274_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_
2020. Т. 4, вып. 3 СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
УДК 316.324 В.Р. Хафизова
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ БРИКС В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ1
Сегодня средства массовой информации по всему миру конструируют современную медиареальность и играют ключевую роль в процессах медиаглобализации. В связи с этим одним из важных направлений международного сотрудничества является развитие медиа и создание общего информационного пространства. В частности, страны с развивающейся экономикой, входящие в состав БРИКС, возлагают на средства массовой информации миссию, заключающуюся в укреплении взаимопонимания между странами, развитии сотрудничества в политической, экономической, социальной сферах. Одним из ресурсов реализации данной цели, на наш взгляд, является высшее образование, определяющее качество подготовки будущих журналистов. Поэтому целью настоящей статьи является исследовательский анализ, предполагающий выделение общего и особенного в образовательных программах по журналистике в высокорейтинговых университетах БРИКС. Автором проведен краткий обзор особенностей и проблем высшего образования в странах-членах «пятерки». В практической части были проанализированы сайты пяти высокорейтинговых университетов, содержащие информацию об образовательных программах по журналистике. В качестве критериев анализа были взяты: миссия департамента/факультета/школы, задачи обучения, особенности программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, нацеленность на международное сотрудничество. В ходе анализа было выявлено следующее: высшее журналистское образование в выбранных университетах стремится развивать исследования в области медиакоммуника-ций и готовить универсальных журналистов, способных приспособиться к новым социально-экономических и технологическим условиям. При этом в образовательных программах сохраняются национальные особенности и цели. Количество образовательных программ по журналистике увеличивается и становится разнообразным за счет расширения исследований в области медиакоммуникаций. Происходит активная интеграция журналистского образования в смежные области коммуникаций и медиа. При этом, несмотря на успешную адаптацию к глобализационным изменениям и готовность к международному сотрудничеству, журналистское образование в странах БРИКС сохраняет национальные особенности, предлагая альтернативные пути развития профессиональной журналистской деятельности.
Ключевые слова: БРИКС, глобализация, высшее образование, качество образования, журналистика, медиа, ме-диаглобализация, рейтинг.
Б01: 10.35634/2587-9030-2020-4-3-274-280 Введение
Сегодня БРИКС выступает как институт глобального экономического и политического управления. Со времени создания объединение Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки постепенно превратилось в конкурентную, ответственную и влиятельную группу, мощный экономический блок. Сотрудничество стран БРИКС по широкому спектру вопросов способствует укреплению международных норм и институтов. В то же время мало внимания уделяется взаимодействию средств массовой информации, так как практически отсутствуют работы, посвященные исследованию этого вопроса [1. С. 180].
При этом в современном информационном обществе средства массовой информации и журналисты играют ключевую роль в глобализации. Как пишет Э. Тоффлер, глобализация «наделяет СМИ как целое большой властью, которая пронизывает всю нашу планету» [2. С. 423]. СМИ по всему миру создают информационную повестку и конструируют глобальную медиареальность. Развиваются процессы медиаглобализации, которая представляет собой «совокупность интегративных процессов в массмедиа, направленных на расширение коммуникативного пространства во всем мире, на достижение эффектов тотальности и унификации информационного сервиса в международном масштабе» [3. С. 99].
Обсуждать вопросы развития медиа и создания общего информационного поля представители стран БРИКС начали в 2015 году. По итогам форума «Пути создания общего информационного пространства БРИКС» была принята декларация, содержавшая следующие задачи: «укрепить партнерство по созданию, распространению и обмену информационным продуктом и контентом, а также оказывать
1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-18-00236).
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
взаимную помощь в журналистской деятельности. Официально была закреплена цель по обеспечению эффективного представительства стран БРИКС в глобальном информационном пространстве» [4].
В декларации, принятой в том же году по итогам первого Медиа-саммита в Пекине, зафиксировано, что средства массовой информации призваны «с помощью объективного, справедливого, всестороннего и своевременного освещения новостных событий укреплять дружбу и взаимопонимание между народами стран БРИКС, развивать взаимовыгодное сотрудничество в экономической, социальной и других сферах» [5].
Следующим шагом стала организация форумов молодых журналистов стран БРИКС, способствующих развитию сетевого взаимодействия в журналистском молодежном сообществе, обучению и профессиональному росту его представителей. На сегодняшний день состоялись два подобных мероприятия, последний из которых — II Форум молодых журналистов стран БРИКС и ШОС - прошел в июне 2019 г. в Ставрополе.
