Научная статья на тему 'Стратегии развития как основныеконкурентные преимущества объединения БРИКС'

Стратегии развития как основныеконкурентные преимущества объединения БРИКС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
408
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVE ADVANTAGE / СТРАНЫ БРИКС / BRICS / ИНДЕКС ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / GLOBAL COMPETITIVENESS INDEX / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БРИКС / DEVELOPMENT STRATEGY OF THE BRICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков Александр Владимирович, Новикова Ирина Яковлевна

Одно из основных направлений повышения конкурентоспособности России в условиях глобализации мировой экономики заключается в развитии всестороннего сотрудничества в рамках объединений стран, таких как БРИКС, ШОС, ЕАЭС. В статье обсуждаются современные взгляды на сущность межгосударственного объединения БРИКС, его геополитическую и экономическую роль. Приведены основные показатели, характеризующие отдельные страны и объединение БРИКС в целом, сделаны выводы о месте БРИКС в мире и месте каждой страны в БРИКС. Проведен анализ результатов исследования Всемирного экономического форума «The Global Competitiveness Report 2014-2015». Выделено пять групп стран по уровню конкурентоспособности в рейтинге Всемирного экономического форума, приведены конкурентные преимущества и слабые позиции стран БРИКС в этом рейтинге, сформированы пять стратегий развития как основных конкурентных преимуществ объединения БРИКС: Финансы, Образование, Бизнес, Рынки, Инфраструктура. Приведены примеры реализации каждой из описанных стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT STRATEGY AS THE MAIN COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE BRICS ASSOCIATION

One of the main directions of improving the competitiveness of the Russia under globalization of world economy is the development of all-round cooperation in the framework of the groupings of countries, such as the BRICS. The modern views on the essence of the Interstate Association of BRICS, its geopolitical and economic role are discussed in article. The main indicators for individual countries and BRICS in General, conclusions about the place of the BRICS in the world and the location of each country in the BRICS are given in the article. The analysis of the results of the research of the World Economic Forum «The Global Competitiveness Report 2014-2015» is conducted. The authors identified five groups of countries by level Competitiveness in the ranking of the World Economic Forum. Competitive advantages and the weak position of the BRICS countries in this rating are brought into paper. Five development strategies as a major competitive advantage combining BRICS are formed: Finance, Education, Business, Markets, Infrastructure. There are examples of each of these strategies.

Текст научной работы на тему «Стратегии развития как основныеконкурентные преимущества объединения БРИКС»

ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

УДК 334.02

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОБЪЕДИНЕНИЯ БРИКС

А.В. Новиков

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» E-mail: avnov59@yandex.ru

И.Я. Новикова

Сибирская академия финансов и банковского дела E-mail: nov-iy@yandex.ru

Одно из основных направлений повышения конкурентоспособности России в условиях глобализации мировой экономики заключается в развитии всестороннего сотрудничества в рамках объединений стран, таких как БРИКС, ШОС, ЕАЭС. В статье обсуждаются современные взгляды на сущность межгосударственного объединения БРИКС, его геополитическую и экономическую роль. Приведены основные показатели, характеризующие отдельные страны и объединение БРИКС в целом, сделаны выводы о месте БРИКС в мире и месте каждой страны в БРИКС. Проведен анализ результатов исследования Всемирного экономического форума «The Global Competitiveness Report 2014-2015». Выделено пять групп стран по уровню конкурентоспособности в рейтинге Всемирного экономического форума, приведены конкурентные преимущества и слабые позиции стран БРИКС в этом рейтинге, сформированы пять стратегий развития как основных конкурентных преимуществ объединения БРИКС: Финансы, Образование, Бизнес, Рынки, Инфраструктура. Приведены примеры реализации каждой из описанных стратегий.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества, страны БРИКС, индекс глобальной конкурентоспособности, стратегии развития БРИКС.

DEVELOPMENT STRATEGY AS THE MAIN COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE BRICS ASSOCIATION

A.V. Novikov

Novosibirsk State University of Economics and Management E-mail: avnov59 @yandex. ru

I.Ya. Novikova

Siberian Academy of Finance and Banking E -mail: nov-iy@yandex. ru

One of the main directions of improving the competitiveness of the Russia under globalization of world economy is the development of all-round cooperation in the framework of the groupings of countries, such as the BRICS. The modern views on the essence

© Новиков А.В., Новикова И.Я., 2015

of the Interstate Association of BRICS, its geopolitical and economic role are discussed in article. The main indicators for individual countries and BRICS in General, conclusions about the place of the BRICS in the world and the location of each country in the BRICS are given in the article. The analysis of the results of the research of the World Economic Forum «The Global Competitiveness Report 2014-2015» is conducted. The authors identified five groups of countries by level Competitiveness in the ranking of the World Economic Forum. Competitive advantages and the weak position of the BRICS countries in this rating are brought into paper. Five development strategies as a major competitive advantage combining BRICS are formed: Finance, Education, Business, Markets, Infrastructure. There are examples of each of these strategies.

Key words: competitiveness, competitive advantage, BRICS, global competitiveness index, development strategy of the BRICS.

БРИКС реально может стать конкурентной альтернативой существующей экономической системе североамериканской гегемонии, более того, она способна занять ее место.

Питер Кениг, американский экономист, бывший сотрудник Всемирного банка

БРИКС: сущность объединения, его геополитическая и экономическая роль

В постоянно меняющемся современном мире прослеживается устойчивая тенденция формирования ассоциаций, групп, объединений для получения дополнительных конкурентных преимуществ, создания си-нергетического эффекта, повышения роли каждого из участников этих формирований за счет сочетания сильных сторон и возможности ликвидировать имеющиеся отставания.

Как известно, Россия входит в различные международные организации и объединения (G20, АТЭС, ВТО, БРИКС, ШОС, ЕАЭС и др.). На наш взгляд, наиболее значимыми для России с экономической точки зрения объединениями являются БРИКС, ШОС (Шанхайская организация сотрудничества, в которую входят Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан) и ЕАЭС (Евразийский экономический союз, в который входят Армения, Беларусь, Казахстан и Россия). Сотрудничество в рамках этих объединений необходимо развивать России, прежде всего, для повышения конкурентоспособности.

