DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.022
УДК 7.031.3
ЮРТА - ДРЕВНЕЕ ЖИЛИЩЕ ТУВИНЦЕВ
(аналитический обзор постоянной экспозиции «Мир тувинцев: быт, традиции и культура» в Национальном музее Республики Тыва)
Шойдук Любовь Шулуевна научный сотрудник отдела культуры, искусства и религии Национального музея Республики Тыва. Россия, г. Кызыл [email protected]
В статье представлен аналитический обзор постоянной экспозиции «Мир тувинцев: быт, традиции и культура» в Национальном музее Республики Тыва. Тувинский народ за свою историю накопил колоссальное культурно-эстетическое наследие. Часть тувинских обрядов и традиций требует детального изучения и восстановления для сохранения и передачи потомкам. С развитием цивилизации и переходом в дома и благоустроенные квартиры позабылись строение, структура юрты и быт кочевого народа. В работе даны основные понятия о кочевом жилище, строении юрты, ее убранстве и предметах домашнего обихода, народном искусстве. Обзор музейной экспозиции представляет интерес для исследователей тувинского быта, конструкции древнего жилища кочевых народов Центральной Азии, в частности тувинцев. Изложенные сведения могут быть использованы как дополнительная информация для преподавателей, студентов и учащихся.
Ключевые слова: выставочный проект, мир тувинцев, древнее жилище, структура юрты, быт, традиции, культура, убранство, народное искусство тувинцев, кочевые народы, Центральная Азия.
Библиографическое описание для цитирования:
Шойдук Л.Ш. Юрта — древнее жилище тувинцев / / Искусство Евразии. — 2019. — № 3 (14). - С. 302-316. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.022. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1483113/31/
Постоянная экспозиция, созданная в Национальном музее Республики Тыва в мае 2018 года «Мир тувинцев: быт, традиции и культура», является одним из ключевых проектов последнего периода в музейном пространстве Республики Тыва. Экспозиция находится в зале № 5 второго этажа национального музея РТ. Она создана для популяризации национальных традиций и обычаев и проведения культурных и образовательных мероприятий, в том числе для школьников и молодежи. Музей
Аннотация
располагает богатой коллекцией этнографических экспонатов, предметов декоративно-прикладного искусства.
Выставленные предметы из фондов музея демонстрируют быт, обычаи тувинского народа. «Небесные ворота» у входа в экспозиционный зал подразумевают гостеприимство, доброжелательность и благодатное существование людей, живущих в нем (рис. 1). «Небесные ворота» украшены расписными узорами по многовековой традиции художественного и изобразительного искусства тувинцев.
Рис. 1. Небесные ворота. Лиственница, кедр, фанера, металл; резьба, акрил, эмаль, аэрозоль
«золото». 700 х 150 см. НМ РТ.
Центральное место в экспозиции «Мир тувинцев: быт, традиции и культура» занимает тувинская юрта. Это современная юрта, она изготовлена в 1975 году признанными мастерами-камнерезами из Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва во главе с народным мастером, лауреатом государственной премии им. Репина Когелом Мижитеевичем Саая. Предметы внутреннего убранства и конструкция ее изготовлены в соответствии с многовековыми традициями ранних кочевников-скотоводов. Тувинский народ сумел сохранить свое жилище в первозданном виде благодаря единицам старейших мастеров по изготовлению юрты и предметов домашней утвари.
Основным видом жилища у кочевых скотоводов в Туве, как и у других тюрко-монгольских кочевников, являлась войлочная юрта (кидис вг), история которой насчитывает несколько столетий. «В китайских источниках она зафиксирована еще в I в. н.э., таким образом, ее история насчитывает не менее 21 столетия» [3]. «Общее значение общетюркского слова является "народ", родина. На тувинском языке
"вг" — юрта, при добавлении соединительного союза "-бYле" составляет слово — вг-бYле (семья)» [8].
С течением веков юрта кочевых народов почти не претерпела каких-либо изменений, так как она полностью удовлетворяет потребности кочевника в силу своего удобства и практичности.