Сегодня высшее образование является главным ресурсом для подготовки будущих журналистов. Поэтому важным представляется изучать особенности журналистского образования в странах -членах «пятерки», так как от качества подготовки специалистов зависят успех международного сотрудничества и глобальная медиареальность.
Теоретические основания
Образовательные системы, в частности высшее образование, являются ключевыми акторами социальной модернизации, политического и социально-экономического развития. Страны БРИКС двигаются по пути расширения и совершенствования своих образовательных систем, но каждая из них сталкивается с определенными трудностями. С одной стороны, существуют общие для всех проблемы адаптации высшего образования к глобализационным трансформациям, с другой - особенности исторического развития систем образования в каждой из стран [6].
Членов «пятерки» объединяет стремление модернизировать свои системы высшего образования так, чтобы адекватно отвечать на вызовы глобализации и реагировать на запросы социального и экономического развития. Механизм модернизации заключается в обновлении образования «путем приведения характеристик и качеств уже сложившейся системы образования в соответствие с современными требованиями» [7. С. 383].
С целью расширения и углубления взаимодействия в области высшего образования был создан Сетевой университет БРИКС, это сеть сотрудничающих между собой в сфере научных исследований университетов стран - членов «пятерки». Образовательный проект направлен на развитие совместных программ обучения. Ряд российских вузов уже приступил к реализации программ студенческих обменов со странами БРИКС. Первая подобная программа состоялась на базе Дальневосточного федерального университета, который в феврале 2020 г. принял на четырехмесячную программу обучения более 100 студентов из стран БРИКС [8].
В то же время страны БРИКС имеют исторически обусловленные различия в образовательных системах, что затрудняет реальное международное сотрудничество. В частности, по мнению Ф. Альтбаха и Р. Бассет, все попытки стран БРИКС сотрудничать в области высшего образования, скорее всего, обречены на неудачу именно из-за различий национальных образовательных систем [9].
Рассмотрим подробнее особенности и проблемы систем высшего образования в странах БРИКС.
В Бразилии система высшего образования стремительно развивается, однако самыми проблемными вопросами все же остаются качество и доступность. Так, государственные университеты Бразилии считаются наиболее престижными и сильными по уровню подготовки. Количество мест на бесплатное обучение ограничено, а вступительный экзамен, ввиду особенностей бразильского среднего образования, могут сдать только выпускники частных школ, обладающие высоким уровнем подготовки. Что касается частных университетов, то здесь вопрос встает о качестве образования. Частные вузы ориентируются на рыночный успех, а студенты воспринимаются исключительно как потребители образовательных услуг. Таким образом, высшее образование в Бразилии носит селективный характер, является «сильно иерархизированным, недостаточно доступным для большинства молодых людей и не обеспечивающим должным образом запросы экономики и социально-культурной сферы общества» [10. С. 213]. Поэтому государство ставит перед собой цель - создать условия для равного доступа молодежи к высшему образованию [11].
В российском высшем образовании можно отследить следующие проблемы: массовизация, бюрократизация, несоответствие между предложением и спросом на рынке труда.
Массовизация развивается за счет увеличения доступности образования, его демократизации, которая приводит к «усреднению» учебного процесса - ориентации на «среднего» студента.
Бюрократизация выражена в вездесущей отчетности, а также в том, что «администрация и администрирование стали доминантными факторами жизни университета по отношению к интересам профессорско-преподавательского состава, студентов и к преподаванию как таковому» [12. С. 307].
Проблема несоответствия ожиданий работодателя уровню качества подготовки выпускников актуальна не только в России, но и в мире. Растущий поток технологических и цифровых новаций обусловливает изменения востребованности специалистов на рынке труда.
Отметим также проблему слабой интернационализации высшего образования в России, которая постепенно решается за счет снижения барьеров и упрощения академической мобильности иностранных студентов и преподавателей [13].
Если говорить о высшем образовании в Индии, важную роль в стране играет кастовое расслоение. Государство предпринимает попытки улучшения социально-экономического положения нижних страт, но, несмотря на это, «разрывы в социально-экономическом развитии - между различными кастами, городом и деревней, различными регионами - снижаются несущественно» [14. С. 72].
Еще одной проблемой в Индии является концентрация средств на развитии специализации информационно-коммуникационных технологий, что наносит «ущерб другим уровням и звеньям образования, что, в свою очередь, ведет к углублению социальных, экономических и культурных контрастов в индийском обществе» [11. С. 41].
