ФИНАНСЫ, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ
УДК 334.02
СТРАНЫ БРИКС: ФИНАНСОВОЕ РАЗВИТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
Новиков А.В.
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» E-mail: avnov59@yandex.ru
Новикова И.Я.
Сибирская академия финансов и банковского дела E-mail: nov-iy@yandex.ru
В статье исследуется уровень финансового развития и экономический рост стран БРИКС. Показана жизнеспособность концепции БРИКС. Проанализировано соотношение понятий финансового развития и экономического роста. Выявлены подходы к оценке уровня финансового развития стран БРИКС. Дана оценка глубины, доступности и эффективности финансовых институтов и финансовых рынков стран БРИКС. Выявлены конкурентные преимущества стран БРИКС в области уровня развитости мировых финансовых центров и финансовых рынков. Сделан вывод об эффективности международных экономических связей стран БРИКС. Определены позиции стран БРИКС по чистой внешней позиции, уровню развития человеческого потенциала и человеческого капитала, уровню дохода, приходящегося на душу населения. Показано место стран БРИКС среди развивающихся стран по Индексу инклюзивного развития. Полученные результаты могут являться основой для разработки конкретных мероприятий по формированию стратегии финансового развития стран БРИКС с позиций их конкурентоспособности.
Ключевые слова: стратегия финансового развития, конкурентные преимущества, страны БРИКС, Индекс финансового развития, Индекс глобальных финансовых центров, Индекс глобальной конкурентоспособности, Индекс инклюзивного развития.
BRICS: FINANCIAL DEVELOPMENT AND ECONOMIC GROwTH
Novikov A.V.
Novosibirsk State University of Economics and Management E-mail: avnov59@yandex.ru
Novikova I.Ya.
Siberian Academy of Finance and Banking E-mail: nov-iy@yandex.ru
The article studies the level of financial development and growth of the BRICS countries. The viability of the BRICS concept is shown. The interrelation of the notions of financial development and growth was analyzed. The approaches to evaluation of the level
© Новиков А.В., Новикова И.Я., 2018
of financial development of the BRICS countries were revealed. The depth, availability and efficiency of the financial institutions and financial markets of the BRICS countries were appraised. The competitive advantages of the BRICS countries in the field of the development of the world financial centers and financial markets were revealed. A conclusion was drawn regarding the efficiency of international economic relations of the BRICS countries. The viewpoints of the BRICS countries on net external position, level of development of human potential and human capital, as well as on the level of per capita income were defined. The place of the BRICS countries among the developing countries by the inclusive development index was shown. The obtained results could form the basis for elaboration of the specific activities on formation of the strategy of financial development of the BRICS countries from the perspective of their competitiveness.
Keywords: strategy of financial development, competitive advantages, BRICS countries, The Financial Development Index, Global financial centers index, Global Competitiveness Index, Inclusive Development Index.
Странам БРИКС следует развивать прагматичное экономическое сотрудничество и создавать более тесное экономическое партнерство в целях содействия восстановлению глобальной экономики, снижения потенциальных рисков на международных финансовых рынках и активизации экономического роста в странах-членах.
Стратегия экономического партнерства стран БРИКС до 2020 года
Анализируя современный ландшафт экономического и политического сотрудничества стран в мире, можно отметить возникновение их объединений и ассоциаций, построенных как на принципах равноправия, так и на гегемонии главного участника. Одним из таких равноправных союзов является соглашение между Бразилией, Россией, Индией, Китаем и ЮАР, известное как объединение стран БРИКС.
Сотрудничество стран БРИКС идет по многим направлениям как в политике, так и в экономике, а также в организации различных мероприятий в области образования, культуры, спорта и в других социально значимых направлениях. По каждому направлению сотрудничества можно выделить сильные и слабые стороны стран, участников альянса, и определить возможный синергетический эффект от этого взаимодействия [5].
По уровню экономического развития все страны в мировой экономике делятся международными экономическими организациями, такими как Международный валютный фонд (МВФ), Организация Объединенных Наций (ООН), Всемирный банк (ВБ) и Всемирный экономический форум (ВЭФ), на две группы: развитые и развивающиеся1 [20].
Все страны БРИКС отнесены статистикой МВФ к группе стран с формирующимся рынком и развивающимся странам (Emerging Market and Developing Economies). Под формирующимися рынками (emerging markets) МВФ понимаются финансовые рынки, не достигшие своего полного развития, но открытые для иностранных инвесторов. В сравнении с развитыми
1 Например, статистика МВФ выделяет 39 стран с развитой экономикой (Advanced Economies) и 152 страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны (Emerging Market and Developing Economies).
рынками формирующийся рынок отличается меньшей степенью зрелости (по объемам, рискам, насыщенности финансовыми инструментами и финансовыми посредниками, эффективности функционирования эмитентов и инвесторов, по степени регулируемости).
Отдельные экономисты, отмечая отсутствие методологической определенности в классификации стран по уровню экономического развития страны, справедливо утверждают, что развивающиеся страны и их рынки являются важнейшим фактором геополитики и геоэкономики, активными участниками процесса глобализации, прежде всего, финансовой [24].
Главным конкурентным преимуществом БРИКС в условиях глобализации мировой экономики становится наличие стратегий экономического развития. Анализ позиций стран БРИКС в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума и выявленные конкурентные преимущества позволили сформулировать пять стратегий развития БРИКС как объединения, условно названных авторами статьи: «Финансы», «Образование», «Бизнес», «Рынки» и «Инфраструктура» [6].
Каждая из выделенных стратегий имеет свои конкурентные преимущества и направления формирования интеграционных эффектов, некоторые из них получили поддержку и уже реализуются. Авторы статьи считают, что наиболее глобальный характер носит стратегия «Финансы», от успеха реализации которой зависит и реализация остальных четырех стратегий. Можно утверждать, что реализация стратегии «Финансы» позволяет осуществлять принцип возможности покупать/замещать необходимые технологические и ресурсные ингредиенты для реализации прочих стратегий. Для разработки стратегии «Финансы» необходимо дать оценку финансового развития каждой из стран БРИКС.
Концепция БРИКС: испытание временем
Акроним БРИК ввел в оборот Джим О'Нил, главный экономист банка Goldman Sachs (статья 2001 г., под названием Building Better Global Economic BRICS). По его мнению, Бразилия, Россия, Индия и Китай (а позднее и Южная Африка) вплоть до 2050 г. должны увеличивать свое экономическое доминирование, а вложенные в них инвестиции принесут хороший доход.
В статье «Укрепление БРИКС», вышедшей в 2016 г., Джим О'Нил пишет «Страны БРИКС сегодня, как и в 2001 году, играют жизненно важную роль в решении самых актуальных международных проблем. На самом деле, я предложил эту аббревиатуру не только потому, что буквы так сочетаются, но и из-за фактического значения получающегося слова (англ. Brick - кирпич). Эти развивающиеся страны, утверждал я в 2001 году в своей статье, должны стать строительными блоками свежеотремонтированных глобальных финансовой и управленческой систем» [11, 18].
Идея Дж. О'Нила не потеряла актуальность и находит подтверждение в результате анализа прогнозных показателей из Доклада консалтингового агентства PricewaterhouseCoopers (PwC) под названием «Глобальная экономика в 2050 году» [30]. В докладе анализируются 32 крупнейшие страны мира, на которые в настоящее время приходится около 85 % мирового ВВП.
В табл. 1, 2 и 3 представлен ВВП стран БРИКС, а также прогнозный рейтинг и доля стран БРИКС по размеру ВВП.
Таблица 1
Динамика ВВП стран БРИКС в 2000, 2015 гг.
