В связи с этим целью настоящего исследования является изучение перспектив использования якутских настольных игр в физическом воспитании студентов.
Для решения поставленной цели исследования нами было проведено анкетирование среди студентов (п = 53) очной формы обучения трех подразделений Северо-Восточного федерального университета: исторического факультета (ИФ) (п = 12); физико-технического института (ФТИ) (п = 20); филологического факультета (ФЛФ) (п = 21). Участникам исследования также было предложено продемонстрировать практические навыки игр хабылык и хаамыска. Возраст респондентов 18 - 19 лет По национальному составу принявшие участие в исследовании студенты являются: саха - 37 студентов, русские - 11 студентов, эвенки - 4 студента, чуваш - 1 студент
В табл. 1 представлены результаты опроса студентов (п = 53).
Ответы респондентов позволили выявить, что большинство опрошенных студентов (80%) имеют представление о якутских настольных играх, при этом 23 студента (43%) показали практические навыки игры, среди них 10 студентов имели опыт участия в соревнованиях по якутским настольным играм. На вопрос «Как вы относитесь к включению якутских настольных игр в учебную программу
Библиографический список
дисциплины «Физическая культура» в университете?» вариант ответа «положительно» выбрали 33 студента, что в целом указывает на заинтересованность с их стороны в изучении настольных игр.
Наличие определенного интереса со стороны студентов в изучении якутских настольных игр стали для нас основанием для того, чтобы начать работу по разработке рабочей программы дисциплины «Якутские настольные игры» в рамках элективных дисциплин по физической культуре и спорту с тем, чтобы внедрить данную дисциплину в образовательные программы вуза. При этом отсутствие глобальных мышечных нагрузок с высокой интенсивностью при занятиях якутскими настольными играми позволяет рекомендовать данную элективную дисциплину студентам всех медицинских групп (основной, подготовительной, специальной), а также и для определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Кроме вышесказанного, сама современная жизнь, где мы не мыслим свое существование без мобильного телефона, а различные гаджеты уже используются практически во всех сферах деятельности человека, требует тренировать мелкую моторику для повышения работоспособности движений пальцев рук на протяжении всей жизни.
1. Григорьев И.Ю. Якутские настольные игры: правила соревнований. Якутск, 2012.
2. Кожурова А.А., Андросова А.Т. Развитие мелкой моторики рук у младших школьников посредством якутских настольных игр. Проблемы современного педагогического образования. 2018; 60-2: 191 - 196.
3. Кожурова Н.Н. Сохранение этнической принадлежности настольных игр на примере игр хабылык и хаамыска. Актуальные вопросы развития и научно-методического обеспечения национальных видов спорта и народных игр Республики Саха (Якутия): материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Якутск: РИО медиа-холдинга, 2017: 158 - 163.
4. Иванова Н.А., Андреева Л.Д. Развитие волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством якутской настольной игры «Хабылык». Научно-методический электронный журнал концепт. 2017; Т. 6: 293 - 294.
5. Захаров А.А. Национальные виды спорта как форма традиционной культуры народа. Теория и практика физической культуры. 2014; № 6: 9.
6. Саввинова Е.И., Барахсина А.Г., Гоголева Е.Н., Сентизова М.И. Общие вопросы организации процесса физического воспитания в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова. Развитие физической культуры и спорта на северо-востоке России: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 35-летию высшего физкультурного образования в Республике Саха (Якутия). Якутск: СВФУ, 2017: 92 - 96.
References
1. Grigor'ev I.Yu. Yakutskie nastol'nye igry: pravila sorevnovanij. Yakutsk, 2012.
2. Kozhurova A.A., Androsova A.T. Razvitie melkoj motoriki ruk u mladshih shkol'nikov posredstvom yakutskih nastol'nyh igr. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; 60-2: 191 - 196.
3. Kozhurova N.N. Sohranenie 'etnicheskoj prinadlezhnosti nastol'nyh igr na primere igr habylyk i haamyska. Aktual'nyevoprosyrazvitiyainauchno-metodicheskogoobespecheniya nacional'nyh vidov sporta i narodnyh igr Respubliki Saha (Yakutiya): materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Yakutsk: RIO media-holdinga, 2017: 158 - 163.
