да информация о деянии поступает из иных источников (сообщение из медицинских учреждений, из СМИ, заявления других лиц и др.). Даже после получения от такого лица объяснения, где он изложит фактические обстоятельства совершенного в отношении него деяния, он не становится заявителем, а, следовательно, приведенный выше комплекс прав на него не распространяется. Полноценным субъектом уголовно-процессуальных отношений он станет только после возбуждения уголовного дела и признания его потерпевшим.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ требует признавать лицо потерпевшим незамедлительно после возбуждения уголовного дела. Тактически правильно сразу подвергнуть потерпевшего допросу. Следователь должен получить как можно более полную информацию о том, что произошло, когда и как, если ли свидетели произошедшего, предположения о лице (лицах), причастных к совершению преступления.
Если потерпевшим является несовершеннолетний, то его допрос имеет ряд особенностей. В частности, может потребоваться участие педагога или психолога. Данные специалисты приглашаются к участию в следственном действии, если несовершеннолетний не достиг шестнадцатилетнего возраста, страдает психическим расстройством или отстает в развитии.
Деятельность следователя на первоначальном этапе расследования может быть сопряжена с избранием мер принуждения. Потребность в принудительных мерах возникает тогда, когда волю субъектов необходимо направить в соответствии с юридическим нормами, и иным способом добиться этой цели невозможно.
Если же требования об обязанном поведении выполняются добровольно, то необходимость в принуждении отсутствует. Волевое поведение индивида, совпадающее с требуемым правом, может быть продиктовано побудительными мотивами, в которые не входит угроза принуждением за нарушение правовой нормы.
На первоначальном этапе расследования чаще других применяется задержание подозреваемого. Данная мера процессуального принуждения может
Библиографический список
применяться исключительно при наличии законных оснований, обозначенных в ст. 91 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Законодательно порядок задержания подозреваемого регламентирован достаточно детально. Сложности, как правило, возникают при необходимости задержать лицо по подозрению в совершении преступления, по факту которого уголовное дело еще не возбуждено. В этой связи отдельные авторы подвергают сомнению правомерность такого задержания. Так, А.П. Рыжаков полагает, что если лицо застигнуто на месте совершения преступления, то повода к возбуждению уголовного дела еще быть не может, так как о преступлении субъекту расследования еще не сообщено ни в какой форме, следовательно, уголовное дело еще не возбуждено. Если не возбуждено уголовное дело, то лицо, фактически задержанное, не может иметь статус подозреваемого. Из того, что задержание как мера процессуального принуждения может быть применена только к подозреваемому, следует, что фактическое задержание лица на месте преступления не может быть частью меры процессуального принуждения. Поэтому задержание как мера процессуального принуждения имеет свое начало с момента оформления протокола о задержании. А вот срок задержания считается не с момента составления протокола, а с момента фактического задержания. Таким образом, течение срока уголовно-процессуальным законом связывается не с процессуальным действием, а с внепроцессуальным [8, с. 26 - 27]. Данная позиция нам представляется вполне обоснованной.
Подытоживая сказанное, следует подчеркнуть, что соблюдение требований уголовно-процессуального закона, а также учет тактических рекомендаций по организации работы следователя на первоначальном этапе расследования преступлений является залогом принятия верных и обоснованных решений должностными лицами, условием выполнения задач уголовного судопроизводства, и, в целом, реализации конституционных положений о защите граждан от преступных посягательств и доступа к правосудию.
1. Белкин РС. Курс советской криминалистики. Криминалистические средства, приемы и рекомендации. Москва: Акад. МВД СССР 1979; Т. 3.
2. Дубинский А.Я. Производство предварительного расследования органами внутренних дел: учебное пособие. Киев: КВШ МВД СССР 1987.
3. Курс советского уголовного процесс. Под редакцией С.В. Бородина, И.Д. Перлова. Москва: ВШ МВД СССР 1969.
