Научная статья на тему 'Магистратура: профессионально ориентированное медиаобразование в области медиа (опыт Украины)'

Магистратура: профессионально ориентированное медиаобразование в области медиа (опыт Украины) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
341
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ / КАФЕДРЫ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Онкович А. В.

Сегодня медиаобразование будущих специалистов, работающих в сфере медиа, предполагает высший уровень знаний, обеспечивающийся профессиональной подготовкой. В статье речь идет об особенностях магистерской подготовки специалистов в области журналистики и медиакоммуникаций в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Магистратура: профессионально ориентированное медиаобразование в области медиа (опыт Украины)»

МАГИСТРАТУРА: ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ МЕДИА (ОПЫТ УКРАИНЫ)*

А.В.Онкович,

доктор педагогических наук, профессор, Академия педагогических наук Украины

Аннотация. Сегодня медиаобразование будущих специалистов, работающих в сфере медиа, предполагает высший уровень знаний, обеспечивающийся профессиональной подготовкой. В статье речь идет об особенностях магистерской подготовки специалистов в области журналистики и медиаком-муникаций в Украине.

Ключевые слова: медиаобразование, профессионально-ориентированное медиаобразование, журналистское образование, магистерские программы, кафедры медиакоммуникаций.

Magistracy: professionally oriented media education in the field of media (experience of Ukraine)

Prof. Dr. A.V.Onkovich (Kiev, Ukraine)

Abstract. Today media education of future specialists in the field of Media Communications, assumes the highest level of knowledge, which is provided by professional training. The article tells about the features of the master training in the field of Journalism and Media Communications in Ukraine.

Keywords: media education, professionally oriented media education, journalism education, masters degree programmes, department of media communications.

В последние годы в Украине вокруг журналистского образования ведутся дискуссии: надо ли обучать журналистике в высшей школе? Всё чаще говорится о том, что журналистов-профессионалов делает практика, это - не профессия, а работа, навык... Тем не менее количество студентов, желающих получить эту специальность, растет. При этом звучат голоса о необходи-

мости воспитывать как можно больше медиаграмотных граждан, а не только медиаспециалистов.

Сегодня медиаобразование будущих профессионалов - журналистов (пресса, радио, телевидение, Интернет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др. - предполагает высший уровень знаний, обеспечивающийся именно профессиональной подготовкой. Но

* Финансирование исследования выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы, соглашение 14.В37.21.2002 по теме «Тенденции развития светского и теологического медиаобразования в России и за рубежом» (2012-2013).

медиаобразование рассматривается и по другим направлениям, которые, возможно, и объединяет понятие «журналистика для всех». Речь идет о: медиаобразовании будущих педагогов в университетах, педагогических институтах, в процессе повышения квалификации преподавателей вузов и школ; о медиаобразо-вании как части общего образования школьников и студентов, которое может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.); о медиаобразовании в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах; о дистанционном образовании школьников, студентов и взрослых с опорой на телевидение, радио, системы интернет. Нельзя не упомнить о самостоятельном/непрерывном медиаобразовании [Федоров, 2001]. К этому перечню мы добавили [Онкович, 2013] медиаобразование будущих специалистов различных направлений подготовки, поскольку а данном случае речь идет не о «журналистике для всех», а о том, как наиболее эффективно использовать профессионально-ориентированные медиатексты в подготовке будущих специалистов с тем, чтобы в последующем они успешно применяли навыки работы с масс-медиа для повышения профессионального уровня, самообразования в течение всей жизни.

Быть журналистом сегодня - и престижно, и модно. В Украине ныне журналистов готовят 39 высших учебных заведений, - свидетельствует директор Института журналистики Киевского нацио-

нального университета имени Т.ГШевченко, председатель научно-методической комиссии по журналистике и информации при Министерстве образования и науки Украины В.В.Ризун. - По состоянию на 2011 год в Украине действовало 51 учебное заведение, где готовили специалистов в области образования по направлению «Журналистика и информация». В связи с включением журналисти-коведения, библиотековедения, архивоведения и других наук в отрасль «Социальные коммуникации» перед представителями этих наук возникли новые проблемы, связанные с изменением методологических подходов. Сюда входит подготовка журналистов, издателей и редакторов, рекламистов и специалистов по связям с общественностью. Общий лицензированный объем в области журналистики и информации на уровне бакалаврских программ составлял 7032 человека, по журналистике -3792 человека.