4. Ivanova N.A., Andreeva L.D. Razvitie volevyh kachestv u detej starshego doshkol'nogo vozrasta posredstvom yakutskoj nastol'noj igry «Habylyk». Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal koncept. 2017; T. 6: 293 - 294.
5. Zaharov A.A. Nacional'nye vidy sporta kak forma tradicionnoj kul'tury naroda. Teoriya i prakiika fizicheskoj kul'tury. 2014; № 6: 9.
6. Savvinova E.I., Barahsina A.G., Gogoleva E.N., Sentizova M.I. Obschie voprosy organizacii processa fizicheskogo vospitaniya v Severo-Vostochnom federal'nom universitete imeni M.K. Ammosova. Razvitie fizicheskoj kul'tury i sporta na severo-vostoke Rossii: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 35-letiyu vysshego fizkul'turnogo obrazovaniya v Respublike Saha (Yakutiya). Yakutsk: SVFU, 2017: 92 - 96.
Статья поступила в редакцию 04.12.19
УДК 745+ 72.04.01 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10098
Amirgazin K.Zh, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Advisor to Rector of Higher School of Folk Arts (Academy) (Saint Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Amirgazin E.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), Kazakh National University of Arts (Nur-Sultan, Kazakhstan), E-mail: [email protected]
KAZAKH TRADITIONAL YURT AS A MASTERPIECE OF NOMADIC CIVILIZATION. The article discusses the history of the origin, folk traditions and utilitarian features of the Yurt, which is a symbol of nomadic culture. The authors analyze the historical background of the emergence and stages of development of the Yurt as a type of dwelling; give a description of its main structural elements; describe the interior, interior objects and ornamental compositions used in the design of the space. Special attention is focused on the disclosure of the idea that the Yurt is not just a dwelling, but a kind of folk art, accumulating ideas that consolidate material values with the spiritual wealth of the peoples of Eurasia. According to the authors, the Yurt is a symbol and masterpiece of the nomadic civilization of the Kazakhs, which determined the ideological experience of the nomadic life of the people and their traditional spiritual and material life. Key words: Yurt, civilization, Kazakhs, nomadic culture, traditions, folk art.
К.Ж. Амиргазин, д-р пед. наук, проф., советник ректора Высшей школы народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Е.К. Амиргазин, канд. пед. наук, Казахский национальный университет искусств, г. Нурсултан, E-mail: [email protected]
КАЗАХСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ЮРТА -ШЕДЕВР КОЧЕВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
В статье рассматривается история возникновения, народные традиции и утилитарные особенности юрты, являющейся символом кочевой культуры. Авторы анализируют исторические предпосылки возникновения и этапы развития юрты как типа жилища; дают характеристику ее основных конструктивных элементов; описывают внутреннее убранство, интерьерные предметы и узорно-орнаментальные композиции, используемые в оформлении пространства. Особое внимание сосредоточено на раскрытии идеи, что юрта - не просто жилище, а своеобразный вид народного искусства, аккумулирующий идеи, которые консолидируют материальные ценности с духовным богатством народов Евразии. По мысли авторов, юрта - символ и шедевр кочевой цивилизации казахов, определивший мировоззренческий опыт кочевой жизни народа и их традиционный духовно-материальный быт. Ключевые слова: юрта, цивилизация, казахи, кочевая культура, традиции, народное искусство.
Что такое юрта? Откуда она произошла и когда возникла? Какие художественно-технологические средства применялись в процессе изготовления элементов юрты? Какие утилитарные функции несет юрта? Какие народные традиции и художественно-эстетические функции сохранила юрта? Нас интересует непростые, но актуальные вопросы.
Казахская традиционная юрта как шедевр кочевой цивилизации возникла в давние времена, но используется и в настоящее время. Юрта - уникальный тип легкого переносного жилища, характерный для народов Великой степи Евразии. Своими оригинальными формами и назначением юрта занимает прочное место в жизни кочевников, отражает уровень духовно-материального развития тюркских племен и стала символом степных народов.