В последнее время особенно активизировалась работа по участию России в БРИКС (до 2011 г. БРИК). Автором аббревиатуры БРИК (предложена в 2001 г.) считается Джим О'Нилл - руководитель отдела глобальных экономических исследований американской финансово-инвестиционной компании Goldman Sachs. В настоящее время БРИКС характеризует объединение пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР (на англ. языке BRICS - это сокращение от названий стран Brazil, Russia, India, China, South Africa). Все пять стран имеют достаточно крупные и быстро развивающиеся экономики. У них много общих социально-экономических проблем, для решения которых необходимо разработать единую экономическую стратегию.

Среди политиков и ученых нет единства взглядов на сущность и роль объединения БРИКС. Так, известный политолог, эксперт Высшей школы экономики Сергей Караганов считает, что «БРИКС - это, прежде всего, политический клуб крупнейших экономик не западного мира, а уже во вторую очередь экономический союз» [12].

В докладе, подготовленном коллективом авторов и озвученном на международной конференции «Перспективы и стратегические приоритеты восхождения БРИКС», состоявшейся в декабре 2014 г., дано следующее определение: «БРИКС - межцивилизационное объединение нового поколения - партнерство ведущих держав пяти восходящих цивилизаций -китайской, индийской, евразийской, латиноамериканской и африканской, основанное на принципах равенства и общности коренных интересов. В условиях нового обострения геополитических противоречий возрастает роль БРИКС как консолидирующего центра» [11].

По нашему мнению, БРИКС становится глобальной организацией, все больше сосредоточенной на развитии экономики. То, что у БРИКС есть потенциал сформировать сильное экономическое объединение, демонстрируют и итоговые документы саммитов БРИКС, которые ежегодно проходят с 2009 г.

В настоящее время наступил новый этап взаимоотношений России и БРИКС. С 1 апреля 2015 г. по 15 февраля 2016 г. к России перешло председательство в БРИКС, цели и приоритеты которого изложены в Концепции председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2015-2016 гг., утвержденной Президентом Российской Федерации. В число конкретных приоритетов председательства России входит развитие многостороннего финансового сотрудничества, реформирование международной валютно-финансовой системы, обеспечение устойчивого и сбалансированного роста, а также использование возможностей БРИКС для диверсификации внешнеэкономических связей России, усиления экономической безопасности страны и укрепления основ многополярного мироустройства в экономической сфере [9].

В настоящее время идет согласование подготовленных Россией к утверждению на Седьмом саммите БРИКС, который состоится в июле 2015 г. в г. Уфе, проекта Стратегии экономического партнерства стран БРИКС на период до 2020 г. и проекта дорожной карты инвестиционного сотрудничества.

В Стратегии экономического партнерства определены приоритетные сферы сотрудничества стран БРИКС, «точки роста», которые позволят странам на основе взаимодополняемости экономик, укрепить свои позиции на мировом рынке. Стратегия предусматривает конкретные мероприятия по взаимодействию стран в области торговли и инвестиций, промышленности, энергетики, транспорта и логистики, сельскохозяйственного производства и продовольственной безопасности, инноваций и технологического обмена.

В Концепции участия Российской Федерации в объединении БРИКС, утвержденной в 2013 г. Президентом Российской Федерации, отмечается, что «Основу влиятельности БРИКС на международной арене составляют

растущая экономическая мощь государств-участников, значимость их деятельности как одной из главных движущих сил развития глобальной экономики, значительная численность населения, наличие богатых природных ресурсов» [10].

Подкрепим это утверждение анализом показателей, характеризующих как отдельные страны, так и объединение БРИКС в целом.

В табл. 1 дана общая характеристика стран БРИКС.

Таблица 1

Характеристика стран БРИКС (по состоянию на 2013 г.)*

Страна Площадь территории** Население Размер ВВП (номинальный) Размер ВВП по ППС Международные резервы***

кв. км % млн человек % млрд долл. США % млрд долл. США % млн долл. США %

Бразилия 8 514 877 5,7 201,0 2,8 2 190,0 2,9 2 422,0 2,8 358 808 2,9

Россия 17 098 242 11,5 142,5 2,0 2 113,0 2,9 2 553,0 2,9 509 595 4,2

Индия 3 287 263 2,2 1 220,8 17,2 1 758,0 2,4 4 962,0 5,7 295 659 2,4

Китай 9 596 961 6,5 1 349,6 19,0 8 939,0 12,1 13 370,0 15,3 3 870 452 31,8

Южная Африка 1 219 090 0,8 48,6 0,7 353,9 0,5 595,7 0,7 49 588 0,4

БРИКС 39 716 433 26,7 2 962,5 41,7 15 353,9 20,8 23 902,7 27,4 5 084 102 41,7

США 9 826 675 6,6 316,7 4,5 16 720,0 22,6 16 720,0 19,2 448 890 3,7

Мир в целом 148 940 000 100,0 7 095,2 100,0 73 870,0 100,0 87 180,0 100,0 12 174 410 100,0

* Источник: CIA World Factbook.

** Площадь земли (площадь земной поверхности мира 510 072 000 кв. км).

*** Данные Банка России на 01.01.2014 по 70 странам: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_ statistics/res_str.htm.

Самой крупной страной в БРИКС по территории, как следует из табл. 1, является Россия (занимает первое место в мире по этому показателю), а больше всего населения проживает в Китае (первое место в мире по этому показателю) и в Индии, самый большой объем ВВП и международных резервов имеет Китай.

В мире страны БРИКС занимают более четверти площади земной поверхности (26,7 %), составляют почти 42 % населения (в том числе Китай и Индия вместе - 36,2 %), на них приходится пятая часть ВВП (на Китай -12,1 %) и почти 42 % международных резервов (из них более 76 % принадлежит Китаю).

Таким образом, страны БРИКС как объединение по общим характеристикам занимают заметное место в мире, значительно превосходят США по площади, численности населения, международным резервам, при этом ведущая роль принадлежит Китаю. Страны БРИКС вместе производят сопоставимый с США объем ВВП.

