе первых саммитов, посвященных реформированию существующих международных финансовых институтов в целях повышения уровня влияния развивающихся государств.
Согласно пятому направлению, влияние БРИКС в мире неуклонно растет, однако это объединение еще далеко от статуса по-настоящему единого геополитического блока или альянса. В 2013 г. лидеры стран БРИКС создали Пул валютных резервов, были одними из наиболее активных членов <^20», а также активизировали усилия, направленные на переустройство мирового порядка в соответствии с растущими совокупными возможностями своих государств. Однако после пяти саммитов «им еще многое предстоит сделать для выработки общих позиций, что необходимо для становления в качестве целостного геополитического альянса» [7].
В частности, С. Ф. Кристенсен и Р. Бернал-Меза, основываясь на концепциях А. Грамши и Р. Кокса, также приходят к выводу о том, что «о БРИКС трудно говорить как о контргегемонном союзе, поскольку интересы его членов и разногласия между ними не позволяют считать это объединение силой, способной стать катализатором системных изменений». Одна из точек зрения в рамках данного направления говорит о существовании «взаимозависимой гегемонии», поскольку «появление БРИКС в значительной степени подвергло сомнению многие аспекты функциональности, масштаба, легитимности и власти в рамках сложившегося международного порядка. Однако до сих пор это объединение не оказало фундаментального влияния на структуру существующей международной системы» [8].
Шестая концепция характеризуется восприятием БРИКС в качестве контргегемонной коалиции во главе с Россией, созданной как активная и долгосрочная финансово-ориентированная группа, концентрирующаяся в формате влиятельного
V. А. ББЬОУЛ
сообщества стран БРИКС [9]. Сплоченность и влияние объединения основываются на позициях его членов в качестве «региональных супердержав» и двигателей экономического роста, а также на существующем между ними консенсусе относительно основных принципов мирового порядка. Сторонники описываемого подхода полагают, что лидирующую роль в БРИКС играла Россия, стремившаяся противостоять однополярности международной системы во главе с США. Таким образом, Россия способствовала отходу от концепции БРИКС, выработанной Джимом О'Ниллом в 2001 г. и превращению БРИКС из группы стран с высоким потенциалом, с точки зрения инвестиций и экономического сотрудничества, в политический альянс, имеющий целью изменить международный баланс сил [10]. Когда экономический кризис выявил уязвимость США, Россия воспользовалась этой возможностью, чтобы акцентировать внимание международного сообщества на провалы мировой экономической системы, возглавляемой США. Россия призвала растущие экономики к борьбе за равное положение в процессе принятия решений. К 2008 г. Россия смогла занять надежную международную позицию, интегрировавшись в глобальную экономическую систему на своих условиях. Поэтому в ответ на санкции, наложенные западными странами в 2014 г. в связи с кризисом вокруг Крыма, Россия попыталась использовать свои связи с Китаем и Индией для развития торговли и привлечения иностранных инвестиций [11]. Кроме того, страны БРИКС, входящие в «020», блокировали предложение принимавшей саммит Австралии исключить Россию из механизма «тройки», отвечающего за подготовку Брисбенской встречи лидеров в ноябре 2014 г. [12].
Седьмая точка зрения рассматривает БРИКС в качестве более широкой коалиции развивающихся стран, стремящихся изменить равновесие мирового политического влияния в свою пользу [13]. Согласно данному подходу, стремление сформировать новый международный институциональный баланс, соответствующий складывающейся геополитической ситуации, стало выражением общей политической воли нескольких стран. Поскольку существующий институциональный баланс был недемократичным, однополярным и не создавал равных возможностей для всех участников, БРИКС позволил развивающимся странам занять свое место, бросив, таким образом, вызов не только «Группе семи/восьми», но и западной гегемонии в широком смысле.
Приверженцы восьмого направления отмечают успех БРИКС, связанный с задействованными
институциональными навыками. Так, Э. Купер считает, что «страны БРИКС успешно формулировали общие интересы и избегали рассмотрения вопросов, которые могли бы вызвать разногласия», полагаясь на институциональную гибкость неформальной модели взаимодействия [14].
Отдельно отмечается успех БРИКС на «глобальном Юге», чему способствовало создание Нового банка развития БРИКС, основывающегося на финансовых и технических возможностях стран-членов, а также их значительных валютных резервах [15].
В рамках девятого направления БРИКС рассматривается в качестве успешного конкурента «08» и «020». Этот формат способствовал выработке консенсуса по ряду вопросов, важных для стран-членов и всего мира, и достиг результатов в тех сферах, в которых не преуспели другие институты. Сторонники данного подхода подчеркивают важность расширения БРИКС с принятием ЮАР в качестве полноправного члена в 2011 г., участия в Дурбанском саммите 2013 г. многих африканских лидеров, а также создания Нового банка развития по итогам саммита в Форталезе в 2014 г. В качестве факторов успешности института рассматриваются растущая сила стран-членов, схожесть и единомыслие как крупных развивающихся, во многом постколониальных государств, а также неспособность стран «Группы семи» и находящихся под их контролем международных институтов, достаточно быстро и эффективно использовать их возможности и ярко выраженную общность интересов.
