Научная статья на тему 'Применение народных видов физических упражнений и национальных видов спорта коренных народов Республики Саха (Якутия) в физическом воспитании студентов'

Применение народных видов физических упражнений и национальных видов спорта коренных народов Республики Саха (Якутия) в физическом воспитании студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
755
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) / НАРОДНЫЕ ВИДЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ / ИГРЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / INDIGENOUS PEOPLES OF THE SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA) / PHYSICAL EDUCATION / EFFICIENCY / STUDENT PHYSICAL EDUCATION / NATIONAL PHYSICAL EXERCISES / GAMES AND NATIONAL TYPES OF SORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борохин М. И.

Освещено применение народных видов физических упражнений, игр и национальных видов спорта коренных народов PC (Я) на занятиях по физическому воспитанию студентов Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова. Экспериментально доказана эффективность применения народных видов физических упражнений, игр и национальных видов спорта на занятиях по физическому воспитанию студентов для развития физических качеств и физической подготовленности студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борохин М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National sport exercises and games of indigenous peoples of the Sakha Republic (Yakutia): application in student physical education

The article studies application of national sport exercises and games of indigenous peoples of the Sakha Republic (Yakutia) in physical education of students of the Yakutsk State University after M.K. Ammosov. An efficiency of application of national sport exercises, games and national kinds of sports during physical education classes that promotes development of physical qualities and physical training among students has been proved.

Текст научной работы на тему «Применение народных видов физических упражнений и национальных видов спорта коренных народов Республики Саха (Якутия) в физическом воспитании студентов»

УДК 796. 078 (1-4) (571. 56) М.И. Борохин

ПРИМЕНЕНИЕ НАРОДНЫХ ВИДОВ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА КОРЕННЫХ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

Освещено применение народных видов физических упражнений, игр и национальных видов спорта коренных народов PC (Я) на занятиях по физическому воспитанию студентов Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова. Экспериментально доказана эффективность применения народных видов физических упражнений, игр и национальных видов спорта на занятиях по физическому воспитанию студентов для развития физических качеств и физической подготовленности студентов.

Ключевые слова: физическое воспитание, эффективность, физическая подготовленность студентов, коренные народы Республики Саха (Якутия), народные виды физических упражнений, игры и национальные виды спорта, оздоровительные упражнения.

С каждым годом возрастает учебная, трудовая и информационная нагрузка студентов. Новые условия обучения, высокая суммарная учебная нагрузка, большой объем, новизна и сложность материала, которым должны овладеть студенты, предъявляют к их организму повышенные требования. Особо следует подчеркнуть то, что для большинства студентов теоретические занятия сочетаются с напряженной социально-бытовой и общественной нагрузкой [1].

При решении данной проблемы одной из важнейших задач является создание необходимых материальных условий, новых методологических основ обучения и тренировки. В то же время имеет место и другое мнение, что в государственных программных материалах по физическому воспитанию для школ и других учебных заведений почти полностью элиминируется возможность каких-либо радикальных преобразований целей, задач и содержания занятий по физическому воспитанию [2].

В связи с этим от преподавателей кафедры физического воспитания Института физической культуры и спорта Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова требуется новое педагогическое мышление и методологические подходы для подготовки гармонически развитых, физически здоровых, закалённых и работоспособных молодых людей, которые могли бы успешно трудиться в любой сфере деятельности.

В данной статье нами приведены материалы по разработке оздоровительных комплексов на основе народных видов физических упражнений и национальных видов спорта коренных народов Республики Саха (Якутия) по применению их на занятиях по физическому воспитанию студентов.

Для проведения исследования были выделены две группы - экспериментальная и контрольная. В экспериментальной группе участвовали юноши 1 курса юридического

БОРОХИНМихаил Ильич - ст. преподаватель ИФКиС ЯГУ. E-mail: [email protected]

факультета и в контрольной группе - юноши 1 курса медицинского института. В начале и после окончания учебного года было проведено тестирование их физической подготовленности: бег на 100 м, 3000 м, прыжки в длину с места, подтягивание, наклон вперед (упражнение на гибкость), якутские национальные прыжки, прыжки через нарты, вертушки, прыжки горностая. А также провели исследования антропометрических данных в начале и после окончания обучения: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких, сила кисти и мышц спины.

Разработаны экспериментальная программа и методика применения народных видов физических упражнений, игр и национальных видов спорта по физическому воспитанию студентов.