В табл. 2 определена доля стран по отдельным показателям и приведено их ранжирование в рамках объединения БРИКС.

Таблица 2

Место стран в БРИКС по отдельным показателям (по состоянию на 2013 г.)*

Страна Площадь территории** Население Размер ВВП (номинальный) Размер ВВП по ППС Международные резервы***

Место в БРИКС % Место в БРИКС % Место в БРИКС % Место в БРИКС % Место в БРИКС %

Бразилия 3 21,3 3 6,8 2 14,3 4 10,1 3 7Д

Россия 1 43,1 4 4,8 3 13,8 3 10,7 2 10,0

Индия 4 8,3 2 41,2 4 11,4 2 20,8 4 5,8

Китай 2 24,2 1 45,6 1 58,2 1 55,9 1 76,1

Южная Африка 5 3,1 5 1,6 5 2,3 5 2,5 5 1,0

БРИКС 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

* Источник: CIA World Factbook.

** Площадь земли.

*** Данные Банка России на 01.01.2014 по 70 странам: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_ statistics/res_str.htm.

Китай занимает первое место по всем показателям, кроме территории, на пятом месте находится Южная Африка с относительно скромными значениями практически всех показателей.

В табл. 3 приведены основные макроэкономические показатели стран БРИКС.

Таблица 3

Макроэкономические показатели стран БРИКС (по состоянию на 2013 г.)*

Страна ВВП на душу населения по ППС, долл. США** Инфляция, % Уровень безработицы, % Торговый баланс, млрд долл. США Государственный долг, % к ВВП

Бразилия 15 037 6,2 5,7 3,4 59,2

Россия 24 114 6,8 5,8 174,0 1,9

Индия 5 412 9,6 8,8 -197,3 51,8

Китай 11 907 2,6 6,4 438,0 31,7

Южная Африка 12 507 5,8 24,9 -8,5 45,4

БРИКС (среднее значение) 13 795 6,2 10,3 409,6 39,2

США 53 042 1,5 7,3 -698,0 71,8

Мир в целом (среднее значение) 12 287*** 4,0 9,0 390,0 64,8

* Источник: CIA World Factbook.

** Источник: Всемирный банк (The World Bank) http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDEPCAE PPCD.

*** Расчет по данным CIA World Factbook.

Анализируя макроэкономические показатели, можно отметить, что имеет место расслоение стран БРИКС по показателю ВВП на душу населения. Наивысший показатель у России - более 24 тыс. долл. на душу населения, наименьший у Индии - около 5,5 долл. на душу населения. При

этом показатель ВВП на душу населения в России в два раза выше, чем аналогичный показатель в Китае и в Южной Африке. Отрицательный торговый баланс имели Индия и Южная Африка. В 2013 г. Россия выделялась по уровню государственного долга, который составлял всего 7,9 % от ВВП (на 01.01.2015 г. государственный долг оценивается в 13,4 % от ВВП). Заметим, что госдолг США составлял 71,8 % от ВВП, что значительно превышало среднее значение госдолга по БРИКС и среднемировое значение.

Исследователи отмечали, что по итогам 2013 г. в страны БРИКС было вложено $ 322 млрд, т.е. более 20 % общемирового потока прямых иностранных инвестиций [13].

Отметим, что присоединиться к БРИКС хотят и другие страны, такие как Аргентина, Венесуэла, Иран, Монголия, Малайзия. Такое объединение имело бы порядка трети экономического производства мира и половину обитателей Земли.

Конкурентные преимущества и слабые позиции стран БРИКС: что показал рейтинг глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума 2014-2015 гг.

Рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности составляется на основе Индекса глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index), разработанного для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin, Columbia University) и впервые опубликованного в 2004 г.

Всемирный экономический форум определяет национальную конкурентоспособность как способность страны и ее институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе. Страны с высокими показателями национальной конкурентоспособности, как правило, обеспечивают более высокий уровень благосостояния своих граждан [7].

В исследовании Всемирного экономического форума «The Global Competitiveness Report 2014-2015» в рейтинг глобальной конкурентоспособности вошло 144 страны, десять самых конкурентоспособных и страны БРИКС приведены в табл. 4.

Как следует из табл. 4, в первой десятке рейтинга глобальной конкурентоспособности находятся ведущие европейские и азиатские страны, а также США. Обращаем внимание на то, что все страны БРИКС находятся в первой половине общего списка объектов наблюдений. Из стран БРИКС довольно высокое 28-е место занимает Китай. Россия, Южная Африка и Бразилия сконцентрировались в пятом десятке рейтинга (соответственно 53, 56, 57-е места), немного уступает им Индия, которая находится на 71-м месте по конкурентоспособности. Замыкает рейтинг Гвинея (144-е место).

В целях нашего исследования все страны разобьем на пять групп по уровню конкурентоспособности, используя значения индекса глобальной конкурентоспособности. Получится следующая типология (табл. 5).

Таблица 4

Топ-10 стран мира и страны БРИКС в рейтинге глобальной конкурентоспособности

Рейтинг Страна Индекс

1 Швейцария 5,7

2 Сингапур 5,6

3 Соединенные Штаты Америки 5,5

4 Финляндия 5,5

5 Германия 5,5

6 Япония 5,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Гонконг 5,5

8 Нидерланды 5,5

9 Великобритания 5,4

10 Швеция 5,4

28 Китай 4,9

53 Россия 4,4

56 Южная Африка 4,4

57 Бразилия 4,3

71 Индия 4,2

144 Гвинея 2,8

Источник: World Economic Forum, 2014. The Global Competitiveness Report 2014-2015. http://www. weforum.org/reports/global-competitiveness-report-2014-2015.

Как следует из табл. 5, Китай открывает список группы стран высокой конкурентоспособности. Россия, Южная Африка и Бразилия находятся в группе стран средней конкурентоспособности и занимают близкие места в начале этой типологической группы. Индия находится в середине этой группы.

Таким образом, страны БРИКС имеют достаточно высокие значения индекса глобальной конкурентоспособности и тем самым могут претендовать на формирование собственной стратегии для повышения своего места и роли в экономике мира.