4. Колмаков В.П. Следственный осмотр. Москва, 1969.
5. Иванов А.Н. Проблемы совершенствования понятийного аппарата следственного осмотра. Известия Саратовского университета. Сер. История. Право. Международные отношения. 2005; Т. 5, Выпуск 1/2.
6. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Григоряна Романа Вячеславовича на нарушение его конституционных прав частью одиннадцатой статьи 182, пунктами 10 и 11 части третьей, частями пятой и шестой статьи 259, частью третьей статьи 260, статьей 297 и пунктом 2 статьи 307 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2017 № 2240-0. Available at: http://www. consultant.ru
7. О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 04.03.2013 № 23-Ф3 (ред. от 28.12.2013). Available at: http://www.consultant.ru
8. Рыжаков А.П. Задержание по подозрению в совершении преступления. Москва, 2011.
References
1. Belkin R.S. Kurs sovetskoj kriminalistiki. Kriminalisticheskie sredstva, priemy i rekomendacii. Moskva: Akad. MVD SSSR, 1979; T. 3.
2. Dubinskij A.Ya. Prázvodstvo predvaritel'nogo rassledovaniya organami vnutrennih del: uchebnoe posobie. Kiev: KVSh MVD SSSR, 1987.
3. Kurs sovetskogo ugolovnogo process. Pod redakciej S.V. Borodina, I.D. Perlova. Moskva: VSh MVD SSSR, 1969.
4. Kolmakov V.P. Sledstvennyj osmotr. Moskva, 1969.
5. Ivanov A.N. Problemy sovershenstvovaniya ponyatijnogo apparata sledstvennogo osmotra. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Ser. Istoriya. Pravo. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2005; T. 5, Vypusk 1/2.
6. Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanina Grigoryana Romana Vyacheslavovicha na narushenie ego konstitucionnyh prav chast'yu odinnadcatoj stat'i 182, punktami 10 i 11 chasti tret'ej, chastyami pyatoj i shestoj stat'i 259, chast'yu tret'ej stat'i 260, stat'ej 297 i punktom 2 stat'i 307 Ugolovno-processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii. Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 28.09.2017 № 2240-O. Available at: http://www.consultant.ru
7. O vnesenii izmenenij v stat'i 62 i 303 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii i Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 04.03.2013 № 23-FZ (red. ot 28.12.2013). Available at: http://www.consultant.ru
8. Ryzhakov A.P. Zaderzhanie po podozreniyu v sovershenii prestupleniya. Moskva, 2011.
Статья поступила в редакцию 29.11.19
УДК 37.037.1:394.3(=512.157)-057.875 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10097
Bugaeva L.P., senior teacher, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: blp63@mail.ru
Pavlova I.P., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: blp63@mail.ru
Zakharov A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: alalza@mail.ru
PROSPECTS FOR THE USE OF YAKUT BOARD GAMES IN THE PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS. In the article, the authors note that in the Republic of Sakha (Yakutia), the Yakut board games are widely used in the system of physical education for children of preschool and school age, and thanks to the efforts of game enthusiasts, habylyk and haamiska received a sports status. However, according to the authors of the article, today, the potential of the Yakut board games in the physical education of the adult population, especially among students, is not fully utilized. In this regard, the purpose of this study is to study the prospects of using the Yakut board games in the physical education of students. The survey revealed students' interest in studying these games, which was the reason to begin work on developing a work program for the discipline "Yakut Board Games" in the elective disciplines in physical education and sports in order to introduce this discipline in to the educational university program.
Key words: sport, game, competition rules, fine motor skills, quiz, physical education, elective disciplines.
