Научная статья на тему 'Страны Африки к югу от Сахары на мировом образовательном рынке: роль юар'

Страны Африки к югу от Сахары на мировом образовательном рынке: роль юар Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1833
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ В АФРИКЕ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ЮАР / БРИКС / GLOBAL EDUCATION MARKET / INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION / FOREIGN STUDENTS / HIGHER EDUCATION IN AFRICA / SOUTH AFRICA / BRICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асмятуллин Рамиль Равильевич

Данная статья посвящена проблематике развития высшего образования в странах Африки южнее Сахары, в частности интернационализации образования и студенческой мобильности. Более подробно анализируется положение ЮАР на мировом рынке услуг высшего образования. Являясь региональным лидером в данной сфере, на ЮАР приходится более половины потока иностранных студентов региона. Совершенствование сектора высшего образования является важным условием обеспечения социально-экономического развития стран Африки. Интернационализация образования, с одной стороны, открывает широкие возможности для перенимания современных образовательных методов и технологий, а с другой, может стать препятствием для поднятия национальной системы образования той или иной африканской страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sub-Saharan Africa at the global education market: role of South Africa

This article is dedicated to the development of the higher education in Sub-Saharan countries, particularly to the topic of internationalization of education. Most African countries have underdeveloped education systems. The quality and availability of higher education is a formidable obstacle for economic and social development. There is a growing demand for higher education in the SSA, but national education systems can’t cope fully with it. Hence many students go abroad, mostly in other African countries. The article focuses on the position of South Africa in the global and regional education market. As it’s a regional leader in this field South Africa attracts more than a half of international students within the Sub-Saharan Africa. The main reasons why African students choose South Africa are geographic proximity, familiar culture, lack of wanted higher education programs in their countries. However, there are as well disadvantages like xenophobia and race discrimination. South Africa has become a leader in Africa in the field of higher education, but it plays still small part at a global scale.

Текст научной работы на тему «Страны Африки к югу от Сахары на мировом образовательном рынке: роль юар»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

СТРАНЫ АФРИКИ К ЮГУ ОТ САХАРЫ НА МИРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ РЫНКЕ: РОЛЬ ЮАР

Р.Р. Асмятуллин

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Данная статья посвящена проблематике развития высшего образования в странах Африки южнее Сахары, в частности интернационализации образования и студенческой мобильности. Более подробно анализируется положение ЮАР на мировом рынке услуг высшего образования. Являясь региональным лидером в данной сфере, на ЮАР приходится более половины потока иностранных студентов региона.

Совершенствование сектора высшего образования является важным условием обеспечения социально-экономического развития стран Африки. Интернационализация образования, с одной стороны, открывает широкие возможности для перенимания современных образовательных методов и технологий, а с другой, может стать препятствием для поднятия национальной системы образования той или иной африканской страны.

Ключевые слова: мировой рынок образовательных услуг, интернационализация образования, образование в Африке, иностранные студенты, ЮАР, БРИКС

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ АФРИКИ ЮЖНЕЕ САХАРЫ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Развитие высшего образования в африканских странах тесно связано с периодом обретения странами независимости. Большинство новых государств тогда не имело университетов, и создание национального вуза осознавалось как обязательный шаг, чтобы показать настоящую независимость государства [Mamdani 2007: 256]. Создание вузов было призвано решить целый ряд социально-экономических проблем, среди которых борьба с бедностью и безграмотностью.

Уровень грамотности до сих пор остается одной из серьезных социальных проблем в регионе: доля неграмотного населения в возрасте выше 15 лет в странах Африки к югу от Сахары на начало 2000-х годов составляла 43%, на 2015 г. — 36%\ Самый высокий уровень безграмотности в регионе и в мире у Нигера (81%),

1 UNESCO Insitute for Statistics. Available at: http://www.uis.unesco.org (date of access: 15.05.2015).

Гвинеи (70%) и Южного Судана (68%). Наиболее высокий уровень грамотности у таких стран, как Экваториальная Гвинея, ЮАР и Ботсвана.

Одной из основных проблем, препятствующих развитию высшего образования в регионе, является недостаток и ограниченность доступа к финансированию [N^11 2006: 10]. С целью ликвидации безграмотности и стимулирования экономического развития многие страны увеличивают расходы на образование (табл. 1). Наиболее высокие расходы на образование в соотношении к ВВП у Лесото (12,98%) и Ботсваны (9,63%). У многих стран затраты на образование занимают значительную долю в государственных расходах: Намибия выделяет 26% госрасходов на образование, Эфиопия — 27%, Конго — 29%, Лесото — 25%, Бенин и Гана — 22%.