Десятая концепция рассматривает БРИКС как успешного партнера «020» и «08» [16], указывая на множество приоритетных тем, принципов и действий, по которым позиции стран БРИКС и других членов «двадцатки» совпадают, а также на способность БРИКС формулировать несогласие в разумной, сдержанной и дипломатической манере. Отмечается и регулярное выражение поддержки саммитов БРИКС по отношению к «020».
Сторонники данной позиции называют следующие причины успешности института:
- значительность глобальных проблем, с которыми сталкиваются все три многосторонних института;
- общность элементов повестки дня форумов;
- сохраняющаяся потребность стран БРИКС в сотрудничестве со странами «семерки»;
- членство всех государств БРИКС в «двадцатке» и уникальная позиция России, являющая-
ся основателем БРИКС, членом «020» и бывшим членом «08» (до 2014 г.).
В рамках одного из течений в данном направлении подчеркивается, что страны БРИКС, несмотря на разногласия по многим элементам повестки дня «020», придерживаются общей позиции по вопросам реформы международных финансовых институтов и смещения фокуса «двадцатки» на проблемы международного развития [17].
Все вышеописанные направления теоретической мысли признают растущую экономическую и политическую мощь стран БРИКС, их желание играть более активную роль в процессах глобального управления и их лидирующее положение в региональных институтах, таких как ШОС и форум ИБСА. Однако ни одна из концепций не дает исчерпывающего объяснения причин появления БРИКС ранее начала процесса встреч «020» на высшем уровне и проведения отдельных саммитов БРИКС с 2009 г., когда «двадцатка» уже утвердилась в качестве многостороннего института глобального управления, где все страны БРИКС и другие крупные развивающиеся государства были представлены в качестве равноправных членов. Ни одно направление не дает и полной, основанной на фактах оценки эффективности саммитов БРИКС по всем основным измерениям глобального управления, присущим подобного рода институтам. Также отсутствует аналитическая база, которая позволила бы сформулировать системную оценку и получить результаты, сопоставимые с аналогичными данными по другим многосторонним институтам - «08» и «020». Почти ни одна из концепций не основывается на четкой, внутренне непротиворечивой причинно-следственной модели, базирующейся на основных теориях международных отношений - реализме, либеральном институционализме и конструктивизме, которая позволяла бы проследить непосредственную связь между причинами и гипотетическими или наблюдаемыми событиями. Подобный системный подход необходим для точного описания эффективности саммитов БРИКС и краткого объяснения причин полученных результатов.
Проанализировав деятельность объединения БРИКС в качестве института межгосударственного сотрудничества, можно прийти к выводу о том, что организация достигла определенных успехов, как в отдельном формате, так и в рамках «020», где объединение выступает от имени всех развивающихся стран. По большому счету, успех объясняется неспособностью существующих международных институтов обеспечить развивающимся государствам равноправное положение и, тем са-
мым, ответить на новые вызовы и кризисные явления в финансовой, продовольственной и других сферах, возникновение которых началось еще с
2008 г.
По мере того, как БРИКС развивался институционально, выходя на уровень глав государств, расширяя членство, развивая повестку дня, усиливая интенсивность и глубину взаимодействия, увеличивалась и эффективность саммитов по многим параметрам глобального управления. Развитие объединения было в определенной степени стимулировано шоками глобальных финансовых, продовольственных и экономических кризисов 2008-2013 гг. Однако важнейшим фактором стала неспособность организаций, зародившихся в 1940-х гг., расширявшейся с 1975 г. «G8» и первых саммитов «G20», предоставить развивающимся государствам равные права, уровень влияния и ответственности, соответствующие их потенциалу и растущей степени открытости, которые были необходимы для ответа на возникающие вызовы изменяющегося мира. Другим, не менее важным фактором, стала институционали-зация БРИКС как объединения, которое состоит из ограниченного круга членов, и в котором рациональные импульсы к сотрудничеству постепенно трансформируются в личные связи между государствами.