Ныне все чаще говорят о своеобразной «перезагрузке» журналистского образования. Национальный университет «Киево-Мо-гилянская академия» (НаУКМА) и Украинский Католический Университет (УКУ) во Львове имеют магистратуру по журналистике, куда принимают выпускников бакалавриата разных специальностей. Сегодня можно проанализировать первый опыт работы магистерских программ по журналистике и медиакоммуникациям, для которых наличие бакалаврского профильного диплома необязательно. Возможно, эти примеры -

свидетельство такой перезагрузки. Кроме того, в последнее годы несколько украинских университетов начали подготовку специалистов в области образования по направлению «Специфические категории» для подготовки магистров по медиакоммуникациям. У этого вида магистратуры вообще отсутствует профильный бакалаврат.

Остановимся на новых подходах в медиаобразовании именно будущих профессионалов - журналистов, обучающихся по магистерским программам (направление «Социальные коммуникации»). Взаимосвязь социального образования и социальных коммуникаий потребует особого изучения, понимания и использования.

Несмотря на то, что выпускников журфаков в Украине больше, чем нужно рынку, квалифицированных кадров все равно не хватает. Подготовкой специалистов занимаются общественные организации, издатели периодической печати, ассоциации телерадиовещателей, которые проводят курсы и тренинги для повышения квалификации. Еще один путь в журналистику -редакционные школы, различными способами доказывающие профессиональный уровень молодых журналистов по своим стандартам.

Отметим, что наш интерес в данном случае концентрируется на специфике подготовки магистров. И речь пойдет о профессионально-ориентированном медиа-образвании тех, для кого оно - высшая ступень именно профессиональной подготовки для работы в массовокоммуникационном спектре социума.

Напомним несколько фактов из истории подготовки журналистов.

Как отмечает Большая Советская Энциклопедия, в дореволюционной России не было вузов, готовящих журналистов. Журналистское образование как самостоятельная отрасль образования возникло в первые годы советской власти [БСЭ, 1978].

Подходы к подготовке специалистов для медиаотрасли в России и Украине в течение многих десятилетий советского периода практически совпадали [Федоров, 2009]. Много общего имели и ме-диаобразовательные занятия для тех, кто интересовался созданием медиатекстов или кинопродуктов, которые зачастую зависели от энтузиазма конкретных педагогов. Как отмечает А.В.Федоров, в теории и методике доминировали эстетический и практический подходы [Федоров, 2001; 2009]. Помимо кружков, факультативов (эстетический подход) и кино/фото/видеостудий, школьных и вузовских самодеятельных газет и журналов (практический подход) медиаоб-разование развивалось и в интегрированном варианте - в рамках таких обязательных дисциплин, как литература, история, русский, украинский и иностранные языки [Федоров, 2009].

В 1918 - 1921 годах подготовка работников печати осуществлялась на курсах при Коммунистическом университете и Российском телеграфном агенстве (РОСТА). В 1930-е годы в Москве, Ленинграде, Харькове, Минске, Алма-Ате, Свердловске и Куйбышеве были организованы Коммунистические институты

журналистики, которые в конце 1930-х годов были закрыты, некоторые - реорганизованы в отделения при филологических факультетах.

В конце 1940-х годов в ряде университетов были созданы газетные отделения, а в 1950-е - 1960-е годы - факультеты журналистики. В 1971/ 72 учебном году, например, факультеты журналистики имелись в Московском, Ленинградском, Киевском, Львовском, Уральском, Белорусском (Минск), Казахском (Алма-Ата), Азербайджанском (Баку), Ташкентском университетах, отделения журналистики - в Вильнюсском, Воронежском, Дальневосточном (Владивосток), Иркутском, Казанском, Латвийском (Рига), Ростовском, Тбилисском и Томском университетах, специализации - в Ереванском и Таджикском (Душанбе) университетах.