Л.П. Бугаева, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: blp63@mail.ru
И.П. Павлова, канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: blp63@mail.ru
А.А. Захаров, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: alalza@mail.ru
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯКУТСКИХ НАСТОЛЬНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
В данной статье авторы отмечают, что в Республике Саха (Якутия) якутские настольные игры широко используются в системе физического воспитания детей дошкольного и школьного возрастов, также благодаря усилиям энтузиастов игры хабылык и хаамыска получили спортивный статус. Однако, по мнению авторов статьи, на сегодня не в полной мере используется потенциал якутских настольных игр в физическом воспитании взрослого населения, в особенности среди студенческой молодежи. В связи с этим целью настоящего исследования является изучение перспектив использования якутских настольных игр в физическом воспитании студентов. Проведенный опрос выявил заинтересованность студентов в изучении данных игр, что и стало основанием для того, чтобы начать работу по разработке рабочей программы дисциплины «Якутские настольные игры» в рамках элективных дисциплин по физической культуре и спорту с тем, чтобы внедрить данную дисциплину в учебные программы университета.
Ключевые слова: спорт, игра, правила соревнований, мелкая моторика, анкетирование, физическая культура, элективные дисциплины.
В настоящее время в Республике Саха (Якутия) утверждены единые правила соревнований по четырем настольным играм: хабылык, хаамыска, ты-рыынка, тыксаан. С момента создания в 1992 году Федерации национальных настольных видов спорта Республики Саха (Якутия) проводится большая работа по возрождению и развитию настольных игр. Настольные игры хабылык и хаа-мыска включены в соревновательную программу республиканских спартакиад, регулярно проводятся различные соревнования, в том числе чемпионаты и первенства Республики Саха (Якутия) по настольным играм.
Относительно этимологии слова хабылык Е.И. Оконешников пишет: «Название якутской народной игры «хабылык» исходит от основы глагола «хап» -хватать, схватывать что-либо, ловить на лету, подхватывать падающее сверху... с присоединением аффикса имени действия «-ыы» к динамичной глагольной основе «хап» образуется имя действия «хабыы» с широким значением, обозначающим действие, процесс, результат действия, свойство, величину и предмет. Например, «хабыы» - схватывание, подхватывание, ловля на лету чего-либо (процесс и результат действия). К имени действия присоединяется именной, но очень продуктивный аффикс «-лык» (ылык) /от «хабыы +лык/, обозначающий название предмета. Итак, название национальной игры хабылык представляет исконно якутское (тюрское) слово, обозначающее: 1) палочки, лучинки, сделанные для игры подхватывания; 2) игра на лучинках, которые подбрасывают вверх и подхватывают на лицевую сторону руки» [1].
Для игры нужны 30 деревянных палочек (хабылык) следующего размера: длина 16 см, ширина 9 мм, толщина 4 мм. По правилам игры, участник, держа хабылык на ладони, осторожно подбрасывает их вверх, а затем ловит тыльной стороной кисти. Потом снова подбрасывает хабылык вверх и, поворачивая кисть, старается поймать пальцами один хабылык. До 25-ти ловится только по одному хабылык. Оставшиеся пять хабылык можно поймать по 5 или по 3. Поймав нечетное количество хабылык, участник берет себе один, который засчитывается ему в актив. Последний хабылык участник подбрасывает и ловит мизинцем и безымянным пальцем. На соревнованиях продолжительность игры ограничивается 2 минутами, победитель определяется по наименьшему затраченному времени или по наибольшему количеству пойманных хабылык [1].
В правилах соревнований по якутским настольным играм про хаамыска написано следующее: «... игра хаамыска (камешки) имеет межнациональные корни. Русские казаки, освоившие новые земли, научили якутов играть камешками, которые в изобилии лежали по берегам реки. Игра получила широкое распространение, и в наши дни ее популярность не утрачена. Позже стали играть деревянными кубиками, но название «камешки» сохранилось». В этой игре инвентарем служат 5 деревянных кубиков размерами 1,5 см х 1,5 см. Игра состоит из 6 этапов, до четвертого этапа игрок каждый раз рассыпает камешки на столе перед собой и берет одну из них в руки.
1 этап: подбрасывая вверх камешек, участник должен во время ее полета успеть подобрать со стола по одному камешку и поймать подброшенный.