Согласно методологии Всемирного экономического форума Индекс глобальной конкурентоспособности рассчитывается по трем основным группам факторов (субиндексов), каждая из которых имеет свой вес и набор индикаторов (см. табл. 5). Каждая группа индикаторов (всего 12 групп) также снабжена своим весом и набором показателей (всего их 113), которые также ранжируются по баллам и получают свое место в рейтинге. Если место страны по индикатору выше ее места в общем рейтинге, то это считается конкурентным преимуществом. Методика расчета Индекса глобальной конкурентоспособности основана на общедоступных статистических данных и результатах опроса руководителей компаний [14].

Такой подход позволяет определить как место страны по совокупности показателей, так и роль отдельного индикатора для каждого объекта наблюдений. Таким образом, можно составить карту позитивных и негативных позиций, позволяющих разработать стратегии повышения конкурентоспособности как для отдельной страны, так и для группы стран.

Таблица 5

Группы стран по уровню конкурентоспособности в рейтинге Всемирного

экономического форума

Характеристика группы Список стран в группе

1. Страны высшей конкурентоспособности. Значение индекса: 5,7-5,0 Места в рейтинге: 1-26 Количество стран: 26 Швейцария, Сингапур, США, Финляндия, Германия, Япония, Гонконг, Нидерланды, Великобритания, Швеция, Норвегия, Объединенные Арабские Эмираты, Дания, Тайвань, Канада, Катар, Новая Зеландия, Бельгия, Люксембург, Малайзия, Австрия, Австралия, Франция, Саудовская Аравия, Ирландия, Южная Корея

2. Страны высокой конкурентоспособности. Значение индекса: 4,9-4,5 Места в рейтинге: 27-46 Количество стран: 20 Израиль, Китай, Эстония, Исландия, Таиланд, Пуэрто-Рико, Чили, Индонезия, Испания, Португалия, Чехия, Азербайджан, Маврикий, Кувейт, Литва, Латвия, Польша, Бахрейн, Турция, Оман

3. Страны средней конкурентоспособности. Значение индекса: 4,4-4,0 Места в рейтинге: 47-89 Количество стран: 43 Мальта, Панама, Италия, Казахстан, Коста-Рика, Филиппины, Россия, Болгария, Барбадос, Южная Африка, Бразилия, Кипр, Румыния, Венгрия, Мексика, Руанда, Македония, Иордания, Перу, Колумбия, Черногория, Вьетнам, Грузия, Словения, Индия, Марокко, Шри-Ланка, Ботсвана, Словакия, Украина, Хорватия, Гватемала, Алжир, Уругвай, Греция, Молдова, Иран, Сальвадор, Армения, Ямайка, Тунис, Намибия, Тринидад и Тобаго

4. Страны низкой конкурентоспособности. Значение индекса: 3,9-3,5 Места в рейтинге: 90-126 Количество стран: 37 Кения, Таджикистан, Сейшельские Острова, Лаос, Сербия, Камбоджа, Замбия, Албания, Монголия, Никарагуа, Гондурас, Доминикана, Непал, Бутан, Аргентина, Боливия, Габон, Лесото, Кыргызстан, Бангладеш, Суринам, Гана, Сенегал, Ливан, Кабо-Верде, Кот-д'Ивуар, Камерун, Гайана, Эфиопия, Египет, Парагвай, Танзания, Уганда, Свазиленд, Зимбабве, Гамбия, Ливия

5. Неконкурентоспособные страны. Значение индекса: 3,4-2,8 Места в рейтинге: 127-144 Количество стран: 18 Нигерия, Мали, Пакистан, Мадагаскар, Венесуэла, Малави, Мозамбик, Мьянма, Буркина-Фасо, Тимор-Лешти, Гаити, Сьерра-Леоне, Бурунди, Ангола, Мавритания, Йемен, Чад, Гвинея

В настоящей статье рассмотриваются возможности стран БРИКС с точки зрения конкурентоспособности их экономик. Позиции стран БРИКС в рейтинге глобальной конкурентоспособности приведены в табл. 6.

Для анализа конкурентных преимуществ и слабых позиций стран БРИКС используем полученную выше группировку по странам для отдельных факторов и их групп:

1) факторы высшей конкурентоспособности, если место страны по фактору в рейтинге от 1 до 26;

2) факторы высокой конкурентоспособности, если место страны по фактору в рейтинге от 27 до 46;

3) факторы средней конкурентоспособности, если место страны по фактору в рейтинге от 47 до 89;

4) факторы низкой конкурентоспособности, если место страны по фактору в рейтинге от 90 до126;

5) неконкурентоспособные факторы, если место страны по фактору в рейтинге от 127 до 144.

Таблица 6

Позиции стран БРИКС по группам факторов и индикаторам в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума

Индикатор Позиция в рейтинге

Бразилия Россия Индия Китай Южная Африка

Индекс глобальной конкурентоспособности 57 53 71 28 56

Базовые факторы 83 44 92 28 89

1. Качество институтов 94 97 70 47 36

2. Инфраструктура 76 39 87 46 60

3. Макроэкономическая стабильность 85 31 101 10 89

4. Здоровье и начальное образование 77 56 98 46 132

Факторы эффективности 42 41 61 30 43

5. Высшее образование и профессиональная подготовка 41 39 93 65 86

6. Эффективность рынка товаров и услуг 123 99 95 56 32

7. Эффективность рынка труда 109 45 112 37 113

8. Развитость финансового рынка 53 110 51 54 7

9. Уровень технологического развития 58 59 121 83 66

10. Размер внутреннего рынка 9 7 3 2 24

Факторы инноваций и развития 56 75 52 33 37

11. Конкурентоспособность компаний 47 86 57 43 31

12. Инновационный потенциал 62 65 49 32 43

Источник: World Economic Forum, 2014. The Global Competitiveness Report 2014-2015.

Рассмотрим ситуацию по трем подгруппам индикаторов (субиндексам): базовые факторы, факторы эффективности и факторы инноваций и развития.