Таблица 1

Показатели стран Африки к югу от Сахары [Indicators of countries in sub-Saharan Africa]

Страна Расходы на образование, 2013 г. Конкурентоспособность высшего образования, 2015 г. ИЧР, 2014 г.

в % к ВВП в % от гос. расходов место в мире балл (макс. 7)

Ангола 3,48**** 8,68**** 1 44 1,94 0,532

Бенин 4,79* 22,22* — — 0,480

Ботсвана 9,63***** 20,47***** 101 3,59 0,698

Буркина-Фасо 4,52 16,17 136 2,42 0,402

Бурунди 5,41 17,24 1 42 2,14 0,400

Гамбия 2,8 10,28 107 3,45 0,441

Гана 5,93 21,70 106 3,46 0,579

Гвинея 3,54 14,13 1 40 2,19 0,411

Гвинея-Биссау 2,36 16,19 — — 0,420

Джибути 4,49**** 12,32**** — — 0,470

ДРК 2,24 16,83 — — 0,433

Зимбабве 1,96**** 8,72**** 118 3,18 0,509

Камерун 3,02 13,82 117 3,22 0,512

Кабо-Верде 5,03 14,98 89 3,91 0,646

Кения 5,51**** 20,56**** 95 3,77 0,548

Коморы 4,89** 18,49** — — 0,503

Конго 6,22**** 29,02**** — — 0,591

Кот д'Ивуар 4,71* 20,67* 121 3,12 0,462

Лесото 12,98+ 24,69+ 116 3,23 0,497

Либерия 2,82** 8,11** — — 0,430

Мадагаскар 2,08 13,99 130 2,64 0,510

Малави 6,87* 16,33* 132 2,57 0,445

Мали 4,33* 18,22* 128 2,70 0,419

Мавритания 3,28 11,41 1 41 2,16 0,506

Маврикий 4,98* 20,90* 54 4,66 0,777

Мозамбик 6,71 19,03 138 2,39 0,416

Намибия 8,35**** 26,19**** 115 3,23 0,628

Нигер 6,77* 21,66* — — 0,348

Руанда 5,03 16,60 122 2,98 0,483

Сан-Томе и Принсипи 3,90* 12,30* — — 0,555

Сенегал 5,60**** 20,72**** 119 3,18 0,466

Сейшелы 3,61*** 10,38*** 85 4,04 0,772

Сьерра-Леоне 2,72* 15,09* 137 2,39 0,413

Судан 2 21 ***** 10 77***** — — 0,479

Свазиленд 8,63*** 22,36*** 120 3,18 0,531

Танзания 3,48* 17,25* 134 2,45 0,521

Окончание таблицы 1

Страна Расходы на образование, 2013 г. Конкурентоспособность высшего образования, 2015 г. ИЧР, 2014 г.

в % к ВВП в % от гос. расходов место в мире балл (макс. 7)

Того 4,83* 19,36* — — 0,484

Уганда 2,20 11,76 129 2,68 0,483

ЦАР 1,23*** 7,82*** — — 0,350

Чад 2,85 12,46 143 2,05 0,392

Эфиопия 4,49 27,02 — — 0,442

ЮАР 6,05* 19,11* 86 4,04 0,666

Южный Судан 0,81*** 3,93*** — — 0,467

Источники: UNESCO Institute for Statistics, Global Competitiveness Report 2014-2015; United Nations Human Development Report, 2015.

Примечания: * данные за 2014 г.; ** данные за 2012 г.; *** данные за 2011 г.; **** данные за 2010 г.; ***** данные за 2009 г.; + данные за 2008 г.

Несмотря на высокий уровень расходов на образование в Гане, опрос, проведенный среди вузов страны, подтверждает, что государственного финансирования недостаточно, и оно отличается нерегулярностью [Ssempebwa 2013: 282].

Наиболее развитые системы высшего образования среди африканских стран у Маврикия, ЮАР, Замбии. Большинство стран замыкают рейтинг по конкурентоспособности системы высшего образования, в частности Ангола, Чад, Бурунди, Мавритания, Гвинея.

