Научная статья на тему 'Страны БРИКС: стратегии развития высшего образования'

Страны БРИКС: стратегии развития высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / HIGHER EDUCATION / COMPETITIVENESS / QUALITY OF EDUCATION / SOCIO-CULTURAL AND ECONOMIC FACTORS OF DEVELOPMENT / ADVANCED TECHNOLOGIES / INTELLECTUAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машкина Ольга Анатольевна

Начавшаяся в мире четвертая промышленная революция делает более востребованной интеллектуальную и творческую работу и ставит новые задачи перед сферой образования. От способности профессионального и высшего образования подготовить инновационные кадры для технологического рывка зависит, останется ли та или иная страна на периферии развития или войдет в число стран-лидеров. В статье анализируется способность стран БРИКС сократить технологический отрыв от развитых стран Запада. На основе сравнительных данных выявлены основные тенденции и факторы, влияющие на развитие систем высшего образования стран БРИКС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRICS: development strategies for higher education

The fourth industrial revolution that has begun in the world makes intellectual and creative work more demanded and sets new tasks before the sphere of education. Whether a country remains on the periphery of development or will become one of the leading countries depends on the ability of higher education, to prepare innovative personnel for a technological breakthrough. The article analyzes the ability of the BRICS countries to reduce the technological gap from the West developed countries. Based on the comparative data, the main trends and factors impacting the development of the higher education systems at the BRICS countries were revealed.

Текст научной работы на тему «Страны БРИКС: стратегии развития высшего образования»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. №2

Страны БРИКС: стратегии развития высшего образования

О. А. Машкина

(факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru)

Начавшаяся в мире четвертая промышленная революция делает более востребованной интеллектуальную и творческую работу и ставит новые задачи перед сферой образования. От способности профессионального и высшего образования подготовить инновационные кадры для технологического рывка зависит, останется ли та или иная страна на периферии развития или войдет в число стран-лидеров. В статье анализируется способность стран БРИКС сократить технологический отрыв от развитых стран Запада. На основе сравнительных данных выявлены основные тенденции и факторы, влияющие на развитие систем высшего образования стран БРИКС.

Ключевые слова: высшее образование, конкурентоспособность, качество образования, социокультурные и экономические факторы развития, передовые технологии, интеллектуальный потенциал.

Премьер КНР Си Цзинпин недавно сказал: «страны БРИКС: словно пять пальцев, если распрямить их, то все они разной длины, но если сжать - получится кулак» [1: 26]. В этой метафоре метко обозначена специфика союза пяти стран - Бразилии, России, Индии, КНР и ЮАР . Страны БРИКС составляют огромный сегмент глобального мира: 30% всей территории и 42% населения Земли . Они обладают колоссальными природными и людскими ресурсами . В 2014 г . их совокупный ВВП почти достиг ВВП большой семерки и составил 30,5% мирового ВВП [2: 98]. Очевидно, что к середине столетия эти страны могут превратиться в ведущую силу мирового развития, если сумеют нацелить свои производительные силы на освоение передовых технологий Индустрии 4 0

Происходящие в мире изменения делают все более востребованной высокоинтеллектуальную и творческую работу и ставят новые задачи перед образованием От способности сферы образования, и в первую очередь, профессионального и высшего, подготовить кадры для формирования умной среды обитания, зависит то, останется ли та или иная страна на периферии развития или войдет в число стран-лидеров . В настоящее время страны БРИКС всё ещё значительно отстают в социально-экономическом и культурно-образовательном плане от ведущих стран Запада, поэтому так актуален призыв китайского лидера объединить потенциал стран союза во имя достижения целей инновационного развития

На рубеже XX-XXI вв . все страны БРИКС наряду с укреплением конкурентоспособности рыночной экономики, стали больше уделять внимания развитию науки, техники и образования . Очевидно, что качество и направленность подготовки специалистов во многом зависит от выбранной модели образования, поэтому остановимся подробнее на некоторых особенностях и ведущих трендах в развитии систем высшего образования наших зарубежных партнеров по БРИКС4.