Высшее журналисткое образование предусматривало пятилетнее обучение. Будушие журналисты изучали общественные, экономические и филологические дисциплины, а также специальные и прикладне [БСЭ, 1978].

Пресса до сих пор остается неотъемлемым атрибутом современной жизни, выполняя важную общественную миссию. И, как утверждают некоторые эксперты, у газетчиков есть все основания смотреть в будущее с оптимизмом, хотя ХХ век дал прессе нескольких конкурентов: сначала - радио, потом -телевидение, а теперь еще и Интернет [Папря, 2013]. Тиражи газет в этот период резко упали, существенно сократились доходы от рекламы. Одновременно на смену бизнес-активам отдельных изданий

появились крупные медиа-компании, которые сосредоточили в своих руках всю сеть СМИ сразу в нескольких странах. Тем не менее, некоторые аналитики считают, что вскоре академическое образование журналиста может окончательно перестать быть нужным.

Сегодня готовят журналистов многие вузы, однако «мало где журналистское образование направлено в положительную, с профессиональной точки зрения, сторону». Это - мнение президента Киево-Могилянской академии Сергея Квита [Квит, 2013]. И если высшие учебные заведения не предложат адекватную систему подготовки специалистов по медийными специальностям, то украинские СМИ «могут махнуть рукой на университетское журналистское образование. .. Уже сегодня наши медиа с большой иронией относятся к выпускникам журфаков, - отметил С. Квит. - Кое-где университеты не вышли за пределы филологического официоза, кадров для преподавания нет, все происходит в карикатурный образ».

Филологическую основу по его словам, подготовка журналистов имела во времена СССР, и в этом даже был свой смысл. Тогда образование считалось частью подготовки бойцов пропагандистского фронта, которые должны были разговаривать с массами на языке республики, в которой они учились. Поэтому определяющей составляющей программы подготовки журналистов, например, в вузах УССР была украинская филология. Однако сегодня филологические основы являются концептуально

неправильным, убежден Сергей Квит. «Когда мы открывали Моги-лянскую школу журналистики, концепция была такой: у нас должна быть магистерская программа по журналистике без бакалаврской основы. Мы хотели оторвать обучения журналистов от филологии», - отмечает он [Квит, 2013].

И тут не обошлось без конфликта, ведь магистратура - это своего рода первый шаг в науку а в Моги-лянке решили сделать ставку на практическую журналистику Этот ход принес свои плоды - практически все выпускники Школы журналистики трудоустроены по специальности или в приближенных к журналистике сферах. Президент Кие-во-Могилянской академии считает, что в этом также заслуга системы liberal arts education, которая позволяет отбирать на программу наиболее мотивированных студентов. Эта система позволяет студенту самому выбирать и изменять траекторию обучения, например, с помощью «перекрестного вступления», когда бакалавр по специальности «Экономика» может поступать на магистратуру по специальности «Журналистика». « Студентам необходима атмосфера выбора. Потому что человек, который заканчивает школу имеет лишь одну перспективу своей карьеры. Но в университете эта перспектива меняется, и человек подыскивает то, что ему действительно нужно, о чем он не имел представления, когда заканчивал школу», - аргументирует С.Квит [Квит, 2013].

Школа журналистики Украинского католического университета во Львове была создана в 2011 году и

во многом унаследовала опыт Мо-гилянки. Ее целью было ввести в Украине европейскую модель подготовки магистров-журналистов на основе синтеза журналистской специальности с базовым образованием по гуманитарным и социально-экономическим наукам [УКУ].

Среди украинских вузов, успешно начавших подготовку специалистов в области образования по направлению «Специфические категории» для подготовки магистров по медиакуммуникациям, - Харьковский национальный университет (ХНУ) имени В.Каразина и Украинский Католический Университет.