Наиболее высокий индекс человеческого развития также у стран с более развитой системой образования. ИЧР Маврикия составляет 0,777; Сейшельских Островов — 0,772. Эти страны занимают 63-е и 64-е места в мире соответственно и являются единственными на континенте, которые попали в группу стран с высоким уровнем человеческого развития. Десять стран Африки южнее Сахары вошли в группу стран со средним уровнем человеческого развития, остальные 36 стран находятся в группе стран с низким уровнем человеческого развития.

Среди важных проблем высшего образования в Африке называется также необходимость в обновлении образовательных программ, которые бы соответствовали потребностям экономики и отвечали требованиям глобального мира [Gokulsing 2011: 16].

Проблема качества и доступности высшего образования в регионе ведет к ограниченным возможностям вузов большинства африканских стран удовлетворить повышающийся спрос на получение высшего образования среди населения [Айдрус, Горшкова 2015: 47]. Такая ситуация создает условия для расширения студенческой мобильности.

В Континентальной образовательной стратегии Африки 2016—20251, принятой Африканским союзом в январе 2016 г., одним из 6 ведущих принципов развития образования указывается «реализация межафриканской мобильности и академической интеграции посредством региональной кооперации». Целый ряд ини-

1 Continental Education Strategy for Africa 2016—2025. Available at: http://www.au.int (date of access: 15.03.2016).

циатив демонстрирует продолжающуюся эволюцию в процессе интеграции образования и научно-профессиональной среды стран Африки [Поручиков 2015: 140].

Лидером на образовательном рынке среди стран Африки к югу от Сахары является ЮАР. Преимущественно вузы данной страны и представлены в международных рейтингах университетов (табл. 2).

Таблица 2

Вузы стран Африки к югу от Сахары в международных рейтингах [Universities of the countries in sub-Saharan Africa in the international rankings]

Страна Вуз Рейтинги

QS 2015/16 THE 2016 ARWU 2015

ЮАР University of Cape Town 171 120 201—300

ЮАР Stellenbosch University 302 301—350 401—500

ЮАР University of the Witwatersrand 331 201—250 201—300

ЮАР Rhodes University 501—550 — —

ЮАР University of Pretoria 501—550 501—600 —

ЮАР University of Kwazulu-Natal 551—600 401—500 401—500

ЮАР University of Johannesburg 601—650 — —

ЮАР North-West University 701 + — —

ЮАР University of the Western Cape 701 + — —

ЮАР University of South Africa — 601—800 —

Танзания University of Dar es Salaam 701 + — —

Гана University of Ghana 701 + 601—800 —

Кения University of Nairobi 701 + 601—800 —

Уганда Makerere University 701 + 401—500 —

Нигерия University of Ibadan — 601—800 —

Источник: QS World University Rankings. Available at: http://www.topuniversities.com (date of access: 15.04.2016).

В рейтинг QS 2015—2016 гг. попали 13 вузов, которые представляют 5 стран Африки: ЮАР, Танзанию, Гану, Кению и Уганду. Из 13 вузов 9 являются университетами ЮАР. В рейтинге Times Higher Education 2015 г. представлено 10 вузов из 5 стран, а в рейтинг ARWU 2015 г. попали только четыре университета ЮАР. Наиболее высокие позиции во всех рейтингах занимают три вуза ЮАР: Кейптаунский университет (University of Cape Town), Стелленбосский университет (Stellenbosch University) и Университет Витватерсранда (University of the Witwatersrand).

МЕЖДУНАРОДНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В СТРАНАХ АФРИКИ ЮЖНЕЕ САХАРЫ

ЮАР находится на первом месте в регионе по числу иностранных студентов. В 1999 г. в странах Африки к югу от Сахары число иностранных студентов составляло около 41,3 тыс. человек, из которых в ЮАР обучалось 34,7 тыс., то есть 84,3% всех иностранных студентов региона. В 2013 г. количество иностранных студентов в регионе достигло 74,5 тыс. человек. Наиболее популярной страной для обучения остается ЮАР, где обучается 42,4 тыс. человек (56,9% иностранных студентов региона). На втором месте по числу иностранных студентов в регионе находится Гана, здесь в 2013 г. обучалось 10,8 тыс. иностранных студентов (14,5%), далее следует Кот д'Ивуар — 7,5 тыс. (10%). Стоит отметить, что существенно выросло количество студентов, приезжающих получать высшее образо-

вание в Гану: если в 2007 г. здесь обучалось 1,9 тыс. иностранных студентов, то к 2014 г. их количество достигло уже 15,7 тыс. По доли иностранных студентов от общей численности студентов вузов в данной стране лидерами являются ЮАР (4%), Гана (3,9%) и Маврикий (3,8%).