2000 г.* 2015 г.**
Страна ВВП по ППС, млрд долл. США Доля в мире, % ВВП в текущих ценах, млрд долл. США Доля в мире, % Разница в долях ВВП по ППС, млрд долл. США Доля в мире, % ВВП в текущих ценах, млрд долл. США Доля в мире, % Разница в долях
Бразилия 1214 2,92 588 1,96 0,96 3216 2,82 1804 2,43 0,39
Россия 1120 2,70 247 0,82 1,88 3760 3,31 1366 1,84 1,47
Индия 2104 5,06 474 1,58 3,48 8003 7,04 2089 2,82 4,22
Китай 5230 12,59 1080 3,59 9,00 19 696 17,32 11 065 14,92 2,40
Южная Африка 346 0,83 136 0,45 0,38 728 0,64 315 0,42 0,22
БРИКС 10 014 24,10 2525 8,40 15,70 35 403 31,13 16 639 22,43 8,70
Мир 41 552 100,00 30 073 100,00 x 113 700 100,00 74 189 100,00 x
Источник: * [11], ** [37].
Обратим внимание, что за 15 лет доля стран БРИКС в мире по паритету покупательной способности существенно выросла с 24,1 до 31,1 %, а еще больше в текущих ценах с 8,8 до 22,4 %. Это означает, что произошло укрепление экономик стран БРИКС. Лидером по доле ВВП в мире является Китай, почти 15 % в текущих ценах. Доля ЮАР - менее одного процента. Таким образом, значимость стран БРИКС по вкладу в мировой ВВП не равнозначна.
Таблица 2
Прогнозный рейтинг и доля стран БРИКС по размеру ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности (GDP in PPPs) [30]
Страна 2016 г. 2030 г. 2050 г.
Ранг ВВП, млрд долл. США Доля в ВВП (32 страны) Ранг ВВП, млрд долл. США Доля в ВВП (32 страны) Ранг ВВП, млрд долл. США Доля в ВВП (32 страны)
Бразилия 7 3135 3,12 8 4439 2,86 5 7540 2,91
Россия 6 3745 3,73 6 4736 3,05 6 7131 2,75
Индия 3 8721 8,68 3 19 511 12,57 2 44 128 17,02
Китай 1 21 269 21,17 1 38 008 24,49 1 58 499 22,56
Южная Африка 29 736 0,73 30 1148 0,74 27 2570 0,99
БРИКС 37 606 37,43 67 842 43,71 119 868 46,23
Мир (32 крупнейшие страны) 100 457 100,00 155 219 100,00 259 280 100,00
Прогнозируя будущее стран БРИКС, отметим, что одним из принципиально значимых показателей является доля страны по размеру ВВП, рассчитанному по паритету покупательской способности. Так, по мнению экспертов, в 2030 г доля стран БРИКС достигнет почти 44 %, но в дальнейшем увеличение будет незначительным, к 2050 г. доля стран БРИКС будет около 46 %. Однако с позиций анализа стран, включенных в выборку (32 крупнейшие страны мира), 46 % - достойное значение, позволяющее утверждать, что пять стран БРИКС будут играть важную роль в формировании мирового ВВП. Эксперты также прогнозируют, что среди стран БРИКС лидирующие позиции сохранит Китай, Россия стабильно будет находиться на шестом месте, а к 2050 г. значимость Индии и Бразилии возрастет.
Таблица 3
Прогнозный рейтинг и доля стран БРИКС по размеру ВВП, рассчитанному по рыночному валютному курсу (GDP in MERs) [30]
Страна 2016 г. 2030 г. 2050 г.
Ранг ВВП, млрд долл. США Доля в ВВП (32 страны), % Ранг ВВП, млрд долл. США Доля в ВВП (32 страны), % Ранг ВВП, млрд долл. США Доля в ВВП (32 страны), %
Бразилия 9 1770 2,74 8 2969 2,73 6 6532 3,05
Россия 12 1268 1,96 13 2111 1,94 10 5127 2,39
Индия 7 2251 3,48 3 7841 7,21 3 28 021 13,09
Китай 2 11 392 17,64 1 26 499 24,37 1 49 853 23,28
Южная Африка 29 280 0,43 32 557 0,51 30 1939 0,91
БРИКС 16 961 26,26 39 977 36,77 91 472 42,72
Мир (32 крупнейшие страны) 64 593 100,00 108 721 100,00 214 145 100,00
Как следует из табл. 3, развивающиеся рынки, в том числе рынки четырех стран БРИКС, будут доминировать в топ-10 экономик мира в 2050 г. К 2050 г. Россия поднимется с 12-й на 10-ю позицию, считает Pricewateг-houseCoopeгs. А Китай будет уверенно находиться на первом месте.
В настоящее время идет поиск новых путей развития концепции БРИКС. В статье «Переосмысление БРИКС: БРИКС+ и БРИКС++» [21] для Международного дискуссионного клуба «Валдай» его Программный директор Я. Лисоволик пишет: «Уникальность БРИКС состоит, во-первых, в том, что каждый его член одновременно является ведущей экономикой на своем континенте или в субрегионе в рамках соглашения о региональной интеграции: Россия - в Евразийском экономическом союзе, Бразилия -в МЕРКОСУР, Южная Африка - в Сообществе развития Юга Африки (САДК), Индия - в Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества (СААРК) и Китай - в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и возможном Региональном комплексном экономическом партнерстве (РКЭП). Во-вторых, каждая из региональных интеграционных групп,
возглавляемая странами БРИКС, также имеет свою собственную сеть экономических союзов с третьими странами. Евразийский экономический союз имеет соглашение о свободной торговле с Вьетнамом, а МЕРКОСУР заключил соглашение о свободной торговле с Израилем. Страны и/или региональные блоки, заключившие соглашения с региональными блоками стран БРИКС, могут создавать объединения типа BRICS++, которые расширят возможности для создания потенциальных альянсов, полезных для партнеров и стран БРИКС».
По мнению Я. Лисоволика, концепция БРИКС+ направлена, прежде всего, на развитие сотрудничества в финансовой сфере между региональными финансовыми организациями для обеспечения макроэкономической стабильности стран БРИКС. Финансовое сотрудничество стран БРИКС+ может развиваться по нескольким направлениям, одним из которых является взаимное согласование позиций в международных финансовых организациях.
Финансовое развитие и экономический рост: анализ подходов к соотношению понятий
Проблема экономического роста является ключевой как для мировой экономики, так и для экономик отдельных стран. Существуют многочисленные исследования, в которых обосновываются факторы экономического роста, дается оценка влияния этих факторов на экономический рост, обосновывается значимость того или иного фактора.
Одним из таких факторов является уровень финансового развития страны. Само по себе финансовое развитие характеризуется наличием участников финансового рынка, включающих эмитентов финансовых инструментов, инвесторов, финансовых посредников, инфраструктуры и органов регулирования. Совокупность отношений между участниками финансового рынка характеризует степень его зрелости, в том числе возможность оказывать влияние на экономический рост.
Сам по себе финансовый рынок является «кровеносной» системой экономики, доставляющий и перераспределяющий финансовые ресурсы. В такой постановке следует ответить на следующие вопросы:
- Имеется ли связь между экономическим ростом и уровнем финансового развития?
- Если имеется, то что является первичным: степень экономического роста или уровень финансового развития?
- Если связи нет, то какие требования должны быть к уровню финансового развития, чтобы этот уровень позволял финансовому рынку выполнять функцию «кровеносной» системы экономики?
Ответы на эти вопросы экономисты ищут более 100 лет, с того момента, когда развитие капитализма вступило в развитую форму с большим количеством участников, привлекающим финансовые, в том числе инвестиционные ресурсы. Возможность привлечения этих ресурсов требует создания условий для функционирования потребителей и поставщиков капитала, финансовых посредников, инфраструктуры финансового рынка, институтов его регулирования.