В Китае определяющую роль во всех сферах общества играет государство, концентрируя силы на определенных задачах. Сегодня важнейшей целью КНР является развитие образования, науки и техники. В частности, Китай стремится обеспечить ведущим вузам высокую мировую конкурентоспособность в области образования, научных исследований и проектной деятельности. Кроме того, китайское высшее образование отличается высокой степенью интернационализации [15].
Южно-Африканская Республика является региональным образовательным центром. Студентов привлекает потенциал ЮАР для будущего трудоустройства, интерес к культуре, низкая стоимость жизни. Среди негативных факторов можно выделить комплекс социально-расовых проблем, выражающийся в ксенофобии и этнической дискриминации.
Методология
Рассмотрев особенности и проблемы образовательных систем в каждой из стран-членов «пятерки», мы предприняли попытку проанализировать специфику образовательных программ по журналистике и медиа с целью определить их приоритетные задачи и возможности для международного сотрудничества. Для анализа мы взяли университеты Бразилии, России, Индии, Китая, Южной Африки, входящие в QS Global World Ranking.
Международные рейтинги позволяют оценить эффективность и качество университетов и национальной системы образования в целом. Национальные правительства и высшие учебные заведения стремятся занять высокие позиции в глобальных рейтингах. При этом для государства важно иметь несколько университетов мирового класса [16].
Рейтинг QS World University Rankings фокусируется на образовании за рубежом и преследует цель - представить сравнительную таблицу лучших университетов мира. Сейчас рейтинг состоит из 959 ведущих вузов мира, 24 из которых российские.
На сайте рейтинга в поисковой строке мы выбрали направление «Журналистика», чтобы найти университеты в странах БРИКС, входящие в топ по заданному направлению. В результате были отобраны пять университетов, чьи сайты мы проанализировали. Среди них: Университет Сан-Паулу в Бразилии [17], Уральский федеральный университет в РФ [18], Университет Савитрибай Фул Пуна в Индии [19], Университет Ланьчжоу в Китае [20], Университет Витватерсранда [21] в Южной Африке.
Изучались образовательные программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, представленные в выше указанных университетах. В качестве критериев для анализа мы выделили: миссию департамента/факультета/школы, задачи обучения, особенности образовательных программ, нацеленность на международное сотрудничество.
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Результаты и обсуждение
Университет Сан-Паулу - крупное государственное учебное заведение в Бразилии, занимающее 115 место в QS Global World Ranking. В университете существует Школа коммуникаций и искусства, внутри которой функционирует Департамент журналистики и издательского дела. Миссия Школы коммуникаций и искусства заключается в содействии исследованиям в области коммуникации, в подготовке квалифицированных специалистов для проведения исследований, преподавания и развития профессиональной карьеры в соответствии с требованиями времени и потребностями человеческого развития.
Департамент журналистики и издательского дела предлагает две программы бакалавриата: бакалавр социальных коммуникаций со степенью в журналистике и бакалавр социальных коммуникаций со степенью в издательском деле. Судя по предметам, представленным на сайте департамента, образовательный процесс сочетает в себе серьезную академическую и профессиональную подготовку. При этом учебная программа разделена на три части: вводный этап, охватывающий различные области знаний, этап углубленной профессиональной подготовки и этап дополнительного обучения. Вводный этап курса состоит из обязательных предметов, которые занимают первые два семестра. Его цель - предоставить студенту необходимые знания в основных областях, с которыми взаимодействует журналистика (искусство, социология, этика, философия, экономика, политика, коммуникации, точные науки). В этот список обязательных предметов также входят вводные материалы по журналистике. С третьего семестра по седьмой включительно студент проходит этапы углубленной профессиональной подготовки и дополнительного обучения. Начиная с пятого семестра, есть возможность выбрать один из двух курсов: один посвящен электронным СМИ, другой - печатным.
В Школе коммуникаций и искусства представлены также программы аспирантуры: «Коммуникационные науки» и «Медиа и аудиовизуальные процессы».
Уральский федеральный университет имени Первого президента России Б. Н. Ельцина занимает 331 место в QS Global World Ranking. На факультете журналистики УрФУ сохраняются и передаются традиции Уральской школы журналистики. Образование совмещает в равных пропорциях творческую, техническую и управленческую составляющие. Образовательная программа бакалавриата является междисциплинарной и практико-ориентированной, поэтому реализуются как теоретиками, так и практиками из различных областей знания.
