Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ СТРАН БРИКС'

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ СТРАН БРИКС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / БРИКС / УНИВЕРСИТЕТЫ / HIGHER EDUCATION / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / BRICS / UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дегтерева Е. А., Чернышева А. М., Трофимова А. А.

Целью настоящей статьи стало исследование особенностей управления высшим образованием стран БРИКС. Для достижения поставленной цели были рассмотрены статистические данные, проанализированы официальные заявления уполномоченных лиц и органов. Предполагается, что в процессе выработки единых подходов в сфере высшего образования необходимо учитывать особенности управления каждой из стран БРИКС. Для проверки данной гипотезы анализировались статистические данные, размещенные в открытом доступе по странам БРИКС. Было доказано, что на современном этапе развития высшего образования в исследуемых странах существуют существенные различия в управлении. При этом наиболее схожи системы управления у России и Китая. Тем не менее, страны активно стремятся к единому подходу, что позволяет оптимистично рассматривать развитие высшего образования в странах БРИКС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the management of higher education in the BRICS countries

The purpose of this article was to study the features of higher education management in the BRICS countries. To achieve this goal, statistical data were analyzed, official statements of authorized persons and bodies were analyzed. It is assumed that in the process of developing uniform approaches in the sphere of higher education, it is necessary to take into account the management peculiarities of each of the BRICS countries. To test this hypothesis, statistical data was analyzed, which were publicly available in the BRICS countries. It was proved that at the present stage of the development of higher education in the countries studied there are significant differences in management. At the same time, Russia and China have the most similar control systems. Nevertheless, countries are actively striving for a unified approach, which allows us to optimistically consider the development of higher education in the BRICS countries

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ СТРАН БРИКС»

системы каждого государства. Они должны быть направлены на повышение ликвидности вторичных рынков, например, эталонные выпуски долгосрочных ценных бумаг с фиксированной ставкой и государственных ценных бумаг, индексированных по темпам инфляции, которые приведут к устойчивому улучшению состава внешнего государственного долга.

Источники:

1. Рейтинги недееспособности государств мира. http://gtmarket.ru/news/state/2018/08/18/22.

2. Рейтинговое агентство Moodys http: //www.moodys.ru

3. Euromoney. - London, 2018. - May. - P. 111.

4. Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: Мировые тенденции и российская

практика. - М.: ГУ ВШЭ, 2017. - 246 с.

5. Региональные и муниципальные финансы. Игонина Л.Л., Берлин С.И., Болдырева Л.В., Мамонова И.В., Радченко М.В., Рощектаев С.А., Солонина С.В., Чулков А.С. Учебник и практикум / Москва, 2916. Сер. 671 Бакалавр и магистр. Академический курс (1-е изд.). - 372 с.

6. Косенкова К.В. Совершенствование системы управления внешним государственным долгом Российской Федерации / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Кубанский государственный университет. Краснодар, 2011. - 194 с.

Sources:

1. Ratings of incompetence of the states of the world.

http://gtmarket.ru/news/state/2018/08/18/22.

2. Rating agency Moodys. http: //www.moodys.ru

3. Euromoney. - London, 2018. - May. - P. 111.

4. Danilov Yu.A. Public Debt Markets: World Trends and the Russian practice. -Moscow: State University Higher School of Economics, 2017. - 246 p.

5. Regional and municipal finance. Igonina L.L., Berlin S.I., Boldyreva L.V., Mamonova I.V., Radchenko M.V., Roshtekayev S.A., Solonina S.V., Chulkov A.S. Textbook and workshop / Moscow, 2916. Ser. 671 Bachelor and Master. Academic course (1st ed.). -372 pp.

7. Kosenkov K.V. Perfection of the foreign state debt management system of the Russian

Federation / dissertation for the degree of candidate of economics / Kuban State

University. Krasnodar, 2011. - 194 p.

Е.А. Дегтерева

доцент кафедры маркетинга, к.э.н., Российский университет дружбы народов

E.A. Degtereva

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Marketing Department Peoples' Friendship University of Russia (degtereva [email protected], 89035995877)

А.М. Чернышева

доцент кафедры маркетинга, к.э.н., Российский университет дружбы народов

A.M. Chernysheva

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Marketing Department Peoples' Friendship University of Russia (chernysheva [email protected], 89165857292)

А.А. Трофимова

Ассистент кафедры маркетинга, Российский университет дружбы народов

A.A. Trofimova Assistant Marketing Department Peoples' Friendship University of Russia (trofimova [email protected], 89661322943)

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ СТРАН БРИКС

Аннотация. Целью настоящей статьи стало исследование особенностей управления высшим образованием стран БРИКС.