Считается, что одним из первых авторов, кто выдвинул и обосновал идею влияния финансового развития на экономический рост, является Й. Шумпетер, который связывал влияние финансового развития на экономическое развитие через возможность оценки рисков доступа к финансовым ресурсам при реализации инновационных технологий, которые и определяют потенциальный экономический рост [7].
Его последователи провели исследования, направленные на подтверждение возможности качественной и количественной оценки влияния финансового развития на экономический рост путем оценки факторов или каналов, по которым финансовая система оказывает влияние на экономический рост [8, 9, 15].
В дальнейшем проводился целый цикл исследований как зарубежных, среди которых выделим исследования специалистов Мирового банка
Levine, А. Demiгguc-Kunt, V Maksimovic et а1.), где на широком материале эмпирически исследовалась связь между показателями финансовой системы и темпами экономического роста, так и отечественных специалистов, например, Л. Григорьев, Е. ГГурвич, А. Саватюгин [3].
В то же время существуют и противоположные точки зрения на взаимосвязь уровней экономического и финансового развития. Так, например, Нобелевский лауреат I! Лукас заявлял, что значение финансового сектора для экономического роста чрезвычайно переоценивается [10]. По его мнению, финансы являются лишь одним из элементов, поддерживающих инфраструктуру, и их уровень развития определяется уровнем развития экономики.
Дж. Робинсон2 была выдвинута гипотеза пассивного поведения финансового сектора или гипотеза «финансового спроса» [14]. Согласно ей, финансовая система лишь обслуживает возникающие потребности экономики в посреднических услугах, поэтому уровень финансового развития в целом зависит от изменений, происходящих в реальном секторе. Эмпирическое подтверждение этой гипотезы было дано другими исследователями [2, 4].
Считаем, что для развитых рынков будет справедливо утверждение, что экономический рост определяет финансовое развитие, т.е. подтягивает при необходимости институты и инфраструктуру для обслуживания экономик развитых стран. Для развивающихся рынков более правильно утверждать, что финансовое развитие является одним из драйверов экономического роста, поскольку обеспечивает привлечение инвестиций, в том числе с внешнего рынка капитала.
2 Джоан Робинсон (1903-1983) - единственная женщина, известность к которой пришла благодаря ее работам в области теоретической экономики (что, разумеется, говорит нам гораздо больше об этой науке, чем о женщинах). Целое поколение экономистов изучало микроэкономику по ее книге «Экономическая теория несовершенной конкуренции» [12], ту самую микроэкономику, которая занимает такое важное место в элементарных учебниках. «Ставка процента и другие очерки» [14] и особенно «Накопление капитала» [13] ознаменовали начало нового этапа в работе Дж. Робинсон - попытки придать учению Кейнса динамический характер и разработать новый метод анализа долгосрочных процессов экономического роста при капитализме. Например, Дж. Робинсон утверждала, что финансовый сектор лишь рефлексирует на изменяющийся спрос со стороны «реального сектора», но вовсе не является причиной роста. Напротив, М. Миллер говорил, что видение роли финансовых рынков как способствующих экономическому росту - слишком очевидное для серьезной дискуссии.
Подходы к оценке уровня финансового развития страны
Всемирный экономический форум определяет финансовое развитие как факторы, политику и институты, способствующие эффективной работе финансовых посредников и рынков, а также обеспечивающие глубокий и широкий доступ к капиталу и финансовым услугам. В целях оценки влияния финансового развития на экономический рост Всемирный экономический форум Международный валютный фонд разделяют деятельность финансовых институтов и финансовых рынков.
Развернутое определение финансового развития дает Ю.А. Данилов в работе «Анализ опережающего развития финансового сектора в мировой экономике» [17]. «Финансовые институты и рынки в мире отличаются тем, насколько хорошо они предоставляют следующие ключевые услуги: 1) производство и переработка информации о возможных инвестициях и распределение капитала на основе этих оценок; 2) мониторинг лиц и фирм и поддержание должного уровня корпоративного управления после распределения капитала; 3) содействие торговле, диверсификации и управлению рисками; 4) мобилизация и аккумулирование сбережений; 5) облегчение обмена товарами, услугами и финансовыми инструментами».
Нами было проанализировано три подхода к оценке уровня финансового развития стран БРИКС:
1) оценка уровня финансового развития (глубины, доступности и эффективности финансовых институтов и финансовых рынков) на основе Индекса финансового развития (The Financial Development Index, FDI), разработанного МВФ;
2) оценка конкурентоспособности финансовых центров стран БРИКС с использованием Индекса глобальных финансовых центров (Global financial centers index, GFCI), разработанного консалтинговой компанией Z/Yen Group Ltd;
3) оценка конкурентоспособности финансовых рынков стран БРИКС с использованием Индекса глобальной конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума (Global Competitiveness Index, GCI), по индикатору «Развитость финансового рынка».
Каждый из этих подходов позволяет оценить уровень финансового развития стран БРИКС. Первый подход является комплексным и позволяет оценить степень развитости и финансовых институтов, и финансовых рынков. Второй подход делает упор на формирование финансовых центров как «узлов» сосредоточения финансовых ресурсов с акцентом на возможности обслуживания разных типов рынков и их отдельных потребителей. Третий подход выявляет факторы конкурентоспособности и позволяет оценить значимость тех или иных факторов, в том числе тех, которые характеризуют значимость финансового рынка страны.
Каждый их этих подходов может использоваться для выявления уровня финансового развития страны, исходя из цели и задач конкретного исследования.
По каждому из подходов были проведены соответствующие расчеты, результаты которых для стран БРИКС мы приводим ниже.
Современный подход к оценке уровня финансового развития (глубины, доступности и эффективности финансовых институтов и финансовых рынков) стран БРИКС
В основе подхода Всемирного банка, реализованного при построении Глобальной базы данных финансового развития (GFDD), и подхода МВФ, принятого при разработке Индекса финансового развития (FDI), лежит отделение финансовых институтов от финансовых рынков.
По мнению представителей Всемирного банка [25], для оценки финансового развития можно использовать следующие четыре группы показателей развития финансовых институтов и рынков:
а) размер финансовых институтов и рынков (оценка финансовой глубины);
б) степень, в которой клиенты могут использовать финансовые институты и рынки (оценка доступности);
в) эффективность функционирования финансовых институтов и рынков в процессе предоставления финансовых услуг (оценка эффективности);
г) стабильность деятельности финансовых институтов и рынков (оценка стабильности).
С середины 2000-х гг. очень популярным становится вопрос о связи финансового развития и экономического роста. Особенно выделяется работа сотрудников МВФ 2015 г., которая легла в основу современного подхода к оценке влияния финансового развития на экономический рост [29].
Сотрудники МВФ, опираясь на базу данных Всемирного банка, предложили рассчитывать Индекс финансового развития (Index of Financial Development), структура которого приведена в табл. 4.
Таблица 4
Структура Индекса финансового развития, предложенная МВФ [29]
Финансовые институты Финансовые рынки
Глубина Глубина
1. Кредитование частного сектора (% ВВП) 2. Активы пенсионных фондов (% ВВП) 3. Активы паевых фондов (% ВВП) 4. Страховые премии (% от ВВП) 1. Капитализация фондового рынка к ВВП 2. Акции, обращающиеся к ВВП 3. Международные долговые ценные бумаги правительства (% ВВП) 4. Всего долговых ценных бумаг нефинансовых корпораций (% ВВП) 5. Всего долговых ценных бумаг финансовых корпораций (% ВВП)
Доступность Доступность
1. Отделения (коммерческие банки) на 100 000 взрослых 2. Банкоматы на 100 000 взрослых 1. Процент рыночной капитализации за исключением Топ-10 крупнейших компаний 2. Общее количество эмитентов долговых обязательств (внутренние и внешние, нефинансовые корпорации и финансовые корпорации)
Эффективность Эффективность
1. Чистая процентная маржа 2. Спред между кредитной и депозитной ставками 3. Непроцентный доход в общем доходе 4. Накладные расходы к совокупным активам 5. Доходность активов 6. Рентабельность собственного капитала 1. Коэффициент оборота фондового рынка (акции торгуются/капитализация)
Индекс финансового развития был рассчитан МВФ для 183 стран мира по данным на 2013 г Рейтинг стран БРИКС по финансовому развитию приведен в табл. 5.