Департамент «Факультет журналистики» ведет подготовку по четырем направлениям бакалавриата: «Журналистика» (внутри два профиля «Периодическая печать» и «Телерадиожурналистика»), «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии», «Телевидение и новые медиа», «Издательское дело».
Существуют также две магистерские программы: «Теория и методика журналистского творчества», «Современная теле- и киноиндустрия». Обучение в магистратуре имеет более исследовательский характер, нежели практический. В программы входят широкий спектр дисциплин современной теории медиакоммуникаций, освоение новейших творческих технологий, анализ актуальной проблематики информационной эпохи в контексте исследовательских задач различных школ журналистики. Цель магистратуры - развитие научно-педагогической карьеры магистранта и поступление в аспирантуру УрФУ, других вузов России, университетов ближнего и дальнего зарубежья.
В аспирантуре предлагается обучение по направлению «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело». Программа разработана с учетом потребностей в кадрах высшей квалификации, прежде всего в региональных высших учебных заведениях.
Университет Савитрибай Фул Пуна - крупный индийский университет, занимающий позицию в диапазоне 651-700 QS Global World Ranking. Департамент медиа и исследований коммуникации при университете предлагает несколько образовательных программ магистратуры и аспирантуры в области медиа. Магистратура по направлению «Медиа и коммуникационные исследования» представляет собой площадку для развития критического понимания СМИ и их взаимодействия с обществом, культурой, политикой и экономикой. В круг исследовательских задач программы входит история СМИ, исследования телевидения, индийское кино, новые медиа и их роль в повседневной жизни. Курс длится 3 семестра.
Другая магистерская программа - «Журналистика и массовые коммуникации» - преследует следующие образовательные цели: передать базовые знания о процессах массовой коммуникации студентам из разных слоев общества; освоить навыки, необходимые для эффективной работы в различных областях массовой коммуникации; обучить разносторонних журналистов и профессионалов
СМИ необходимым навыкам создания контента; развить у студентов аналитический подход к критической оценке средств массовой информации. Длится 4 семестра.
Отдельный интерес представляет аспирантура по направлению «Индийское кино» факультета медиа и коммуникационных исследований, разработанная в сотрудничестве с Национальным киноархивом Пуны. Программа дает студентам возможность изучать теорию индийского кино, его историю и культуру. Курс длится 2 семестра.
Стоит отметить, что большинство образовательных программ по журналистике разработали индийские ученые, которые прошли обучение в США, и «их подход к журналистскому образованию был западным, а не местным. Эта западная ориентация продолжается до сих пор наряду с отсутствием стандартных учебных планов по всей Индии» [22. С. 705].
Университет Ланьчжоу - одно из крупнейших учебных заведений в Китае, которое занимает место в диапазоне 801-1000 в QS Global World Ranking. Школа журналистики и коммуникации университета создана совместно с отделом пропаганды города Ганьсу. Основные направления в школе включают журналистику, радио и телевидение, рекламу, интернет и новые медиа. Школа фокусируется на развитии медиакоммуникаций в северо-западном Китае, районах проживания этнических меньшинств и экономически неразвитых регионах. В рамках проекта «двойной первый класс» (первоклассный университет и первоклассная дисциплина) школа в первую очередь нацелена на исследование «стратегической коммуникации Шелкового пути», одновременно усиливая изучение «истории коммунистической журналистики».
Университет Витватерсранда - ведущее учебное заведение Южной Африки, занимающее 403 позицию в QS Global World Ranking. Школа литературы, языка и медиа при университете предлагает обучение по направлениям «Журналистика» и «Медиаисследования». Департамент журналистики предполагает бакалавриат и магистратуру со специализацией в области финансовой журналистики и журналистских расследований. Обучение сочетает получение как практических навыков, необходимых для работы в отделе новостей, так и теоретических знаний. Университет обещает упор на практику, погружение в реальную, живую журналистику, внеклассное обучение в различных традиционных и новых медиа. Обучение на бакалавриате длится 1 год по очной форме или 2 года по заочной, программа состоит из пяти курсов. Студенты проходят четыре обязательных курса и выбирают пятый по телевидению, радио или фотографии.
Департамент медиаисследований является одним из ведущих центров критического, междисциплинарного и теоретического изучения медиа в Южном полушарии. Исследования направлены на анализ влияния медиа на жизненный опыт, культуру общества глобального Юга.