Для достижения поставленной цели были рассмотрены статистические данные, проанализированы официальные заявления уполномоченных лиц и органов.

Предполагается, что в процессе выработки единых подходов в сфере высшего образования гнеобходимо учитывать особенности управления каждой из стран БРИКС. Для проверки данной гипотезы анализировались статистические данные, размещенные в открытом доступе по странам БРИКС. Было доказано, что на современном этапе развития высшего образования в исследуемых странах существуют существенные различия в управлении. При этом наиболее схожи системы управления у России и Китая. Тем не менее, страны активно стремятся к единому подходу, что позволяет оптимистично рассматривать развитие высшего образования в странах БРИКС.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка программы повышения международной конкурентоспособности инновационных систем российских вузов в научной среде БРИКС », проект № 18-010-01174.

Abstract. The purpose of this article was to study the features of higher education management in the BRICS countries.

To achieve this goal, statistical data were analyzed, official statements of authorized persons and bodies were analyzed.

It is assumed that in the process of developing uniform approaches in the sphere of higher education, it is necessary to take into account the management peculiarities of each of the BRICS countries. To test this hypothesis, statistical data was analyzed, which were publicly available in the BRICS countries. It was proved that at the present stage of the development of higher education in the countries studied there are significant differences in management. At the same time, Russia and China have the most similar control systems. Nevertheless, countries are actively striving for a unified approach, which allows us to optimistically consider the development of higher education in the BRICS countries. The article was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the research project "Development of a program to enhance the international competitiveness of innovation systems of Russian universities in the scientific environment of BRICS", project No. 18-010-01174.

Ключевые слова: высшее образование, высшие учебные заведения, БРИКС, университеты.

Key words: higher education, higher education institutions, BRICS, universities.

В последние годы страны БРИКС стремятся унифицировать показатели образования, в том числе и в высшем образовании. Для поиска единого подхода, прежде всего, необходимо проанализировать особенности управления высшим образованием стран БРИКС.

Бразилия является лидером в высшем образовании Латинской Америки. И в перспективе стремиться стать одним из лидеров высшего образования в мире. При этом, Бразилия характеризовалась значительным процентом практически неграмотного населения еще до середины двадцатого века, однако в двухтысячных годах ситуация стала кардинально меняться. И на современном этапе развития образования в Бразилии около 5% от ВВП направляется на его финансирование.

Перед тем, как поступать в высшее учебное заведение, школьники Бразилии в большинстве случаев оплачивают частные уроки (curinhos), которые в основном предлагаются частными заведениями и не предоставляют никаких гарантий. Само высшее образование можно получить, как в государственном, так и в частном высшем учреждении, при чем последних в стране около 80% от общего числа (около 90 университетов). При этом частные вузы, как правило, предлагают получение гуманитарного образования, а государственные - техническое, медицинское и инженерное образование. В пятерку лучших университетов Бразилии входят следующие университеты: университет Рио-де Жанейро, университет Сан-Паулу, католический университет в Кампинасе, федеральный университет Мату-Гросу. Государственное образования является бесплатным [3].

Бакалавриат называется graduacao и в государственных университетам является бесплатным, однако магистратура (pos-graduacao), как правило, платная. Следующие ступени образования - это mestrado и doutorado (аналог российской аспирантуры и докторантуры). Учебный год начинается в феврале и обучение ведется на португальском языке.

Высшие учебные заведения достаточно автономны, и самостоятельно определяют систему поступления. Некоторые высшие учебные заведения проводят письменные тесты, устные собеседования и/или принимают по оценкам, полученным за экзамены в школе. Стоит отметить, что в большинстве случаев государственные университеты принимают в университеты по единой государственной системе SiSU (Sistema de Seleçâo Unificada), или Система единого отбора - приема абитуриентов по результатам ENEM (аналог российского ЕГЭ). Запись на экзамен проходит в мае-июне с помощью Интернета, а сам он - осенью (октябрь-ноябрь) в выходные. Данный экзамен является комплексным и включает несколько направлений: естественные и гуманитарные науки (первый день), математика и языки (второй день). Сам тест состоит из 180 вопросов с пятью вариантами ответов [2].