Именно Каразинский университет инициировал открытие новой в Украине специальности «Меди-акоммуникации» - аналога программ по Media & Communication Studies в западных университетах. На важности этого направления образования неоднократно акцентировали внимание медиаспеци-алисты Украины, однако без помощи, поддержки и участия многих заинтересованных лиц в области медиа было бы невозможно запустить успешный каразинский научно-образовательный проект, инициатором которого стала заведующая кафедрой медиакоммуника-ций, доктор философских наук, профессор Л.В.Стародубцева.

В мае 2009 года в ХНУ группой украинских медиаисследователей была разработана Программа проведения необычного научно-образовательного эксперимента. Его целью, отмечалось в Программе, - было «введение в «Перечень направлений и специальностей, по которым осуществляется подго-

товка специалистов в высших учебных заведениях по соответствующим образовательно-квалификационным уровням», а именно по образовательно-квалификационному уровню «мапстр», новой специальности «Медиакомуниции».

Достижение этой цели предусматривало «необходимость постановки и решения следующих задач:

- провести эксперимент по подготовке специалистов квалификационного уровня «магистр» по специальности «Ме-диакоммуникации» (специфическая категория) в Харьковском национальном университете имени В. Н. Каразина;

- определить основные концептуальные стратегии и научно-теоретические направления подготовки специалистов по вышеназванной специализации с учетом как корпуса исследований западных и отечественных медиатеоретиков, так и опыта медиаобразования в ведущих университетах мира;

- создать кафедру медиакомму-никаций в Харьковском национальном университете имени В.Н.Каразина, обеспечив ее необходимым оборудованием для видеопоказов и медиапре-зентаций, собственной компьютерной сетью, видео/аудю/ки-нотекой, медийной лабораторией и базой новых электронных изданий по проблем медиа;

- составить учебный план дисциплины «Медиакоммуника-ции» как специфической междисциплинарной области знания в пределах експеримен-тального межкафедрального и

межвузовского проекта сотрудничества преподавателей различных специальностей; обеспечить учебный процесс серией новых учебных программ, учебных и учебно-методических пособий, лекционных курсов и методических материалов по направлению подготовки «медиакоммуникации»; обосновать комплекс экспериментальных методов обучения по специализации «медиа-коммуникации»; достичь принципиального соглашения с будущими гостевыми преподавателями, имеющими опыт работы в медиа, для проведения в рамках эксперимента мастер-классов, практикумов и workshops; заключить договор с медиауч-реждениями, которые должны предоставить магистрантам возможность в течение всего срока обучения практиковаться в сфере медиапроизводства (фотостудии, студии радиовещания, телеканалы, компьютерные фирмы, рекламные и PR-агентства и т.п.); провести промо-компанию для осуществления набора будущих магистрантов, поощряя обучение сотрудников СМИ, специалистов различных медиаоргани-заций, бакалавров и специалистов из вузов Харькова и других городов Восточной Украины; осуществить набор и предоставить качественную профессиональную подготовку специалистов по медиакоммуника-циям по дневной и заочной формам обучения;

- обеспечить трудоустройство выпускников магистратуры в сфере медиакоммуникаций;

- провести анализ эффективности профессиональной подготовки по магистерской программе «Медиакоммуникации» в Харьковском национальном университете имени В.Н. Каразина;

- выполнить коррекции учебного плана и учебных дисциплин специализации «Медиакомму-никации» с учетом отзывов работодателей и выпускников-магистров;

- разработать пакет документов научного и учебно-методического обеспечения подготовки специалистов по специальности «Медиакоммуникации» для введения ее в Перечень направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по образовательно-квалифика-ционныму уровню магистра» [Центр...].

Эксперимент был рассчитан на четыре года, но уже через год практически все задачи эксперимента были выполнены. Коллектив новой кафедры медиакоммуникаций разработал пакет необходимых документов, среди которых -учебные планы, образовательно-профессиональная программа, образовательно-квалификационная характеристика, рабочие программы нормативных и выборочных учебных курсов для подготовки магистров по специальности «Медиакоммуникации», а также проведен первый набор студентов по этой магистерской программе.

