развития профессиональной идентичности студентов могут быть осмыслены только в рамках контекста, в котором она формируется, то есть в образовательном.
Выводы. Таким образом, теоретический анализ научной литературы позволил установить, что представители многих психологических школ признают роль контекста в развитии различных свойств и характеристик личности. Также многие ученые указывают на важность исследования влияния различных измерений социального контекста, в котором происходит формирование идентичности. Особая роль контексту отводится в учебном процессе. В связи с этим мы считаем, что учет образовательного контекста позволит проследить, как изменение условий обучения повлияло на особенности структуры и динамики профессиональной идентичности студентов.
Литература:
1. Абдуразаков М.М., Азиев Р.А.С., Исупова Н.И., Тумбасова Е.Р. Особенности социализации студентов в информационно-цифровую эпоху / Сборник научных трудов международной научно-практической конференции "Образовательное пространство в информационную эпоху" Под редакцией С.В. Ивановой. 2018. С. 351-363.
2. Cleary T.J., Zimmerman B.J. Self-regulation differences during athletic practice by experts, non-experts, and novices. J Appl Sport Psychol. 2001; 13: 185-206.
3. Андреева А.Р., Борзилова Н.С. Особенности защитно-совладающего поведения студентов с разным уровнем саморегуляции / теоретические и прикладные аспекты деятельности психологической службы вуза сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 176-184.
4. Макунина О.А. Особенности саморегуляции поведения студентов-спортсменов в условиях сочетанной деятельности / физическая культура и спорт в жизни студенческой молодёжи Материалы 2-й международной научно-практической конференции, посвящённой 300-летию города Омска. - [Электронное издание]. 2016. С. 19.
5. Boekaerts, M. (1998). Do culturally rooted self-construals affect students' conceptualization of control over learning? Educational Psychologist, 33, 87-108.
Педагогика
УДК 37.037.1
кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Екатерина Николаевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); старший преподаватель Бугаева Любовь Прохоровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР ЯКУТОВ В СТАНОВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В данной статье авторами рассматривается роль национальных игр якутов в воспитании и развитии современной молодежи. Целью статьи является анализ изучения исторического происхождения подвижных и настольных игр, также статья посвящена детальному анализу отношения, интересов современной молодежи к настольным играм. Особое внимание уделено тем моментам, что национальные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народа саха, отражением этноса в целом, вместе с тем это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить способности мышления, расцвета воображения. Анкетирование, проведенное с целью выявления особенностей функционирования системы наименований якутских спортивных игр, выявило прямую связь между развитием таких физических качеств человека, как сила, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость, координация, и его внутренних качеств (терпимость, выдержка, честность).
Ключевые слова: подвижные игры, настольные игры, влияние национальных игр.
Annotation. In this article, the authors consider the role of Yakut national games in the education and development of modern youth. The purpose of the article is to analyze the study of the historical origin of mobile and Board games, and the article is also devoted to a detailed analysis of the attitude and interests of modern youth to Board games. Special attention is paid to the fact that national games are an integral part of the traditional culture of the Sakha people, a reflection of the ethnic group as a whole, but at the same time it is a great way to strengthen your spirit, your body, develop the ability to think, flourish imagination. A survey conducted to identify the features of the functioning of the system of names of Yakut sports games revealed a direct link between the development of such physical qualities of a person as strength, dexterity, speed, flexibility, endurance, coordination, and his internal qualities (tolerance, endurance, honesty).
Keywords: outdoor games, Board games, influence of national games.
Введение. В век информатизации и глобализации, в воспитании и образовании подрастающего поколения особое место начали придавать народным традициям, обычаям, народной педагогике.
И, как отмечает А.А. Захаров в своих трудах: «Национальные игры - это неотъемлемая часть традиционной культуры народа, отражение этноса в целом и история его развития. Вместе с тем это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить способности мышления, расцвета воображения.
Издревле народным играм в повседневной жизни якутов отводилось особое место и значение. Так как в них отражены особый дух, уклад жизни народа саха. Происхождение национальных игр якутов тесно связано с укладом жизни народа, видами традиционного хозяйствования (коневодством, разведением крупного рогатого скота, охотой, рыболовством). Игры были не только развлечением, но и важным способом воспитания, физического и умственного развития детей» [1, 2].
В своих трудах В.П. Кочнев, неоднократно говорил, что якутские национальные подвижные игры подразделены на пять групп:
а) физические упражнения;
б) подвижные игры;
в) настольные игры;
г) развлечения;
д) виды спорта.
В свою очередь, физические упражнения также имеют различную специфику - при выполнении одних копируются либо трудовые движения, либо повадки зверей, птиц, другие упражнения качеств. Подвижные игры делятся на индивидуальные, коллективные и игры-единоборства. Настольные игры можно проводить стоя, сидя, более подвижно, тихо. Развлечения организуются в виде праздников, танцев, батальных игр и состязания, такие как хапсагай, мас тардьЛыыта, тустуу и другие [3].
Долгими зимними вечерами коротая время якуты активно играли и развлекали себя и своих детей настольными играми. В старину да и сейчас в суровых условиях Крайнего Севера особо ценятся сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Издавна в настольных играх преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость, только имея такие физические качества можно было выжить. Сегодня и всегда, якутские настольные игры развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.