Высшее образование в Бразилии является селективным и социально-статусным, формирующим определенную элиту общества. Тем не менее, политика расширения доступа к образованию уже привела к росту населения, имеющему высшее образование.

Конституция Бразилии 1988 года позволила высшим учебным заведениям быть автономными и самостоятельно формировать учебные дисциплины, не согласуя их с Федеральным советом по образованию. При этом для развития частного сектора в высшем образовании Правительство Бразилии приняло Программу образовательного кредита, в рамках которого часть студентов освобождается от платы за учебу - вместо них денежные средства идут из федерального бюджета.

На современном этапе развития высшего образования в Бразилии существуют два инструмента контроля над деятельностью высших учебных заведений:

- нормативный контроль осуществляется с помощью законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность, как государственных, так и частных высших учебных заведений;

- финансовый контроль осуществляется только над государственными университетами с помощью бюджетных средств.

Автономия высших учебных заведений проявляется также в функционировании изолированных/ неинтегрированных учебных заведений (les isolada) или факультетов (facuidade). Согласно Закона Бразилии «О нормах организации и функционирования высшего образования» до 1996 года мотивировал изолированные факультеты объединятся с такими же либо присоединятся к университетам. При этом на практике изолированные факультеты к такому объединению не стремились. Поскольку целью изолированных факультетов является стать самостоятельным университетом. Такими факультетами являются различные учебные заведения, например, специализированные федеральные институты, факультеты медицины, инженерные факультеты и т.д. При этом их основной вид деятельности - обучение, и научные исследования они практически не проводят.

Изолированные факультеты объединяются в федерацию школ (federacao de escolas), которые объединены общим управлением при сохранении принципа федерализма. На текущий момент Закон «Об образовании» отменяет возможность создания федерации школ, однако уже существующие продолжают функционировать.

Еще одной интересной моделью функционирования высшего учебного заведения является интегрированный факультет (jes integradci), который объединяет учебные учреждения, регулируя лишь основные аспекты деятельности. При этом учебные заведения более автономны, чем в федерации школ, имея большую административную самостоятельность. Давление на них, также как и на изолированные факультеты с целью интеграции с университетами, хоть и ослабляет, но сохраняется.

Закон Бразилии «О направлениях и основах образования» 1996 года ввел новые институциональные модели высших учебных заведений:

1. Университетский центр. Данная модель похожа на модель федерации школ и призвана вытеснить последнюю. Университетские центры имеют крайне широкую автономию, в том числе разрабатывать и внедрять учебные курсы, программы и планы, формировать количество мест для зачисления и т.д. При этом университетский центр не имеет статуса университета, но имеет автономию и высокие требования к условиям труда, учебы, квалификации преподавателей, качеству обучения, что делает его привлекательным на рынке образования Бразилии и интересным для частного сектора. При этом впоследствии он может трансформироваться в университет. Так же, как и университет, в случае ухудшения своих показателей может трансформироваться в университетский центр.

2. Высший краткосрочный курсы, которые предназначены для выпускников средних школ, позволяющие получить профессиональную подготовку по отдельным направлениям связанным с производством или сферой услуг. При этом они не выдают дипломы, но предоставляют сертификаты, обеспечивая тем самым массовость и доступность образования.

Сами университеты также являются автономными, что прослеживается, например, в структуре Федерального Университета Рио-де-Жанейро, который разделен на определенные центры, располагающиеся в далеких от друг друга частях города и относящиеся к разным классам. При этом университет разделен на центры, центры - на факультеты, институты и школы, которые имеют свои курсы (бакалавриат, магистратуру и т.д.).

В Российской Федерации в отличие от Бразилии порядка 80% выпускников школ стремятся получить высшее образование. Именно поэтому перед Россией не стоит задача обеспечение массовости и доступности образования [4].

Одной из основных проблем высшего образования в России является проведение научных исследований именно в высших учебных заведениях, поскольку ранее такая задача на них не возлагалась. Основные и ведущие научные исследования традиционно проводились и проводятся специализированными научными институтами академии наук. С 2008 года правительство Российской Федерации активно финансирует проведение научных исследований в университетах, на которых теперь возлагается функция не только образования, но и науки.

