Научная статья на тему 'Реформы высшего образования в России и ЮАР в начале XXI в'

Реформы высшего образования в России и ЮАР в начале XXI в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЮАР / РОССИЯ / БРИКC / СЕТЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ / XXI ВЕК / HIGHER EDUCATION / HIGHER EDUCATION REFORMS / SOUTH AFRICA / RUSSIA / BRICS / NETWORK UNIVERSITY / XXI CENTURY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барская София Ильинична

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме высшего образования в странах-участницах БРИКС - России и ЮАР. Выделяются и описываются характерные причины для реформирования данной сферы, проведенного двумя странами на стыке XX и XXI вв. Рассматриваются и сравниваются основные изменения в системах высшего образования. Автор проследил схожесть проблем и путей развития двух систем высшего образования - России и ЮАР, тем самым продемонстрировав перспективы данного направления в рамках БРИКС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher education reforms in Russia and South Africa at the beginning of the XXI century

The article is devoted to the currently relevant problem of higher education in the BRICS countries - Russia and South Africa. The characteristic reasons for reforming this sphere carried out by the two countries at the junction of the XX and XXI centuries are identified and described. The main changes in higher education systems are reviewed and compared. The author traced the similarity of problems and ways of development of two higher education systems - Russian and South African, demonstrating the prospects of this direction in the framework of BRICS.

Текст научной работы на тему «Реформы высшего образования в России и ЮАР в начале XXI в»

УДК 378.4(470+680) ББК 74.48(2+6Южн)

С.И. Барская

Реформы высшего образования в России и ЮАР в начале XXI в.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме высшего образования в странах-участницах БРИКС - России и ЮАР. Выделяются и описываются характерные причины для реформирования данной сферы, проведенного двумя странами на стыке XX и XXI вв. Рассматриваются и сравниваются основные изменения в системах высшего образования. Автор проследил схожесть проблем и путей развития двух систем высшего образования - России и ЮАР, тем самым продемонстрировав перспективы данного направления в рамках БРИКС.

Ключевые слова: высшее образование, реформы высшего образования, ЮАР, Россия, БРИКС, Сетевой университет, XXI век.

Страны БРИКС, в число которых входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика, отличаются друг от друга не только социально-экономическим, политическим и культурным развитием, но и академическим. Все страны-участницы имеют уникальные традиции становления и развития систем высшего образования, основанных на опыте и истории своей страны и региона.

Каждая эпоха выдвигает новые требования. В начале XXI в., вступая в инновационное общество, мы снова столкнулись с реформированием системы образования. В последнее время наблюдается ориентированность развития высшего образования разных стран, в том числе членов БРИКС, на западноевропейские и североамериканские страны, которые существуют в совершенно иной социально-экономической, политической и культурной среде.

Необходимость отвечать потребностям и проблемам на национальном и локальном уровнях мотивировала страны БРИКС, в частности Россию и ЮАР, в начале XXI в. начать проведение реформ в сфере образования, в особенности высшего.

© Барская С.И., 2019

Для достижения успешного результата развиваются межгосударственные связи. В рамках БРИКС принято решение о создании программы совместного Сетевого университета (BRICS Network University).

В данной статье автор ставит задачу сравнительного анализа причин изменений в системах высшего образования в России и ЮАР стран-участниц БРИКС. Также рассматривается, как реализуется программа Сетевого университета между этими двумя государствами. Следует отметить, что в данной статье не прослеживаются региональные и местные причины необходимости реформирования систем высшего образования в России и ЮАР. Но исследования продолжаются, и в будущих работах эта лакуна будет заполнена.

На первый взгляд может показаться, что проблемы в образовании России и ЮАР мало похожи. Тем не менее они имеют много общего. Какие задачи поставлены перед современным высшим образованием в этих странах?

Во-первых, интеграция в глобальную систему образования и взаимосвязь с ведущими странами Европы и США1.

Историческое прошлое России и ЮАР способствовало складыванию особых научных и академических традиций. Нарушение этих процессов в стремлении быть признанными в мировом сообществе может привести к печальным последствиям.

В частности, в системе образования России и ранее Советского Союза практикуется и практиковался подход к обучению студентов-историков от общего к частному. В ходе первичного ознакомления с материалом учащимся предлагается проследить общие и закономерные тенденции основных процессов выбранного периода. Также немаловажный упор делается на проведение причинно-следственных связей и параллелей не только с другими эпохами, но и странами и регионами.