Концепция БРИК, характеризующая конкретный тип стран, была сформулирована аналитиком банка «Goldman Sachs» Джимом О'Ниллом в 2001 г. [18]. Однако эта идея зародилась еще в 1990-х гг. в России в виде «стратегического треугольника» РИК (России, Индии, Китая) [19]. В дальнейшем концепция получила развитие с созданием ШОС во главе с Россией и Китаем. Изначально созданию БРИК предшествовала встреча министров иностранных дел четырех стран на полях Генеральной Ассамблеи ООН в 2006 г. [20]. Первая встреча лидеров БРИК состоялась на полях саммита «G8» и Форума ведущих экономик на о. Хоккайдо в июле 2008 г. [21]. На этой встрече было согласовано проведение отдельного саммита БРИКС в следующем году.
Первый саммит БРИК состоялся в июне 2009 г. в Екатеринбурге после двух крайне успешных саммитов «G20», прошедших в ноябре 2008 г. и апреле
2009 г. [22]. Лидеры стран БРИКС продолжили практику проведения ежегодных саммитов (как правило, весной). К 2011 г. они также стали проводить встречи на полях саммита «G20», проходящего в осенний период. На втором отдельном саммите в состав БРИК была принята ЮАР, дебютировавшая в качестве полноправного участника объ-
единения на третьем саммите в Санье и принявшая пятый саммит в Дурбане в 2013 г.
В рамках БРИКС вскоре сформировался широкий круг форматов встреч на различных уровнях. Отдельные встречи министров иностранных дел начались в 2006 г., министров финансов - в 2009 г., министров сельского хозяйства и здравоохранения -в 2010 г., торговли - в 2011 г., министров образования и науки, министров, ответственных за технологическое развитие и инновации, - в 2013 г., а также министров окружающей среды - в 2015 г. Таким образом, политический клуб, занимающийся вопросами мира и безопасности, превратился в экономическое и социальное объединение.
За всю историю существования данной организации, БРИКС проявляла себя как влиятельный и эффективный институт межгосударственного взаимодействия благодаря наличию ряда факторов. Первым фактором эффективности БРИКС является уязвимость, вызванная кризисными явлениями, проявившимися в таких сферах, как финансы, продовольственная безопасность, а также в форме имевших место вооруженных конфликтов. Глобальный финансовый кризис, признаки которого наблюдались в США, Великобритании и странах континентальной Европы еще в 2007 г., вступив в острую фазу в 2008 г., стал основной причиной проведения первого отдельного саммита БРИКС в июне 2009 г. в Екатеринбурге и, в чуть меньшей степени, первой встречи на полях «G8» летом 2008 г. К 2009 г. все страны БРИКС были серьезно затронуты кризисом, начавшимся в США и Великобритании, когда в сентябре 2008 г. обанкротился инвестиционный банк «Lehman Brothers», и быстро распространившимся и усугубившимся в последующие месяцы. Ослабление кризисных явлений после 2009 г. совпало со смещением фокуса БРИКС с вопросов финансовой стабильности в сторону других приоритетов. Еще одним шоковым фактором создания БРИКС послужил продовольственный кризис 2008 г. Подтверждением тому может служить обнародование лидерами стран БРИКС специального заявления по продовольственной безопасности по итогам первого саммита. Однако, несмотря на то, что большинство стран БРИКС являются импортерами продуктов питания, воздействие продовольственного кризиса на них было минимальным, в отличие от других, более бедных развивающихся стран. Снижающаяся острота глобального продовольственного кризиса сопровождалась активизацией обсуждения продовольственной проблемы в рамках БРИКС в 2011 г., поскольку недостаток продуктов питания является хроническим для
беднейших слоев населения. Третьим шоком стала серия военных интервенций во главе с некоторыми странами «восьмерки», в первую очередь, направленных против Ливии в 2011 г.. Это подтолкнуло БРИКС к выражению несогласия с вмешательством в ливийский конфликт в 2011 г. и отстаиванию принципа невмешательства во внутренние дела, даже если подобные ситуации не касались стран БРИКС и их зарубежных союзников напрямую.
Второй фактор - провал многосторонних институтов - является более значительным. Неспособность Совета Безопасности ООН воспрепятствовать военной интервенции НАТО в Ливии, незавершенность реформы распределения голосов и структуры управления МВФ и провал Всемирного банка стали непосредственными причинами действий стран БРИКС, в частности, по созданию Нового банка развития БРИКС в 2014 г. Неспособность Совета Безопасности ООН воспрепятствовать военной интервенции НАТО в Ливии, незавершенность реформы распределения голосов и структуры управления МВФ и провал Всемирного банка стали непосредственными причинами действий стран БРИКС, в частности, по образованию Нового банка развития БРИКС в 2014 г. Неспособность Всемирной торговой организации завершить переговоры в рамках Дохийского раунда также подтолкнула деятельность БРИКС в сфере международной торговли. «08» также оказалась неспособна предоставить странам БРИКС полноправное место в своем составе на саммитах на о. Хоккайдо в 2008 г. и в Аквиле в 2009 г. Члены БРИКС присутствовали в качестве приглашенных гостей саммита на некоторых сессиях, а в Аквиле их статус был в еще большей степени размыт приглашением еще 40 лидеров в заключительный день форума. Показатели эффективности БРИКС значительно повысились в Форталезе в 2014 г., на первом саммите БРИКС после исключения Российской Федерации из «08» в начале весны.