В процессе реформы образования были созданы крупные университеты, национальные исследовательские университеты, активно поддержаны крупные федеральные университеты, которые осуществляют на данный момент научные исследования, в том числе и в рамках проекта «ТОП 5-100».

Высшее образование в России предоставляется государственными учреждениями (бесплатное и платное) и частными учреждениями (платное), при этом последние не имеют права получать иностранное финансирование. Высшее образование включает в себя следующие уровни: бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации.

На современном этапе развития высшего образования в России выделяют следующие виды образовательных организаций:

- университет - реализует образовательные программы высшего образования по широкому спектру направлений, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные исследования и быть ключевым научным и методическим центром по многим областям науки;

- академия - реализует образовательные программы высшего образования всех уровней, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные исследования одной из областей науки и быть ключевым научным и методическим центром в своей области;

- институт реализует образовательные программы высшего образования бакалавриата, специалитета и магистратуры (программы высшей квалификации не являются обязательными), а также осуществляет узко направленные фундаментальные и прикладные научные исследования.

С 2001 года зачисление в высшее учебное заведение осуществляется по результатам ЕГЭ (единого государственного экзамена), который сдают выпускники школ, заканчивая свое образование.

С 2015 года активно внедрялась государственная программа, на модернизацию неэффективных вузов, которые путем присоединения к более сильным университетам, оптимизировались. При этом частные высшие учебные заведения также проверялись и закрывались.

На текущий момент образовательную деятельность высших учебных заведений контролирует Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Кроме традиционных форм обучения: очная, очно-заочная и заочная, существуют сетевое обучение и дистанционное (электронное) обучение. Сетевое обучение предполагает реализацию образовательных программ несколькими высшими учебными заведениями, в том числе с участием различных организаций, обладающих ресурсами для осуществления обучения.

Для продвижения позиций университетов в мировых рейтингах были сформированы и внедрены несколько федеральных проектов, например, «Вузы как центры пространства создания инноваций», «Современная цифровая образовательная среда», «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».

В Индии существуют широкое разнообразие высших учебных заведений. Так, выделяют центральные (федеральные) университеты и высшие учебные заведения штатов. При этом существуют классические университеты, предоставляющие высшее образование по широкому спектру направлений, и специальные узконаправленные университеты, например, женский университет в Бомбее, Рабиндра Бхарати в Калькутте, специализиру-

ющийся на языке бенгали. Для поступления в вуз сдается экзамен в виде теста (Joint Entrance Examination), после двенадцати лет обучения в школе [6].

Также в Индии существуют крупные университеты и университеты с одной специальностью и/или с одним факультетом, государственные университеты (бесплатное и платное образование) и частные (платное образование). Однако, стандарты образования формируются центральным правительством.

С 2009 года правительством Индии осуществляется модернизация высшего образования, который проводит Комитет для консультаций по обновлению и «омоложению» высшего образования. Были приняты решения о пересмотре не менее одного раза в три года учебных планов в соответствии с требованиями рынка, введена обязательная аккредитация, сформированы высокие требования к профессорско-преподавательскому составу, расширение автономности. Автономность высшего учебного заведения предполагает самостоятельное решение академических вопросов, например, формирование учебных планов, определение стоимости обучение и т.д., а также автономность финансово-хозяйственной деятельности и мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава. На четырнадцать университетов возложена задача выйти в мировые рейтинги и занять там достойные позиции.

Университеты в Индии обладают достаточной академической свободой, специальными узкими направлениями обучения, широкой вариативностью программ магистратуры, что объясняется различными региональными особенностями. Также университеты контролируют аффилированные независимые колледжи, которые в основном предлагают бакалаврские программы

Во всех университетах Индии проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования, и они являются научными центрами.

Учебный год в Индии начинается в августе и заканчивается в апреле. Часть университетов вводит двухсеместровый подход, часть, сохраняя традиции, проводит обучение по единому годовому семестру. Английский язык, как один из государственных языков, является основным языком обучения. За представителями определенных каст резервируются места.

Система образования Индии по масштабу из стран БРИКС уступает Китаю. Китай обладает самой быстрорастущей системой высшего образования в мире. При этом только с 1992 года университеты Китая смогли принимать учащихся на платной основе.