Таблица 5
Рейтинг стран БРИКС по финансовому развитию (2013 г.) [28]
Бразилия Россия Индия Китай Южная Африка
Рейтинг стран по финансовому развитию
Индекс финансового развития 25 32 51 33 28
Рейтинг стран по глубине, доступности и эффективности финансовых институтов
Индекс финансовых институтов 15 46 102 57 28
Глубина финансовых институтов 30 89 61 40 9
Доступность финансовых институтов 2 10 120 100 76
Эффективность финансовых институтов 143 166 103 4 68
Рейтинг стран по глубине, доступности и эффективности финансовых рынков
Индекс финансовых рынков 31 19 38 20 30
Глубина финансовых рынков 41 37 33 27 18
Доступность финансовых рынков 41 23 61 59 62
Эффективность финансовых рынков 19 11 26 3 25
Отметим, что по индексу финансового развития среди стран БРИКС на первом месте находилась Бразилия. Россия занимала третье место. В «отстающих» находилась Индия. По рейтингу стран БРИКС по глубине, доступности и эффективности финансовых институтов Россия занимает различные позиции по отдельным индикаторам, характеризующим этот рейтинг. При этом по разным индикаторам место России существенно отличается. Так, например, по доступности финансовых институтов Россия занимает 10-е место, а аналогичное значение по доступности финансовых рынков - 23-е место. По эффективности финансовых институтов -166-е место, а по эффективности финансовых рынков - 11-е место. Эти данные говорят о несбалансированном развитии финансовых институтов и финансового рынка России.
Конкурентоспособность мировых финансовых центров стран БРИКС
Согласно одному из определений, мировой финансовый центр - это город или территория государства, которые мобилизуют и перераспределяют огромные объемы финансовых ресурсов, сочетают в себе комплекс банковских и специализированных кредитно-финансовых институтов, выполняющих международные валютные, финансовые и кредитные сделки, операции с товарами и ценными бумагами.
Финансовая консалтинговая компания Z/Yen Group Ltd. начиная с 2007 г. публикует два раза в год рейтинг мировых финансовых центров, со-
ставленный на основе Индекса глобальных финансовых центров (Global Financial Centres Index, GFCI). Рейтинг GFCI является специализированной методологией рейтинговой оценки мировых финансовых центров, включающей следующие ключевые области конкурентоспособности: бизнес-среда, человеческий капитал, инфраструктура, развитие финансового сектора, репутация.
Распределение мировых финансовых центров БРИКС по месту в рейтинге Z/Yen приведено в табл. 6.
Таблица 6
Распределение мировых финансовых центров БРИКС по месту в рейтинге Z/Yen [39]
Финансовый центр GFCI 23 GFCI 22 GFCI 21 GFCI 20 GFCI 19 GFCI 18 GFCI 17 GFCI 16 GFCI 15 GFCI 14 GFCI 13
Март 2018 г. Сент. 2017 г. Март 2017 г. Сент. 2016 г. Март 2016 г. Сент. 2015 г. Март 2015 г. Сент. 2014 г. Март 2014 г. Сент. 2013 г. Март 2013 г.
Бразилия
Сан-Паулу 67 63 62 51 43 31 43 34 38 38 44
Рио-де-Жанейро 81 82 73 54 44 35 47 45 45 31 48
Россия
Москва 83 89 85 84 67 78 75 80 73 69 65
Санкт-Петербург 91 87 86 85 82 81 78 72 78 76 74
Индия
Мумбаи 73 60 63 75 42 59 53 61 76 72 66
Китай
Шанхай 6 6 13 16 16 21 16 20 20 16 24
Шеньчжень 18 20 22 22 19 23 22 25 18 27
Пекин 11 10 16 26 23 29 29 32 49 59 58
ЮАР
Йоханнесбург 52 48 59 59 51 33 32 38 50 61 62
Всего центров в рейтинге 96 92 88 87 86 84 82 83 83 80 79
Как следует из табл. 6, больше всего мировых финансовых центров расположено в Китае. Бразилия и Россия имеют по два МФЦ, а Индия и ЮАР -по одному. Лучшее место среди городов стран БРИКС занимает Шанхай. По значимости городов стран БРИКС можно составить следующую последовательность: Китай, ЮАР, Индия, Бразилия, Россия.
Как следует из табл. 7, все финансовые центры разделены на три большие группы: глобальные, международные, национальные. В каждой из этих групп выделены четыре характеристики. Обратим внимание, что Москва относится к глобальным диверсифицированным мировым финансовым центрам. Это говорит о большом потенциале Московского финансового центра. Санкт-Петербург находится в национальной группе финансовых центров со скромными возможностями - развивающиеся центры.
Таблица 7
Профили мировых финансовых центров в рейтинге GFCI 23 [38, 39]
Широкие и глубокие Broad & Deep Относительно широкие Relatively Broad Относительно глубокие Relatively Deep Формирующиеся Emerging
Глобальные
Глобальные Глобальные диверсифи- Глобальные специали- Глобальные
лидеры цированные центры зированные центры конкуренты
1. Абу Даби 2. Пекин 1. Амстердам 2. Чикаго 1. Люксембург 2. Шеньчжень 1. Циндао
3. Дубай 3. Милан
4. Дублин 4. Москва
5. Франкфурт 6. Гонконг 5. Вашингтон
7. Лондон
8. Нью-Йорк
9. Париж 10. Сеул 11. Шанхай
12. Сингапур 13. Сидней 14. Токио
15. Торонто
16. Цюрих
Международные
Центры, получившие международное Международные диверсифицированные Международные специализированные Международные конкуренты
признание центры центры
1. Женева 1. Бостон 1. Астана 1. Далянь
2. Гуанчжоу 3. Стамбул 4. Куала Лумпур 5. Лос-Анджелес 2. Брюссель 3. Пусан 4. Калгари 5. Копенгаген 2. Британские Виргинские Острова 3. Касабланка 4. Каймановы Острова 5. Чэнду 2. Доха 3. Нью-Дели
6. Мельбурн 7. Монреаль 8. Рио-де-Жанейро 9. Сан-Франциско 10. Стокгольм 6. Эдинбург 7. Йоханнесбург 8. Мадрид 9. Мюнхен 10. Вена 6. Гибралтар 7. Гернси
11. Ванкувер 12 Варшава
Национальные
Признанные национальные Национальные диверсифицированные Национальные специализированные Развивающиеся центры
центры центры центры
1. Бангкок 1. Афины 1. Багамские Острова 1. Алматы
2. Гамбург 3. Мехико 4. Осака 2. Будапешт 3. Глазго 4. Хельсинки 2. Бермуды 3. Буэнос-Айрес 4. Остров Мэн 2. Бахрейн 3. Баку 4. Кипр
5. Прага 6. Сан-Паулу 5. Лиссабон 6. Мумбаи 5. Джерси 6. Лихтенштейн 5. Джакарта 6. Мальта
7. Тель-Авив 7. Осло 7. Манила 7. Панама
8. Рим 8. Маврикий 8. Рейкьявик
9. Таллинн 9. Монако 9. Рига
10. Веллингтон 10. Тайбэй 11. Тринидад и Тобаго 10. Эр-Рияд 11. Санкт-Петербург 12. Тяньцзинь
Конкурентоспособность финансовых рынков стран БРИКС
Всемирный экономический форум (World Economic Forum, WEF) определяет национальную конкурентоспособность как способность страны и ее институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе. ВЭФ ежегодно публикует рейтинг экономик по Индексу глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI), который включает 12 индикаторов, в том числе и индикатор «Развитость финансового рынка» (8th pillar: Financial market development). В GCI 2017-2018 участвовало 137 стран, в GCI 2016-2017 участвовало 138 стран.