Сегодня народные настольные игры наших предков получили большую популярность. Настольные игры стали видом проведения досуга населения [4, 5].
Резюмируя мнения сторонников национальных игр, А.А.Кожурова отмечает, что «исторический обзор развития якутских народных игр свидетельствует о том, что использование народных игр в воспитательных целях на ранних ступенях развития общества было связано с производительным трудом, с общественно-экономическими условиями жизни, особенностями системы воспитания, народными традициями» [6].
Изложение основного материала статьи. С целью выявления интереса к якутским настольным играм нами проведено анкетирование среди школьников, посещающих секции настольных игр в Республиканском центре национальных видов спорта им. В. Манчаары «Модун».
В анкетировании принимали участие респонденты мужского пола - 40% и женского пола - 60%, см. рис. 1.
Рисунок 1. Показатели пола респондентов
Наибольший охват респондентов были в возрасте от 12 до 18 лет, их составило - 50%, средний показатель - 40%, это респонденты от 8 до 11 лет и всего 10% составили респонденты до 7 лет, см. рис. 2.
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
50%
40%
10%
1
до 7 лет
01 8-11 /1С 1
01 12-18 лет
Рисунок 2. Показатели возраста охваченных респондентов
Что касаемо национальности респондентов, среди них - 85% это якуты и 15% - составили русские, см.
рис. 3.
100% 80% 60% 40% 20% 0%
85%
15%
® ® 1
кии
Я ку 1 ы
Рисунок 3. Показатели национальности респондентов
На вопрос анкеты «Умеете ли вы играть в якутские настольные игры?» среди респондентов самыми популярными видами якутских игр стали игра «хабылык», которой умеют играть 100% респондентов, и «хаамыска», занимающая второе место, 17% ответивших указали, что они знают этот вид спорта. Самые низкие показатели по умению играть показали такие игры, как «Сулус» и «Умсаах», всего умеют 5% респондентов, см. рис. 4.
Рисунок 4.Умеете ли вы играть в якутские настольные игры?
Как и предполагалось, 90% респондентов в основном играют на дополнительных занятиях, где конкретно пропагандируют и учат играть в якутские национальные игры. 20% ответивших указали, что играют с друзьями, одноклассниками, и 50% играют дома с родителями и близкими (см. рис. 5).
Рисунок 5. С кем вы играете в якутские настольные игры?
Респонденты выделяют и понимают полезность якутских национальных игр: на вопрос «Какие физические качества развивают якутские настольные игры (на ваш взгляд)?» указали такие качества, как сила, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость, координацию. Особенно выделяют ловкость - 85%, координацию - 75% и быстроту - 65%. Это может быть обусловлено спецификой настольных якутских игр, таких как хабылык и хаамыска, см. рис. 6.
Рисунок 6. Какие физические качества развивают якутские настольные игры?
Кроме развития физических качеств респонденты отмечают, что якутские национальные игры развивают и внутренние человеческие качества. Главным качеством они выделяют терпимость - 80% и честность - 65%, низкий показатель среди качеств - вежливость - 5%, это может быть связано с тем, что каждый спортсмен выходит с надеждой на победу, см. рис. 7.
Рисунок 7. Какие внутренние (нравственные) качества человека они развивают?
Все респонденты принимали участие в различных соревнованиях разного уровня, большинство участвовали в открытых турнирах, их всего - 60%, и наименьший показатель участия в школьных соревнованиях и городских турнирах, их всего 5%. Осмелимся предположить, что в школах и в городе мало организуются соревнования по настольным играм, см. рис. 8.
Рисунок 8. В соревнованиях какого масштаба вы принимали участие?
Респонденты на вопрос «В чём заключается уникальность якутских настольных игр?», 40% отметили, что они являются национальными видами спорта, 35% - настольные игры не забыты, в них играют дети и взрослые, и 15% ответивших отметили, что якутские настольные игры развивают мышление и моторику, см. рис. 9.
Рисунок 9. В чём заключается уникальность якутских настольных игр?
Выводы. Таким образом, национальные настольные игры являются наиболее доступным видом физической активности для людей с любой степенью физической подготовленности. Настольные игры развивают ловкость, быстроту и гибкость действий, также воспитывают уверенность в своих силах. Национальные игры доступны всем категориям населения, способствуют сохранению народных традиций и привлечению детей и молодежи, людей пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями здоровья к физической активности и здоровому образу жизни.
Литература:
1. Захаров А.А. Национальные виды спорта как форма традиционной культуры народа. Теория и практика физической культуры. 2014; 6: 9.
2. Захаров А.А. О путях сохранения этнической самобытности национальных видов спорта на современном этапе развития. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013; №2 (96): 66-69.
3. Кочнев В.П. Традиционные игры и национальные виды спорта коренных народов Якутии в современной системе физического воспитания: Диссертация. ... д-ра педагогических наук. Москва, 1998.
4. Бугаева Л.П., Павлова И.П., Захаров А.А. Перспективы использования якутских настольных игр в физическом воспитании студентов // Мир науки, культуры, образования, 2019 №6 (79). С. 226-229.
5. Кожурова А.А., Андросова А.Т. Развитие мелкой моторики рук у младших школьников посредством якутских настольных игр. Проблемы современного педагогического образования. 2018; 60-2: 191-196.
6. Федоров А.С. Народные игры и забавы саха - Якутск: Бичик, 2018. - 96 с.