В Индии еще в середине ХХ в . было создано 6 политехнических университетов, 550 технологических и свыше 1100 технических колледжей. В 1980-е гг. страна развивалась под лозунгом «информатизация введет Индию в XXI в . ». Страна вложила большие финансовые и материальные средства в подготовку специалистов по информационным технологиям, выделив ИКТ в качестве приоритетной специализации . С начала XXI в . руководство страны поставило цель ежегодно увеличивать численность программистов на 60 тыс , с тем, чтобы к концу первого десятилетия в стране было подготовлено более одного миллиона программистов [3: 213] . Индийское правительство целенаправленно осуществляло повышенное финансирование одного специализированного направления высшего образования, поскольку в подготовке специалистов по информационным технологиям видело залог успешного экономического развития страны

Благодаря двум преимуществам: владению английским языком и активному участию в рынке разделения труда, выпускники индийских вузов и профессиональных колледжей легко находят работу внутри страны и за рубежом Индийское правительство инвестирует большие деньги в создание «силиконовых долин» на базе технологических университетов, которые становятся центрами производства многих современных программных продуктов В тоже время политика концентрации средств на развитии отдельной специализации, пусть и очень востребованной в мире, в ущерб другим уровням и звеньям образования, ведет к углублению социальных, экономических и культурных контрастов в индийском обществе . Неудовлетворенность качеством образования приводит к тому, что многие индийские молодые люди выбирают учебу за границей В исследовании, проведенном совместно организацией Associated Chambers of Commerce and Industry of India и Tata Institute of Social Sciences на тему «Перестройка профессионального обучения в Индии», говорится: «Индийцы тратят около 6-7 млрд . долларов ежегодно, отправляя своих детей за границу, чтобы там они

4 В этой статье представляется нецелесообразным подробно останавливаться на проблемах и достижениях российской системы высшего образования, так как на эту тему написано много достойных внимания читателей аналитических работ, среди которых хотелось бы особо отметить статьи и монографии, написанные с участием проф. РАНХиГС Т . Л . Клячко .

получили высшее образование . И лишь незначительное их количество после обучения предпочитают вернуться домой . Не только элита щедро платит за хорошее образование и хороший диплом; средний класс также тратит свои сбережения на то, чтобы дать детям возможность получить хорошее образование за рубежом» [4].

Английский язык также является основным языком обучения в ЮАР, что позволяет вузам страны использовать современные программы обучения, реализуемые в западных странах . Благодаря этому преимуществу вузы ЮАР легко включились в глобальное образовательное пространство и обеспечили своим выпускникам, как и в Индии, высокую трудовую мобильность . В то же время в ЮАР сохраняется комплекс социально-расовых проблем . Как пишет директор Департамента информации и стратегического анализа Университета Южной Африки Дж . Суботски, «обучаясь в университетах, где изначально превалирует европейская культура, многие чернокожие студенты испытывают чувство отчуждения . Это явление отрицательно сказывается на успешном окончании ими университета» [5]. Обследование вузов страны показало, что только 30% от общего числа первокурсников, которые поступили в университеты ЮАР в 2000 г ., окончили их через 5 лет . Отсев составлял 85% в университете дистанционного обучения Техникон, 58% в профессионально-технических колледжах с дневной формой обучения и 38% в университетах с дневной формой обучения [5] Для устранения последствий апартеида, а также для повышения доступности образования для молодежи из бедных семей руководство страны расширяет сеть профессионально-технических колледжей. Президент ЮАР Джейкоб Зума на церемонии стипендиального фонда Соломона Малангу (SMSF) в 2017 г . сообщил, что численность студентов в университетах увеличилась на 12%, в то время как число учащихся в колледжах дальнейшего образования и профессиональной подготовки выросло на 90% . Он также отметил, что в соответствии с Национальным планом развития, количество студентов в вузах к 2030 г. увеличится до 25% от соответствующей возрастной когорты В то же время для более полного обеспечения потребностей внутренней экономики акцент будет поставлен на развитии узкоспециализированного профессионального образования Президент страны также отметил важность привлечения для развития высшего образования средств спонсоров [6].

Бразилия лидирует в Латинской Америке в области научно-технической модернизации . Система высшего образования Бразилии стремительно растет. Сейчас в вузах учится 7,5 млн . студентов, а к 2020 г. планируется увеличить численность студентов до 10 млн [7] Таким образом, как и в ЮАР, на данном этапе наибольшую актуальность здесь приобретает задача повышения уровня образованности молодого населения страны в целом Также важной задачей является создание

условий для равного доступа молодежи к высшему образованию . В настоящее время 75% студентов страны учится в частных вузах [7]. При этом в государственных вузах Бразилии, где качество обучения выше, более половины студентов - выпускники частных средних школ [3: 214]. Таким образом, бенефициантами бесплатного сектора высшего образования становятся в первую очередь дети обеспеченных родителей . Это - один из аспектов многолетней дискуссии в Бразилии о проблеме справедливого доступа к качественному образованию подростков из разных социальных слоев Правительством Бразилии учрежден специализированный Фонд финансирования студентов, однако в последнее время введен ряд барьеров, препятствующих получению льготных кредитов, что негативно сказывается на возможности студентов из малообеспеченных семей закончить образование [8: 16].