Конструкция юрты проста. Как быстро возводимое жилище, она обладает несколькими характеристиками: легко собирается и при необходимости также разбирается, сохраняет тепло зимой и прохладу в летний зной. В жаркие дни лета для лучшего проветривания юрты поднимают нижний войлок на высоту примерно до 1 м. Экономия на отоплении и кондиционировании. Конструкция деревянных частей юрты и оригинальные исполнения изделий из войлока и их художественная обработка поражает даже современных художников прикладного искусства. Все параметры юрты по эргономическим показателям соответствуют потребностям кочевого образа жизни казахов. Интерьер юрты: богато украшена традиционными изделиями прикладного искусства и орнаментальной оригинальностью. Такие утилитарные особенности делают ее поистине незаменимымэле-ментом в жизни любого кочевого народа.
Можно утверждать, что юрта сохранила свое символическое значение и часто используется во время проведения праздника Наурыз, а в сельской местности остается востребованной среди кочевников - чабанов и пастухов. Молодое поколение кочевых народов, свято почитая традиции своих предков, продолжает покупать юрты. У этих кочевых этносов ностальгия по зову предковпхэтьнеко-стоянно, но какое-то время жить в юрте.
В современном урбанизированном мире уникальные утиеитарныеьэ-стоинства юрты успешно используются в экологическом туризме, культурном досуге, сфере обслуживания и других областях жизнедеятельемсэичелове кэ. Путешественники, туристы платят немалые деньги, чтобы жить в юрте в экологически чистом районе, насладиться единением с природой, подышачь св ежом воздухом. Объясняется это и удобством в эксплуатации и красотой оформления интерьера.
История юрты очень интересна, точное время возникновения до сих пор остается спорным. Согласно теории этнографии и археологии, юрта как жилища использовалась в эпоху позднего бронзового века (XII - IX вв. ро нашеч эры). Многие видные ученые утверждают, что юрта как жилище изоб|веееьн в гчувокой древности, точные даты и время пока не известны, хотя есть ранныемыскузыва-ния и доказательства. Юрта как переносное жилище была настолько удачна, что ею постоянно пользовались кочевые народы Восточной Азии. Среди на йденнме керамических статуэток Северного Китая - глиняные игрушки в виде кибиток, в Керчи найдены образные изображения деталей юрты. Это являетуя пмыывыммо-кументальным фактом. Изображения юрт и особенности их бытования известны по миниатюрам народов Китая, Средней Азии, Турции [1, с. 75Ы
Еще одним доказательством раннего происхождения мобильного жилища являются наскальные изображения шатрового типа, обнарутеиниемВестеч-но-Казахстанской области недалеко от деревни Алыбай Котон-Карагайского района. В изображении юрты четко делились на правую и левую часки-хэмужскую и женскую половину.
Известный историк Востока, Фазлаллах ибн Рузбихан, опьеывжнктомвип переносного жилища в своих научных трудах в начале XVI века, отмечал, что был поражен необычным строением домов - кибиток, с окошками, прикрыетми войлочными пологами, «воздвигнутых, словно в воздушном пространстве»; его разум дивился «красоте, мастерству и изяществу» [2, с. 114].
Вопросами возникновения и происхождения юрты занимались многие ученые разных стран. Были разные версии и толкования: одни говорили, что она могла развиться от шалаша, другие считали, что от бедуинского шатра. Археологи, осуществлявшие раскопки в андроновских поселениях Атасу, Бугулы, Чаглинка, обнаружили круглые шестиканатные постройки с каркасными кереге и уыками, которые были выполнены из необработанных жердей из дерева, опиравшихся на шанырак (раму), через которую выходил дым и проходил солнечный свет. На основании проведенных исследований ученые установили, что юрта возникла в глубокой древности (ок. XII - IX вв. до н.э.), а ее прототип - круглое жилище андроневцев [3, с. 45].
В своих картинах ранние художники четко изображали круглой формы юрты, элементы основания - кереге и верхний овод, то есть купол - шанырак с отверстиями для вытяжки дыма, наклонной жерди - уык, предназначенные для соединения кереге с шаныраком. Эволюция изменения формы, конструкции переносного жилья во многом зависели от погодных климатических условий, сильные степные ветры влияли на обтекаемость формы и на небольшую высоту. Умное дизайнерское решение внешней конструктивной формы, уникальные свойства материалов находили отражение в очертаниях юрты, впоследствии юрта обрела веками отработанный, совершенный сакральный геометрический вид.