Немаловажную роль сыграл и третий фактор эффективности - коллективное превосходство и равенство возможностей стран БРИКС. С момента начала своей деятельности в 2009 г. страны БРИКС увеличили влияние в глобальном масштабе, продемонстрировав рост по показателям доли в мировом ВВП по паритету покупательной способности, темпам экономического роста и численности населения. Однако совокупная мягкая сила стран БРИКС по сравнению со странами «Группы семи» и другими членами «двадцатки» остается на достаточно невысоком уровне. Более
того, проблему для объединения представляет баланс сил и равенство между членами. Китайская экономика превосходит по объему экономики всех остальных членов БРИКС вместе взятых. Темпы ее роста в 2013-2014 гг. также были значительно выше, чем в других, замедляющихся странах. Включение в состав БРИКС ЮАР в 2011 г. снизило уровень равенства и гомогенности группы. Одним из последствий относительного превосходства Китая в БРИКС стало размещение в этой стране штаб-квартиры Нового банка развития.
Четвертый фактор - наличие общих характеристик и принципов - также оказал определенное влияние на эффективность деятельности объединения. Большинство стран БРИКС являются крупными быстрорастущими экономиками с глобальными внешнеполитическими амбициями и значением. Многие из них также имели исторический опыт в качестве колоний европейских стран. Однако существует значительный разрыв между демократическими членами - Индией, Бразилией и ЮАР, с одной стороны, и Китаем и Россией, с другой. Китай и Индия имеют неразрешенный территориальный спор, так же как Россия и Япония в рамках «^8».
Пятый фактор - высокая степень контроля лидеров БРИКС над внутриполитической ситуацией в своих странах - способствовал достижению значительных успехов объединения. Каждый из лидеров в первые шесть лет функционирования БРИКС обладал надежным контролем над законодательными и судебными органами и центральным банком и пользовался поддержкой населения в своей стране. Уровень преемственности также был высок. Индийский лидер Манмо-хан Сингх присутствовал на всех шести прошедших саммитах. От остальных государств участвовали по два лидера. Стабильной преемственностью может объясняться и повышение эффективности БРИКС, за исключением, разве что, значительного скачка в 2014 г.
Существенное влияние было оказано и шестым фактором эффективности - контролируемым характером членства в клубе. Имея в своем составе лишь пять членов, с учетом вступления ЮАР в 2011 г., БРИКС является достаточно компактным объединением. Начиная с 2011 г., встречи проводятся дважды в год - это позволило БРИКС усилить взаимодействие, что должно способствовать формированию межличностных связей между участниками группы. Все страны БРИКС также являются членами «020», Россия до 2014 г. входила и в БРИКС, и в «08», Индия и ЮАР входят в Содружество наций, Россия и Ки-
тай - в ШОС. Кроме того, Россия, Китай и Индия принимают участие в деятельности форума «Азия - Европа».
Шестой саммит БРИКС, проходивший в бразильском городе Форталеза 15 июля 2014 г., продемонстрировал успешное развитие БРИКС в направлении расширения повестки дня и активизации сотрудничества между членами объединения. Функционируя в формате неформального клуба на основе принципов равенства, БРИКС стремится к выражению интересов всех развивающихся стран.
Главным достижением саммита в Форталезе стало долгожданное создание Нового банка развития БРИКС. Между членами БРИКС имели место многочисленные разногласия по многим аспектам работы банка. Потребовалось немало времени для согласования деталей данной инициативы, в частности, расположения штаб-квартиры, кандидатуры первого президента, состава Совета директоров и распределения квоты взносов и голосов. В определенный момент во время саммита в Форталезе казалось, что достичь договоренности не удастся. Однако консенсус все же был достигнут. Лидеры осознали, что если им не удастся согласовать позиции по Банку развития «здесь и сейчас», то ими будет упущена историческая возможность, а другого шанса может не представиться. Таким образом, по общему мнению, был достигнут позитивный результат.