Позиции стран БРИКС в рейтингах глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума по индикатору «Развитость финансового рынка» приведены в табл. 8.
Таблица 8
Позиции стран БРИКС в рейтингах глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума по индикатору «Развитость финансового рынка» [34, 35]
Позиция в рейтинге
Индикатор Бразилия Российская Федерация Индия Китай Южная Африка
GCI GCI GCI GCI GCI GCI GCI GCI GCI GCI
2017- 2016- 2017- 2016- 2017- 2016- 2017- 2016- 2017- 2016-
2018 2017 2018 2017 2018 2017 2018 2017 2018 2017
Индекс глобальной 80 81 38 43 40 39 27 28 61 47
конкурентоспособности
Развитость 92 93 107 108 42 38 48 56 44 11
финансового рынка
Доступность финансовых услуг 98 92 101 111 43 45 54 64 32 2
Наличие 130 131 94 102 34 38 30 45 48 27
финансовых услуг
Финансирование 72 83 90 95 39 31 31 40 25 1
через местный фондовый рынок
Легкость получения 87 58 110 115 35 39 34 36 62 12
кредитов
Доступность 105 95 89 87 13 9 10 14 66 53
венчурного капитала
Надежность банков 26 38 121 121 78 75 82 79 37 2
Регулирование 44 54 112 113 64 58 60 57 46 3
фондовых бирж
Соблюдение 106 108 49 46 49 46 85 86 69 68
юридических прав
В целом по индикатору «Развитость финансового рынка» лидирует Индия, ЮАР и Китай. При этом Индия и особенно ЮАР ухудшили свои позиции, тогда как Китай с 56-го места поднялся на 48-е. На этом фоне уровень развитости финансового рынка России выглядит очень скромно: Россия уступает Индии более чем в 2,5 раза. По другим показателям Россия также
существенно отстает от своих партнеров по альянсу. Среди этих показателей: доступность финансовых услуг, легкость получения кредитов, надежность банков, регулирование фондовых бирж. По другим позициям отставание России меньше, однако, если сравнить Россию с Китаем, то только по одному показателю - соблюдение юридических прав - Россия обгоняет Китай. Таким образом, по развитости финансового рынка ситуация в странах БРИКС является крайне неравномерной. И, к сожалению, Россия не имеет существенных достижений по этому показателю.
Таким образом, существуют методики, позволяющие оценить уровень финансового развития на экономический рост.
Анализ достигнутых макроэкономических показателей стран БРИКС, на которые оказывает влияние уровень финансового развития
Можно анализировать достаточно большое количество макроэкономических показателей, определяемых уровнем финансового развития. В качестве примера рассмотрим данные о росте ВВП, состояние платежного баланса, уровень развития человеческого потенциала и человеческого капитала и уровень дохода, приходящегося на душу населения страны.
Уточним, что под экономическим ростом, как правило, понимают рост валового внутреннего продукта (ВВП)3 в абсолютном измерении или на душу населения.
В табл. 9 приведены данные о росте реального валового внутреннего продукта по расчетам МВФ.
Таблица 9
Сводные данные о мировом объеме производства (реальный ВВП, годовое изменение в процентах) [22]
2016 г. 2017 г. (оценка) Прогнозы
2018 г. 2019 г.
Мировой объем производства 3,2 3,7 3,9 3,9
Страны с развитой экономикой 1,7 2,3 2,3 2,2
США 1,5 2,3 2,7 2,5
Зона евро 1,8 2,4 2,2 2,0
Страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны 4,4 4,7 4,9 5,0
Россия -0,2 1,8 1,7 1,5
Китай 6,7 6,8 6,6 6,4
Индия 7,1 6,7 7,4 7,8
Бразилия -3,5 1,1 1,9 2,1
Южная Африка 0,3 0,9 0,9 0,9
3 Валовой внутренний продукт (Gross Domestic Product) - ВВП (GDP) - макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (т.е. предназначенных для непосредственного потребления), произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. Впервые это понятие было предложено в 1934 г. С. Кузнецом.
Как видно из табл. 9, страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны растут более высокими темпами, чем развитые. Индия обгоняет Китай, а у России скромные темпы роста ВВП.
Степень участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, а также степень ее платежеспособности позволяет оценить анализ платежных балансов.
В табл. 10 приведены сводные данные о сальдо по счетам текущих операций платежного баланса, опубликованные МВФ в 2016 г. [20].
Таблица 10
Сводные данные о сальдо по счетам текущих операций платежного баланса
(млрд долл. США) [20, 23]
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. прог. 2018 г. прог.
Весь мир 87,4 149,8 278,3 325,9 366,6 409,4 419,9 247,4 264,9 298,6 221,0
Страны с развитой экономикой -586,5 -87,9 0,8 -49,0 5,9 220,9 225,0 325,1 361,1 390,6 368,3
США -690,8 -384,0 -442,0 -460,4 -446,5 -366,4 -392,1 -434,6 -451,7 -462,0 -527,7
Страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны 673,9 237,7 277,5 374,9 360,7 188,5 194,8 -55,1 -96,2 -92,0 -147,2
Бразилия -30,6 -26,3 -75,8 -77,0 -74,2 -74,8 -104,2 -59,4 -23,5 -29,0 -39,2
Россия 103,9 50,4 67 ,5 97,3 71,3 33,4 57,5 68,8 25,5 41,5 48,4
Индия -27,9 -38,4 -48,1 -78,2 -87,8 -32,3 -26,8 -22,1 -15,2 -33,7 -40,5
Китай 420,6 243,3 237,8 136,1 215,4 148,2 277,4 304,2 196,4 162,5 152,0
Южная Африка -15,9 -8,1 -5,6 -9,2 -20,3 -21,6 -18,6 -14,0 -9,6 -9,8 -11,8
Анализ табл. 10 позволяет сделать следующие выводы:
- В целом мировое хозяйство характеризуется интеграционными процессами, основанными на экспорте национальных экономик. Максимальная интегрированность наблюдалась в 2014 г., однако затем началось постепенное снижение положительного сальдо платежного баланса.
- Страны с развитыми и формирующимися рынками отражают несовпадающие тенденции. Так, до 2012 г. страны с развитой экономикой показывали слабый интеграционной эффект, сальдо платежного баланса по этой группе стран было отрицательным или близким к нулю. Затем экспорт стал нарастать и сальдо платежного баланса показывает устойчивую положительную тенденцию, что свидетельствует о формировании внутреннего спроса, в некоторой степени опоры на собственные силы.
- Развивающиеся страны имеют противоположную тенденцию по счетам текущих операций платежного баланса. Можно ли утверждать, что развивающиеся страны начиная с 2015 г. делают ставку на привлечение иностранных инвестиций и внутренний рынок? На наш взгляд, следует внимательно анализировать ситуацию по каждой отдельной стране.
- Анализируя ситуацию с сальдо платежного баланса по странам БРИКС, отметим, что Китай и Россия по-прежнему проводят экспортно-ориентированную политику, тогда как Бразилия, Индия и Южная Африка делают ставку на привлечение иностранных инвесторов и формирование внутреннего платежеспособного спроса.
Таким образом, следует констатировать, что и в мировом хозяйстве, и в странах БРИКС наблюдаются противоположные тенденции по группам стран. Это неравномерность означает, что при формировании стратегии развития совокупности стран или отдельных ее членов можно учитывать «склонность» к той или иной политике и формировать наиболее оптимальный вариант.