Обучение на бакалавриате длится также 1-2 года в зависимости от формы обучения. Студенты проходят четыре семестровых курса, охватывающих широкий спектр предметов в области СМИ и культурологии. Основные курсы: «Критический анализ СМИ» и «Африканские медиасистемы»; факультативные курсы: «СМИ и гендер», «Мировое кино и общество», «СМИ и политика» и «Экономика СМИ».
Резюмируя результаты анализа образовательных программ по журналистике, представленных на сайтах высокорейтинговых университетов стран «пятерки», можно отметить следующие тенденции. Миссии школ/департаментов/факультетов журналистики и медиа объединяет стремление сфокусировать внимание на исследованиях в области коммуникаций и подготовить специалистов, отвечающих на требования времени и потребности общественного развития. При этом в некоторых формулировках сохраняется национальный «налет». Так, в УрФУ при подготовке журналистов обеспечивают преемственность традиций уральской журналистики, в китайском университете образование направлено на развитие медиакоммуникаций в экономических неразвитых районах и изучение истории коммунистической журналистики, а в южноафриканском университете обучение нацелено на исследование влияние медиа на общество глобального Юга.
Образовательные программы бакалавриата во всех университетах имеют практико-ориентированный и междисциплинарный характер, образовательный процесс сочетает академическую и профессиональную подготовку, каждый университет стремится выпустить универсального специалиста. Программы магистратуры и аспирантуры по журналистике и медиа в проанализированных университетах носят более исследовательский характер, направлены на осмысление актуальной проблематики информационной эпохи, развитие критического понимания СМИ и медиа. Среди про-
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
грамм наблюдается разнообразие исследовательских направлений, специфичных для той или иной страны. Так, в индийском университете представлена аспирантура по индийскому кино.
Что касается нацеленности на международное сотрудничество, все университеты активно работают в этом направлении. Бразильский Университет Сан-Паулу провозглашает интернационализацию своим руководящим принципом и имеет специальное агентство, отвечающее за установление контактов с другими университетами и организацию мобильности студентов и преподавателей. Интернационализация является приоритетом и для Уральского федерального университета, в число партнеров входит 500 зарубежных вузов из 64 стран мира. Индийский Университет Савитрибай Фул Пуна применяет специальные программы научных коллабораций с вузами развитых стран. Китайский Университет Ланьчжоу также имеет Бюро международного сотрудничества и обмена. Наконец, в южноафриканском Университете Витватерсранда аналогично налажены программы по обмену для студентов и преподавателей.
Выводы
Результаты исследования особенностей журналистского образования в высокорейтинговых университетах стран БРИКС позволяют прийти к следующим выводам. Как показало исследование, высшее журналистское образование популярно и востребовано во всех странах, так как предлагает широкий диапазон направлений и программ. Кроме того, число образовательных программ по журналистике увеличивается за счет расширения предметного круга научных исследований в области медиакоммуникаций, что, в свою очередь, обусловлено медиаглобализацией и развитием информационно-коммуникационных технологий, наблюдается активная интеграция журналистского образования в смежные области коммуникаций и медиа. При этом, несмотря на успешную адаптацию к гло-бализационным изменениям и готовность к международному сотрудничеству, журналистское образование сохраняет национальные особенности, предлагая студентам альтернативные пути развития профессиональной журналистской деятельности.
Благодарности. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-18-00236).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стратегия развития БРИКС и приоритеты для России: докл. к XXI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2020 г. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 194 с.
2. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: ACT, 2003. 669 с.
3. Маркина Ю.В. Концентрация СМИ в условиях информационной глобализации // Вестник РУДН. Сер. Литературоведение, журналистика. 2014. № 1. С. 98-104.
4. Декларация участников Форума ведущих СМИ государств - участников БРИКС «Пути создания общего информационного пространства БРИКС», 2015.
5. Пекинская декларация по итогам медиасаммита стран БРИКС [Электронный ресурс]. URL: http://russian.news.cn/2015-12/01/c_134874343.htm (дата обращения: 13.08.2020).
6. Михальченкова Н.А. Реформы высшего образования в странах БРИКС: вестернизация или поиск собственного пути? // Власть. 2017. № 7. C. 137-146.
7. Исакова Т.Б. Журналистское образование в условиях модернизации // Вестник ЧелГУ. 2015. № 5 (360). C. 383-388.
8. Более 100 студентов BRICS завершили четырехмесячную программу обучения в ДВФУ [Электронный ресурс]. URL: https://www.dvfu.ru/news/fefu-news/more_than_100_students_from_the_brics_had_completed_a_four _month_training_program_at_the_university/ (дата обращения: 15.08.2020).