Усилиями руководства Кара-зинского университета и коллектива кафедры медиакоммуникаций уже в августе 2010 года Постановлением Кабинета Министров Украина специальность была введена в «Перечень направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по образовательно-квалификационному уровню «Магистр». В сентябре-октябре 2010 года прошла производственная практика медиа-магистрантов в пяти ведущих медиаучреждениях, телеканалах и информагентствах города, а в декабре того же года состоялась первая в Украине защита индивидуальных медиапроектов выпускников экспериментальной магистерской программы.

В течение 2011-2012 годов коллектив кафедры разработал и издал серию из 12 учебных пособий по основным курсам магистерской программы. В 2011 году Университет получил лицензию на подготовку магистров по этой специальности, а в 2012-2013 годах прошла аккредитация специальности [Баюров, Стародубцева, 2103].

Сферы профессиональной деятельности выпускников кафедры: системы СМИ (теле/интернет-коммуникации и др.); информационные агентства; консалтинговые фирмы: центры медийной аналитики и ме-диаэкспертизы; органы государственного и муниципального управления; РР и рекламные агентства; учреждения публичной сферы.

Принципиальные инновации магистратуры: возможности реализации учебных авторских проек-

тов у медиасфере; использование в учебном процессе интерактивных мультимедийных технологий; мастер-классы специалистов из медиа; практикумы в медиаучреж-дениях (телеканалы, видеоканалы, информационные агенции и под.). [http://www.univer.kharkov.ua/ иа/с1ера^тег^8/зосю1оду/с11а1г/ тесПа-сот].

Ныне харьковская кафедра, созданная в 2009 году для подготовки студентов по магистерской программе «Медиакоммуника-ции», ведет обучение по таким основным направлениям: медийная теория, масс-медиа коммуникации; интернет-коммуникации; социальные медиа; современные телекоммуникации; оптические медиа; медиа-арт.

5 марта 2013 года в Харковс-ком национальном университете имени В.Н.Каразина состоялась торжественная церемония вручения дипломов первым в Украине выпускникам специальности «Ме-диакоммуникации».

Будущих аналитиков и исследователей медиа с 2013 года будет готовить и Украинский Католический Университет во Львове: аккре-дитационная комиссия Министерства образования, науки, молодежи и спорта Украины выдала университету лицензию на открытие магистерской программы по меди-акоммуникациям. В этом году Школа журналистики УКУ, в которой уже учатся будущие магистры журналистики, объявляет набор на тридцать лицензионных мест новой магистерской программы.

О том, что журналистика популярна в религиозной среде и со-

временная церковь сегодня отводит особое место деятельности медиа, свидетельствует и такой пример. В первой встрече с новоизбранным Папой Римским Франциском I, состоявшейся на четвертый день после его избрания на Святой престол, приняли участие пять тысяч журналистов. «Ваша работа, как и многие другие профессии, требует тщательной подготовки, чувствительности и опыта", - сказал во время первой пресс-аудиенции, новоизбранный Папа Римский. Он сравнил деятельность медиа и церкви, отметив что у журналистов и церковников много общего, поскольку Церковь существует, чтобы причащать именно к Правде, Добру и Красоте. В последние годы роль масс-медиа в значительной мере расширилась, ибо они являются важным средством информирования мир о современной истории, отметил Папа Римский. Он выразил особую благодарность журналистам «за профессиональное мужество». Франциск I обратился с просьбой к журналистам «попробовать полнее понять истинную природу Церкви, а также ее странствующий путь в этом мире, с ее достоинствами и грехами, узнать духовные проблемы, которые направляют ее, и искреннее понять ее». Вместе с тем он заверил, что Церковь, со своей стороны, высоко ценит «важную работу» журналистов. Заканчивая свое обращение к журналистам, Франциск I - понтифик сказал: «Поскольку многие из вас принадлежат к католической церкви, а другие - неверующие, я искренне в молчании благословляю каждо-

го из вас, уважая совесть каждого и зная, что каждый из вас - дитя Божие. Пусть Господь благословит вас» [Папа Римский., 2013].