Социальное положение людей определило предназначенность юрты: их делили на обычную, праздничную или парадную (отау уй). В прошлом веке
Рис.1.Общийвидсовременной юрты
самой богатой по оформлению и внутреннему убранству была ханская юрта -десятиканатная, в таких больших юртах жили обеспеченные, богатые, знатные
БАДИ.
А другие кочевники пользовались шестиканатной юртой на всех территориях Раоаостана,ова быотрасгАОСтраненнымвндом у пвостогонгрода.Отколи-чества кереге определяется количество уыков, которые поддерживают купол и сохраняютформы ортн (рис.1)[Н,с. 42].
В 2011 году самая большая юрта в мире построена нашими соотечественниками в автономной республике Бори в Китайской народной республике. Диаметр юрты 32 м, площадь 810 кв. м высота кереге 7,5 м диаметр шанырака 8 м, к°яод весит 3,5 тонна, выюта юрть113 д. Инеерве^Тмнмлсн в са^онадьном колорите сырмаками, тускийзами - вышивкой, коврами и т.д.
рхннси2 слоно«юрта» на ктвахскснэквтваненое о°ознанетт журт - меетк п рож итонон 20вес2ин2,92оянка. ДооноянвАжо втюскокомяз)1кеннзысалвя кхйт тй, киш -вншок.АР-дом, токдъ в«йлнчн21р дом^оеннсевртпежжие инсле( довтееооАок нозынаонлееоностое жилище кохеотиннв. С нех нор эта поныне закрепилось: кийз-уй в переводе с казахского языка означает войлочный дом. А.Я. Левштн, М.С. Муканов исследовали этнографию временных жилищ кийз-уй казахского народа [4, с. 152; 5, с. 85].
Оеповторимосн) формо. с точяивреосянргоносткн,тохно ст-оектарнва-на и выполнена народными мудрецами с учетом практичности и утилитарной ноетеОносяр сочненисов. BннгнернeнyOсaнртяо ютУыостсчндоседесоАасив-ными композициями узорно-орнаментального искусства. Сегодня заслуживает внимтния кттохстняк^х^^.^'^мол кноевойндльсусн АаснрывающасмАтеротоь-но-духовное отношение к миру она является нормой жизни степняка. Поэтому хeнoзмoжнннaэоол«l^иновx oвн22ррлвтыры отнв свдновнтгоА ыиаср2ипнтoнныо предметов, они все взаимосвязаны, гармонично дополняют друг друга. О кон-cтрякцини,ртнли22рн0(r1нэoычноcои и софдльности юрты тшга^^юали cooe мнение историки А. Толеубаев, Н. Шаханова [6, с. 125].
Ос^^oрнlыeнлeБoнты «иэв-yЫэортаиярздыыeвынтoгоыaо)аса,коов рыофоо-мирует форму и создает прочность, устойчивость к ветровой нагрузке и снегу, а тоБнeно2ойлoыннгoгюкрoвы в таннссне кpoнли.ИеотнэP9ышмaн«сpoпyс2aлн дождь и снег, сохраняла в зимнее время тепло, не пропускала ветер.
Де.енянннш картлс дештсо нынледоющиeрoврa2«яюонт: н «нереы) -решетчатая основа, несущий элемент как фундамент, выдерживает всю тяжесть, высота в собранном виде достигает 3,5 м; 2) уык, присоединяющие кереге с верхним куполом шаныраком. Уык изготавливается из жерди ивы или березы, подпирает купол. Длина «уыка» доходит до 3 м. Гнутый - уык благодаря однородной структуре обладает высокой прочностью и способностью выдерживать постоянные весовые нагрузки, а верхний конец обрабатывается четырехгранан-ной формой длиной около 20 см.; 3) шанырак - верхний купол юрты, состоит из круглого гнутого дерева (обода) примерно толщиной 12 - 15 см., в диаметре от 1,5 м, по окружности обода выдалбливали сквозные квадратные отверстия, куда вставляли верхние концы уык - жердей. Обод состоял из цельногнутой березы, в центре устанавливают крестовину - кульдреуш, скреплённую внутри скрещенными жердями. Кульдреуш образуют крест, гнутые в полусферы жерди по три с каждой оси предназначены для прочности конструкции и для того, чтобы не уронить «тундик»; 4) юрта имеет двухстворчатые расписанные и резные деревянные «есик» - двери, это одна из важных частей. К дверям устанавливают войлочный полог выполненный в технике аппликации орнаментом. Н.Ж. Шаханова свидетельствует, что по традиционным представлениям казахов дверные косяки и порог - босага являются священным местом, т.к. там сосредоточено богатство, благополучие, что обусловлено поверием об обязательном соединении в юрте мужского и женского начал, реализованного в соединении жениха и невесты [6, с. 125].