Разработанная нами экспериментальная методика эффективного применения народных видов физических упражнений, игр и национального вида спорта основана на комплексном обучении программного материала. Используется целостный подход с освоением базовых упражнений (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, общая физическая подготовка, лыжный спорт), параллельно изучаются и народные виды физических упражнений, игры, национальные виды спорта: якутские национальные прыжки, прыжки через нарты, перетягивание палки, «прыжки горностая» - из упора лёжа передвижение вперед, одновременно отталкиваясь руками и ногами; «вертушка» - инвентарь: деревянная палка длиной 20-30 см и диаметром 2,5-3 см, доска для упора с лункой посередине. Студент захватывает палку правой или левой кистью, ставит конец палки в лунку и, не меняя первоначального положения захвата, прогибаясь, переступая ногами, выполняет под рукой переворачивание туловища и возвращается в исходное положение [4].

Для проведения экспериментальных работ были разработаны и применены подводящие и подготовительные упражнения по якутским национальным прыжкам, прыжкам через нарты, по перетягиванию палки, вертушки, прыжки горностая.

Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике два раза в неделю продолжительностью

по 90 минут. Общая плотность каждого практического занятия составила 97-98%, двигательная плотность - 78-80%. Контрольная группа занималась по обычной федеральной программе для студентов высших учебных заведений.

В первом учебном семестре наряду с занятиями по физическому воспитанию студентов экспериментальной группы мы обучали их по технике народных видов физических упражнений и национальных видов спорта.

На это обучение мы отводили по 20-25 минут. Каждый вид изучался по отдельности: якутские национальные прыжки, затем прыжки через нарты, перетягивание палки, упражнения «вертушка» и «прыжки горностая».

На занятиях во втором семестре совершенствовалась техника выполнения отдельных упражнений.

На занятиях по якутским прыжкам делали по 5-7 прыжков с 3-5 повторениями, по прыжкам через нарты преодолевали 3-5 нарт с 3-7 повторениями. Прыжки проводили через низкие нарты.

В силовых упражнениях применялись перетягивание палки, прыжки горностая, в упражнениях на гибкость -дополнительно упражнение «вертушка».

Физические нагрузки ежемесячно увеличивались в течение всего учебного года. В заключительной части каждого занятия использовались народные подвижные игры, связанные с бегом и прыжками и т.д.

Учитывая ограниченность времени на занятия по физическому воспитанию, нами разработано ускоренное обучение элементам техники всех использованных нами народных видов физических упражнений. Следует отметить, что в экспериментальной группе интерес к занятиям по физическому воспитанию повысился, улучшились посещаемость и успеваемость.

Установлено, что народные виды физических упражнений, игры и национальные виды спорта выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую и оздоровительную функции, ознакомляют с культурой народа [3].

В табл. 1 приведены результаты применения народных видов физических упражнений и национальных видов спорта в экспериментальной группе студентов. Как видно из материалов этой таблицы, у студентов экспериментальной группы уровень физической подготовленности оказался более высоким, чем у контрольной группы.

Достоверно улучшились результаты в беге на 100 м у экспериментальной группы на 6,4%, у контрольной группы - 1,4% от исходных данных.

В беге на 3000 м результаты выросли у экспериментальной группы на 12,6%, у контрольной группы на 10,3%. В челночном беге 4x15 метрову экспериментальной группы на 1,6%, у контрольной группы - 1,2% от исходных данных.

Таблица 1

№ п/п Контрольные упражнения Перед началом исследования После исследования Прирост результатов в%

Экспериментальная группа 20 человек Контрольная группа 20 человек Экспериментальная группа 20 человек Контрольная группа 20 человек Экспериментальная группа 20 человек Контрольная группа 20 человек

1 Бег 100 мсо старта (сек) 14,1 14.4 13,2 14,2 6,4 1,4

2 Бег 3000 м (мин, сек) 15.1000 15.1000 13.2000 13.5500 12,6 10,3

3 Челночный бег 4x15 м (сек) 13,2 13,4 13 13,25 1,6 1,2

4 Наклон туловища вперед (см) 9 9 15 14 66 55

5 Прыжок в длину с места (см) 230 220 254 230 10 4,5

6 Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 13 10 17 10 30 0

Показатели физической подготовленности студентов экспериментальной и контрольной групп

и 111

В подтягивании у экспериментальной группы на 30%, у контрольной группы - 0% от исходных данных.

В прыжках в длину с места у экспериментальной группы на 10%, у контрольной группы - 4,5%.

В наклоне вперед у экспериментальной группы на 66%, у контрольной группы - 55% от исходных данных.

За весь период занятий у студентов экспериментальной группы масса тела уменьшилась на 0,4%, окружность

По данным оздоровительного восстановительного центра (ОВЦ) Якутского государственного университета, полученные экспериментальные данные, представленные в табл. 2, позволяют утверждать о положительном влиянии занятий по физическому воспитанию с применением элементов народных видов упражнений и национальных видов спорта на физическое развитие студентов.