Ректор УКУ, эпископ Украинской греко-католической Б.Гудзяк, говоря о подготовке журналистов в Украинском Католическом Университете, отметил: «Мы ставим перед собой амбитные планы: воспитать лидеров для украинской журналистики, а также профессиональных исследователей и аналитиков медия для украинского медийного пространства» [Гудзяк, 2013]. Он подчеркнул также, что медиа играют все большую роль в современном мире, поэтому есть большая потребность в тех, кто бы помогал простым людям сориентироваться в море информации, кто бы также глубоко анализировал, переосмысливал и исследовал медиа. «Стремительное развитие цифровой журналистики требует специалистов в этой области, специалистов с четкими моральными установками, пониманием веса слова и уважения к аудитории. Важно помнить, что новые медиа имеют не только цифровой, но прежде всего - духовное измерение. Медиа играют все большую роль в современном мире. ... Наши журналисты и медиаспециалисты учатся в одном помещении с будущими богословами, т.е. общаются с людьми, которые очень четко ставят в своей жизни моральные приоритеты. Нам нужно смотреть в корень проблемы расхлябанности, безнравственности в нашем обществе, и конкретно - в медиа. Люди, и журналисты не исключение, боятся: за свое выживание,

зарплаты, труд. Когда человек живет в страхе, то он вряд ли будет творческим, этот страх его бросает из одной экстремы в другую. Открывая магистерские программы по журналистике и медиакоммуника-циям, мы хотим помочь будущим журналистам и медиаспециалис-там познать собственное достоинство. Когда мы ценим собственное достоинство, то знаем, кто мы. Человек с моральными и духовными принципами не допустит лжи , не переступит через собственное достоинство. В этом и есть главное предназначение современного и журналиста, и медиаспециалиста - быть достойными людьми, говорить правду» [Гудзяк, 2013].

Вновь созданную кафедру ме-диакоммуникаций УКУ возглавила кандидат наук по социальным коммуникациям Мария Титаренко. «Надеюсь, что мы начинаем в Украине альтернативную школу ме-диакоммуникаций, базирующейся на трех китах - медиааналитике, медиаисследованиях и новых медиа, - комментирует Мария Тита-ренко. - В рамках школы студенты с разным образовательным бэкграундом смогут проводить профессиональные мониторинги медиа, разрабатывать собственные аналитические проекты под руководством известных экспертов и публиковать их на украинских и зарубежных ресурсах. Спрос на таких специалистов в Украине и мире растет - их требует не только ме-диарынок, но также научная и исследовательская сферы. Специализированное образование, объединяющий украинские и зарубежные стандарты, обеспечит нашим

выпускникам конкурентоспособность» [УКУ]. Участие в программе не требует наличия журналистского образования: документы на поступление могут подавать бакалавры, специалисты и магистры любого направления. Новая программа ориентирована на подготовку медиааналитиков, медиак-ритиков, медиаэкспертов, исследователей медиа, специалистов-практиков цифровых медиа и интернет-коммуникаций.

Благодаря технической базе и ориентации на практическую направленность учебного процесса, в Школе журналистики УКУ будущие магистры медиакоммуника-ций будут получать как теоретические, так и практические знания о медиа. Участников программы ждут мастер-классы, тренинги и семинары украинских и зарубежных медиаэкспертов, оригинальные авторские курсы украинских исследователей и практиков традиционных и новых медиа. Студенты с высоким уровнем успеваемости смогу пройти стажировку в зарубежных масс-медиа и научных институтах. Им также предложат участие в волонтерском проекте по распространению медиаграмот-ности в украинских вузах.

По словам руководителя Школы журналистики УКУ И.Балинско-го, в перспективе на базе университета планируют создать мощную научную школу медийных исследований. Среди главных направлений научной работы: конвергентные медиа в формировании новой идентичности; современный меди-апространство и трансформация медиарынка, теория, история, фи-

лософия массовых коммуникаций; межкультурная коммуникация и комуникативистика; Церковь в контексте глобальных информационно-коммуникационных процессов.