Система высшего образования в Китае контролируется министерством образования, которое каждый год совместно с руководством провинции и вузов формирует план, определяющий численность выпускников каждой провинции, имеющих возможность поступить в определенный вуз по определенной специальности. Такие действия осуществляются в рамках «Национального средне- и долгосрочного плана образовательной реформы и развития (2010-2020 гг.)». Также в рамках данного плана активно используются такие формы обучения, как дистанционная и онлайн-обучение [1].

В целом, модернизация высшего образования базируется на реализации крупных образовательных проектов, среди которых ключевым является «Проект 211». В рамках данного проекта были отобраны сто высших учебных заведений, где за счет финансирования было повышен уровень образования, уровень эффективности научных исследований, проведена модернизация инфраструктуры и комплексная информатизация. При этом около семисот высших учебных заведений были объединены в примерно триста крупных универсальных вуза.

Еще одним крупным проектом является «Проект 985», в рамках которого формировались исследовательские университеты и интегрировались на мировом рынке образовательных услуг, например, Пекинский Университет и Политехнический университет Цин-хуа [7].

Принятые и реализованные образовательные проекты являются эффективными, об этом можно судить анализируя позиции, которые занимают китайские университеты, в международных рейтингах. Также был улучшен уровень профессорско-преподавательского состава, увеличено количество аспирантов и докторов наук, рост стоимости научного и лабораторного оборудования и т.д.

Высшее образование Китая имеет, также как и в России, такие уровни, как бакалавриат, специалитет и магистратура. Поступление в высшее учебное заведение происходит по результатам экзаменов, которые сдаются по окончанию школы, при этом для зачисления необходимо набрать не менее 500 баллов. Учебный год начинается в сентябре и включает в себя два семестра. При этом высшее образование в Китае практически полностью платное. Основной язык преподавания - китайский, хотя на данный момент активно внедряются англоязычные образовательные программы.

В настоящий момент высшие учебные заведения Китая имеют определенную свободу в привлечении финансовых средств, например, могут предоставлять помещения в аренду и т.д.

Большая часть высших учебных заведений находится под контролем Министерства образования, меньшая часть - под контролем властей провинций и городов.

Высшее образовании ЮАР включает в двадцать четыре учебных заведения, для поступления в которые необходимо иметь аттестат о среднем образовании с высокими итоговыми оценками. При этом некоторые вузы имеют право устанавливать дополнительные испытания в виде собеседований, вступительных экзаменов, подготовленных портфолио и т.д.

В эпоху апартеида высшее образование «двоилось», поскольку существовали отдельно высшие учебные заведения для людей с белой и черной кожей. На текущий момент дублирование функций университетов отсутствует за счет их слияния, что немного ослабило позиции высших учебных заведений на мировом рынке образовательных услуг.

Университеты в ЮАР осуществляют не только образовательную деятельность, но и научную, так, например, именно в университете Кейптауна произошла первая в мире пересадка сердца.

В основном обучение проходит на английском языке, при этом часть программ - на африкаанас.

Кроме классических университетов, на территории ЮАР осуществляют образовательную деятельность техниконы, которые практически не осуществляют научную деятельность и направлены на предоставление технического образования, образования в области коммерции и промышленности. Также образовательную деятельность осуществляют комплексные университеты, которые являются определенным симбиозом классических университетов с техниконами. Все университеты и техниконы предоставляют обучение на уровне бакалавриата, магистратуры, докторантуры [5].

Все высшие учебные заведения контролирует Совет по высшему образованию (Council of Higher Education), устанавливающий единые правила для всех. При этом активно поддерживаются образование обучающихся с бедных семей за счет государства или университета. Также существуют программы помощи первокурсникам, в рамках которой ликвидируется безграмотность первокурсников.

В целом, стоит отметить, что в каждой стране БРИКС имеются свои особенности управления высшим образованием. Наиболее приближенными системами высшего образования являются системы Китая и Российской Федерации. Наибольшей автономией обладают университеты Бразилии. В Индии и в ЮАР обучение проводится на английском языке, что повышает мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава.

Однако, не смотря на разницу в управлении высшим образованиям, существуют и общие моменты: уровни образования, развитие университетов, как научных центров, поддержка государства с целью повышение позиций в международных образовательных рейтингах и т.д. А это значит, что страны движутся к единым образовательным стандартам, которые позволят обеспечить доступность качественного высшего образования во всех странах БРИКС.