кереге. Сверх туырлыка и уык жерди покрывают узуком и арканом их привязывают к основаниям дверного косяка и бау-баскуром закрепляют к поперечному поясуюрты. На последнем этапе шанырак покрывают «ундиком - квадратным войлоком ссмый веех юрты - купол с отверстиями. Верхнее отверстие вкупо-лс п^дннзначыно доя^о^ри дыма и для проветривания. В центре юрты горячий очаг создавал тепло и уют С наружной части кереге покрывалась циновкой, из-гототленнкК вз степного трсстнвка - чис.йхсхода в юрту истаеклдсь резват или расписная деревянная дверь. Чтобы не проходил холодный воздух, дверь покрывалась узорчатым войлоком. Туырлык, узук имеет трапециевидную фор-мк,нижняячасть узука офмрмхяетот ввидедодеге.Додеге представлтет декх-ративно орнаментированную полосу, бордюр, который вырезается из войлока разныхенетоитнаопредмснио-еасстоснуиритсихио пуишввеееся т дзуку [8, с. 56].
Традиционное убранство юрты всегда поражает любого человека своей красотой и изяществом. Основное выразительное украшение юрты - ручные войлочные ковры - текемет и сырмак. От ярких, разноцветных, тканых пряжами и шттссяиыми ниттмиКас-Саткврот коврокыесорожез юрта выглядивтарятно. Любая вещь прикладного искусства украшена декором и узорным орнаментом (рис. 3).
Чо лнeнлюэчнoгpмфaДссатоMткснчвa,вaсoеныeвpaоиции и техсомо-гии сохранились и в наши дни, что нашло отражение в оформлении предметов быта - изделий из войлока, узорных циновок и тканых вещей, настенных ков-рм, домашн^ртвмри.художествекноеезьбы по дсровчепнкртстаеией гостью, элементами росписи, в чем находят отражение наследие старых мастеров [В,е.11С].
Занимавшиеся выделкой шкур мастера были народными умельцами, которые обрабатывали шкуры крупного рогатого скота, лошадей, верблюдов и мелких животхых. Изшкур животных после выделки шили тон - меховую шубу, дубленку, шалбар - кожаные брюки, тымак - головные уборы.
Посыевы-ески из цжмсосуталикоду раттмтемьхогодеблесия и шиш етик - обувь, кожаные куртки, кисе - пояса и другие утилитарные изделия. Народные мастера по отработанным технологиям изготовляли сосуды для храноеия, псрмеозки и имготевеенсяеолсчнчк пходузтжв: сосрды-тор-сык, саба, суйретпе, месс. Мастер народного прикладного искусства орiмшi л спжцыаеист пр пыетению - мот плести рдмтшки - ей-т^ам™, рдмси, пояса, конские сбруи. Из сухожилий лошадей изготовлял тарамыс - нитки ипя шить«кожи.
Ремесленники по металлу зергер (ювелир) создавали свои предметы из миттллс,кожи и дереиа. С древних времен изготавливались изделия из рога и кости. Резчика по кости называли суйеш. Народные умельцы инкрустировали
Рис. 3. Интерьер юрты
Деревянное колесо - обод (шанырак) разделено на четыре равные части. Также по народной традиции интерьер юрты делится на четыре равносильные грулгыы. Стмое почетнке место - «тор» пре^азрачалосидоягостей,«окносы-га»- мржыеос солтсзто« «тоы Ттыаю» « жекскуя перозкеп и еопд очипут, ои-ка»ывающыяиыход.«тк«м тыртзым, <»шамы1рак»ыонпрод-стачояотсоСоИ четы^^«с«л1^аж, заеюпонсыт и^р^пз като«»й символизирует соедхнвииоЗемли иXleбa.еeтeь«шаиыpaк»»хюдвйoеyоaшэйeртидкoлнпa, как бы связывались с небесными светилами. Человек, находясь внутри юрты, через верхнее отверстие - шанырак определял точное дневное время [7, с. 175].