Прежде чем понять, что из себя представляет юрта, в чем ее особенность и чем вызвана ее «долговечность», хотелось бы остановиться на особенностях жилища скотоводов. Доктор исторических наук, тувиновед С.И. Вайнштейн писал: «Юрта не нуждается в транспортировке в громоздких повозках, ее можно быстро собрать и разобрать, сравнительно легко перевезти вьюком в малодоступные места, включая горные пастбища, к которым вели лишь узкие тропы. Юрта имеет лишь один существенный недостаток: ее нельзя изготовлять в каждом кочевом хозяйстве. Изготовление ее доступно лишь особым мастерам-ремесленникам» [5]. Действительно, изготовление юрты требует мастерства, глубоких знаний особенностей сооружения. Конструкция юрты (рис. 2) является уникальным творением человечества, составляющим комплекс из нескольких частей. Человек, владеющий эстетическим вкусом, умеющий вкладывать душу в дело, хорошо знающий технологию изготовления юрты, может быть мастером для такого дела. Как отмечалось выше, вся операция по разборке и сборке составляет считанные минуты. «Это связано с тем, что все детали юрты строго унифицированы и стандартизированы. Юрта любого размера имеет присущую только ей модульную систему, выработанную и проверенную самой жизнью в течение веков» [4].
На первый взгляд кажется, что устройство юрты очень простое, а на самом деле это сложное деревянное сооружение, требующее сноровки и умения при установке. Его установка начинается с дверной коробки. Двери тувинских юрт, как правило, смотрят на восток, так как солнце восходит именно оттуда, но в южных районах Тувы устанавливают двери юрты, направленные на юг (по монгольской традиции). Основа юрты — это стены (ханалар), состоящие из деревянного решетчатого остова. Остов стен составляется из связанных между собой складных деревянных решеток, которые определяют размеры и вместимость жилища. Каждая решетка, входящая в общую стенку, состоит из плоских реек, наложенных друг на друга косой клеткой и скрепленных друг с другом с помощью кожаных гвоздей. Благодаря тому, что рейки сжимаются или растягиваются гармошкой, можно уменьшить или увеличить до необходимой высоты юрту или складывать ее во время перевозки. Кровля юрты состоит из жердей (ынаалар), верхний конец которых заострен. Верхним концом жердь упирается в дымовое отверстие (хараача) — центр кровли, а нижний крепится к решеткам. Давление кровли распределяется по стене равномерно, отсюда и прочность, стойкость юрты. Снаружи стена юрты стягивается прочным фалом. Покрыв юрту тонким покрывалом, сверху кладут войлок. Обычно юрта покрывается хорошо прокатанным белым войлоком и поверх перевязывается красивыми плетеными шерстяными веревками из конского хвоста (базырыг, куржангы). Поверх войлока укладывается материя, защищающая войлок от дождя и снега. Такой тканью обычно служит брезент, он обвязывается веревкой. Опоясывается 2-4 поясами («наружный пояс» — даштыкы кур), изготовленными из 3-4-х сложенных (заплетенных) в ряд волосяных веревок. Летом стены ставят выше, крыша от этого становится круче, что предохраняет юрту от дождя. Зимой, наоборот, решетки раздвигают пошире, стены становятся ниже, а крыша — более сферической, что делает юрту теплее и устойчивей при ветре.
Дымовое отверстие (хараача) и есть купол юрты, представляющий собой обод, с внешней стороны которого сделаны отверстия для вставки острых концов жердей. Дымовое отверстие, имеющее крестовину из прутьев (по 3 прута параллельно) и поставленное куполообразно, удерживает кошемную покрышку, закрывающую дымовое отверстие от дождя и снега. Размер юрты зависит от количества звеньев остова. Обычно юрта состоит из 6-8 стен (хана), но может доходить и до 12. Войлочная покрышка для дымового отверстия имеет на конце веревку, с помощью которой оно открывается и закрывается. Свет проникает в жилище через дымовое отверстие, а в теплое время — через открытую дверь. Дымовое отверстие считается самой прочной частью юрты — несущей конструкцией.
Через дымовое отверстие видно голубое небо днем, а ночью — звезды, загадочный мир небес, бесконечное количество звезд и небесное пространство. Хорошо видна плеяда звезд Большой Медведицы. Тувинцы считали, что на протяжении всей жизни им покровительствует Долаан Бурган, т. е. Большая Медведица. Юрту можно назвать своеобразной обсерваторией. Через верхний проем взрослые определяли погоду на следующий день, показывали детям расположение звезд, рассказывали о звездах, о созвездии Большой Медведицы, легенды и мифы, связанные со звездами, с небом. Через дымовое отверстие определялись часы, время: раннее утро, время, когда можно начинать доить коров, время, когда можно отгонять скот на пастбища, время обеда, когда можно пригнать скот на стоянку, время вечерней дойки.