Другими важными аспектами дискуссии в бразильском академическом сообществе являются вопросы, связанные с переходом многих частных вузов в разряд организаций, получающих прибыль от своей деятельности . Возникают сомнения, способны ли такие частные вузы обеспечить высокое качество обучения? Смогут ли они удовлетворить местные, локальные потребности в квалифицированных специалистах? Смогут ли выжить в жесткой конкурентной борьбе небольшие частные вузы, оставшиеся в секторе некоммерческого образования [7]? Как видим, проблема качества образования в частных вузах волнует не только российское общество Во многих странах, где идет стремительное расширение масштабов высшей школы, эта проблема носит злободневный характер

Что касается Китая, то образовательная политика КНР направлена на то, чтобы придать массовому высшему образованию профессиональный характер, и одновременно обеспечить ведущим вузам высокую мировую конкурентоспособность в сфере обучения, научных исследований и проектных работ . В сектор элитного образования вошли университеты, финансируемые из госбюджета и объединенные в специальные программы развития - Проекты 211 и 985. Их миссия - подготовиться к вызовам глобальной информационной и новой технологической революции [9:145, 10:108]. Со временем количество приоритетных вузов будет расти . Принятая в 2015 г . так называемая программа «вуз мирового класса, программа мирового уровня» в отличие от прежних программ развития элитных вузов, дает возможность каждому вузу побороться за лидерство в одном или нескольких направлениях специализации, которые удовлетворяли бы социально-экономические потребности развития регионов Независимая экспертная оценка дает вузам равные возможности в конкуренции за получение грантов Так как отбор лучших заявок от университетов проводится раз в полгода, то у вузов формируется мотивация к непрерывному совершенствованию и навыки участия в конкурентной борьбе [11: 03]

В последние годы китайское руководство предпринимает серьезные усилия, чтобы сократить разрыв в социально-экономическом развитии города и деревни и уменьшить диспропорции в уровне образования развитого восточного и отсталого Западного регионов страны . С этой целью в 2012 г. китайские вузы впервые приняли вне конкурса 10 тыс . студентов из 14 слаборазвитых районов страны [12]. А в 2016 г. по квоте в вузы страны было принято более 200 тыс . абитуриентов из Центрального и Западного регионов . Для подготовки такого количества молодых специалистов потребовалось бы создать в Западном регионе 100 новых вузов . Квота на прием абитуриентов из бедных уездов будет увеличена в последующие годы [11: 01-03].

Китай стремительно превращается в страну, аккумулирующую и применяющую наиболее передовые технологии . КНР планирует достичь в ближайшие годы лидерства в мировом экономическом пространстве . А для этого необходимо исключить опасность возможных технологических санкций со стороны конкурентов из развитых стран и создать собственную инновационную знаниевую экономику, используя собственные интеллектуальные ресурсы КНР планирует стать мировой державой высшего образования к 2050 г .

Таким образом, представленный краткий обзор состояния развития высшего образования стран БРИКС позволяет определить некоторые общие тенденции и характеристики

Доля молодых людей в возрасте 17-24 г . , поступающих в вузы, неуклонно растет, однако разрыв в показателях чрезвычайно велик . РФ занимает одно из ведущих мест в мире по развитию третичного образования, частью которого является высшее образование В Бразилии и КНР высшее образование уже стало массовым, остальные страны БРИКС только приближаются к этому порогу

Таблица 1

Доля молодежи в возрасте 17-24 г., поступающей в вузы в разных странах, %

Страна 2006 2013

США 83 82

Финляндия 88 94

Южная Корея 85 96

Страны БРИКС

Бразилия 21 391

РФ 69 76

Индия 12 15

Китай 16 26

ЮАР - 17

Источник: Мир в цифрах (2007, 2014). М . : ЗАО «Олимп-Бизнес», цитируется по [13].