Количество иностранных студентов, выезжающих за рубеж из стран региона, также растет: в 2000 г. их количество составляло 159 тыс. человек, на 2013 г. — 271 тыс.

На первом месте по числу выезжающих за рубеж студентов находится Нигерия (52 тыс. студентов обучались за рубежом в 2013 г.). Будучи среди крупнейших стран по численности населения, отметим, что Нигерия входит и в десятку стран мира по количеству студентов, направляющихся на обучение за границу. Треть студентов направляется на обучение в Великобританию, 23% — в Гану, 14% — в США. В Нигерии функционирует 129 высших учебных заведений, которые не в состоянии обеспечить спрос на образование: в 2014 г. из 1,2 млн абитуриентов в вузы было принято только 450 тыс. человек, остальные вынуждены были обучаться в другой стране [Adedayo 2015].

Другими крупными направляющими странами являются Камерун (19,5 тыс. студентов за рубежом), Зимбабве (15,8 тыс.), Кения (12,1 тыс.) и Сенегал (11,3 тыс.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для всех стран Африки южнее Сахары, кроме ЮАР и Ганы, характерен отрицательный показатель чистой мобильности, то есть количество студентов, выезжающих из данной страны для обучения за рубеж, превышает численность иностранных студентов, обучающихся в данной стране.

Наиболее популярными направлениями для обучения за рубежом являются традиционные лидеры мирового образовательного рынка, такие как США, Великобритания, Франция, Германия. Высок уровень, в том числе внутрирегиональной мобильности, в частности в ЮАР.

Многие направления для обучения обусловлены также историческим фактором, а именно связями между бывшими колониями и метрополиями, как следствие имеющими сходство систем образования и общность языка [Филиппов 2015: 205]. Прочные связи с бывшими метрополиями обусловлены и тем, что в первой половине XX в. африканские студенты были вынуждены выезжать за рубеж на обучение из-за отсутствия собственных высших учебных заведений. Например, первый вуз в Нигерии (Y aba College) появился в 1934 г. [Mngomezulu 2012: 24].

Так, студенты из португалоговорящих стран (Мозамбик, Ангола, Кабо-Верде, Гвинея-Бисау, Сан-Томе и Принсипи) предпочитают получать высшее образование в Бразилии или Португалии. Среди студентов из франкоговорящих стран (Конго, Нигер, Кот д'Ивуар, Мадагаскар и т.д.) наиболее популярным является обучение во Франции.

ЮАР НА МИРОВОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Южно-Африканская Республика становится региональным образовательным центром. Четверть всех иностранных студентов (почти 11 тыс.), обучающихся в ЮАР, — из соседнего Зимбабве. Другими странами, направляющими наиболь-

шее число студентов в ЮАР, являются Намибия (2,6 тыс.), ДРК (2,6 тыс.), Лесото (2,5 тыс.), Нигерия (2,5 тыс.) и Свазиленд (2,2 тыс.).

Большое число студентов из соседних стран объясняется не только географией, но и усилиями африканских государств по развитию высшего образования. Согласно Протоколу о развитии образования и профессиональной подготовки (Protocol on Education & Training), принятому в 1997 г. странами — членами Сообщества развития Юга Африки, САДК, высшие учебные заведения резервируют не менее 5% мест для студентов из стран САДК1. Помимо географической близости студентов из стран САДК привлекает прежде всего потенциал ЮАР для будущего трудоустройства, а также интерес к культуре.

Интерес к получению высшего образования в ЮАР наблюдается и со стороны западных стран: 1,2 тыс. студентов из США обучались здесь в 2013 г., далее следует Германия (802 человека) и Великобритания (434). Стоит отметить, что ЮАР находится на 11-м месте в списке наиболее популярных направлений для студентов из США. Для студентов из Европы и США важным фактором выбора ЮАР для обучения является более низкая стоимость жизни.

Для студентов из других африканских стран, обучающихся в ЮАР, основным фактором выбора ЮАР стали географическая близость, субсидирование обучения студентам из САДК, рост привлекательности постапартеидной Южной Африки, отсутствие стипендий на обучение за пределами африканского континента, похожая история и знакомая культура [Mda, Snyder, Nieuwenhuysen 2011: 174].