При создании экспозиционного проекта в выставочном зале соблюдены все правила внутреннего убранства, распорядок и последовательность установки мебели, а также других предметов домашнего обихода древних кочевников. Убранство юрты, установка мебели, утвари в юрте имеет особые правила расположения (рис. 3). На одной стороне («мужской части») экспозиционного зала расположены мужские принадлежности, предметы конского снаряжения, а в противоположной части (на «женской стороне») — деревянная кровать, кухонный шкафчик («улгуур»), где хранятся деревянная посуда, продукты питания и другие необходимые вещи для хозяйства.
Рис. 3. Внутреннее убранство юрты. Экспозиция «Мир тувинцев: быт, традиции и культура» в НМ РТ
Таким образом, в юрте каждый предмет, мебель, вещи имеют свое место, также у каждого члена семьи есть свой уголок. При кочевом образе жизни необходимо было рациональное использование пространства, вещей в юрте. Поэтому модель юрты в форме полушария является самым экономным, прочным и совершенным жилищем человека. Не зря древнегреческий ученый отмечал, что «из всех геометрических фигур самым совершенным является круг».
Кажется, в юрте все просто, предметы домашней утвари, на первый взгляд, производят впечатление каких-то примитивных рукодельных изделий, но на самом деле хозяин семьи или мастер, который изготовил эти предметы, вкладывал душу, мастерство и традиции народного искусства. Предметы домашней утвари в юрте очень практичны и удобны в использовании. Убранство юрты — наглядный пример народно-промыслового искусства кочевников: учитывается порода дерева (тополь, кедр, береза), обязательно соблюдаются технологии изготовления деревянных, кожаных вещей, одежды.
В юрте нет перегородки, но, как мы уже упомянули, она условно делится на мужскую и женскую половины, посередине — очаг, вокруг которого собирается большая семья. Поскольку левая сторона юрты — это мужская часть пространства, то в этом ряду экспозиции выставлены предметы, предназначенные для мужчины (рис. 4). Это конское снаряжение в наборе, охотничьи принадлежности, сезонная одежда семьи, обувь, войлочные матрасы, меховые одеяла, сложенные в большие кожаные сумки.
Рис. 4. Мужская половина юрты. Экспозиция «Мир тувинцев: быт, традиции и культура» в НМ РТ.
Особое внимание на мужской стороне экспозиции привлекают современных любителей охоты предмет с названием саадак, охотничья сумка в наборе с масленкой, кожаные мешочки и прибор для измерения пороха, деревянная пороховница, отверстие и затвор из металла, форма из рога марала для пули (рис. 5). Интересен предмет с названием черкан — это деревянный самострел для ловли мелкого пушного зверя. Он был изготовлен мастером камнерезного искусства Черзи Холасаловичем Монгуш в 1963 году. В некоторых кожаных сумках на этой стороне юрты хранятся продукты: просо, ячмень, мука, сушеный творог и т. д.
Гордостью мужчины в семье является лошадь — его друг, помощник, средство передвижения. Обычно на мужской стороне хранятся предметы конского снаряжения: седло (рис. 6), сбруя, арканы и другие предметы. Часто внимание посетителей экспозиции притягивает конское снаряжение, украшенное в скифо-сибирском зверином стиле и с традиционными узорами. Зритель экспозиции заметит такие предметы, как уздечка, плетенная из черной кожи и украшенная бляшками из желтого металла: 5 большими, 8 маленькими, 31 кольцеобразными; также недоуздок, плетенный из черной кожи и украшенный металлическими бляшками (автор работы В.Ш. Салчак,
1986 г.). Интересна принадлежность конского снаряжения — стремена эзенги (рис.7). Стремена сделаны из металла с ажурными узорами на дуге, на дне и на боках, также стремя из металла черного цвета с ажурным орнаментом олчей удазыны (узор «узел счастья») на боках.