К сожалению, в рамках данной статьи автор не имеет возможности рассмотреть ситуацию в разных сферах образования в ЮАР. Для этого требуются более тщательный анализ и проведение полевых исследований. Автор надеется на то, что в будущем получится более детально осветить эту тему.

В Европе и США проводится другая политика, ориентированная не на получение фундаментальных, широких знаний, в данном случае по исторической дисциплине, а на углубленное изучение конкретных, узких проблем.

Эти различия связаны с целями обучения. Так, в России высшее образование в основном ориентировано не только на выпуск высококвалифицированных кадров, но и на обучение будущих ученых. В странах Европы и США существуют другие приоритеты. Это подготовка узкопрофильных работников в короткие сроки2.

Тем не менее развитие взаимосвязей и совместных проектов со странами Европы и США могут быть полезными для обеих сторон, несмотря на всю сложность установления и развития этих отношений. Но при этом не стоит увлекаться излишним реформированием и изменением уже работающих систем образования как в России,

Михальченкова Н.А. Реформы высшего образования в странах БРИКС: вестерниза-ция или поиск собственного пути // Власть. 2017. Т. 25. № 7. С. 167-169. РусскихЛ.В. Реформа образования в России: промежуточные итоги [Электронный ресурс] // Вестник ЮУрГУ Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2014. № 4. С. 88. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/ reforma-obrazovaniya-v-rossii-promezhutochnye-itogi

2

так и в ЮАР. Также не стоит забывать, что развитие отношений по линии высшего образования вполне может проводиться не только с вышеперечисленными странами, которые считаются мировыми лидерами в данной сфере, но и со странами из других регионов, например Азии, Африки, Латинской Америки и Австралии.

Во-вторых, относится к определяющим приоритетам и обеспечение быстро развивающейся экономики научными исследованиями и высококвалифицированными кадрами3.

Стоит отметить, что проблема состоит не в том, что вузы выпускают недостаточное количество специалистов, а в том, что каждый день рождаются и создаются новые сферы, требующие современных продвинутых знаний. К сожалению, в наше время многие выпускники не находят или не хотят находить способы заработка по профессии, а продолжение продвижения по академической лестнице считают для себя недостаточно перспективным и интересным. Зачастую это приводит к тому, что человек по окончании университета или института начинает заниматься совершенно иной сферой деятельности. Для получения новых знаний ему, естественно, понадобится время. Но существует большое число направлений, где сложно самостоятельно приобрести знания, чтобы стать высококвалифицированным специалистом. В данном списке такие востребованные профессии, как «биолог», «химик», «врач», «инженер», «физик» и т. д. В данном случае перед государством в области высшего образования стоят такие задачи, как обеспечение студентов современными знаниями, взращивание интереса к будущей профессии, предоставление возможностей практического применения полученных знаний.

В-третьих, в эпоху использования более сложных, чем когда-либо, технических средств возрастает необходимость в переподготовке кадров, изменениях в подготовке будущих специалистов всех отраслей. Именно по этим причинам в современном мире развитие высшего образования признается ключевым фактором для глобального и национального развития.

Далее рассмотрим, какие совместные мероприятия были проведены странами-участницами БРИКС в сфере высшего образования для решения вышеперечисленных глобальных проблем.

Основной целью развития взаимного сотрудничества является расширение взаимосвязей между странами-участницами БРИКС в академической сфере. Программа призвана решить задачу создания объединенного исследовательского университета мирового уровня4.

В рамках БРИКС создана платформа под названием «Сетевой университет», призванная объединить профессорско-преподавательский состав и студентов для решения задач и проблем, поставленных перед странами-участницами.

Основание Сетевого университета относится к ноябрю 2015 г., когда министры образования пяти государств подписали декларацию о сотрудничестве «Меморандум взаимопонимания»5. Это является основным учредительным документом Сетевого университета БРИКС6.