Решение о названии Нового банка развития было не плодом тщательных размышлений о значении слова «новый», а результатом компромисса. Предлагались различные варианты - от «Банк развития БРИКС» до «Инфраструктурный банк». В итоге было предложено и поддержано название со словом «новый». Банк действительно оказался «новым» по ряду аспектов. Одним из них стало равное распределение взносов в капитал банка между пятью странами, в отличие от Всемирного банка, где доли и пропорциональное им число голосов распределены неравномерно (наибольшей долей располагают США). Данный вопрос был достаточно острым, так как китайская сторона хотела иметь большую долю, чем другие члены БРИКС. В итоге, однако, договоренность была достигнута на основе принципа равенства. Согласно замыслу, Новый банк развития БРИКС должен не конкурировать, а дополнять усилия «старых» структур - Всемирного банка и Азиатского банка развития. Новый банк развития призван заполнить ниши, не занятые старыми. Такой подход соответствует интересам развивающихся стран, которых не устраивают обязательные усло-
вия, зачастую выдвигаемые МВФ и Всемирным банком, что отчетливо проявилось в период азиатского кризиса 1997 г. Одной из таких стран была Индонезия. Новый банк развития будет в состоянии делать то, чего не могли или не хотели делать другие банки и МВФ.
Изначально предполагалось, что Новый банк развития ограничится традиционными инфраструктурными проектами, такими как строительство дорог и других объектов транспортной инфраструктуры. Однако один из высокопоставленных китайских чиновников высказал предположение, что со временем банк расширит свою деятельность в том числе в сфере социального развития. Главной задачей было обдумать роль стран БРИКС в мире и обозначить те сферы, где их коллективные усилия были бы наиболее эффективны и востребованы.
Прошедший 8-9 июля 2015 г. саммит БРИКС в Уфе продемонстрировал тенденцию к реализации всех намеченных на предыдущем саммите задач. В особенности, Центральными банками государств-участников было подписано Операционное соглашение, в котором конкретизированы процедуры, регулирующие условия взаимной поддержки в рамках Пула условных валютных резервов БРИКС. Прошедший 8-9 июля 2015 г. саммит БРИКС в Уфе продемонстрировал тенденцию к реализации всех намеченных на предыдущем саммите задач. В особенности Центральными банками государств-участников было подписано Операционное соглашение, определяющее процедуры, которые регламентируют условия взаимной поддержки в рамках Пула условных валютных резервов БРИКС.
В итоговой декларации саммита, помимо формирования новых финансово-экономических структур, главы государств зафиксировали наличие возможностей для отказа от долларовой системы и переход на расчет в национальных валютах при осуществлении взаимной торговли.
Главы стран-участниц поручили надлежащим государственным органам осуществлять работу по данным направлениям.
Одним из ключевых событий саммита было принятие «Стратегии экономического партнерства БРИКС», которая была подготовлена по инициативе российской стороны и содержащая предложения по сотрудничеству как в финансовой сфере, так и в других секторах экономики. В Стратегии четко прослеживается готовность государств БРИКС создавать условия для взаимного доступа на национальные рынки сельскохозяйственной продукции, включая устранение экс-
портных субсидий и снижения уровня внутренней поддержки, которая создает препятствия для торговли. В данном случае речь идет о соглашении, которые зафиксируют соответствующие договоренности государств БРИКС [23].
Вопросы доступа на национальные рынки и поддержка сельского хозяйства являются решающими для завершения Дохийского раунда переговоров в рамках ВТО. Ввиду нежелания Соединенных Штатов и ЕС идти на уступки на развивающимся странам, в свое время эти переговоры не привели ни к какому результату. Успехи, которые были достигнуты в ходе министерской конференции ВТО на Бали (Индонезия) в декабре 2013 г., лишь в незначительной части затрагивали вопросы сельскохозяйственных рынков. Таким образом, и в данном вопросе БРИКС демонстрирует потенциал, который открывается в рамках действительно равноправного сотрудничества.
К тому же, члены БРИКС готовы расширять сотрудничество в сфере энергетики.
В заключении, хотелось бы отметить, что за период существования БРИКС четко прослеживается развитие его институциональной системы, рост эффективности объединения до значительного уровня по всем измерениям и по всем элементам повестки дня, расширяющейся за счет вопросов политической безопасности. Причиной подобного развития явились, в первую очередь, не шоковые явления в финансовой сфере, а неспособность многосторонних организаций поколения 1940-х гг. обеспечить пяти крупным развивающимся государствам достойное место, равные права и степень ответственности в современной международной системе, соответствующие их возможностям. Еще одним фактором успеха стала ускорившаяся институционализация БРИКС в качестве закрытого, компактного клуба, в рамках которого рациональные стимулы к сотрудничеству привели к налаживанию личных связей, которые, в свою очередь, способствовали развитию сотрудничества между участниками.