Рис. 5. Мужская охотничья одежда. Экспозиция «Мир тувинцев: быт, традиции и культура» в НМ РТ.
Рис. 6. Седло со снаряжением. Экспозиция «Мир тувинцев: быт, традиции и культура» в НМ РТ.
Рис. 7. Коллекция стремян. Экспозиция «Мир тувинцев: быт, традиции и культура» в НМ РТ.
Женская половина — это правая сторона от входа, двери юрты (рис. 8). Внутреннее убранство и предметы юрты изготавливались из дерева, кожи, войлока в условиях домашнего производства и по размерам и материалу были приспособлены к кочевому образу жизни.
Рис. 8. Женская половина юрты. Экспозиция «Мир тувинцев: быт, традиции и культура»» в НМ РТ.
Здесь стоит деревянный кухонный шкафчик (YлгYYP). Он предназначен для хранения продуктов питания, посуды и домашней утвари: деревянных ведер, корыт, деревянных мисок, пиал. Чуть подальше от кухонного шкафчика — низкая деревянная кровать хозяев семьи.
На правой стороне экспозиционного зала — женская одежда (рис. 9), обувь, головные уборы незамужней и замужней женщин, предметы украшения: накосники, кольца серебряные, браслеты. Все эти предметы из коллекции Национального музея Республики Тыва.
Убранство юрты, предметы домашнего обихода — это наглядный пример народно-прикладного искусства. Тувинцы-кочевники любили жизнь, свое жилище, стремились к прекрасному, знали множество секретов изготовления красивых, удобных и прочных предметов, необходимых для домашнего быта. Почти в каждой юрте кочевых скотоводов в женской ее половине обычно стояло несколько деревянных сосудов, покрытых резьбой. Особенно были распространены небольшие деревянные ведерки цилиндрической формы (хуун), предназначавшиеся для молока во время дойки, также для воды. Хуун — единственный предмет кочевника, который мог видеть только член семьи. «Хуун обычно не приходилось одалживать другим семьям. Орнаменты этих сосудов несли из поколения в поколение традиционные мотивы древних узоров»
[2, с. 5]. Их обычно декорировали резным узором (рис. 10). В орнаментации ведерок часто встречаются ромбы с вписанными в них четырехлепестковыми розетками и розетки без обрамления, роговидные фигуры, стянутые полуромбы, горизонтально расположенные переплетения и др. Некоторые сочетания узоров на ведерках повторялись устойчиво и бытовали довольно широко.
Рис. 9. Женская одежда , в НМ РТ.
Экспозиция «Мир тувинцев: быт, традиции и культуре»»
Рис. 10. Ведерко (хуун) с носиком-сливом для дойки козы. Фото Мижит А-Д.Э. 2019 г.
Рис. 11. Сосуд (когээржик) для жидких продуктов с узким горлышком. Кожа, дерево; шитье, я. 165 х 165 см. НМ РТ.
Кочевники-скотоводы издавна знали искусство художественной обработки кожи. Кожаная утварь у тувинских кочевников была достаточно разнообразной. В конце XIX — начале XX вв. кожа шла на изготовление одежды, обуви, конского снаряжения, колчанов, налучий, сосудов для хранения жидкости и некоторых других предметов утвари. Выразительные орнаментальные узоры на кожаных изделиях выполнялись в технике аппликации и тиснения. Особым изяществом и красотой орнаментации отличались имевшиеся почти в каждой семье кожаные фляги с высоким узким «горлышком» (когээржик), предназначавшиеся для кумыса и молочной водки (сут арагазы) (рис. 11).
Шили фляги из кожи крупного рогатого скота: «В выделке кожи для когээржиков тувинцы достигли высокого мастерства. Следует отметить полную непроницаемость таких фляг для жидкостей, их легкость и прочность. У некоторых когээржиков кожа настолько хорошо выделена, что время не оказывает на них никакого воздействия: они тверды, как плотный картон, на ощупь ровные и гладкие, точно отполированные, не коробятся, не мнутся и всегда сохраняют однажды приданную им форму» [2, с. 5]. Когээржики затыкали деревянными пробками, которые прикреплялись к тулову сосуда кожаным ремешком. Их возили, привязывая к седлу, высота их могла быть до 40 см; маленькие (высотой 10-15 см) клали за пазуху, иногда привязывали к поясу. Рассматривая орнаментировку когээржиков, нельзя не отметить выразительность их тисненого или нанесенного на готовое изделие путем процарапывания ножом рисунка. Такие изделия обладают совершенством композиционных элементов при строгой четкости их форм. Мотивы когээржиков достаточно разнообразны — это крестообразные фигуры с роговидными ответвлениями на концах, парноспиральные мотивы, нередко крестообразные розетки из 4-х ромбовидных лепестков, спирали и другие солярные символы, также свастикоподобные фигуры.