Астратова Г.В. Проблемы и тенденции развития рынка услуг высшего образования в России [Электронный ресурс] // Дискуссия. 2016. № 9 (72). С. 17-18. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/problemy-i-tendentsii-razvitiya-rynka-uslug-vysshego-obrazovaniya-v-rossii

Сетевой университет БРИКС будет создан в ноябре [Электронный ресурс] // РИА-Новости. URL: https://ria.ru/ society/20151110/1318193756. html

Министры образования Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР учредили Сетевой университет БРИКС [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: Ы^://минобрнау-ки.рф/с/новости/6841 Министры образования подписали основной документ университета БРИКС [Электронный ресурс] // РИА-Новости. URL: https://ria.ru/ society/20151118/1323456809. html

3

4

5

5

Стоит отметить, что меморандум подписан не во время официального саммита, проходившего в июле 2015 г. в Уфе. Также и все последующие конференции проводились не в официально заявленные даты саммита. Статистика встреч показывает, что обычно министры высшего образования предпочитают собираться до основного мероприятия, в то время как встречи между представителями БРИКС проходят весь год на территории страны, где происходят основные и самые важные мероприятия саммита.

Сетевой университет (BRICS Network University, также BRICS NU) - это объединение ведущих вузов стран-участниц БРИКС для совместной реализации актуальных образовательных программ, подготовки преподавателей и ученых и проведения совместных научных исследований. Он призван создать единое исследовательское и образовательное пространство.

По замыслу создателей, студент, участвующий в программе Сетевого университета, сможет учиться в разных странах, проходя различные ступени образования, начиная с магистра.

Обратимся к хронике уже состоявшихся конференций, обращая внимание на основные заявленные темы.

Первая конференция БРИКС, посвященная уже основанному Сетевому университету, была проведена в России в Екатеринбурге в апреле 2016 г. В основном мероприятие было посвящено концептуальным основам и принципам формирования Сетевого университета БРИКС. Конференция также официально оформила членство Сетевого университета в БРИКС путем подписания протокола представителями университета.

Вторая конференция прошла в Китайской Народной Республике в провинции Чжэнчжоу в период с 1 по 3 июля 2017 г. Основной темой стало «Прагматическое сотрудничество и международное образование» ("Pragmatic Cooperation and International Education"). На конференции большое внимание было уделено структуре управления Сетевым университетом БРИКС, включая доработку документов и соответствующей нормативной базы.

В этом году с 5 июля по 7 июля Южная Африка принимала третью конференцию БРИКС, посвященную Сетевому универ-ситету7. Конференция была организована Южноафриканским министерством высшего образования и профессиональной подготовки (South African Ministry of Higher Education and Training) совместно со Стелленбосским университетом. Основным местом проведения мероприятия было здание им. Фан дер Стерра (Van der Sterr Building) на территории кампуса университета. Главной темой конференции в этом году стало «Открытие партнерских отношений между университетами БРИКС: возможности и вызовы в образовании после бакалавриата» ("Unlocking BRICS Universities' Partnerships: Postgraduate Education Opportunities and Challenges"). Главными целями являлись доработка и консолидация образовательной повестки БРИКС. Также стороны стремились выделить стратегические направления исследований для сотрудничества в рамках БРИКС с целью получения сравнительного преимущества в глобальной системе знаний. Сквозной темой всех выступлений,

BRICS Network University Conference [Электронный ресурс] // Department: Higher Education and Training. Republic of South Africa. URL: https://www.bricsnetworkunive rsityconference.co.za

7

по данным официального сайта БРИКС, был призыв к реальному сотрудничеству Сетевого университета в рамках магистерских и докторских программ.

Теперь перейдем к рассмотрению положения Сетевого университета на сегодняшний день, анализируя структуру и последние события, освещенные в прессе, на официальных сайтах самого учреждения и других электронных платформах, связанных с конференциями8.

В программе Сетевого университета от каждой страны представляется от 5 до 12 лучших университетов.

Со стороны России также участвуют 12 вузов, в число которых входят такие московские университеты, как МГУ, ВШЭ, МГИМО, МФТИ, РУДН, МЭИ, МИСиС, санкт-петербургские - СПбГУ, ИТМО, а также томские - ТПУ, ТГУ и екатеринбургский - УФУ.

Со стороны ЮАР в Сетевой университет также входит 12 вузов, включая Центральный технический университет (Блумфонтейн) (Central University of Technology), Дурбанский технический университет (Durban University of Technology), Северо-Зпадный университет (Потчефструм) (North West University), Университет Родса (Грэхэмстаун) (Rhodes University), Стелленбосский университет (Stellenbosch University), Технический университет Тшване (Претория) (Tshwane University of Technology), Университет Кейптауна (University of Cape Town), Университет Йоханнесбурга (University of Johannesburg), Университет Лимпопо (University of Limpopo), Университет Претории (University of Pretoria), Университет Венда (University of Venda), Университет Витватерсранда (University of Witwatersrand).