грудной клетки в покое увеличилась на 8%, жизненная емкость легких повысилась на 13,6%, сила правой кисти увеличилась на 16,7%, сила левой кисти на 5,7%, сила мышц спины - 27% по сравнению с исходными данными

Достоверные изменения отмеченных показателей физического развития произошли и у студентов контрольной группы по сравнению с исходными данными, но в меньшей степени.

Таблица 2

Таким образом, как показали наши исследования, у студентов экспериментальной группы, значительно улучшились все показатели по сравнению с контрольной группой.

Обучение элементам национальных видов спорта, игр и физических упражнений обеспечивает студентам своевременное формирование широкого вариативного запаса двигательных навыков.

Динамика физического развития у студентов в течение учебного года

№ Показатели В начале исследования После исследования Прирост результатов в%

Экспе-римен-таль-ная группа 20 человек Контрольная группа 20 человек Экспериментальная группа 20 человек Контрольная группа 20 человек Экспе-римен-таль-ная группа 20 человек Контрольная группа 20 человек

1 Длина тела (см) Стоя 174 175 177 175 1,7 0

2 Сидя 91 92 93,1 93 2 1

3 Масса тела (кг) 64 60 63,7 64 -0,4 6,6

4 Окружность грудной клетки (см) Пауза 87 83 94 87 8 4,8

5 При макс. вдохе 90 88 94 90 4,4 2,2

6 При макс. выдохе 84 81 86,8 83 3 2

7 ЖЕЛ 3313 2618 3766 2813 13.6 7.4

8 Сила (кг) Правой кисти 37,6 35,6 43,9 40,9 16,7 14,8

9 Левой кисти 36,8 34,4 38,9 35,2 5,7 2,3

10 Становая тяга 94.8 95 121 97,3 27,6 2,4

Регулярное применение на занятиях по физическому воспитанию элементов физических упражнений и национальных видов спорта дают возможность студентам осваивать, совершенствовать новые двигательные навыки, развивают функциональные возможности, совершенствуют деятельность всех систем организма, увеличивают уровень развития физических качеств, а также повышают результаты контрольно-зачетных нормативов по физическому воспитанию.

Анализ результатов исследований ведущих специалистов по физическому воспитанию нашего института Кочне-ва В.П., Шамаева Н.К. [4, 5], опыт работы и пролонгированный педагогический эксперимент позволили разработать и экспериментально обосновать применение элементов национальных видов спорта, физических упражнений на занятиях по физическому воспитанию студентов и сделать их нужными и целесообразными. Из этого следует, что исследованные нами якутские народные виды физических упражнений и национальные виды спорта являются наиболее эффективными для развития физических качеств студентов при их комплексном применении.

Кроме того, в ходе использования в физическом воспитании элементов национальных видов спорта студенты получают историческую, культурную информацию о быте

и жизни коренных народов Республики Саха и о традиционном физическом воспитании, система которого вырабатывалась веками. Разработанная экспериментальная методика применения народных видов физических упражнений и национальных видов спорта на занятиях по физическому воспитанию подтверждается более выраженными положительными изменениями в физическом развитии и имеет оздоровительную направленность.

Литература

1. Крупская С.Г. Методические подходы к оценке уровня здоровья студентов младших курсов // Здравоохранение РФ. 1993. № 5 С. 16-18.

2. Кочашкин В.М. Методика физического воспитания. М., 1972 . 315 с.

3. КочневВ.П. Национальные виды спорта ЯАССР: Учебное пособие для студентов факультета физического воспитания Якутского государственного университета. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1988. 27 с.

4. Кочнев В.П. Традиционные игры и национальные виды спорта коренных народов Якутии в современной системе физического воспитания / Диссертация в виде научного доклада на соискания ученой степени доктора педагогических наук. Якутск, 1998. 68 с.

5. Шамаев Н.К. Основы методики урочной системы физического воспитания в школах Севера. Якутск, 1999. 86 с.

M.I. Borokhin

National sport exercises and games of indigenous peoples of the Sakha Republic (Yakutia): application in student physical education

The article studies application of national sport exercises and games of indigenous peoples of the Sakha Republic (Yakutia) in physical education of students of the Yakutsk State University after M.K. Ammosov. An efficiency of application of national sport exercises, games and national kinds of sports during physical education classes that promotes development of physical qualities and physical training among students has been proved.

Key-words: physical education, efficiency, student physical education, indigenous peoples of the Sakha Republic (Yakutia), national physical exercises, games and national types of sorts.

U 113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.