Базовые факторы конкурентоспособности стран включают: качество институтов, инфраструктуру, макроэкономическую стабильность, здоровье и начальное образование.

Как следует из табл. 6, по конкурентоспособности базовых факторов страны БРИКС распределились неравномерно. Так, высокую конкурентоспособность имеют базовые факторы для Китая и России. Для Бразилии и Южной Африки базовые факторы имеют среднюю конкурентоспособность, а для Индии низкую конкурентоспособность, прежде всего за счет макроэкономической нестабильности (101-е место).

Таким образом, «стартовые» условия стран БРИКС существенно различаются. Эти отличия формируются определенными факторами успеха. Так, для лидеров группы Китая и России - это макроэкономическая стабильность. По этому показателю Китай занимает 10-е место (фактор высшей конкурентоспособности), а Россия - 31-е место. В то же время для Бразилии, Индии и Южной Африки лучшим показателем является уровень развития инфраструктуры. Таким образом, точками роста для БРИКС можно считать макроэкономическую стабильность и инфраструктуру.

К факторам эффективности для оценки конкурентоспособности стран относятся: высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, раз-

витость финансового рынка, уровень технологического развития, размер внутреннего рынка.

Как следует из табл. 6, по факторам эффективности ситуация в БРИКС достаточно благоприятная. Для четырех стран они являются факторами высокой конкурентоспособности, и только для Индии - факторами средней конкурентоспособности. Однако факторы успеха в этой группе отличаются по странам, за исключением размера внутреннего рынка. По этому индикатору Китай и Индия занимают второе и третье место, четыре страны входят в первую десятку, и только Южная Африка занимает 24-е место. Таким образом, размер внутреннего рынка является фактором высшей конкурентоспособности для БРИКС.

Следует отметить и полярные значения по странам БРИКС в этой группе. Так, например, по развитости финансового рынка Южная Африка находится на 7-м месте (высшая конкурентоспособность), Индия, Бразилия и Китай на 51, 53 и 54-м местах соответственно (средняя конкурентоспособность), тогда как Россия - на 110-м месте, что свидетельствует о низкой конкурентоспособности ее финансового рынка. Для изменения этой ситуации, по мнению авторов статьи, следует активнее формировать в России финансовые центры, в том числе в регионах [4, 6].

Таким образом, главным фактором успеха является размер внутреннего рынка, в то же время возможности использовать цивилизованные способы перераспределения финансовых ресурсов есть у Южной Африки, но очень небольшие у России.

К факторам инноваций и развития, характеризующим конкурентоспособность страны, относят конкурентоспособность компаний, инновационный потенциал. Как следует из табл. 6, по факторам инноваций и развития высокой конкурентоспособностью обладают Китай и Южная Африка, остальные страны - средней конкурентоспособностью.

Обратим внимание, что по конкурентоспособности компаний лучший показатель у ЮАР, а по инновационному потенциалу - у Китая. Таким образом, Китай и Южная Африка в большей степени могут использовать факторы инноваций и развития как конкурентные преимущества, тогда как в России условий для использования этих факторов не создано.

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что в рейтинге глобальной конкурентоспособности у объединения БРИКС наиболее сильные позиции по факторам эффективности, прежде всего по размеру внутреннего рынка. Конкурентные преимущества БРИКС могут быть созданы также факторами инноваций и развития, особенно конкурентоспособностью компаний. Определенный потенциал конкурентоспособности есть у БРИКС и за счет базовых факторов путем улучшения макроэкономической стабильности стран и повышения качества их институтов.

Формирование стратегий экономического развития БРИКС как основных конкурентных преимуществ

В условиях глобализации мировой экономики главным конкурентным преимуществом БРИКС становится наличие стратегий экономического развития.

При формировании стратегии экономического развития субъекта всегда важно понять, где та цепочка, потянув за которую можно придать импульс развития стране.

Используя анализ позиций стран БРИКС в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума и выявленные конкурентные преимущества, можно сформулировать следующие пять стратегий развития БРИКС как объединения: Финансы, Образование, Бизнес, Рынки, Инфраструктура. Дадим краткую формулировку каждой стратегии.

Финансы: формирование новой международной архитектуры финансового рынка как основы макроэкономической стабильности стран;

Образование: развитие международного сотрудничества в области образования как основы для создания и внедрения инноваций;

Бизнес: обеспечение условий для функционирования бизнеса и развитие международного сотрудничества, повышающих конкурентоспособность компаний;

Рынки: повышение эффективности использования национальных рынков как основы международного сотрудничества в области торговли;

Инфраструктура: формирование инфраструктуры как основы экономического сотрудничества стран.

В табл. 7 приведена характеристика этих стратегий с использованием индикаторов и показателей, участвующих в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума.

Рассмотрим соотношение стран по группам конкурентоспособности и выделенных направлений прорыва (табл. 8).

Обратим внимание, что стратегия «Финансы» является фактором средней конкурентоспособности для всех стран БРИКС, кроме Китая (фактор высокой конкурентоспособности). Поэтому сотрудничество стран по этому направлению может дать большой положительный интеграционный эффект как для БРИКС в целом, так и для отдельных стран. Можно выделить следующие четыре принципиальных направления по формированию интеграционных эффектов в рамках стратегии «Финансы», которые получили поддержку и реализуются:

1. Учреждение странами БРИКС Нового банка развития.

2. Создание Пула условных валютных резервов стран БРИКС.

3. Переход стран БРИКС к использованию национальных валют во взаимной торговле и инвестициях.

4. Создание рейтингового агентства в рамках БРИКС.

Финансы как основа функционирования любой страны предполагает формирование новых элементов единой финансовой системы. Так, страны БРИКС на Шестом саммите в г. Форталеза (Бразилия) в июле 2014 г. подписали Соглашение о Новом банке развития и Договор о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС. Предполагается, что Новый банк развития станет альтернативой таким мировым финансовым институтам, как МВФ и Всемирный банк, и позволит сформировать пул условных валютных резервов БРИКС в целях оказания финансовой поддержки странам, в случае возникновения в национальных финансовых системах проблем с долларовой ликвидностью.