Другими значимыми факторами выбора ЮАР являются репутация вузов, подтверждаемая международными рейтингами, а также отсутствие желаемых учебных курсов в своей стране. Стоит отметить и негативные факторы, приводимые различными исследованиями, которые препятствуют расширению деятельности ЮАР в плане привлечения иностранных студентов, в частности ксенофобия и этническая дискриминация2.

Одним из препятствий расширения возможностей для привлечения иностранных студентов в ЮАР является необходимость получения учебной визы (даже для непродолжительных курсов), которая в прямой форме запрещает работать в стране, то есть студенты с финансовыми трудностями не имеют возможности заработка [Kandiko 2013: 228].

Уровень выездной мобильности значительно ниже: лишь 0,6% студентов из ЮАР обучались за рубежом в 2013 г. Основными направлениями являются США, где обучались 1,7 тыс. студентов из ЮАР, и Великобритания (1,2 тыс.) — на эти две страны приходится 44% всех южноафриканских студентов за рубежом. Для обучения в других странах Африки студенты из ЮАР выбирают Маврикий, где учится 271 студент из ЮАР.

1 SADC Protocol on Education & Training, 1997. Available at: http://www.sadc.int/documents-publications/show/798 (date of access: 15.05.2015).

2 International students love South Africa, but xenophobia could be a heartbreaker. Available at: http://theconversation.com/international-students-love-south-africa-but-xenophobia-could-be-a-heartbreaker-41707 (date of access: 22.05.2015).

Стоит отметить расширение географии выездной мобильности. Значительно увеличилось число студентов из ЮАР в Бразилии — с 43 человек в 2009 г. до 138 в 2012 г., количество студентов в Индии увеличилось с 25 человек в 2006 г. до 208 в 2013 г. Это связано прежде всего с инициативами по развитию высшего образования в рамках БРИКС.

Однако сотрудничество с Россией и Китаем в данной сфере еще не реализовано в полной мере. Заметен интерес к получению образования в странах Персидского залива: число студентов в Саудовской Аравии увеличилось с 75 в 2011 г. до 199 в 2014 г., а в Объединенных Арабских Эмиратах — с 76 до 132 за тот же период. Другие страны, количество студентов из ЮАР в которых растет, — Канада, Куба, Нидерланды, Новая Зеландия и Швейцария.

По мнению Билла и Мелинды Гейтс, революция в образовании в будущем осуществится благодаря улучшению программного обеспечения и новых технологий [Battaglino, Haldeman, Laurans 2012]. Образовательные технологии позволят повысить доступность образования и уменьшить разницу в уровне грамотности в мире, в частности в Африке.

Кроме того, стоимость образования с использованием дистанционных технологий ниже стоимости обучения по традиционной модели. Средние затраты в государственных вузах США на курсах по традиционной модели из расчета на одного студента составили 10 тыс. долл. Использование технологий дистанционного образования позволяет снизить затраты на одного учащегося до 6,4 тыс. долл. при полностью виртуальной модели и до 8,9 тыс. долл. при смешанном обучении [Battaglino 2012: 4].

Дистанционные технологии являются оптимальным и доступным инструментом для развития образования в регионе и привлечения иностранных студентов. Большинство южно-африканских университетов уже предлагают различные он-лайн-курсы.

Так, на базе Кейптаунского университета и Университета Витватерсранда реализуется проект GetSmarter, предлагающий широкий круг онлайн-курсов: более 50 программ в сфере бизнеса, финансов, маркетинга, юриспруденции, IT и других. Помимо непродолжительных курсов (как правило, 10—16 недель), на данной платформе Кейптаунский университет предлагает возможность пройти послевузовское обучение. Кейптаунский университет участвует также в проектах по распространению бесплатного образования, на платформах массовых открытых он-лайн-курсов — университет предлагает краткосрочные курсы на Coursera, Future Learn.

Усилению позиций ЮАР в регионе будет способствовать сотрудничество со странами БРИКС, в рамках которого создается Сетевой университет БРИКС. Данная инициатива нацелена на расширение сотрудничества в сфере образования, формирование образовательных кластеров и подготовку квалифицированных специалистов для экономик стран БРИКС. В сферу основных направлений деятельности Сетевого университета БРИКС входят создание совместных образовательных и научных программ, расширение академической мобильности обучающихся и преподавателей [Андреева, Парфенова, Сюлькова, Юртаев 2014: 174]. Через уча-

стие ЮАР в БРИКС страны группировки смогут расширять сотрудничество и с остальными странами Африки.