Украинские исследователи, которые сегодня работают в области социальных коммуникаций, акцентируют внимание на том, что науки, входящие ныне в эту сферу ранее принадлежали к разным отраслям знания. Журналистико-ведение (теория и история журналистики) традиционно формировалось в лоне филологической, отчасти - исторической науки, библиотековедение - педагогической, архивоведение - исторической. Сегодня происходит смена научных парадигм, что существенно влияет на выбор объектов исследований, их проведения, анализ и интерпретацию результатов. Исследования в сфере медиа становятся междисциплинарными.

Литература

Бафов В.С., Стародубцева Л.В. Креативна модель медiаосвiти: експе-римент Каразшського университету // Збiрник статей методолопчного семь нару «Медiаосвiта в УкраТ'ж: наукова рефлешя виклиив, практик, перспектив». К., 2013. С.45-63.

Большая советская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия. 1969—1978.

Гудзяк Б. Слово ректора. Школа журналистики УКУ. 2013. http:// journalism.ucu.edu.ua/informatsiya-pro-prohramu/slovo-rektora/

Кв^ С. Медiа можуть махнути рукою на ужверситетську журналютсь-ку осв^у. 2013. http:// osvita.mediasapiens.ua/material/15160

НаУКМА. Школа журналистики НаУКМА http://www.j-school.kiev.ua/; http://j-school.kiev.ua/ma-program/; http://j-school.kiev.ua/about/

Онкович А.В.. Медiадидактика вищо!' школи: укра'шський досвiд // Вища освп-а Укра'ши, 2013. № 1. С.23-29.

Пагiря, О. Право на критику. Роль преси в сусптьному та поличному життi // Укра'шський тиждень, 2013. № 7. С.44-47. http://tyzhden.ua/History/72424

Папа Римський бачить спiльне у дiяльностi медiа та церкви. 2013. http:/ /osvita.mediasapiens.ua/material/16395

Федоров А.В. Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008) // Вища осв1та Укра1ни. 2009. № 3. С.164-182.

Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР, 2001. 708 с.

Центр медiа-комунiкацiй i вiзуальних дослщжень. http://www.mediatopos.org

ХНУ http://www.univer.kharkov.ua/ ua/departments/sociology/chair/media-comm;

УКУ Магiстерiум з медiакомунi-кацiй http://journalism.ucu.edu.ua/ vstupnykam/mahisterium-z-mediakomunikatsij/.

References

Bakirov, V.S., Starodubtseva, L.V. (2013). Creative media education model: experiment of Karazinsky University // Collected papers of methodological seminar «Media Education in Ukraine: scientific reflection of challenges, practices and prospects.» Kiev, 2013, p.45 - 63.

Center for Media Communications and Visual Studies. http://www.mediatopos.org

Fedorov, A. (2001). Media Education: History, Theory and Methods. Rostob: CVVR, 708 p.

Fedorov, A. (2009). Media education in Russia and Ukraine // Higher Education of Ukraine. 2009. № 3, p.164-182.

Gudziak, S. (2013). The word of rector. UCF School of Journalism. http:// journalism.ucu.edu.ua/informatsiya-pro-prohramu/slovo-rektora/

Kvit, S. (2013). «Media can pull the plug on university journalism education» http:// osvita.mediasapiens.ua/material/15160

Magisterium of media communications http://journalism.ucu. edu.ua/vstupnykam/mahisterium-z-mediakomunikatsij/

Onkovich, G. (2013). Media didactics of High School: Ukrainian experience // Higher Education of Ukraine. 2013. № 1, p. 23-29.

Pahirya, A. (2013). The right to criticize. The role of media in social and political life / / Ukrainian Week. 2013. N 7, p. 44-47. http://tyzhden.ua/History/72424 Pope sees common in media activities and churches. http://osvita.mediasapiens. ua/material/16395

School of Journalism NUKMA http:// www.j-school.kiev.ua/; http://j-

school.kiev.ua/ma-program/; http://j-school.kiev.ua/ about /

The Great Soviet Encyclopedia. -Moscow: Soviet Encyclopedia. 1969-1978.

http://www.univer.kharkov.ua/ua/ departments/sociology / chair / media-comm;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.