Таблица 7

Характеристика стратегий развития БРИКС с использованием индикаторов и показателей индекса глобальной конкурентоспособности

Индикатор Основные показатели

Первая стратегия «Финансы»

Развитость финансового рынка Доступность и наличие финансовых услуг, финансирование через местный фондовый рынок, доступность получения кредитов и венчурного капитала, надежность банков, регулирование фондовых бирж, индекс законных прав

Макроэкономическая стабильность Баланс бюджета правительства, валовые национальные сбережения, инфляция, государственный долг, кредитный рейтинг

Вторая стратегия «Образование»

Высшее образование и профессиональная подготовка Количество и качество образования, качество образовательных систем, доступ в Интернет, наличие специализированных исследований и тренингов

Здоровье и начальное образование Заболеваемость малярией, заболеваемость туберкулезом, распространенность ВИЧ, детская смертность, продолжительность жизни, качество начального образования

Инновационный потенциал Способность к инновациям, качество научно-исследовательских учреждений, расходы компаний на R&D, сотрудничество в R&D между университетами и промышленностью, государственные закупки передовых технологий, доступность ученых и инженеров, международное патентование заявок

Третья стратегия «Бизнес»

Качество институтов Права собственности, этика и коррупция, неправомерное влияние, эффективность власти, безопасность, корпоративная этика, эффективность корпоративного управления, защита интересов миноритарных акционеров, надежность защиты инвесторов

Конкурентоспособность компаний Количество и качество местных поставщиков, природа конкурентного преимущества, цепочки добавленной стоимости, контроль международной дистрибуции, сложность процесса производства, масштабы маркетинга

Уровень технологического развития Наличие новейших технологий, внедрение технологий на уровне фирм, прямые иностранные инвестиции и передача технологий, использование информационных технологий

Четвертая стратегия «Рынки»

Размер внутреннего рынка Индекс емкости национального рынка, ВВП, индекс емкости рынка иностранных товаров, соотношение экспорта и ВВП

Эффективность рынка товаров и услуг Степень монополизации рынка, эффективность антимонопольной политики, общая налоговая ставка, распространенность торговых барьеров, бремя таможенных процедур, доля импорта в ВВП

Эффективность рынка труда Сотрудничество в сфере трудовых отношений между работодателями и работниками, гибкость определения заработной платы, практика найма и увольнения, оплата и производительность труда, удержание квалифицированных кадров, способность страны привлекать квалифицированные кадры из-за рубежа

Пятая стратегия «Инфраструктура»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инфраструктура Качество общей инфраструктуры, качество дорог, качество железных дорог, качество портов, качество инфраструктуры воздушного транспорта, качество электроснабжения, количество мобильных телефонов на 100 чел.

Таблица 8

Позиции стран БРИКС по группам факторов и индикаторам в рейтинге глобальной конкурентоспособности с учетом сформированных стратегий

Стратегия, показатель Бразилия Россия Индия Китай Южная Африка

Индекс глобальной конкурентоспособности: 57 53 71 28 56

Финансы 69 70,5 76 32 48

Развитость финансового рынка 53 110 51 54 7

Макроэкономическая стабильность 85 31 101 10 89

Образование 60 53,3 80 47,7 87

Высшее образование и профессиональная подготовка 41 39 93 65 86

Здоровье и начальное образование 77 56 98 46 132

Инновационный потенциал 62 65 49 32 43

Бизнес 66,3 80,7 82,7 57,7 44,3

Качество институтов 94 97 70 47 36

Конкурентоспособность компаний 47 86 57 43 31

Уровень технологического развития 58 59 121 83 66

Рынки 80,3 50,3 70 31,7 56,3

Размер внутреннего рынка 9 7 3 2 24

Эффективность рынка товаров и услуг 123 99 95 56 32

Эффективность рынка труда 109 45 112 37 113

Инфраструктура 76 39 87 46 60

Инфраструктура 76 39 87 46 60

Для справки. Ратифицированное Россией 8 марта 2015 г. Соглашение о Новом банке развития предусматривает учреждение странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) Нового банка развития для финансирования инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития в государствах БРИКС и развивающихся странах.

К основным задачам Нового банка развития относятся:

1) предоставление гарантий и займов государственным и частным проектам в любом государстве-члене Банка;

2) участие в капитале, размещении ценных бумаг или содействие доступу к международным рынкам капитала для любого предприятия, проекты которого осуществляются на территории государств-членов Банка;

3) оказание технического содействия для подготовки и реализации проектов.

Банк будет обладать значительными финансовыми ресурсами, необходимыми

для эффективной поддержки реализации инфраструктурных проектов. Разрешенный к выпуску капитал Банка составляет 100 млрд долл. США. Капитал Банка распределяется между странами БРИКС в равных долях - по 20 %.

Расходы федерального бюджета по формированию уставного капитала Банка составят 2 млрд долл. США в течение 7 лет.

Штаб-квартира Банка располагается в г. Шанхае (КНР).

Ратифицированный Россией 2 мая 2015 г. Договор о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС предполагает создание пула в размере 100 млрд долл. на поддержание финансовой стабильности стран БРИКС в случае проблем на мировых рынках. Доля Китая в пуле - 41 млрд долл., ЮАР - 5 млрд долл., Бразилии, Индии и России - по 18 млрд.

В рамках Пула условных валютных резервов страны БРИКС в случае проблем с ликвидностью смогут предоставлять друг другу финансовую поддержку в долларах США на определенный срок, на условиях платности и возвратности. Конкретные параметры таких операций будут определяться специальными соглашениями между центральными банками стран БРИКС.

Для каждой страны установлен лимит использования средств пула. Для Китая этот индивидуальный мультипликатор составляет 0,5 от суммы взноса, для ЮАР — 2, для Бразилии, России и Индии — 1. До 30 % своего лимита страна может использовать по требованию. Использование остальных 70 % странового лимита допускается только в том случае, если страна-заемщик имеет согласованную с МВФ стабилизационную программу и выполняет обязательства по ней.

Предполагается, что управлять пулом будет совет управляющих, постоянный комитет и координатор, функции которого будет выполнять страна — председатель БРИКС.