По общей численности вузовских студентов страны БРИКС обогнали США и объединенные университетские системы стран ЕС . Только в вузах КНР и Индии обучается более 50 млн . чел [13]. Присовокупив 7,5 млн . студентов Бразилии, 5,2 млн . студентов России (по данным на 2014 г. ) и около 1 млн . студентов ЮАР мы получим в общей сложности почти 64 млн . студентов, т.е . свыше 30% от 200 млн . общей численности студентов всех университетов мира По некоторым прогнозам, количество выпускников китайских вузов в возрасте от 25 до 34 лет вырастет на 300% к 2030 г. , по сравнению с прогнозируемым 30% ростом в Европе и США [4]. Одним из важных последствий масштабного увеличения численности специалистов из азиатских стран в общей мировой интеллектуальной копилке может стать распространение влияния восточных мировоззрений, ценностей и уклада жизни

Растет международное признание вузов стран БРИКС . Для того, чтобы в большей степени учесть особенности в развитии систем высшего образования стран БРИКС агентство QuacquareШ Symonds разработало для этих стран перечень индикаторов, отличающийся от тех, что применяются для мирового рейтинга, а именно восемь показателей: академическая репутация (30%); репутация среди работодателей (20%); доля профессорско-преподавательского состава к числу студентов (20%); доля профессорско-преподавательского состава с ученой степенью (10%); количество опубликованных статей, приходящихся на одного сотрудника профессорско-преподавательского состава (10%); количество цитат, приходящихся на одну опубликованную статью (5%); доля иностранных сотрудников профессорско-преподавательского состава (2,5%); доля иностранных студентов (2,5%) [14]. В рейтинге стран БРИКС в 2016 г . приняли участие 421 университет . В число лучших 250 вошли 86 университетов КНР, 55 вузов РФ, 54 университета Бразилии, 44 университета Индии и 11 университетов ЮАР [15]

Таблица 2

Распределение по странам университетов, вошедших в рейтинг

0$ Шж^ КапЫщу. ВШСБ 2016

Страна Топ-10 Топ-50 Топ-100 Топ-200 Топ-250

Китай 7 23 44 72 86

Россия 1 8 19 49 55

Бразилия 1 7 13 37 54

Индия 1 8 17 31 44

ЮАР - 4 7 11 11

Источник: [15].

Первые места в рейтинге занимают китайские вузы Комментируя успехи китайских университетов, глава аналитического отдела QS Бен

Саутер указал на такие факторы, как мощное государственное финансирование высшего образования и пристальное внимание, которое уделяет правительство КНР конкурентоспособности своих университетов Более низкие места российских вузов являются следствием длительного пренебрежения к должному позиционированию российских университетов в международном рейтинговом пространстве . Можно согласиться с рекомендациями Бен Саутера, данными еще в 2014 г.: «Если Россия стремится внести свой вклад в будущее высшего образования, нужно, чтобы страна научилась более эффективно сообщать о своих интеллектуальных возможностях и повышать интернационализацию» [14]. В то же время мы не можем согласиться с выводами китайских ученых, которые на основании данных Доклада на Всемирном форуме в Женеве о рейтинге Глобальной конкурентоспособности 2009-2015, заявляют, что по качеству высшего образования в странах БРИКС лидирует КНР [2: 101]. На наш взгляд, данное утверждение не соответствует реальному положению, а лишь отражает недостаточность индикаторов глобального рейтинга оценки качества высшего образования В 2015 г Россия по индексу развития человека заняла 50 место, в то время как остальные государства БРИКС заняли более низкие места: Бразилия -75 место, Китай - 90, Южная Африка - 116, Индия - 130 [16].

Нельзя не отметить, что наряду с огромными успехами в сфере высшего образования стран БРИКС проявляются некоторые тревожные и негативные тенденции . Это - прежде всего низкое качество обучения в массовом секторе высшего образования и большая утечка умов, особенно характерная для РФ, КНР и Индии . Последнее объясняется более выгодными и благоприятными условиями работы в развитых странах Запада с одной стороны, а с другой - структурной безработицей, связанной с технологической отсталостью традиционных отраслей национальных экономик этих стран и недостаточными мощностями формирующихся внутри них кластеров инновационной промышленности [17].

Несоответствие качества, номенклатуры специализаций высшего образования требованиям рынка труда и карьерным запросам выпускников вузов приводит к повышенному уровню молодежной безработицы В некоторых странах БРИКС уже начались структурные реформы высшего и среднего профессионального образования Системы образования приводятся в соответствие с потребностями новых технологий, меняются традиционные методики и технологии обучения Страны БРИКС непрерывно наращивают темпы и догоняют лидеров в сфере высшего образования . Пока главным образом по количественным параметрам, но некоторые из них делают большие и успешные шаги для сокращения технологического отрыва от развитых стран Запада Во всех странах БРИКС проводится политика расширения доступности образования и повышения его эффективности Наиболее последовательно

модернизация высшего образования осуществляется в КНР, но и Китаю не удаётся «избежать рифов», с которыми сталкиваются другие страны догоняющего типа экономики В этой связи построение сравнительной картины развития высшего образования позволяет не только выявить сходство и различия ситуаций, но и показать разные пути достижения желательных результатов, а также определить, какие факторы могут быть задействованы как движущие силы интенсификации развития и взаимодействия образовательных систем стран БРИКС

Список литературы

1. Ло Цзе. Китайская дипломатия в 2017 году. Китай, № 04 (138) 2017. с. 25-27.