Литература
1. O'Neill J. Building BRICS: from tanceptual Gregory to Rising Reality // BRICS New Delhi Summit 2012: Stability, Security and Prosperity. URL: http:// www.brics.utoronto.ca/newsdesk/delhi/oneill.html
2. Niu H. A Chinese Perspective on the BRICS in // Council of Councils. 6 February. URL: http://www.cfr.org/ councilofcouncils/global_memos/p36088
3. Keukleire S., Hooijmaaijers B. The BRICS and Other Emerging Power Alliances and Multilateral Organizations in the Asia-Pacific and the Global South: Challenges for the European Union and Its Views on Multilat-
eralism // Journal of Common Market Studies. № 52 (3). 2014. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/ journal/ 10.1111/(ISSN)1468-5965/issues
4. Cooper A. F., Bradford C. I. The G20 and the Post-Crisis Economic Order] // GIGI G20 Paper. № 3. June 2010. URL: https://www.cigionline.org/sites/ default/ files/G20%20No%203_0.pdf
5. Acharya A. The End of American World Order // Cambridge: Polity Press, 2014. URL: https://networks.h-net.org/node/28443/reviews/48565/kelly-acharya-end-ame-rican-world-order
6. Pertopoulos S. The Emergence of the BRICS -Implications for Global Governance // Journal for International and Global Studies. №4 (2), 2013. URL: http://www.lindenwood.edu/jigs/docs/volume4Issue2/essa ys/37-51.pdf
7. Li X. Introduction: Understanding the Hegemony and the Dialectics of the Emerging World Order // The BRICS and Beyond: The International Political Economy of the Emergence of a New World Order, 2014. URL: http://vbn.aau.dk/en/publications/understanding-the-hege-mony-and-the-dialectics-of-the-emerging-world-order (bf 90ba18-f06c-4206-97c8-b21d5554db9c)/export.html
8. Li X., Agustin O. G. Constructing and Conceptualizing «Interdependent Hegemony» in an Era of the Rise of the BRICS and Beyond // The BRICS and Beyond: The International Political Economy of the Emergence of a New World Order, 2014. URL: http://vbn.aau.dk/ da/publications/constructing-and-conceptualizing-inter-de-pendent-hegemony-in-an-era-of-the-rise-of-the-brics-and-beyond(af9d4976-9738-4748-9c4f-b407a7ec 0d7d)/ ex-port.html
9. Fituni L. I. From Boulders to Ashlars - BRICS of a New World Order: Hierarchies of Power and Degrees of Freedom in the Emerging World System of the Twenty-first Century // The BRICS and Beyond: The International Political Economy of the Emergence of a New World Order, 2014. / Li Xing (ed.). Farnham: Ashgate.
10. O'Neill J. Building Better Global Economic BRICs // Goldman Sachs Global Paper, no 66. 30 November, 2001. URL: http: // www.goldmansachs.com/our-thinking/archive/archive-pds/build-better-brics. pdf
11. Zhong R. Putin to Visit India to Boost Trade and Investment Ties // Wall Street Journal. 9, 2014. December. URL: http://blogs.wsj.com/indiarealtime/2014/12/10/putin-to-visit-india-to-boost-trade-ties-and-investments/
12. Cooper A. F., Bradford C. I. The G20 and the Post-Crisis Economic Order // GIGI G20 Paper. № 3. June 2010. URL: https://www.cigionline.org/sites/ default/files/ G20%20No%203_0.pdf
13. Никонов В. БРИКС - серьезный вызов западному доминированию // Информационный портал фонда «Русский мир». 2014. URL: http:// www.russkiymir.ru/ publications/88224/
14. Cooper A. F., Thakur R. (2014) The BRICS in the New Global Economic Geography // International Organization and Global Governance / T. G. Weiss, R. Wilkinson (eds). N. Y.: Routledge., 2014. URL: https:// research-ers.anu. edu. au/publications/103827
15. Modi R. BRICS and Bilaterals: Synergies and Contestations // The BRICS and Beyond: The International Political Economy of the Emergence of a New World Order / X. Li (ed.). Farnham: Ashgate, 2014. URL: http://www.academia.edu/7627385/_Brics_and_Bilaterals_ Synergies_and_Contestations_in_BRICS_ and_Beyond_by_Li_Xing_ed._Ashgate_2014_
16. Luckhurst J. Building ^operation between BRICS and Leading Industrialized States // Latin American Policy. № 4 (2). 2014. URL: http:// online-library.wiley.com/doi/10.1111/lamp. 12018/abstract
17. Stuenkel O. Can the BRICS Cooperate in the G-20? A View from Brazil // Economic Diplomacy program. December., 2012. URL: http://ri.fgv.br/sites/default/ files/publicacoes/Can%20the%20BRICS%20Co-operate%20in%20the%20G-20.pdf
18. O'Neill J. (2001) Building Better Global Economic BRICs // Goldman Sachs Global Paper, no 66. 30 November, 2001. URL: http://www.goldmansachs.com/ our-thinking/archive/archive-pdfs/build-better-brics.pdf
19. Сенокосов А. Г. Новый формат стран-лидеров развивающегося мира // Информационный портал «Родная история». 2012. URL: http://rodnaya-istoriya.ru/index.php/ rossiya-v-mirovix-processax/rossiya-v-raznix-formatax-mej-dunarodnogo-sotrudnichestva/briks-noviie-format-integracii-stran-liderov-razvivayushegosya-mira.html
20. Roberts C. Russia's BRICs Diplomacy: Rising Outsider with Dreams of an Insider // Polity. № 42 (1). 2010. URL: http://www.palgrave-journals.com/ poli-ty/journal/v42/n1/full/pol200918a.html
21. Hansen F.S., Sergunin A. (2014) Russia, BRICS and Peaceful Coexistence // The BRICS and ^existence: an Alternative Vision of World Order, 2014. URL: http://research.ku.dk/search/?pure=en/publications/russia-brics-and-peaceful-coexistence(fce5fafb-af79-42ab-a6ac-833dfaf75032)/export. html
22. Киртон Дж. Модель управления «Группой двадцати» // Вестник международных организаций.