Экономическое развитие ЮАР превратило страну в образовательный центр африканского континента. В региональном масштабе ЮАР представляется одним из лидеров в сфере высшего образования в Африке, однако на мировом уровне роль страны еще незначительна. ЮАР имеет потенциал стать важным участником глобального образовательного рынка, но региональные приоритеты и африканизация образовательных программ пока ограничивают возможности интернационализации высшего образования.

В заключение отметим, что социально-экономическое развитие стран Африки к югу от Сахары не может быть обеспечено только за счет внутренних ресурсов, необходимо использовать также позитивные внешние импульсы [Родионова 2014: 165]. Международное сотрудничество африканских стран в сфере высшего образования способствует подготовке высококвалифицированных специалистов, востребованных в экономике, и интеграции государств в глобальную экономику. В этой связи особое место принадлежит ЮАР как образовательному центру региона, который является проводником в сотрудничестве других стран с Африкой.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Айдрус И.А. Горшкова Л.Ю. Особенности развития мирового рынка образовательных услуг на современном этапе: монография. М.: РУДН. 2015. 320 с.

Андреева О.В, Парфенова С.В., Сюлькова Н.В., Юртаев В.И. Концепция сетевого университета БРИКС // БРИКС: сотрудничество в целях развития. Материалы IV Международной научной конференции. М.: РУДН. 2014, сс. 172—178.

Поручиков С.И. Роль Африканского союза в регулировании процессов учебно-профессиональной мобильности на африканском континенте в начале XXI в. // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2015. № 10 (150), сс. 137—143.

Родионова И.А., Монге Э. Проблема преодоления социально-экономической отсталости развивающихся стран на примере Танзании // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». 2014. № 2, сс. 158—168.

Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». 2015. № 3, сс. 203—211.

Adedayo F. O. Recruiting from Nigeria: Market Trends and Future Potentials. ICEF Dubai Workshop, February 2015.

Battaglino T.B., Haldeman M., Laurans E. The Costs of Online Learning. Washington DC, The Thomas B. Fordham Institute, 2012. 14 p. Available at: http://edex.s3-us-west-2.amazonaws.com/ publication/pdfs/20120110-the-costs-of-online-learning_7.pdf (date of access: 15.01.2016).

Bhekithemba Richard Mngomezulu Politics and Higher Education in East Africa (From the 1920s to 1970). Bloemfontein: SUN Press. 2012. 288 p.

Gokulsing D. Higher Education in the Context of Globalisation in Mauritius: An academic perspective. 2011. Available at: http://tec.intnet.mu/pdf_downloads/confpaper/conference2011/ confpaper11.pdf (date of access: 01.03.2016).

Kandiko C.B., Weyers M. The Global Student Experience: An International and Comparative Analysis (International Studies in Higher Education). Routledge. 2013. 304 p.

Mamdani M. Scholars in the Marketplace: The Dilemmas of Neo-liberal Reform at Makerere University, 1989—2005. Dakar. Codesria. 2007. 316 p.

Mda T. V., Snyder I., Nieuwenhuysen J. A Home Away from Home? International Students in Australian and South African Higher Education. Monash University Publishing. 2011. 174 p.

N'dri T. Assie-Lumumba. Higher Education in Africa. Crises, Reforms and Transformation. Dakar. Codesria. 2006. 204 p.

Ssempebwa J., Ssegawa D.E. Funding Higher Education in Uganda: Making the Case for the Liberalisation of Student Fees // Funding Higher Education in Sub-Saharan Africa. Palgrave Mac-millan. 2013. 372 p.

Дата поступления статьи: 10.03.2016

Для цитирования: Асмятуллин Р.Р. Страны Африки к югу от Сахары на мировом образовательном рынке: роль ЮАР // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Международные отношения». — 2016. — № 2. — С. 365—374.

SUB-SAHARAN AFRICA AT THE GLOBAL EDUCATION MARKET: ROLE OF SOUTH AFRICA

R.R. Asmyatullin

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia

This article is dedicated to the development of the higher education in Sub-Saharan countries, particularly to the topic of internationalization of education. Most African countries have underdeveloped education systems. The quality and availability of higher education is a formidable obstacle for economic and social development. There is a growing demand for higher education in the SSA, but national education systems can't cope fully with it.