Тувинские скотоводы украшали орнаментальной резьбой и росписью различные деревянные изделия: сундуки, двери юрты, низкие столики (ширээ), передние стенки кроватей, колыбели, шкатулки, разнообразную посуду, сосуды для жидкости. Украшали «девятиглазки» — ритуальные ложки («тос трак» — девять глаз) для разбрызгивания молока или чая, даже крюки — вешалки и рукояти шаманских бубнов. Орнаментировали войлочные коврики, валиковые подушки с кожаным торцом. Можно заметить в узорах на ступках множество разнообразных орнаментальных мотивов, выполненных как плоско-выемчатой, так и плоско-рельефной резьбой. Резные узоры нередко сочетаются с красочной росписью, делавшей резные узоры и рельефные изображения еще более выразительными. Ступки для соли и чая имели не только практическое назначение, но и служили украшением тувинского жилища (рис. 12).
Как видим, и сооружение самой юрты, и каждый предмет в ней, даже узоры, для тувинца имеют сакральное значение. Колыбель также считалась священным предметом. «Древние тувинцы очень бережно относились к колыбели ребенка, никогда грубо не клали ее на землю, считая, что такое обращение с колыбелью приведет к тому, что душа ребенка может покинуть тело. Древняя истина гласит, что колыбель — первое гнездо для ребенка, место, где спит, отдыхает и растет» [7, с. 4]. В зимние суровые морозы ребенку в ней тепло и уютно. Это особое приспособление, придуманное для удобства ребенка. Если в семье несколько детей, значит, родители вырастили своих детей благодаря этой колыбели. Боковые края ее обычно украшали узорами или узором
счастья («олчей удазыны» — «узел счастья»), оберегающими младенца от сглазов и взглядов недоброжелателей. Детская люлька обычно висит у изголовья кровати, рядом с матерью.
Самое главное место в юрте — очаг семьи, священное место. Считалось, огонь как один из первоэлементов бытия, огонь-творец («от чаякчы») является частицей солнца, он дает свет, тепло, энергию и жизнь. Ежедневная трапеза в тувинской юрте начиналась с того, что хозяйка юрты клала в огонь небольшие кусочки нетронутой никем свежесваренной пищи. Очень интересна традиция тувинцев украшать держатели котлов на таганах коваными головами баранов, причем количество голов баранов соответствует числу держателей — обычно 3, реже 4. На тагане устанавливается котел и на нем готовят еду для семьи: чай, суп, кашу, кипятят молоко, варят мясо и топленое масло, чвкпек (лакомство из кисломолочной продукции) и др. Вокруг очага должно быть всегда чисто, убрано. Не разрешалось бросать в огонь мусор, объедки и т. д. Земляной пол застилали войлочными ковриками (ширтек). Располагали в юрте вокруг очага 3 или 4 коврика, имеющих трапециевидную форму, причем широкая сторона была слегка округлой и обращенной к стенке жилища. Коврики ширтек делали из нескольких слоев войлока, прошитых белой шерстяной нитью. Стежок делали скрытым швом, образовывавшим на поверхности малозаметную пунктирную линию. Края коврика, которые обращены к центру юрты, обшивались цветной тканью, предпочтительно красной, и черной шерстяной тесьмой. Для бордюра обычны меандровый узор, косая сетка, пунктирные линии.
В центре экспозиционного зала продемонстрирована коллекция котлов, установленных, как в юрте, на таганах разных размеров ручного изготовления (рис. 13). Держатели котла украшены коваными головами баранов и спиралевидными орнаментами.
Рис. 12. Ступка и пест для чая и соли: Дерево, резьба, эмаль цветная. 24,5 х 12 см. НМ РТ.