2013. Т. 8. № 3. URL: http://ecsocman.hse.ru/hsedata/ 2013/10/11/1281323140/5-31.pdf
23. Стратегия экономического партнерства БРИКС. С. 18. URL: http://brics2015.ru/documents/
References
1. O'Neill J. Building BRICS: from ^ncep^d Сat-egory to Rising Reality // BRICS New Delhi Summit 2012: Stability, Security and Prosperity. URL: http:// www.brics.utoronto.ca/newsdesk/delhi/oneill.html
2. Niu H. A Chinese Perspective on the BRICS in // Council of Councils. 6 February. URL: http://www.cfr.org/ councilofcouncils/global_memos/p36088
3. Keukleire S., Hooijmaaijers B. The BRICS and Other Emerging Power Alliances and Multilateral Organizations in the Asia-Pacific and the Global South: Challenges for the European Union and Its Views on Multilateralism // Journal of Common Market Studies. № 52 (3).
2014. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/ journal/ 10.1111/(ISSN)1468-5965/issues
4. Cooper A. F., Bradford C. I. The G20 and the Post-Crisis Economic Order // GIGI G20 Paper. № 3. June 2010. URL: https://www.cigionline.org/sites/ default/ files/G20%20No%203_0.pdf
5. Acharya A. The End of American World Order // Cambridge: Polity Press, 2014. URL: https://networks.h-net.org/node/28443/reviews/48565/kelly-acharya-end-ame-rican-world-order
6. Pertopoulos S. The Emergence of the BRICS -Implications for Global Governance // Journal for International and Global Studies. №4 (2), 2013. URL: http://www.lindenwood.edu/jigs/docs/volume4Issue2/essa ys/37-51.pdf
7. Li X. Introduction: Understanding the Hegemony and the Dialectics of the Emerging World Order // The BRICS and Beyond: The International Political Economy of the Emergence of a New World Order, 2014. URL: http://vbn.aau.dk/en/publications/understanding-the-hege-mony-and-the-dialectics-of-the-emerging-world-order (bf90ba18-f06c-4206-97c8-b21d5554db9c)/export.html
8. Li X., Agustin O. G. Constructing and Conceptualizing «Interdependent Hegemony» in an Era of the Rise of the BRICS and Beyond // The BRICS and Beyond: The International Political Economy of the Emergence of a New World Order, 2014. URL: http://vbn.aau.dk/ da/publications/constructing-and-conceptualizing-inter-dependent-hegemony-in-an-era-of-the-rise-of-the-brics-and-beyond(af9d4976-9738-4748-9c4f-b407a7ec 0d7d)/ export.html
9. Fituni L. I. From Boulders to Ashlars - BRICS of a New World Order: Hierarchies of Power and Degrees of Freedom in the Emerging World System of the Twenty-first Century // The BRICS and Beyond: The International Political Economy of the Emergence of a New World Order, 2014. / Li Xing (ed.). Farnham: Ashgate.