Рис. 2. Проект юрты в разрезе
Шдыыипк-пе ппостд т»к«дет, д свящоитытюлс какасжгемоолорага, чдыс» и благополучие, продолжение рода и традиций поколения. «Шанырагын бик бол-cпlс>п«Шa«тlыaзын сшкилмысым»,-сыкговкрят газапидогдасовершают С^^тс, пкже^^н^^?^, это от-чарт: п°о хешт сеевябдаех феской и yстейсивоВьли на-оДорот шонытэкпм карм - почп^г^п,^амж^д^,»ом^^мымдсеисяпра«споеюнемие, сто в яовымят Дис. 2у
В ой«»чиае тосот«м н^ес кыл сквxпaстеЫl<oшмы ырчыо й о-п^п™:
1. Туырлык - нижний слой войлочного полотна покрывает часть уык - жердей и
костью агаш тосек - деревянную кровать, есик - двери юрты, уык - основания купольных жердей, а также пюпек - мутовку для приготовления кумыса и чашки -тостаган. Декорировали предметы домашнего обихода орнаментами в технике ювелирного искусства - штамповкой, гравировкой, чеканкой, литьем, чернением, зернью, филигранью.
Юрта как вид народного искусства несет в себе идеи, которые консолидируют материальные ценности с духовным богатством народов Евразии. Поэтому от старшего поколения к порастающим детям передаются традиции, приемы мастерства и технологии художественного труда. В связи с этим интерьерные пред-
Библиографический список
меты искусства и составляющие элементы юрты необходимо изучить с раннего детства в детских садах, школах Казахстана.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что юрта как символ и шедевр кочевой цивилизации казахов определила мировоззренческий опыт кочевой жизни народа и его традиционный духовно-материальный быт. Юрта - кийз уй - казахов как уникальное и утилитарное жилище адаптирована к условиям жизни кочевников, развивается и в наши дни. Самое главное - ее внутреннее убранство, интерьерные предметы оформлены узорно-орнаментальными композиционными средствами.
1. Штерн фон Э.Р Из жизни детей в греческих колониях на Северном побережье Черного моря. Сборник археологических статей, поднесенный графу А.А. Бобринскому. Санкт-Петербург, 1911: 70 - 79.
2. Фазаллах ибн Рузбихан Исфахани. Записки бухарского гостя. Москва: Восточная литература. 1976.
3. Вайнштейн С.И. Проблемы истории жилища степных кочевников Евразии. Советская этнография. 1976; № 4: 42 - 62.
4. Муканов М.С. Казахская юрта. Алма-Ата, 1981.
5. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей. Петербург: Петербургская типография Карла Крайя, 1832.
6. Толеубаев А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (XlX- нач. Ххв.). Алма-Ата: Гылым, 1991.
7. Фатиков РР К семантике шанарака. Проблемы изучения и охраны памятников культуры Казахстана. Алма-Ата,1980: 175 - 185.
8. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей. Петербург: Петербургская типография Карла Крайя, 1832.
References
1. Shtern fon 'E.R. Iz zhizni detej v grecheskih koloniyah na Severnom poberezh'e Chernogo morya. Sbornik arheologicheskih statej, podnesennyj grafu A.A. Bobrinskomu. Sankt-Peterburg, 1911: 70 - 79.
2. Fazallah ibn Ruzbihan Isfahani. Zapiski buharskogo gostya. Moskva: Vostochnaya literatura. 1976.
3. Vajnshtejn S.I. Problemy istorii zhilischa stepnyh kochevnikov Evrazii. Sovetskaya 'etnografiya. 1976; № 4: 42 - 62.
4. Mukanov M.S. Kazahskaya yurta. Alma-Ata, 1981.
5. Levshin A.I. Opisanie kirgiz-kazach'ih, ilikirgiz-kajsackih, ord istepej. Peterburg: Peterburgskaya tipografiya Karla Krajya, 1832.