Hence many students go abroad, mostly in other African countries. The article focuses on the position of South Africa in the global and regional education market. As it's a regional leader in this field South Africa attracts more than a half of international students within the Sub-Saharan Africa. The main reasons why African students choose South Africa are geographic proximity, familiar culture, lack of wanted higher education programs in their countries. However, there are as well disadvantages like xenophobia and race discrimination.

South Africa has become a leader in Africa in the field of higher education, but it plays still small part at a global scale.

Key words: global education market, internationalization of education, foreign students, higher education in Africa, South Africa, BRICS

REFERENCES

Adedayo F.O., 2015. Recruiting from Nigeria: Market Trends and Future Potentials. ICEF Dubai Workshop.

Aidrous I.A., 2015. Osobennosti razvitiya mirovogo rynka obrazovatel'nykh uslug na sovre-mennom etape: monografiya [Peculiarities of development of the global education services market in the modern era: monograph]. Moscow, PFUR, 320 p.

Andreeva A.V., Parfenova S.V., Syul'kova N.V., Yurtaev V.I., 2014. Kontseptsiya setevogo universiteta BRIKS. [Concept of the BRICS Universities League]. BRIKS: sotrudnichestvo v tselyakh razvitiya. Materialy IVMezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moscow, PFUR, pp. 172—178.

Battaglino T.B., Haldeman M., Laurans E., 2012. The Costs of Online Learning. Washington DC, The Thomas B. Fordham Institute, 14p. Available at: http://edex.s3-us-west-2.amazonaws.com/ publication/pdfs/20120110-the-costs-of-online-learning_7.pdf (date of access: 15.01.2016).

Bhekithemba Richard Mngomezulu, 2012. Politics and Higher Education in East Africa (From the 1920s to 1970). Bloemfontein, SUN Press, 288 p.

Filippov V.M., 2015. Internacionalizacija vysshego obrazovanija: osnovnye tendencii, proble-my i perspektivy [Internationalization of higher education: major trends, challenges and prospects]. VestnikRUDN. Serija «Mezhdunarodnye otnoshenija», no. 3, pp. 203—211.

Gokulsing D., 2011. Higher Education in the Context of Globalisation in Mauritius: An academic perspective. Available at: http://tec.intnet.mu/pdf_downloads/confpaper/conference2011/confpaper11.pdf (date of acces: 01.03.2016).

Kandiko C.B., Weyers M., 2013. The Global Student Experience: An International and Comparative Analysis (International Studies in Higher Education). Routledge, 304 p.

Mamdani M., 2007. Scholars in the Marketplace: The Dilemmas of Neo-liberal Reform at Makerere University, 1989—2005. Dakar. Codesria, 316 p.

Mda T.V., Snyder I., Nieuwenhuysen J., 2011. A Home Away from Home? International Students in Australian and South African Higher Education. Monash University Publishing, 174 p.

N'dri T., 2006. Assie-Lumumba. Higher Education in Africa. Crises, Reforms and Transformation. Dakar. Codesria, 204 p.

Poruchikov S.I., 2015. Rol' Afrikanskogo sojuza v regulirovanii processov uchebno-profes-sional'noj mobil'nosti na afrikanskom kontinente v nachale XXI v. [The role of the African Union in the regulation of educational and professional mobility on the African continent at the beginning of the XXI century]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: gumanitarnye nauki, no. 10 (150), pp. 137—143.

Rodionova I.A., Monge Je., 2014. Problema preodolenija social'no-jekonomicheskoj otstalosti razvivajushhihsja stran na primere Tanzanii [Problem of overcoming socio-economic backwardness developing countries (case of Tanzania)]. Vestnik RUDN. Serija «Mezhdunarodnye otnoshenija», no. 2, pp. 158—168.

Ssempebwa J., Ssegawa D.E., 2013. Funding Higher Education in Uganda: Making the Case for the Liberalisation of Student Fees. Funding Higher Education in Sub-Saharan Africa. Palgrave Macmillan, 372 p.

For citations: Asmyatullin R.R. Sub-Saharan Africa in the global education market: role of South Africa. Vestnik RUDN. International Relations, Vol. 16, No. 2 (June 2016), pp. 365—374.

© Асмятуллин Р.Р., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.