Достигнутые позиции стран БРИКС по чистой внешней позиции, уровню развития человеческого потенциала и человеческого капитала, уровню дохода, приходящегося на душу населения страны в классификациях стран мира международных организаций, таких как Международный валютный фонд (МВФ), Организация Объединенных Наций (ООН), Всемирный банк (ВБ) и Всемирный экономический форум (ВЭФ), приведены в табл. 11.
Как следует из табл. 11, страны БРИКС имеют неоднородные характеристики. По данным МВФ в 2017 г. Россия и Китай являлись чистыми кредиторами, т.е. были платежеспособны, имея устойчивый профицит по счету текущих операций для погашения полученных займов. А вот Бразилия, Индия и Южная Африка были чистыми дебиторами, т.е. имели устойчивый дефицит по счету текущих операций и использовали иностранный капитал для финансирования разницы между внутренними инвестициями и сбережениями.
Согласно докладу ООН Россия обладает очень высоким уровнем развития человеческого потенциала (включает показатели продолжительности жизни, достижений в области образования и валового дохода). В 2016 г.Россия заняла 49-е место в рейтинге (табл. 12). Бразилия и Китай имеют высокий уровень развития человеческого потенциала, а Индия и Южная Африка - средний уровень. В категорию с низким уровнем развития человеческого потенциала страны БРИКС не попали.
Россия имеет достаточно высокий Индекс человеческого капитала (Human Capital Index), который включает четыре группы показателей (образование, здоровье, занятость, инфраструктура) и рассчитывается Всемирным экономическим форумом совместно с компанией Mercer. В 2017 г. Россия заняла 28-е место в рейтинге развития человеческого капитала. Далее страны БРИКС расположились следующим образом: Китай, Бразилия, Южная Африка и Индия. Сказанное означает, что реализовано необходимое условие для формирования стратегии финансового развития, поскольку финансовый рынок предъявляет высокие требования к уровню его работников.
Россия является лидером по показателю «Уровень дохода» - высокий уровень дохода на душу населения по версии Всемирного банка. Наиболее проблемной страной по этому показателю является Индия - уровень дохода ниже среднего. Остальные страны имеют уровень дохода выше средне-
Таблица 11
Позиции стран БРИКС в классификациях стран мира (2017 г.) [16, 20, 27, 31, 36]
Страна Чистая внешняя позиция Уровень развития человеческого потенциала и человеческого капитала Уровень дохода, приходящегося на душу населения
Международный валютный фонд (189 стран) Организация Объединенных Наций (188 стран) Всемирный экономический форум (130 стран) Всемирный банк (180 стран) Всемирный экономический форум (112 стран)
Бразилия Чистый дебитор Высокий уровень развития человеческого потенциала (79-е место в рейтинге) 83-е место в рейтинге развития человеческого капитала Группа стран с уровнем дохода выше среднего (ВНД на душу населения $4,126-$12,735) Группа стран с уровнем дохода выше среднего (ВВП на душу населения $6,000-$16,999)
Россия Чистый кредитор Очень высокий уровень развития человеческого потенциала (49-е место в рейтинге) 28-е место в рейтинге развития человеческого капитала Группа стран с высоким уровнем дохода (ВНД на душу населения $12,736 и более) Группа стран с уровнем дохода выше среднего (ВВП на душу населения $6,000-$16,999)
Индия Чистый дебитор Средний уровень развития человеческого потенциала (131-е место в рейтинге) 105-е место в рейтинге развития человеческого капитала Группа стран с ВНД на душу населения ниже среднего ($1,026-$4,035) Группа стран с уровнем дохода ниже среднего (ВВП на душу населения $1,320-$5,999)
Китай Чистый кредитор Высокий уровень развития человеческого потенциала (90-е место в рейтинге) 71-е место в рейтинге развития человеческого капитала Группа стран с уровнем дохода выше среднего (ВНД на душу населения $4,126-$12,735) Группа стран с уровнем дохода выше среднего (ВВП на душу населения $6,000-$16,999)
Южная Африка Чистый дебитор Средний уровень развития человеческого потенциала (119-е место в рейтинге) 88-е место в рейтинге развития человеческого капитала Группа стран с уровнем дохода выше среднего (ВНД на душу населения $4,126-$12,735) Группа стран с уровнем дохода выше среднего (ВВП на душу населения $6,000-$16,999)
го, как по версии Всемирного банка, так и по версии Всемирного экономического форума. Высокие уровни дохода способствуют формированию инвестиционной базы для развития финансового рынка.
Отметим, что приведенные макроэкономические показатели позволяют утверждать, что страны БРИКС, с одной стороны, имеют потенциал формирования ресурсной базы финансового рынка, с другой стороны -имеют возможность вовлечения населения как инвестора на финансовый рынок, тем самым формируя требования к его развитию с инструментальных, институциональных и функциональных позиций.
В табл. 12 приведены данные МВФ по ВВП в расчете на душу населения. Этот показатель определяет уровень экономического развития государства. Список МВФ включает 189 стран.
Таблица 12
Рейтинг стран БРИКС по размеру ВВП в расчете на душу населения [19]
Страна ВВП на душу населения (GDP per capita) ВВП на душу населения, рассчитанный по паритету покупательной способности (GDP per capita, PPP)
2017 г. 2016 г. 2017 г. 2016 г.
Место $ Место $ Место $ Место $
Бразилия 77 7495 76 7447 88 15 139 86 15 049
Россия 72 8664 73 7743 55 25 740 55 25 186
Индия 142 1875 142 1748 124 7098 126 6599
Китай 71 8833 71 8240 83 16 172 85 15 095
ЮАР 99 4826 100 4768 93 13 298 93 13 166
Как следует из табл. 12, по реальному ВВП на душу населения на первом месте среди стран БРИКС находится Китай, но Россия занимает следующую позицию. Наиболее низкий ВВП на душу населения в Индии. Россия является лидером среди стран БРИКС по ВВП на душу населения, рассчитанному по паритету покупательной способности, занимая 55-е место и в 2017 г., и в 2016 г. Близкие показатели у Китая и Бразилии. Индия является наиболее бедной страной. По приведенным макроэкономическим показателям видны возможности стран БРИКС и их относительное положение.
Однако в настоящее время имеются попытки комплексного анализа уровня экономического развития, в том числе используя индекс инклюзивного развития. Проведем анализ этого индекса для стран БРИКС.
Инклюзивный рост как показатель эффективности экономик стран БРИКС
В последнее время ВВП как показатель, измеряющий экономическое благосостояние страны, подвергается критике, прежде всего, из-за его неспособности учитывать неравенство [26]. В то же время на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2017) отмечалось, что и страны БРИКС сталкиваются с существенными вызовами, прежде всего, с высоким уровнем неравенства, в том числе неравенством распределения доходов населения.
Для решения проблемы социально-экономического неравенства международными и наднациональными организациями, такими как ООН, МВФ, ОЭСР, Всемирный банк, Всемирный экономический форум, стал использоваться показатель инклюзивного (или социально-ориентированного) экономического роста. Эти организации разработали специальные методики для оценки инклюзивного роста [1].
Всемирный экономический форум утверждает, что использование ВВП в качестве основного экономического показателя неэффективно, посколь-
ку он отражает текущее производство товаров и услуг, а не степень, в которой экономика способствует более широкому социально-экономическому прогрессу, как это видно по среднему доходу домохозяйств, возможностям трудоустройства, экономической безопасности и качеству жизни.
Поэтому ВЭФ предлагает для более взвешенной оценки уровня экономического развития стран использовать новый показатель - глобальный индекс - Индекс инклюзивного развития [33].
ВЭФ считает, что главной целью экономического развития должен быть признан не рост ВВП, а устойчивый, всеобъемлющий прогресс, сопровождающийся ростом доходов населения наравне с ростом его экономических возможностей, уровня защищенности и качества жизни.