Рис. 13. Котлы на таганах. Металл, ковка. НМ РТ.
Непременной принадлежностью юрты мало-мальски обеспеченного тувинца Х1Х—ХХ вв. было несколько парных сундуков (аптара), стоявших у стенки, противоположной к входу. Передние стенки сундуков привлекали внимание эффектными узорами. Самая отдаленная от двери часть — перед расписными сундуками — «дер». Это почетное место, место хозяина — главы семьи. Потому что он кормилец семьи, добытчик, работник, воспитатель своих детей. Рядом с хозяином приглашают расположиться почетных гостей, особенно людей почтенного возраста, или же должны сидеть рядом с отцом сыновья — продолжатели рода.
Сундуки (аптара), кровати являются типичной традиционной принадлежностью юрты кочевника, передние стенки аптара, наличники коробки кроватей обязательно украшались расписным, красочным орнаментом. Праздничная ковровая орнаментация служила главным украшением интерьера жилища кочевника, поэтому особо ценилась. В росписях сундуков мастера стремились к богатству цветовой гаммы, в которой преобладали красные, синие, зеленые, желтые цвета, также смелые сочетания красок. Так, например, один из сундуков, представленных в экспозиции, — коричневого цвета, на лицевой стороне в рамке — национальные орнаменты в виде цветков и завитков. По углам завитки желтого цвета, а по четырем сторонам сундука цветы с синими завитками. Открывается сундук сверху, для чего на крышке имеются металлический шарнир и петля. Лицевая сторона другого, красно-коричневого сундука также разделена на четыре части и украшена цветочными узорами.
Вопрос сохранения традиций, обычаев и материальной культуры тувинцев является весьма актуальным сегодня. Министерством культуры РФ и Министерством науки и высшего образования РФ принято совместное решение о введении программы «Народоведение» в средние общеобразовательные учреждения. Но и средние профессионально-технические учебные заведения не должны оставаться в стороне. Будущим строителям, столярам, плотникам и другим специалистам нужна программа
по углубленному изучению народных традиций, по сохранению технологии изготовления юрты, предметов домашнего быта. Желательно участие и привлечение к учебному процессу народных мастеров, проведение ими мастер-классов, интерактивных мероприятий, которые должны быть основными методами практических занятий в учебных заведениях.
В дни празднования Шагаа — Нового года по лунному календарю самым востребованным объектом в музейном пространстве была экспозиция «Мир тувинцев: быт, традиции и культура», где много рассказывалось посетителям о юрте, обычаях и традициях, связанных с юртой, и о празднике Шагаа. С 22 января по 10 февраля 2019 года экспозиционный зал посетило 1440 человек, среди них — 1052 учащихся. На фоне данной экспозиции и в других экспозиционных залах («Тайга в единстве с природой», «Тува — жемчужина Центра Азии» и др.) за это время было проведено более пятидесяти мероприятий к празднованию Шагаа. Описанный выставочный проект стал победителем Х Межрегионального открытого конкурса «Музей года. Южная Сибирь-2018» в номинации «Выставочный проект. Южная Сибирь-2018» (г. Минусинск).
Знакомство с национальными традициями, обычаями и культурой гораздо эффективнее реализуется через ознакомление с краеведческими материалами. Именно здесь впервые молодые люди, дети школьного возраста и другие посетители могут увидеть традиционные национальные костюмы, старинную посуду, предметы труда, конское снаряжение, женские украшения и мужские принадлежности. Предметы, экспонируемые в выставочном зале, вызывают не только у учащейся молодежи, но и у взрослых посетителей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, создают представление о жизни предков в прошлом.
1. Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. — М: «Наука», 1972. — 72 с.
2. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. — М: издательство «Наука», 1974. - 224 с.
3. Донгак С.Ч. Некоторые представления тувинцев, связанные с юртой / / Древняя история и традиционная культура; Научное обозрение Саяно Алтая. — 2012. — №1 (13). [Электронный ресурс] URL: http://haknii.ru/fües/magazine/v3/Dongak_S.Ch._ Nekotorye_predstavlenija_tuvincev_svjazannye_s_jurtoj.pdf (Дата обращения: 09.05.2019).
4. Памятники истории и культуры Монголии. Юрта прежде и теперь [Электронный ресурс]. URL: https://legendtour.ru/rus/mongolia/text/geografia_txt8.shtml (дата обращения: 01.05.2019).