2. Li Sheng-li, Xie De-bo. A Comparative Study on the Quality of Higher Education in the BRICS - Text Analysis of the Global Competitiveness Reports from 2009 to 2015. Гаодэн цзяоюй яньцзю, 2016, № 10 . с. 97-103.

3 . The 2008 Green Paper on Education in China (Зеленая книга: Образование в Китае 2008). Пекин: Чжунго цзяоюй юй кесюе чубаньше, 2008. 286 с.

4 . Наука и образование . Научное издание МГТУ им . Н . Э . Баумана . (URL: http://technomag. bmstu. ru/rub/20167/index. html 05.06. 2017)

5 . Джордж Суботски. Увеличение количества студентов, успешно окончивших вуз в Южной Африке. Международное высшее образование, 28. 08. 2016 (URL: http://ihe . nkaoko . kz/archive/21/318/ 05.06. 2017)

6 . http://www. iol . co . za/news/south-africa/gauteng/sa-to-get-twelve-new-colleges-zuma-1661584

7 . Marcelo Knobel and Robert Verhine At the vanguard of an HE privatization wave. University World News, 2017, No: 459. (URL: http://www. universityworldnews. com/article. php?story=20170509134233250 05. 06. 2017)

8 Бюллетень о сфере образования, 2015, сентябрь № 05 Экономические инструменты повышения доступности высшего образования . Под ред . И . Ка-ракчиевой, с 23

9 . Машкина О. А. Образование как ресурс развития Китая в XXI в . // История и современность, № 1, 2009 с 130-153

10 . Машкина О. А. Реорганизация профессионального образования и потребности рынка труда КНР . Сборник «Природа и общество . Динамика кризиса» . Серия «Социоестественная история . Генезис кризисов природы и общества в России» . Выпуск XXXIX. М: МБА, 2015. C. 105-123.

11. Чэнь Баошэн цзю цзяоюй гайгэ фачжань да цзичжэ вэнь (Чэнь Бао-шэн отвечает на вопросы журналистов о развитии реформы образования) Чжунго цзяаоюй бао, 13 03 2017 C 01-03

12 . More disadvantaged students to be enrolled in college (URL: http://www. universityworldnews. com/article. php?story=2012071319164020 05. 06. 2017)

13 . Клячко Т. Л. Высшее образование: больше, лучше или дешевле? // Де-москоп-Weekly, 2016, № 669-670. (URL: http://www . demoscope. ru/ weekly/2016/0669/tema02. php 05.06. 2017)

14. Зачем нужен рейтинг стран БРИКС и какое место в нем занимают российские вузы . (URL: http://paperpaper . ru/brics/ 05. 06. 2017)

15. http://unirating . ru/news . asp?lnt=7&id=577

16 . Доклад о человеческом развитии 2015 г. (URL: http://gtmarket . ru/ne ws/2015/12/16/7285 05. 06. 2017)

17 . Готовность трудовых ресурсов РФ и КНР к технологической модернизации . // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире» . Выпуск 2. Филологические науки . М . : РосНОУ, 2015, С. 27-36.

BRICS: development strategies for higher education

О. A. Mashkina

The fourth industrial revolution that has begun in the world makes intellectual and creative work more demanded and sets new tasks before the sphere of education. Whether a country remains on the periphery of development or will become one of the leading countries depends on the ability of higher education, to prepare innovative personnel for a technological breakthrough. The article analyzes the ability of the BRICS countries to reduce the technological gap from the West developed countries. Based on the comparative data, the main trends and factors impacting the development of the higher education systems at the BRICS countries were revealed.

Key words: higher education, competitiveness, quality of education, socio-cultural and economic factors of development, advanced technologies, intellectual potential.

сведения об авторе

Машкина Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры образовательных технологий факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова, доцент кафедры китайской филологии ИСАА МГУ имени М. В. Ломоносова, и.о. начальника управления академическими вопросами Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне (КНР). Тел. +7 (495) 939-42-80. E-mail: oliya-m@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.