2 этап: подбрасывая вверх один камешек, участник поднимает каждый раз по два камешка и ловит подброшенный камешек.
3 этап: подбрасывая вверх один камешек, участник поднимает со стола вначале один камешек, затем - остальные три или наоборот.
4 этап: подкидывая один камешек, участник во время его полета должен положить на стол остальные четыре. Снова подкидывает один камешек и во время его полета должен успеть подобрать все четыре и поймать подброшенный.
5 этап: игрок бросает на стол все камешки. Берет один и, подкидывая ее вверх, собирает в ладонь остальные камешки по одному
6 этап: все камешки участник держит в ладони, подбрасывает и ловит их тыльной стороной ладони, снова подбрасывает и ловит все камешки с прихватом упавших на стол при первом подбрасывании [1].
Федерация национальных настольных видов спорта Республики Саха (Якутия) работает уже более двадцати лет, и её главной задачей становится, на наш взгляд, уже не возрождение народных игр, а сохранение и использование потенциала народных игр для духовного и физического развития населения. На сегодняшний день в республике имеется образовательная программа по настольным играм хабылык и хаамыска для детей младшего и среднего школьного возрастов, утверждены квалификационные нормативы на присвоение спортивных разрядов и званий по настольным играм.
Как отмечают специалисты, якутские настольные игры развивают у детей ловкость, быстроту, выносливость, волевые качества, при этом систематические тренировки на мелкую моторную сферу движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и мышления [2 - 4]. Также особо следует отметить роль народных игр, физических упражнений и национальных видов спорта в приобщении к этнической культуре представителей других народов, что превращает их в эффективное средство интернационального воспитания детей и молодежи [5].
Таким образом, на сегодня мы можем отметить то, что в Республике Саха (Якутия) якутские настольные игры широко используются в системе физического воспитания детей дошкольного и школьного возрастов, также благодаря усилиям энтузиастов игры получили спортивный статус. В то же время, на наш взгляд, потенциал якутских настольных игр не в полной мере используется в процессе физического воспитания взрослого населения, в особенности среди студенческой молодежи.
В последние годы, как показывает практика, увеличивается количество студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Так, в 2017 - 2018 учебном году доля студентов Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, освобожденных по состоянию здоровья от практических занятий по физической культуре, а также отнесенных в специальные медицинские группы, составила 33,1% (2 113 студентов) от общего количества студентов 1 - 3 курсов очного обучения [6].
Физическое воспитание студентов в вузах реализуется в рамках учебных программ, которые разрабатываются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО). Согласно этим стандартам дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках: 1. Базовой части, в объеме не менее 72 академических часов; 2. Элективных дисциплин (модулей), в объеме не менее 328 академических часов. При этом элективные дисциплины являются обязательными для каждой образовательной программы.
На кафедре физического воспитания Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова широко представлены дисциплины по выбору по различным видам спорта для студентов, отнесенных по состоянию здоровья основной медицинской группе. Однако в перечне элективных дисциплин по физической культуре и спорту недостаточно представлены программы оздоровительной двигательной активности, адаптированные для студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья.
Таким образом, увеличение доли студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, с одной стороны, и в то же время малый выбор элективных дисциплин по физической культуре и спорту для данной категории студентов, с другой стороны, указывают на необходимость совершенствования существующей системы физического воспитания в университете с учетом интересов занимающихся и состояния их здоровья.
Таблица 1
Результаты опроса
№ Вопросы Варианты ответов N
Хаамыска n = 36
Какие якутские настольные игры вы знаете? Хабылык n = 42
Тырыынка n = 9
Не знаю n = 11
2 Умеете ли Вы играть в якутские настольные Да n = 23
игры? Нет n = 30
3 Участвовали ли вы на соревнованиях по Да n = 10
якутским настольным играм? Нет n = 43
Как вы относитесь к включению якутских настольных игр в учебную программу дисциплины «Физическая культура» в Положительно n = 33
4 Отрицательно n = 7
университете? Безразлично n = 13
В связи с этим целью настоящего исследования является изучение перспектив использования якутских настольных игр в физическом воспитании студентов.