9. Altbach P.G., Basset R.M. Nix the BRICs - at Least for Higher Education Debate // International Higher Education. 2014. Vol. 77. P. 2-5.
10. Михальченкова Н.А. Высшее образование Бразилии в контексте эволюции политических режимов // Власть. 2016. № 9. С. 205-214.
11. Машкина О. Страны БРИКС: стратегии развития высшего образования // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. № 2. С. 40-48.
12. Бороздина Н.О. Современный российский университет на фоне мировых трендов: проблемы и поиски решений // Вестник РГГУ. Сер. Философия. Социология. Искусствоведение. 2017. № 4-2 (10). С. 306-311.
13. Антонова Н.Л. Высшее образование в контексте множественной модерности // Теория и практика общественного развития. 2018. № 6. С. 11-13.
14. Лунев С.И. Развитие образования (базовое и высшее образование, аспирантура) и науки в Китае и Индии // Сравнительная политика. 2013. № 2 (12). С. 70-81.
15. Шведова И. А. Интернационализация высшего образования в Китае // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2013. № 1 (21). С. 132-138.
16. Никонова Е.Н. Университеты стран с развивающейся экономикой. Путь к признанию // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. № 1 (57). С. 102-126.
17. Сайт Университета Сан-Паулу [Электронный ресурс]. URL: https://www5.usp.br/ (дата обращения: 16.07.2020).
18. Сайт Уральского Федерального университета [Электронный ресурс]. URL: https://urfu.ru/ru/ (дата обращения: 16.07.2020).
19. Сайт Университета Савитирибай Фул Пуна [Электронный ресурс]. URL: http://www.unipune.ac.in/ (дата обращения: 16.07.2020).
20. Сайт Университета Ланьчжоу [Электронный ресурс]. URL: http://www.lzu.edu.cn/ (дата обращения: 16.07.2020).
21. Сайт Университета Витватерсранда [Электронный ресурс]. URL: https://www.wits.ac.za/ (дата обращения: 16.07.2020).
22. Матвиенко В. В. К вопросу о состоянии журналистики и журналистском образовании в Индии // Вестник РУДН. Сер. Литературоведение, журналистика. 2017. № 4. С. 703-710.
Поступила в редакцию 19.08.2020 Хафизова Виктория Рауфовна, аспирант кафедры прикладной социологии
ФГАОУ ВО «Уральский федеральной университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» 620075, Россия, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51 E-mail: [email protected]
V.R. Khafizova
JOURNALISM EDUCATION IN THE BRICS COUNTRIES IN THE AGE OF GLOBALIZATION
DOI: 10.35634/2587-9030-2020-4-3-274-280
Today, the media around the world construct the modern media reality and play a key role in the processes of media globalization. In this regard, one of the important areas of international cooperation is the development of media and the creation of a common information space. In particular, the countries with developing economies that are part of the BRICS group entrust the mass media with the mission of strengthening mutual understanding between countries, developing cooperation in the political, economic and social spheres. One of the resources for achieving this goal, in our opinion, is higher education, which determines the quality of training future journalists. Therefore, the purpose of this article is a research analysis, suggesting the allocation of general and special in educational programs in journalism in high-ranking BRICS universities. The author provides a brief overview of the characteristics and problems of higher education in the countries of the "five". In the practical part, the websites of five high-ranking universities containing information on educational programs in journalism are analyzed. The analysis criteria include the mission of the department / faculty / school, educational objectives, features of bachelor's, master's and postgraduate programs, focus on international cooperation. The analysis revealed that higher journalism education at the selected universities strives to develop research in the field of media communications and prepare universal journalists capable of adapting to new socio-economic and technological conditions. At the same time, national characteristics and goals are preserved in educational programs. The number of educational programs in journalism is increasing and diversifying through the expansion of research in the field of media communications. There is an active integration of journalism education in the related fields of communications and media. At the same time, despite successful adaptation to globalization changes and readiness for international cooperation, journalism education in the BRICS countries retains national characteristics, offering alternative ways of developing professional journalism.
Keywords: BRICS, globalization, higher education, quality of education, journalism, media, media globalization, rating.
Received 19.08.2020
Khafizova V.R., Postgraduate student of the Department of Applied Sociology Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin Prosp. Lenina, 51, Yekaterinburg, Russia, 620075 E-mail: [email protected]