Перспективным направлением реализации стратегии «Финансы» является использование национальных валют стран БРИКС во взаимной торговле и инвестициях и изучение предложений по созданию единого средства расчетов для этого экономического сообщества.

Этот процесс актуален, прежде всего, для Китая, России и Индии. Так, Индия и Россия уже создали совместную рабочую группу из представителей правительств, Центральных банков, экспортно-импортных и коммерческих банков обеих стран для выработки механизма для расчетов в рупиях и рублях.

Центробанк России и Народный банк Китая подписали соглашение о валютных свопах, которое дает практически неограниченный доступ к юаням российским компаниям, ведущим бизнес с китайскими партнерами. В свою очередь, китайские инвесторы смогут рассчитываться с партнерами в России напрямую рублями. Это позволит значительно увеличить товарооборот между двумя странами.

Возможность создания рейтингового агентства в рамках БРИКС уже проработана и поддержана как научным сообществом, так и на государственном уровне. В Концепции участия Российской Федерации в объединении БРИКС предполагается создание независимых рейтинговых агентств государств-участников БРИКС, призванных способствовать более объективной оценке рыночного положения национальных компаний и банков [8].

Кроме того, следует активно использовать возможности национальных фондовых бирж для листинга эмитентов финансовых инструментов других стран БРИКС с позиций привлечения и перераспределения инвестиций.

Стратегия «Образование» является для всех стран БРИКС фактором средней конкурентоспособности, причем Китай и Россия имеют относительно высокие показатели.

Для реализации этой стратегии в 2014 г. был основан Сетевой Университет БРИКС (Университет БРИКС), деятельность которого направлена на совместную реализацию актуальных образовательных программ, подготовку преподавателей и ученых, проведение совместных научных исследований. Предполагается, что обучение по пилотным программам магистратуры начнется с 1 сентября 2015 г., а массовое обучение студен-

тов Университета БРИКС планируется начать с 2016 г. В рейтинг университетов по версии Quacquarelli Symonds (QS) для стран БРИКС в 2014 г. вошли 40 вузов Китая, 20 - России, 19 - Бразилии, 15 - Индии и 8 - Южной Африки.

Сотрудничество в области образования, в том числе по формированию Сетевого Университета, позволит формировать современные кадры, говорящие на одном языке и получившие знания у лучших преподавателей стран БРИКС и других стран с высоким уровнем образования.

В рамках этой стратегии также следует развивать и национальное образование в странах путем его интеграции в международную систему [1-3, 5].

Для справки. Рейтинг вузов стран БРИКС был впервые составлен Quacquarelli Symonds (QS) в 2013 г. Лучшие вузы в нем отбираются на основе восьми индикаторов: академическая репутация, репутация среди работодателей, доля профессорско-преподавательского состава к числу студентов, доля профессорско-преподавательского состава с ученой степенью, количество опубликованных статей, приходящихся на одного преподавателя, цитируемость статей, доля иностранных преподавателей и доля иностранных студентов. В первом исследовании университетов стран БРИКС участвовало более 400 вузов, результаты были представлены по первым 100. В новом рейтинге QS University Rankings: BRICS 2014/2015 представлены результаты первых 200 вузов.

В стратегии «Бизнес» страны БРИКС распределились следующим образом. Южная Африка имеет высокую конкурентоспособность, остальные страны БРИКС - среднюю конкурентоспособность по этому показателю.

Для развития бизнеса в странах БРИКС, прежде всего, следует использовать взаимодополняемость как условие повышения потенциала сотрудничества между ними. К таким направлениям взаимодействия относятся развитие новых источников энергии (сотрудничество России с Китаем и ЮАР), развитие среднемагистрального самолетостроения (сотрудничество России с Бразилией), атомная энергетика и военное сотрудничество (сотрудничество России с Индией).

Для стратегии «Рынки» выявлены следующие особенности. Достаточно высокую конкурентоспособность имеет Китай, остальные страны обладают средней конкурентоспособностью.

Формирование рынка как инструмента отношений хозяйствующих субъектов связано с развитием торгово-промышленного сотрудничества (в 2014 г. торговые обороты между странами БРИКС составили 6,14 трлн долл. (около 17 % общего объема мировой торговли)), возможностью использования совместного потенциала для развития БРИКС в целом и каждой отдельной страны.

Так, на Красноярском экономическом форуме 2015 в ходе мозгового штурма «Технологическое сотрудничество России и стран Азии с целью развития цифровой экономики» министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров предложил развивающимся рынкам стран БРИКС объединиться и раскрыть внутренние рынки информационных технологий стран для того, чтобы помочь компаниям эффективно бороться с монополией Запада в IT-сфере. Как известно, значительная часть программного

обеспечения создается в странах БРИКС по заказу международных корпораций, которые потом продают на тех же рынках лицензионное программное обеспечение втридорога.

Для стратегии «Инфраструктура» ситуация по странам БРИКС более неравномерная. Россия и Китай характеризуются высокой конкурентоспособностью, остальные страны - средней конкурентоспособностью. При этом Индия находится ближе к низкой конкурентоспособности.

Инфраструктура как необходимый элемент функционирования экономики определяется географическим положением стран БРИКС. Китай готов к развитию экономического сотрудничества с Россией и Индией в рамках стратегии «Один пояс - один путь»: построения нового Великого шелкового пути - «экономического пояса», проходящего по территории стран Великого шелкового пути и связывающего Китай со странами Европы через Центральную и Восточную Азию. Как известно, ЮАР и Индию связывают давние связи через морские пути, поэтому стратегия «один

пояс - один путь» может быть продолжена.

* * *

Сотрудничество стран БРИКС динамично развивается по разным направлениям. На наш взгляд, это сотрудничество следует рассматривать через призму конкурентоспособности, выявление сильных и слабых сторон БРИКС в целом и каждой отдельной страны. Развитие соответствующих рекомендаций является условием реализации намеченного сотрудничества.

Литература

1. Новиков А.В. Высшее образование в России: анализ ситуации и тренды обновления // Сибирская финансовая школа. 2012. № 6. С. 29-35.