5. Проблемы истории жилища степных кочевников Евразии. Советская этнография [Электронный ресурс]. URL: http://nomadica.ru/biblioteka/se_76_4_vanshtein.html (дата обращения: 12.05.2019).
6. Монгуш Кенин-Лопсан Б. Священные традиции тувинского народа. — М: «Тройка», 1999. — 352 с.
7. Монгуш Кенин-Лопсан Б. Традиционная культура тувинцев. Учебное пособие. — Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 2006. — 49 с.
8. От Анатолии до Монголии [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/index.php/blog/ot-anatolii-do-mongholii.html (дата обращения: 20.05.2019).
Статья поступила в редакцию 11.06.2019 г.
Литература
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.022
THE YURT IS AN ANCIENT DWELLING OF TUVANS (analytical review of the permanent exhibition «The World of Tuvans: life, traditions and culture» in the National Museum of the Republic of Tyva)
Shoyduk Lyubov Shuluyevna Researcher of the Department of culture, art and religion at the National Museum of the Republic of Tyva. Russia, Kyzyl. [email protected]
The article presents an analytical review of the permanent exhibition «The World of Tuvans: life, traditions and culture» in the National Museum of the Republic of Tyva. The Tuvinian people in their history have accumulated a colossal cultural and aesthetic heritage. Part of Tuvan rites and traditions require detailed study and restoration to preserve and transfer to descendants. With the development of civilization and the transition of living in houses and comfortable apartments, the structure of the Yurt and the life of the nomadic people were forgotten. The paper presents the basic concepts of nomadic dwelling, the structure of the Yurt, its decoration and household items, folk art. The review of the museum exhibition is of interest to researchers of Tuvinian life, the construction of the ancient dwelling of the nomadic peoples of Central Asia, in particular, Tuvans. This information can be used as additional information for teachers and students.
Keywords: exhibition project, Tuvinian world, ancient dwelling, yurt structure, way of life, traditions, culture, decoration, Tuvinian folk art, nomadic peoples, Central Asia.
Bibliographic description for citation:
Shoyduk L.Sh. The Yurt is an ancient dwelling of Tuvans. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2019, No. 3 (14), pp. 302-316. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.022. Available at: https://readymag.com/u50070366/1483113/31/ (In Russian).
1. Weinstein S.I. Istoricheskaya etnografiya tuvintsev [Historical Ethnography of Tuvinians]. Moscow, Science, 1972. 72 p.
2. Weinstein S.I. Istoriya narodnogo iskusstva Tuvy [The history of folk art of Tuva]. Moscow, Nauka, 1974. 128 p.
3. Dongak S.Ch. Some representations of Tuvans associated with the yurta. Drevnyaya istoriya i traditsionnaya kul'tura; Nauchnoe obo%renie Sayano Altaya — Ancient history and traditional culture; Scientific review of Sayano Altai, 2012, No 1 (13). Available at: http://haknii.ru/files/
Abstract
References
magazine/v3/Dongak_S.Ch._Nekotorye_predstavlenija_tuvincev_svjazannye_s_jurtoj.pdf (accessed: 09.05.2019).
4. Monuments of history and culture of Mongolia. Yurt before and now. Available at: https://legendtour.ru/rus/mongolia/text/geografia_txt8.shtml (accessed: 01.05.2019). (In Russian)
5. Problems of the history of the dwelling of the steppe nomads of Eurasia. Soviet ethnography. Available at: http://nomadica.ru/biblioteka/se_76_4_vanshtein.html (accessed: 12.05.2019). (In Russian)
6. Mongush Kenin-Lopsan B. Svyashchennye traditsii tuvinskogo naroda [Sacred traditions of the Tuvinian people]. Moscow, Troika, 1999. 352 p.
7. Mongush Kenin-Lopsan B. Traditsionnaya kul'tura tuvintsev. Uchebnoe posobie [Traditional culture of Tuvans. Tutorial].Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatelstvo, 2006. 49 p.
8. From Anatolia to Mongolia. Available at: https://multiurok.ru/index.php/blog/ot-anatolii-do-mongholii.html (accessed: 20.05.2019). (In Russian)
Received: June 11, 2019.