Для решения поставленной цели исследования нами было проведено анкетирование среди студентов (п = 53) очной формы обучения трех подразделений Северо-Восточного федерального университета: исторического факультета (ИФ) (п = 12); физико-технического института (ФТИ) (п = 20); филологического факультета (ФЛФ) (п = 21). Участникам исследования также было предложено продемонстрировать практические навыки игр хабылык и хаамыска. Возраст респондентов 18 - 19 лет. По национальному составу принявшие участие в исследовании студенты являются: саха - 37 студентов, русские - 11 студентов, эвенки - 4 студента, чуваш - 1 студент.
В табл. 1 представлены результаты опроса студентов (п = 53).
Ответы респондентов позволили выявить, что большинство опрошенных студентов (80%) имеют представление о якутских настольных играх, при этом 23 студента (43%) показали практические навыки игры, среди них 10 студентов имели опыт участия в соревнованиях по якутским настольным играм. На вопрос «Как вы относитесь к включению якутских настольных игр в учебную программу
Библиографический список
дисциплины «Физическая культура» в университете?» вариант ответа «положительно» выбрали 33 студента, что в целом указывает на заинтересованность с их стороны в изучении настольных игр.
Наличие определенного интереса со стороны студентов в изучении якутских настольных игр стали для нас основанием для того, чтобы начать работу по разработке рабочей программы дисциплины «Якутские настольные игры» в рамках элективных дисциплин по физической культуре и спорту с тем, чтобы внедрить данную дисциплину в образовательные программы вуза. При этом отсутствие глобальных мышечных нагрузок с высокой интенсивностью при занятиях якутскими настольными играми позволяет рекомендовать данную элективную дисциплину студентам всех медицинских групп (основной, подготовительной, специальной), а также и для определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Кроме вышесказанного, сама современная жизнь, где мы не мыслим свое существование без мобильного телефона, а различные гаджеты уже используются практически во всех сферах деятельности человека, требует тренировать мелкую моторику для повышения работоспособности движений пальцев рук на протяжении всей жизни.
1. Григорьев И.Ю. Якутские настольные игры: правила соревнований. Якутск, 2012.
2. Кожурова А.А., Андросова А.Т. Развитие мелкой моторики рук у младших школьников посредством якутских настольных игр. Проблемы современного педагогического образования. 2018; 60-2: 191 - 196.
3. Кожурова Н.Н. Сохранение этнической принадлежности настольных игр на примере игр хабылык и хаамыска. Актуальные вопросы развития и научно-методического обеспечения национальных видов спорта и народных игр Республики Саха (Якутия): материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Якутск: РИО медиа-холдинга, 2017: 158 - 163.
4. Иванова Н.А., Андреева Л.Д. Развитие волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством якутской настольной игры «Хабылык». Научно-методический электронный журнал концепт. 2017; Т. 6: 293 - 294.
5. Захаров А.А. Национальные виды спорта как форма традиционной культуры народа. Теория и практика физической культуры. 2014; № 6: 9.
6. Саввинова Е.И., Барахсина А.Г., Гоголева Е.Н., Сентизова М.И. Общие вопросы организации процесса физического воспитания в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова. Развитие физической культуры и спорта на северо-востоке России: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 35-летию высшего физкультурного образования в Республике Саха (Якутия). Якутск: СВФУ, 2017: 92 - 96.
References
1. Grigor'ev I.Yu. Yakutskie nastol'nye igry: pravila sorevnovanij. Yakutsk, 2012.
2. Kozhurova A.A., Androsova A.T. Razvitie melkoj motoriki ruk u mladshih shkol'nikov posredstvom yakutskih nastol'nyh igr. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; 60-2: 191 - 196.