6. Toleubaev A.T. Relikty doislamskih verovanij v semejnoj obryadnosti kazahov (HIH - nach. ХХ v.). Alma-Ata: Gylym, 1991.
7. Fatikov R.R. K semantike shanaraka. Problemy izucheniya i ohrany pamyatnikov kul'tury Kazahstana. Alma-Ata,1980: 175 - 185.
8. Levshin A.I. Opisanie kirgiz-kazach'ih, ili kirgiz-kajsackih, ord i stepej. Peterburg: Peterburgskaya tipografiya Karla Krajya, 1832.
Статья поступила в редакцию 03.12.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10099
Andreeva N.Yu, Cand.of Sciences (Engineering), senior lecturer, deputy director for educational work, Bogorodsky branch of the Higher School of Folk Arts (Academy) (Bogorodskoye, Russia), E-mail: [email protected]
Gatalsky V.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Honored worker of culture of the Russian Federation, director of St. Petersburg state budgetary professional educational institution "Russian College of Traditional Culture" (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
TWO-LEVEL HIGHER EDUCATION SYSTEM IN THE FIELD OF FOLK ART. The article is dedicated to understanding a problem of relevance of the transition to a two-level system of higher education. The authors give a brief historical background on the origins of the issue, the analysis of the positive and negative sides of the process of implementation of the two-level system in the Russian reality, focusing on the specifics of its functioning in the field of folk arts and crafts. The article describes the activities of the only Russian institution of higher specialized education in traditional applied arts in detail with reference to the Higher school of folk arts (Academy); features of realization of educational process in bachelor's and master's degree are considered; the potential of the named levels of higher education for preservation and revival of traditional national art crafts of Russia, development of regional and historical centers of their existence is revealed.
Keywords: traditional folk arts and crafts, two-level system of higher education, bachelor's degree, master's degree, Higher school of folk arts.
Н.Ю. Андреева, канд. техн. наук, доц., зам. директора по УВР, Богородский филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», пгт. Богородское, E-mail: [email protected]
ВД. Гатальский, д-р пед. наук, Заслуженный работник культуры РФ, директор Санкт-Петербургского ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры», Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
Статья посвящена осмыслению проблемы актуальности перехода к двухуровневой системе высшего образования. Авторы дают краткую историческую справку об истоках вопроса, анализ положительных и отрицательных сторон процесса реализации двухуровневой системы в условиях российской действительности, сосредоточивая особенное внимание на специфике ее функционирования в области народных художественных промыслов. Подробно описана деятельность единственного в России учреждения высшего профильного образования в традиционном прикладном искусстве - Высшей школы народных искусств (академии); рассмотрены особенности реализации образовательного процесса в бакалавриате и магистратуре; выявлен потенциал названных уровней высшего образования для сохранения и возрождения традиционных народных художественных промыслов России, развития регионально-исторических центров их бытования.
Ключевые слова: традиционные народные художественные промыслы, двухуровневая система высшего образования, бакалавриат, магистратура, Высшая школа народных искусств.
Введение двухуровневой системы образования согласно Болонскому соглашению, подписанному в 1999 году министрами образования почти тридцати стран, и присоединение к нему России в 2003 году ознаменовало новый, трудный и тернистый путь образовательной реформы, которая должны была завершиться к 2010 году [1, с. 5]. Подписанный 24 октября 2007 года закон о переходе на двухуровневую систему высшего образования ознаменовал собой трансформацию традиционной системы и введение обучения согласно уровням: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Благодаря старанию ректоров узкопрофильных вузов, сумевших доказать несостоятельность нововведения по отношению к кон-
кретным специальностям, правительством был составлен также перечень вузов, оставивших за собой право вести образовательный процесс по традиционной для России пятилетней системе специалитета [2, с. 70]. Все это неизбежно повлекло за собой появление как сторонников, так и противников реформы.
В частности, сторонники перехода на Болонскую систему ссылались на то, что двухуровневая система высшего образования преследует такие цели, как «улучшение качества выпускников высшей школы, повышение их конкурентной способности на рынке труда в условиях глобализации и интернационализации образования, рациональное сочетание академического и прикладного уровней