Индекс инклюзивного развития (Inclusive Development Index - IDI) позволяет оценить, насколько эффективно богатство в стране повышает уровень жизни и способствует росту равенства населения.
Индекс инклюзивного развития включает 12 индикаторов, объединенных в три группы, которые оценивают уровень экономического развития лучше, чем показатель роста ВВП:
1) рост и развитие (ВВП на душу населения, производительности труда, занятость, ожидаемая продолжительность жизни);
2) инклюзивность (средний семейный доход, уровень неравенства доходов, уровень бедности, уровень неравенства в распределении богатства);
3) межпоколенческая справедливость и устойчивость (уровень сбережений, демографической нагрузки, государственного долга и загрязнения окружающей среды).
Развитие страны в целом и ее регионов, а также отраслей и отдельных компаний невозможно осуществлять без привлечения инвестиционных ресурсов. Условия привлечения ресурсов, уровень их доступности определяются уровнем финансового развития. Таким образом, к основным факторам, оказывающим влияние на инклюзивный экономический рост, относится уровень финансового развития страны.
ВЭФ проранжировал по новому индексу 29 развитых стран и отдельно 78 развивающихся. Разделение стран на две группы потребовалось из-за различий между ними в определении уровня бедности, поясняется в докладе.
Таблица 13
Место стран БРИКС среди развивающихся стран по Индексу инклюзивного развития [32, 33]
Страна 2018 г. 2017 г.
Inclusive Development Index (IDI) Inclusive Development Index (IDI) Рост и развитие Инклюзив-ность Межпоколенческая справедливость и устойчивость
Бразилия 37 30 9 42 40
Россия 19 13 12 21 20
Индия 62 60 65 67 43
Китай 26 15 6 53 2
Южная Африка 69 70 75 70 54
Всего развивающихся стран 77 78 78 78 78
В 2018 г. экономические показатели стран БРИКС неоднозначны: Российская Федерация (19) опережает Китай (26), Бразилию (37), Индию (62) и Южную Африку (69). Отметим, что у стран БРИКС высокий потенциал, так как все страны БРИКС по рассматриваемым показателям находятся выше усредненного показателя по развивающимся странам (табл. 13).
Таким образом, экономический рост для всех - инклюзивное развитие как один из главных потенциальных показателей оценки эффективности экономик мира, является допустимым показателям для стран БРИКС. Его количественное значение будет определяться в том числе уровнем финансового развития.
* * *
Оценка уровня финансового развития стран БРИКС, выполненная с использованием нескольких подходов, позволяет дать более детальную характеристику современного состояния финансовых институтов и финансовых рынков и тенденций их развития и дает возможность осуществить разработку стратегии финансового развития, влияющей на экономический рост.
Литература
1. Андриевская В.Б. Эффективность государственного управления как необходимая предпосылка инклюзивного роста экономики // Идеи и идеалы. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 90-101.
2. Арестис П., Деметриадис П. Финансовое развитие и экономический рост: оценка данных // Экономический журнал. 1997. № 107. С. 783-799.
3. Григорьев Л., Гурвич Е., Саватюгин А. Финансовая система и экономическое развитие // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 7.
4. Деметриадис П., Хуссейн К. Является ли финансовое развитие причиной экономического роста? Анализ временных рядов по шестнадцати странам // Журнал развивающихся экономик. 1996. № 51 (2). С. 387-411.
5. Новиков А.В., Новикова И.Я. Страны БРИКС: сотрудничество для экономического развития // ЭКО. 2015. № 5. С. 26-37.
6. Новиков А.В., Новикова И.Я. Стратегии развития как основные конкурентные преимущества объединения БРИКС // Вестник НГУЭУ. 2015. № 2. С. 10-26.
7. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
8. Beck T., Levine R., Loayza N. Finance and the Sources of Growth // Journal of Financial Economics, 58 (1), 2000.
9. Levine R. Financial Development and Economic Growth: Views and Agenda // Journal of Economic Literature. 1997 35 (2). P 688-726.
10. Lucas R.E. On the Mechanics of Economic Development // Journal of Monetary Economics. 1988. № 22. IP 3-42.
11. O'Neill J. Building Better Global Economic BRICs, 2001. Global Paper. № 66, 30th November 2001.
12. Robinson J. Economics of Imperfect Competition. London, Macmillan, 1933; 2nd edn., 1969.
13. Robinson J. The Accumulation of Capital. London, Macmillan, 3rd edn., 1969.
14. Robinson J. The Rate of Interest and Other Essays. London, Macmillan, 1953.
15. Stiglitz J. Financial Systems for Eastern Europes Emerging Democracies. ICS press, San Francisco, Cal., US, 1993. P 9-10.
16. База данных Всемирного банка. URL: https://datahelpdesk.worldbank.org/ knowledgebase/articles/906519
17 Данилов Ю.А. Анализ опережающего развития финансового сектора в мировой экономике. URL: https://socionet.ru/~cyrcitec/rnp-pdf/wpaper/051708.pdf.
18. Джим О'Нил. Укрепление БРИКС. URL: http://inosmi.ru/economic/20161005/ 237972434.html.
19. МВФ. URL: http://www.econominews.ru/mirovaja-jekonomika/462-vvp-na-dushu-naselenija-stran-mira-2017-tablica.html
20. Перспективы развития мировой экономики: пониженный спрос - симптомы и лечение / Международный Валютный Фонд. Вашингтон, 2016, октябрь. С. 224263. URL: http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/weo/2016/02/pdf/textr.pdf
21. Переосмысление БРИКС: БРИКС+ и БРИКС++. URL: http://ru.valdaiclub.com/a/ highlights/pereosmyslenie-briks-briks-i-briks
22. Перспективы развития мировой экономики: Более благоприятные перспективы, оптимизм участников рынка, предстоящие задачи / Международный валютный фонд, январь 2018. URL: http://www.imf.org/ru/Publications/WE0/Issues/2018/01/11/ world-economic-outlook-update-january-2018.
23. Перспективы развития мировой экономики: В поисках устойчивого роста. Краткосрочное восстановление, долгосрочные задачи / Международный Валютный Фонд. Вашингтон, октябрь 2017 С. 273. URL: http://www.imf.org/ru/Publications/ WEO/Issues/2017/09/19/world-economic-outlook-october-2017.
24. Шавшуков В.М. БРИКС в системе глобальных финансов: десять лет спустя (2005-2015) // Экономические науки. 2015. № 6 (127). С. 142-143. URL: http://media. rspp.ru/document/1/f/2/f2eb3b415cffeb9aa7001c155904efea.pdf
25. Cihak M., Dermiguc-Kunt A., Feyen E., Levine R. Benchmarking Financial Systems Around the World, Policy Research Working Paper, World Bank, August 2012.
26. Diane Coyle. Rethinking GDP Finance & Development, March 2017 Vol. 54. № 1. P 16-19. http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/fandd/2017/03/pdf/coyle.pdf.
27 Human Development Report 2016: Human Development for Everyone. URL: http:// hdr.undp.org/sites/default/files/2016_human_development_report.pdf.