10. O'Neill J. Building Better Global Economic BRICs // Goldman Sachs Global Paper, no 66. 30 November, 2001. URL: http: // www.goldmansachs.com/our-thinking/archive/archive-pds/build-better-brics. pdf
11. Zhong R. Putin to Visit India to Boost Trade and Investment Ties // Wall Street Journal. 9, 2014. December. URL: http://blogs.wsj.com/indiarealtime/2014/12/10/putin-to-visit-india-to-boost-trade-ties-and-investments/
12. Cooper A. F., Bradford C. I. The G20 and the Post-Crisis Economic Order // GIGI G20 Paper. № 3. June 2010. URL: https://www.cigionline.org/sites/ default/files/ G20%20No%203_0.pdf
13. Nikonov V. BRIKS - ser'eznyj vyzov zapadnomu dominirovaniyu [BRICS - a serious call to the western domination] // Informatsionnyj portal fonda «Russkij mir». 2014. URL: http:// www.russkiymir.ru/ publications/88224/
14. Cooper A. F., Thakur R. (2014) The BRICS in the New Global Economic Geography // International Organization and Global Governance / T. G. Weiss, R. Wilkinson (eds). N. Y.: Routledge., 2014. URL: https:// research-ers.anu.edu.au/publications/103827
15. Modi R. BRICS and Bilaterals: Synergies and Contestations // The BRICS and Beyond: The International Political Economy of the Emergence of a New World Order / X. Li (ed.). Farnham: Ashgate, 2014. URL: http://www.academia.edu/7627385/_Brics_and_Bilaterals_ Synergies_and_Contestations_in_BRICS_ and_Beyond_by_Li_Xing_ed._Ashgate_2014_
16. Luckhurst J. Building Cooperation between BRICS and Leading Industrialized States // Latin American Policy. № 4 (2). 2014. URL: http:// online-library.wiley.com/doi/10.1111/lamp. 12018/abstract
17. Stuenkel O. Can the BRICS Cooperate in the G-20? A View from Brazil // Economic Diplomacy program. December., 2012. URL: http://ri.fgv.br/sites/default/ files/publicacoes/Can%20the%20BRICS%20Co-operate%20in%20the%20G-20.pdf
18. O'Neill J. (2001) Building Better Global Economic BRICs // Goldman Sachs Global Paper, no 66. 30 November, 2001. URL: http://www.goldmansachs.com/ our-thinking/archive/archive-pdfs/build-better-brics.pdf
19. Senokosov A. G. Novyj format stran-liderov razvivayushchegosya mira [New format of the leading countries of the developing world] // Informatsionnyj portal «Rodnaya istoriya». 2012. URL: http://rodnaya-istoriya.ru/index.php/rossiya-v-mirovix-processax/rossiya-v-raznix-formatax-mejdunarodnogo-sotrudnichestva/briks-noviie-format-integracii-stran-liderov-razvivayushegosya-mira.html
20. Roberts C. Russia's BRICs Diplomacy: Rising Outsider with Dreams of an Insider // Polity. № 42 (1). 2010. URL: http://www.palgrave-journals.com/ poli-ty/journal/v42/n1/full/pol200918a.html
21. Hansen F.S., Sergunin A. (2014) Russia, BRICS and Peaceful Coexistence // The BRICS and Coexistence: an Alternative Vision of World Order, 2014. URL: http://research.ku.dk/search/?pure=en/publications/russia-brics-and-peaceful-coexistence(fce5fafb-af79-42ab-a6ac-833dfaf75032)/export. html
22. Kirton Dzh. Model' upravleniya «Gruppoj dvadtsati» [Model of management of «Group of twenty»] // Vestnik mezhdunarodnykh organizatsij. 2013. T. 8. № 3. URL: http://ecsocman.hse.ru/hsedata/ 2013/10/11/ 1281323140/5-31.pdf
23. Strategiya ekonomicheskogo partnerstva BRIKS [Strategy of economic partnership of BRICS]. S. 18.
URL:http://brics2015. ru/documents/
B. A. EEHOBA
183
* * *
INSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF BRICS
BELOVA VERONIKA ALEKSANDROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: veronikabelova@bk.ru
Activity of the block of the countries of BRICS (BRICS - reduction from Brazil, Russia, India, China, South Africa - group of five countries: Brazil, Russia, India, China, the Southern African Republic) testifies to considerable progress of this organization as institute of interstate cooperation which mentions more and more wide range of problems as within «G20» which members act on behalf of all developing countries, and in a separate format. In general, the author noted that inability of the operating international institutes to provide to the developing states parity situation and, therefore, to answer new calls in financial and other spheres, arising since 2008 can explain such success. BRICS is a multilateral institute which in the development relies on the following parameters: extent of participation, agenda, membership and intensity of cooperation. Degree of efficiency of the BRICS Summits shows steady growth according to many indicators of global management. It is necessary to refer inability of the organizations which arose in the 1940s to the main reasons for growth of efficiency of BRICS of Hay-ligendammsky process on the sidelines of the summit of «G8» and the first summits of «G20» to grant to the leading developing states the equal rights which will correspond to their growing opportunities and the increasing openness degree necessary for the answer to new calls of the modern world. The going deep institutionalization of BRICS as the block of the states limited to a certain circle of participants in which rational aspirations to cooperation gradually were modified in a personal contact between members of association is other not less important reason. Thus, it is possible to observe transformation of this organization to the serious economic and political union which represents absolutely other model of the global relations.
Key words: BRICS, «G20», institutionalization, «G8», BRICS Summit