2. Новиков А.В. Интеграция вузов в международную образовательную систему: южноафриканская модель бизнес-образования // ЭКО. 2010. № 10. С. 160-176.

3. Новиков А.В. Принципы формирования инновационного университета для подготовки инженеров бизнеса // Материалы Международной научно-практической Интернет-конференции «Проблемы современной экономики и образования», 6-7 февраля 2014 г. Алматинская академия экономики и статистики. Алматы, 2014. Т. 4. С. 247-252.

4. Новиков А.В. Стратегия развития Новосибирска: финансовый центр нужно создать! // Сибирская финансовая школа. 2013. № 3. С. 60-64.

5. Новиков А.В. Экономическое образование: готовим инженеров бизнеса! // ЭКО. 2013. № 3. С. 138-145.

6. Новиков А.В., Новикова И.Я. Финансовые центры: рейтинги и российский потенциал // ЭКО. 2010. № 8. С. 134-154.

7. Индекс глобальной конкурентоспособности. URL: http://gtmarket.ru/ratings/ global-competitiveness-index/info (дата обращения 15.03.2015 г.).

8. Каратаев С.В. Рейтинговое агентство БРИКС как шаг к многополярности. URL: http://www.riss.ru/analitika/4195-rejtingovoe-agentstvo-briks-kak-shag-k-mnogopolyarnosti-mezhdunarodnoj-finansovoj-sistemy#.VQ-xDeGrF6L (дата обращения 15.03.2015 г.).

9. Концепция председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2015-2016 гг. URL: http://brics2015.ru/russia_and_ brics/20150301/15383.html (дата обращения 15.04.2015 г.).

10. Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС. URL: http:// www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/D23D45D62C00F78E44257B35002ACD50 (дата обращения 15.04.2015 г.).

11. Перспективы и стратегические приоритеты восхождения БРИКС. Научный доклад к VII саммиту БРИКС (под ред. В.А. Садовничего, Ю.В. Яковца, А.А. Акаева). М.: МИСК - ИНЭС - НКИ БРИКС, 2014. 388 с. URL: http://nkibrics.ru/ ckeditor_assets/attachments/548e7dc36272693788000000/sokraschennaya_versiya_ doklada.pdf?1418624451 (дата обращения 15.03.2015 г.).

12. Фаляхов Р. БРИКС тянется к МВФ. URL: http://www.gazeta.ru/business/2015/02/ 04/6399833.shtml (дата обращения 15.03.2015 г.).

13. Чайка О. BRICS поддерживает интерес. URL: http://world-economic.com/ru/ articles_wej-430.html (дата обращения 15.03.2015 г.).

14. World Economic Forum, 2014. The Global Competitiveness Report 2014-2015. URL: http://www.weforum.org/issues/global-competitiveness.

Bibliography

1. Novikov A.V. Vysshee obrazovanie v Rossii: analiz situacii i trendy obnovlenija // Sibirskaja finansovaja shkola. 2012. № 6. P 29-35.

2. Novikov A.V Integracija vuzov v mezhdunarodnuju obrazovatel'nuju sistemu: juzhnoafrikanskaja model' biznes-obrazovanija // JeKO. 2010. № 10. P 160-176.

3. Novikov A.V. Principy formirovanija innovacionnogo universiteta dlja podgotovki inzhenerov biznesa // Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj Internet-konferencii «Problemy sovremennoj jekonomiki i obrazovanija», 6-7 fevralja 2014 g. Almatinskaja akademija jekonomiki i statistiki. Almaty, 2014. T. 4. P 247-252.

4. Novikov A.V. Strategija razvitija Novosibirska: finansovyj centr nuzhno sozdat'! // Sibirskaja finansovaja shkola. 2013. № 3. P 60-64.

5. Novikov A.V. Jekonomicheskoe obrazovanie: gotovim inzhenerov biznesa! // JeKO. 2013. № 3. P 138-145.

6. NovikovA.V, Novikova I.Ja. Finansovye centry: rejtingi i rossijskij potencial // JeKO. 2010. № 8. P 134-154.

7. Indeks global'noj konkurentosposobnosti. URL: http://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info (data obrashhenija 15.03.2015 g.)

8. Karataev S.V. Rejtingovoe agentstvo BRIKS kak shag k mnogopoljarnosti. URL: http://www.riss.ru/analitika/4195-rejtingovoe-agentstvo-briks-kak-shag-k-mnogopolyarnosti-mezhdunarodnoj-finansovoj-sistemy#.VQ-xDeGrF6L (data obrashhenija 15.03.2015 g.).

9. Koncepcija predsedatel'stva Rossijskoj Federacii v mezhgosudarstvennom ob#edine-nii BRIKS v 2015-2016 gg. URL: http://brics2015.ru/russia_and_brics/20150301/15383. html (data obrashhenija 15.04.2015 g.).

10. Koncepcija uchastija Rossijskoj Federacii v ob#edinenii BRIKS. URL: http://www. mid.ru/brp_4.nsf/newsline/D23D45D62C00F78E44257B35002ACD50 (data obra-shhenija 15.04.2015 g.).

11. Perspektivy i strategicheskie prioritety voshozhdenija BRIKS. Nauchnyj doklad k VII sammitu BRIKS (pod red. VA. Sadovnichego, Ju.V Jakovca, A.A. Akaeva). M.: MISK - INJeS - NKI BRIKS, 2014. 388 s. URL: http://nkibrics.ru/ckeditor_ assets/attachments/548e7dc36272693788000000/sokraschennaya_versiya_doklada. pdf?1418624451 (data obrashhenija 15.03.2015 g.).

12. Faljahov R. BRIKS tjanetsja k MVF URL: http://www.gazeta.ru/business/2015/02/ 04/6399833.shtml (data obrashhenija 15.03.2015 g.)

13. Chajka O. BRICS podderzhivaet interes. URL: http://world-economic.com/ru/ articles_wej-430.html (data obrashhenija 15.03.2015 g.).

14. World Economic Forum, 2014. The Global Competitiveness Report 2014-2015. URL: http://www.weforum.org/issues/global-competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.