Источники:

1. Азитова Г.Ш., Краснова М.Н. Особенности системы образования в Китае // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5.;URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26953 (дата обращения: 03.08.2018).

2. Гусаков Н.П., Колотырина Е.А., Национальные инновационные системы в условиях нарастания неопределенности мировой экономики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: экономика. -2018. - том 26, №1.

3. Кананыкина Е.С. Правовой аспект глобализации системы образования стран Латинской Америки // NB: Административное право и практика администрирования. — 2013. - № 10. - С.89-165. DOI: 10.7256/23069945.2013.10.780. URL: http://e-notabene.ru/al/article_780.html

4. Реморенко И.М. Стратегическое развитие высшего образования в России (стенограмма) [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». URL: http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36283.shtml (дата обращения: 03.08.2018)

5. Скубко Ю.С. ЮАР на пути к экономике знаний: наука, университеты, инновация. - М.: издательство института Африки РАН, 2011 - 146 с.

6. Чернышева А.М. Оценка современного уровня торгово-инвестиционного сотрудничества России со странами-участницами БРИКС // Наука и бизнес: пути развития.- 2016. - №10 (81).

7. Zobov, A.M., Degtereva, E.A., Chernova, V.Y., Starostin, V.S., «Comparative analysis of the best practices in the economic policy of import substitution», European Research Studies Journal, Volume 20, Issue 2, 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sources:

1. Azitova G.Sh., Krasnova M.N. PECULIARITIES OF THE EDUCATION SYSTEM IN CHINA // Modern problems of science and education. - 2017. - № 5.; URL: http://www.science-education.ru/en/article/view?id=26953 (reference date: August 3, 2013).

2. Gusakov NP, Kolotyrina EA, National Innovation Systems in Conditions of Growing Uncertainty of the World Economy // Bulletin of the Russian University of Peoples' Friendship. Series: the economy. -2018. - Volume 26, No. 1.

3. Kananykina E.S. Legal aspect of the globalization of the education system of Latin America // NB: Administrative Law and Administrative Practice. - 2013. - No. 10. - P.89-165. DOI: 10.7256 / 2306-9945.2013.10.780. URL: http://e-notabene.ru/al/article_780.html

4. Remorenko I.M. Strategic development of higher education in Russia (transcript) [Electronic resource] // Proceedings of the project "Education, prosperity and the developing economy of Russia, Brazil and South Africa". URL: http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36283.shtml (reference date: August 3, 2013)

5. Skubko Yu.S. South Africa on the way to the knowledge economy: science, universities, innovation. - Moscow: Publishing House of the Institute of African Studies of the Russian Academy of Sciences, 2011 - 146 p.

6. Chernysheva A.M. Assessment of the current level of trade and investment cooperation between Russia and BRICS member countries// Science and business: ways of development. - 2016. - No. 10 (81).

7. Zobov, A.M., Degtereva, E.A., Chernova, V.Y., Starostin, V.S., «Comparative analysis of the best practices in the economic policy of import substitution», European Research Studies Journal, Volume 20, Issue 2, 2017.

В.М. Смоленцев

канд. экон. наук, доцент кафедры высшей математики Кубанский государственный аграрный университет

V.M. Smolentsev

cand. econ. sciences, associate professor of higher mathematics Kuban state agricultural university ([email protected])

А.И. Писецкая магистрант факультета управления Кубанский государственный аграрный университет

A.I. Pisetskaya Master of Management faculty Kuban state agricultural university ([email protected])

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация. В статье рассмотрены особенности экономического потенциала России и Китая, осуществлена оценка рисков и возможностей совместных проектов. Выявлены проблемы и перспективы российско-китайских отношений, а также разработаны рекомендации по усилению стратегического сотрудничества.

Annotation. The article the features of the economic potential of Russia and China are conceded, the risks and opportunities of joint projects are assessed. The problems and prospects of Russian-Chinese relations are identified, and recommendations for strengthening strategic cooperation are developed.

Ключевые слова: макроэкономические индикаторы, инновационный потенциал, энергоресурсы, стратегическое партнёрство, прямые иностранные инвестиции, внешнеторговый оборот, валовый внутренний продукт, экономический пояс шелкового пути.

Key words: macroeconomic indicators, innovative potential, energy resources, strategic partner-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.