3. Kozhurova N.N. Sohranenie 'etnicheskoj prinadlezhnosti nastol'nyh igr na primere igr habylyk i haamyska. Aktual'nyevoprosyrazvitiyainauchno-metodicheskogoobespecheniya nacional'nyh vidov sporta i narodnyh igr Respubliki Saha (Yakutiya): materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Yakutsk: RIO media-holdinga, 2017: 158 - 163.
4. Ivanova N.A., Andreeva L.D. Razvitie volevyh kachestv u detej starshego doshkol'nogo vozrasta posredstvom yakutskoj nastol'noj igry «Habylyk». Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal koncept. 2017; T. 6: 293 - 294.
5. Zaharov A.A. Nacional'nye vidy sporta kak forma tradicionnoj kul'tury naroda. Teoriya i prakiika fizicheskoj kul'tury. 2014; № 6: 9.
6. Savvinova E.I., Barahsina A.G., Gogoleva E.N., Sentizova M.I. Obschie voprosy organizacii processa fizicheskogo vospitaniya v Severo-Vostochnom federal'nom universitete imeni M.K. Ammosova. Razvitie fizicheskoj kul'tury i sporta na severo-vostoke Rossii: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 35-letiyu vysshego fizkul'turnogo obrazovaniya v Respublike Saha (Yakutiya). Yakutsk: SVFU, 2017: 92 - 96.
Статья поступила в редакцию 04.12.19
УДК 745+ 72.04.01 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10098
Amirgazin K.Zh, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Advisor to Rector of Higher School of Folk Arts (Academy) (Saint Petersburg, Russia), E-mail: vshni@mail.ru
Amirgazin E.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), Kazakh National University of Arts (Nur-Sultan, Kazakhstan), E-mail: vshni@mail.ru
KAZAKH TRADITIONAL YURT AS A MASTERPIECE OF NOMADIC CIVILIZATION. The article discusses the history of the origin, folk traditions and utilitarian features of the Yurt, which is a symbol of nomadic culture. The authors analyze the historical background of the emergence and stages of development of the Yurt as a type of dwelling; give a description of its main structural elements; describe the interior, interior objects and ornamental compositions used in the design of the space. Special attention is focused on the disclosure of the idea that the Yurt is not just a dwelling, but a kind of folk art, accumulating ideas that consolidate material values with the spiritual wealth of the peoples of Eurasia. According to the authors, the Yurt is a symbol and masterpiece of the nomadic civilization of the Kazakhs, which determined the ideological experience of the nomadic life of the people and their traditional spiritual and material life. Key words: Yurt, civilization, Kazakhs, nomadic culture, traditions, folk art.
К.Ж. Амиргазин, д-р пед. наук, проф., советник ректора Высшей школы народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург, E-mail: vshni@mail.ru
Е.К. Амиргазин, канд. пед. наук, Казахский национальный университет искусств, г. Нурсултан, E-mail: vshni@mail.ru
КАЗАХСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ЮРТА -ШЕДЕВР КОЧЕВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
В статье рассматривается история возникновения, народные традиции и утилитарные особенности юрты, являющейся символом кочевой культуры. Авторы анализируют исторические предпосылки возникновения и этапы развития юрты как типа жилища; дают характеристику ее основных конструктивных элементов; описывают внутреннее убранство, интерьерные предметы и узорно-орнаментальные композиции, используемые в оформлении пространства. Особое внимание сосредоточено на раскрытии идеи, что юрта - не просто жилище, а своеобразный вид народного искусства, аккумулирующий идеи, которые консолидируют материальные ценности с духовным богатством народов Евразии. По мысли авторов, юрта - символ и шедевр кочевой цивилизации казахов, определивший мировоззренческий опыт кочевой жизни народа и их традиционный духовно-материальный быт. Ключевые слова: юрта, цивилизация, казахи, кочевая культура, традиции, народное искусство.