Основные приоритетные программы принадлежат к пяти направлениям. Это энергетика, компьютерные науки и информационная безопасность, экология и изменение климата, водные ресурсы, а также экономика.

В 2016 г. замглавы Министерства образования и науки РФ Людмила Огородова объявила, что первая образовательная программа в рамках Сетевого университета БРИКС будет запущена в 2017 г.9 Тем не менее уже идет 2018 г., а в прессе так и не было освещено начало работы данного учреждения. Также не дано никакой информации по этой теме в других источниках.

Пока на официальном сайте Сетевого университета есть только одно предложение участия в Центре исследований БРИКС (Center for BRICS studies) - при Университете Фудань, Китай. Были приглашены студенты, аспиранты и младшие научные сотрудники из стран БРИКС на обучение в Шанхайской летней школе 2018 г. в период с 12 июля по 7 августа. Месячная программа состояла из трех модулей: «Глобальное управление и сотрудничество между БРИКС», «Политика и дипломатия Китая», «Счастливый в Шанхае». Было предоставлено 50 мест, 30 из которых должны были профинансировать сами участники.

Министры образования стран БРИКС, выступая на третьей конференции, посвященной Сетевому университету, относятся к программе позитивно. Процитируем речь, произнесенную на встрече.

BRICS NETWORK UNIVERSITY [Электронный ресурс]. URL: https://nu-brics.ru Первая программа Сетевого университета БРИКС стартует в 2017 году [Электронный ресурс] // РИА-Новости. URL: https://ria.ru/ world/20160930/1478224781. html

8

9

С речью выступали министр образования ЮАР, достопочтенная Грейс Мандиса Наледи Пандор, которая имеет степень магистра общего языкознания (1977) и почетную докторскую степень Стелленбосского университета (2013)10: «Если мы будем работать вместе эффективно и целенаправленно, мы сможем достичь нашу цель стать мощной силой роста, развития и открытий. У нас есть огромный потенциал для укрепления существующих прочных политических и экономических связей между нашими странами»11.

Если еще раз вспомнить причины реформирования образования в начале XXI в. в России и ЮАР, то мы увидим, что при успешной реализации данной программы вышеназванные проблемы могут быть решены, могут быть развиты новые направления в системах высшего образования, в частности в России и ЮАР.

Таким образом, программа Сетевого университета медленно, но продолжает свою работу. Тем не менее это только развивающееся направление в рамках БРИКС. Следует отметить, что до сих пор не определены многие моменты. Скорее всего, процесс быстрее не пойдет, так как встречи проводятся хоть и регулярно, но достаточно редко. Следующий саммит БРИКС состоится в Бразилии.

Все представленные сведения о Сетевом университете были взяты из официальных документов, находящихся в свободном доступе, СМИ, а также с официального сайта Сетевого университета и других электронных ресурсов, посвященных ему. Как можно заметить, данных о развитии и работе очень мало, а «следов» деятельности программы - меньше. Это свидетельствует об еще малой эффективности и, возможно, небольшой заинтересованности стран-участниц БРИКС.

Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что проблемы, затронутые в начале работы, являются глобальными, а значит и относящимися и к странам-участницам БРИКС. Что касается России и ЮАР, то они находятся на стадии уже принятых, но еще реализующихся реформ. Участие в программе Сетевого университета, безусловно, может помочь и другим участникам БРИКС в достижении заметных результатов в академической сфере. Главное, чтобы они не останавливались в развитии и улучшении своих систем образования, в особенности высшего.

10 Grace Naledi Mandisa Pandor [Электронный ресурс] // South African History Online. URL: http://www.sahistory.org. za/people/grace-naledi-mandi-sa-pandor; Government Leaders [Электронный ресурс] // South African Government. URL: https://www.gov.za/ about-government/leaders/ profile/1083

11 BRICS universities can help solve developmental challenges - Minister Naledi Pandor [Электронный ресурс] // Stellenbosch University. URL: https://www. sun.ac.za/english/ Lists/news/DispForm.aspx-?ID=5752

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.