28. Introducing a New Broad-based Index of Financial Development. IMF Working Paper. (WP/16/5), January 2016. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2016/ wp1605.pdf
29. Rethinking Financial Deepening: Stability and Growth in Emerging Markets. IMF Staff Discussion Notes (SDN 15/08), May 2015. P 34. URL: https://www.imf.org/ external/pubs/ft/sdn/2015/sdn1508.pdf
30. The long view: how will the global economic order change by 2050? PwC. February 2017 URL: https://www.pwc.com/gx/en/world-2050/assets/pwc-the-world-in-2050-full-report-feb-2017.pdf
31. The Human Capital Report 2016. URL: http://www3.weforum.org/docs/HCR2016_ Main_Report.pdf
32. The Inclusive Development Index 2018. Summary and Data Highlights. World Economic Forum. 2018. http://www3.weforum.org/docs/WEF_Forum_IncGrwth_2018.pdf
33. The Inclusive Growth and Development Report 2017 World Economic Forum. 2017. https://www.weforum.org/reports/the-inclusive-growth-and-development-report-2017
34. World Economic Forum, 2016. The Global Competitiveness Report 2016-2017. URL: http://www3.weforum.org/docs/GCR2016-2017/05FullReport/TheGlobalCompetitive nessReport2016-2017_FINAL.pdf
35. World Economic Forum, 2017. The Global Competitiveness Report 2017-2018. URL: http://www3.weforum.org/docs/GCR2017-2018/05FullReport/TheGlobalCompetitive nessReport2017%E2%80%932018.pdf
36. http://data.worldbank.org/about/country-and-lending-groups
37 http://data.worldbank.org/data-catalog/world-development-indicators
38. http://www.longfinance.net/Publications/GFCI23.pdf
39. http://www.zyen.com/
Bibliography
1. Andrievskaja V.B. Jeffektivnost' gosudarstvennogo upravlenija kak neobhodimaja pred-posylka inkljuzivnogo rosta jekonomiki // Idei i idealy. 2015. T. 2. № 1 (23). P 9O-l0l.
2. Arestis P., Demetriadis P. Finansovoe razvitie i jekonomicheskij rost: ocenka dannyh // Jekonomicheskij zhurnal. 1997 № 107. P 783-799.
3. Grigor'ev L., Gurvich E., Savatjugin A. Finansovaja sistema i jekonomicheskoe razvitie // Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. 2003. № 7
4. Demetriadis P., Hussejn K. Javljaetsja li finansovoe razvitie prichinoj jekonomiches-kogo rosta? Analiz vremennyh rjadov po shestnadcati stranam // Zhurnal razvi-vajushhihsja jekonomik. 1996. № 51 (2). P 387-411.
5. NovikovA.V., Novikova I.Ja. Strany BRIKS: sotrudnichestvo dlja jekonomicheskogo razvitija // JeKO. 2015. № 5. P 26-37
6. Novikov A.V, Novikova I.Ja. Strategii razvitija kak osnovnye konkurentnye preimu-shhestva ob#edinenija BRIKS // Vestnik NGUJeU. 2015. № 2. P 10-26.
7. Shumpeter J. Teorija jekonomicheskogo razvitija. M.: Progress, 1982. 455 p.
8. Beck T., Levine R., Loayza N. Finance and the Sources of Growth // Journal of Financial Economics, 58 (1), 2000.
9. Levine R. Financial Development and Economic Growth: Views and Agenda // Journal of Economic Literature. 1997 35 (2). P 688-726.
10. Lucas R.E. On the Mechanics of Economic Development // Journal of Monetary Economics. 1988. № 22. P. 3-42.
11. O'Neill J. Building Better Global Economic BRICs, 2001. Global Paper. № 66, 30th November 2001.
12. Robinson J. Economics of Imperfect Competition. London, Macmillan, 1933; 2nd edn., 1969.
13. Robinson J. The Accumulation of Capital. London, Macmillan, 3rd edn., 1969.
14. Robinson J. The Rate of Interest and Other Essays. London, Macmillan, 1953.
15. Stiglitz J. Financial Systems for Eastern Europes Emerging Democracies. ICS press, San Francisco, Cal., US, 1993. P 9-10.
16. Baza dannyh Vsemirnogo banka. URL: https://datahelpdesk.worldbank.org/ knowledgebase/articles/906519
17 Danilov Ju.A. Analiz operezhajushhego razvitija finansovogo sektora v mirovoj jekonomike. URL: https://socionet.ru/~cyrcitec/rnp-pdf/wpaper/051708.pdf.
18. Dzhim O'Nil. Ukreplenie BRIKS. URL: http://inosmi.ru/economic/20161005/ 237972434.html
19. MVF URL: http://www.econominews.ru/mirovaja-jekonomika/462-vvp-na-dushu-naselenija-stran-mira-2017-tablica.html
20. Perspektivy razvitija mirovoj jekonomiki: ponizhennyj spros - simptomy i lechenie / Mezhdunarodnyj Valjutnyj Fond. Vashington, 2016, oktjabr', P 224-263. URL: http:// www.imf.org/external/russian/pubs/ft/weo/2016/02/pdf/textr.pdf
21. Pereosmyslenie BRIKS: BRIKS+ i BRIKS++. URL: http://ru.valdaiclub.com/a/ highlights/pereosmyslenie-briks-briks-i-briks
22. Perspektivy razvitija mirovoj jekonomiki: Bolee blagoprijatnye perspektivy, opti-mizm uchastnikov rynka, predstojashhie zadachi / Mezhdunarodnyj valjutnyj fond, janvar' 2018. URL: http://www.imf.org/ru/Publications/WE0/Issues/2018/01/11/world-economic-outlook-update-january-2018.
23. Perspektivy razvitija mirovoj jekonomiki: V poiskah ustojchivogo rosta. Kratko-srochnoe vosstanovlenie, dolgosrochnye zadachi / Mezhdunarodnyj Valjutnyj Fond. Vashington, oktjabr' 2017. P 273. URL: http://www.imf.org/ru/Publications/WEO/ Issues/2017/09/19/world-economic-outlook-october-2017.
24. Shavshukov V.M. BRIKS v sisteme global'nyh finansov: desjat' let spustja (20052015) // Jekonomicheskie nauki. 2015. № 6 (127). IP 142-143. URL: http://media.rspp. ru/document/1/f/2/f2eb3b415cffeb9aa7001c155904efea.pdf
25. Cihak M., Dermiguc-Kunt A., Feyen E., Levine R. Benchmarking Financial Systems Around the World, Policy Research Working Paper, World Bank, August 2012.
26. Diane Coyle. Rethinking GDP Finance & Development, March 2017. Vol. 54. № 1. P 16-19. http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/fandd/2017/03/pdf/coyle.pdf.
27 Human Development Report 2016: Human Development for Everyone. URL: http:// hdr.undp.org/sites/default/files/2016_human_development_report.pdf.
28. Introducing a New Broad-based Index of Financial Development. IMF Working Paper. (WP/16/5), January 2016. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2016/wp1605. pdf
29. Rethinking Financial Deepening: Stability and Growth in Emerging Markets. IMF Staff Discussion Notes (SDN 15/08), May 2015. P 34. URL: https://www.imf.org/ external/pubs/ft/sdn/2015/sdn1508.pdf
30. The long view: how will the global economic order change by 2050? PwC. February 2017 URL: https://www.pwc.com/gx/en/world-2050/assets/pwc-the-world-in-2050-full-report-feb-2017.pdf
31. The Human Capital Report 2016. URL: http://www3.weforum.org/docs/HCR2016_ Main_Report.pdf
32. The Inclusive Development Index 2018. Summary and Data Highlights. World Economic Forum. 2018. http://www3.weforum.org/docs/WEF_Forum_IncGrwth_2018.pdf
33. The Inclusive Growth and Development Report 2017 World Economic Forum. 2017. https://www.weforum.org/reports/the-inclusive-growth-and-development-report-2017
34. World Economic Forum, 2016. The Global Competitiveness Report 2016-2017. URL: http://www3.weforum.org/docs/GCR2016-2017/05FullReport/TheGlobalCompetitive nessReport2016-2017_FINAL.pdf
35. World Economic Forum, 2017. The Global Competitiveness Report 2017-2018. URL: http://www3.weforum.org/docs/GCR2017-2018/05FullReport/TheGlobalCompetitive nessReport2017%E2%80%932018.pdf
36. http://data.worldbank.org/about/country-and-lending-groups
37 http://data.worldbank.org/data-catalog/world-development-indicators
38. http://www.longfinance.net/Publications/GFCI23.pdf
39. http://www.zyen.com/